ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2020 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 16 по 22 мая 2020 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

         

(за период с 16 по 22 мая 2020 г.)


24 мая - первый день Рамазан хайита

        

С 1 июля акты принимаются пакетно, ведомственные - не издаются до конца года

      

Минюст будет оценивать эффективность работы госорганов

       

В формы статотчетности внесены изменения

      

Сардоба: пострадавших обеспечат жильем, инфраструктуру восстановят

       

Программе "Каждая семья - предприниматель" выделят еще $100 млн

      

Мониторинг за внешнеторговыми операциями - по новой схеме

         

Реализацию Госпрограмм будут мониторить Кабмин и Олий Мажлис

       

Штрафы за просроченную "дебиторку": инвентаризация и возврат

        

Строителям жилья в регионах - таможенные льготы

        

Владельцев приусадебных земель и сельхозкооперативы будут субсидировать

           

Равнозначность электронного и бумажного документов подтвердит нотариус

        

"Прописка", нотариат, регистрация бизнеса - как изменилась госпошлина

       

Спортклуб Минобороны преобразовали и поставили новые задачи

         

Развивать минерально-сырьевую базу будут по новому порядку

        

Порядок проведения сертификации продукции скорректировали

         

Как получить лицензию на оптовую торговлю алкоголем

       

Усилят контроль за опасными производственными объектами

       

Пандемия: льгот и преференций стало больше

        

Качество сельхозпродукции доведут до международных стандартов

        

Бюджетные ассигнования госорганам и организациям увеличили

       

Подготовка специалистов и оценка профзнаний будут систематизированы

         

Пособия - через "Единый реестр социальной защиты"

       

Территории месторождения "Ёшлик I" расширяются



Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал Постановление от 21.05.2020 г. N ПП-4721 "О праздновании Рамазан хайита".


Из решения Управления мусульман Узбекистана следует, что в 2020 году первый день Рамазан хайита совпадает с 24 мая (воскресенье). Этот день будет отмечаться в стране как праздник.

Все мероприятия на местах поручено провести организованно и на высоком уровне в духе национальных и религиозных ценностей нашего народа в строгом соответствии с требованиями карантина.


Напомним, первый день религиозного праздника "Руза хайит" (Ийд-ал-Фитр) является праздничным (нерабочим) в соответствии со статьей 131 Трудового кодекса. Продолжительность ежедневной работы (смены) накануне (23 мая, суббота) уменьшается для всех работников не менее чем на 1 час (статья 121 ТК).


* * *



Указом Президента от 19.05.2020 г. N УП-5997 "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов и учреждений юстиции в реализации государственной правовой политики" предусмотрен целый ряд нововведений в нормотворческом процессе.


С 1 июля 2020 года в отечественную правотворческую практику внедряются новые правила:

q вопросы, входящие в полномочия органов хозяйственного управления, и корпоративные отношения нельзя регулировать путем принятия подзаконных актов или через административные методы;

q ответственность физических и юрлиц может предусматриваться исключительно законами;

q в ведомственные НПА запрещено включать нормы, устанавливающие дополнительные платежи и сборы для физических и юрлиц, предусматривающие излишние административные и иные ограничения, приводящие к образованию необоснованных затрат для них, имеющие разрешительный характер;

q нормативные акты в области технического регулирования (техрегламенты, документы о стандартизации, санитарные, ветеринарно-санитарные, фитосанитарные, градостроительные, экологические правила и нормы) проходят обязательную правовую экспертизу в Минюсте, ставятся на учет и вступают в силу при положительном заключении. Включать в них правовые нормы запрещено. Все нормативные документы в области технического регулирования к началу будущего года разместят в Национальной базе данных законодательства.

С этой же даты состоится переход на "пакетный" принцип. Он подразумевает особый порядок введения концептуально новых механизмов при подготовке проектов НПА. В частности:

q при разработке нового законопроекта отсылочные нормы, направленные на его реализацию, разрабатываются и вступают в силу одновременно с новым законом или в установленный им срок;

q изменения в ранее принятые законы, если они требуются, вносятся одновременно с принятием нового закона;

q министерства и ведомства вносят изменения и дополнения в принятые ими ведомственные НПА по одному и тому же вопросу одним актом;

q Минюст вправе вносить соответствующие изменения в акты, имеющиеся в госреестре ведомственных НПА, по одному и тому же вопросу и технического характера.

С 1 июля и до конца 2020 года ведомственные НПА приниматься не будут. Это необходимо для систематизации законодательства и сокращения излишнего правового регулирования. Исключение - акты о внесении изменений и дополнений, признании утратившими силу, а также предусматривающие их унификацию. Разработка, согласование, принятие, правовая экспертиза и госрегистрация ведомственных НПА переходят в онлайн. Для этого задействуют функционал единой электронной системы (с 1 июля - тестовый режим, с 1 октября - полностью) (Постановление Кабинета Министров РУз от 08.04.2019 г. N 284).


* * *



Министерство стало уполномоченным органом по мониторингу административных реформ, а также реализации министерствами и ведомствами своих полномочий и функций. Об этом говорится в Указе Президента от 19.05.2020 г. N УП-5997.


На Министерство юстиции возложены дополнительные задачи и функции. До конца 2020 года Министерству поручено:

q довести долю проектов законов прямого действия до 20% от общего количества проектов разрабатываемых им проектов НПА, перенести нормы ответственности и санкции из 29 подзаконных актов в законы;

q число оказываемых населению госуслуг увеличить на 15, довести долю электронных госуслуг до 12%;

q долю госнотариальных контор, преобразованных в негосударственную форму нотариата, довести до 95%;

q проработать вопрос передачи частному сектору как минимум 10 функций министерств и ведомств, а также изучить деятельность 8 министерств и ведомств, образованных (преобразованных) в 2018-2019 гг.

