Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
27.03.2019 г.
N ПП-4249
О СТРАТЕГИИ ДАЛЬНЕЙШЕГО
РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Повышение промышленного потенциала отраслей экономики и регионов страны, стимулирование развития предпринимательской деятельности, рост благосостояния и улучшение качества жизни населения невозможны без обеспечения надежного функционирования электроэнергетической отрасли.
В современных условиях обеспечение развития конкурентной среды в электроэнергетической отрасли и привлечения инвестиций обуславливают необходимость коренного совершенствования институциональных и организационно-правовых основ деятельности в сфере генерирования и поставки электроэнергии.
В целях практической реализации задач по реформированию электроэнергетической отрасли и повышению ее инвестиционной привлекательности, а также во исполнение задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах и Концепцией административной реформы в Республике Узбекистан:
1. Принять к сведению предложения Всемирного банка по совершенствованию системы управления электроэнергетической отраслью республики, в том числе предусматривающие оптимизацию производственных процессов.
2. Согласиться с предложением Министерства энергетики, Министерства экономики и промышленности, Министерства финансов, Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан о реорганизации АО "Узбекэнерго" в соответствии с современными методами организации производства, транспортировки, распределения и сбыта электрической энергии путем:
а) создания акционерного общества "Тепловые электрические станции", осуществляющего управление тепловыми электростанциями и электроцентралями, вырабатывающими электрическую и тепловую энергию;
б) создания на базе упраздняемых УП "Узэлектросеть" и филиала "Энергосотиш" АО "Узбекэнерго" акционерного общества "Национальные электрические сети Узбекистана", осуществляющего:
эксплуатацию и развитие магистральных электрических сетей республики;
транспортировку электрической энергии по магистральным электрическим сетям республики и межгосударственный транзит;
экспорт и импорт электрической энергии, а также взаимодействие с электроэнергетическими системами соседних государств;
единое оперативно-диспетчерское управление предприятиями по производству электрической энергии, в том числе с участием частного капитала, а также магистральными и региональными электрическими сетями;
функции единого закупщика электрической энергии от предприятий - производителей электрической энергии, в том числе с участием частного капитала, а также продажи электрической энергии предприятиям региональных электрических сетей;
в) создания акционерного общества "Региональные электрические сети", осуществляющего управление предприятиями территориальных электрических сетей, распределяющих и реализующих электрическую энергию конечным потребителям;
г) реорганизации и ликвидации отдельных хозяйственных обществ и предприятий, входящих в состав АО "Узбекэнерго", согласно приложению N 1;
д) передачи Агентству по управлению государственными активами Республики Узбекистан по балансовой стоимости непрофильных и неиспользуемых активов и долей АО "Узбекэнерго" и входящих в его состав организаций согласно приложению N 2 для их последующей реализации в установленном порядке в течение 2019-2021 годов.
3. Определить, что:
формирование первоначальных уставных капиталов вновь создаваемых акционерных обществ "Тепловые электрические станции", "Национальные электрические сети Узбекистана" и "Региональные электрические сети" осуществляется за счет передачи активов и долей государства и АО "Узбекэнерго" в уставных капиталах хозяйственных обществ, указанных в приложениях NN 3 - 5;
передача Агентству по управлению государственными активами Республики Узбекистан активов и долей АО "Узбекэнерго" и входящих в его состав организаций, указанных в приложении N 2, осуществляется по балансовой стоимости в счет уменьшения долей государства и АО "Узбекэнерго";
активы, пакеты акций и доли передаются вновь создаваемым акционерным обществам в счет формирования (увеличения) доли государства в их уставных капиталах;
права акционера по государственным пакетам акций в уставных капиталах акционерных обществ "Тепловые электрические станции", "Национальные электрические сети Узбекистана" и "Региональные электрические сети" осуществляются Агентством по управлению государственными активами Республики Узбекистан.
4. Создать Проектный офис при Министерстве энергетики Республики Узбекистан в качестве рабочего органа Комиссии по реформированию электроэнергетической отрасли, образованной постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 октября 2018 года N ПП-3981 (далее - Проектный офис) с предельной штатной численностью управленческого персонала в количестве 20 единиц, финансируемого за счет средств внебюджетного Фонда развития топливно-энергетической отрасли.
Установить, что Проектный офис возглавляется заместителем министра энергетики Республики Узбекистан, курирующим электроэнергетическую отрасль.
5. Кабинету Министров Республики Узбекистан в недельный срок:
утвердить план мероприятий по реорганизации АО "Узбекэнерго" и входящих в его состав организаций с указанием конкретных сроков проведения каждого мероприятия и ответственных лиц, предусмотрев в том числе инвентаризацию активов и обязательств реорганизуемых предприятий АО "Узбекэнерго";
обеспечить организацию деятельности Проектного офиса с привлечением в его состав международных и отечественных экспертов и специалистов в области реформирования электроэнергетической отрасли;
утвердить программы развития генерирующих мощностей и реализации крупных инвестиционных проектов в электроэнергетической отрасли на период до 2030 года, в том числе с привлечением прямых иностранных инвестиций.
6. Министерству энергетики разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:
в срок до 1 мая 2019 года - критерии оценки эффективности деятельности акционерных обществ "Тепловые электрические станции", "Национальные электрические сети Узбекистана" и "Региональные электрические сети" на 2019-2020 годы с указанием целевых показателей (индикаторов) по снижению себестоимости и сокращению потерь энергоресурсов, а также пошаговых механизмов их достижения;
совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций в срок до 1 июня 2019 года - Комплексную программу по цифровизации электроэнергетической отрасли на 2019-2021 годы, предусмотрев конкретные мероприятия, сроки и источники финансирования работ по внедрению системы управления ресурсами, автоматизации производственных и управленческих процессов (ERP), программно-аппаратного комплекса диспетчерского управления и сбора данных (SCADA), а также ускорению реализации проекта по внедрению автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии (АСКУЭ);
совместно с Министерством экономики и промышленности, Министерством финансов, Министерством жилищно-коммунального обслуживания в срок до 1 сентября 2019 года - Концепцию топливно-энергетического обеспечения страны на 2020-2030 годы (далее - Концепция);
в месячный срок со дня принятия Концепции совместно с Министерством финансов, Министерством экономики и промышленности, Министерством инвестиций и внешней торговли при техническом содействии Азиатского банка развития - уточнения и дополнения в программы развития генерирующих мощностей и реализации крупных инвестиционных проектов в электроэнергетической отрасли на период до 2030 года с учетом прогнозов перспективной потребности отраслей экономики и населения в электрической энергии;
совместно с Министерством строительства при технической поддержке международных финансовых институтов, консалтинговых компаний, профильных проектных институтов в срок до 1 декабря 2019 года - предложения по совершенствованию строительных норм и правил, стандартов, нормативных документов в области технического регулирования проектирования, строительства и эксплуатации объектов электроэнергетики с учетом передового мирового опыта.
7. Министерству финансов совместно с Министерством энергетики, Министерством экономики и промышленности при технической поддержке международных финансовых институтов и консалтинговых компаний в срок до 1 мая 2019 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения по совершенствованию методологии определения тарифов на электрическую энергию, предусмотрев полное покрытие эксплуатационных, операционных и инвестиционных расходов при производстве, передаче и распределении электрической энергии, а также установление предельной нормы рентабельности предприятий электроэнергетической отрасли.
8. Агентству по управлению государственными активами Республики Узбекистан в трехмесячный срок обеспечить в установленном порядке:
формирование уставных капиталов акционерных обществ "Тепловые электрические станции", "Национальные электрические сети Узбекистана", "Региональные электрические сети" и утверждение их учредительных документов;
совместно с Министерством энергетики Республики Узбекистан привлечение высококвалифицированных специалистов, в том числе иностранных, обладающих необходимым опытом и практическими навыками, на руководящие должности акционерных обществ "Тепловые электрические станции", "Национальные электрические сети Узбекистана" и "Региональные электрические сети".
стоимость передаваемого в соответствии с настоящим постановлением имущества, имущественных прав, включая акции и доли в уставном капитале, хозяйственных обществ от одной организации другой, в том числе при их реорганизации и ликвидации, не является объектом налогообложения по всем видам налогообложения;
вступление Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан и вновь создаваемых акционерных обществ "Тепловые электрические станции", "Национальные электрические сети Узбекистана" и "Региональные электрические сети" во владение 50 и более процентами акций юридических лиц, принадлежащих организациям, входящим в структуру АО "Узбекэнерго", вследствие реорганизации последних не рассматривается как вновь приобретенный пакет акций;
формирование уставных капиталов вновь создаваемых акционерных обществ "Тепловые электрические станции", "Национальные электрические сети Узбекистана" и "Региональные электрические сети" осуществляется по балансовой стоимости имущества, вносимого в уставные капиталы акционерных обществ, с последующей капитализацией в их уставные капиталы разницы между балансовой и рыночной стоимостью данного имущества;
права и обязательства по действующим договорам АО "Узбекэнерго", в том числе дебиторская и кредиторская задолженность, связанная с покупкой и реализацией электрической энергии филиала "Энергосотиш" АО "Узбекэнерго", за исключением предусмотренных в пункте 15 настоящего постановления, переходят АО "Национальные электрические сети Узбекистана".
10. Принять предложение Министерства энергетики Республики Узбекистан о создании на базе АО "Сельэнергопроект" современной многопрофильной проектной организации АО "Узэнергоинжиниринг", осуществляющей проектирование всех типов электрических сетей напряжением от 0,4 кВ до 500 кВ включительно с применением инновационных технологий и достижений современной науки.
Министерству энергетики совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан в месячный срок разработать и утвердить "Дорожную карту", предусматривающую привлечение финансирования, в том числе заемных средств, грантов международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций, для дооснащения АО "Узэнергоинжиниринг" современными техническими и вычислительными средствами, аппаратными программными продуктами.
11. Разрешить сроком до 1 января 2021 года, в порядке исключения, заключать ежегодно прямые договоры сроком действия не более одного календарного года:
акционерным обществам "Тепловые электрические станции", "Национальные электрические сети Узбекистана" и "Региональные электрические сети" и входящим в их состав организациям - на оказание услуг (работ) с организациями, выводимыми из состава АО "Узбекэнерго", а также с входящими в его структуру хозяйствующими обществами;
тепловым электростанциям и электроцентралям - на приобретение запасных частей и комплектующих, необходимых для осуществления ремонтных работ, с предприятиями-изготовителями в соответствии с техническими заданиями, прошедшими экспертизу в ГУП "Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов" при Министерстве экономики и промышленности, с указанием их предельной стоимости.
12. Согласиться с предложениями Министерства энергетики, Министерства инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан и Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан (далее - Фонд) о сокращении использования средств Фонда в размере 318,4 миллиона долларов США, ранее предусмотренных для финансирования инвестиционных проектов АО "Узбекэнерго", за счет замены их на привлекаемые заемные средства международных финансовых институтов и оптимизации стоимости проектов согласно приложению N 6.
13. Освободить акционерные общества "Национальные электрические сети Узбекистана", "Тепловые электрические станции" и "Региональные электрические сети" от уплаты:
сборов за государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг и рассмотрение документов о выпуске ценных бумаг;
автотранспортных сборов при перерегистрации передаваемых автотранспортных средств реорганизуемых организаций.
14. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 июля 2019 года:
размещение в регионах республики промышленных энергоемких производств с потребляемой мощностью более 10 МВт до принятия решения об их строительстве и отводе земельных площадей осуществляется исключительно по согласованию с Министерством энергетики в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
закупка электрической энергии у независимых производителей, созданных за счет частных инвестиций, в том числе иностранных, осуществляется на конкурсной основе (за исключением проектов, по которым приняты постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан) с указанием предельной стоимости вырабатываемой электрической энергии.
переоформление кредитов и займов, выданных АО "Узбекэнерго" для финансирования инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств, на акционерные общества "Тепловые электрические станции", "Национальные электрические сети Узбекистана" и "Региональные электрические сети" и входящие в их состав предприятия, а также АО "Узбекуголь" осуществляется согласно приложениям NN 7 и 8;
поручительства АО "Узбекэнерго" и его филиала "Энергосотиш" по кредитам, привлеченным АО "Узбекэнерго" и входящими в его состав обществами, согласно приложениям NN 9 и 10, подлежат переоформлению в установленном порядке на акционерные общества "Национальные электрические сети Узбекистана", "Тепловые электрические станции", "Региональные электрические сети" и "Узбекистон темир йуллари";
акционерные общества "Национальные электрические сети Узбекистана", "Тепловые электрические станции", "Региональные электрические сети" являются правопреемниками активов и обязательств АО "Узбекэнерго", связанных с реализацией инвестиционных проектов, в том числе групп реализации проектов на тепловых электростанциях и электроцентралях, предприятиях территориальных электрических сетей, в УП "Узэлектросеть" и отраженных в его финансовой отчетности на дату реорганизации согласно приложению N 11.
16. Министерству финансов Республики Узбекистан в соответствии с изменениями, вытекающими из настоящего постановления:
совместно с коммерческими банками и Фондом обеспечить переоформление кредитных обязательств, привлеченных для реализации инвестиционных проектов АО "Узбекэнерго", на вновь создаваемые акционерные общества "Национальные электрические сети Узбекистана", "Тепловые электрические станции" и "Региональные электрические сети" и входящие в их состав предприятия;
внести изменения в ранее выданные государственные гарантии по обязательствам АО "Узбекэнерго".
17. Министерству экономики и промышленности, Министерству инвестиций и внешней торговли совместно с Министерством энергетики в срок до 1 июля 2019 года разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан Программу дальнейшего расширения локализации производства оборудования, комплектующих, запасных частей для электроэнергетических объектов, эксплуатируемых в республике.
18. Министерству энергетики совместно с Министерством юстиции, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
19. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Премьер-министра Республики Узбекистан - министра энергетики Султанова А.С.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 27.03.2019 г. N ПП-4249
ПЕРЕЧЕНЬ
реорганизуемых и ликвидируемых
отдельных хозяйственных обществ и предприятий,
входящих в состав АО "Узбекэнерго"
N
|
Реорганизуемые и ликвидируемые хозяйственные общества и предприятия
|
Механизм реализации мероприятий
|
1. |
АО "Узбекэнерго" |
Реорганизация АО "Узбекэнерго" с созданием на его базе трех акционерных обществ "Тепловые электрические станции", "Национальные электрические сети Узбекистана" и "Региональные электрические сети" путем формирования их уставных капиталов за счет передачи по балансовой стоимости имущества, а также передачи прав и обязательств АО "Узбекэнерго" с последующей его ликвидацией. |
2. |
УП "Ташкентская ТЭС" |
Передача прав, обязательств и имущества в АО "Тепловые электрические станции" с формированием его уставного капитала в размере уставного фонда УП "Ташкентская ТЭС" с последующим его преобразованием в АО "Ташкентская ТЭС". |
3. |
УП "Талимарджанская ТЭС" |
Передача прав, обязательств и имущества в АО "Тепловые электрические станции" с формированием его уставного капитала в размере уставного фонда УП "Талимарджанская ТЭС" с последующим его преобразованием в АО "Талимарджанская ТЭС". |
4. |
УП "Узэнергосозлаш" |
Передача прав, обязательств и имущества в АО "Тепловые электрические станции" с формированием его уставного капитала в размере уставного фонда УП "Узэнергосозлаш" с последующим его преобразованием в ООО "Узэнергосозлаш". |
5. |
УП "Узэлектросеть" |
Права, имущества и обязательства передаются в АО "Национальные электрические сети Узбекистана" с формированием его первоначального уставного капитала в размере уставного капитала УП "Узэлектросеть". |
6. |
Филиал "Энергосотиш" АО "Узбекэнерго" |
Права, имущества и обязательства передаются в АО "Национальные электрические сети Узбекистана" в счет формирования доли государства на сумму балансовой стоимости его имущества. |
7. |
УП "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов по возобновляемым источникам энергии" |
Ликвидация предприятия в установленном законодательством порядке. |
8. |
ООО "Научно-технический центр" |
Передача в ведение Академии наук Республики Узбекистан для последующего преобразования в научное учреждение с правом осуществления хозяйственной деятельности. |
9. |
ООО "Центр подготовки персонала" |
Ликвидация предприятия в установленном законодательством порядке. |
10. |
ООО "Международный институт солнечной энергии" |
Передача доли АО "Узбекэнерго" в уставном фонде ООО "Международный институт солнечной энергии" в ведение Академии наук Республики Узбекистан для последующего преобразования в научное учреждение с правом осуществления хозяйственной деятельности. |
к Постановлению Президента РУз
от 27.03.2019 г. N ПП-4249
ПЕРЕЧЕНЬ
непрофильных и неиспользуемых
активов и долей АО "Узбекэнерго" и входящих
в его состав организаций, передаваемых Агентству
по управлению государственными активами
Республики Узбекистан для их последующей
реализации в установленном порядке
в течение 2019-2021 годов
N
|
Наименование организаций и активов
|
Размер реализуемой доли (%)
|
Владелец долей и активов
|
Сроки реализации долей
|
1. |
АО "Теплоэлектропроект" |
22,28* |
АО "Узбекэнерго" |
- |
2. |
АО "Средазэнергосетьпроект" |
25,37* |
АО "Узбекэнерго" |
- |
3. |
ООО "Шарктехэнерготаъмир" |
3,03 |
АО "Узбекэнерго" |
2019 г. |
4. |
АО "Монтажное управление-4" |