язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности/ Маркировка товаров. Акцизы/ Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20.11.2020 г. N 737 "О введении системы обязательной цифровой маркировки отдельных видов товаров"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАБИНЕТА МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

20.11.2020 г.

N 737



О ВВЕДЕНИИ СИСТЕМЫ

ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЦИФРОВОЙ МАРКИРОВКИ

ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ


Во исполнение постановлений Президента Республики Узбекистан от 10 июля 2019 года N ПП-4389 "О дополнительных мерах по совершенствованию налогового администрирования" и от 28 апреля 2020 года N ПП-4699 "О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства", а также в целях кардинального совершенствования механизмов предотвращения случаев нелегального ввоза в республику, производства и реализации продукции, обеспечения легального обращения отдельных видов продукции и защиты прав потребителей Кабинет Министров ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Принять к сведению, что в рамках пилотного проекта по поэтапному внедрению порядка маркировки и дальнейшего отслеживания товаров средствами идентификации (далее - пилотный проект) для отечественных производителей и импортеров, реализованного в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 ноября 2019 года N 944 "О мерах по поэтапному внедрению процедуры маркировки продукции посредством идентификации и дальнейшего отслеживания":

обеспечен успешный тестовый выпуск промаркированных пачек сигарет, а также запущен механизм отслеживания маркированной табачной продукции за счет дооснащения сигаретных фабрик специальным серверным оборудованием и его интеграции в автоматизированные системы управления предприятий;

осуществлен выпуск тестовых маркированных этикеток для алкогольной продукции, развернут центр обработки данных, установлены компоненты информационной системы маркировки.


2. Принять предложение Государственного налогового комитета Республики Узбекистан и Министерства финансов о поэтапном внедрении системы обязательной цифровой маркировки отдельных видов продукции средствами идентификации.


3. Утвердить:

перечень товаров, в отношении которых вводится требование по обязательной цифровой маркировке средствами идентификации в 2021-2024 годах, согласно приложению N 1;

"Дорожную карту" по эффективному внедрению системы обязательной маркировки отдельных видов товаров согласно приложению N 2.


4. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан внести на утверждение в Кабинет Министров:

в срок до 10 декабря 2020 года - порядок маркировки и отслеживания табачной и алкогольной продукции;

в срок до 30 декабря 2021 года по результатам пилотных проектов - порядок маркировки и отслеживания других товаров.


5. Установить, что:

обязанность по маркировке товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировке, возлагается на производителей и импортеров;

в обязанности предприятий, осуществляющих розничную или оптовую торговлю товарами, подлежащими обязательной цифровой маркировке, вменяется подключение к национальной информационной системе мониторинга маркировки и отслеживания продукции;

запрещается оформление в таможенный режим "выпуск в свободное обращение (импорт)" без указания в грузовой таможенной декларации сведений по агрегированному импортному коду. При этом требуется нанесение средств идентификации на немаркированную алкогольную и табачную продукцию на территории таможенного склада;

по истечении двенадцати месяцев с даты введения порядка маркировки товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировке, продажа таких товаров на территории Республики Узбекистан без маркировки запрещается;

вводится механизм общественного контроля за производством и реализацией немаркированной продукции путем разработки и внедрения информационных продуктов и мобильных приложений, позволяющих в режиме реального времени уведомлять уполномоченные органы о нарушениях законодательства в сфере обязательной цифровой маркировки продукции.


6. Предоставить право Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан:

дополнять перечень товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировке, и определять сроки их внедрения;

проводить эксперименты по маркировке товаров с целью расширения перечня товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировке.


7. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций в срок до 1 декабря 2020 года обеспечить запуск Национальной информационной системы мониторинга маркировки и отслеживания продукции "Asl belgisi" (далее - НИС "Asl belgisi").

Определить основными задачами НИС "Asl belgisi":

автоматизацию процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, путем регистрации в системе всех этапов оборота продукции;

обеспечение ограниченного доступа к хранящейся в НИС "Asl belgisi" информации, с установлением требований к процессам хранения, доступа, передачи, распространения, обработки, публикации, использования и иных действий с информацией, осуществляемым владельцем НИС "Asl belgisi" или привлеченным им лицом, а также к режиму защиты данной информации в порядке, утверждаемом Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан.


8. Принять к сведению, что в соответствии:

со статьей 25 Закона Республики Узбекистан "О государственно-частном партнерстве", стороны могут заключить соглашение о государственно-частном партнерстве без проведения тендера на основе проведения прямых переговоров и в соответствии с решением государственного партнера в случае принадлежности определенному лицу исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, иных исключительных прав, земельного участка, другого объекта недвижимости и другого имущества, являющегося непременным условием реализации проекта государственно-частного партнерства;

с пунктом 57 Положения о порядке реализации проектов Государственно-частного партнерства, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 26 апреля 2020 года N 259, предусмотренный абзацем третьим данного пункта критерий может также охватывать не являющиеся исключительными права на результаты интеллектуальной деятельности, являющиеся необходимым условием реализации проекта государственно-частного партнерства.


9. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан:

в недельный срок разработать и внести на рассмотрение уполномоченного государственного органа в области государственно-частного партнерства проект концепции государственно-частного партнерства в области обязательной маркировки отдельных видов продукции, документ об оценке проекта (ДОП) и проект соглашения;

в двухнедельный срок, с учетом результатов проведенного эксперимента по внедрению маркировки алкогольной и табачной продукции, на основе прямых переговоров заключить с ООО "CRPT TURON" (далее - оператор НИС "Asl belgisi") соглашение о государственно-частном партнерстве для обеспечения создания, эксплуатации и технического обслуживания НИС "Asl belgisi".


10. Возложить на оператора НИС "Asl belgisi" следующие задачи:

на основе соглашения о государственно-частном партнерстве обеспечение разработки и запуска НИС "Asl belgisi"с использованием межведомственной интеграционной платформы "Электронное правительство" и интеграцией с базой данных Государственного налогового комитета Республики Узбекистан;

предоставление доступа к информации, хранящейся в НИС "Asl belgisi", с учетом требований к защите такой информации;

обеспечение установки за счет средств оператора НИС "Asl belgisi" резервного серверного, телекоммуникационного и иного оборудования, необходимого для функционирования НИС "Asl belgisi" на мощностях Центра обработки данных Государственного налогового комитета Республики Узбекистан;

предоставление в установленном порядке субъектам предпринимательства кодов маркировки по тарифам, утверждаемым Кабинетом Министров.


11. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан в срок до 10 декабря 2020 года внести на утверждение в Кабинет Министров:

Положение о порядке ведения эксплуатации и технического обслуживания НИС "Asl belgisi";

единый тариф оплаты за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки производителям и импортерам продукции, подлежащей обязательной маркировке.


12. Государственному налоговому комитету, Министерству финансов Республики Узбекистан, Агентству по регулированию алкогольного и табачного рынка и развитию виноделия совместно с оператором НИС "Asl belgisi":

в трехдневный срок - утвердить план-график и программы обучения порядку работы с системой цифровой маркировки на местах;

в срок до 1 января 2021 года - обеспечить с выездом в регионы обучение всех ответственных работников органов государственной налоговой и таможенной служб, субъектов предпринимательства сферы производства и реализации алкогольной и табачной продукции порядку работы с системой цифровой маркировки.


13. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан, Торгово-промышленной палате, Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана совместно с другими заинтересованными ведомствами обеспечить широкое освещение в средствах массовой информации сути, содержания и хода реализации настоящего постановления.


14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан по финансово-экономическим вопросам и сокращению бедности - министра экономического развития и сокращения бедности Кучкарова Ж.А. и председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан Кудбиева Ш.Д.



Премьер-министр

Республики Узбекистан                                                       А. Арипов






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 20.11.2020 г. N 737



ПЕРЕЧЕНЬ

товаров, в отношении которых вводится

требование по обязательной цифровой маркировке

средствами идентификации в 2021-2024 годах


     

N

Наименование товара

Код ТН ВЭД

  

Дата начала обязательной

цифровой маркировки*

  

1.

Сигареты


2402 20 900 0

1 января

2021 года


1.1

Другие виды курительной табачной продукции, некурительная табачная продукция, никотиновый бестабачный снюс, никотиновые жидкости и электронные сигареты с никотином


2402 10 000 0

2402 20 100 0

2402 90 000 0

2403 11 000 0

2403 19 100 0

2403 19 900 0

2403 91 000 0

2403 99 100 0

2403 99 900 2

2403 99 900 8

2404 11 000 1

2404 11 000 9

2404 12 000 0

2404 19 000 1

2404 19 000 9

2404 91 000 2

2404 91 000 9

1 октября

2022 года

2.

Алкогольная продукция (кроме пивоваренной продукции)


2204, 2205, 2206,

2207, 2208


1 января

2021 года


3.

Пивоваренная продукция

2203

1 апреля

2021 года


4.

Бытовая техника

7321, 8403, 8414,

8415, 8418, 8422,

8423, 8450, 8508,

8509, 8510, 8516,

8518, 8519, 8521,

8525, 8527, 8528,

8539, 8540, 9405


15 апреля

2022 года

5.

Лекарственные средства и изделия медицинского назначения

3003, 3004


1 сентября

2022 года


6.

Вода и прохладительные напитки


2009, 2201, 2202

1 марта

2024 года


       


*) Требование по обязательной цифровой маркировке вводится по итогам пилотного проекта, реализуемого в течение не менее 6 месяцев.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению КМ РУз

от 20.11.2020 г. N 737



"ДОРОЖНАЯ КАРТА"

по эффективному внедрению системы

обязательной маркировки отдельных

видов товаров


    

П/н

Наименование

мероприятия

Механизм реализации

Срок

реализации

Ответственные

исполнители

1.

Оснащение измерительными приборами учета оборудования по производству пищевого и технического спирта, а также алкогольной продукции в целях мониторинга объемов производства, остатков на складах и отпуска продукции в режиме реального времени.

1. Внесение изменений в Технический регламент к оборудованию по производству пищевого и технического спирта, а также алкогольной продукции, в том числе в целях предотвращения несанкционированного слива, путем нанесения уникальных защитных номерных пломб.


15 января

2021 года


Агентство по регулированию алкогольного и табачного рынка и развитию виноделия (далее - Агентство) (Р.Бобоев), Агентство "Узстандарт" (Д.Саттаров), Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев)

2. Разработка порядка производства пищевого и технического спирта, а также алкогольной продукции, предусмотрев в нем требования к оборудованию, правила перевозки продукции, условия обеспечения удаленного контроля и видеонаблюдения, интеграции с информационными системами ответственных органов и других требований.


15 марта

2021 года

3. Установка автоматизированных измерительных приборов учета и других специальных приборов, указанных в технических регламентах и порядке производства пищевого и технического спирта, а также алкогольной продукции.


1 июля

2021 года

4. Интеграция с информационной базой данных Государственного налогового комитета.


1 августа

2021 года

2.

Усиление лицензионных требований в отношении производителей пищевого и технического спирта, а также алкогольной продукции в части обязательной установки приборов учета.

1. Разработка проекта Типового лицензионного соглашения, предусматривающего в том числе требования к установке приборов учета.


15 января

2021 года


Агентство (Р.Бобоев), Агентство "Узстандарт" (Д.Саттаров), Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев)


2. Согласование с Государственным налоговым комитетом проекта Типового лицензионного договора, в том числе в части требований к приборам учета.


1 июля

2021 года

3. Обеспечение обновления лицензионных договоров с производителями пищевого и технического спирта, а также алкогольной продукции.


1 августа

2021 года

3.

Введение системы обязательного агрегирования готовой алкогольной продукции.

1. Разработка технических требований к специализированным аппликаторам для агрегации готовой алкогольной продукции.


1 февраля

2021 года


Агентство (Р.Бобоев), Агентство "Узстандарт" (Д.Саттаров), Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев)

2. Установка специализированных аппликаторов на предприятиях по выпуску пищевого и технического спирта, а также алкогольной продукции.


15 марта

2021 года

3. Запуск процесса агрегирования алкогольной продукции.


1 апреля

2021 года


4.

Установление требований по проверке достоверности введения в оборот товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировке со стороны субъектов розничной и оптовой торговли.


Разработка и внесение в Кабинет Министров проекта нормативно-правового акта, предусматривающего внесение дополнений в Правила розничной и оптовой торговли.


1 февраля

2021 года

Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев), Министерство финансов (Т.Ишметов)


5.

Установление ответственности за нарушение требований к обязательной маркировке отдельных видов продукции и оснащения линий производства приборами учета, а также другими приборами.

Разработка и внесение в Кабинет Министров проекта закона, предусматривающего усиление ответственности за нарушение требований порядка обязательной цифровой маркировки, в том числе за ввод в оборот, оборот и вывод из оборота отдельных видов продукции.

При этом за совершение данного правонарушения предусматривается наложение финансовых санкций в размере до ста процентов суммы прибыли, полученной от продажи товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировке, за прошедший квартал, а также в отношении должностных лиц - наложение штрафа до двухсоткратного размера базовой расчетной величины.

  

15января

2021 года

Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев), Министерство финансов (Т.Ишметов)


  

6.

Утверждение системы мониторинга за ходом внедрения процессов обязательной цифровой маркировки отдельных видов продукции и ее применения.

1. Внесение изменений и дополнений в функциональные обязанности финансовых инспекторов Департамента государственного финансового контроля в части представления информации о ходе реализации мероприятий по оснащению производственных линий по выпуску маркированной продукции.


2. Установление мер персональной ответственности за предоставление недостоверных данных со стороны финансовых инспекторов.


3. Разработка форм периодической отчетности и порядка представления информации.

1 февраля

2021 года

Министерство финансов (Т.Ишметов), Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев)


  

Примечание. Заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан по финансово-экономическим вопросам и сокращению бедности - министра экономического развития и сокращения бедности Кучкарову Ж.А. предоставлено право вносить изменения и дополнения в перечень мероприятий и механизмов их реализации, исходя из результатов практического применения мероприятий, предусмотренных в настоящей "Дорожной карте".



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 21 ноября 2020 г.