Нормативно-правовые акты
Нормативно-правовые акты/ Деятельность отдельных отраслей/ Энерго-, тепло- и водоснабжение. Бытовое обслуживание населения/ Указ Президента Республики Узбекистан от 26.11.2019 г. N УП-5883 "О мерах по совершенствованию управления водными ресурсами Республики Узбекистан для повышения уровня обеспеченности населения питьевой водой и улучшения ее качества"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
26.11.2019 г.
N УП-5883
О МЕРАХ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ
ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ РЕСПУБЛИКИ
УЗБЕКИСТАН ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ
ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПИТЬЕВОЙ
ВОДОЙ И УЛУЧШЕНИЯ ЕЕ КАЧЕСТВА
За последние годы в стране последовательно реализуются реформы в сфере водопользования, в том числе водоснабжения и водоотведения, с принятием комплексных мер по рациональному использованию воды, обеспечению ее качества и безопасности, а также внедрению современных инновационных систем учета водопотребления.
Созданы новые структуры управления водными ресурсами для обеспечения эффективного регулирования водопользования, активно проводится работа по привлечению частного сектора в сферу водоснабжения и водоотведения.
Однако в связи с глобальными климатическими изменениями в республике увеличивается продолжительность засушливых сезонов, снижаются площади запасов снега в горах, повышается повторяемость маловодья, что приводит к увеличению риска возникновения дефицита воды.
Наряду с этим не осуществляется на должном уровне координация деятельности уполномоченных государственных органов при управлении водным балансом страны, а также не налажена эффективная система осуществления мониторинга качества и безопасности водных ресурсов.
В целях обеспечения рационального использования воды, удовлетворения потребностей населения и отраслей экономики в безопасных и качественных водных ресурсах, создания эффективной системы управления водным балансом, а также в соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах:
1. Принять к сведению, что Министерством жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан (далее - Министерство) с привлечением ведущих зарубежных экспертов разрабатывается концепция Стратегии развития водоснабжения и водоотведения Республики Узбекистан, предусматривающая:
создание единой централизованной системы учета, мониторинга, обеспечения безопасности и качества вод Единого государственного водного фонда республики;
организацию на базе предприятий водоснабжения республики отдельной корпоративной структуры, осуществляющей выполнение функции единого оператора при эксплуатации объектов систем водоснабжения и водоотведения;
внедрение системы "Цифровой водоканал", обеспечивающей автоматизацию системы управления водными ресурсами республики и перевод в цифровой формат всех бизнес-процессов в данной сфере;
привлечение инвестиций, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, с целью осуществления модернизации и технического перевооружения предприятий отрасли;
кардинальное совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов отрасли с учетом современных требований и стандартов.
2. Определить Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан (далее - Министерство водного хозяйства) уполномоченным государственным органом в области координации учета, мониторинга, обеспечения безопасности и качества вод Единого государственного водного фонда, возложив на него следующие дополнительные задачи:
сбор, обобщение и систематизация информации уполномоченных органов и организаций о количественных и качественных показателях вод Единого государственного водного фонда с созданием единой информационной системы водного баланса;
проведение мониторинга достоверности предоставляемой уполномоченными органами и организациями информации о состоянии учета воды, обеспечении ее безопасности и качества с выработкой, при необходимости, мер по устранению выявленных недостатков;
координацию деятельности уполномоченных органов и организаций по учету, мониторингу, обеспечению безопасности и качества вод Единого государственного водного фонда;
координацию внедрения в сферу водопользования современных инновационных технологий, в том числе автоматизированной системы учета количества и качества воды, с обеспечением их интеграции в единую информационную систему водного баланса республики.
3. Ввести в структуру центрального аппарата Министерства должность первого заместителя министра, ответственного за обеспечение учета, мониторинга, безопасности, качества и создания стратегических запасов питьевой воды, а также организацию и координацию внедрения современных технологий в системы водоснабжения и водоотведения.
5. Согласиться с предложениями Министерства, Министерства экономики и промышленности, Министерства финансов, Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан о:
передаче в структуру Министерства Государственной инспекции по контролю за использованием питьевой воды при Кабинете Министров Республики Узбекистан с преобразованием ее в Инспекцию по контролю за использованием питьевой воды при Министерстве жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан и сохранением действующих задач и функций, а также порядка финансирования;
создании акционерного общества "Узсувтаъминот" и формировании его уставного капитала за счет передачи активов и долей государства в уставных капиталах государственных унитарных предприятий Министерства, указанных в приложении N 1 к настоящему Указу, а также преобразовании данных предприятий в общества с ограниченной ответственностью;
передаче с 1 января 2020 года функции Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан по обеспечению полноты и своевременности платежей, сокращению задолженности потребителей за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения АО "Узсувтаъминот" и организациям, входящим в его состав.
