язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Банки. Кредитование. Валютное регулирование/ Банки и иные кредитные организации/ Общие положения/ Указ Президента Республики Узбекистан от 12.05.2020 г. N УП-5992 "О Стратегии реформирования банковской системы Республики Узбекистан на 2020-2025 годы"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

12.05.2020 г.

N УП-5992



О СТРАТЕГИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ

БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ

УЗБЕКИСТАН НА 2020-2025 ГОДЫ


В ходе последовательного реформирования финансового сектора реализован ряд мер, в результате которых созданы необходимые правовые условия для ведения прогрессивного банковского бизнеса и усиления конкурентной среды в секторе.

В частности, приняты обновленные законы Республики Узбекистан "О Центральном банке Республики Узбекистан", "О банках и банковской деятельности", "О валютном регулировании" и "О платежах и платежных системах", соответствующие международным стандартам и создающие привлекательную правовую среду для иностранных инвестиций в финансовую сферу.

Вместе с тем анализ текущей ситуации в банковской сфере показывает наличие ряда системных проблем, препятствующих развитию банковского сектора в соответствии с экономическими преобразованиями и потребностями общества, таких как высокая доля присутствия государства в банковском секторе, недостаточное качество менеджмента и управления рисками в банках с участием государства, низкий уровень финансового посредничества в экономике.

Необходимо принятие дополнительных мер по повышению доступности финансовых услуг, расширению присутствия банков в регионах и обеспечению единого спектра услуг во всех населенных пунктах.

Требуется ускоренное принятие мер по широкому внедрению в банковской системе информационных технологий на основе современных сервисных решений, финансовых технологий, обеспечению на должном уровне информационной безопасности, а также снижению влияния человеческого фактора при оказании финансовых услуг.

Исходя из задач, определенных Государственной программой по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в "Год развития науки, просвещения и цифровой экономики", утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 2 марта 2020 года N УП-5953, а также в целях проведения кардинальной трансформации банковского сектора, направленной на стимулирование развития частного сектора, повышение инвестиционной привлекательности банков, доступности и качества банковских услуг:


1. Определить основными направлениями реформирования банковского сектора в Республике Узбекистан:

повышение эффективности банковской системы путем создания на финансовом рынке равных конкурентных условий, кредитования исключительно на рыночной основе, снижения зависимости банков от государственных ресурсов, модернизации банковского обслуживания, создания эффективной инфраструктуры и автоматизации деятельности банков, а также поэтапной отмены непрофильных функций банков;

обеспечение финансовой стабильности банковской системы посредством улучшения качества кредитного портфеля и управления рисками, соблюдения умеренного роста объемов кредитования, проведения сбалансированной макроэкономической политики, совершенствования корпоративного управления и привлечения менеджеров с международным практическим опытом, внедрения технологических решений для оценки финансовых рисков;

снижение государственной доли в банковском секторе путем комплексной трансформации коммерческих банков с долей государства, внедрения современных стандартов банковского дела, информационных технологий и программных продуктов, реализации государственного пакета акций банков на конкурсной основе инвесторам, обладающим надлежащим опытом и знаниями, а также параллельного реформирования коммерческих банков и предприятий с долей государства;

повышение доступности и качества финансовых услуг посредством концентрации государственного присутствия и принятия адресных мер на недостаточно обслуживаемых и уязвимых сегментах, широкого внедрения дистанционных услуг для населения и малого бизнеса, развития сети низкозатратных точек обслуживания, а также создания благоприятных условий для становления и развития небанковских кредитных организаций как взаимодополняющей части единой финансовой системы республики.


2. Утвердить:

Стратегию реформирования банковской системы Республики Узбекистан на 2020-2025 годы согласно приложению N 1;

"Дорожную карту" по реформированию банковской системы Республики Узбекистан согласно приложению N 2.


3. Установить Целевые показатели по реализации Стратегии реформирования банковской системы Республики Узбекистан на 2020-2025 годы согласно приложению N 3, предусматривающие в частности:

повышение доли активов банков без доли государства в общем объеме активов банковской системы с текущих 15 процентов до 60 процентов к 2025 году;

повышение доли обязательств банков перед частным сектором в общем объеме обязательств с текущих 28 процентов до 70 процентов к концу 2025 года;

привлечение к 2025 году не менее трех стратегических иностранных инвесторов, обладающих надлежащим опытом, знаниями и репутацией, в капиталы не менее трех банков с долей государства;

повышение доли небанковских кредитных организаций в общем объеме кредитования с текущих 0,35 процента до 4 процентов к 2025 году.


4. Согласиться с предложениями Министерства финансов и Центрального банка Республики Узбекистан об:

осуществлении при содействии международных финансовых институтов поэтапной приватизации доли государства в АКИБ "Ипотека-банк", АКБ "Узпромстройбанк", АКБ "Асака", АК "Алокабанк", АКБ "Кишлок курилиш банк" и АКБ "Туронбанк", предусмотрев на первом этапе их институциональное преобразование (трансформацию деятельности) и на втором этапе - реализацию государственного пакета акций;

сохранении доли государства в уставных капиталах АО "Национальный банк внешнеэкономической деятельности", АКБ "Агробанк" и АКБ "Микрокредитбанк" в целях удовлетворения потребностей населения в финансовых услугах, широкого внедрения механизма поддержки инвестиционных проектов ("фабрика проектов"), обеспечения региональной доступности банковских услуг в период реформирования банковской системы;

консолидации отдельных банков исходя из нормативных требований, а также экономической целесообразности их реорганизации в соответствии с законодательством на основании диагностики их деятельности и оценки финансового состояния.


5. Создать Проектный офис по трансформации и приватизации коммерческих банков с долей государства при Министерстве финансов Республики Узбекистан в пределах утвержденной штатной численности министерства, предоставив ему право:

привлечения международных консультантов в качестве советников процессов трансформации и приватизации коммерческих банков;

проведения переговоров и заключения соглашений с международными финансовыми институтами и потенциальными иностранными инвесторами по вопросам трансформации и приватизации коммерческих банков.

Установить, что Проектный офис возглавляется первым заместителем министра финансов Республики Узбекистан.


6. Центральному банку и Министерству финансов Республики Узбекистан принять меры по проведению не позднее 2024 года оценки состояния финансового сектора по программе Международного валютного фонда и Всемирного банка FSAP.


7. Запретить руководителям министерств, ведомств и органов государственной власти на местах вмешательство в деятельность банков, в том числе по управлению предпринимательскими рисками, связанными с формированием кредитного портфеля и активов банков.

Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан усилить надзор за исполнением законодательства о банках и банковской деятельности в части недопущения административного вмешательства в деятельность банков со стороны государственных органов.


7-1. Установить, что соответствующие структурные подразделения подведомственных предприятий и организаций, обеспечивающих деятельность Центрального банка, на безвозмездной основе располагаются на территории и в зданиях Центрального банка, а также его главных управлений по Республике Каракалпакстан, областям и городу Ташкент.

8. Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан в двухмесячный срок принять меры по институциональному укреплению Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности с включением в состав Совета по управлению фондом независимых членов.


9. Центральному банку и Министерству финансов совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.


10. Признать утратившими силу позиции 1 - 3 приложения N 1 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 29 апреля 2019 года N ПП-4300 "О мерах по дальнейшему совершенствованию механизмов привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику республики".


11. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и председателя Центрального банка Нурмуратова М.Б.



Президент

Республики Узбекистан                                                       Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Указу Президента РУз

от 12.05.2020 г. N УП-5992



"ДОРОЖНАЯ КАРТА"

по реформированию банковской системы

Республики Узбекистан на 2020-2025 годы


   

   

N

    

      

Мероприятия

     

      

Механизм реализации

    

     

Форма реализации

     

    

Срок исполнения

   

    

Ответственные

за исполнение

    

          

I. РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА

       

1.

Трансформация деятельности АО "Национальный банк внешнеэкономической деятельности".


1. Включение в состав Наблюдательного совета банка независимых членов.


Решение Общего собрания акционеров


Август

2020 г.


Узнацбанк (Мирсоатов), Минфин (Насритдинходжаев)


2. Утверждение кадровой политики и системы ключевых показателей эффективности (KPI).


Решение Наблюдательного совета


Август

2020 г.


3. Проведение диагностики текущего состояния и оценки качества активов (AQR) с привлечением международных аудиторских компаний.


Отчет по итогам диагностики


Декабрь

2020 г.


4. Утверждение Программы трансформации банка на 2021-2023 годы с привлечением консультантов.


Решение Наблюдательного совета

Декабрь

2020 г.


2.

Создание подразделения Узнацбанка по поддержке инвестиционных проектов ("фабрика проектов").


1. Разработка с привлечением зарубежных консультантов концепции "фабрики проектов" и бизнес-плана.


Концепция "фабрики проектов"


Октябрь

2020 г.


Узнацбанк

(Мирсоатов)

2. Организация работы "фабрики проектов".


Комплекс мер

Декабрь

2020 г.


3.

Трансформация деятельности АКБ "Агробанк" и АКБ "Микрокредитбанк".


1. Проведение диагностики текущего состояния и оценки качества активов (AQR) с привлечением международных аудиторских компаний.


Отчет по итогам диагностики


Декабрь

2020 г.


АКБ "Агробанк" (Маматкулов), АКБ "Микрокредитбанк" (Бутаев), Минфин (Насритдинходжаев)

2. Разработка программ трансформации и повышения доступности банковских услуг с участием международных консалтинговых компаний.


Решение Наблюдательного совета


Декабрь

2020 г.


3. Привлечение в органы управления банков высококвалифицированных экспертов с международным опытом в банковской сфере для содействия в реализации Программ трансформации банков.


Решение органов управления


Декабрь

2020 г.


4.

Передача в ведение Министерства финансов управления средствами Индивидуальной накопительной пенсионной системы (ИНПС).


Внесение проекта нормативно-правового акта, предусматривающего:

перевод управления средствами ИНПС в Министерство финансов;

внедрение регламентов инвестирования средств ИНПС в высоколиквидные и низкорискованные активы.


Нормативно-правовой акт

Сентябрь

2020 г.


Минфин (Насритдинходжаев), АК "Народный банк" (Саломов)


5.

Приватизация государственных долей АКБ "Узагроэкспортбанк" и АКБ "Пойтахт банк".


1. Проведение диагностики деятельности и оценки финансового состояния банков.


Заключение результатов диагностики


Июнь

2020 г.


АУГА (Ортиков), ФРРУ (Вафаев), хокимият г. Ташкента (Артыкходжаев), Минфин (Насритдинходжаев)


2. Передача пакетов акций в коммерческих банках Агентству по управлению государственными активами.


Передача пакетов акций Агентству по управлению государственными активами


Октябрь

2020 г.


3. Приватизация государственной доли.

Договор купли-продажи


2021-2022 гг.

АУГА (Ортиков)

6.

Поэтапное освобождение банков от непрофильных активов и функций, не относящихся к банковской деятельности.


1. Проведение детального анализа выполняемых банками несвойственных функций (налогового агента, содействие ТСЖ, ведение учета задолженности и др.).


Аналитические материалы


Июль

2020 г.


ЦБ (Захидов), Минфин (Насритдинходжаев), АУГА (Бекенов)


2. Разработка нормативного акта по поэтапной отмене несвойственных функций банков.


Нормативно-правовой акт


Сентябрь

2020 г.


3. Инвентаризация имущества банков с участием государства с выявлением непрофильных активов и принятием мер по их реализации.


Решения Наблюдательного совета банков


По мере

принятия


7.

Разработка Национальной стратегии повышения доступности финансовых услуг.


1. Проведение предпроектного изучения совместно с Всемирным банком.


Отчет миссии Всемирного банка


Июнь

2020 г.


ЦБ (Захидов), Минфин (Насритдинходжаев)


2. Проведение обсуждения проекта Национальной стратегии повышения доступности финансовых услуг со специалистами, научными работниками и экспертным сообществом.


Проект стратегии


Июнь-август

2020 г.


3. Внесение доработанного проекта Стратегии на утверждение.


Проект решения Президента Республики Узбекистан


Сентябрь

2020 г.


8.

Увеличение до 2025 г. минимального уставного капитала банков до 500 млрд сумов.


Разработка проекта Закона Республики Узбекистан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан "О банках и банковской деятельности" с определением графика увеличения размера минимального уставного капитала банка.


Проект закона Республики Узбекистан


Октябрь

2022 г.

ЦБ (Нурмуратов)

    

II. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛИ

И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО

УПРАВЛЕНИЯ БАНКОВ

    

9.

Трансформация банка и реализация доли государства в АКИБ "Ипотека-банк".


1. Подписание соглашений с Международной финансовой корпорацией на привлечение кредитной линии и условия трансформации банка.


Кредитное соглашение


Май-июнь

2020 г.


АКИБ "Ипотека-банк" (Атабаев), Минфин (Насритдинходжаев), АУГА (Бекенов), ФРРУ (Вафаев)


2. Утверждение долгосрочной Стратегии развития банка.


Решение Общего собрания акционеров


Июль-август

2020 г.


3. Формирование нового состава Наблюдательного совета с участием независимых членов.


Решение Общего собрания акционеров


Июнь-август

2020 г.


4. Проведение подготовительной работы при участии МФК, определение потенциальных инвесторов.


Комплекс мер


2021-2022 гг.


5. Приватизация государственной доли.


Договор купли-продажи


2022 г.


10.

Трансформация банка и реализация доли государства в АКБ "Асака".


1. Проведение оценки банка (due diligence) международной аудиторской компанией.


Заключение аудиторской компании


Июнь

2020 г.


АКБ "Асака" (Сайдуллаев), Минфин (Насритдинходжаев), АУГА (Бекенов), ФРРУ (Вафаев)


2. Подписание между АКБ "Асака" и ЕБРР соглашения по институциональной трансформации банка с поддержкой его дальнейшей приватизации.


Соглашение с ЕБРР


Сентябрь

2020 г.


3. Разработка программы ("дорожной карты") трансформации банка.


Решение Наблюдательного совета


Сентябрь-

декабрь

2020 г.


4. Реализация программы трансформации и подготовка плана приватизации банка.


Комплекс мер


2021-2022 гг.


5. Приватизация государственной доли.


Договор купли-продажи


2023 г.


11.

Трансформация банка и реализация доли государства в АКБ "Узпромстройбанк".


1. Разработка и утверждение "дорожной карты" трансформации и предприватизационной подготовки банка с участием МФК и ЕБРР.


Решение Наблюдательного совета


Ноябрь

2020 г.


АКБ "Узпромстройбанк" (Анакличев), Агентство стратегических реформ (Вафаев), АУГА (Бекенов), ФРРУ (Вафаев)

2. Осуществление трансформационных процессов и подготовка банка к приватизации совместно с МФК и ЕБРР.


Соглашение с МФК и ЕБРР


2020-2022 гг.


3. Приватизация государственной доли.


Договор купли-продажи


В течение

2022-2024 гг.

12.

Трансформация банка и реализация доли государства в АКБ "Алокабанк".


1. Анализ текущего состояния, деятельности, процессов и процедур АКБ "Алокабанк" в рамках Соглашения о разделении расходов на консультационные услуги ЕБРР.


Заключение соглашения  аудиторской компанией


Май-август

2020 г.


АКБ "Алока банк" (Ирисбекова), Минфин (Насритдинходжаев), АУГА (Бекенов), ФРРУ (Вафаев)


2. Разработка плана мероприятий ("дорожной карты") трансформации и предприватизационной подготовки банка совместно с ЕБРР и АБР.


Подготовка плана мероприятий

("дорожная карта")


Сентябрь-

декабрь

2020 г.


3. Реализация плана мероприятий по трансформации и предприватизационной подготовке АКБ "Алокабанк" в соответствии с "дорожной картой".


Комплекс мер


В течение

2021-2022 гг.


4. Приватизация государственной доли.


Договор купли-продажи


2022-2023 гг.


  

13.

Приватизация АК "Народный банк".


1. Проведение анализа текущего состояния и оценка реальной стоимости (due diligence) банка международной аудиторской компанией.


Заключение аудиторской компании


Сентябрь

2020 г.


АК "Народный банк" (Саломов), МИВТ (Умурзаков), АУГА (Бекенов), ФРРУ (Вафаев), Минфин (Насритдинходжаев), ЦБ (Захидов)


2. Привлечение независимых членов и иностранных консультантов в Наблюдательный совет и правление банка.


Решение органов управления банка


Июнь-август

2020 г.


3. Прохождение разрешительных (fit and proper) процедур в Центральном банке.


Заключение Центрального банка


Декабрь

2020 г.


4. Реализация пакета акций банка иностранным инвесторам.


Договор купли-продажи


Первое

полугодие

2021 г.


14.

Приватизация АКБ "Азия альянс банк".


1. Организация переговоров с иностранными инвесторами на основе анализа и оценки реальной стоимости (due diligence) банка международной аудиторской компанией.


Меморандум о взаимопонимании


Октябрь

2020 г.


АУГА (Бекенов), АКБ "Азия Альянс банк" (Абдукахоров), ЦБ (Захидов), АУГА (Бекенов)


2. Прохождение разрешительных (fit and proper) процедур в Центральном банке.


Заключение Центрального банка


Ноябрь

2020 г.


3. Реализация контрольного пакета акций банка при достижении договоренности с инвестором.


Договор купли-продажи


Декабрь

2020 г.


15.

Трансформация банка АКБ "Туронбанк".


1. Завершение диагностики банка экспертами МФК.


Заключение консультантов


Май

2020 г.


АКБ "Туронбанк" (Мирзаев), Минфин (Насритдинходжаев), АУГА (Бекенов), ФРРУ (Вафаев)


2. Разработка совместно с международными консультантами программы трансформации банка.


Решение Наблюдательного совета


Сентябрь

2020 г.


16.

Трансформация банка и реализация доли государства в АКБ "Кишлок курилиш банк".


1. Завершение диагностики банка международными консультантами.


Заключение консультантов


Май

2020 г.


АКБ "Кишлок курилиш банк" (Муратов), Минфин (Насритдинходжаев)


2. Разработка совместно с международными консультантами программы трансформации банка.


Решение Наблюдательного совета


Сентябрь

2020 г.


17.

Рассмотрение вопроса слияния АКБ "Туронбанк" и АКБ "Кишлок курилиш банк".


1. Рассмотрение результатов диагностики деятельности и оценки финансового состояния банков.


Заключение результатов диагностики


Июнь

2020 г.


Минфин (Насритдинходжаев), АУГА (Бекенов), ФРРУ (Вафаев)


2. Утверждение плана реорганизации деятельности банков.


Решения общих собраний акционеров


Сентябрь

2020 г.


18.

Привлечение независимых членов в наблюдательные советы коммерческих банков с долей государства.


1. Разработка критериев отбора и механизма вознаграждения независимых членов наблюдательных советов, в т.ч. обладающих международным опытом в банковской сфере.


Решения общих собраний акционеров


Июнь

2020 г.


Минфин

(Насритдинходжаев)

2. Укомплектование наблюдательных советов независимыми членами.


Решения общих собраний акционеров


Декабрь

2020 г.


       

III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ

     

19.

Создание правовой базы для развития небанковских кредитных организаций.


1. Разработка совместно с Всемирным банком проекта Закона "О небанковских кредитных организациях".


Проект закона Республики Узбекистан

Июль

2020 г.


ЦБ (Захидов),

Минюст (Давлетов)


2. Проведение обсуждения проекта закона со специалистами, научными работниками и экспертным сообществом.



Август

2020 г.


3. Внесение доработанного проекта в Кабинет Министров.



Сентябрь

2020 г.


20.

Внедрение новых бизнес-моделей небанковского финансирования.


Создание правовой базы для:

- функционирования компаний по предоставлению высокотехнологичных финансовых услуг (финтехкомпаний);

- деятельности субъектов розничного кредитования.


Нормативно-правовой акт


Сентябрь

2020 г.


ЦБ (Захидов)

Изучение вопросов внедрения механизмов прямого кредитования физических лиц, краудфандинга и других альтернативных инструментов.


Докладная записка


Сентябрь

2020 г.


21.

Разработка механизма санации банков.


1. Привлечение экспертов Всемирного банка, а также изучение зарубежного опыта по организации механизма санации банков.


Отчет консультантов


Апрель

2021 г.


ЦБ (Захидов), Минфин (Насритдинходжаев), Минюст (Давлетов)


2. Разработка совместно с экспертами МФИ проекта Закона "О санации банков".


Проект закона

Сентябрь

2021 г.


3. Проведение обсуждения проекта закона со специалистами, научными работниками и экспертным сообществом.



По мере

подготовки


4. Внесение проекта в Кабинет Министров.



2022 г.


22.

Упрощение законодательства по операциям банков на рынке ценных бумаг.


Внесение изменений в действующее законодательство, предусматривающих:

- активизацию операций банков на рынке ценных бумаг;

- снижение административных барьеров для выпуска и размещения со стороны коммерческих банков корпоративных облигаций и других инструментов с одновременным усилением надзора;

- создание правовой базы выхода ценных бумаг банков на международные рынки капитала.


Нормативно-правовой акт


Октябрь

2020 г.


ЦБ (Нурмуратов), Минфин (Насритдинходжаев)


      

IV. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОДЕЙСТВИЕ В ОБЛАСТИ

ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА

    

23.

Принятие для государственных банков "Стандартов ОЭСР по корпоративному управлению госпредприятиями".

1. Изучение зарубежного опыта внедрения стандартов ОЭСР по корпоративному управлению госпредприятиями.


Докладная записка


Октябрь

2020 г.


Минфин (Насритдинходжаев), АУГА (Бекенов)


2. Внедрение стандартов ОЭСР по корпоративному управлению в банках с участием государства, включая:

механизмы создания профессиональных наблюдательных советов с прозрачными процедурами выдвижения кандидатов;

механизмы контроля за деятельностью банков;

политику раскрытия информации в банках;

взаимодействие с внешними аудиторами и государственными надзорными органами;

разработку политики вознаграждения членов наблюдательных советов, привлечение и мотивирование квалифицированных специалистов.


Нормативно-правовой акт


24.

Расширение и укрепление Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности (ГФППД).


1. Привлечение международных экспертов для разработки плана расширения и укрепления деятельности ГФППД;


Отчет консультантов


Сентябрь

2020 г.


Минэкономразвития (Кучкаров), Минфин (Насритдинходжаев), Агентство по развитию предпринимательства


2. Повышение эффективности деятельности ГФППД посредством:

усиления структуры его управления и повышения прозрачности операций;

проведения аудита, совершенствования практики управления рисками;

разработки финансовой модели и унифицированной методологии отбора банков-партнеров;

внедрения информационно-коммуникационных систем;

внедрения механизмов взыскания по гарантиям наравне с залогом.


Нормативно-правовой акт


Ноябрь

2020 г.


25.

Меры по снижению уровня долларизации в экономике.


Применение стимулирующих и регулятивных мер по снижению уровня долларизации в структуре пассивов и активов банков, в том числе:

создания макроэкономических условий для снижения доли иностранной валюты в активах и обязательствах банков;

внедрение ограничений на виды кредитов, выдаваемых в иностранной валюте.


Комплекс мер

Ноябрь

2020 г.


ЦБ (Захидов),

коммерческие банки


26.

Оптимизация роста кредитного портфеля банков и снижение рисков концентрации кредитов.

1. Гибкое применение макроэкономических и регулятивных мер для оптимизации темпов роста кредитного портфеля банков.


Комплекс мер


В течение

2020-2021 гг.


ЦБ (Захидов),

коммерческие банки

2. Регулирование долговой нагрузки крупных заемщиков банковской системы, в том числе установление ограничения на выдачу кредитов крупнейшим заемщикам, имеющим чрезмерную долговую нагрузку, а также допустимого уровня долговой нагрузки.


Нормативно-правовой акт


Декабрь

2020 г.


27.

Развитие системы страхования вкладов населения.


Рассмотрение вопроса внедрения в практику "Основополагающих принципов для эффективных систем страхования депозитов", утвержденных Базельским комитетом по банковскому надзору и Международной ассоциацией страховщиков депозитов.


Проект докладной записки


Февраль

2021 г.

ЦБ (Захидов), Минфин (Насритдинходжаев)


28.

Совершенствование деятельности кредитных бюро.


Расширение баз данных и объема оказываемых услуг путем предоставления кредитным бюро данных по:

уплате налога на доходы физических лиц, а также налогов юридическими лицами;

наличию задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги;

судебным решениям, ликвидации и созданию предприятий и др.


Комплекс мер

Август

2020 г.

ЦБ (Захидов), ГНК (Мусаев), Минфин (Насритдинходжаев), министерства и ведомства


29.

Пересмотр нормативной и надзорной базы с внедрением международно признанных минимальных стандартов и требований к банкам.

1. Внедрение принципов Базельского комитета в области корпоративного управления в Положение о корпоративном управлении в банках в новой редакции.


Решение правления ЦБ


Июнь

2020 г.


ЦБ (Захидов)

2. Разработка подробных требований к проведению стресс-тестирования в банках, в том числе включение результатов стресс-тестирования в планирование капитала и ликвидности.


Решение правления ЦБ


2021 г.


3. Установление дифференцированных требований к капиталу на основе внутренних процедур оценки достаточности капитала (ICAAP), стресс-тестирования и риск-профиля банков.


Решение правления ЦБ


2022 г.


30.

Пересмотр регламентов лицензирования банков с целью обеспечения вхождения на рынок стабильных игроков с точными и долгосрочными стратегическими инициативами.

Разработка и утверждение Положения "О порядке и условиях допуска к банковской деятельности".


Решение правления ЦБ


Июнь

2020 г.


ЦБ (Захидов)


31.

Разработка и утверждение нормативно-правовых актов с учетом рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору.


1. Внесение изменений и дополнений в "Положение о требованиях адекватности капитала коммерческих банков" в соответствии с рекомендациями Базель III (элементы капитала, покрытие рисков, методология расчета).


Решение правления ЦБ


Декабрь

2020 г.



ЦБ (Захидов)


2. Внесение изменений и дополнений в "Положение о порядке классификации качества активов и формирования резервов на покрытие возможных потерь по активам, а также их использования в коммерческих банках" в целях приведения в соответствие с требованиями рекомендациям Базельского комитета и МСФО 9.


Решение правления ЦБ


2021 г.


3. Разработка нормативно-правовой базы для консолидированного надзора (определение банковских групп, консолидированная отчетность, пруденциальные нормативы на консолидированной основе).


Решение правления ЦБ


2022 г.

32.

Повышение клиентоориенти-

рованности банков с государственным участием.


1. Расширение спектра банковских услуг, в том числе путем стандартизации низкозатратных банковских услуг и продуктов для широких слоев населения и субъектов предпринимательства.


Комплекс мер


Июнь

2020 г.


Коммерческие банки


2. Внедрение системы оценки качества банковских услуг на основе Индекса потребительской удовлетворенности (CSI), а также Индекса потребительской лояльности (NPS).


Решение правления ЦБ

Сентябрь

2020 г.


ЦБ (Захидов)


         

V. ВНЕДРЕНИЕ В БАНКОВСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

         

33.

Проведение ИКТ-аудита коммерческих банков.


Привлечение квалифицированных компаний для проведения ИКТ-аудита коммерческих банков на предмет оценки действующих автоматизированных банковских систем.


Заключение по итогам аудита


Июль

2020 г.


Коммерческие банки, ЦБ (Абдугафаров), Минфин (Насритдинходжаев)


34.

Внедрение новых цифровых продуктов для повышения качества и скорости банковских услуг.


Привлечение на внутренний рынок ведущих IT-компаний, предлагающих апробированные продукты на основе международных стандартов.


Коммерческие контракты


До конца

2020 г.

Коммерческие банки

35.

Совершенствование механизмов кредитования в банках с государственным участием для повышения качества оценки потенциальных рисков и оптимизации процесса принятия решений.


Внедрение эффективного механизма принятия решений о выдаче кредитов путем:

создания высококвалифицированной группы андеррайтеров;

расширения видов быстрых и низкозатратных розничных услуг посредством оптимизации процесса их оказания и внедрения модульных (однородных) кредитных продуктов и увеличения их объема в кредитном портфеле банка;

дальнейшего совершенствования скоринговой системы банков.


Решения наблюдательных советов коммерческих банков


До конца

2020 г.


Коммерческие банки, Минфин (Насритдинходжаев),


36.

Автоматизация процессов кредитования с внедрением современных систем идентификации заемщиков.


Предоставление коммерческим банкам доступа к биометрическим данным Государственного центра персонализации при Кабинете Министров для осуществления идентификации клиентов.


Комплекс мер

Декабрь

2020 г.


ГЦП (Тураходжаев),

МВД (Бобожонов),

ЦБ (Абдугафаров)


37.

Автоматизация бизнес-процессов в банках для улучшения качества оказываемых услуг, повышение операционной эффективности, формирование достоверной информации для оценки реального финансового состояния банков.


1. Привлечение международных консалтинговых компаний для проведения диагностики эффективности информационных систем банков, их соответствия имеющимся требованиям и оценки потенциала внедрения современных продуктов.


Отчет консультанта


Июнь

2020 г.


Минфин (Насритдинходжаев), ЦБ (Захидов), коммерческие банки


2. Разработка совместно с привлеченными международными консалтинговыми компаниями комплекса мер по модернизации информационных систем банков.


Проект "дорожной карты"


Декабрь

2020 г.


3. Внедрение автоматизированной системы сбора, обработки и анализа информации на основе "Big Data".


Решение правления ЦБ


2020-2021 гг.


4. Оптимизация и автоматизация административных и операционных процедур путем внедрения технологий "RegTech" и "SupТech".



2020-2021 гг.


38.

Обеспечение широкого использования информационных технологий в операционной деятельности банков для расширения доли дистанционного банковского обслуживания.


1. Подключение всех коммерческих банков к системе межбанковских мгновенных платежей, доступной в режиме 24/7, для обеспечения круглосуточного доступа хозяйствующих субъектов к платежным услугам.


Комплекс мер

Май

2020 г.


ЦБ (Абдугафаров),

коммерческие банки


2. Повышение удельного веса дистанционных банковских платежей до 90 процентов.



2020-2022 гг.

      

VI. ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ

КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ

      

39.

Повышение потенциала сотрудников Центрального банка.


1. Ежегодное повышение квалификации не менее 150 специалистов Центрального банка в зарубежных учебных центрах (центры Национального банка Швейцарии, Банка России, Банка Польши, Банка Кореи, Объединенного Венского института и др.).


Разработка планов обучения персонала


Ежегодно


ЦБ (Захидов)

2. Внедрение не менее 15 программ дистанционных форм обучения, в том числе онлайн-курсов ведущих университетов и учебных центров (Калифорнийский университет, Йельский университет, МГИМО, Корпоративный центр Сбербанка).


Разработка планов обучения персонала


В течение

2020 г.


3. Стажировка не менее 30 специалистов в центральных банках зарубежных стран (Грузия, Украина, Швейцария, Чехия, Армения, Россия, Южная Корея и другие).


Двусторонние соглашения


В течение

2020 г.


4. Организация не менее 10 (ежемесячно) тренингов и семинаров в Корпоративном учебном центре Центрального банка с привлечением зарубежных экспертов для повышения квалификации специалистов банковского сектора (эксперты МВФ, ВБ, ЕБРР, АБР, компаний VISA и Mastercard, аудиторских и консалтинговых компаний и др.).


Учебная программа Корпоративного учебного центра


Июнь

2020 г.

40.

Повышение потенциала сотрудников коммерческих банков.


1. Организация коммерческими банками в 2020 г. 10 (ежемесячно) корпоративных мастер-классов и тренингов по ключевым направлениям деятельности банков (проектное финансирование, риск-менеджмент, информационные технологии и др.).


Учебная программа Корпоративного учебного центра


В течение

2020 г.


ЦБ (Захидов),

коммерческие банки

2. Организация в Корпоративном учебном центре Центрального банка в 2020 г. 6 учебных семинаров для специалистов коммерческих банков в области международных принципов корпоративного управления, риск-менеджмента, МСФО и др. совместно с иностранными партнерами.


Корпоративные программы подготовки кадров


В течение

2020 г.


3. Регулярное обучение не менее 3-4 сотрудников коммерческих банков в программах "Магистр делового администрирования" (MBA) зарубежных и местных вузов.


Корпоративные программы подготовки кадров


Ежегодно


41.

Развитие Банковско- финансовой академии (БФА).


1. Налаживание сотрудничества с учебными центрами Газпромбанка, Сбербанка РФ, Центра стратегических исследований при МГУ и другими партнерами.


Соглашения о сотрудничестве


Май-декабрь

2020 г.


Узнацбанк

(Мирсоатов)


2. Внедрение программы "Магистр делового администрирования" (MBA) с ежегодной квотой не менее 200 студентов.


Учебная программа


2022 г.


3. Организация обучения студентов-бакалавров по специальности "банковское дело" (поэтапное повышение доли бакалавров с 5% в 2020 г. до 70% в 2024 г.).


Учебная программа


Сентябрь

2020 г.


4. Разработка 10 профессиональных программ повышения квалификации банковских кадров по наиболее востребованным направлениям (риск-менеджмент, корпоративное управление, проектный анализ и др.).

   

Курсы повышения квалификации


Декабрь

2020 г.


     

    

Примечание. В сроки по приватизации коммерческих банков могут быть внесены соответствующие изменения по мере исполнения трансформационных мер и процедур по согласованию с международными финансовыми институтами.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Указу Президента РУз

от 12.05.2020 г. N УП-5992



ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

реализации Стратегии реформирования

банковской системы Республики Узбекистан

на 2020-2025 годы

      

         

   

N

    

       

Наименование показателя

        

     

Текущее

состояние

      

    

Цель:

     

    

на 2021 год

       

     

на 2023 год

       

   

на 2025 год

  

1.

Доля активов частных банков (без участия государственной доли) в общем объеме активов банковского сектора


15%

17-20%

35-40%

60%

2.

Доля обязательств банков перед частным сектором в общем объеме обязательств


28%

30-40%

60%

70%

3.

Привлечение стратегических иностранных инвесторов, обладающих надлежащим опытом, знаниями и репутацией


-

-

3

3

4.

Соотношение депозитов и обязательств банков


41%

41-45%

45-50%

50-60%

5.

Доля активов небанковских кредитных организаций в общем объеме активов кредитных организаций


0,35%

0,5-0,7%

1-1,5%

4%

6.

Доля обязательств в иностранной валюте в общем объеме обязательств


58%

50-55%

45-50%

40-45%

7.

Соотношение активов банков и ВВП


53%

53-54%

54-55%

более 55%

8.

Соотношение депозитов банков и ВВП


18%

19-21%

22-24%

25-27%

       

     

Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 13 мая 2020 г.


"Народное слово", 13 мая 2020 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

25 мая 2020 г., N 19-20, ст. 200