ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2020 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 18 по 24 июля 2020 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

         

(за период с 18 по 24 июля 2020 г.)


К работе микрокредитных организаций и ломбардов

установили требования

       

Упрощен порядок ввоза цемента

     

Развивать виноделие и регулировать алкогольный

и табачный рынки будет новое агентство

    

Первый день Курбан хайита - 31 июля

    

Продажа, перевозка, проверки, реклама - что ждет рынок алкоголя

      

Вывоз лекарств и медизделий временно приостанавливается

        

Изменен порядок добычи углеводородов

       

Вводятся новые санкции за незаконный оборот фармацевтики

       

Пропустил спецтранспорт - штрафа не будет

        

Педагогов защитили от вмешательства в их работу

      

ООО может выпускать корпоративные облигации

       

В семейный бизнес разрешили нанимать работников

     

Ряд льгот продлен, в общепите и аренде - введены новые

        

Охват населения скорой медицинской помощью увеличится

       

Как оценят творческий экзамен в институте художеств

и дизайна им. К. Бехзода

       

Госорганы и организации будут отчитываться

перед общественностью

          

Как будут внедрять программу "Цифровой Ташкент"

       

Центру разработки инвестпроектов передадут доли двух

инжиниринговых компаний



Правление Центрального банка утвердило Положение о минимальных требованиях к деятельности микрокредитных организаций и ломбардов при их взаимодействии с потребителями финансовых услуг (рег. МЮ N 3262 от 30.06.2020 г.).


Настоящее Положение разработано в соответствии с Законами "О Центральном банке Республики Узбекистан", "О микрокредитных организациях", "О микрофинансировании".

Положением установлено, что:

q потребители вправе свободно выбирать предлагаемые кредитными организациями (КО) услуги;

q предоставление КО одной услуги с условием обязательного использования другой дополнительной услуги запрещается;

q КО оказывает финансовые услуги в соответствии с договором, заключенным с потребителем. Текст договора оформляется на государственном языке. По взаимному согласию он может быть составлен и на другом языке.

КО должны раскрывать потребителю информацию о предоставляемых ими финансовых услугах, в обязательном порядке бесплатно предоставлять и знакомить потребителей с такими сведениями до составления договора. Потребитель вправе перед подписанием договора на оказание финансовых услуг (кредит, микрокредит, микрозаем, микролизинг и др.) забрать один экземпляр с собой для ознакомления.

В период оказания услуг по кредиту КО в течение одного дня со дня получения устного или письменного запроса от потребителя ему один раз в месяц в письменной форме должна предоставляться следующая информация:

q лимит кредитования;

q сумма денежных средств, выплаченных по кредиту;

q остаток долга по основной сумме;

q величина, состав и сроки очередных платежей (график платежей);

q размеры выплачиваемых сумм при возникновении желания досрочного полного или частичного погашения кредита;

q сумма и состав просроченной задолженности;

q информация о направлении поступающих денежных средств на погашение кредита.

В Положении указан перечень документов, экземпляры которых, утвержденные КО, должны предоставляться бесплатно потребителю по его требованию.

В документе также прописаны:

q требования к минимальному объему информации, предоставляемой потребителям;

q основные правила организации взаимодействия КО с потребителями;

q правила осуществления взаимодействия КО с потребителями при возникновении задолженности;

q требования к рассмотрению обращений потребителей.

Обращения потребителей в КО в срок не позднее 15 дней со дня их поступления, в случае когда требуется дополнительное изучение и (или) проверка или затребование дополнительных документов, в течение одного месяца, должны быть рассмотрены и на них даны ответы в письменной или электронной форме.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 23.07.2020 г. N 450 "О мерах по упрощению порядка импорта цемента и обеспечению внутреннего рынка качественным цементом". В соответствии с документом при импорте цементной продукции его можно будет выпустить в свободное обращение уже в течение двух дней, а не 28, как это было ранее.


Постановлением утверждены:

q "Дорожая карта" по увеличению объемов производства и обеспечению внутреннего рынка качественным цементом;

q схема введения упрощенного порядка импорта цемента и осуществления контроля его качества на внутреннем рынке.

Документом установлен следующий порядок:

q при первом ввозе цемента в республику - для проведения сертификации (определения соответствия техническим требованиям) импортер на добровольной основе представляет образцы партии цемента в орган сертификации до того, как товар довезут до таможенной границы. При этом в течение 28 дней выдается сертификат, затем таможенные органы дают разрешение на выпуск товара в свободное обращение;

q при повторном ввозе продукции данного производителя - в течение 12 месяцев, при наличии сертификата на данный вид цемента товар выпускается в обращение в течение двух дней на основе представления в "Единое окно" информационной таможенной системы решения органа сертификации. В последующем, по каждой партии цемента, согласно грузовой таможенной декларации, проводятся периодические лабораторные испытания качества цемента на соответствие техническим требованиям, результаты которых представляются импортеру.

В случае признания образцов партии цемента несоответствующими установленным требованиям, в течение одного дня сообщения об этом в письменном виде предоставляются:

q заявителю-импортеру;

q Министерству строительства;

q Государственному таможенному комитету;

q Антимонопольному комитету;

q Агентству "Узстандарт".

При этом импортеру дается указание о приостановке продажи и использования данной партии цемента. Кроме того, в течение шести месяцев импортер не сможет воспользоваться упрощенным порядком выпуска в свободное обращение данного товара.

Для изучения качества цемента, продаваемого на внутреннем рынке, Антимонопольному комитету и Департаменту Агентства по защите прав потребителей поручено проводить контрольные закупки в розничных торговых пунктах.

Агентству "Узстандарт" поручено в месячный срок внести в Кабинет Министров проект закона, включающий применение штрафных санкций за:

q ввоз цемента, не отвечающего требованиям нормативных документов по техническому регулированию;

q нарушения требований законодательства по защите прав потребителей при розничной реализации цементной продукции на внутреннем рынке.


* * *



Принято Постановление Президента РУз от 23.07.2020 г. N ПП-4787 "Об организации деятельности Агентства по развитию виноделия и упорядочению алкогольного и табачного рынка Республики Узбекистан".


Постановлением утверждена структура Агентства с предельной численностью управленческих сотрудников в количестве 67 человек.

Установлено, что:

q Агентство является правопреемником Агентства по развитию виноделия и виноградарства и Инспекции по упорядочению алкогольного и табачного рынка по всем правам, обязательствам и договорам;

q Агентство является республиканским органом госуправления и финансируется из Госбюджета Узбекистана и других источников, не запрещенных законодательством;

q директор Агентства назначается на должность и освобождается от нее Премьер-министром;

q заместители директора Агентства назначаются на должность и освобождаются от нее, по представлению директора Агентства, Премьер-министром Узбекистана;

q директор Агентства по статусу, условиям оплаты труда, медицинского и транспортного обслуживания приравнивается к заместителю министра.

Документом утверждена "Дорожная карта" по совершенствованию системы реализации потребительского и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, а также усилению контроля за производством и реализацией незаконной продукции.

Постановлением также утверждены:

q источники формирования средств Фонда развития виноделия (далее - Фонд);

q основные направления использования средств Фонда.

Кабинету Министров поручено в месячный срок утвердить:

q Положение об Агентстве по развитию виноделия и упорядочению алкогольного и табачного рынка Республики Узбекистан;

q Положение о Фонде Агентства по развитию виноделия и упорядочению алкогольного и табачного рынка Республики Узбекистан.

Установлено, что решения о:

q выдаче лицензии на производство потребительского и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции;

q приостановке или прекращении действия лицензии;

q отмене или переоформлении лицензии - принимаются Комиссией Кабинета Министров по лицензированию деятельности по производству потребительского и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции. Утвержден состав данной комиссии.

Документом также утверждены:

прогнозные показатели создания в 2020-2024 годах промышленных виноградников и выращивания сырья для переработки;

прогнозные показатели внедрения в 2020-2024 годах на виноградниках современных, ресурсосберегающих агротехнологий и обеспечения их водными ресурсами.

Кабинету Министров поручено в месячный срок утвердить адресный список перспективных инвестиционных проектов, направленных на развитие производственных мощностей предприятий отрасли, и график внедрения на них систем управления качеством, отвечающих международным стандартам.

Документом определены задачи, выполнение которых возложено на Агентство в срок до 1 января 2021 года.

Агентству "Узстандарт" совместно с Агентством поручено:

q вместе с Минздравом до 1.09.2020 г. разработать и внедрить единый госстандарт производства технического этилового спирта;

q до 1 июля 2021 года организовать прохождение в соответствии с международными стандартами аккредитации ГУП "Лаборатория энологии" при Агентстве.


* * *



Глава государства подписал Постановление от 24.07.2020 г. "О праздновании Курбан хайита".


По сообщению Управления мусульман Узбекистана в 2020 году первый день Курбан хайита совпадает с 31 июля (пятница). Этот день будет отмечаться в стране как праздник.

Все мероприятия на местах поручено провести организованно и на высоком уровне в духе национальных и религиозных традиций нашего народа в строгом соответствии с требованиями карантина.


Важно! Первый день религиозного праздника Курбан хайит (Ийд-ал-Адха) является праздничным (нерабочим) днем. Продолжительность ежедневной работы (смены) накануне праздничных (нерабочих) дней уменьшается для всех работников не менее чем на 1 час (статья 121 ТК).


* * *



Продажа, перевозка, проверки, реклама - что ждет рынок алкоголя. Целый ряд изменений в сфере предусмотрен Указом Президента РУз от 23.07.2020 г. N УП-6033.


С 1 августа 2020 года:

q разрешительные свидетельства на право розничной торговли алкогольной продукцией, а также на право реализации алкоголя предприятиями общепита выдаются на неопределенный срок (сейчас предельный срок действия - 2 года);

q неупакованная натуральная винная продукция, реализуемая производителями в дегустационных зонах (местах), организованных по туристским маршрутам, облагается акцизным налогом по нулевой ставке;

q производители вправе реализовывать пищевой этиловый спирт с условием предоплаты 50% его стоимости (сейчас - 100%).

С 1 октября 2020 года внедряется новый вид проверок - по фактам производства и реализации алкогольной и табачной продукции без лицензии и разрешительного свидетельства, не маркированной средствами идентификации, с поддельной акцизной маркой или без нее. Их будет проводить образованное Агентство по регулированию алкогольного и табачного рынка и развитию виноделия с уведомлением бизнес-омбудсмана:

q на предприятиях по производству пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции;

q в организациях, занимающихся оптовой и розничной торговлей алкогольной продукцией.

Поэтапно вводятся новые требования в отношении автотранспорта, на котором перевозится пищевой и технический этиловый спирт. В частности, он должен быть оснащен:

q с 1 июля 2021 года - автоматической системой наблюдения в режиме реального времени (GPS);

q с 1 января 2022 года - электронным счетчиком, интегрированным с информационной системой учета объема производства и оборота пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, а также единого реестра виноградников.

Также следует ожидать либерализации рекламы алкоголя. Послабления введут для отечественных игристых и натуральных вин. В течение двух месяцев должны разработать законопроект, предусматривающий их рекламу:

q в гостиницах, во внутренней части торговых залов предприятий торговли и общественного питания, а также в местах демонстрации и дегустации продукции;

q на официальных веб-сайтах торговых предприятий и предприятий-производителей с обязательным указанием возрастной классификации информационного продукта;

q в средствах железнодорожного и воздушного транспорта;

q в СМИ с 23:00 до 07:00 местного времени.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 22.07.2020 г. N 449 "О мерах по упорядочению оборота лекарственных средств, медицинских изделий и медицинской техники в период пандемии по коронавирусу".


Для предотвращения в условиях борьбы с широким распространением коронавирусной инфекции недостатка в медицинских препаратах и технике, своевременного предоставления медицинской помощи больным коронавирусом в период до 1 октября 2020 года:

q производство местными предприятиями медицинских изделий и техники согласно перечню (Приложение N 1), в том числе концентраторов кислорода, пульс оксиметров и биологически активных добавок, содержащих цинк, селен, магний и витамин D, могут осуществляться без госрегистрации, а таможенное оформление при их импорте и реализация - без обязательной сертификации;

q производство местными предприятиями лекарственных средств по перечню (Приложение N 2) может осуществляться без госрегистрации, таможенное оформление при их импорте и реализация - с сертификацией в течение 5 дней (с проведением лишь некоторых химических анализов). Специальной республиканской комиссии предоставляется право на основе совместного заключения Минздрава и Агентства по развитию фармацевтической отрасли вносить дополнения и изменения в данный перечень;

q временно приостанавливается вывоз лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники с территории Узбекистана (кроме таможенного режима реэкспорт).

Производители и импортеры несут ответственность за качество и безопасность продукции и в течение пяти дней после продажи отчитываются о реализованной продукции перед Агентством по развитию фармацевтической отрасли.

Постановлением поручено:

q Государственному таможенному комитету совместно с Пограничными войсками СГБ установить жесткий контроль за незаконным вывозом за пределы республики лекарственных средств и медицинских изделий;

q Министерству транспорта оказывать практическое содействие желающим организовать рейсы по доставке лекарств и медицинского оборудования в Узбекистан.


* * *



Регламентирован механизм добычи углеводородов на основе контрактов с нераспределяемыми рисками между недропользователями и компаниями-подрядчиками, специализирующимися на оказании сервисных услуг в сфере добычи углеводородов (Постановление Кабинета Министров РУз от 21.07.2020 г. N 448).


Напомним, этот порядок внедрен в практику в соответствии с пунктом 17 Постановления Президента РУз от 09.07.2019 г. N ПП-4388.


Указанный механизм распространяется на следующих недропользователей:

q госпредприятия и юрлиц с долей государства в уставном фонде в размере 50% и более;

q юрлиц, в уставном фонде которых 50% и более принадлежит юрлицу с госдолей 50% и более.

Перечень месторождений, на которых предусматривается увеличение добычи углеводородов, на регулярной основе формируется Минэнерго по предложениям недропользователей и согласовывается с Кабинетом Министров.

Контракт с нераспределяемыми рисками (далее - контракт) - это договор подряда по которому подрядчик, определенный на основе конкурсных торгов, за свой счет и на свой риск выполняет работы (услуги) по увеличению добычи углеводородов. В качестве компенсации издержек и причитающегося ему вознаграждения подрядчик приобретает права на часть доли от приращенных объемов углеводородов.

Подрядчик несет все геологические, технологические, технические и финансовые риски при реализации контракта. Недропользователь и государство не обязаны возмещать понесенные им затраты.

Заключение контракта между недропользователем и подрядчиком осуществляется в 4 этапа.

На 1 этапе недропользователь:

q подготавливает конкурсную документацию на основе технико-экономических расчетов, включая базовый объем добычи углеводородов;

q проводит конкурсные торги (в качестве корпоративного заказчика) по определению подрядчика в срок не менее 2 месяцев со дня их объявления.

На 2 этапе подрядчик:

q в течение 3 рабочих дней с даты обращения недропользователя заключает с ним соглашение о конфиденциальности в отношении месторождений, по которым объявлены конкурсные торги;

q получает от недропользователя геолого-технические данные по месторождениям, проводит их анализ, подготавливает предложение по конкурсным торгам и представляет их недропользователю в сроки, установленные конкурсной документацией.

На 3 этапе недропользователь:

q незамедлительно принимает предложения от участников конкурсных торгов;

q в сроки, установленные конкурсной документацией, организует проведение конкурсной комиссией оценки предложений участников и определение победителя. Победитель (подрядчик) должен образовать дочернее юрлицо со 100-процентным долевым участием и произвести его госрегистрацию. Исключение составляют резиденты - юрлица, созданные в соответствии с законодательством Узбекистана.

На 4 этапе недропользователь и подрядчик в согласованные сроки заключают контракт. Постановлением также определены минимальные требования к контракту.

Контракты заключаются в отношении одного или нескольких месторождений на срок до 10 лет с возможным продлением до 5 лет по взаимному согласию недропользователя и подрядчика.


* * *



Вводятся новые санкции за незаконный оборот фармацевтики. Дополнительные меры ответственности включены в КоАО и УК и начнут действовать спустя три месяца (Закон Республики Узбекистан от 21.07.2020 г. N ЗРУ-629).


Во-первых, реализация изделий медицинского назначения вне аптек и их филиалов будет караться наравне с внеаптечной торговлей лекарствами (рег. МЮ N 2809 от 12.07.2016 г.):

q административный штраф по части 1 статьи 165-1 КоАО, то есть от 50 до 100 БРВ;

q если нарушение совершено повторно в течение года после административного взыскания, - уголовные санкции по части 1 статьи 186-3 УК либо, при наличии соответствующих отягчающих обстоятельств, - по частям 2, 3 или 4 той же статьи, вплоть до 15 лет лишения свободы (санкции сохраняются без изменений).

Во-вторых, вводится ответственность за нарушение порядка розничной реализации лекарственных средств по рецепту. Вид и размер санкции зависит от состава лекарств, отпущенных с нарушением:

q не содержащие сильнодействующие вещества, наркотические средства, их аналоги или психотропные вещества - административный штраф от 5 до 10 БРВ;

q содержащие сильнодействующие вещества - административный штраф от 50 до 100 БРВ. А если нарушение совершено после применения административного взыскания или в крупном размере, - уголовные санкции в виде штрафа от 100 до 300 БРВ или исправительных работ до 3 лет или ограничения свободы от 2 до 5 лет либо лишения свободы до 5 лет (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 27.09.2019 г. N 818).


Напомним, существует Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта (рег. МЮ N 3200 от 06.12.2019 г.). На данный момент в нем 192 монопрепарата и 1 032 комплексных препарата, список ежегодно обновляется. Те лекарства, которых нет в этом Перечне, отпускаются только по рецепту. Порядок реализации лекарств, в том числе рецептурных, указан в Приложении N 2 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 06.04.2017 г. N 185.


* * *



Поправками к КоАО упорядочили взаимоотношения водителей с транспортом оперативных и специальных служб (Закон Республики Узбекистан от 21.07.2020 г. N ЗРУ-629).


Транспорт оперативных и спецслужб с включенным проблесковым маячком синего или красного либо обоих цветов и специальным звуковым сигналом обладает правом беспрепятственного проезда. При их приближении остальные водители обязаны уступать дорогу (пункт 26 Правил дорожного движения) (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 24.12.2015 г. N 370).

Порой это невозможно сделать, не нарушив правила, и водитель вынужден, например, пересечь стоп-линию или сплошную разметку. Но такие нарушения фиксируют камеры и автолюбителям выписывается штраф. Водитель оказывается "между молотом и наковальней" и скорее выберет не пропустить спецавто, чем пропустить и понести убытки. Это, в свою очередь, негативно отражается на работе спецслужб.

Поправками эта коллизия устранена - водители в подобной ситуации освобождаются от ответственности. В этом случае административное правонарушение, зафиксированное на камеру, считается совершенным в состоянии крайней необходимости. Дело по нему прекращается в соответствии со статьей 271 КоАО.


Напомним, ранее столичное ГУВД разъяснило, как вести себя водителям при сближении со спецтранспортом.


В то же время штраф за создание помехи или аварийной ситуации, выезд на встречную полосу, совершенные водителями повторно в течение года после применения административного взыскания (часть третья статьи 128-5 КоАО), повышен с 20 до 25 БРВ. Здесь также отметим, что:

а) в качестве альтернативного наказания за это по-прежнему предусмотрено лишение водительских прав сроком на 1 год;

б) штраф за первое нарушение не изменился и составляет:

q за создание помехи для беспрепятственного проезда транспортных средств оперативных и специальных служб, приближающихся с включенным проблесковым маячком синего или красного либо синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, - 5 БРВ;

q за выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги или полосу, предназначенную для встречного движения, а равно совершение правонарушения, повлекшего создание аварийной ситуации, то есть вынудившего других участников дорожного движения резко изменить скорость, направление движения или принять иные меры к обеспечению собственной безопасности либо безопасности других граждан, - 10 БРВ.


* * *



В КоАО включили новую статью и усилили ответственность в сфере образования (Закон Республики Узбекистан от 21.07.2020 г. N ЗРУ-629).


Педагогическим работникам образовательных учреждений гарантировали судебную защиту от:

q незаконного вмешательства в их профессиональную деятельность, оказывающего влияние на правильную и объективную оценку знаний учащихся;

q воспрепятствования выполнению им своих служебных обязанностей.

Санкции за перечисленные действия варьируются в зависимости от статуса нарушителя и повторности. Граждан оштрафуют на сумму от 5 до 7 БРВ за первое нарушение и от 7 до 10 БРВ - за повторное в течение года после взыскания, а должностных лиц - от 7 до 10 и от 10 до 15 БРВ, соответственно.

Причем педагог вправе обращаться в суд без составления протокола об административном правонарушении, указав в своем заявлении личность правонарушителя, место, время совершения и сущность нарушения, иные необходимые для разрешения дела сведения.

Кроме того, усилена ответственность за невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей.

       

     

Диспозиция

(вид правонарушения)

      

      

Санкция

     

       

до 22 июля 2020 года

     

       

с 22 июля 2020 года

     

Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей, в том числе повлекшее совершение несовершеннолетним административного правонарушения


Штраф от 1/2 до 3 БРВ

Штраф от 1 до 5 БРВ

совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания


Штраф от 3 до 5 БРВ

Штраф от 5 до 10 БРВ

Воспрепятствование родителями или лицами, их заменяющими, получению детьми обязательного общего среднего, среднего специального, профессионального образования


Штраф от 5 до 10 БРВ

Штраф от 10 до 15 БРВ

совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания


Штраф от 10 до 20 БРВ

или административный арест

до 15 суток


Штраф от 15 до 25 БРВ

или административный арест

до 15 суток


       

* * *



ООО может выпускать корпоративные облигации. Соответствующие поправки внесли в Законы "О рынке ценных бумаг" и "Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" (Закон Республики Узбекистан от 21.07.2020 г. N ЗРУ-629).


Напомним, облигация - это эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от выпустившего лица (эмитента) в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента, а также фиксированного процента от номинальной стоимости либо иные имущественные права.


Считается, что ООО, как более популярная форма бизнеса, имеет большую инвестиционную привлекательность. Однако, не имея права выпускать корпоративные облигации, юрлица в форме ООО были сильно ограничены в источниках дополнительного финансирования. Поэтому поправки наделили общества с ограниченной и дополнительной ответственностью правом выпускать и размещать облигации.

А чтобы этот финансовый инструмент стал реальной альтернативой банковскому кредитованию, упростили условия выпуска корпоративных облигаций:

q сумма корпоративных облигаций может превышать размер собственного капитала эмитента - при этом нужно предоставить обеспечение на превышающую сумму;

q эмитенту достаточно иметь положительные показатели рентабельности, платежеспособности, финансовой устойчивости и ликвидности за последний год (ранее - за последние 3 года). Соответственно, аудиторское заключение по финотчетности теперь нужно только за последний год, предшествующий выпуску облигаций.


Для справки. Аналогичные изменения касаются выпуска облигаций, выпускаемых хозяйственными обществами и госпредприятиями для привлечения средств на финансирование создания или реконструкции производственной и иной инфраструктуры (инфраструктурные облигации). Плюс отменили требование о страховании обязательств эмитента по инфраструктурным облигациям до их полного погашения. Хозяйственные общества с госдолей 50% и более обязали согласовывать выпуск инфраструктурных облигаций с Минфином.


Также напомним этапы эмиссии ценных бумаг: принятие и утверждение соответствующего решения, утверждение проспекта (в случае публичного размещения), госрегистрацию выпуска и постановку его на учет в Центральном депозитарии ценных бумаг, раскрытие информации о выпуске, размещение ценных бумаг выпуска и уведомление об итогах выпуска. Более подробно - в Законе "О рынке ценных бумаг" и Правилах эмиссии ценных бумаг и государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг (рег. МЮ N 2000 от 30.08.2009 г.).


* * *



Действовавший до настоящего времени запрет для семейного предпринимательства без образования юрлица отменен (Закон Республики Узбекистан от 21.07.2020 г. N ЗРУ-629).


В Узбекистане заниматься семейным предпринимательством можно в двух формах:

q с созданием юрлица - семейного предприятия. Семейные предприятия изначально были вправе нанимать работников (часть пятая 5 статьи 4 Закона "О семейном предпринимательстве");

q без образования юрлица - на основании свидетельства о госрегистрации индивидуального предпринимателя. В нем отражается, что индивидуальная деятельность осуществляется в форме семейного предпринимательства и указываются члены семьи, совместно ведущие бизнес. Нанимать постоянных работников при этом до настоящего времени было запрещено (пункт 8 Положения о порядке осуществления семейного предпринимательства без образования юридического лица и ремесленнической деятельности) (Приложение к Постановлению Кабинета Министров РУз от 29.07.2009 г. N 216).

В Закон "О семейном предпринимательстве" внесли дополнение, которым отменили последнее ограничение. Теперь субъекты семейного предпринимательства без образования юрлица вправе:

q во-первых, нанимать до трех постоянных работников с заключением с ними трудового договора. Полагаем, в этом случае будет применяться Положение о порядке осуществления индивидуальными предпринимателями предпринимательской деятельности с наймом работников (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 31.07.2015 г. N 219);

q во-вторых, привлекать в качестве участников других близких родственников, достигших трудоспособного возраста, включая супругов детей и внуков, братьев и сестер, их супругов и детей.


* * *



Президент Республики Узбекистан утвердил Указ от 20.07.2020 г. N УП-6029 "О дополнительных мерах поддержки населения, субъектов предпринимательства, сферы общественного питания, торговли и услуг для снижения негативного воздействия коронавирусной пандемии".


Согласно Указу предприятия общественного питания:

а) освобождаются от уплаты:

q сбора за право осуществления розничной торговли алкогольной продукцией - с 1 апреля до 31 декабря 2020 года;

q налога с оборота -  с 1 июля по 31 декабря 2020 года;

б) вправе продавать алкоголь с доставкой;

в) могут расширить штат - предельная среднегодовая численность работников для них увеличивается с 25 до 50 человек, что позволит оставаться в категории малых предприятий и пользоваться всеми льготами и преференциями малого бизнеса;

г) до 1 июля 2021 года по мере снятия карантинных ограничений вправе безвозмездно размещать и обустраивать на прилегающих свободных земельных участках легкие конструкции для обслуживания потребителей. Об этом нужно будет уведомить хокимият. Конструкции должны размещаться, обустраиваться и эксплуатироваться с учетом требований, которые Правительство утвердит в течение двух недель.

Арендодателям рекомендовано снизить арендную плату в 2020 году с учетом предоставляемых налоговых льгот. В частности, с 1 июля по 31 декабря 2020 года:

q предприятия, специализирующиеся на предоставлении помещений в аренду, освобождаются от налога с оборота;

q физлица освобождаются от НДФЛ по доходам, полученным от предоставления недвижимости в аренду;

q приостанавливается применение в целях налогообложения минимальных ставок арендной платы для физических лиц, сдающих в аренду помещения и автотранспорт (Приложение N 12 к Закону РУз от 09.12.2019 г. N ЗРУ-589).

До 1 июля 2021 года по мере снятия карантинных ограничений бизнес-субъекты смогут торговать посредством автолавок, автомагазинов, автоприцепов, автоцистерн и фудтраков. Вместо заключения договора с хокимиятом - уведомление налоговых органов. В нем надо будет указать сроки, товары и места торговли, не запрещенные для стоянки транспортных средств. Уведомление можно будет отправить бесплатно в электронной форме через официальный сайт ГНК и мобильные приложения.


Важно! В 2020 году штраф за нарушение сроков сдачи налоговой отчетности не налагается, если от установленного срока прошло не более 5 дней. Конкретные случаи, при которых санкции не применяются, определит ГНК.


Кроме того, продлен срок действия ряда льгот:

q во-первых, пониженный с 5% до 3% размер отчислений предприятий оптовой торговли алкогольной продукцией будет действовать до 31 декабря (изначально установлен на срок до 1 октября) (Указ Президента Республики Узбекистан от 19.03.2020 г. N УП-5969);

q во-вторых, до 31 декабря 2020 года продлили ранее установленные льготы (Указ Президента Республики Узбекистан от 18.05.2020 г. N УП-5996):

а) по освобождению от уплаты налога на имущество и земельного налога:

q субъектов малого предпринимательства;

q рынков и торговых комплексов, кинотеатров, предприятий общепита, общественного транспорта, спортивно-оздоровительных заведений, а также юрлиц, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров, оказанию бытовых услуг, предоставлению помещения в аренду, в том числе для проведения банкетов;

б) по снижению ставки социального налога с 12% до 1% для микрофирм и малых предприятий, кроме производителей подакцизной продукции, госпредприятий и юрлиц с госдолей 50% и более. При этом общепит применяет пониженную ставку соцналога независимо от численности работников;

в) по предоставляемой микрофирмам и малым предприятиям, работающим не менее года, отсрочке уплаты таможенной пошлины и акцизного налога, взимаемых при ввозе товаров (кроме потребительских), с последующей уплатой отсроченной суммы равными долями в течение 120 дней;

г) по приостановлению взыскания имеющейся у микрофирм и малых предприятий на 15 мая 2020 года задолженности по налогам, пеням и начисленным штрафам за нарушение налогового законодательства;

q в-третьих, также до конца года будут действовать льготы по налогу на прибыль, НДС, налогу с оборота и НДФЛ в части безвозмездной передачи (получения безвозмездной помощи) фондам "Махалла", "Саховат ва кумак" и "Узбекистон мехр-шафкат ва саломатлик", включая их отделения в Каракалпакстане, областях, столице, районах и городах. Уточнено, что пособия семьям с детьми до 14 лет, а также пособия матерям по уходу за ребенком до достижения 2 лет не включаются в совокупный доход при исчислении НДФЛ.


Важно! Квалификационные сертификаты аудиторов, риэлторов, оценщиков, актуариев, заведующих аптек и их филиалов, работников туристских организаций и гидов (экскурсоводов), преподавателей иностранных языков, истекающие с 1 марта 2020 года, продлеваются до очередного квалификационного экзамена.


* * *



Кабинет Министров принял Постановление от 20.07.2020 г. N 446 "О мерах по широкому охвату населения услугами скорой медицинской помощи в период борьбы против короновирусной инфекции".


Документ принят в соответствии с Постановлением Президента РУз от 25.01.2018 года N ПП-3494 "О мерах по ускоренному совершенствованию  системы экстренной медицинской помощи".

В Постановлении одобрены следующие предложения Минздрава и Минфина:

q организовать в период эпидемии короновируса, дополнительно к нормативам, упрощенные мобильные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие круглосуточное дежурство, в составе одного медицинского работника и водителя;

q установить в период усиленного режима, вместо ежедневных дополнительных выплат в размере 6% от должностного оклада, до конца каждого месяца следующих стимулирующих выплат:

q врачам - 2,5 миллиона сумов;

q среднему медицинскому персоналу - 1,5 миллиона сумов;

q водителям - 1 миллион сумов.

Министерству здравоохранения по согласованию с Министерством финансов поручено в трехдневный срок с учетом эпидемиологической обстановки в Каракалпакстане, областях и Ташкенте, а также исходя из количества заявок на услуги скорой медицинской помощи утвердить временные нормативы работы упрощенных мобильных бригад скорой медицинской помощи.

Постановлением прописаны источники покрытия затрат на приобретение автомобилей, содержание штатов работников формируемых упрощенных мобильных бригад скорой помощи, а также на осуществление дополнительных стимулирующих выплат их сотрудникам.


* * *



Академия художеств Узбекистана утвердила критерии и баллы для оценки результатов профессиональных (творческих) вступительных экзаменов в Национальный институт художеств и дизайна имени К. Бехзода (рег. МЮ N 3261 от 30.06.2020 г.).


По направлению "Искусствоведение" максимальная оценка результатов творческого экзамена по предмету "История изобразительного и прикладного искусства" составляет 189 баллов, в том числе за знание:

q основных этапов развития мирового и национального искусства - 63 балла;

q творчества крупных представителей изобразительного искусства Европы - 63 балла;

q творчества мастеров изобразительного и прикладного искусства, памятников архитектуры Узбекистана - 63 балла.

Творческий экзамен по видам живописи оценивается на основе результатов практической работы по предмету "Композиция" - максимум 189 баллов, исходя из 19 специальных профессиональных критериев оценки композиции.

В направлении "Дизайн" баллы выставляются исходя из оценки практической работы по этому предмету (189 баллов). При этом для шести различных видов предметов заочного и дневного обучения, в частности, компьютерная графика и художественное фото, дизайн тканей и одежды, графика, изобразительное искусство, скульптура результат оценят по соответствующим специальным профессиональным критериям.

Также в документе приведены критерии и баллы для оценки результатов творческого экзамена по видам графики, прикладного искусства и скульптуры.

При полном соответствии требованиям каждого критерия проставляется максимальный балл, при частичном - половина установленных баллов, и соответственно за невыполнение - 0.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 16.07.2020 г. N 444 "О мерах по дальнейшему развитию системы электронного правительства, а также внедрении порядка электронной отчетности государственных органов и организаций о своей деятельности перед общественностью".


Постановление принято в соответствии с Указом Президента от 02.03.2020 г. N УП-5953 "О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в "Год развития науки, просвещения и цифровой экономики".

В соответствии с вышеназванным Указом принимаются меры по внедрению:

q информационной системы единого реестра информационных систем и ресурсов электронного правительства;

q информационной системы "Управление данными", которая на основе интеграции информационных систем и баз данных госорганов и организаций позволит анализировать, а в будущем и прогнозировать социально-экономическое развитие страны.

Документом установлено, что:

q в единый реестр вносятся информационные системы и информационные ресурсы (далее - ИС) министерств, комитетов, агентств, контор, органов управления местной власти, а также хозяйственных объединений, с долей государства в уставном фонде 50% и более (далее - госорганы и организации);

q госорганам и организациям запрещается разработка и использование ИС, повторяющих функциональные задачи ИС, внесенных в единый реестр. При этом разработка и использование других ИС, дающих возможность более оперативного, удобного, эффективного, мало затратного и безопасного применения, по сравнению с ИС, включенными в единый реестр, может быть разрешено, в порядке исключения, только по заключению уполномоченного органа в сфере цифровой экономики и электронного правительства;

q госорганы и организации при осуществлении межведомственного электронного сотрудничества обязаны пользоваться справками (сведениями), классификаторами и едиными идентификаторами электронного правительства.

Постановлением утверждены:

q Положение о порядке формирования и ведения единого реестра информационных систем и ресурсов электронного правительства;

q Положение о порядке формирования и ведения регистра справок и классификаторов, а также пользования едиными идентификаторами электронного правительства;

q Положение о порядке сбора, обработки и анализа сведений государственных органов и организаций через информационную систему "Управление данными";

q "Дорожная карта" по разработке и внедрению межведомственных информационных систем электронного правительства;

q Положение о порядке электронной отчетности государственных органов и организаций о своей деятельности перед общественностью.

С 1 сентября 2020 года внедряется порядок электронной отчетности органов госуправления, их территориальных подразделений, Совета Министров Каракалпакстана, хокимиятов областей и города Ташкента, районных (городских) хокимиятов о своей деятельности перед общественностью.

Для других госорганов и организаций данный порядок носит рекомендательный характер.

Министерству развития информационных технологий и коммуникаций совместно с Госинспекцией по надзору в сфере информатизации и коммуникаций и ГУП "Центр кибербезопасности" поручено обеспечить:

q до 1 октября 2020 года разработку и утверждение технической документации по созданию единого реестра и модернизации ИС "Регистр справок и классификаторов электронного правительства";

q до 1 января 2021 года внедрение в практику единого реестра и ИС "Регистр справок и классификаторов электронного правительства".

В документе прописаны источники финансирования каждого этапа проводимых работ.

Госорганам и организациям поручено:

q до 1 августа 2020 года определить лицо, ответственное за регистрацию в едином реестре ИС и введение сведений, а также внести сведения об ответственном лице в Министерство развития информационных технологий и коммуникаций;

q до 15 августа 2020 года по согласованию с Мининфокомом, Госинспекцией по надзору в сфере информатизации и коммуникаций и ГУП "Центр кибербезопасности" разработать и утвердить "дорожную карту", включающую следующее:

q принятие организационных и технических мер по совершенствованию своих ИС с учетом необходимости интеграции с ИС "Регистр справок и классификаторов электронного правительства";

q регистрацию действующих ИС, и с учетом постоянного обновления содержащихся в них сведений, внесение их в единый реестр;

q обеспечение постоянной актуальности сведений и сообщений в рамках формирования ИС "Регистр справок и классификаторов электронного правительства".

Госинспекции по надзору в сфере информатизации и коммуникаций поручено обеспечить регулярный мониторинг внесения всех ИС госорганов и организаций в единый реестр.

На ГУП "Центр кибербезопасности" возложено осуществление экспертизы на соответствие требованиям информационной безопасности ИС госорганов и организаций.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 16.07.2020 г. N 443 "О мерах по внедрению географической информационно-аналитической системы города Ташкента в рамках комплексной программы "Цифровой Ташкент".


Документом утверждены:

q Положение о порядке взаимного электронного сотрудничества госорганов и организаций в рамках комплексной программы "Цифровой Ташкент";

q План-график внедрения географической информационно-аналитической системы города Ташкента в рамках комплексной программы "Цифровой Ташкент".

Согласно Положению, геоинформационная система "Цифровой Ташкент" объединяет сведения о госорганах, учреждениях, организациях, хозяйствующих субъектах города. Задачами системы являются:

q обеспечение оперативного сбора и обмена данных от госорганов и организаций;

q мониторинг и анализ состояния социально-экономического развития Ташкента в режиме реального времени;

q обеспечение доступа для эффективного использования информационно-аналитических материалов;

q широкое использование информационно-коммуникационных технологий и их внедрение, повышение эффективности деятельности государственных органов через эффективное использование оперативных аналитических сведений.

В Положении определены задачи пользователей геоинформационной системы. В частности, хокимият города Ташкента:

q владеет геоинформационной системой, обеспечивает ее непрерывную работу, широко использует в экономическом анализе и прогнозировании;

q формирует перечни собираемой и анализируемой информации госорганов и организаций, входящих в геоинформационную систему "Цифровой Ташкент",  устанавливает периодичность ее предоставления.

Для осуществления межведомственного информационного обмена, обработки информации действующие ведомственные автоматизированные информационные системы интегрируют с системой Электронного правительства.

Согласно Плану-графику внедрения географической информационно-аналитической системы Ташкента определены данные, предоставляемые по секторам.

К примеру, по сектору здравоохранения будут предоставляться такие данные, как общее количество больничных и свободных мест, виды и число заболеваний, дислокация движения автомобилей скорой помощи.

По системе образования в текущем году сформируют данные о количестве мест в дошкольных образовательных учреждениях, школах, численности учащихся и учителей, оснащенности оборудованием и потребности в нем и другие.


* * *



Постановлением Кабинета Министров РУз от 16.07.2020 г. N 445 "О дополнительных мерах по совершенствованию порядка разработки перспективных инвестиционных проектов" доли Республиканского проектного института "УзИнжиниринг" и АО "УзЛИТИнефтегаз" в уставном фонде СП ООО "Уорли Парсонс Узбекистон инжиниринг" передаются в Центр разработки инвестиционных проектов при Министерстве инвестиций и внешней торговли.


СП ООО "Уорли Парсонс Узбекистон инжиниринг" было создано Постановлением Кабинета Министров РУз от 31.03.2011 г. N 95. Одним из основных направлений деятельности предприятия является разработка и реализация новых проектных идей, направленных на глубокую переработку природных ресурсов и сырьевой базы Узбекистана на основе привлечения передовых технологий и ведущих иностранных инвесторов.

Доля в уставном капитале СП ООО "Уорли Парсонс Узбекистан инжиниринг" Республиканского проектного института "УзИнжиниринг" составила 25%, АО "УзЛИТИнефтегаз" - 25%, компании "Уорли Парсонс Нидерландс БВ" - 50%.

В июне 2017 года компания "Уорли Парсонс Нидерландс БВ" вошла в состав компании "Intecsea B.V." (Королевство Нидерландов), после чего доля "Уорли Парсонс Нидерландс БВ" решением общего собрания перешла компании "Intecsea B.V.".

Постановлением поддержано предложение Министерства инвестиций и внешней торговли о передаче в установленном порядке долей Республиканского проектного института "УзИнжиниринг" и АО "УзЛИТИнефтегаз" в уставном фонде ООО "Уорли Парсонс Узбекистан инжиниринг" (всего - 50%) Центру разработки инвестиционных проектов при Министерстве инвестиций и внешней торговли.

Министерству инвестиций и внешней торговли совместно с Агентством по управлению госактивами поручено, в установленном порядке, принять меры по рассмотрению на общем собрании участников совместного предприятия ООО "Уорли Парсонс Узбекистан инжиниринг" вопроса о реализации 0,1% доли Центра разработки инвестиционных проектов в уставном фонде ООО "Уорли Парсонс Узбекистан инжиниринг" дочернему хозяйственному обществу компании "Worley" - компании "Intecsea B.V." (Королевство Нидерландов).

















































Время: 0.0273
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск