Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности/ Маркировка товаров. Акцизы/ Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20.11.2020 г. N 737 "О введении системы обязательной цифровой маркировки отдельных видов товаров"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
КАБИНЕТА МИНИСТРОВ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
20.11.2020 г.
N 737
О ВВЕДЕНИИ СИСТЕМЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЦИФРОВОЙ МАРКИРОВКИ
ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ
Во исполнение постановлений Президента Республики Узбекистан от 10 июля 2019 года N ПП-4389 "О дополнительных мерах по совершенствованию налогового администрирования" и от 28 апреля 2020 года N ПП-4699 "О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства", а также в целях кардинального совершенствования механизмов предотвращения случаев нелегального ввоза в республику, производства и реализации продукции, обеспечения легального обращения отдельных видов продукции и защиты прав потребителей Кабинет Министров ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять к сведению, что в рамках пилотного проекта по поэтапному внедрению порядка маркировки и дальнейшего отслеживания товаров средствами идентификации (далее - пилотный проект) для отечественных производителей и импортеров, реализованного в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 ноября 2019 года N 944 "О мерах по поэтапному внедрению процедуры маркировки продукции посредством идентификации и дальнейшего отслеживания":
обеспечен успешный тестовый выпуск промаркированных пачек сигарет, а также запущен механизм отслеживания маркированной табачной продукции за счет дооснащения сигаретных фабрик специальным серверным оборудованием и его интеграции в автоматизированные системы управления предприятий;
осуществлен выпуск тестовых маркированных этикеток для алкогольной продукции, развернут центр обработки данных, установлены компоненты информационной системы маркировки.
2. Принять предложение Государственного налогового комитета Республики Узбекистан и Министерства финансов о поэтапном внедрении системы обязательной цифровой маркировки отдельных видов продукции средствами идентификации.
перечень товаров, в отношении которых вводится требование по обязательной цифровой маркировке средствами идентификации в 2021-2024 годах, согласно приложению N 1;
"Дорожную карту" по эффективному внедрению системы обязательной маркировки отдельных видов товаров согласно приложению N 2.
4. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан внести на утверждение в Кабинет Министров:
в срок до 10 декабря 2020 года - порядок маркировки и отслеживания табачной и алкогольной продукции;
в срок до 30 декабря 2021 года по результатам пилотных проектов - порядок маркировки и отслеживания других товаров.
обязанность по маркировке товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировке, возлагается на производителей и импортеров;
в обязанности предприятий, осуществляющих розничную или оптовую торговлю товарами, подлежащими обязательной цифровой маркировке, вменяется подключение к национальной информационной системе мониторинга маркировки и отслеживания продукции;
запрещается оформление в таможенный режим "выпуск в свободное обращение (импорт)" без указания в грузовой таможенной декларации сведений по агрегированному импортному коду. При этом требуется нанесение средств идентификации на немаркированную алкогольную и табачную продукцию на территории таможенного склада;
по истечении двенадцати месяцев с даты введения порядка маркировки товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировке, продажа таких товаров на территории Республики Узбекистан без маркировки запрещается;
вводится механизм общественного контроля за производством и реализацией немаркированной продукции путем разработки и внедрения информационных продуктов и мобильных приложений, позволяющих в режиме реального времени уведомлять уполномоченные органы о нарушениях законодательства в сфере обязательной цифровой маркировки продукции.
6. Предоставить право Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан:
дополнять перечень товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировке, и определять сроки их внедрения;
проводить эксперименты по маркировке товаров с целью расширения перечня товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировке.
7. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций в срок до 1 декабря 2020 года обеспечить запуск Национальной информационной системы мониторинга маркировки и отслеживания продукции "Asl belgisi" (далее - НИС "Asl belgisi").
Определить основными задачами НИС "Asl belgisi":
автоматизацию процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, путем регистрации в системе всех этапов оборота продукции;
обеспечение ограниченного доступа к хранящейся в НИС "Asl belgisi" информации, с установлением требований к процессам хранения, доступа, передачи, распространения, обработки, публикации, использования и иных действий с информацией, осуществляемым владельцем НИС "Asl belgisi" или привлеченным им лицом, а также к режиму защиты данной информации в порядке, утверждаемом Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан.
8. Принять к сведению, что в соответствии:
со статьей 25 Закона Республики Узбекистан "О государственно-частном партнерстве", стороны могут заключить соглашение о государственно-частном партнерстве без проведения тендера на основе проведения прямых переговоров и в соответствии с решением государственного партнера в случае принадлежности определенному лицу исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, иных исключительных прав, земельного участка, другого объекта недвижимости и другого имущества, являющегося непременным условием реализации проекта государственно-частного партнерства;
с пунктом 57 Положения о порядке реализации проектов Государственно-частного партнерства, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 26 апреля 2020 года N 259, предусмотренный абзацем третьим данного пункта критерий может также охватывать не являющиеся исключительными права на результаты интеллектуальной деятельности, являющиеся необходимым условием реализации проекта государственно-частного партнерства.
9. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан:
в недельный срок разработать и внести на рассмотрение уполномоченного государственного органа в области государственно-частного партнерства проект концепции государственно-частного партнерства в области обязательной маркировки отдельных видов продукции, документ об оценке проекта (ДОП) и проект соглашения;
в двухнедельный срок, с учетом результатов проведенного эксперимента по внедрению маркировки алкогольной и табачной продукции, на основе прямых переговоров заключить с ООО "CRPT TURON" (далее - оператор НИС "Asl belgisi") соглашение о государственно-частном партнерстве для обеспечения создания, эксплуатации и технического обслуживания НИС "Asl belgisi".
10. Возложить на оператора НИС "Asl belgisi" следующие задачи:
на основе соглашения о государственно-частном партнерстве обеспечение разработки и запуска НИС "Asl belgisi"с использованием межведомственной интеграционной платформы "Электронное правительство" и интеграцией с базой данных Государственного налогового комитета Республики Узбекистан;
предоставление доступа к информации, хранящейся в НИС "Asl belgisi", с учетом требований к защите такой информации;
обеспечение установки за счет средств оператора НИС "Asl belgisi" резервного серверного, телекоммуникационного и иного оборудования, необходимого для функционирования НИС "Asl belgisi" на мощностях Центра обработки данных Государственного налогового комитета Республики Узбекистан;
предоставление в установленном порядке субъектам предпринимательства кодов маркировки по тарифам, утверждаемым Кабинетом Министров.
11. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан в срок до 10 декабря 2020 года внести на утверждение в Кабинет Министров:
Положение о порядке ведения эксплуатации и технического обслуживания НИС "Asl belgisi";
единый тариф оплаты за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки производителям и импортерам продукции, подлежащей обязательной маркировке.
12. Государственному налоговому комитету, Министерству финансов Республики Узбекистан, Агентству по регулированию алкогольного и табачного рынка и развитию виноделия совместно с оператором НИС "Asl belgisi":
в трехдневный срок - утвердить план-график и программы обучения порядку работы с системой цифровой маркировки на местах;
в срок до 1 января 2021 года - обеспечить с выездом в регионы обучение всех ответственных работников органов государственной налоговой и таможенной служб, субъектов предпринимательства сферы производства и реализации алкогольной и табачной продукции порядку работы с системой цифровой маркировки.
13. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан, Торгово-промышленной палате, Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана совместно с другими заинтересованными ведомствами обеспечить широкое освещение в средствах массовой информации сути, содержания и хода реализации настоящего постановления.
14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан по финансово-экономическим вопросам и сокращению бедности - министра экономического развития и сокращения бедности Кучкарова Ж.А. и председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан Кудбиева Ш.Д.
Премьер-министр
Республики Узбекистан А. Арипов
к Постановлению КМ РУз
от 20.11.2020 г. N 737
ПЕРЕЧЕНЬ
товаров, в отношении которых вводится
требование по обязательной цифровой маркировке
средствами идентификации в 2021-2024 годах
N |
Наименование товара |
Код ТН ВЭД |
Дата начала обязательной цифровой маркировки*
|
1. |
Сигареты |
2402 20 900 0 |
1 января 2021 года |
1.1 |
Другие виды курительной табачной продукции, некурительная табачная продукция, никотиновый бестабачный снюс, никотиновые жидкости и электронные сигареты с никотином |
2402 10 000 0 2402 20 100 0 2402 90 000 0 2403 11 000 0 2403 19 100 0 2403 19 900 0 2403 91 000 0 2403 99 100 0 2403 99 900 2 2403 99 900 8 2404 11 000 1 2404 11 000 9 2404 12 000 0 2404 19 000 1 2404 19 000 9 2404 91 000 2 2404 91 000 9
|
1 октября 2022 года |
2. |
Алкогольная продукция (кроме пивоваренной продукции) |
2204, 2205, 2206, 2207, 2208 |
1 января 2021 года |
3. |
Пивоваренная продукция |
2203 |
1 апреля 2021 года |
4. |
Бытовая техника |
7321, 8403, 8414, 8415, 8418, 8422, 8423, 8450, 8508, 8509, 8510, 8516, 8518, 8519, 8521, 8525, 8527, 8528, 8539, 8540, 9405 |
15 апреля 2022 года |
5. |
Лекарственные средства и изделия медицинского назначения |
3003, 3004 |
1 сентября 2022 года |
6. |
Вода и прохладительные напитки |
2009, 2201, 2202 |
1 марта 2024 года |
*) Требование по обязательной цифровой маркировке вводится по итогам пилотного проекта, реализуемого в течение не менее 6 месяцев.
к Постановлению КМ РУз
от 20.11.2020 г. N 737
"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
по эффективному внедрению системы
обязательной маркировки отдельных
видов товаров
П/н |
Наименование мероприятия
|
Механизм реализации |
Срок реализации |
Ответственные исполнители |
1. |
Оснащение измерительными приборами учета оборудования по производству пищевого и технического спирта, а также алкогольной продукции в целях мониторинга объемов производства, остатков на складах и отпуска продукции в режиме реального времени. |
1. Внесение изменений в Технический регламент к оборудованию по производству пищевого и технического спирта, а также алкогольной продукции, в том числе в целях предотвращения несанкционированного слива, путем нанесения уникальных защитных номерных пломб. |
15 января 2021 года |
Агентство по регулированию алкогольного и табачного рынка и развитию виноделия (далее - Агентство) (Р.Бобоев), Агентство "Узстандарт" (Д.Саттаров), Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев) |
2. Разработка порядка производства пищевого и технического спирта, а также алкогольной продукции, предусмотрев в нем требования к оборудованию, правила перевозки продукции, условия обеспечения удаленного контроля и видеонаблюдения, интеграции с информационными системами ответственных органов и других требований. |
15 марта 2021 года |
|||
3. Установка автоматизированных измерительных приборов учета и других специальных приборов, указанных в технических регламентах и порядке производства пищевого и технического спирта, а также алкогольной продукции. |
1 июля 2021 года |
|||
4. Интеграция с информационной базой данных Государственного налогового комитета. |
1 августа 2021 года |
|||
2. |
Усиление лицензионных требований в отношении производителей пищевого и технического спирта, а также алкогольной продукции в части обязательной установки приборов учета. |
1. Разработка проекта Типового лицензионного соглашения, предусматривающего в том числе требования к установке приборов учета. |
15 января 2021 года |
Агентство (Р.Бобоев), Агентство "Узстандарт" (Д.Саттаров), Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев) |
2. Согласование с Государственным налоговым комитетом проекта Типового лицензионного договора, в том числе в части требований к приборам учета. |
1 июля 2021 года |
|||
3. Обеспечение обновления лицензионных договоров с производителями пищевого и технического спирта, а также алкогольной продукции. |
1 августа 2021 года |
|||
3. |
Введение системы обязательного агрегирования готовой алкогольной продукции. |
1. Разработка технических требований к специализированным аппликаторам для агрегации готовой алкогольной продукции. |
1 февраля 2021 года |
Агентство (Р.Бобоев), Агентство "Узстандарт" (Д.Саттаров), Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев) |
2. Установка специализированных аппликаторов на предприятиях по выпуску пищевого и технического спирта, а также алкогольной продукции. |
15 марта 2021 года |
|||
3. Запуск процесса агрегирования алкогольной продукции. |
1 апреля 2021 года |
|||
4. |
Установление требований по проверке достоверности введения в оборот товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировке со стороны субъектов розничной и оптовой торговли. |
Разработка и внесение в Кабинет Министров проекта нормативно-правового акта, предусматривающего внесение дополнений в Правила розничной и оптовой торговли. |
1 февраля 2021 года |
Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев), Министерство финансов (Т.Ишметов) |
5. |
Установление ответственности за нарушение требований к обязательной маркировке отдельных видов продукции и оснащения линий производства приборами учета, а также другими приборами. |
Разработка и внесение в Кабинет Министров проекта закона, предусматривающего усиление ответственности за нарушение требований порядка обязательной цифровой маркировки, в том числе за ввод в оборот, оборот и вывод из оборота отдельных видов продукции. При этом за совершение данного правонарушения предусматривается наложение финансовых санкций в размере до ста процентов суммы прибыли, полученной от продажи товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировке, за прошедший квартал, а также в отношении должностных лиц - наложение штрафа до двухсоткратного размера базовой расчетной величины.
|
15января 2021 года |
Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев), Министерство финансов (Т.Ишметов) |
6.
Утверждение системы мониторинга за ходом внедрения процессов обязательной цифровой маркировки отдельных видов продукции и ее применения.
1. Внесение изменений и дополнений в функциональные обязанности финансовых инспекторов Департамента государственного финансового контроля в части представления информации о ходе реализации мероприятий по оснащению производственных линий по выпуску маркированной продукции.
2. Установление мер персональной ответственности за предоставление недостоверных данных со стороны финансовых инспекторов.
3. Разработка форм периодической отчетности и порядка представления информации.
1 февраля
2021 года
Министерство финансов (Т.Ишметов), Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев)
Примечание. Заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан по финансово-экономическим вопросам и сокращению бедности - министра экономического развития и сокращения бедности Кучкарову Ж.А. предоставлено право вносить изменения и дополнения в перечень мероприятий и механизмов их реализации, исходя из результатов практического применения мероприятий, предусмотренных в настоящей "Дорожной карте".
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 21 ноября 2020 г.