Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Банки. Кредитование. Валютное регулирование/ Банки и иные кредитные организации/ Общие положения/ Указ Президента Республики Узбекистан от 12.05.2020 г. N УП-5992 "О Стратегии реформирования банковской системы Республики Узбекистан на 2020-2025 годы"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
12.05.2020 г.
N УП-5992
О СТРАТЕГИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ
БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ
УЗБЕКИСТАН НА 2020-2025 ГОДЫ
В ходе последовательного реформирования финансового сектора реализован ряд мер, в результате которых созданы необходимые правовые условия для ведения прогрессивного банковского бизнеса и усиления конкурентной среды в секторе.
В частности, приняты обновленные законы Республики Узбекистан "О Центральном банке Республики Узбекистан", "О банках и банковской деятельности", "О валютном регулировании" и "О платежах и платежных системах", соответствующие международным стандартам и создающие привлекательную правовую среду для иностранных инвестиций в финансовую сферу.
Вместе с тем анализ текущей ситуации в банковской сфере показывает наличие ряда системных проблем, препятствующих развитию банковского сектора в соответствии с экономическими преобразованиями и потребностями общества, таких как высокая доля присутствия государства в банковском секторе, недостаточное качество менеджмента и управления рисками в банках с участием государства, низкий уровень финансового посредничества в экономике.
Необходимо принятие дополнительных мер по повышению доступности финансовых услуг, расширению присутствия банков в регионах и обеспечению единого спектра услуг во всех населенных пунктах.
Требуется ускоренное принятие мер по широкому внедрению в банковской системе информационных технологий на основе современных сервисных решений, финансовых технологий, обеспечению на должном уровне информационной безопасности, а также снижению влияния человеческого фактора при оказании финансовых услуг.
Исходя из задач, определенных Государственной программой по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в "Год развития науки, просвещения и цифровой экономики", утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 2 марта 2020 года N УП-5953, а также в целях проведения кардинальной трансформации банковского сектора, направленной на стимулирование развития частного сектора, повышение инвестиционной привлекательности банков, доступности и качества банковских услуг:
1. Определить основными направлениями реформирования банковского сектора в Республике Узбекистан:
повышение эффективности банковской системы путем создания на финансовом рынке равных конкурентных условий, кредитования исключительно на рыночной основе, снижения зависимости банков от государственных ресурсов, модернизации банковского обслуживания, создания эффективной инфраструктуры и автоматизации деятельности банков, а также поэтапной отмены непрофильных функций банков;
обеспечение финансовой стабильности банковской системы посредством улучшения качества кредитного портфеля и управления рисками, соблюдения умеренного роста объемов кредитования, проведения сбалансированной макроэкономической политики, совершенствования корпоративного управления и привлечения менеджеров с международным практическим опытом, внедрения технологических решений для оценки финансовых рисков;
снижение государственной доли в банковском секторе путем комплексной трансформации коммерческих банков с долей государства, внедрения современных стандартов банковского дела, информационных технологий и программных продуктов, реализации государственного пакета акций банков на конкурсной основе инвесторам, обладающим надлежащим опытом и знаниями, а также параллельного реформирования коммерческих банков и предприятий с долей государства;
повышение доступности и качества финансовых услуг посредством концентрации государственного присутствия и принятия адресных мер на недостаточно обслуживаемых и уязвимых сегментах, широкого внедрения дистанционных услуг для населения и малого бизнеса, развития сети низкозатратных точек обслуживания, а также создания благоприятных условий для становления и развития небанковских кредитных организаций как взаимодополняющей части единой финансовой системы республики.
2. Утвердить:
Стратегию реформирования банковской системы Республики Узбекистан на 2020-2025 годы согласно приложению N 1;
"Дорожную карту" по реформированию банковской системы Республики Узбекистан согласно приложению N 2.
3. Установить Целевые показатели по реализации Стратегии реформирования банковской системы Республики Узбекистан на 2020-2025 годы согласно приложению N 3, предусматривающие в частности:
повышение доли активов банков без доли государства в общем объеме активов банковской системы с текущих 15 процентов до 60 процентов к 2025 году;
повышение доли обязательств банков перед частным сектором в общем объеме обязательств с текущих 28 процентов до 70 процентов к концу 2025 года;
привлечение к 2025 году не менее трех стратегических иностранных инвесторов, обладающих надлежащим опытом, знаниями и репутацией, в капиталы не менее трех банков с долей государства;
повышение доли небанковских кредитных организаций в общем объеме кредитования с текущих 0,35 процента до 4 процентов к 2025 году.
4. Согласиться с предложениями Министерства финансов и Центрального банка Республики Узбекистан об:
осуществлении при содействии международных финансовых институтов поэтапной приватизации доли государства в АКИБ "Ипотека-банк", АКБ "Узпромстройбанк", АКБ "Асака", АК "Алокабанк", АКБ "Кишлок курилиш банк" и АКБ "Туронбанк", предусмотрев на первом этапе их институциональное преобразование (трансформацию деятельности) и на втором этапе - реализацию государственного пакета акций;
сохранении доли государства в уставных капиталах АО "Национальный банк внешнеэкономической деятельности", АКБ "Агробанк" и АКБ "Микрокредитбанк" в целях удовлетворения потребностей населения в финансовых услугах, широкого внедрения механизма поддержки инвестиционных проектов ("фабрика проектов"), обеспечения региональной доступности банковских услуг в период реформирования банковской системы;
консолидации отдельных банков исходя из нормативных требований, а также экономической целесообразности их реорганизации в соответствии с законодательством на основании диагностики их деятельности и оценки финансового состояния.
5. Создать Проектный офис по трансформации и приватизации коммерческих банков с долей государства при Министерстве финансов Республики Узбекистан в пределах утвержденной штатной численности министерства, предоставив ему право:
привлечения международных консультантов в качестве советников процессов трансформации и приватизации коммерческих банков;
проведения переговоров и заключения соглашений с международными финансовыми институтами и потенциальными иностранными инвесторами по вопросам трансформации и приватизации коммерческих банков.
Установить, что Проектный офис возглавляется первым заместителем министра финансов Республики Узбекистан.
6. Центральному банку и Министерству финансов Республики Узбекистан принять меры по проведению не позднее 2024 года оценки состояния финансового сектора по программе Международного валютного фонда и Всемирного банка FSAP.
7. Запретить руководителям министерств, ведомств и органов государственной власти на местах вмешательство в деятельность банков, в том числе по управлению предпринимательскими рисками, связанными с формированием кредитного портфеля и активов банков.
Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан усилить надзор за исполнением законодательства о банках и банковской деятельности в части недопущения административного вмешательства в деятельность банков со стороны государственных органов.
7-1. Установить, что соответствующие структурные подразделения подведомственных предприятий и организаций, обеспечивающих деятельность Центрального банка, на безвозмездной основе располагаются на территории и в зданиях Центрального банка, а также его главных управлений по Республике Каракалпакстан, областям и городу Ташкент.
8. Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан в двухмесячный срок принять меры по институциональному укреплению Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности с включением в состав Совета по управлению фондом независимых членов.
9. Центральному банку и Министерству финансов совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
10. Признать утратившими силу позиции 1 - 3 приложения N 1 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 29 апреля 2019 года N ПП-4300 "О мерах по дальнейшему совершенствованию механизмов привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику республики".
11. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и председателя Центрального банка Нурмуратова М.Б.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Указу Президента РУз
от 12.05.2020 г. N УП-5992
"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
по реформированию банковской системы
Республики Узбекистан на 2020-2025 годы
6. |
Поэтапное освобождение банков от непрофильных активов и функций, не относящихся к банковской деятельности. |
1. Проведение детального анализа выполняемых банками несвойственных функций (налогового агента, содействие ТСЖ, ведение учета задолженности и др.). |
Аналитические материалы |
Июль 2020 г. |
ЦБ (Захидов), Минфин (Насритдинходжаев), АУГА (Бекенов) |
2. Разработка нормативного акта по поэтапной отмене несвойственных функций банков. |
Нормативно-правовой акт |
Сентябрь 2020 г. |
|||
3. Инвентаризация имущества банков с участием государства с выявлением непрофильных активов и принятием мер по их реализации. |
Решения Наблюдательного совета банков |
По мере принятия |
|||
7. |
Разработка Национальной стратегии повышения доступности финансовых услуг. |
1. Проведение предпроектного изучения совместно с Всемирным банком. |
Отчет миссии Всемирного банка |
Июнь 2020 г. |
ЦБ (Захидов), Минфин (Насритдинходжаев) |
2. Проведение обсуждения проекта Национальной стратегии повышения доступности финансовых услуг со специалистами, научными работниками и экспертным сообществом. |
Проект стратегии |
Июнь-август 2020 г. |
|||
3. Внесение доработанного проекта Стратегии на утверждение. |
Проект решения Президента Республики Узбекистан |
Сентябрь 2020 г. |
|||
8. |
Увеличение до 2025 г. минимального уставного капитала банков до 500 млрд сумов. |
Разработка проекта Закона Республики Узбекистан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан "О банках и банковской деятельности" с определением графика увеличения размера минимального уставного капитала банка. |
Проект закона Республики Узбекистан |
Октябрь 2022 г. |
ЦБ (Нурмуратов) |
II. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ БАНКОВ
|
|||||
9. |
Трансформация банка и реализация доли государства в АКИБ "Ипотека-банк". |
1. Подписание соглашений с Международной финансовой корпорацией на привлечение кредитной линии и условия трансформации банка. |
Кредитное соглашение |
Май-июнь 2020 г. |
АКИБ "Ипотека-банк" (Атабаев), Минфин (Насритдинходжаев), АУГА (Бекенов), ФРРУ (Вафаев) |
2. Утверждение долгосрочной Стратегии развития банка. |
Решение Общего собрания акционеров |
Июль-август 2020 г. |
|||
3. Формирование нового состава Наблюдательного совета с участием независимых членов. |
Решение Общего собрания акционеров |
Июнь-август 2020 г. |
|||
4. Проведение подготовительной работы при участии МФК, определение потенциальных инвесторов. |
Комплекс мер |
2021-2022 гг. |
|||
5. Приватизация государственной доли. |
Договор купли-продажи |
2022 г. |
|||
10. |
Трансформация банка и реализация доли государства в АКБ "Асака". |
1. Проведение оценки банка (due diligence) международной аудиторской компанией. |
Заключение аудиторской компании |
Июнь 2020 г. |
АКБ "Асака" (Сайдуллаев), Минфин (Насритдинходжаев), АУГА (Бекенов), ФРРУ (Вафаев) |
2. Подписание между АКБ "Асака" и ЕБРР соглашения по институциональной трансформации банка с поддержкой его дальнейшей приватизации. |
Соглашение с ЕБРР |
Сентябрь 2020 г. |
|||
3. Разработка программы ("дорожной карты") трансформации банка. |
Решение Наблюдательного совета |
Сентябрь- декабрь 2020 г. |
|||
4. Реализация программы трансформации и подготовка плана приватизации банка. |
Комплекс мер |
2021-2022 гг. |
|||
5. Приватизация государственной доли. |
Договор купли-продажи |
2023 г. |
|||
Трансформация банка и реализация доли государства в АКБ "Узпромстройбанк". |
1. Разработка и утверждение "дорожной карты" трансформации и предприватизационной подготовки банка с участием МФК и ЕБРР. |
Решение Наблюдательного совета |
Ноябрь 2020 г. |
АКБ "Узпромстройбанк" (Анакличев), Агентство стратегических реформ (Вафаев), АУГА (Бекенов), ФРРУ (Вафаев)
|
|
2. Осуществление трансформационных процессов и подготовка банка к приватизации совместно с МФК и ЕБРР. |
Соглашение с МФК и ЕБРР |
2020-2022 гг. |
|||
3. Приватизация государственной доли. |
Договор купли-продажи |
В течение 2022-2024 гг.
|
|||
12. |
Трансформация банка и реализация доли государства в АКБ "Алокабанк". |
1. Анализ текущего состояния, деятельности, процессов и процедур АКБ "Алокабанк" в рамках Соглашения о разделении расходов на консультационные услуги ЕБРР. |
Заключение соглашения аудиторской компанией |
Май-август 2020 г. |
АКБ "Алока банк" (Ирисбекова), Минфин (Насритдинходжаев), АУГА (Бекенов), ФРРУ (Вафаев) |
2. Разработка плана мероприятий ("дорожной карты") трансформации и предприватизационной подготовки банка совместно с ЕБРР и АБР. |
Подготовка плана мероприятий ("дорожная карта") |
Сентябрь- декабрь 2020 г. |
|||
3. Реализация плана мероприятий по трансформации и предприватизационной подготовке АКБ "Алокабанк" в соответствии с "дорожной картой". |
Комплекс мер |
В течение 2021-2022 гг. |
|||
4. Приватизация государственной доли. |
Договор купли-продажи |
2022-2023 гг. |
13.
Приватизация АК "Народный банк".
1. Проведение анализа текущего состояния и оценка реальной стоимости (due diligence) банка международной аудиторской компанией.
Заключение аудиторской компании
Сентябрь
2020 г.
АК "Народный банк" (Саломов), МИВТ (Умурзаков), АУГА (Бекенов), ФРРУ (Вафаев), Минфин (Насритдинходжаев), ЦБ (Захидов)
2. Привлечение независимых членов и иностранных консультантов в Наблюдательный совет и правление банка.
Решение органов управления банка
Июнь-август
2020 г.
3. Прохождение разрешительных (fit and proper) процедур в Центральном банке.
Заключение Центрального банка
Декабрь
2020 г.
4. Реализация пакета акций банка иностранным инвесторам.
Договор купли-продажи
Первое
полугодие
2021 г.
Примечание. В сроки по приватизации коммерческих банков могут быть внесены соответствующие изменения по мере исполнения трансформационных мер и процедур по согласованию с международными финансовыми институтами.
к Указу Президента РУз
от 12.05.2020 г. N УП-5992
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
реализации Стратегии реформирования
банковской системы Республики Узбекистан
на 2020-2025 годы
N
|
Наименование показателя
|
Текущее состояние
|
Цель:
|
||
на 2021 год
|
на 2023 год
|
на 2025 год
|
|||
1. |
Доля активов частных банков (без участия государственной доли) в общем объеме активов банковского сектора |
15% |
17-20% |
35-40% |
60% |
2. |
Доля обязательств банков перед частным сектором в общем объеме обязательств |
28% |
30-40% |
60% |
70% |
3. |
Привлечение стратегических иностранных инвесторов, обладающих надлежащим опытом, знаниями и репутацией |
- |
- |
3 |
3 |
4. |
Соотношение депозитов и обязательств банков |
41% |
41-45% |
45-50% |
50-60% |
5. |
Доля активов небанковских кредитных организаций в общем объеме активов кредитных организаций |
0,35% |
0,5-0,7% |
1-1,5% |
4% |
6. |
Доля обязательств в иностранной валюте в общем объеме обязательств |
58% |
50-55% |
45-50% |
40-45% |
7. |
Соотношение активов банков и ВВП |
53% |
53-54% |
54-55% |
более 55% |
8. |
Соотношение депозитов банков и ВВП |
18% |
19-21% |
22-24% |
25-27% |
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 13 мая 2020 г.
"Народное слово", 13 мая 2020 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
25 мая 2020 г., N 19-20, ст. 200