ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2020 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 5 по 11 декабря 2020 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

         

(за период с 5 по 11 декабря 2020 г.)


Судебная система: повысить прозрачность, устранить коррупцию

           

Ряд государственных функций передадут частникам

          

ЭЦП можно получить онлайн

          

Как будут оценивать работу предприятий

         

Какой будет ипотека, если квартира не делится на комнаты

         

Ввозимые средства химзащиты растений будут тестироваться

       

Какие еще изменения внесены в ипотечное кредитование

        

Как студенты-юристы проходят практику

          

Определен порядок получения лицензий для работы с каннабисом

             

Научному центру по карантину растений определили задачи

         

Предоплата за пищевой спирт - не менее 50%

        

Как талантливую молодежь отбирают в академлицеи

          

Виноделие в республике поддержит фонд

          

Что еще изменилось в госрегистрации субъектов предпринимательства

      

Ирригацию и мелиорацию Каракалпакстана продолжат улучшать



Утвержден Указ Президента Республики Узбекистан от 07.12.2020 г. N УП-6127 "О мерах по обеспечению подлинной независимости судей и повышению эффективности предупреждения коррупции в судебной системе".


В 2021 году в судебной системе произойдет ряд изменений:

а) с 1 января начнут формироваться квалификационные коллегии образуемых судов общей юрисдикции Каракалпакстана, областей и Ташкента (Указ Президента Республики Узбекистан от 24.07.2020 г. N УП-6034);

б) с 1 февраля:

q экзаменационные процессы при отборе кандидатов для назначения впервые на должность судьи будут освещаться в онлайн-режиме на специальном сайте в Интернете;

q внедряется электронная программа, помогающая оценивать пригодность кандидатов на должность судьи и действующих судей по их психологическому портрету;

q внедряются конкретные критерии, обеспечивающие открытую и прозрачную оценку эффективности работы судей посредством электронного рейтинга;

в) чтобы устранить любое вмешательство в работу судей, при решении вопроса об их юридической ответственности:

q представления по фактам нарушения неприкосновенности судей и вмешательства в их деятельность по отправлению правосудия, внесенные председателем Высшего судейского совета (далее - Совет), рассматриваются органами прокуратуры в месячный срок, а Генеральная прокуратура направляет Совету уведомление о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела;

q вызов судей для допроса в качестве свидетеля или подозреваемого допускается исключительно с согласия соответствующей квалификационной коллегии;

q председатель Совета по итогам года представляет Президенту информацию о факторах, препятствующих обеспечению независимости судебной власти, неприкосновенности судей и отправлению правосудия, а также о состоянии противодействия коррупции в судебной системе.

Кроме того, в рамках работы по искоренению коррупционных факторов в судах и повышению эффективности противодействия коррупции:

q вводится должность постоянно действующего зампредседателя Совета, назначаемого и освобождаемого от должности Президентом. В этой связи упраздняется должность замдиректора Высшей школы судей по научной и информационно-аналитической работе;

q создается Судебная инспекция по обеспечению неприкосновенности судей и предупреждению коррупции (на базе Судебной инспекции по обеспечению неприкосновенности судей);

q упраздняется сектор по профессиональной подготовке судей;

q создаются пресс-служба и первый отдел (на базе сектора по взаимодействию со СМИ), а также информационно-аналитическое подразделение, подразделения по работе с обращениями, подразделения по внедрению ИКТ и обеспечению инфобезопасности, финансово-хозяйственный отдел, архив и канцелярия (на базе исполнительного аппарата);

q на Совет возлагается задача - устанавливать совместно с квалификационными коллегиями судей конкретные меры по устранению недостатков, выявленных при обобщенном анализе поступающих в Совет жалоб;

q учреждается премия "Ибратли судья" и нагрудный знак "Суд фахрийси" для судей, эффективно работавших на протяжении долгих лет и вышедших на пенсию;

q при Совете создается Клуб судей, действующий на общественных началах. Его постоянными членами станут действующие и почетные судьи с многолетним опытом работы, обладающие глубокими знаниями и пользующиеся высоким авторитетом. Клуб вправе давать консультации рекомендательного характера по правильному применению правовых норм, а также - по запросам судей - разъяснения о применении правил этики в определенных ситуациях.

Также при Совете образуется экзаменационная комиссия по рассмотрению обращений кандидатов на должность судьи, несогласных с результатами вступительных и итоговых экзаменов в Высшей школе судей. Она тоже действует на общественных началах и является органом судейского сообщества. Решения комиссии можно обжаловать непосредственно в Совет.


* * *



Принято Постановление Президента РУз от 07.12.2020 г. N ПП-4913 "О дополнительных мерах по привлечению частного сектора в сферы, регулируемые государством".


Стартует проект "Государственные функции - возможность для бизнеса". Он подразумевает поэтапную передачу частному сектору госфункций путем аутсорсинга, краудсорсинга, госсоцзаказа, аккредитации, сертификации и др. В передаваемых частникам сферах государственное присутствие сохраняется до тех пор, пока на соответствующей территории не появится достаточное число бизнес-субъектов. Запустят электронную площадку для публикации и обсуждения госфункций, рекомендуемых к передаче частному сектору, и предложений его представителей. Будет сформирован единый реестр госфункций в разрезе министерств и ведомств - так будет проще решить, какие из них можно передать частникам.

При этом механизм передачи госфункций в частные руки - комплексный и состоит из нескольких этапов:

q ежегодный отбор госфункций, подходящих для "разгосударствления" (Минэкономразвития и сокращения бедности с заинтересованными министерствами и ведомствами);

q анализ готовности рынка частного сектора (Минэкономразвития и сокращения бедности и ТПП);

q разработка проекта соответствующего НПА (Минэкономразвития и сокращения бедности и Минюст);

q мониторинг реализации госфункций, переданных частникам (Минэкономразвития и сокращения бедности и ТПП);

q разработка предложений по оптимизации штата госорганов в связи с передачей их функций (Минфин, Минтруда и Агентство развития госслужбы). 

Уже определены направления, с которых начнется трансфер госфункций, а также порядок и сроки такой передачи.


Кадастровые работы. Напомним, в столице и Ташобласти, в виде эксперимента, появились кадастровые инженеры по недвижимости (Постановление Президента РУз от 05.04.2019 г. N ПП-4270). Пилот продлится до конца 2022 года, в его рамках:

q с 1 апреля 2021 года кадастровые инженеры по недвижимости, имеющие квалификационный аттестат Агентства по кадастру, вправе также подготавливать первичное кадастровое дело на объекты недвижимого имущества;

q процесс подготовки кадастрового дела (включая первичное) автоматизирован и мониторится Агентством по кадастру;

q кадастровый инженер по недвижимости работает по трудовому договору с юрлицами либо в качестве индивидуального предпринимателя;

q цены на услуги по подготовке кадастрового дела (включая первичное) субъекты предпринимательства устанавливают самостоятельно, но не ниже минимальных ставок, утверждаемых Правительством. Поступающие средства полностью остаются в их распоряжении.


Транспорт и дорожное движение. С 1 марта 2021 года субъекты предпринимательства вправе устанавливать на автодорогах специальные средства фото- и видеофиксации нарушений ПДД, а также стационарные пункты весового и габаритного контроля, оснащенные автоматизированными измерительными средствами. При этом:

q МВД и Комитет по автодорогам на отдельных веб-страницах системы "Е-IJRO AUKSION" регулярно публикуют сведения о дислокации мест возможной установки, транспортном потоке в этом месте и видах нарушений, выявленных за последние 2 года;

q места установки закрепляются за бизнес-субъектами путем проведения электронных аукционных торгов - на неограниченный срок и с правом передачи другому субъекту предпринимательства. Порядок определения стартовой цены лота утвердят МВД и Минфин;

q средства и пункты должны соответствовать критериям и техзаданиям, их установка - требованиям и условиям, предъявляемым МВД и Комитетом по автодорогам;

q МВД интегрирует установленные средства и пункты с системой "Административная практика" ГСБДД;

q на частников возлагается их техническая эксплуатация и обеспечение бесперебойной работы, включая возмещение текущих затрат на электроэнергию;

q частники будут получать часть от штрафов за нарушения ПДД, зафиксированные их средствами и пунктами, - размер определит Кабинет Министров.


Водительские права. С 1 апреля 2021 года субъекты предпринимательства вправе проводить теоретические и практические экзамены на получение водительского удостоверения на право управления всеми категориями автомототранспортных средств, кроме трамвая и троллейбуса. Для этого нужна лицензия на оказание негосударственных образовательных услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта. При этом:

q субъекты предпринимательства дополнительно обязаны создать современные автодромы и оснастить их автоматизированным спецтранспортом;

q теоретические и практические экзамены проводятся и оцениваются полностью автоматизировано, исключая человеческий фактор, но под непосредственным либо онлайн-контролем представителя ГСБДД;

q размеры платежей за свои услуги частники устанавливают самостоятельно, а поступающие средства полностью остаются в их распоряжении;

q успешно сдавшим экзамены лицам выдаются специальные защищенные сертификаты, на основании которых выдаются водительские удостоверения. Все необходимые реквизиты этих сертификатов субъекты предпринимательства представляют в центры госуслуг и органы внутренних дел в автоматизированном режиме.


Госуслуги. С 1 марта 2021 года субъекты предпринимательства могут выступать агентами при оказании отдельных видов госуслуг. У их работников, оказывающих услуги в качестве агента, должны быть сертификаты, где указаны конкретные виды услуг. Сертификаты будут выдавать прошедшие аккредитацию учебные центры, сроком на 3 года. Агенты действуют в рамках единой платформы Агентства госуслуг. Госорганы и организации, оказывающие услуги, подключают агентов к системе, регистрируют их и мониторят процесс. Агентство госуслуг формирует и ведет единый электронный реестр агентов - с его помощью граждане смогут выбрать себе подходящего. За услуги агента граждане платят отдельно. Частники самостоятельно устанавливают цены и сохраняют в своем распоряжении поступающие средства в полном объеме. Правительство утвердит перечень госуслуг, которые запрещается оказывать субъектами предпринимательства в качестве агента.


Аутсорс. С 1 июня 2021 года частному сектору передаются функции госорганов и организаций по обеспечению и поддержанию внутренней административно-хозяйственной деятельности. Перечень таких функций, методику проведения экономического анализа по ним, а также список министерств и ведомств, где внедряется данный порядок, утвердят до 1 апреля. При этом:

q Минфин может выдать отрицательное заключение по итогам анализа, изучения эффективности, конкретных расчетов - тогда передача не происходит;

q госорганы и организации не могут возложить указанные функции на учрежденные ими госпредприятия.


* * *



ЭЦП можно получить онлайн. Процедура определена поправками, внесенными в соответствующий Административный регламент (Постановление Кабинета Министров РУз от 07.12.2020 г. N 773).


Теперь получить сертификат ключа ЭЦП можно полностью в дистанционном режиме. Правда, для юрлиц эта опция доступна только их руководителям, остальным сотрудникам - обращаться непосредственно в центр госуслуг.

Воспользоваться новой возможностью можно на ЕПИГУ или специальном официальном ресурсе. Для этого заявителю нужно:

а) самостоятельно заполнить электронную заявку-анкету и приложить к ней копии:

q главной страницы паспорта (ID-карты) - все ее реквизиты должны быть читаемыми;

q селфи-фото - изображение лица должно быть четким;

б) произвести оплату сбора за оказание госуслуги. Юрлица могут оплатить перечислением с банковских счетов или посредством банковских карт через операторов платежной системы в безналичной форме. Во втором случае поступление каждого платежа проверяется и учитывается прикрепленными работниками центров госуслуг.

Далее работник центра госуслуг в течение 1 рабочего дня:

а) для установления личности заявителя, через систему межведомственного обмена данными:

q проверяет принадлежность указанного в заявке абонентского мобильного номера;

q проверяет подлинность паспорта (ID-карты) по копии главной его страницы и селфи-фото;

q посредством ИНН заявителя сравнивает данные информационной системы Научно-информационного центра новых технологий при ГНК с данными в заявлении;

б) подтверждает проверенную информацию своей ЭЦП и отправляет ее в информационную систему НИЦ при ГНК.

Затем НИЦ при ГНК рассматривает полученную информацию, регистрирует ключ ЭЦП и готовит сертификат, вносит его в реестр и отправляет информацию, подтверждающую получение сертификата ЭЦП, в виде SMS-сообщения. Официальный сертификат ключа ЭЦП направляется центру госуслуг и заявителю.

После чего заявитель в течение часа:

q получает и подтверждает получение сертификата ключа ЭЦП из ЕПИГУ или персонального кабинета на официальном ресурсе;

q уведомляет НИЦ при ГНК о загрузке сертификата ключа ЭЦП и его копии в виде электронного документа для распечатки путем подтверждения.

При этом отказать в выдаче сертификата ключа ЭЦП могут, только если:

q личность заявителя не подтверждена;

q в представленной заявителем анкете есть недостоверные или искаженные сведения - например, указанный в ней номер мобильного телефона не принадлежит заявителю;

q не уплачен сбор;

q представленные заявителем документы не отвечают предъявляемым требованиям.

Важный момент - устранив причину отказа, для повторного рассмотрения заявки придется обращаться напрямую в центр госуслуг (явочный порядок).


* * *



Кабинетом Министров РУз принято Постановление от 09.12.2020 г. N 775 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы оценки эффективности деятельности исполнительного органа предприятий с государственным участием".


Принято к сведению, что согласно статье 79 Закона "Об акционерных обществах и защите прав акционеров" сумма, выплачиваемая директору, членам правления компании, напрямую зависит от эффективности деятельности.

Для усовершенствования системы оценки эффективности деятельности исполнительного органа предприятий с государственным участием введены дополнительные показатели в основные ключевые показатели эффективности (КПЭ).

Постановлением предусмотрено, что:

q не допускается вознаграждение исполнительного органа, если результаты КПЭ не размещены на сайте Агентства по управлению госактивами, а также являются неудовлетворительными или низкими;

q руководителям предприятий и банков с высокими показателями КПЭ может быть выплачена единовременная премия в размере до 5% от чистой прибыли предприятия по итогам года;

q предприятия с государственным участием рассчитывают и публикуют КПЭ ежеквартально, вне зависимости от сроков формирования и сдачи финансовой отчетности.

Данная система оценки включает следующие основные показатели эффективности предприятий:

q прогноз чистой выручки;

q прогноз чистой прибыли;

q снижение себестоимости;

q локализация;

q независимость от иностранной валюты;

q инвестиционные программы;

q экспорт;

q загрузка производственных мощностей;

q энергоэффективность.

Для проведения оценки установлен удельный вес каждого показателя основных КПЭ.

Агентству по управлению госактивами поручено:

а) совместно с Минэнерго в двухмесячный срок разработать ряд показателей энергоемкости и энергоэффективности, утвердить правила их расчета и нормативные показатели;

б) совместно с ГНК, Государственным комитетом статистики, Министерством развития информационных технологий и коммуникаций, Министерством занятости и трудовых отношений, Министерством инвестиций и торговли:

q в течение месяца завершить работы по внесению информации о госпредприятиях и юрлицах в их систему, в том числе бухгалтерский баланс и отчеты о финансовых результатах в информационной системе Агентства "Государственное имущество";

q в течение 2 месяцев обеспечить разработку программного обеспечения для предприятий с госучастием, предусматривающего оперативный ввод информации об основных показателях эффективности их деятельности в информационной системе "Госимущество".

Наряду с этим:

q до 1 февраля 2021 года будет налажена система расчета доли предприятий с госучастием в экономике, в ВВП, объемах экспорта, инвестициях в основной капитал, производстве и занятости населения;

q до 1 марта 2021 года предприятия с госучастием на основе передовой международной практики и стандартов разработают и утвердят документы и индикаторы, направленные на обеспечение непрерывности деятельности предприятий (business continuity).


* * *



В законодательство внесли поправки в связи с дальнейшим совершенствованием механизмов ипотечного кредитования (Указ Президента РУз от 07.12.2020 г. N УП-6126).


Определены условия ипотеки при приобретении квартир без разделения на комнаты, построенных частными подрядными организациями:

а) максимальный размер кредита зависит от общей площади квартиры и от региона:

     

         

        

Общая площадь квартиры

       

      

Ташкент

      

       

Другие регионы

       

До 60 кв. м


264 млн сумов

240 млн сумов

Более 60 кв. м


352 млн сумов

320 млн сумов

        

        

б) срок кредита - до 20 лет (включительно);

в) бюджетные субсидии на компенсацию части первоначального взноса и (или) процентов не выплачиваются.

Данный порядок и условия, наряду с общеустановленными, действуют до 1 января 2022 года (Постановление Президента РУз от 01.05.2020 г. N ПП-4701). При определении расчетной стоимости жилья на 2020 и 2021 годы учитываются 1-комнатные квартиры.

Кроме того, в порядке исключения, в степно-холмовых регионах Ферганской области в 2020-2021 гг. начнут строить индивидуальные типовые жилые дома. Областной хокимият организует процесс, исходя из заявок населения и изучения рынка жилья, а также реальной платежеспособности населения. При этом:

q строить дома будут строительно-подрядные организации с рейтинговой оценкой не ниже уровня, определяемого Минстроем, - за счет собственных средств, банковских кредитов и иных не запрещенных законодательством источников;

q ипотечные кредиты на приобретение домов населению выдаются за счет средств, выделенных банкам Минфином.


* * *



Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановление от 02.12.2020 г. N 765 "Об упрощении процедуры ввоза средств химизации и защиты растений на территорию республики".


Постановлением утверждено Положение о порядке проведения испытаний и регистрации химических средств и средств защиты растений. В нем приводятся основные термины, используемые в этой сфере, установлена обязательность регистрации химических веществ и средств защиты растений, производимых в Узбекистане и ввозимых из-за рубежа.

Документом определен порядок рассмотрения заявок, выдачи свидетельства о регистрации химических средств и средств защиты растений или принятия решения об отказе в этом.

Тесты химсредств для регистрации осуществляются следующими ведомствами:

q для определения биологической эффективности химических средств и средств защиты растений - научно-исследовательскими организациями, утвержденными Минсельхозом и Академией наук;

q для определения токсикологических и гигиенических свойств - научно-исследовательскими организациями, уполномоченными Службой санитарно-эпидемиологического надзора и здравоохранения при Минздраве;

q для определения экологических свойств - научно-исследовательскими организациями, утвержденными Госкомэкологии.

Положением утверждены порядки:

q переоформления свидетельства о регистрации химических средств и средств защиты растений, а также выдачи дубликатов;

q приостановления, прекращения и аннулирования свидетельства о регистрации химических средств и средств защиты растений;

q ведения реестра выданных свидетельств о регистрации химических средств и средств защиты растений.

В приложениях к документу приводятся типовая заявка на регистрацию химсредств, формы по информации о физико-химических свойствах, представленного к регистрации средства защиты растений, минеральных удобрений, их токсикологических и гигиенических характеристиках и др.


* * *



В законодательство внесли поправки в связи с дальнейшим совершенствованием механизмов ипотечного кредитования (Указ Президента РУз от 07.12.2020 г. N УП-6126).


Так, Положение о порядке выплаты субсидий гражданам на приобретение жилья (утверждено Постановлением Кабинета Министров РУз от 25.03.2020 г. N 182) дополняется пунктом 3-1:

q в рамках планируемых ориентиров по выплате субсидий в 2020 году в порядке исключения определить:

q срок подачи заявок на субсидию продлен до 31 декабря 2020 года, а срок выплаты субсидий - до 1 июля 2021 года;

q если доход заявителя, обращающегося за субсидией, включает доход его жены (мужа), родителей, проживающих в одном доме с ними, и их детей (включая приемных), и при этом среднемесячный доход, меньше нормы, указанной в пункте 2 Положения, могут быть включены и доходы других физлиц;

q если стоимость выбранного заявителем жилья превышает максимальную стоимость дома, которая указана в уведомлении, максимальная сумма ипотечного кредита, выделяемого на покупку этого дома, определяется в соответствии с Постановлением Президента РУз от 01.05.2020 г. N ПП-4701. В этом случае превышающая часть суммы ипотечного кредита выплачивается из собственных средств заемщика и других источников, не запрещенных законодательством, в том числе субсидии из госбюджета для покрытия части первоначального взноса в Ташкенте и других городах.

Согласно дополнениям, теперь субсидии выделяются в рамках территорий Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента по месту постоянного проживания граждан. Граждане, проживающие в городах Каракалпакстана и областей, могут получить субсидии, выделенные этим городам.

Также теперь заявление заявителя рассматривается районной или городской комиссией по месту постоянного проживания, в котором он прописан (ранее обращение могло быть рассмотрено также комиссией по территории его временного пребывания).

Согласно дополнениям, соответствие заявителя социальным критериям, на основании предоставленных им документов, ответственные организации сверяют с базой данных, имеющихся у них, и подтверждают соответствующую информацию в электронном виде через Единый портал интерактивных госуслуг.


* * *



В Положение о порядке прохождения студентами юридических образовательных учреждений (кроме военных, специальных высших образовательных учреждений) ознакомительной и квалификационной практики, а также стажировки внесен ряд поправок (рег. МЮ N 2548-2 от 04.12.2020 г.).


Общие условия организации практики:

q на всех этапах преследуется цель - обеспечение непрерывности и последовательности в овладении студентами профессиональными навыками;

q сроки и объем практики определяются рабочим учебным планом, учебными программами модулей (дисциплин), программой прохождения практики. Для нее выделяются соответствующие кредиты;

q учебная нагрузка преподавателей на практике определяется исходя из количества учебных педагогических часов (недель), предусмотренных рабочим учебным планом, и вида практики;

q принимающая организация, которой теперь также может быть юридическая клиника, прикрепляет к направленным на практику студентам руководителя.

Практика студентов-юристов делится на три вида:

а) ознакомительная - добровольная, для студентов I-III курсов бакалавриата. Протекает в свободное от учебы время, по согласованию с принимающей организацией. По итогам выдается справка, где указывается продолжительность пройденной практики, на основании чего учитывается усвоение кредитов;

б) выпускная квалификационная - обязательная, завершающий этап обучения для студентов IV курсов бакалавриата. Включает три этапа: подготовительный, основной, а также сдача отчетов и оценка. Оценка очень важна - она приравнивается к оценкам по учебе и учитывается при подведении итогов общей успеваемости и усвоения кредитов. Полученный "неуд" - основание для повторного освоения студентом соответствующих кредитов;

в) стажировка - добровольная, для студентов магистратуры. Причем студент сам решает, проходить ее в принимающей организации или в виде педагогической практики, т.е. в качестве преподавателя в академлицее или техникуме. При учете кредитов прохождение стажировки определяется на основании справки, предоставленной принимающей организацией.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 07.12.2020 г. N 770 "О мерах по упорядочению деятельности по культивированию и использованию каннабиса в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ".


Документ принят в соответствии с Законами "О наркотических средствах и психотропных веществах" и "О лицензировании отдельных видов деятельности". Постановлением утверждены:

q Положение о порядке лицензирования деятельности по культивированию и использованию каннабиса в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ;

q Требования к производству, хранению, перевозке, утилизации и учету деятельности по культивированию и использованию каннабиса в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ.

Министерство сельского хозяйства является лицензирующим органом, который:

q выдает лицензии на деятельность по культивированию и использованию каннабиса (волокна и семена каннабиса с содержанием тетрагидроканнабинола до 0,2%) (далее - каннабис) в промышленных целях;

q выделяет из площадей, выведенных из сельхозпроизводства, земли для выращивания каннабиса;

q обеспечивает недопущение посева третьей и последующих репродукций семян, предназначенных для производства;

q в течение 2 месяцев разработает план мер по предотвращению производства наркотических средств и психотропных веществ, укреплению материально-технической базы региональных химических лабораторий и др.

Согласно Положению выдачей лицензий, продлением срока их действия, а также подготовкой заключений займется экспертная комиссия при лицензирующем органе. Лицензия выдается только юрлицам на следующие виды деятельности с каннабисом (волокна и семена):

q выращивание;

q ввоз, вывоз;

q переработка;

q хранение;

q реализация;

q приобретение;

q перевозка.

Для получения права осуществления деятельности по нескольким видам, на каждую выдается отдельная лицензия. Срок действия лицензии - 5 лет.

Условия и требования для получения лицензии:

q соблюдение законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах;

q наличие в штате юрлица не менее трех квалифицированных специалистов соответствующего направления;

q соответствие материально-технической базы, оборудования и других технических средств выбранному виду деятельности;

q наличие прав владения или других вещественных прав на земельные участки, здания, коммуникации и технологическое оборудование;

q соответствие нормам и правилам безопасности производства, труда и других;

q организация системы непрерывного видеонаблюдения на используемой площади;

q наличие лицензии для проведения в лабораториях химических анализов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

q экспорт не менее 50% производимой продукции;

q внедрение технологий по модернизации ирригационной инфраструктуры и ресурсосберегающих технологий и другие.

В Положении приведены также:

q перечень документов для получения лицензии;

q порядок рассмотрения заявления и принятия решения по выдаче лицензии или отказу в этом;

q методы контроля за выполнением требований и условий лицензирования;

q приостановление и аннулирование лицензии;

q порядок ведения реестра лицензий.

За рассмотрение заявления взимается сбор в размере 50% БРВ. Размеры ежегодных госпошлин за лицензию предусмотрены законодательством.


* * *



Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановление от 07.12.2020 г. N 771 "О мерах по организации деятельности Научного центра по карантину растений и его филиалов".


В соответствии с Постановлением Президента РУз от 13.10.2020 г. N ПП-4861 "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности государственной службы по карантину растений" образован Научно-исследовательский центр по карантину растений (далее - Центр). Он создан  на базе Научного центра по карантину растений в системе Государственной инспекции по карантину растений при Кабинете Министров (далее - Инспекция).

В Термезском, Нукусском и Самаркандском филиалах Ташкентского государственного аграрного университета, а также в Андижанском институте сельского хозяйства и агротехнологий созданы территориальные филиалы Центра, оснащенные современными лабораториями.

Постановлением утверждены:

q структура Научно-исследовательского центра по карантину растений;

q типовой устав региональных филиалов Центра;

q устав Центра.

Основными задачами Центра определены:

q проведение на территории республики анализа фитосанитарного риска и разработка научно обоснованных фитосанитарных мер, направленных на предупреждение проникновения вредных организмов;

q разработка программ по ликвидации очагов карантинных и других опасных вредных организмов;

q выявление объектов карантина и других опасных вредных организмов растений, разработка экспресс-методов их диагностики и борьбы с ними;

q исследование воздействия вредных организмов на сельхозпродукцию и создание новых видов энтомофагов;

q обучение, переподготовка и повышение квалификации работников Инспекции, а также агрономов и энтомологов субъектов предпринимательства.

Центр располагается в здании НИИ защиты растений при АО "Узагрокимёхимоя" по адресу: Ташкентская область, Кибрайский район, улица Бобура, дом 4.


* * *



Утверждено Положение о порядке распределения пищевого этилового спирта среди производителей алкогольной и другой продукции (Постановление Кабинета Министров РУз от 30.11.2020 г. N 753).


Распределение спирта среди производителей алкогольной и другой продукции (далее - производители) осуществляется ежегодно по схеме, приведенной в Положении, в пределах утвержденных параметров производства и расходования спирта.

Распределение спирта осуществляется не менее чем за 10 дней до начала отчетного квартала на основании заявок производителей, представленных в Агентство по регулированию алкогольного и табачного рынка и развитию виноделия (далее - Агентство), по формам, приведенным в Положении.

Для производителей, начавших свою деятельность в отчетном квартале, распределение спирта осуществляется в течение 5 дней со дня подачи заявки на основании остатков спирта (при их наличии).

Руководитель производителя, подавшего заявку, несет персональную ответственность за достоверность сведений, приведенных в заявке, и целевое использование спирта.

Спирт распределяется Агентством на основе проведенных анализов и объемы могут отличаться от параметров, приведенных в заявке. При проведении анализа рассматриваются следующие сведения, приведенные в заявке:

q лицензионные требования по использованию производственных мощностей;

q объем произведенной алкогольной и другой продукции за соответствующий период прошлого года.

Среди производителей спирт распределяется с учетом:

q производственных мощностей предприятий и остатков спирта у них;

q выполнения производителями лицензионных требований и показателей производства;

q доли каждого предприятия по производству спирта в общем объеме произведенного спирта в течение календарного года.

Агентство предоставляет производителям сведения о распределенном спирте не позднее чем за 5 дней до начала отчетного квартала. Объемы, указанные в этих сведениях, являются основанием для заключения квартальных (годовых) договоров производителей с контрагентами на куплю-продажу спирта.

Предприятие по производству спирта с учетом финансового состояния предприятия-контрагента может продавать спирт после предоплаты не менее 50% от его стоимости.

Объем спирта, не выбранный производителем в текущем квартале (распределенный и дополнительный), на следующий квартал не переносится. В этом случае производитель вправе требовать возврата в установленном порядке, сумму произведенной предоплаты за не отгруженный объем спирта.

В целях проведения Агентством мониторинга фактических объемов произведенного спирта и его оборота предприятия по производству спирта и алкогольной продукции не позднее 3 числа каждого месяца предоставляют Агентству сведения за прошедший месяц по формам, приведенным в приложениях к Положению.


* * *



Начиная с 2021/2022 учебного года внедряется механизм отбора талантливой молодежи в академлицеи (Постановление Президента РУз от 03.12.2020 г. N ПП-4910).


В его рамках Государственным центром тестирования (ГЦТ) проводятся тестовые испытания, состоящие из 2 разделов: по 2 предметам, соответствующим избранному направлению, и тест на определение уровня интеллектуального развития (IQ). Также, в порядке эксперимента, внедряется 2-этапная система отбора талантливой молодежи в 14 академлицеях по Перечню. Здесь до вступительных тестов проводится предварительный письменный экзамен - академлицеем под контролем соответствующего вуза. Порядок его проведения и критерии оценки утверждаются ректором (директором филиала) соответствующего вуза по подведомственности. Эту информацию опубликуют на сайте МВССО и в СМИ до 1 февраля 2021 года. По итогам экзамена принимается решение о включении учащихся в список допущенных к сдаче вступительных тестовых испытаний.

Предусмотрены следующие льготы:

1) без экзаменов, вне параметров приема принимаются на соответствующие направления академлицеев:

q учащиеся 8-9-х классов общеобразовательных учреждений, участвовавшие в международных предметных олимпиадах по математике, физике, химии, биологии, информатике;

q победители Международной Жаутыковской олимпиады, Международной Менделеевской олимпиады, Международной олимпиады по естественным наукам среди подростков;

2) обладатели 1-3 мест республиканского этапа предметных олимпиад среди выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений при сдаче документов на соответствующее направление академлицея освобождаются от первоначального письменного экзамена с присуждением максимального балла тестовых испытаний по предмету специализации;

3) учащимся, имеющим национальный или международный сертификат об уровне освоения иностранного языка и знания предметов, присуждается максимальный балл без сдачи экзаменов по соответствующему иностранному языку и предметам, включенным в блок предметов вступительных тестовых испытаний в академлицеи:

а) английский язык:

q International English Language Testing System (IELTS academic) - 5 баллов;

q Test of English as a Foreign Language (TOEFL) - IBT 42;

q Cambridge Assessment English PET - B1;

б) немецкий язык:

q Goethe-Zertificat - B1;

q TestDaf - B1;

q Deutsches Sprachdiplom - B1;

в) французский язык:

q Diplome d`Etudes en Langue Francaise (DELF) - B1;

q Test de Connaissance du Francais (TCF) - B1;

г) другие языки по национальному сертификату или международным системам экзаменов (испанский, турецкий, арабский, фарси, дари, индийский, урду, китайский, корейский, уйгурский, итальянский, японский) - В1;

д) национальный сертификат по уровню знания иностранного языка и общеобразовательных предметов по принадлежности - В1. При этом минимальные баллы по уровню знаний общеобразовательных предметов определяются ГЦТ;

4) победители олимпиад и конкурсов среди учащихся 8-9-х классов, проведенных академлицеями, освобождаются от предварительного письменного экзамена при поступлении на направления, рекомендованные академлицеями.

Указанные выше льготы для победителей предметных олимпиад и конкурсов, обладателей сертификатов об освоении предметов, учитываются также при приеме в академлицеи, участвующие в эксперименте.

Выпускники академлицеев, не принятые на учебу в вузы и желающие овладеть профессиями, обучаются на курсах (в центрах) обучения профессиям за счет внебюджетных средств вузов по подведомственности. Ректоры (директоры филиалов) соответствующих вузов являются ответственными за организацию работ по обучению профессиям и оказанию всестороннего содействия выпускникам.

Для учащихся вторых курсов академлицеев в течение IV семестра ГЦТ проводит бесплатные тестовые испытания по определению уровня владения иностранным языком и выдаче квалификационного сертификата.

Документом также утверждена программа дополнительных мер по совершенствованию отбора талантливой молодежи и деятельности академлицеев. В частности, в ней предусмотрена выплата стипендии "Гордость академического лицея" 10 учащимся, имеющим наиболее высокие показатели успеваемости по всем предметам, - 1 раз в семестр в размере 2 БРВ на основании решения педсовета лицея.


* * *



Утверждено Положение о Фонде развития виноделия Агентства Республики Узбекистан по регулированию алкогольного и табачного рынка и развитию виноделия (Постановление Кабинета Министров РУз от 30.11.2020 г. N 753).


Фонд создается в структуре Агентства без статуса юридического лица. Принятый документ определяет порядок управления фондом, а также порядки формирования и использования его средств.

Средства Фонда используются на следующие цели:

q реализация комплексных целевых программ, направленных на обеспечение интенсивного развития технических сортов виноградников Агентства и сферы виноделия;

q выдачу, в установленном законодательством порядке и размерах, субсидий на внедрение водосберегающих, в том числе, технологий капельного орошения;

q выделение кредитных ресурсов коммерческим банкам со скидкой до 4 процентных пунктов от основной ставки ЦБ, и выдача кредитов с процентной ставкой не выше 50% от основной ставки ЦБ для создания плантаций технических сортов винограда, а также для производства алкогольной продукции из винограда, фруктов и ягод;

q выделение субсидий для покрытия части затрат на покупку интенсивных саженцев подвоев, выращенных в местных условиях;

q выделение субсидий для подъема на шпалеры саженцев технических сортов винограда и др.

Источниками формирования средств Фонда являются:

q ежегодные субсидии, выделяемые из республиканского бюджета Узбекистана;

q отчисления в размере 5% от чистого дохода предприятий, осуществляющих оптовую торговлю алкогольной (за исключением пива и натуральных вин) продукцией (согласно Указу Президента РУз от 20.07.2020 г. N УП-6029 величина отчислений до 31.12.2020 г. установлена в размере 3%. Данное положение действует до 1 января 2022 года);

q отчисления, осуществляемые в установленном порядке, от чистой прибыли ГУП "Лаборатория энологии" и ГУП "Учебный центр виноградарства" при Агентстве;

q 50% штрафов, уплачиваемых за незаконное производство алкогольной и табачной продукции или незаконный оборот этилового спирта и алкогольной продукции;

q штрафы, начисляемые за нарушение лицензионных требований предприятиями, осуществляющими производство пищевого и технического этилового спирта и табачной продукции, а также осуществляющими оптовую торговлю алкогольной продукцией;

q 80% госпошлины за выдачу лицензий на право осуществления деятельности по производству табачной продукции, а также сборы за выдачу лицензий и ежегодные лицензионные платежи за производство пищевого и технического этилового спирта, осуществление оптовой торговли алкогольной продукцией;

q кредиты и гранты международных финансовых институтов, зарубежных правительств и международных финансовых организаций;

q другие источники, не запрещенные законодательством.

В Положении также прописаны порядки:

q управления средствами Фонда;

q финансирования проектов за счет субсидий;

q осуществления мониторинга за выполнением обязательств получателями субсидий;

q взаимного сотрудничества Агентства с коммерческими банками по выдаче кредитов;

q учета, отчетности и контроля за использованием средств Фонда.


* * *



Изменения и дополнения в Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательства (утверждено Постановлением Кабинета Министров РУз от 09.02.2017 г. N 66) внесены Постановлением Кабинета Министров РУз от 02.12.2020 г. N 763. Они вступят в силу через три месяца после публикации Постановления.


Рассмотрим основные изменения и дополнения в Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательства.


1. Пункт 19 Положения дополнен следующими абзацами, согласно которым при открытии банковского счета:

q банки могут дистанционно открывать банковские счета в национальной и иностранной валюте юридическим лицам, учредителями которых являются резиденты Республики Узбекистан, и индивидуальным предпринимателям в процессе их государственной регистрации при наличии необходимых условий для дистанционной идентификации заявителей согласно требованиям Группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег;

q банковский счет открывается путем акцептирования размещенного в системе договора оферты. При этом нужно приложить документ, удостоверяющий личность имеющего право подписи, а также образцы его подписи.


2. Пункт 40 дополнен следующими основаниями для отказа в перерегистрации:

q при перерегистрации, связанной с изменением адреса юрлица, - наличие налоговой задолженности свыше 300 БРВ или неполное отражение в налоговой отчетности объема товарооборота либо реализации импорта, а также несвоевременная сдача налоговой отчетности;

q при перерегистрации, связанной с переходом доли другому лицу, - отсутствие согласия каждого учредителя в изменении перечня учредителей.


3. В свою очередь, из пункта 41 основание для отказа в государственной регистрации, перерегистрации предприятий с иностранными инвестициями - отсутствие в составе учредителей предприятия с иностранными инвестициями иностранного юридического лица - в новой редакции отсутствует.


4. Форма заявления на госрегистрацию субъекта предпринимательства юрлица дополнена разделами III-1 - "Вопросник о владельце бенефициара клиента", а также VII-1 - "Постановка работников в накопительную пенсионную систему". Таким образом, одновременно с госрегистрацией предприниматель осуществляет постановку на учет сотрудников в системе накопительного пенсионного обеспечения.

Предусмотрены другие изменения и дополнения.


* * *



Утверждено Постановление Президента РУз от 05.12.2020 г. N ПП-4912 "О неотложных мерах по эффективному использованию водных ресурсов и улучшению мелиоративного состояния земель в Республике Каракалпакстан".


В документе отмечается, что в Каракалпакстане последовательно принимаются меры по развитию ирригации и улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель, в результате которых:

q за последние 3 года улучшено водоснабжение на более 47 тыс. га земли;

q на 11,2 тыс. га уменьшились площади с сильной и средней засоленностью;

q на свыше 140 тыс. га земельной площади достигнуто сохранение стабильного мелиоративного состояния.

Несмотря на принимаемые меры, водообеспечение 44,9 тыс. га орошаемых земель остается на низком уровне, 95,2 тыс. га орошаемой площади средне и сильно засолено, эффективность использования имеющихся водных ресурсов крайне неудовлетворительна.

Для качественного и полноценного решения имеющихся проблем в регионе на 2021-2023 гг. утверждены:

а) адресный перечень работ по строительству и реконструкции объектов ирригации и мелиорации, а также ремонту и восстановлению объектов мелиорации - за счет средств республиканского бюджета Узбекистана (далее - адресный перечень);

б) прогнозные показатели:

q работ по ремонту и восстановлению ирригационных систем - за счет средств местного бюджета;

q работ по ремонту и восстановлению оросительной сети - за счет средств ассоциаций водопотребителей, кластеров, а также собственных средств фермерских хозяйств;

q внедрения водосберегающих технологий орошения;

q внедрения цифровых технологий:

q в управление объектами водного хозяйства, учет воды и ведение мониторинга;

q внедрения цифровых технологий онлайн-контроля за использованием электроэнергии на насосных станциях системы Минводхоза Каракалпакстана;

q передачи частному сектору насосных станций и каналов ирригационных систем на основе принципов государственно-частного партнерства.

На министра водного хозяйства Узбекистана, председателя Совета Министров и районных хокимов Каракалпакстана возложена персональная ответственность за своевременную и качественную реализацию вышеуказанных мероприятий.

На Рабочую группу по научно-техническому сопровождению проектов по строительству и реконструкции объектов ирригации и мелиорации (пункт 8 Постановления Президента РУз от 11.08.2020 г. N ПП-4801) возложены:

q организация научно-технического сопровождения работ, выполняемых в рамках проектов, предусмотренных адресным перечнем;

q разработка заключений и рекомендаций о применении ресурсосберегающих и информационных технологий исходя из своеобразных особенностей каждого проекта;

q разработка научных и методических рекомендаций о внедрении достижений науки, водосберегающих технологий и передового опыта в отрасль сельского хозяйства, инновационных методов - в систему управления водным хозяйством и водопользованием;

q публикация и пропаганда научно-технических достижений в СМИ, организация семинаров и конференций на республиканском и международном уровнях.

























































Время: 0.0046
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск