Нормативно-правовые акты
Нормативно-правовые акты/ Деятельность отдельных отраслей/ Энерго-, тепло- и водоснабжение. Бытовое обслуживание населения/ Постановление Президента Республики Узбекистан от 10.07.2020 г. N ПП-4779 "О дополнительных мерах по сокращению зависимости отраслей экономики от топливно-энергетической продукции путем повышения энергоэффективности экономики и задействования имеющихся ресурсов"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
10.07.2020 г.
N ПП-4779
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ
ПО СОКРАЩЕНИЮ ЗАВИСИМОСТИ
ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ ОТ ТОПЛИВНО-
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ ПУТЕМ
ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ
ЭКОНОМИКИ И ЗАДЕЙСТВОВАНИЯ
ИМЕЮЩИХСЯ РЕСУРСОВ
В целях стимулирования эффективного и рационального использования топливно-энергетических ресурсов, широкого внедрения возобновляемых источников энергии в экономике страны, обеспечения стабильной поставки электрической энергии и нефтегазовой продукции отраслям экономики и населению:
излишки электроэнергии, производимой физическими и юридическими лицами для собственных нужд на солнечных, ветровых и биогазовых электростанциях установленной мощностью до 1 МВт, закупаются АО "Региональные электрические сети" и в последующем органом, уполномоченным государством осуществлять функцию (полномочия) по гарантированной закупке электрической энергии (гарантированная закупка в размере 80 процентов тарифа, установленного для потребителей II тарифной группы) по желанию потребителя, в течение срока не менее 10 лет;
определение потенциальных инвесторов для реализации проектов в сфере возобновляемых источников энергии (кроме ГЭС) промышленного масштаба (1 МВт и более) осуществляется посредством прозрачных аукционных (конкурсных) торгов;
с 15 июля до 31 декабря 2020 года для потребителей, производящих продукцию и оказывающих отдельные услуги, организовавших дополнительную третью смену, с присоединенной мощностью до 750 кВА (согласно утвержденному Государственным налоговым комитетом списку) при расчетах за использованную электрическую энергию применяется понижающий коэффициент в размере 1,5 раза к установленному тарифу в ночной период - темное время суток (часы минимальных нагрузок единой электроэнергетической системы с 22.00 до 24.00 и с 00.00 до 06.00);
возможность снижения обязательного требования о внесении юридическими лицами предоплаты по природному газу и электрической энергии до 30 процентов не распространяется на государственные предприятия и юридические лица, государственная доля в уставном капитале которых составляет 50 и более процентов;
Министерство энергетики совместно с Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан, АО "Узбекгидроэнерго" и местными органами власти формирует на системной основе, но не реже одного раза в год, портфель микро- и малых гидроэлектростанций установленной мощностью до 1 МВт для последующего размещения информации на своем официальном веб-сайте и ее распространения другими официально доступными способами, в том числе путем участия в бизнес-мероприятиях и проведения "road-show" за рубежом, для проработки вопроса привлечения потенциальных инвесторов.
2. Утвердить:
Целевые параметры экономии топливно-энергетических ресурсов в отраслях экономики в 2020-2022 годах согласно приложению N 1, предусматривающей экономию на 3,3 млрд кВт ч электрической энергии, 2,6 млрд куб. м природного газа, 16,5 тыс. тонн нефтепродуктов;
"Дорожную карту" по повышению энергоэффективности и экономии топливно-энергетических ресурсов на крупных энергоемких предприятиях отраслей экономики согласно приложению N 2;
График проведения обязательных энергетических обследований (энергоаудита) предприятий с суммарным ежегодным потреблением топливно-энергетических ресурсов более двух тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива на период 2020-2022 годов согласно приложению N 3.
Возложить на первых руководителей министерств, ведомств и хозяйственных организаций персональную ответственность за выполнение целевых показателей экономии топливно-энергетических ресурсов и графика проведения обязательных энергетических обследований, утвержденных настоящим постановлением.
3. Принять к сведению, что Законом Республики Узбекистан "О рациональном использовании энергии" предусмотрено создание внебюджетного Межотраслевого фонда энергосбережения (далее - Фонд).
Установить, что Фонд входит в структуру Министерства энергетики Республики Узбекистан и является юридическим лицом в форме государственного учреждения.
Структура Фонда и состав Наблюдательного совета утверждаются Кабинетом Министров.
5. Определить источниками формирования средств Фонда:
отчисления в размере 5 процентов от чистой прибыли предприятий нефтегазовой и электроэнергетической отрасли за счет дивидендов по государственной доле;
поступления от применения повышенных тарифов предприятиям за сверхнормативное потребление энергии;
20 процентов от сумм экономических санкций, взысканных по выявленным правонарушениям в использовании топливно-энергетических ресурсов;
прибыль, получаемую за предоставление кредитов и от другой финансово-хозяйственной деятельности Фонда;
гранты и кредиты международных финансовых институтов и средства донорских организаций;
доходы от управления активами Фонда, в том числе размещения свободных средств в качестве депозита в банковских учреждениях;
части доли прибыли при оказании финансовой поддержки согласно заключенному договору, сумма которой не должна превышать двадцати пяти процентов от суммы оказанных услуг;
другие источники, не запрещенные законодательством.
6. Установить, что средства Фонда направляются на:
финансирование подготовки технико-экономического обоснования проектов по повышению энергоэффективности, в том числе по улучшению тепловой защиты зданий и многоквартирных жилых домов, с внедрением в них энергоэффективных технологий и установок возобновляемых источников энергии, а также проведения энергоаудита;
создание учебных центров (за исключением строительства зданий и сооружений) и проведение семинаров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов по повышению энергоэффективности, внедрению энергосберегающих технологий и развитию возобновляемых источников энергии с привлечением иностранных специалистов;
финансирование стартап-проектов, участие в формировании уставных фондов (капиталов) производственных предприятий и проектов предприятий по производству установок возобновляемых источников энергии, тепловых насосов, рекуператоров, компенсирующих устройств (конденсаторных батарей) реактивной мощности, микропроцессорных блоков релейной защиты, частотных преобразователей и устройств плавного пуска;
содержание исполнительной дирекции Фонда, подготовку, переподготовку и повышение квалификации его работников, а также их материальное стимулирование;
проведение мероприятий, указанных в пункте 6 постановления Президента Республики Узбекистан от 22 августа 2019 года N ПП-4422 "Об ускоренных мерах по повышению энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, внедрению энергосберегающих технологий и развитию возобновляемых источников энергии";
проведение энергоаудита у хозяйствующих субъектов и реализацию мер по поддержке развития возобновляемых источников энергии;
проведение инновационных мероприятий по улучшению топливно-энергетической эффективности городского транспорта, а также реализацию проектов информационного и имитационного моделирования транспортных потоков для снижения энергетических затрат.
Министерству энергетики в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Положения об организации деятельности внебюджетного Межотраслевого фонда энергосбережения.
7. Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с Министерством энергетики, другими заинтересованными министерствами и ведомствами:
а) в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по принятию правил проведения энергетических обследований потребителей топливно-энергетических ресурсов, предусматривающих:
создание благоприятной сферы для стимулирования проведения энергетических обследований (энергоаудита);
внедрение рыночного механизма отбора энергоаудитора;
создание эффективного механизма регулирования тарифов, в том числе с повышенной ставкой за сверхнормативное потребление энергоресурсов, для предприятий, не выполнивших рекомендации по итогам энергоаудита;
б) в двухмесячный срок обеспечить привлечение ведущих компаний (местных и международных) для проведения энергоаудита на 285 крупных промышленных предприятиях, а также рассмотреть вопрос расширения перечня данных предприятий.
8. В целях ускорения организации работ по повышению энергоэффективности, широкому внедрению энергосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии в двухмесячный срок утвердить:
а) Кабинету Министров:
Положение по нормированию расхода топливно-энергетических ресурсов в отраслях экономики Республики Узбекистан;
Регламент проведения аукционных торгов в сфере возобновляемых источников энергии;
б) Министерству энергетики:
Регламент учета энергии, произведенной из возобновляемых источников энергии, и установок возобновляемых источников энергии;
Типовую форму соглашения о покупке электрической энергии от малых объектов возобновляемых источников энергии;
Регламент сертификации энергии, произведенной из возобновляемых источников энергии, и установок возобновляемых источников энергии;
Регламент размещения фотоэлектрических солнечных электростанций промышленного масштаба.
9. Министерству энергетики, Министерству экономического развития и сокращения бедности, Государственному налоговому комитету, Государственному комитету по статистике и Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций:
а) в трехмесячный срок разработать техническое задание по созданию автоматизированной Единой информационной системы Министерства энергетики (далее - Единая информационная система), предусматривающей:
анализ и прогнозирование потребления топливно-энергетических ресурсов на крупных промышленных предприятиях и в других секторах экономики;
упрощенный механизм предоставления в онлайн-режиме идентификационного номера производителя (крупных потребителей) энергии и направления соответствующей отчетности по выработанной (потребленной) энергии в электронной форме;
автоматический сбор, систематизацию и анализ данных учета произведенной (потребленной) энергии, а также определение энергоэффективности крупных промышленных предприятий;
создание защищенной торговой платформы для проведения реверсивных аукционных онлайн-торгов в сфере возобновляемой энергетики;
б) до конца 2021 года обеспечить ввод в эксплуатацию Единой информационной системы и интеграцию с Электронным правительством, предусмотрев межотраслевой электронный обмен необходимой информацией, включая объемы производства и финансовые показатели;
в) внедрить механизм обязательного энергоаудита предприятий с высоким энергопотреблением на основе аналитических данных, полученных из Единой информационной системы.
Определить в рамках создания и запуска Единой информационной системы:
Министерство энергетики - заказчиком;
средства Фонда, гранты международных финансовых институтов и других зарубежных доноров, а также другие средства, не запрещенные законодательством, - источниками финансирования.
10. Министерству энергетики совместно с Министерством строительства, Министерством финансов, Министерством экономического развития и сокращения бедности:
в трехмесячный срок разработать адресную программу по установке в типовых домах и социальных объектах солнечных систем по выработке тепловой и электрической энергии, а также повышению энергоэффективности в общественных зданиях;
с 1 августа текущего года внедрить систему контроля по применению современных энергосберегающих материалов, энергоэффективных технологий и использованию возобновляемых источников энергии в рамках проектирования и строительства многоэтажных домов. При строительстве коммерческих многоэтажных зданий в городах данные требования внедрить в обязательном порядке.
11. Министерству жилищно-коммунального обслуживания, Министерству экономического развития и сокращения бедности, Министерству энергетики, Министерству строительства совместно с местными органами власти и хокимиятом города Ташкента в двухмесячный срок разработать и внести проект постановления в Кабинет Министров, предусматривающий утверждение адресной программы по:
снижению в 2020-2022 годах энергопотребления в многоэтажных жилых домах для нужд отопления и охлаждения во всех регионах республики за счет повышения тепловой защиты зданий, внедрения энергоэффективных технологий, а также установок возобновляемых источников энергии;
установке в котельных республики энергоэффективных солнечных систем для подогрева воды с целью снижения потребления природного газа.
Министерству инвестиций и внешней торговли по мере представления расчетов необходимых средств для реализации адресных программ в установленном порядке обеспечить привлечение льготных кредитных ресурсов международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций, средств технического содействия (гранты) зарубежных доноров.
12. Заместителю Премьер-министра - министру экономического развития и сокращения бедности Кучкарову Д.А. и Министерству энергетики (Султанов) совместно с:
а) Министерством финансов в двухнедельный срок с учетом изменения цен на мировом рынке пересмотреть взаимные закупочные цены и схему распределения выручки, установленные между предприятиями нефтегазовой и электроэнергетической отрасли;
б) Министерством строительства, Министерством жилищно-коммунального обслуживания с привлечением иностранных экспертов на основе передовой мировой практики провести инвентаризацию законодательства в сфере энергосбережения и энергоэффективности и в срок до 1 ноября 2020 года внести в Кабинет Министров:
механизмы, создающие дополнительные условия для ускоренного развития сферы энергоэффективности возобновляемых источников энергии;
проект Закона Республики Узбекистан "Об энергосбережении и энергоэффективности", определяющий нормы обеспечения энергосбережения и энергоэффективности в отраслях экономики, зданиях и сооружениях, а также социальной сфере.
13. Определить, что все проекты нормативно-правовых актов, в том числе государственных программ развития и инвестиционных программ по повышению энергоэффективности отраслей экономики, развитию использования возобновляемых источников энергии, а также адаптации и смягчению последствий изменения климата, повышению эффективности использования природных ресурсов и сохранению природных экосистем, подлежат обязательному согласованию с Министерством экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан.
15. Министерству энергетики, Министерству финансов, Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
16. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на советника Президента Республики Узбекистан Гулямова Р.А. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 10.07.2020 г. N ПП-4779
ЦЕЛЕВЫЕ ПАРАМЕТРЫ
экономии топливно-энергетических ресурсов
в отраслях экономики в 2020-2022 годах
N |
Наименование организаций |
Прогноз экономии топливно-энергетических ресурсов, в том числе:
|
||||||||
природный газ (млн куб. м)
|
электрическая энергия (млн кВт. ч) |
нефтепродукты (тонн) |
||||||||
2020 г.
|
2021 г. |
2022 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
||
Итого
|
2 595,31 |
3 263,04 |
16 556,24 |
|||||||
Всего
|
981,69 |
743,3 |
870,32 |
907,16 |
1 500,93 |
854,95 |
5 483,11 |
5 815,85 |
5 257,28 |
|
1. |
АО "Узбекнефтегаз"
|
19,72 |
20,62 |
21,87 |
24,66 |
24,61 |
24,71 |
317,46 |
295,45 |
326,55 |
2. |
АО "Узтрансгаз"
|
33,86 |
14,64 |
16 |
10,57 |
4,4 |
18,3 |
50,70 |
22,81 |
24,9 |
3. |
АО "Худудгазтаъминот"
|
5,74 |
5,5 |
6,01 |
0,1 |
0,12 |
0,15 |
124,80 |
117,99 |
130,53 |
4. |
АО "Тепловые электрические станции"
|
865,55 |
643,64 |
761,5 |
154,13 |
137,68 |
155,7 |
1 133,10 |
1 169 |
1 213,2 |
5. |
АО "Национальные электрические сети Узбекистана"
|
- |
- |
- |
4,35 |
10,15 |
9,72 |
- |
- |
- |
6. |
АО "Региональные электрические сети"
|
- |
- |
- |
360,8 |
537,1 |
487,1 |
- |
- |
- |
7. |
АО "Узбекгидроэнерго"
|
- |
- |
- |
0,45 |
0,34 |
0,4 |
- |
- |
- |
8. |
АО "Узбекуголь"
|
- |
- |
- |
5,4 |
5,3 |
4,9 |
550 |
400 |
400 |
9. |
АО "Узкимёсаноат"
|
10,95 |
11,55 |
20,95 |
138 |
640,63 |
13,55 |
115,6 |
136,9 |
219 |
10. |
АО "Навоийский ГМК"
|
1,03 |
0,59 |
3,7 |
72,7 |
6,62 |
9,77 |
2102,2 |
2305,3 |
1 461,7 |
11. |
АО "Алмалыкский ГМК"
|
3,871 |
4,26 |
6,23 |
29,6 |
30,17 |
34,19 |
651,5 |
949 |
1 094 |
12. |
АО "Узметкомбинат"
|
1,46 |
1,33 |
0,94 |
11,07 |
12,64 |
10,97 |
17,05 |
19 |
20 |
13. |
АО "Узвторцветмет"
|
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,14 |
0,14 |
0,05 |
7,4 |
9,7 |
8,3 |
14. |
АО "Узавтосаноат"
|
0,57 |
0,61 |
0,6 |
11,55 |
12,06 |
11,02 |
116,4 |
118,8 |
120,8 |
15. |
АО "Узбекистон темир йуллари"
|
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,46 |
0,23 |
0,44 |
35,3 |
13,4 |
15,8 |
16. |
АО "Узмахсусмонтажкурилиш"
|
- |
- |
- |
3,8 |
4 |
4 |
13,6 |
15 |
15 |
17. |
АК "Уздонмахсулот"
|
0,07 |
0,08 |
0,08 |
6,2 |
5,6 |
4,8 |
11,3 |
11,8 |
10,3 |
18.
ХК "Узбекозиковкатхолдинг"
1,5
2,14
1,66
3,2
2,58
3,36
3,6
3,8
2
19. |
Ассоциация "Узтекстильпром"
|
- |
- |
- |
30,3 |
31,6 |
30,29 |
- |
- |
- |
20. |
Ассоциация "Узёгмойсаноат"
|
2,91 |
2,32 |
2,65 |
3,22 |
2,69 |
2,63 |
- |
- |
- |
21. |
Ассоциация "Узэлтехсаноат"
|
0,16 |
0,14 |
0,14 |
1,53 |
0,53 |
0,44 |
2,2 |
0,8 |
0,8 |
22. |
Ассоциация "Узчармсаноат"
|
- |
- |
- |
0,71 |
0,69 |
0,67 |
- |
- |
- |
23. |
Ассоциация "Узпромстройматериалы"
|
28,7 |
30,3 |
22,4 |
31,5 |
28,4 |
25,2 |
228,9 |
225,1 |
192,4 |
24. |
Ассоциация "Узбекипаксаноат"
|
- |
0,077 |
0,091 |
0,04 |
0,05 |
0,07 |
- |
- |
- |
25. |
Теплоснабжающие предприятия системы Министерства жилищно-коммунального обслуживания
|
5,3 |
5,3 |
5,3 |
2,68 |
2,6 |
2,52 |
2 |
2 |
2 |
к Постановлению Президента РУз
от 10.07.2020 г. N ПП-4779
"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
по повышению энергоэффективности и экономии
топливно-энергетических ресурсов на крупных
энергоемких предприятиях отраслей экономики
N |
Мероприятия |
Механизм реализации |
Срок исполнения |
Ответственные
|
|
за исполнение
|
за контроль |
||||
1. |
Поэтапный перевод сельскохозяйственной техники на альтернативные виды топлива. |
1. Разработка и утверждение стандартов и требования по безопасности сельскохозяйственной техники с газовыми и газодизельными установками.
|
Август 2020 года
|
Минсельхоз (Ж.Ходжаев), Агентство "Узстандарт" (Д.Саттаров), заинтересованные министерства и ведомства |
Кабинет Министров (Д.Кучкаров) |
2. Внесение в Кабинет Министров предложения по переводу сельскохозяйственной техники на использование в качестве топлива сжатого природного газа с утверждением их целевых параметров до 2025 года.
|
Август 2020 года |
||||
3. Проведение изучения международного опыта производства тракторов, работающих на газодизельном топливе. Выбор модели трактора для установки газодизельной системы с определением поставщика газодизельного оборудования (ГДО). Изготовление опытного образца трактора с ГДО.
|
Сентябрь 2020 года |
||||
4. Проведение испытаний сельскохозяйственной техники в почвенно-климатических условиях, устранение выявленных недостатков и получение рекомендации на серийное производство.
|
Декабрь 2020 года |
||||
2. |
Запуск в производство адаптированных к газовому топливу коммерческих и грузовых автомобилей. |
1. Внесение в Кабинет Министров предложений по переводу газодизельных систем для коммерческой техники.
|
Июль 2020 года
|
АО "Узавтосаноат" (Ш.Умурзаков) |
Кабинет Министров (Ш.Саматов) |
2. Изучение вопроса перевода грузовых автомобилей "Синотрак" на газовое топливо.
|
Декабрь 2020 года
|
||||
3. Производство 1 000 единиц грузовых автомобилей "Синотрак" на газовом топливе. |
Декабрь 2021 года
|
||||
3. |
Ввод в эксплуатацию завода по производству 3 пропан-бутановых смесей и синтетического топлива. |
Обеспечение ввода новых мощностей на производственных объектах АО "Узбекнефтегаз" (МГПЗ, Шуртан НГДУ, Газли НГДУ) для производства дополнительных 180 тыс. тонн сжиженного газа.
|
Декабрь 2020 года |
АО "Узбекнефтегаз" (М.Абдуллаев) |
Минэнерго (А.Султанов) |
4. |
Внедрение механизма автоматизированного контроля и учета нефтепродуктов на нефтебазах, а также устранения утечек газа на технологических узлах месторождений, промыслах и газопроводах. |
1. Проведение аудита технологических узлов месторождений и промыслов, газопроводов на предмет наличия и устранения утечек газа.
|
Октябрь 2020 года |
АО "Узбекнефтегаз" (М.Абдуллаев), АО "Узтрансгаз" (У.Сайидов) |
Минэнерго (А.Султанов) |
2. Разработка и утверждение плана мер по реализации проекта "Автоматизация деятельности нефтебаз", предусматривающего внедрение системы автоматизированного контроля и учета нефтепродуктов на нефтебазах АО "Узбекнефтегаз".
|
Декабрь 2020 года |
||||
5. |
Разработка и утверждение минимальных стандартов энергопотребления на отдельные виды оборудования. |
1. Изучение международного опыта разработки и механизмов внедрения минимальных стандартов энергопотребления на отдельные виды оборудования.
|
Сентябрь 2020 года |
Агентство "Узстандарт" (Д.Саттаров), Минэконом- развития (Б.Абдиназаров), Минэнерго (А.Султанов), Уэнефтегаз- инспекция (Н.Агзамов), Узэнергоинспекция (У.Эгамбердиев), министерства и ведомства |
Кабинет Министров (Д.Кучкаров) |
2. Разработка отраслевых нормативных документов по минимальным стандартам энергопотребления на отдельные виды оборудования с учетом обеспечения энергоэффективности.
|
Октябрь 2020 года |
||||
3. Согласование, утверждение нормативных документов и внедрение минимальных стандартов энергопотребления на отдельные виды оборудования с учетом обеспечения энергоэффективности. |
Декабрь 2020 года |
||||
6. |
Разработка программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по отраслям экономики и видам деятельности, предусматривающих снижение энергоемкости экономики в 1,5 раза к 2030 году. |
1. Разработка министерствами и ведомствами программ с указанием целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
|
Ноябрь 2020 года |
Минэнерго (А.Султанов), Минэконом- развития (Б.Абдиназаров), министерства и ведомства |
Кабинет Министров (Д.Кучкаров, Ш.Саматов) |