6. Установить порядок, в соответствии с которым:
Министерством водного хозяйства ведется единая информационная система водного баланса республики, отражающая данные о количественных и качественных показателях в отношении всех видов вод Единого государственного водного фонда;
Министерство горнодобывающей промышленности и геологии, Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата, Агентство по кадастру при Министерстве экономики и финансов и АО "Узсувтаъминот" на системной основе представляют в Министерство водного хозяйства учетную информацию о количественных и качественных показателях в отношении всех видов вод Единого государственного водного фонда;
Министерство водного хозяйства проводит мониторинг достоверности учета воды, состояния ее безопасности и качества с внесением подтвержденных и обновленных сведений в единую базу данных, а также вырабатывает меры по устранению выявленных недостатков с направлением их в уполномоченные органы и организации в области регулирования использования вод;
Министерство водного хозяйства систематически представляет в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров отчет о состоянии учета воды, обеспечении ее безопасности и качества, а также формирования единого водного баланса республики с конкретными предложениями.
7. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок утвердить Положение об Инспекции по контролю за использованием питьевой воды при Министерстве жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан и "Дорожную карту" по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения населения республики услугами водоснабжения и водоотведения.
8. Министерству финансов совместно с Министерством в месячный срок провести инвентаризацию задолженности предприятий водоснабжения перед международными финансовыми институтами и внести в Кабинет Министров предложения по ее погашению с уменьшением финансовой нагрузки на Государственный бюджет Республики Узбекистан.
9. Министерству инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан совместно с Министерством в месячный срок обеспечить формирование перечня проектов на предстоящие годы по улучшению систем водоснабжения и водоотведения, реализуемых за счет кредитных средств международных финансовых институтов, а также разработку по ним технико-экономических обоснований с недопущением реализации низкорентабельных проектов и проектов, по которым покрытие кредитов за счет оказываемых услуг составляет менее 50 процентов.
10. Министерству совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли, Агентством по развитию государственно-частного партнерства при Министерстве финансов Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей в месячный срок принять меры по реализации проектов на условиях государственно-частного партнерства по модернизации и управлению системами водоснабжения и водоотведения Республики Каракалпакстан и областей с привлечением зарубежных консультантов.
11. Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с иными заинтересованными ведомствами в трехмесячный срок обеспечить выработку стратегических направлений, единого подхода, механизмов и этапов автоматизации и перевода в цифровой формат всех процессов использования воды.
12. Внести дополнения и изменения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению N 2.
13. Министерству совместно с заинтересованными ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров:
проект постановления Президента Республики Узбекистан о дальнейшем совершенствовании системы водоснабжения республики;
предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
14. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Гулямова Р.А.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Указу Президента РУз
от 26.11.2019 г. N УП-5883
ПЕРЕЧЕНЬ
государственных унитарных предприятий
Министерства жилищно-коммунального обслуживания
Республики Узбекистан, преобразуемых в общества
с ограниченной ответственностью, активы и доли
государства в которых передаются для формирования
уставного капитала АО "Узсувтаъминот"
N |
Наименование предприятий
|
Государственная доля (%) |
1. |
ГУП "Управление по эксплуатации межрегионального водопровода "Туямуюн - Нукус"
|
100 |
2. |
ГУП "Управление по эксплуатации межрегионального водопровода "Туямуюн - Ургенч"
|
100 |
3. |
ГУП "Управление по эксплуатации межрегионального водопровода "Дамходжа"
|
100 |
4. |
ГУП "Управление по эксплуатации межрегионального водопровода Чимган-Чарвакской рекреационной зоны Ташкентской области"
|
100 |
5. |
ГУП "Сувокава" Андижанской области
|
100 |
6. |
ГУП "Сувокава" Бухарской области
|
100 |
7. |
ГУП "Сувокава" Джизакской области
|
100 |
8. |
ГУП "Сувокава" Кашкадарьинской области
|
100 |
9. |
ГУП "Сувокава" Навоийской области
|
100 |
10. |
ГУП "Сувокава" Наманганской области
|
100 |
11. |
ГУП "Сувокава" Самаркандской области
|
100 |
12. |
ГУП "Сувокава" Сурхандарьинской области
|
100 |
13. |
ГУП "Сувокава" Сырдарьинской области
|
100 |
14. |
ГУП "Сувокава" Ферганской области
|
100 |
15. |
ГУП "Сувокава" Ташкентской области
|
100 |
16. |
ГУП "Сувсоз" города Ташкента
|
100 |
к Указу Президента РУз
от 26.11.2019 г. N УП-5883
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ,
вносимые в некоторые акты Президента
Республики Узбекистан
1. В пункте 2 Указа Президента Республики Узбекистан от 18 апреля 2017 года N УП-5017 "О мерах по дальнейшему совершенствованию управления системой жилищно-коммунального обслуживания":
дополнить абзацем третьим следующего содержания:
"координацию учета, мониторинга, обеспечения безопасности и качества вод Единого государственного водного фонда, а также формирования единого водного баланса";
абзацы третий - десятый считать соответственно абзацами четвертым - одиннадцатым;
дополнить абзацем седьмым следующего содержания:
"изучение проблем и методологическое обеспечение сферы благоустройства территорий";
абзацы седьмой - одиннадцатый считать соответственно абзацами восьмым - двенадцатым.
2. Пункты 3 и 4 Указа Президента Республики Узбекистан от 18 апреля 2017 года N УП-5018 "Об образовании Государственной инспекции по контролю за использованием питьевой воды при Кабинете Министров Республики Узбекистан" признать утратившими силу.
3. В Указе Президента Республики Узбекистан от 29 мая 2017 года N УП-5059 "О мерах по дальнейшему укреплению платежной дисциплины в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа, а также коренному совершенствованию системы исполнительного производства":
а) в пункте 2:
в абзаце третьем слова "водопроводным и канализационным сетям, водоводам" заменить словом "сетям";
из абзацев четвертого - седьмого слова "и воду" исключить;
из абзаца восьмого слова "и услуги водоснабжения и водоотведения" исключить;
б) в пункте 6:
абзац шестой исключить;
абзацы седьмой - семнадцатый считать соответственно абзацами шестым - шестнадцатым.
4. В Указе Президента Республики Узбекистан от 16 ноября 2017 года N УП-5241 "О мерах по кардинальному совершенствованию платежной дисциплины в сфере оказания услуг водоснабжения и водоотведения":
пункты 1 - 3 признать утратившими силу;
в пункте 8 слова "Государственной инспекции по контролю за использованием питьевой воды при Кабинете Министров" заменить словами "Инспекции по контролю за использованием питьевой воды при Министерстве жилищно-коммунального обслуживания".
6. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 18 апреля 2017 года N ПП-2900 "Об организации деятельности Министерства жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан":
б) в пункте 7:
абзац второй после слов "жилищного фонда" дополнить словами "и Инспекцией по контролю за использованием питьевой воды";
абзацы четвертый - восьмой заменить абзацами четвертым - девятым следующего содержания:
"74 процента от компенсационных выплат за загрязнение окружающей среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан в части, касающейся канализационных сбросов;
гранты международных доноров, благотворительные пожертвования;
сумму специальных надбавок к тарифам на услуги питьевого водоснабжения и канализации, устанавливаемую Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента по согласованию с территориальными финансовыми органами;
доходы от размещения временно свободных средств Фонда и другие поступления, не запрещенные законодательством.
Установить, что сумма специальной надбавки к тарифам на услуги питьевого водоснабжения и канализации является целевым поступлением, не включается в налогооблагаемую базу при исчислении всех видов налогов и других обязательных платежей, а также не подлежит отражению в отчете о финансовых результатах организаций водоснабжения и канализации.
Министерству жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента обеспечить открытие в обслуживающих банках организациям водоснабжения и канализации специального счета для аккумулирования средств специальной надбавки к тарифам на услуги питьевого водоснабжения и канализации, с направлением средств в Фонд развития жилищно-коммунального обслуживания Министерства жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан.";
д) текст приложения N 2 изложить в следующей редакции:
"СТРУКТУРА
центрального аппарата Министерства
жилищно-коммунального обслуживания
Республики Узбекистан
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Коллегия министерства |
Министр |
|
Помощник |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Первый заместитель министра |
|
Заместитель министра |
|
Заместитель министра |
|
Заместитель министра |
Сводное информационно- аналитическое управление 1 |
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|