язык интерфейса
Комментарий к документу - NB! В настоящее время в данный документ вносятся изменения

Нормативно-правовые акты

Нормативно-правовые акты/ Основы трудового законодательства / Законодательство о занятости населения/ Закон Республики Узбекистан от 20.10.2020 г. N ЗРУ-642 "О занятости населения" (Принят Законодательной палатой 28.04.2020 г., одобрен Сенатом 07.08.2020 г.)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

20.10.2020 г.

N ЗРУ-642



О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ


Принят Законодательной палатой 28 апреля 2020 года

Одобрен Сенатом 7 августа 2020 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области занятости населения.



Статья 2. Законодательство о занятости населения

Законодательство о занятости населения состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о занятости населения, то применяются правила международного договора.

Действие настоящего Закона распространяется на граждан Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Узбекистан, а также иностранных граждан, привлекаемых к трудовой деятельности согласно порядку, предусмотренному в главе 17 настоящего Закона.



Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


социально уязвимые категории населения - лица, нуждающиеся в социальной защите и испытывающие затруднения в поиске работы и не способные на равных условиях конкурировать на рынке труда;


незанятое население (незанятые лица) - лица, не имеющие оплачиваемой работы или занятия, приносящего заработок (трудовой доход);


информационная система "Бандлик хизмати" - электронная информационная система Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан, предназначенная для учета оказанных услуг физическим и юридическим лицам, обратившимся в местные органы по труду;


Национальная база вакансий - информационная база данных, содержащая сведения о свободных (вакантных) рабочих местах, входящая в межведомственный аппаратно-программный комплекс "Единая национальная система труда" Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан;


безработица - наличие невостребованной части трудоспособной рабочей силы на рынке труда;


пособие по безработице - вид гарантированной государством поддержки безработных в денежной форме;


резервирование рабочих мест - выделение организацией (работодателем) рабочих мест для трудоустройства социально уязвимых категорий населения;


государственный заказ на создание рабочих мест - заказ работодателям на создание определенного количества рабочих мест в соответствии с требуемыми организационно-техническими условиями для трудоустройства лиц, ищущих работу, и безработных;


минимальное количество рабочих мест - устанавливаемое решениями хокимов районов (городов) минимальное количество рабочих мест в процентах от среднесписочной численности работников организации для трудоустройства социально уязвимых категорий населения;


лицо, ищущее работу, - лицо, обратившееся в местные органы по труду за получением содействия в трудоустройстве и зарегистрированное в них в качестве лица, ищущего работу;


Национальная система развития профессиональных квалификаций и компетенций - совокупность механизмов правового и институционального регулирования, обеспечивающих оптимальное согласование реальных потребностей рынка труда в квалифицированных работниках и предложений квалифицированной рабочей силы со стороны системы образования и профессионального обучения;


профессиональный стандарт - стандарт, определяющий требования к уровню квалификации и компетентности, содержанию, качеству и условиям труда, содержащий описание основных трудовых функций и условия их выполнения;


квалификация - степень готовности работника или соискателя работы, уровень его знаний, умений и навыков, позволяющие ему качественно выполнять трудовые функции по соответствующей профессии (специальности);


оценка квалификации - процедура подтверждения соответствия квалификации работника или соискателя работы требованиям профессионального стандарта;


подходящая работа - работа, которую способен выполнять гражданин, соответствующая по направлению и специализации полученному гражданином образованию, его квалификации, профессиональной подготовке, опыту работы, состоянию здоровья, не предполагающая перемены места жительства, незначительно удаленная от его постоянного места жительства и гарантирующая заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда;


органы по труду - Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан, а также Министерство занятости и трудовых отношений Республики Каракалпакстан, главные управления занятости областей и города Ташкента (далее - территориальные органы по труду), районные (городские) центры содействия занятости населения (далее - местные органы по труду);


трудовые ресурсы - трудоспособное население в трудоспособном возрасте и занятые лица моложе и старше трудоспособного возраста;


баланс трудовых ресурсов - система показателей, отражающих численность и состав трудовых ресурсов, а также их распределение на занятое, незанятое и экономически неактивное население;


предпенсионный возраст - достижение лицом возраста за два года до установленного государством пенсионного возраста;


оплачиваемые общественные работы - виды временной трудовой деятельности, организуемые заказчиками-работодателями - органами государственной власти на местах, министерствами, ведомствами, органами самоуправления граждан, субъектами предпринимательства, другими организациями, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки, имеющие социально полезную направленность и выполняемые по направлениям на трудоустройство, выдаваемым местными органами по труду для обеспечения временной занятости лиц, ищущих работу, и безработных;


межведомственный аппаратно-программный комплекс "Единая национальная система труда" - электронная информационная система, содержащая объективную, регулярно обновляемую базу данных о рынке труда и занятости, балансе трудовых ресурсов, создаваемых рабочих местах, предоставляющая для работодателей и работников площадку для оформления в электронной форме трудовых отношений, формирования и хранения сведений о персональной истории трудоустройства, вакансиях, количественном и качественном составе работников.



Статья 4. Занятость

Занятость - деятельность граждан, не запрещенная законодательством, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, приносящая им заработок (трудовой доход).

Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду и осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством, в том числе и не связанную с выполнением оплачиваемой работы.

Занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому договору за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени или на дому, а также имеющие иную оплачиваемую работу, включая временную работу;

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с болезнью, отпуском, профессиональной подготовкой, переподготовкой или повышением квалификации, приостановкой производства, а также в иных случаях, когда в соответствии с законодательством за временно отсутствующим работником сохраняется место работы;

избранные или назначенные на оплачиваемую должность;

проходящие службу в системе Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Национальной гвардии, Службы государственной безопасности Республики Узбекистан, таможенных органах и других ведомств, в которых предусмотрена военная служба;

самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе ремесленники, участники семейных предприятий, члены дехканских хозяйств, производственных кооперативов, члены фермерских хозяйств, лица, зарегистрированные в качестве самозанятых лиц, индивидуальные предприниматели, а также иные лица, осуществляющие основанную на личном трудовом участии деятельность по оказанию услуг (выполнению работ), в том числе по договорам гражданско-правового характера;

осуществляющие временную трудовую деятельность за пределами Республики Узбекистан;

работающие в негосударственных некоммерческих организациях, в том числе религиозных организациях, осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательством.



Статья 5. Основные принципы в области занятости населения

Основными принципами в области занятости населения являются:

добровольность и свобода выбора вида занятости;

государственная поддержка и стимулирование занятости населения;

недопустимость дискриминации;

прозрачность и открытость;

защита от безработицы и содействие в трудоустройстве, прохождении профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

обеспечение права на трудовую деятельность, самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами Республики Узбекистан;

гарантия равенства возможностей в получении профессии и работы, условиях труда и обеспечении занятости, оплате труда, продвижении по службе;

запрещение принудительного труда, то есть принуждение к выполнению работы под угрозой применения какого-либо наказания.



ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ

ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 6. Основные направления государственной

политики

в области занятости населения


Основными направлениями государственной политики в области занятости населения являются:

стимулирование создания рабочих мест и содействие занятости населения, в том числе путем формирования государственного заказа на создание рабочих мест и государственного заказа на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу, и безработных;

материальная поддержка и социальная защита безработных, принятие мер по сокращению безработицы, содействие трудоустройству социально уязвимых категорий населения;

реализация мер по обеспечению трудоустройства молодежи, особенно в сельской местности, выпускников общих средних и средних специальных образовательных организаций, профессиональных школ, профессиональных колледжей, техникумов, высших образовательных учреждений;

внедрение современных профессиональных стандартов в области занятости населения, совершенствование механизмов нормирования и оплаты труда;

обеспечение равных прав и возможностей для женщин и мужчин в области занятости населения;

внедрение передовых информационных технологий в процессы трудоустройства, создание современной инфраструктуры и конкурентной среды на рынке услуг по содействию занятости населения;

содействие гражданам Республики Узбекистан в трудоустройстве за пределами Республики Узбекистан, обеспечение их правовой и социальной защиты в период осуществления временной трудовой деятельности за пределами Республики Узбекистан.



Статья 7. Полномочия Кабинета Министров

Республики Узбекистан в области занятости населения

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает реализацию единой государственной политики в области занятости населения;

утверждает государственные программы в области занятости населения и обеспечивает их реализацию;

принимает меры по обеспечению эффективного функционирования системы содействия занятости населения, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, нуждающихся в трудоустройстве;

осуществляет меры по стимулированию достойной, производительной и продуктивной занятости, обеспечивающей рост доходов населения;

координирует работу органов государственного управления, органов исполнительной власти на местах по внедрению прогрессивных форм трудоустройства;

принимает меры по улучшению механизмов материального стимулирования и условий труда;

осуществляет международное сотрудничество в области занятости населения.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 8. Уполномоченный государственный орган

в области занятости населения

Уполномоченным государственным органом в области занятости населения является Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.

Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан:

реализует единую государственную политику в области занятости населения;

разрабатывает и реализует государственные и иные программы в области занятости населения;

координирует деятельность и взаимодействие органов государственного управления и иных организаций в области занятости населения;

осуществляет мониторинг процессов трудоустройства лиц, ищущих работу, и безработных, а также привлечения населения к оплачиваемым общественным работам;

формирует ежегодный государственный заказ на создание рабочих мест в разрезе отраслей и территорий;

формирует ежегодный государственный заказ на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу, и безработных;

реализует меры по содействию гражданам в трудоустройстве за пределами Республики Узбекистан, обеспечению их правовой и социальной защиты в период осуществления временной трудовой деятельности за пределами Республики Узбекистан, а также их реинтеграции после возвращения в Республику Узбекистан;

оказывает методическую и практическую помощь органам государственной власти на местах и местным органам по труду по вопросам занятости населения;

совершенствует систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, нуждающихся в трудоустройстве;

внедряет передовые информационные технологии в процессы трудоустройства, обеспечивает функционирование межведомственного аппаратно-программного комплекса "Единая национальная система труда";

создает современную инфраструктуру и конкурентную среду на рынке услуг по содействию занятости населения;

формирует и ведет Национальный реестр лиц, имеющих подтвержденную квалификацию, Национальный регистр профессиональных стандартов, Единый реестр профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда, Регистр аккредитованных центров оценки квалификации;

осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства о занятости населения;

осуществляет международное сотрудничество в области занятости населения.

Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 9. Полномочия Агентства по внешней трудовой

миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений

Республики Узбекистан в области занятости населения

Агентство по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан (далее - Агентство по внешней трудовой миграции):

заключает соглашения с иностранными работодателями, имеющими официальную регистрацию или аккредитацию в компетентных органах своей страны для привлечения трудовых мигрантов;

заключает с иностранными работодателями договоры на оказание услуг по организованному набору граждан для осуществления временной трудовой деятельности за пределами Республики Узбекистан;

осуществляет мониторинг и контроль за условиями трудоустройства граждан Республики Узбекистан за пределами Республики Узбекистан;

осуществляет контроль за соблюдением норм обеспечения заработной платы трудовым мигрантам на уровне не ниже заработной платы, установленной в государстве трудоустройства для соответствующей категории работников;

осуществляет мониторинг за соблюдением норм обеспечения достойных условий проживания и работы, установленных в стране трудоустройства.

Агентство по внешней трудовой миграции может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 10. Полномочия территориальных и местных

органов

по труду в области занятости населения


Территориальные органы по труду:

координируют деятельность и взаимодействие органов государственного управления и иных организаций в области занятости населения на соответствующей территории;

осуществляют мониторинг за выполнением территориальных программ содействия занятости населения, процессов трудоустройства лиц, ищущих работу, и безработных, а также привлечения населения к оплачиваемым общественным работам;

формируют ежегодный государственный заказ на создание рабочих мест на соответствующей территории в разрезе отраслей и районов (городов);

формируют ежегодный государственный заказ на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу, и безработных на соответствующей территории;

оказывают методическую и практическую помощь органам государственной власти на местах и местным органам по труду по вопросам занятости населения;

выделяют гранты в установленном законодательством порядке центрам профессионального обучения безработных и незанятого населения, моноцентрам "Ишга мархамат", входящим в структуру Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан (далее - центры профессионального обучения), другим учебным заведениям, организациям, включая негосударственные центры профессионального образования, аккредитованные в установленном порядке (далее - учреждения профессионального образования);

осуществляют контроль за соблюдением требований законодательства о занятости населения на соответствующей территории.

Местные органы по труду:

принимают меры по трудоустройству лиц, ищущих работу, и безработных, а также привлечению населения к оплачиваемым общественным работам;

заключают прямые договоры с центрами профессионального обучения (учреждениями профессионального образования) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, ищущих работу, и безработных;

регистрируют лиц, ищущих работу, принимают решение о признании их безработными, оказывают им помощь, назначают и выплачивают безработным пособия по безработице;

участвуют в разработке и реализации территориальных программ содействия занятости населения, осуществляют мониторинг их выполнения;

разрабатывают и вносят на рассмотрение органов государственной власти на местах предложения об установлении для организаций минимального количества рабочих мест, а также направляют лиц из числа социально уязвимых категорий населения в организации для трудоустройства на резервируемые рабочие места;

направляют в установленном порядке лиц, ищущих работу, и безработных на оплачиваемые общественные работы;

назначают субсидии юридическим и физическим лицам в установленном законодательством порядке;

формируют заявки на выделение грантов центрам профессионального обучения (учреждениям профессионального образования) в установленном законодательством порядке;

взаимодействуют с секторами по комплексному социально-экономическому развитию в области занятости населения;

осуществляют мониторинг реализации государственного заказа на создание рабочих мест;

участвуют в формировании ежегодного государственного заказа на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу, и безработных на соответствующей территории;

координируют деятельность коворкинг-центров и махаллинских центров содействия занятости безработного населения "Меҳнат гузари" при местных органах по труду;

осуществляют контроль за выполнением решений хокимов районов (городов) по установлению минимального количества рабочих мест.



Статья 11. Полномочия органов государственного

управления

в области занятости населения


Органы государственного управления:

разрабатывают меры по реализации структурной, финансовой, кредитной, инвестиционной и налоговой политики, обеспечивающие развитие рынка труда, занятость населения;

проводят аналитические исследования, прогнозирование рынка труда и занятости населения, осуществляют государственный статистический учет и отчетность в этой сфере;

разрабатывают и реализуют отраслевые программы в области занятости населения, инвестиционные проекты по созданию новых производственных мощностей и рабочих мест;

обеспечивают соответствующие государственные гарантии, а также защиту прав и законных интересов граждан в области занятости населения;

содействуют созданию дополнительных рабочих мест, улучшению условий труда;

разрабатывают и вносят на последующую регистрацию в установленном порядке профессиональные стандарты и квалификационные требования.

Органы государственного управления могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 12. Полномочия органов исполнительной

власти

на местах в области занятости населения


Органы исполнительной власти на местах:

реализуют основные направления государственной политики в области занятости населения на соответствующей территории;

разрабатывают и обеспечивают выполнение территориальных программ содействия занятости населения, региональных инвестиционных проектов по созданию новых производственных мощностей и рабочих мест;

реализуют меры по стимулированию создания рабочих мест и роста занятости населения, снижению уровня безработицы, трудоустройству социально уязвимых категорий населения;

обеспечивают выполнение прогнозных параметров программ содействия занятости населения;

осуществляют управление деятельностью региональных фондов стимулирования создания новых рабочих мест, в том числе принимают меры по открытию кредитных линий в коммерческих банках для поддержки субъектов предпринимательства;

создают на условиях государственно-частного партнерства организации для трудоустройства социально уязвимых категорий населения;

содействуют развитию семейного предпринимательства, ремесленничества, сельскохозяйственного производства в подсобных хозяйствах, надомного труда;

принимают меры по обеспечению занятости выпускников общих средних и средних специальных образовательных организаций, профессиональных школ, профессиональных колледжей, техникумов, высших образовательных учреждений;

устанавливают минимальное количество рабочих мест;

разрабатывают и реализуют мероприятия, способствующие стабилизации рынка труда, включая предупреждение массового высвобождения работников, определение территорий приоритетного развития.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 13. Участие работодателей в реализации государственной

политики

в области занятости населения


Работодатели в Республике Узбекистан участвуют в реализации государственной политики в области занятости населения путем:

резервирования рабочих мест и трудоустройства социально уязвимых категорий населения на зарезервированные рабочие места;

предоставления в местные органы по труду ежемесячно сведений о наличии вакансий, а также информации о предстоящем высвобождении работников с указанием каждого работника не позднее чем за два месяца до высвобождения;

выполнения условий договоров и соглашений, регулирующих трудовые отношения;

создания условий для организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

выделения финансовых отчислений в Государственный фонд содействия занятости Республики Узбекистан путем уплаты социального налога;

участия в реализации программ содействия занятости населения;

привлечения лиц, ищущих работу, и безработных к оплачиваемым общественным работам с полным или частичным возмещением средств на оплату их труда за счет Фонда общественных работ при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.

Сведения о наличии вакансий предоставляются работодателем в местный орган по труду в электронном или бумажном виде по состоянию на конец каждого отчетного месяца. Сведения о наличии вакансий вводятся в Национальную базу вакансий. При предоставлении в бумажном виде сведения подписываются уполномоченным должностным лицом работодателя.

В информации о предстоящем высвобождении работников в обязательном порядке указываются персональный список высвобождаемых работников, профессия, специальность, квалификация и размер оплаты труда каждого высвобождаемого работника, а также сроки, в течение которых намечено произвести высвобождение работников.

Затраты работодателей на создание дополнительных рабочих мест для социально уязвимых категорий населения сверх установленного минимального количества рабочих мест, а также на их профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации компенсируются за счет средств Государственного фонда содействия занятости Республики Узбекистан, региональных фондов стимулирования создания новых рабочих мест при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента и иных средств, не запрещенных законодательством.

Сокращение или ликвидация рабочих мест, созданных или зарезервированных для социально уязвимых категорий населения, производится по согласованию с профессиональными союзами или иными представительными органами работников.



Статья 14. Участие частных агентств занятости

в содействии занятости населения

Частные агентства занятости оказывают услуги лицам, ищущим работу, и безработным по подбору работы и трудоустройству, работодателям по подбору кадров, а также предоставляют информационные и консультационные услуги в области трудоустройства.

Частные агентства занятости оказывают следующие виды услуг:

подбор работы лицам, ищущим работу, и безработным на территории Республики Узбекистан;

подбор кадров для работодателей;

трудоустройство лиц, ищущих работу, и безработных за пределами Республики Узбекистан;

информационные и консультационные услуги в области трудоустройства.

Деятельность частных агентств занятости регулируется Законом Республики Узбекистан "О частных агентствах занятости".



Статья 15. Агенты по трудоустройству

Агенты по трудоустройству - физические лица, выполняющие на основании договоров, заключенных с местными органами по труду, работу по содействию трудоустройству населения в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

За содействие в трудоустройстве населения агентам по трудоустройству производятся выплаты стимулирующего характера за счет средств Государственного фонда содействия занятости Республики Узбекистан в порядке и размерах, устанавливаемых Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.



Статья 16. Аутстаффинговые услуги

Аутстаффинг - вид услуг, оказываемых работодателем путем временного направления своих работников с их согласия к иным юридическим лицам для выполнения этими работниками трудовых функций, определенных трудовыми договорами, заключенными между работодателем и его работником, а также коллективными соглашениями.

Аутстаффинговые услуги оказываются на основании договора, заключенного между работодателем и иным юридическим лицом.

В соответствии с договором об оказании аутстаффинговых услуг работники осуществляют трудовые функции в интересах, под управлением и контролем юридического лица, к которому они были направлены работодателем. Оплата труда работников осуществляется работодателем.

Аутстаффинговые услуги имеют право оказывать юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Узбекистан. Не допускается оказание аутстаффинговых услуг, связанных с направлением работодателем своих работников для выполнения ими трудовых функций за пределами Республики Узбекистан.

Порядок оказания аутстаффинговых услуг и перечень видов работ, выполнение которых не допускается по договорам об оказании

...