В дальнейшем Минюст будет изучать эффективность реализации задач и функций, возложенных на образованные или преобразованные министерства и ведомства, включая входящие в их состав агентства, инспекции, центры и другие организации. Изучение проводится спустя минимум полгода со дня их образования, преобразования. Аналитические материалы и предложения по итогам изучений вносятся в Администрацию Президента и Кабинет Министров.

Кроме того, Министерство уполномочили рассматривать новые инициативы, разработанные министерствами и ведомствами в рамках административных реформ, и выдавать по ним заключения. Их обязаны принимать во внимание.

Еще одно новое полномочие Минюста - оценка показателей (индикаторов) эффективности осуществляемых задач и функций министерств, ведомств и входящих в их состав организаций. По ее результатам вносятся:

q обобщенный отчет для обсуждения на заседании Президиума Кабинета Министров;

q предложения по применению мер ответственности к должностным лицам госорганов, не достигших установленных показателей.

В качестве эксперимента в Намангане и Каршинском районе откроются центры оказания юридических услуг госорганам и организациям. Они будут действовать в рамках задач и функций, возложенных на юрслужбы в соответствующей организации. Соответственно, финансируемые из бюджета штатные единицы последних будут сокращать. Уже в начале будущего года практика может распространиться на все регионы страны.

Определенным изменениям подверглась структура центрального аппарата Минюста. А Центр правовой информации "Адолат", редакции газеты "Инсон ва конун" и журнала "Хукук ва бурч" при Министерстве объединились в Национальный правовой информационный центр "Адолат".


* * *



Постановлением Государственного комитета по статистике (рег. МЮ N 3193-1 от 15.05.2020 г.) две формы статистической отчетности на 2020 год утверждены в новой редакции.


Изменения внесены в приложение N 20 "Отчет о ходе реализации программы локализации производства изделий и материалов". Также в новой редакции утверждено приложение N 109/4 "Отчет о деятельности организаций, имеющих статус участника малой промышленной зоны, технопарка, специальной экономической зоны и кластеров".


Напомним, приложения утверждены Постановлением Госкомстата рег. N 3193 от 04.11.2019 г. "Об утверждении форм государственной статистической отчетности на 2020 год".


Изменения внесены в соответствии с Законами "О государственной статистике", "О специальных экономических зонах", Постановлением Кабинета Министров от 10.03.2020 г. N 136 "О программе локализации производства товаров на внутреннем и внешнем рынке на 2020-2021 годы".


* * *



Принято Постановление Президента от 21.05.2020 г. N ПП-4722 "О финансировании мер по адресной поддержке граждан, пострадавших вследствие чрезвычайного происшествия на дамбе Сардобинского водохранилища и восстановлению инфраструктуры".


Документ предусматривает выделение Госбюджету из Фонда реконструкции и развития средств в эквиваленте $100 млн на безвозвратной основе.

Выделенные средства направляются на обеспечение жильем граждан и восстановление инфраструктуры в пострадавших районах Сырдарьинской области, в частности:

q Министерству водного хозяйства - на восстановление разрушенных ирригационных и мелиоративных объектов;

q Комитету по автомобильным дорогам при Министерстве транспорта - на строительство, реконструкцию и ремонт дорожно-транспортной инфраструктуры;

q Министерству жилищно-коммунального обслуживания - на строительство и реконструкцию систем чистой питьевой воды и канализации;

q местному бюджету Сырдарьинской области - на строительство многоквартирных жилых домов и передачу в собственность квартир в построенных и нереализованных многоквартирных домах в Сардобинском, Акалтынском и Мирзаабадском районах в 2020-2021 гг. Норма касается семей, жилые дома которых снесены либо пришли в состояние, непригодное для проживания;

q Министерству народного образования, Министерству дошкольного образования, Министерству здравоохранения - на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов социальной сферы.

Для реализации указанных мер даны соответствующие поручения Кабинету Министров. В их числе внесение в Администрацию Президента предложения об оптимизации бюджетных средств в размере до 1,150 трлн сумов, предусмотренных в Программе развития социальной и производственной инфраструктуры республики на мероприятия органов по делам обороны и правоохранительных органов. Определены направления дальнейшего перераспределения оптимизируемых средств.


* * *



Приняты дополнительные меры по финансированию Программы "Каждая семья - предприниматель" (Постановление Президента РУз от 20.05.2020 г. N 4720).


Программа "Каждая семья - предприниматель" реализуется в соответствии с Постановлением Президента от 07.06.2018 г. N ПП-3777.

В рамках Программы Фонд реконструкции и развития выделит дополнительные средства в эквиваленте $100 млн следующим уполномоченным банкам:

q АКБ "Агробанк" - в эквиваленте $40 млн;

q АК Народный банк - в эквиваленте $30 млн;

q АКБ "Микрокредитбанк" - в эквиваленте $30 млн.

Дополнительные средства выделяются путем внесения соответствующих изменений и дополнений в кредитные договоры между Фондом и уполномоченными банками согласно Постановлению Президента от 24.10.2019 г. N ПП-4498.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 14.05.2020 г. N 283 "О мерах по дальнейшему совершенствованию мониторинга внешнеторговых операций в Республике Узбекистан".


Согласно Постановлению хозяйствующие субъекты вносят сведения о внешнеторговых контрактах и инвойсах в Единую информационную систему внешнеторговых операций (ЕЭИСВО). Сведения вносятся в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи через Единый портал интерактивных государственных услуг.

Утверждено Положение о порядке ведения мониторинга и контроля за осуществлением внешнеторговых операций. В него введены такие понятия, как импортный и экспортный биржевые (ярмарочные) контракты, контракт на переработку (за пределами и на территории республики), централизованные импортный и экспортный контракты, экспортный консигнационный контракт.

Определена новая схема осуществления мониторинга и контроля за внешнеторговыми операциями, включающая в себя 4 этапа (прежняя - Приложение N 1 к Положению о порядке осуществления мониторинга за внешнеторговыми операциями, утв. Постановлением Кабинета Министров РУз от 30.09.2003 г. N 416).


I - ввод данных в ЕЭИСВО:

q хозяйствующим субъектом - по заключенным внешнеторговым контрактам и инвойсам до начала операции;

q биржей (ярмаркой) - по контрактам, заключенным на бирже в течение 1 рабочего дня после заключения контракта на бирже.


II - ввод в ЕЭИСВО следующих данных:

q коммерческими банками, казначействами, товарно-сырьевыми биржами - информации о движении валютных средств по контрактам и инвойсам, поступающей онлайн при осуществлении расчетов;

q органами таможенной службы - информации о ГТД по контракту и инвойсу, поступающей онлайн по прибытии или отгрузке товаров;

q хозяйствующим субъектом - актов выполненных работ в течение 1 дня в день составления акта.

Ввод данных в ЕЭИСВО хозяйствующими субъектами по контрактам, подлежащим экспертизе в ГУП "Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов" при Министерстве экономического развития и сокращения бедности, осуществляется при наличии соответствующего заключения Центра (Постановление Президента Республики Узбекистан от 20.02.2018 г. N ПП-3550 "О мерах по совершенствованию порядка проведения экспертизы предпроектной, проектной, тендерной документации и контрактов). Экспертиза производится в течение 20 дней.


III - органы валютного контроля и коммерческие банки осуществляют мониторинг и контроль за реализуемыми внешнеторговыми операциями постоянно в пределах своей компетенции.


IV - органы таможенной службы и коммерческие банки по окончании каждого месяца при выявлении признаков нарушения таможенного и валютного законодательства, порядка расчетов предоставляют информацию в налоговые органы.


* * *



Кабинет Министров принял Постановление от 18.05.2020 г. N 290 "Об утверждении Положения о порядке предоставления отчета Кабинета Министров о ходе выполнения ежегодных Государственных программ, разработанных исходя из Обращений Президента Республики Узбекистан к Олий Мажлису".


Документ разработан с целью выполнения задач, определенных Указом Президента от 28.01.2019 г. N УП-5644 "О первоочередных мерах по повышению ответственности Кабинета Министров Республики Узбекистан за эффективность реализации стратегических задач социально-экономического развития страны", а также выполнения задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы.

На руководителей министерств и ведомств возлагается личная ответственность за своевременную и качественную подготовку необходимой информации для формирования отчетов о выполнении Госпрограмм.

Ежегодно после утверждения Государственной программы ее каждое положение закрепляется за соответствующим структурным подразделением Кабинета Министров. Для анализа и мониторинга исполнения Госпрограммы создаются межведомственные группы.

Ответственные исполнители Госпрограммы и соисполнители представляют отчеты, результаты их анализа и мониторинга обобщаются на ежемесячной основе в установленные Положением периоды. Отчеты проходят правовую экспертизу в Кабинете Министров.

При подготовке отчетов учитываются принятые НПА, достигнутые важнейшие показатели, в частности, объемы привлеченных инвестиций, число созданных рабочих мест, улучшение условий жизни населения, участие общественности и др., влияние реализации Госпрограммы на комплексное развитие региона.

Подготовленные отчеты проходят обсуждение в палатах Олий Мажлиса. Схема проведения мониторинга, анализа выполнения государственной программы, предоставления Олий Мажлису приведена в Приложении к Положению.


* * *



Правительство поручило Минфину и ГНК изучить ситуацию со штрафными санкциями за просроченную дебиторскую задолженность (Постановление Кабинета Министров РУз от 16.05.2020 г. N 288).


Напомним, дебиторская задолженность считается просроченной, если средства за поставленные товары, оказанные услуги и выполненные работы не поступили в течение 90 дней со дня их фактической отгрузки, выполнения и оказания (пункт 2 Указа Президента РУз от 12.05.1995 г. N УП-1154). За нее предусмотрен штраф - от 10 до 15 БРВ (часть 3 статьи 175 КоАО).


С 1 января 2019 года санкции не применяются, если просроченная "дебиторка" возникла у организаций с госдолей менее 50% (абзац 5 подпункта "а" пункта 1 Указа Президента РУз от 30.10.2018 г. N УП-5564). Поэтому Минфин и ГНК в месячный срок проведут инвентаризацию штрафов, примененных после 31 декабря 2018 года.

По итогам инвентаризации:

q суммы штрафов, уплаченных за просроченную "дебиторку" указанных организаций, - вернут в течение месяца;

q в течение 2 недель подадут в суды заявления об отмене судебных решений о применении штрафных санкций за просроченную дебиторскую задолженность частных организаций.


* * *



Принято Постановление Президента РУз от 19.05.2020 г. N ПП-4718 "О мерах по ускорению работ по строительству многоэтажных домов в регионах".


Документ освобождает от уплаты таможенных платежей (за исключением НДС и сборов за таможенное оформление):

q на срок до 01.01.2021 г. - импортируемую новую строительную и специальную технику, а также транспортные средства по перевозке грузов по утвержденному Перечню (27 позиций);

q в период с 01.07.2020 г. по 01.07.2023 г. - импортируемые формы для заливки бетона, машины и механизмы для приготовления бетона для строительства многоэтажных монолитных жилых домов согласно перечню, формируемому в установленном порядке.

Плательщикам таможенных платежей в период с 01.07.2020 г. по 01.07.2023 г. предоставлено право отсрочки до 120 дней или рассрочки уплаты таможенных платежей (за исключением НДС и сборов за таможенное оформление). Данная мера распространяется на импортируемые, используемые в отрасли строительства машины и механизмы, технологическое оборудование, средства малой механизации, приборы, запчасти и комплектующие.


* * *



Принято Постановление Президента РУз от 18.05.2020 г. N ПП-4716 "О дополнительных мерах по поддержке владельцев приусадебных земель и обеспечению занятости населения".


С 20.05.2020 г. за счет средств Государственного фонда содействия занятости начнут выделять субсидии для повышения эффективности приусадебных земельных участков и уплаты взносов за членство в сельскохозяйственных кооперативах.

Субсидии будут выделяться в следующих размерах:

1) на основании трехсторонних договоров, заключенных между центром содействия занятости населения, организациями-поставщиками и владельцами приусадебных земель:

q до 30 БРВ - на установку теплиц легкой конструкции;

q до 10 БРВ - на приобретение средств орошения;

q до 3 БРВ - на закупку семян и саженцев;

2) до 10 БРВ - для внесения в качестве вклада в уставный фонд сельскохозяйственных кооперативов.

При этом определено, что:

q сельскохозяйственные кооперативы создаются в рыбоводстве, кролиководстве, птицеводстве, пчеловодстве, плодоовощеводстве, виноградарстве, швейном деле, ремесленничестве и других ведущих сферах;

q в сельскохозяйственные кооперативы объединяются безработные граждане, члены малообеспеченных семей, лица, вернувшиеся из внешней трудовой миграции, а также ведущие предприниматели, имеющие опыт в направлении кооперативной деятельности.

Субсидии будут выделять с сохранением порядка выдачи субсидий и грантов на другие цели за счет средств Государственного фонда содействия занятости в соответствии с законодательством.


* * *



Равнозначность электронного и бумажного документов подтвердит нотариус. В Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами (рег. МЮ N 3113 от 04.01.2019 г.) прописана соответствующая процедура о нотариально заверяемых заявлениях, договорах аренды и доверенностей (рег. МЮ N 3113-5 от 02.05.2020 г.).


Напомним, с 1 января 2020 года расширен круг полномочий нотариусов. Теперь они могут:

q выступать в качестве медиатора;

q обеспечивать доказательства в досудебном процессе в гражданско-правовых отношениях;

q подтверждать даты представления созданных объектов авторских и смежных прав;

q удостоверять одинаковую юридическую силу электронного документа с документом в бумажной форме.


Подтверждение равнозначности электронной формы документа бумажной применяется в отношении нотариально заверенных заявлений, договоров аренды и доверенностей при осуществлении действий, не связанных с отчуждением имущества.

Процедура проводится при обращении лица, от имени которого заверен документ или участвующего в этом в качестве стороны. Нотариус из системы "Нотариус" преобразует файловый вид заверенного другим нотариусом документа через его уникальный номер (или другие подобные данные) в электронный файл. После распечатки документа на бумагу нотариус делает на нем подтверждающую запись о его одинаковой юридической силе с оригиналом. Один экземпляр документа выдается обратившемуся лицу, второй остается у нотариуса.

Не удостоверяется равнозначность юридической силы:

q электронной формы сделки, совершенной в простой письменной форме;

q документов, подтверждающих личность, с документом в бумажной форме.


* * *



В Закон "О государственной пошлине" внесли изменения и дополнения (Закон Республики Узбекистан от 20.05.2020 г. N ЗРУ-619).


Льготы. Счетную палату освободили от уплаты госпошлины по искам и заявлениям в экономические суды о защите экономических интересов Узбекистана. По заявлениям, подаваемым в административные суды, освобождение от госпошлины получили Антимонопольный комитет, Агентство по управлению госактивами, Агентство по развитию рынка капитала и их территориальные органы.


"Прописка". Отменены повышенные ставки госпошлины для лиц с регистрацией по месту постоянного проживания в регионах:

q при приобретении недвижимости в новостройках Ташкента и Ташкентской области (5% от суммы договора, но не менее 10 БРВ);

q при отчуждении этой недвижимости в течение 3 лет (400 БРВ). 

В обоих случаях теперь ставка рассчитывается на общих основаниях, в зависимости от квадратуры жилья: до 100 кв. м - 1 БРВ, от 100 до 200 кв. м - 2 БРВ, 200 кв. м и более - 3 БРВ.


Нотариат. За лицензирование частной нотариальной деятельности установлена госпошлина в 1 БРВ. Ее не будут платить нотариусы госнотариальных контор, изъявившие желание заниматься частной практикой.

Также указана госпошлина за выдачу выписки из реестра регистрации нотариальных действий - 5% БРВ.

Введено правило - госпошлина взимается за одно нотариальное действие при:

q удостоверении одной доверенности от имени двух или более лиц либо на имя двух или более лиц;

q свидетельствовании подлинности подписи двух или более лиц в одном заявлении (обязательстве).


Регистрация бизнеса. Отменили пониженные ставки за госрегистрацию субъектов предпринимательства в электронном виде (50% от явочного порядка), а также их перерегистрацию (50% от ставок за регистрацию в явочном порядке, 25% - в электронном).

При этом сохранились общеустановленные ставки и 10-процентная скидка при получении любой госуслуги (включая, лицензии, разрешения и госрегистрацию) самостоятельно через ЕПИГУ.

Актуальные ставки госпошлины за госрегистрацию, перерегистрацию бизнеса:

        

       

       

Субъект

предпринимательства

      

   

Порядок получения госуслуги

(госрегистрация / перерегистрация)

     

     

Явочный

     

   

Через ЕПИГУ

    

Предприятия с иностранными инвестициями


10 БРВ

(2 230 000 сум.)


90% от 10 БРВ

(2 007 000 сум.)


Страховщики и страховые брокеры, аудиторские организации, организации налоговых консультантов, биржи, ломбарды, инвестиционные фонды, предприятия по заготовке и закладке на хранение плодоовощной продукции, входящие в состав Ассоциации "Узбекозиковкатзахира", рынки, органы хозяйственного управления в форме акционерных обществ (включая холдинги), создаваемые соответствующими решениями Президента и Правительства


4 БРВ

(892 000 сум.)


90% от 4 БРВ

(802 800 сум.)


Субъекты предпринимательства - юрлица, индивидуальные предприниматели без образования юрлица и субъекты семейного предпринимательства без образования юрлица

      

1 БРВ

(223 000 сум.)


90% от 1 БРВ

(200 700 сум.)


         

* * *



Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 19.05.2020 г. N 292 "О мерах по дальнейшему развитию и популяризации армейского спорта в Министерстве обороны Республики Узбекистан".


Несмотря на положительны результаты, достигнутые в развитии армейского спорта, отмечены следующие недостатки:

q отсутствие системы управления армейским спортом, недостаточная спортивная инфраструктура в некоторых частях и организациях Министерства обороны;

q не организовано сотрудничество с негосударственным сектором на условиях государственно-частного партнерства;

q не уделяется должного внимания ведению здорового образа жизни военнослужащих и членов их семей, особенно молодых, путем развития физкультуры.

В соответствии с документом Спортивный клуб Министерства обороны преобразуется в Центр развития высших спортивных результатов Министерства. Центр является учреждением, приравненным к самостоятельному управлению центрального аппарата Министерства.

Одна из главных задач Центра - развитие массового спорта, подготовка высококлассных спортсменов для сборных команд страны и войск Министерства обороны среди военнослужащих, служащих и учащихся-спортсменов.

Постановлением утверждены Положение об организации армейского спорта в Министерстве обороны, а также Программа мероприятий по его совершенствованию. Согласно Положению армейские виды спорта включают Олимпийские, массовые, национальные, военно-практические, технические и практические виды спорта. Документом также определены основные задачи ряда министерств и ведомств в области развития армейского спорта.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 19.05.2020 г. N 297 "Об утверждении Положения о порядке формирования государственных программ развития и восстановления минерально-сырьевой базы".


Документ разработан для реализации задач, поставленных Постановлением Президента РУз от 18.11.2019 г. N ПП-4522 "О мерах по совершенствованию системы организации и проведения геологоразведочных работ на нефть и газ".

Утвержденным Положением:

q устанавливается порядок организации геологоразведочных работ Государственным комитетом по геологии и минеральным ресурсам;

q определены основные задачи среднесрочных (до 3 лет) и долгосрочных (от 5 до 15 лет) госпрограмм изучения минерально-сырьевых ресурсов, их разработки, добычи и воспроизводства;

q определены критерии выбора и оценки объектов для государственных программ, а также порядок их формирования и сроков выполнения.

По каждому объекту, включаемому в годовую госпрограмму, наряду с техническими показателями проводится расчет средств, необходимых для улучшения инфраструктуры, приводятся документальные обоснования капитальных вложений и приобретения оборудования.

Проект годовой госпрограммы развития и восстановления минерально-сырьевой базы рассматривается научно-техническим советом Госкомгеологии. Затем проект вносится для согласования в Министерство экономического развития и сокращения бедности, Минфин и Министерство энергетики.


* * *



Постановлением Кабинета Министров РУз от 20.05.2020 г. N 302 внесены изменения и дополнения в Положение о порядке проведения сертификации продукции (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 06.07.2004 г. N 318). Они вступят в силу через 3 месяца.


Положение дополнено нормами, разрешающими импорт:

q пищевой продукции, срок годности которой отличается от срока, указанного в нормативных документах в области технического регулирования. Допустимо только после подтверждения соответствующими аккредитованными лабораториями соответствия срока годности, указанного на маркировке продукции, параметрам безопасности;

q продуктов детского питания, детских игрушек, энергетических напитков после проведения токсикологических исследований в соответствующих аккредитованных лабораториях по параметрам безопасности.

Агентство санитарно-эпидемиологического благополучия при Министерстве здравоохранения (далее - Агентство) будет вести реестр выданных санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) продукции требованиям показателей, указанных в нормативных документах в области технического регулирования. Его разместят на веб-сайте Минздрава.

Расширяется перечень оснований для отказа в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения. Отказать также смогут, если:

q предельный срок годности пищевой продукции на момент выдачи санитарно-эпидемиологического заключения составляет менее 60% (в процентном соотношении от общего срока годности, установленного производителем);

q отсутствует протокол испытаний на пищевую продукцию со стороны международных аккредитованных лабораторий;

q обнаружены загрязненности пищевой продукции микроорганизмами, вызывающими инфекционные заболевания;

q превышены нормы показателей радиоактивности;

q превышены нормы содержания генетически модифицированных организмов;

q обнаружены паразиты или их яйца;

q получены отрицательные результаты проведенных лабораторных испытаний;

q представлен неполный комплект документов.

Также определен порядок установления запрета на производство, использование или ввоз на территорию республики пищевой продукции, признанной непригодной для потребления или использования.

Так, при получении отрицательных результатов лабораторных испытаний ответственный санитарный врач составит соответствующий акт. На его основании руководитель Агентства, его территориального или районного (городского) центра подписывает постановление о запрете производства, использования или импорта в страну непригодной для потребления пищевой продукции. Один экземпляр постановления представляется заявителю. Если непригодный импорт выявят на территории республики, ее грузовладелец вправе ее реэкспортировать через таможенную территорию Узбекистана.

Далее определяются способы и условия переработки или уничтожения непригодной продукции. До этого она хранится в отдельном помещении (резервуаре), на особом учете, с точным указанием количества, способов и условий использования или уничтожения. Ответственность за сохранность лежит на ее владельце. Он также возмещает расходы, связанные с экспертизой, переработкой, хранением, транспортировкой, определением способов и условий уничтожения или реэкспортом.


* * *



Кабинет Министров принял Постановление от 20.05.2020 г. N 301 "Об утверждении Положения о порядке лицензирования оптовой торговли алкогольной продукцией, а также о мерах и санкциях за нарушение лицензионных требований и условий".


Документ разработан с целью реализации Указа Президента РУз от 05.02.2019 г. N УП-5656 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования производства и оборота алкогольной и табачной продукции, а также развитию виноградарства и виноделия" и Постановления Президента РУз от 05.02.2019 г. N ПП-4162 "Об организации деятельности инспекции по регулированию алкогольного и табачного рынка при Министерстве финансов Республики Узбекистан".

Инспекция по регулированию алкогольного и табачного рынка при Министерстве финансов (далее - Инспекция) является органом, осуществляющим лицензирование оптовой торговли алкогольной продукцией.

Утвержденным порядком определены:

q требования к соискателю лицензии;

q сроки рассмотрения заявлений на получение лицензии и выдачи решений по ним;

q порядок осуществления контроля за соблюдением требований и условий;

q применения санкций и приостановления лицензий;

q размеры взимаемых сборов и лицензионных платежей.

После принятия заявления и других документов для получения лицензии Инспекция в течение 5 дней запрашивает информацию у служб Санэпиднадзора, региональных отделений МЧС и Казначейства. Решение о выдаче лицензии или отказе принимается в течение не более 15 дней со дня принятия заявления. Сообщение о принятом решении направляется в течение одного рабочего дня.

Оптовой торговлей алкоголем вправе заниматься только юридические лица с уставным фондом не менее 1 000 БРВ. Среди установленных лицензионных требований - необходимость строгого соблюдения технических норм по хранению, приемке и распространению алкогольной продукции, а также наличие соответствующего помещения.

Наряду с этим, оптовик должен стать участником автоматизированной информационной системы учета производства и оборота алкогольной, табачной продукции и этилового спирта, а также пользоваться электронными счетами-фактурами, интегрированными в информационную систему ГНК.

Сбор за рассмотрение документов составляет 5 БРВ, лицензионный платеж - 200 БРВ в год. 

На осуществление оптовой торговли пивом, а также пенящихся и натуральных вин местного производства получение лицензии не требуется.

Ранее выданные лицензии со стороны хокимиятов городов (районов) оптовым базам "Шаробсавдо" должны быть переоформлены в течение 3 месяцев.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 19.05.2020 г. N 291 "О дальнейших мерах по реализации Закона Республики Узбекистан "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".


Постановлением утверждены два документа.


1. Положение о порядке учета и ведения государственного реестра опасных производственных объектов.

Обязательному учету в реестре подлежат опасные производственные объекты (ОПО), принятые в установленном порядке в эксплуатацию и прошедшие идентификацию (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 10.12.2008 г. N 271).

Реестр ведет Государственный комитет промышленной безопасности (Госкомпромбез) путем:

q внесения в базу данных необходимой информации об ОПО с присвоением ему учетного номера;

q периодического обновления данных об ОПО или исключения его из реестра.

Постановка ОПО на учет осуществляется по схеме учета на основании заявления организации, его эксплуатирующей.


2. Положение о порядке организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах.

Производственный контроль обеспечивает руководитель организации, эксплуатирующей ОПО. Он организует разработку локального акта о производственном контроле, который подлежит обязательному согласованию с органами Госкомпромбеза.

Положением также определены:

q круг лиц, на которых могут быть возложены полномочия по осуществлению производственного контроля в организации;

q требования, предъявляемые к работникам службы производственного контроля, их функции, права и обязанности;

q виды и области деятельности, подлежащие проверке;

q порядок производственного контроля;

q порядок регистрации данных о состоянии промышленной безопасности ОПО.

Организации, эксплуатирующие ОПО, по итогам года, а также по запросу представляют информацию об организации производственного контроля в структурные подразделения Госкомпромбеза и другие уполномоченные органы.


* * *



Глава государства подписал Указ от 18.05.2020 г. N УП-5996 "Об очередных мерах по поддержке населения и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии".


Предусмотренные документом шаги Президент анонсировал на видеоселекторном совещании 13 мая.

В итоге очередной пакет содержит следующие меры господдержки бизнеса:

q во-первых, на период с 1 июня по 1 сентября 2020 года освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога:

q субъекты малого предпринимательства;

q рынки и торговые комплексы, кинотеатры, предприятия общепита, предприятия общественного транспорта, юрлица, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров, оказанию бытовых услуг, предоставлению помещения в аренду, в том числе для проведения банкетов, спортивно-оздоровительные заведения;

q во-вторых, субъектам малого предпринимательства списываются суммы:

q налога на имущество и земельного налога, подлежащие уплате за апрель и май 2020 года, по которым предоставлена беспроцентная отсрочка (рассрочка) в соответствии с ранее принятыми указами (N УП-5969 от 19.03.2020 г. и N УП-5978 от 03.04.2020 г.);

q пени и штрафов по земельному налогу и налогу на имущество, по состоянию на 15 мая 2020 года, образовавшихся с 1 января 2020 года;

q в-третьих, микрофирмы и малые предприятия вправе применить отсрочку по уплате таможенной пошлины и акцизного налога при ввозе товаров (кроме потребительских) до 1 июля 2020 года. Отсроченная сумма в последующем уплачивается равными долями в течение 120 дней. Эта опция доступна субъектам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность не менее года до дня обращения в таможенные органы;

q в-четвертых, в период с 1 мая по 1 июля 2020 года для микрофирм и малых предприятий ставка социального налога снижается с 12% до 1% при условии сохранения ими расходов на оплату труда работников - не менее 50% от аналогичного показателя за февраль 2020 года. Если микрофирма или малое предприятие создано после февраля 2020 года, пониженная ставка социального налога применяется без сопоставления фонда оплаты труда.

Указанный порядок не распространяется на:

q производителей подакцизной продукции;

q государственные предприятия;

q юрлиц с долей государства в уставном фонде (уставном капитале) в размере 50% и более;

q в-пятых, приостанавливается взыскание имеющейся у микрофирм и малых предприятий по состоянию на 15 мая 2020 года задолженности по налогам, пеням и начисленным штрафам за нарушение налогового законодательства до 1 сентября 2020 года. Налоговые органы должны отозвать свои инкассовые поручения по состоянию на 15 мая, а налогоплательщики вправе отозвать неисполненные к этой дате платежные поручения по исполнению налоговых обязательств;

q в-шестых, Государственный фонд поддержки предпринимательской деятельности, с учетом требований положения о нем (Приложение к Постановлению Кабинета Министров РУз от 08.09.2017 г. N 704), начнет выдавать компенсации на покрытие процентных расходов:

q по инвестиционным кредитам, оформляемым субъектами предпринимательства в национальной валюте с процентной ставкой не свыше 1,75-кратного размера основной ставки ЦБ, в первый год действия кредитного договора;

q по кредитам в сумме до 500 млн сумов, выдаваемым до 1 октября 2020 года субъектам предпринимательства в национальной валюте на пополнение оборотных средств, в размере 10 процентных пунктов на срок действия кредитного договора.

В качестве дополнительной поддержки населения:

а) на Ташкент распространяется практика кредитования индивидуального жилищного строительства за счет ресурсов Минфина, ранее внедренная в экспериментальном порядке в Андижанской, Наманганской и Ферганской областях (Постановление Президента РУз от 01.05.2020 г. N ПП-4701);

б) с 1 июня 2020 года дополнительно на 10% увеличивается количество получателей пособий семьям с детьми в возрасте до 14 лет, по уходу за ребенком до достижения им возраста 2 лет и материальной помощи.


* * *



Подписан Указ Президента от 18.05.2020 г. N УП-5995 "О дополнительных мерах по обеспечению соответствия показателей качества и безопасности сельскохозяйственной продукции международным стандартам".


Указом утверждены:

q Концепция развития производства органической сельскохозяйственной и органической продовольственной продукции в республике (далее - Концепция) и "Дорожная карта" по ее реализации;

q Прогнозные показатели поэтапного перехода на органическое производство на сельскохозяйственных землях и землях лесного фонда в 2020-2025 гг.;

q Прогнозные показатели по основным видам экспортоориентированных культур, сертифицируемых по требованиям международных стандартов надлежащей сельскохозяйственной практики (Global G.A.P.), в 2020-2025 гг.;

q План практических мер по организации выращивания органического хлопка-сырца и производству органической текстильной продукции хлопково-текстильными производственными предприятиями и кластерами;

q План мер по созданию органических рынков и ресторанов для дальнейшего повышения привлекательности агроэкотуризма в регионах республики.

Уполномоченным госорганом по координации и регулированию деятельности всех заинтересованных организаций в рамках органического производства и надлежащей сельскохозяйственной практики (Global G.A.P.) определено Министерство сельского хозяйства. Ему предоставлены следующие права:

q получать от всех заинтересованных министерств, ведомств, хокимиятов, хозяйствующих субъектов и предпринимателей необходимую информацию в рамках органического производства и надлежащей сельскохозяйственной практики (Global G.A.P.);

q создавать систему оценки и авторизации эквивалентности деятельности хозяйствующих субъектов, занимающихся производством, переработкой, транспортировкой, хранением, реализацией и сертификацией органической продукции и сырья.

Размещение культур на земельных участках, отведенных под органическое сельское хозяйство, должно осуществляться в соответствии с научно обоснованными схемами севооборота с учетом требований органических стандартов. При этом государственное вмешательство в размещение культур не допускается.

Документом также определено следующее:

q до 01.10.2020 г. будет разработан проект Закона "О выращивании органической сельскохозяйственной продукции";

q в Ташкентском государственном аграрном университете будут готовить специалистов по направлению "Выращивание, хранение и переработка продукции органического сельского хозяйства". Прием студентов на это направление начнется с 2021/2022 учебного года;

q в структуре Министерства сельского хозяйства будет создано управление по развитию органического производства и надлежащей сельскохозяйственной практике;

q до 01.01.2021 г. действующие лаборатории в научно-исследовательских институтах сельскохозяйственного направления оснастят современным высокотехнологичным оборудованием и организуют деятельность хозяйств, выращивающих первичные органические семена;

q до 31.12.2020 г. будут приняты меры по созданию комплекса испытательной лаборатории при Государственном унитарном предприятии "Центр стандартизации сельского хозяйства" в соответствии с требованиями международных стандартов Organic и Global G.A.P. Комплекс будет создан за счет кредитных средств Всемирного банка, выделенных на модернизацию и повышение конкурентоспособности сельского хозяйства.

Указ также содержит ряд поручений, данных соответствующим министерствам и ведомствам для реализации его положений.


* * *



В Закон "О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год" внесли поправки (Закон Республики Узбекистан от 18.05.2020 г. N ЗРУ-618). Это должно обеспечить стабильность Госбюджета на фоне пандемии СOVID-19.


В частности, пересмотру подверглись:

q во-первых, прогнозные расходы Фонда "Эл-юрт умиди" за счет трансфертов - сокращены на 30 млрд сумов (Приложение N 3 к Закону Республики Узбекистан от 09.12.2019 г. N ЗРУ-589);

q во-вторых, предельные размеры ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета распорядителям бюджетных средств первого уровня (высшие органы власти, министерства, госкомитеты, ведомства, прочие органы и организации), - увеличены на 5,4 трлн сумов. При этом текущие расходы вырастут на 7,5 трлн сумов, в том числе за счет сокращения:

q капиталовложений на проектирование, строительство (реконструкцию) и оснащение объектов - на 2,1 трлн сумов;

q трансфертов госцелевым фондам - на 30 млрд сумов (расходы Фонда "Эл-юрт умиди");

Министерство финансов наделили правом перераспределять средства в составе ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета.

      

       

      

Адресат ассигнований

    

   

Средства, включенные

в состав ассигнований

      

     

Порядок

перераспределения

      

Министерство финансов


q расходы за счет средств Антикризисного фонда при Министерстве финансов;

q субсидии для покрытия расходов на электроэнергию, потребляемую фермерскими хозяйствами;

q средства на оплату юридической помощи, оказываемой адвокатами.


Путем увеличения:

q размеров ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета для распорядителей бюджетных средств первого уровня;

q межбюджетных трансфертов бюджету Каракалпакстана, местным бюджетам областей и Ташкента.


Министерство дошкольного образования


Субсидии негосударственным дошкольным образовательным организациям.


Путем увеличения межбюджетных трансфертов бюджету Каракалпакстана, местным бюджетам областей и Ташкента.


         

    

Закреплено право Президента и Правительства принимать решения о перечислении в республиканский бюджет части средств внебюджетных фондов органов госвласти и управления, судов и прокуратуры, поступающих за счет налогов, обязательных сборов, пошлин и штрафов.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров от 15.05.2020 г. N 287 "О мерах по организации деятельности Национальной системы развития профессиональных квалификаций, знаний и навыков в Республике Узбекистан".


Документом утверждены Национальная рамка квалификаций и Положение о развитии системы профессиональных квалификаций, знаний и навыков.

Министерству занятости и трудовых отношений в течение двух недель поручено разработать:

q Регламент Республиканского совета по развитию профессиональных квалификаций при Министерстве;

q Типовое положение по развитию профессиональных знаний и навыков отраслевых советов при органах госуправления и хозяйственных объединениях, а также методические рекомендации по формированию и практическому внедрению отраслевых квалификационных рамок и профессиональных стандартов.

Совместно с Министерством информационных технологий и коммуникаций в течение одного месяца будет разработан Регистр юридических лиц, занимающихся оценкой компетенций, Национальный регистр профессиональных стандартов и Национальный регистр лиц, имеющих подтвержденный уровень профессиональной квалификации. Внесение специалиста в последний регистр будет носить добровольный характер.

В Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих будут вноситься соответствующие изменения на системной основе, связанные с совершенствованием системы образования, Национальной и отраслевыми рамками, направлениями высшего образования.

Национальная рамка квалификаций является средством интеграции рынка труда и системы образования. Она представляет собой таблицу, в которой определяются знания, умения и навыки, необходимые для осуществления профессиональной деятельности на каждом квалификационном уровне, личностные и профессиональные компетенции, а также способы приобретения соответствующего квалификационного уровня.

Одной из задач данной системы является организация профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки безработных и незанятого населения, особенно молодежи.

На основании Национальной рамки квалификаций органами госуправления и хозяйственными объединениями совместно с объединениями работодателей будут разработаны и утверждены рамки отраслевых квалификаций.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 15.05.2020 г. N 286 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Кабинета Министров от 13.04.2019 г. N 308 "О мерах по совершенствованию системы социальной защиты населения с применением межведомственного электронного взаимодействия".


Постановление Кабинета Министров РУз от 13.04.2019 г. N 308 предусматривало внедрение информационной системы "Единый реестр социальной защиты" (далее - ИС "Единый реестр"). Документом поставлены задачи по автоматизации процедур, связанных с оказанием социальных госуслуг и помощи населению с применением межведомственного электронного взаимодействия, формированию единой базы данных заявителей и получателей социальных госуслуг и помощи.

Процедуры рассмотрения и назначения социальных пособий и материальной помощи малообеспеченным семьям посредством ИС "Единый реестр" осуществлялись в Сырдарьинской области в рамках пилотного проекта с 1 октября 2019 года.

Новым документом определено, что с 1 мая 2020 г. выплата соцпособий малообеспеченным семьям, назначенных до 1 октября 2019 года, осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке назначения и выплаты социальных пособий и материальной помощи малообеспеченным семьям (Постановление Кабинета Министров РУз от 15.02.2013 г. N 44), посредством ИС "Единый реестр".

Министерству занятости и трудовых отношений до 1 июня 2020 года поручено сформировать в своей информационной системе электронный перечень по оплате труда за общественные работы с присвоением каждому получающему оплату физлицу личного идентификационного номера.


* * *



Принято Постановление Президента от 15.05.2020 г. N ПП-4715 "О мерах по дальнейшему расширению объемов промышленного производства в Ташкентской области".


Документом определено, что для реализации АО "Алмалыкский горно-металлургический комбинат" (далее - АГМК) инвестиционного проекта "Освоение месторождения "Ёшлик I" требуется выделение территорий в Пскентском и Ахангаранском районах. В частности:

q территории общей площадью 1 415,8 га в Пскентском районе - для строительства объекта хранения остатков обогатительного процесса руды на фабрике, его инфраструктуры и санитарных зон (далее - объект хранения остатков);

q территории общей площадью 712 га в Пскентском и Ахангаранском районах - для строительства объектов водоснабжения и внешнего электроснабжения медно-обогатительной фабрики N 3 (далее - объекты инфраструктуры).

В связи с чем, хокимияту Ташкентской области поручено:

а) совместно с Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру:

q определить точные границы территорий объекта хранения остатков и объектов инфраструктуры;

q провести инвентаризацию жилых, производственных и других сооружений, построек и насаждений, расположенных на их территории;

б) совместно с АГМК:

q провести открытые обсуждения с собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков, запланированных к изъятию с проведением оценки выгод и издержек;

q по результатам проведенной инвентаризации и открытых обсуждений провести работы по компенсации ущерба, нанесенного физическим и юридическим лицам в связи с изъятием земельных участков;

q после разрешения вопроса о компенсации ущерба обеспечить изъятие и отвод земельных участков.

За счет средств АГМК будут компенсированы:

q убытки, понесенные собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков, а также потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства;

q затраты собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков по оценке понесенных убытков;

q расходы по обеспечению соответствующими инженерно-коммуникационными сетями строящегося нового индивидуального жилья и других сооружений физических лиц, если при изъятии их земельных участков сносятся жилые дома.

АГМК освобожден от компенсационных выплат, требуемых для освоения орошаемых земель, изымаемых в рамках реализации данного инвестиционного проекта, для использования в несельскохозяйственных целях, а также кардинального улучшения состояния богарных земель, сенокосов и пастбищ.




























































Время: 0.0383
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск