ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2020 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 15 по 21 февраля 2020 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

           

(за период с 15 по 21 февраля 2020 г.)


С июня металлопрокат должен быть сертифицированным

       

Кооперации по выращиванию лимонов начнут субсидировать

    

Регламентирован оборот наркотических средств, их аналогов, психотропных

веществ и прекурсоров

      

Срок действия сертификата соответствия систем менеджмента сокращен

      

Утвержден двухлетний план развития службы пробации

      

На оснащение частных клиник - $50 млн

        

В Узбекистане создадут 91 спортивно-образовательное учреждение

        

Реформа местного самоуправления обрела контуры

      

Новый комплекс схода граждан - в каждой махалле

      

В строительстве применяется типовая тендерная документация

       

Как ведется консульский учет граждан за рубежом

      

Клиникам репродуктологии утвердили нормы оснащения

     

Как получить лицензию на аффинажную деятельность

      

Определен порядок функционирования специальных экономических зон

       

Как создать организацию по рефинансированию ипотеки

         

В Нукусе создается мединститут с клиникой



С июня металлопрокат должен быть сертифицированным. Об этом говорится в Постановлении Кабинета Министров от 17.02.2020 г. N 89.


Напомним, в декабре 2019 года Правительство приняло документ о качестве и безопасности строительного металлопроката (Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14.12.2019 г. N 999). В нем содержится ряд мер, в числе которых - изучение деятельности производителей металлопроката специально созданными межведомственными рабочими группами.


Проведенный ими анализ производственного процесса на 117 таких предприятиях показал наличие недостатков, влияющих на безопасность готовой продукции и непосредственно производства. В этой связи Кабинет Министров решил, что с 1 июня 2020 года:

а) каждая партия реализуемого и используемого в производстве металлопроката должна сопровождаться документом о качестве, оформленным производителем (импортером) на основании положительных результатов испытаний. Если у изготовителя нет производственных лабораторий, он может обращаться в иные испытательные лаборатории, в том числе на договорной основе;

б) в перечень видов продукции (как импортной, так и местного производства), подлежащей обязательной сертификации, включаются:

q металлочерепица кровельная (гофрированная), изготовленная из нелегированной стали методом прокатки, штамповки, обрезки, имеющая двустороннее цинковое покрытие, и доборные кровельные элементы, изготовленные из листового оцинкованного стального проката - фурнитура, аксессуары и комплектующие для кровель из плоского проката (код ТН ВЭД: 7308 90 590 0);

q панели, состоящие из двух стенок, изготовленных из гофрированного (ребристого) листа с изоляционным наполнителем - стеновые и кровельные сэндвич-панели (код ТН ВЭД: 7308 90 510 0);

До 1 апреля сформируют и опубликуют реестр производителей металлопроката и продукции строительного назначения из него, качество которых соответствует требованиям нормативных документов в области технического регулирования. Реестр будет ежегодно обновляться.

в) службы заказчика по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов, финансируемых за счет централизованных инвестиций, при Совете Министров Каракалпакстана, хокимиятах областей и Ташкента, министерствах и ведомствах отвечают за покупку и применение сертифицированной металлопродукции строительного назначения;

г) запрещено использование индукционных печей при производстве и применении металлопроката строительного назначения (в других целях - можно).

Выпуск, реализация и применение металлопроката и продукции из него будут приостанавливать при выявлении несоответствия металлопроката нормативам и применения на объектах некачественных стройматериалов и изделий, влияющих на сейсмостойкость зданий и сооружений либо создающих угрозу жизни и здоровью человека.

Идентифицировать опасные производственные объекты, в том числе те, где получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов, может исключительно аккредитованная экспертная организация. При том идентификация происходит до ввода их в эксплуатацию.


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Постановление от 19.02.2020 г. N ПП-4610 "О дополнительных мерах по дальнейшему развитию сферы лимоноводства".


В 2018-2019 гг. за счет зарубежных кредитных линий в размере $46 млн удалось создать современные лимонные плантации на площади 730 га. Общая площадь теплиц по выращиванию лимонов достигла 1 221 га. В текущем году под реализацию проектов в этом направлении дополнительно выделяется 2,5 тысячи га земли, а на их финансирование должны изыскать как минимум $100 млн (средства международных финансовых институтов).

Чтобы добиться намеченных целей, предпринимаются дополнительные меры. В частности:

q Ассоциация производителей и экспортеров лимонов, созданная в 2018 году (Постановление Президента Республики Узбекистан от 06.03.2018 г. N ПП-3586), переименована в Ассоциацию производителей и экспортеров цитрусовых, субтропических и тропических растений;

q в порядке эксперимента при Научно-исследовательском институте садоводства, виноградарства и виноделия имени академика М. Мирзаева с участием Ассоциации создается Научно-практический центр цитрусовых, субтропических и тропических растений. Центру выделят 12 га земли для собственного здания и теплиц за счет территории НИИ садоводства, виноградарства и виноделия;

q при Ташкентском государственном аграрном университете намерены создать малое инновационное предприятие по выращиванию цитрусовых, субтропических и тропических растений на основе ГЧП. Его основная задача обеспечить интеграцию "наука - образование - производство" посредством проведения учебных занятий в сочетании с производством, формировании у студентов практических навыков.

Уже с 1 марта 2020 года внедряется новый порядок сооружения лимонных плантаций со следующим распределением обязанностей участников процесса:

    

       


Агентство по развитию

садоводства и тепличного

хозяйства при Министерстве

сельского хозяйства

       

     

Совет Министров

Республики Каракалпакстан,

хокимияты областей

и районов

     

     

Кооперации (кластеры),

создаваемые с участием

перерабатывающих

предприятий и организаций-

экспортеров

      

    

Производители

продукции

        

q определяет стандарты для вновь создаваемых лимонных плантаций (сорт и качество саженцев, схему посадки, требования, предъявляемые к теплицам, ресурсосберегающие технологии и другие);

q организует внедрение передового зарубежного опыта и ресурсосберегающих инновационных технологий в развитие сферы лимоноводства;

q принимает меры по привлечению льготных ресурсов и грантовых средств международных финансовых институтов для финансирования затрат на создание лимонных плантаций;

q проводит учебные семинары для руководителей создаваемых коопераций (кластеров) и производителей лимонов с участием перерабатывающих предприятий и организаций-экспортеров;

q создает специальные питомники по выращиванию сертифицированных и гарантированных саженцев лимонов, а также координирует деятельность хозяйств, выращивающих саженцы лимонов.

   

q формируют перечень перерабатывающих предприятий и организаций-экспортеров, работающих на основе кооперации (кластера), а также закрепляют за ними производителей лимонов;

q обеспечивают выделение в короткие сроки требуемых земельных участков для лимонных плантаций и их сооружение на основе определенных стандартов;

q устанавливают меры по повышению урожайности и увеличению производства продукции, своевременному проведению намеченных агротехнических мероприятий.

    

q внедряют систему эффективного делопроизводства по налаживанию на основе взаимного сотрудничества кооперационной деятельности с производителями лимонов, а также сортировке, переработке, хранению, упаковке и экспорту выращенной продукции;

q сооружают лимонные плантации и передают их субъектам предпринимательства на долгий срок на условиях лизинга, выделяют специалистов для проведения агротехнических мероприятий, предоставляют научно обоснованные агрономические рекомендации;

q на основе требований производителей лимонов обеспечивают их саженцами лимонов, минеральными удобрениями, горюче-смазочными материалами и другими материально-техническими ресурсами;

q повышают квалификацию производителей лимонов с привлечением ученых данной сферы и специалистов, имеющих многолетний опыт.

    

q обеспечивают полную посадку саженцев лимонов и своевременное проведение агротехнических мероприятий на основе требований кооперации;

q осуществляют первоначальные выплаты согласованной части расходов по сооружению лимонных плантаций;

q обеспечивают поставку выращенной продукции в определенные сроки и в качестве согласно заключенным договорам.

      

      

      

Лимонные плантации сооружаются на высвобождаемых из-под хлопка и зерновых, вводимых в оборот землях с применением ресурсосберегающих технологий. Средства на это выделяются в рамках программы "Каждая семья - предприниматель", а также Фондом развития садоводства и тепличного хозяйства, Государственным фондом содействия занятости, Фондом поддержки фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель и за счет ресурсов международных финансовых институтов.

С 1 марта объединенные в кооперации фермерские и дехканские хозяйства, агропредприятия и субъекты предпринимательства, выращивающие лимоны, могут рассчитывать на субсидии:

q за счет Фонда развития садоводства и тепличного хозяйства  - не более 30 млн сумов за каждый га земли, на покрытие расходов по сооружению новых лимонных плантаций и закупке саженцев;

q Агентства продвижения экспорта при Министерстве инвестиций и внешней торговли - до 25% транспортных расходов (ж/д и авиатранспортом), связанных с экспортом плодов лимона.

Кроме того, такие кооперации пользуются льготами, предусмотренными Постановлением Президента от 11.12.2019 г. N ПП-4549 "О дополнительных мерах по дальнейшему развитию плодоовощеводства и виноградарства, созданию в отрасли цепочки добавленной стоимости".


* * *



Кабинет Министров РУз Постановлением от 14.02.2020 г. N 85 утвердил два положения в сфере оборота наркотических средств, их аналогов, психотропных веществ и прекурсоров.


Напомним, что:

q оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров является лицензируемым видом деятельности (Закон Республики Узбекистан "О наркотических средствах и психотропных веществах");

q отменена выдача разрешения органами внутренних дел на перевозку наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (Указ Президента РУз от 11.04.2018 г. N УП-5409);

q лицензирование деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров возложено на Минздрав (Постановление Кабинета Министров РУз от 28.06.2002 г. N 236);

q хранение и перевозка наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров осуществляется только юридическими лицами, которые при подаче заявления в Минздрав представляют заключение органов внутренних дел о соответствии объектов техническим требованиям (Постановление Кабинета Министров РУз от 16.07.2003 г. N 315).


Первый из утвержденных документов - Положение о порядке выдачи заключения о соответствии объектов (помещений) техническим требованиям по хранению наркотических средств, их аналогов, психотропных веществ и прекурсоров.

Уполномоченными органами по выдаче заключения являются управления патрульно-постовой службы и охраны общественного порядка МВД Республики Каракалпакстан, ГУВД города Ташкента и Ташкентской области, а также УВД областей.

В Положении определены критерии разделения объектов (помещений) на три категории, а также соответствующие им режимы и технические требования. Порядок выдачи заключения о соответствии объектов (помещений) техническим требованиям по хранению наркотических средств, их аналогов, психотропных веществ и прекурсоров отражен в утвержденной схеме.

За рассмотрение заявления о выдаче заключения сборы не взимаются. Основаниями для отказа в выдаче заключения могут быть:

q отсутствие в заявлении сведений, установленных Положением, или неполное их указание, либо наличие в заявлении неверных сведений или искаженных сведений;

q несоответствие объекта (помещения) требованиям, установленным Положением.

Отказ по другим основаниям, в том числе по причине нецелесообразности, не допускается.

Второй документ - Положение о порядке перевозки наркотических средств, их аналогов, психотропных веществ и прекурсоров на территории Республики Узбекистан.

Грузоотправителем и грузополучателем в данном случае могут быть только юрлица, имеющие лицензии. Перевозка указанных средств и веществ автотранспортом, а также в качестве ручной клади на ж/д и воздушном транспорте допускается только под обязательным наблюдением ответственного лица - представителя грузоотправителя (грузополучателя), осведомленного об их свойствах и имеющего навыки обращения с ними.

По решению грузоотправителя (грузополучателя) перевозка может осуществляться в багажных отделениях воздушных судов и грузовых ж/д вагонах под наблюдением ответственных лиц. Также по решению грузоотправителя (грузополучателя) перевозка может происходить под охраной их сотрудников. Ответственные за перевозку лица, сотрудники охраны, грузчики, водители авто назначаются приказом (распоряжением) грузоотправителя или грузополучателя.

В Положении определены обязанности лиц, ответственных за осуществление перевозки, а также отдельные требования к упаковке, маркировке, погрузке (разгрузке), приему-передаче, хранению наркотических средств, их аналогов, психотропных веществ и прекурсоров при их перевозке автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом.

Требования обоих положений не относятся к наркотическим средствам и психотропным веществам, используемым при экспертной и оперативно-розыскной деятельности органов и подразделений МВД, СГБ, ГТК и учреждений судебной экспертизы Минюста.


* * *



В Положение о порядке сертификации систем менеджмента (рег. МЮ N 2754 от 16.01.2016 г.) внесли поправки (рег. МЮ N 2754-2 от 19.02.2020 г.). Они вступят в силу через три месяца.

Суть поправок в следующем:

q во-первых, конкретизировано, что при подаче заявки на сертификацию в электронной форме орган по сертификации систем менеджмента (ОССМ) уведомляет заявителя о ее получении в тот же день;

q во-вторых, руководство по качеству к заявке на сертификацию прилагается только при наличии такового;

q в-третьих, сокращены сроки:

q действия сертификата соответствия - с 5 до 3 лет со дня его регистрации в Государственном реестре;

q хранения комплектов документов (заявки на сертификацию, отчеты, планы аудитов систем менеджмента, решения руководства ОССМ и копии сертификатов соответствия) в ОССМ - с 6 до 4 лет;

q в-четвертых, предельный срок, на который Агентство "Узстандарт" и ОССМ, выдавший сертификат соответствия, могут приостановить его действие, составляет 6 месяцев (сейчас - 10 дней). А основаниями для этого могут также быть:

q отказ организации от проведения инспекционного контроля или отсутствие разрешения его провести в требуемый срок;

q добровольное обращение организации с заявлением о приостановлении сертификата.

Форма бланка, на котором оформляется сертификат соответствия, также обновлена.


* * *



Кабинет Министров принял Постановление от 14.02.2020 г. N 84 "О дополнительных мерах по эффективной организации деятельности Службы пробации органов внутренних дел".


Для справки. Служба пробации создана в 2018 году при Главном управлении исполнения наказания МВД. Ее основные задачи и организационная структура указаны в Постановлении Президента от 07.11.2018 г. N ПП-4006.


Правительством утвержден План мероприятий по эффективной организации деятельности Службы пробации органов внутренних дел в 2020-2021 годах, в рамках которого:

q примут нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок ограничения выезда с территории республики поднадзорных лиц, в случае их самовольного оставления места жительства с целью уклонения от административного надзора;

q министр внутренних дел утвердит порядок поощрения сотрудников подразделений (групп) пробации за счет средств Фонда развития службы пробации;

q введут порядок прохождения практики в подразделениях (группах) пробации студентами, обучающимися в соответствующих вузах по направлению "Психология";

q внедрят систему повышения квалификации сотрудников в Институте повышения квалификации МВД;

q в учебные программы юридических вузов включат специальные темы по изучению социально-психологического портрета поднадзорных лиц;

q организуют служебные командировки сотрудников за рубеж для прохождения стажировки и изучения зарубежного законодательства;

q усилят научные исследования в данной сфере.

Также Постановлением определен механизм взаимодействия министерств и ведомств по оказанию социально-правовой и психологической помощи лицам, находящимся под надзором служб пробации. Исходя из соответствующих функциональных направлений определенные задачи возложены на МВД, Минтруда, Минздрав, МВССО, МНО и ряд других ведомств.

Особое место в межведомственном взаимодействии отводится задачам госорганов и организаций, общественных объединений в работе по установлению действенного надзора за соответствующими лицами, социальной адаптации несовершеннолетних, реализации мер по профилактике правонарушений.

Также уделено внимание обеспечению занятости и овладению поднадзорными лицами востребованными трудовыми навыками и профессиями, прохождению ими медосмотра и необходимого лечения, профилактики алкогольной и наркотической зависимости. При необходимости могут организовать обучение данного контингента и получение ими образования.

Чтобы повысить эффективность работы подразделений (групп) пробации, их обеспечат высокоскоростным Интернетом за счет дополнительных средств местных бюджетов.


* * *



Принято Постановление Президента РУз от 18.02.2020 г. N ПП-4606 "О дополнительных мерах поддержки развития частных медицинских организаций".


За счет целевых льготных средств в сумме $28 млн, выделенных через АКБ "Асака", по всей стране реализовано 186 проектов по оснащению частных клиник современным медоборудованием.

Поскольку практика себя оправдала, банку откроют кредитную линию Фонда реконструкции и развития в размере $50 млн на финансирование до 60% стоимости проектов в сфере частной медицины. Условия - до 10 лет с 3-летним льготным периодом под 5% годовых (без учета маржи АКБ "Асака").

Эти средства пойдут на приобретение нового импортного медоборудования (кроме косметологического) и комплектующих к нему. При этом будет учитываться спрос на платные медуслуги и наличие в частной клинике квалифицированного персонала, способного обслуживать закупаемое оборудование.

К октябрю текущего года должны проработать вопрос привлечения долгосрочной кредитной линии на сумму $100 млн для поддержки развития частных медорганизаций.


* * *



В Узбекистане создадут 91 спортивно-образовательное учреждение. Это определено Постановлением Кабинета Министров РУз от 17.02.2020 г. N 90 "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности спортивно-образовательных учреждений".


В 2020-2024 годах в поэтапно строящихся спортсооружениях будут созданы 23 детско-юношеские спортивные школы, а также 68 их филиалов с достаточным количеством спортивных сооружений.

Документом также утверждено Положение о порядке оценки эффективности деятельности спортивно-образовательных учреждений в системе Министерства физической культуры и спорта на основе рейтинговой системы. Одна из основных задач рейтинговой оценки - развитие олимпийских видов спорта посредством увеличения количества занимающихся ими в спортивно-образовательных учреждениях.


* * *



Создание нового Министерства, структурные преобразования в сходах граждан и пересмотр их функций, переход на новую систему финансирования органов самоуправления - это и многое другое предусмотрено Указом Президента РУз от 18.02.2020 г. N УП-5938.


В стране образуется ведомство по разработке и реализации единой госполитики в сфере поддержки семьи, женщин и престарелых, защиты их прав и законных интересов, сотрудничеству с органами самоуправления граждан - Министерство по поддержке махалли и семьи с подразделениями в Каракалпакстане, областях, Ташкенте и районах (городах). При том главы территориальных подразделений являются зампредседателя Совета Министров и замхокима, соответственно.

В структуру Министерства переходит Научно-исследовательский институт "Махалла ва оила", созданный на базе центра "Оила" при Кабинете Министров и центра "Махалла". А Комитет женщин Узбекистана, Республиканский совет по координации деятельности органов самоуправления граждан и территориальные отделения фонда "Нуроний" - упраздняются. Их функции возложены на подразделения Министерства.

Об актуальных проблемах и недостатках в работе органов самоуправления граждан и об их решении территориальные подразделения Министерства будут ежеквартально докладывать на заседаниях соответствующих Кенгашей народных депутатов, а министр - ежегодно на пленарном заседании Сената.

В структуре самих органов самоуправления произошли следующие изменения:

      

      

     

Упраздняются

      

       

Создаются (вводятся)

      

     

Должности

      

зампредседателя схода граждан:

q советника по социальным и духовно-просветительским вопросам;

q советника по содействию предпринимательству, владельцам приусадебных земель и делам благоустройства;

q консультанта по вопросам молодежи;

q консультанта по делам престарелых и ветеранов.


q зампредседателя схода граждан:

- по вопросам правопорядка;

- по делам семьи, женщин и социально-духовным вопросам;

- по вопросам благоустройства, приусадебных земель и предпринимательства;

q специалист по делам семьи и женщин;

q советник председателя схода граждан:

- по вопросам молодежи;

- по делам престарелых и ветеранов.

        

Общественные структуры / комиссии

        

q примирительная комиссия;

q комиссия по вопросам просвещения и духовности;

q комиссия по социальной поддержке;

q комиссия по вопросам несовершеннолетних, молодежи и спорта;

q комиссия по вопросам развития предпринимательской деятельности и семейного бизнеса;

q комиссия по общественному контролю и защите прав потребителей;

q общественные формирования "Махалла посбони".


q комиссия по укреплению семейных ценностей;

q комиссия по социальной поддержке и общественному контролю.


     

     

Кроме того, сокращается объем задач и функций, возложенных на органы самоуправления граждан и инспекторов по профилактике. Оптимизация происходит за счет дублирующих, излишних и несвойственных полномочий. Органы самоуправления смогут заниматься непрофильной деятельностью исключительно на основе возмездных договоров с госорганами и организациями. Особое внимание уделят запрету на привлечение работников сходов граждан на не относящиеся к ним собрания и другие мероприятия, необоснованное вмешательство в их работу, поручение несвойственных им задач. За это грозят строгие меры вплоть до увольнения ответственных и должностных лиц госорганов и организаций.

Вместе с тем председатели схода граждан получили дополнительные права:

q давать оценку деятельности инспектора по профилактике на соответствующей территории, вносить в органы МВД обязательные для рассмотрения представления о его поощрении либо наказании вплоть до освобождения от занимаемой должности;

q вносить на общее собрание собственников жилья предложения о прекращении договора, заключенного с управляющей организацией, управляющим или председателем правления ширката;

q вступать во взаимоотношения с управляющей организацией, управляющим либо председателем правления ширката по вопросам, связанным с управлением многоквартирными домами, от имени собственников жилья и по их согласию.

Намечена последовательная реализация концепции "Благоустроенная и безопасная махалля". В ее рамках, в частности, председатель схода граждан избирается, а инспекторы по профилактике назначаются на свои должности сроком на 5 лет. При этом "участковые" должны быть с высшим юридическим образованием (как правило). В течение 5-летнего периода их запрещено переводить на другую должность, кроме вышестоящей руководящей, после чего они могут стать начальниками районных (городских) ОВД, их структурных отделов и отделов (отделений) внутренних дел в приоритетном порядке.

С 1 июля 2020 года внедрят новую систему финансирования органов самоуправления. В частности, за счет средств, поступающих в местные бюджеты районов (городов) по налогу на имущество физических лиц, будут покрываться их расходы на зарплату и дополнительную 30-процентную спецнадбавку и материальное стимулирование работников, укрепление материально-технической базы, благоустройство территорий и иные текущие расходы.

А с 1 апреля 2020 года в ведение Агентства госуслуг при Минюсте перейдут органы ЗАГС, которые на протяжении последних двух лет подчинялись хокимиятам. Агентству поручен системный контроль за их деятельностью, отбор и расстановка кадров, координация правоприменительной практики, ведение Единого электронного архива ЗАГС и руководство территориальными архивами данных органов.


* * *



Новый комплекс схода граждан - в каждой махалле. Строить их будут по типовым проектам на условиях ГЧП с участием инвесторов, привлеченных по прямым договорам без конкурсных торгов, которым безвозмездно выделят необходимые земельные участки (Постановление Президента РУз от 18.02.2020 г. N ПП-4602).


Порядок не распространяется на центры Каракалпакстана, областей и Ташкент, где до 1 июля 2020 года должны завершить строительство (реконструкцию, ремонт) комплексов "Центр махалли" и разместить в них территориальные подразделения Министерства по делам махалли и семьи, а также фонда "Махалла".

Отбор земельных участков производят органы исполнительной власти на местах по согласованию с Министерством. Каждый комплекс должен быть построен строго в сроки, определенные соглашением о ГЧП, с благоустройством прилегающей территории. Собственно, срок строительства и сумма предлагаемых капиталовложений и инвестиций - основные критерии отбора инвесторов.

Порядок дальнейшего использования завершенного строительством комплекса определяется соглашением о ГЧП. При этом органы самоуправления вправе самостоятельно сдавать неиспользуемые помещения в аренду с зачислением поступающих средств на свои счета, расходуя эти поступления исключительно на покрытие расходов по содержанию и благоустройству комплексов.

Если соглашение будет расторгнуто по инициативе инвестора, понесенные им в ходе строительства расходы не возмещаются, недостроенный объект переходит в госсобственность и начинается поиск других инвесторов.

В качестве дополнительной мотивации инвесторам будут выделять участки не меньшей площадью для строительства примыкающих к комплексам объектов коммерческого назначения. Условие - их функционирование не должно создавать неудобства в работе сходов граждан. Права и обязанности инвестора, допустимые виды и направления бизнеса в этих объектах, другие условия ГЧП прописываются в соглашениях между инвестором и хокимиятом.

Причем, построив такой объект, инвестор в течение 3 лет с даты ввода его в эксплуатацию уплачивает по сниженным на 50% ставкам:

q земельный налог и налог на имущество - в части предоставленного земельного участка и построенного на нем недвижимого имущества;

q налог на прибыль, налог с оборота - в части прибыли или совокупного дохода, получаемых от предпринимательской деятельности на данных объектах.

Сходам граждан начнут выдавать льготные кредиты в рамках соцпрограмм, например, "Каждая семья - предприниматель", "Yoshlar - kelajagimiz" и Программы по развитию ремесленничества. Благодаря чему они смогут заниматься предпринимательской деятельностью для укрепления материально-экономических основ и расширения возможностей органов самоуправления в обеспечении занятости населения.


* * *



Правительство приняло меры по ускоренному проведению конкурса (тендера) по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов социальной и производственной инфраструктуры (Постановление Кабинета Министров РУз от 18.02.2020 г. N 91).


Напомним, в начале года Президент утвердил Программу развития социальной и производственной инфраструктуры республики в 2020-2022 гг. (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 10.01.2020 г. N ПП-4565, далее - Программа). Она включает в себя адресные программы по строительству, реконструкции, капремонту школ, вузов, ДОУ, медучреждений, автодорог, мостов и т.д.


Работы в 2020 году выполняются за счет бюджетов бюджетной системы, только если:

q подрядные (проектные) организации отбираются путем проведения тендера (конкурса), кроме случаев, предусмотренных Законом "О государственных закупках", актами Президента и Правительства;

q есть проектная документация либо ее подготовка ведется одновременно со строительно-монтажными работами, то есть с параллельным проектированием.

Принятым актом утверждены образцы типовой документации, на основании которой в 2020 году в экспериментальном порядке будут организовывать и проводить тендер (конкурс) по работам, включенным в Программу. Среди них: формы сведений о каждом участнике конкурса, их финансовых показателях, среднесписочной численности и фонде оплаты труда, графики выполнения строительных работ, их финансирования и прочая документация.

Таким образом в порядке исключения, разрешили подготавливать и утверждать конкурсные (тендерные) документы на основании утвержденной на 2020 год предпроектной и (или) проектной документации, без проведения комплексной экспертизы, в рамках требований типовой документации.

Инициаторы проектов ответственны за размещение объявлений о проведении тендера и конкурсной документации на специальном информационном портале госзакупок. А участники тендера отвечают за достоверность и правильность представляемых документов и информации.


* * *



Министерство иностранных дел утвердило Инструкцию о порядке ведения консульского учета граждан Республики Узбекистан и лиц без гражданства, находящихся (пребывающих) за рубежом (рег. МЮ N 3218 от 10.02.2020 г.).


Постоянно проживающие или временно находящиеся за рубежом граждане Узбекистана и лица без гражданства должны быть приняты на постоянный или временный учет в консульском учреждении.

Для постановки на консульский учет граждане должны иметь один из следующих документов, удостоверяющих личность:

q биометрический паспорт гражданина Республики Узбекистан - документ, удостоверяющий личность его владельца на территории Узбекистана и иностранного государства (до истечения срока его действия), а также гражданство нашей страны, содержащий электронный носитель информации (чип) с персональными биографическими данными и биометрическими параметрами владельца;

q биометрический паспорт гражданина Республики Узбекистан для выезда за границу - документ, удостоверяющий личность его владельца и гражданство Узбекистана при выезде за границу и въезде в Узбекистан, а также пребывании за рубежом, содержащий электронный носитель информации (чип) с персональными биографическими данными и биометрическими параметрами владельца;

q паспорт гражданина Республики Узбекистан небиометрического образца - документ, удостоверяющий личность его владельца на территории страны и узбекское гражданство - до 31 декабря 2019 года, на территории иностранного государства - до окончания срока его действия;

q проездной документ для выезда за границу - для лиц без гражданства.

Консульским учреждением является консульский отдел дипломатического представительства Узбекистана, генеральное консульство, консульство, вице-консульство и консульское агентство, учреждаемые в иностранном государстве.

На консульский учет (постоянный, временный) могут принять в самом консульском учреждении либо через веб-портал интерактивных консульских услуг (www.consulate.mfa.uz).

За постановку на постоянный консульский учет граждан Узбекистана и лиц без гражданства взимается консульский сбор с учетом фактических затрат, связанных с осуществлением консульских действий. За постановку на учет детей, не достигших 16 лет, консульский сбор не взимается (Приложение N 3 к Постановлению Президента РУз от 24.12.2013 г. N ПП-2095).

При изменении учетных данных после принятия на постоянный или временный консульский учет (Ф.И.О., адрес проживания и др.) в учетную карточку (электронную учетную карточку) вносятся соответствующие отметки и дополнения. Электронные учетные карточки хранятся в базе данных Единой автоматизированной системы учета МИД (далее - ЕАСУ).

Постоянно проживающие за рубежом граждане и лица без гражданства для постановки на консульский учет подают:

q заполненную электронную учетную карточку установленной формы на веб-портале интерактивных консульских услуг (если такой возможности нет, заполняется заявление и учетная карточка по установленным формам);

q документ, удостоверяющий личность;

q оригинал свидетельства о рождении детей, не достигших 16 лет (при отсутствии биометрического, небиометрического паспорта, загранпаспорта и проездного документа);

q копия страницы небиометрического паспорта одного из родителей с отметкой данных о ребенке (при наличии таких отметок);

q копия выездной карточки или стикера подразделения миграции и оформления гражданства с записью "Dоimiy yashashga ketishga ruxsat berildi" (Разрешен выезд на постоянное жительство), вклеенного в биометрический или небиометрический паспорт;

q документ, подтверждающий законность пребывания в зарубежном государстве (виза, вид на жительство, разрешение на временное проживание, отметки в паспорте, справки и др.);

q 1 фото размером 3х4 см (при отсутствии возможности заполнения электронной учетной карточки);

q квитанция об уплате консульских сборов и сборов по покрытию фактических расходов (Приложение N 3 к Постановлению Президента РУз от 24.12.2013 г. N ПП-2095).

Для постановки на постоянный консульский учет в консульские учреждения могут обращаться граждане, лица без гражданства, выехавшие за рубеж на временное проживание, а затем принявшие за рубежом решение о постоянном проживании.

Граждане и лица без гражданства, выехавшие за границу в служебную командировку, на лечение, работу или воссоединение с семьей, принимаются на временный консульский учет, если срок выезда составляет более 6 месяцев. Не принимаются на временный консульский учет граждане и лица без гражданства, выехавшие с целью туризма, по частным делам или другим причинам на срок менее 6 месяцев, а также проезжающие через определенную страну транзитом.

Временный консульский учет оформляется на срок до 4 лет. Для временного консульского учета, кроме соответствующих документов, указанных выше, представляются соответственно:

q копия приказа о командировании или командировочное удостоверение;

q справка или иной подтверждающий документ с места учебы;

q медицинские документы, выданные медицинским учреждением Узбекистана или страны пребывания;

q справка с места работы или копия трудового контракта для выехавших на работу;

q свидетельство о браке (для выехавших с целью воссоединения с семьей) и свидетельство о рождении детей.

При обращении для постановки на постоянный или временный консульский учет посредством веб-портала интерактивных консульских услуг указанные документы направляются в сканированном виде в формате "PDF".

При представлении всех вышеуказанных документов консульское должностное лицо:

q во-первых, ставит подпись в документ, удостоверяющий личность заявителя, заверяет печатью консульского учреждения, и, указав дату постановки на консульский учет, вносит одну из записей, соответственно:

q "(консуллик муассасасининг номи ва унинг жойлашган манзили) да доимий консуллик рўйхатга олинди" (Принят на постоянный консульский учет в ____ консульском учреждении, расположенном по адресу ___);

q "(консуллик муассасасининг номи ва унинг жойлашган манзили) да 20 ___ йил "___" ______ дан 20 ___ йил "___" ______ гача вактинчалик консуллик рўйхатига олинди" (Принят на временный консульский учет в ____ консульском учреждении, расположенном по адресу ___с "___" ______  20 ___ года по "___" ______  20 ___ года);

q во-вторых, вносит данные о постановке на постоянный или временный консульский учет в базу данных ЕАСУ;

q в-третьих, направляет на адрес электронной почты граждан и лиц без гражданства, принятых на постоянный или временный консульский учет посредством веб-портала интерактивных консульских услуг, соответствующее уведомление.

Если человек намерен продлить свое пребывание за рубежом, консульское должностное лицо за месяц до окончания срока временного консульского учета предупреждает его о необходимости обращения за продлением консульского учета, а в случае необращения - снятия его с консульского учета.

Граждане и лица без гражданства могут быть сняты с консульского учета в следующих случаях:

q при переезде на постоянное жительство в другой консульский округ;

q при окончании периода временного пребывания за рубежом;

q при выходе из гражданства (утрате гражданства) Узбекистана;

q в случае смерти.

Для снятия с постоянного или временного консульского учета граждане или лица без гражданства обращаются с соответствующим заявлением лично или через доверенное лицо в консульское учреждение. При отсутствии возможности личной явки заявление можно отправить консульскому должностному лицу по почте или электронной почте с уведомлением о получении.

При снятии с консульского учета в учетную карточку (электронную учетную карточку) вносится соответствующая запись и ставится соответствующий штамп в документ, удостоверяющий личность, заверяется гербовой печатью и подписью консульского должностного лица.

При снятии с учета граждан и лиц без гражданства, принятых на консульский учет посредством веб-портала интерактивных услуг, соответствующее уведомление направляется на их электронную почту. Чтобы с консульского учета сняли гражданина или лицо без гражданства, пребывающих в Узбекистане, им необходимо обратиться в Консульско-правовой департамент МИД.


* * *



Внесли поправки в Минимальные требования к материально-технической базе, оборудованию и медицинской технике, необходимым для осуществления соответствующего вида медицинской специализации (рег. МЮ N 2905-4 от 14.02.2020 г.). Они вступят в силу через три месяца.


Напомним, нормы оснащения медучреждений по каждой медицинской специализации утверждены в июле 2017 года. Принятым актом отдельные Минимальные требования изменены или дополнены.


Во-первых, установили перечень оборудования, необходимого для медицинских учреждений (амбулаторных и стационарных, включающих консультацию, диагностику, консервативное и (или) оперативное лечение), специализирующихся на:

q интервенционной кардиологии;

q репродуктологии;

q неонатологии.

Во-вторых, определили, что должно быть в кабинетах народной медицины для таких видов лечения, как хиджама, гирудотерапия, фитотерапия, гомеопатия, апитерапия, акупунктура, акупрессура, су-джок.

В-третьих, включили виды оборудования, наличие которых обязательно в медучреждениях:

q с паразитологической лабораторной диагностикой;

q с организуемыми пунктом сбора биоматериала или бактериологической лабораторной диагностикой.


* * *



Как получить лицензию на аффинажную деятельность? - Соответствующий порядок утвержден Постановлением Кабинета Министров от 17.02.2020 г. N 86.


Напомним, субъектам предпринимательства разрешили заниматься аффинажной деятельностью на основе лицензии (Указ Президента Республики Узбекистан от 18.05.2019 г. N УП-5721 "О мерах по ускоренному развитию ювелирной отрасли в Республике Узбекистан), в том числе:

q участвовать в биржевых торгах для покупки и продажи драгоценных металлов;

q покупать у населения драгметаллы (в т.ч. добытые старательской добычей), ювелирные изделия, лом и отходы от их производства;

q открывать пункты покупки и реализации драгметаллов, в том числе в регионах страны.

Аффинажная деятельность включает в себя работы по аффинажу (очистки от примесей) драгоценных металлов и связанные с ними другие работы. С 15 марта 2020 года аффинажную деятельность могут осуществлять юридические лица (кроме семейных предприятий) по лицензии, выдаваемой Пробирной палатой при Минфине (ранее ее выдавало Агентство по драгоценным металлам). Лицензия выдается сроком на 10 лет с возможностью дальнейшего продления.


Обратите внимание! Юридические лица, у которых уже есть регистрационное удостоверение на работу с драгоценными металлами и камнями, могут осуществлять аффинажную деятельность до окончания срока его действия, не получая лицензию (Приложение N 2 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 29.05.2018 г. N 399). Напомним, удостоверение выдается на 5 лет - для работы с драгметаллами и камнями, и на 1 год - для торговли ювелирными и другими изделиями из них.


Лицензия оформляется через Центры государственных услуг (ЦГУ) или Единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ), куда подается заявление с указанием сведений о:

q наименовании и организационно-правовой форме юрлица, его ИНН, месте нахождения (почтовый адрес), месте осуществления деятельности (адрес), наименовании подразделения банка и номере банковского счета, телефоне, адресе электронной почты;

q поверке средств измерения (электронные или аналитические весы и гири);

q соответствии требованиям пожарной безопасности объекта, в котором предполагается осуществление работ;

q технической укрепленности и подключении объекта к Центру (пункту) технической охраны службы охраны Национальной гвардии;

q лицензии на осуществление деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, их использованием и хранением;

q наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;

q уплате сбора за рассмотрение заявления и госпошлины за выдачу лицензии - по 5 БРВ.


* * *



Опубликован Закон от 17.02.2020 г. N ЗРУ-604 "О специальных экономических зонах". Он вступит в силу спустя три месяца.


В отличие от действующего Закона "О свободных экономических зонах", принятый документ:

q во-первых, более объемный и отличается по своей структуре - состоит из 11 глав и 48 статей (действующий - 3 раздела, 28 статей), снабжен понятийным аппаратом, определяет полномочия органов госуправления в данной сфере;

q во-вторых, предусматривает следующую классификацию специальных экономических зон:

q свободная экономическая зона (СЭЗ) - территория, предназначенная для создания новых производственных мощностей, развития высокотехнологического производства, активного вовлечения в освоение производства современной конкурентоспособной, импортозамещающей, экспортоориентированной готовой промышленной продукции, а также обеспечения развития производственной, инженерно-коммуникационной, дорожно-транспортной, социальной инфраструктуры и услуг логистики;

q специальная научно-технологическая зона - территория, на которой в целях развития инновационной инфраструктуры сосредоточены научные организации и иные организации в сфере научной деятельности (технологические парки, центры распространения технологий (трансфера технологий), инновационные кластеры, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы и др.);

q туристско-рекреационная зона - территория, которая создается для реализации инвестиционных проектов по созданию в ней современных объектов туристской инфраструктуры (гостиничные комплексы, культурно-оздоровительные, торгово-развлекательные и другие объекты туристского назначения), специальных функциональных и сезонных зон рекреационного отдыха с обеспечением необходимых условий для обслуживания туристов;

q зоны свободной торговли - консигнационные склады, территории со специальными таможенным и налоговым режимами, а также площадки для обработки, упаковки, сортировки, хранения товаров, которые создаются в приграничных пунктах, аэропортах, на ж/д узлах или иных местах таможенной территории;

q особая промышленная зона - территория, на которой вводится особый режим управления, хозяйственной и финансовой деятельности, включающая сервисные и производственные зоны, которые формируются путем выделения земельных участков для создания необходимой административной, научно-технологической, производственной, инженерно-коммуникационной, дорожно-транспортной и социальной инфраструктуры;

q в-третьих, детально описывает порядок создания, продления срока функционирования, изменения границ и ликвидации специальной экономической зоны, а также вопросы управления (функционирование административного совета и дирекции);

q в-четвертых, содержит требования к инвестпроектам, предлагаемым для реализации на территории этих зон. Они подразделяются на общие и особые - для каждого вида зон в отдельности. Отдельными видами деятельности запрещено заниматься на территории спецэкономзон. Например, производством оружия и боеприпасов, ядерных материалов и радиоактивных веществ, алкогольной и табачной продукции и т.д. Также в Законе оговорен процесс подачи и рассмотрения инвестиционной заявки, заключения, продления и прекращения инвестиционного соглашения;

q в-пятых, отдельная глава Закона полностью посвящена участникам специальных экономических зон - оговорены их права и обязанности, вопросы приобретения, утраты и лишения их своего статуса;

q в-шестых, прописаны особенности правового режима, в частности, налоговые и таможенные льготы участникам зон. Льготы по налогам и порядок их применения предусмотрены Налоговым кодексом. Также они освобождаются от уплаты таможенных платежей:

q за стройматериалы, не производимые в стране, и завозимые для реализации инвестпроекта в соответствии с инвестиционным соглашением в период строительства (кроме НДС и сборов за таможенное оформление);

q при ввозе технологического оборудования, аналоги которого не производятся у нас, по утвержденному перечню (кроме сборов за таможенное оформление);

q при ввозе сырья, материалов и комплектующих, используемых для производства и реализации продукции на экспорт (кроме сборов за таможенное оформление).

Кроме того, в СЭЗ участники вправе получать отсрочку по уплате НДС при импорте товаров сроком до 120 дней. Сумма НДС, образовавшаяся в результате превышения суммы налога, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, возмещается им в упрощенном порядке в течение 7 дней. Сумма уплаченного НДС возмещается участникам СЭЗ из республиканского бюджета в порядке, определяемом Кабинетом Министров. 

При этом предусмотренные законодательством льготы и преференции сохраняются за участниками СЭЗ, зарегистрированными дирекциями до вступления нового Закона в силу, и будут действовать до истечения срока их предоставления.


* * *



Центральный банк утвердил Положение о координации и регулировании деятельности организаций по рефинансированию ипотеки (рег. МЮ N 3219 от 10.02.2020 г.).


Организацией по рефинансированию ипотеки (далее - организация) является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по привлечению финансовых средств и направлению их на рефинансирование ипотечных кредитов. Коммерческий банк, которому ипотечные кредиты рефинансированы за счет финансовых ресурсов, выделенных организацией, является банком-заемщиком.


Для справки. Порядок рефинансирования ипотечных кредитов определен в Указе Президента от 13.05.2019 г. N УП-5715 "О дополнительных мерах по развитию и расширению рынка ипотечного кредитования" (пункт 4).


Кредиты, выделенные организацией банкам-заемщикам, могут обеспечиваться государственными ценными бумагами, ипотечными кредитами, выделенными банком-заемщиком физическим лицам, и банковскими депозитами.


Кредитные ресурсы не выделяются организацией банкам-заемщикам в следующих случаях:

q при составлении отрицательного аудиторского заключения на финансовый отчет, составленный в последнюю дату отчета;

q при завершении деятельности с убытком в последние четыре квартала подряд;

q при несоблюдении пруденциальных нормативов.

Организация финансирует свою деятельность за счет:

q собственных средств;

q финансовых ресурсов, привлеченных из местных и международных рынков капитала;

q средств финансовых организаций, в том числе средств международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций;

q средств Государственного бюджета;

q других источников, не запрещенных законодательством.

Организации запрещается принимать депозиты (вклады) от физических и юридических лиц и привлекать заемные средства физических лиц. Основной счет организации открывается в Центральном банке.

Организация вправе заниматься рефинансированием ипотечных кредитов после включения в реестр организаций рефинансирования ипотеки. Основные средства организации могут быть направлены на приобретение государственных ценных бумаг и размещены на депозиты в узбекских банках.

Организация организуется в форме акционерного общества с минимальным уставным фондом 25 млрд сумов. При этом уставный фонд формируется в национальной валюте (сум) и состоит из денежных средств учредителей. Не допускается формирование уставного фонда за счет кредитных и заложенных средств, а также других средств, обремененных обязательствами. Минимальный уставный фонд должен быть сформирован до дня подачи в Центральный банк заявления о включении организации в реестр.

Учредителями организации могут быть физические и юридические лица, в том числе нерезиденты Узбекистана. В названии организации должно содержаться словосочетание "рефинансирование ипотеки". Для включения в реестр организация должна выполнить следующие требования и условия:

q государственная регистрация в установленном законодательством порядке;

q формирование соответствующего уставного фонда;

q соответствие руководителя исполнительного органа и главного бухгалтера или другого должностного лица, осуществляющего обязанности по бухучету и финуправлению, установленным квалификационным требованиям (прописаны в Положении).

Документы для включения в реестр подаются вместе с заявлением в Центральный банк. Заявление рассматривается бесплатно.

Организация может открывать в Узбекистане филиалы. Принимая решения об открытии или закрытии филиала, организация в течение 10 дней должна уведомить ЦБ и представить соответствующее решение органа управления.

Для выполнения задач организации ее наблюдательный совет создает соответствующие комитеты, в частности по аудиту, управлению рисками, по управлению и работе  кадрами, а также по другим вопросам.

В утвержденном Положении указаны минимальные требования к управлению рисками и внутреннему контролю, требования к бухучету, отчетности и аудиту, а также пруденциальные требования, определен порядок реорганизации и ликвидации организации.


* * *



На базе Нукусского филиала ТашПМИ образуется Медицинский институт Каракалпакстана и клиника института - государственный вуз и медучреждение, соответственно. Это предусмотрено Постановлением Президента от 14.02.2020 г. N ПП-4598.


Принимать в новый институт будут в рамках ежегодно определяемых параметров госзаказа по приему на учебу в вузы. Всех студентов Нукусского филиала ТашПМИ переведут на соответствующие направления и специальности института, выпускникам выдадут дипломы института.

Ректор института за счет внебюджетных средств вуза вправе проводить ремонт, оснащение, а также укрепление материально-технической базы учебных аудиторий клиники института и учебных баз, а также открывать подразделения по оказанию платных медуслуг на основе взаимных договоров с клиникой.

Институт является учредителем клиники и координирует ее деятельность. Главврача клиники назначает и освобождает от должности министр здравоохранения по представлению научного совета института путем тайного голосования.

В клинике действуют правила, установленные в нормативно-правовых актах, в части:

q выдачи ордеров, госпитализации и оплате стоимости медуслуг льготному контингенту больных за счет госбюджета с соблюдением стандартов диагностики и лечения, утвержденных Минздравом, а также оказания населению высококвалифицированной специализированной медицинской помощи на платной основе;

q госпитализации больных, нуждающихся в экстренной медицинской помощи;

q основным источникам формирования доходов и финансирования деятельности республиканских специализированных медицинских центров.

Бюджетное финансирование выделяется клинике Минздравом исходя из представленного квартального отчета о больных, фактически получивших льготное лечение.


















































Время: 0.0225
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск