язык интерфейса
Комментарий к документу - NB! Настоящее Положение принято на государственном языке. Авторский перевод текста на русский язык выполнен экспертами информационно-поисковой системы "Norma" и носит информационный характер. При возникновении неясностей следует обращаться к тексту нормативно-правового акта на государственном языке.

Нормативно-правовые акты

Нормативно-правовые акты/ Налоговое законодательство/ Взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками/ Контроль. Проведение проверок/ Налоговый мониторинг/ Положение о порядке проведения налогового мониторинга (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 20.11.2020 г. N 736)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 20.11.2020 г. N 736



Настоящее    Положение    принято    на   государственном   языке.

Авторский перевод текста на русский язык  выполнен  экспертами

информационно-поисковой     системы    "Norma"          и        носит

информационный    характер.   При    возникновении    неясностей

следует    обращаться    к   тексту      нормативно-правового    акта

на   государственном   языке.



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке проведения налогового мониторинга


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет порядок проведения налоговыми органами налогового мониторинга юридических лиц (далее - налогоплательщик), доходы которых за предыдущий год по данным годовой финансовой отчетности составили не менее десяти миллиардов сумов.


2. Порядок проведения налогового мониторинга осуществляется по схеме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.


3. Участниками налогового мониторинга считаются уполномоченные должностные лица налогового органа и налогоплательщик.

Налоговый мониторинг для налогоплательщика является добровольным и проводится государственными налоговыми управлениями Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а в отношении крупных налогоплательщиков - Межрегиональной государственной налоговой инспекцией по крупным налогоплательщикам



ГЛАВА 2. ПОДАЧА ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ

НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА И РЕГЛАМЕНТ

ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


4. Заявление о проведении налогового мониторинга представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который будет проводиться налоговый мониторинг, в письменной или электронной форме через персональный кабинет налогоплательщика, по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.


5. Налоговый орган по месту учета в течение 3 дней со дня поступления заявления передает заявление о проведении налогового мониторинга и приложенные к нему документы на рассмотрение в соответствующие вышестоящие государственные налоговые управления Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а по крупным налогоплательщикам - в Межрегиональную государственную налоговую инспекцию по крупным налогоплательщикам.


6. К заявлению о проведении налогового мониторинга прилагаются документы, указанные в статье 171 Налогового кодекса Республики Узбекистан (далее - Налоговый кодекс).


7. Налогоплательщик, представивший заявление о проведении налогового мониторинга, до принятия налоговым органом решения о его проведении или об отказе в его проведении может отозвать свое заявление на основании письменного или электронного заявления, направленного через персональный кабинет налогоплательщика, по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению. В этом случае заявление о налоговом мониторинге не считается поданным.


8. Информация о юридических и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в юридическом лице, представившем заявление о проведении налогового мониторинга, и доля такого участия составляет более 25 процентов, представляется по форме согласно приложению N 4 к настоящему Положению.


9. Информационное взаимодействие между налогоплательщиком, участвующим в налоговом мониторинге, и налоговым органом осуществляется на основе регламента.


10. Форма и требования к регламенту информационного взаимодействия в соответствии со статьей 170 Налогового кодекса утверждаются Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан (далее - Государственный налоговый комитет).


11. Информационное взаимодействие в процессе налогового мониторинга осуществляется одним из следующих методов:

предоставление налоговому органу права удаленного доступа к системе ведения бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика, являющегося участником налогового мониторинга;

публикация аналитической витрины данных - специального хранилища данных бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика. Аналитическая витрина данных позволяет налоговому органу самостоятельно просматривать, анализировать и запрашивать необходимую информацию в рамках налогового мониторинга, в том числе сканированные копии первичных учетных документов;

передача сведений через персональный кабинет налогоплательщика.



ГЛАВА 3. ПРОВЕДЕНИЕ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА


12. До принятия решения о проведении налогового мониторинга (об отказе в проведении налогового мониторинга) налоговым органом проводится оценка полноты сведений, указанных налогоплательщиком в заявлении о проведении налогового мониторинга и прилагаемых документах (информации).


13. Решение о проведении или об отказе в проведении налогового мониторинга принимается до 1 ноября года подачи заявления по формам согласно приложениям NN 5 и 6 к настоящему Положению.

Решение о проведении налогового мониторинга (об отказе в проведении налогового мониторинга) может быть обжаловано налогоплательщиком в порядке, установленном главой 30 Налогового кодекса.


14. На этапе подготовки к проведению налогового мониторинга налоговым органом проводится консультационная работа, в рамках которой налогоплательщику разъясняются утвержденные законодательством требования и порядок проведения налогового мониторинга.


15. Учитывая уникальность и специфику структуры и деятельности каждого налогоплательщика, проводится первичное ознакомление должностных лиц налогового органа с информационными системами налогоплательщика с последующей разработкой плана проведения налогового мониторинга.


16. В процессе подготовки плана налоговый орган:

проводит анализ статистики ранее выявленных нарушений налогового законодательства;

составляет карту рисков отрасли;

определяет направления для проведения налогового мониторинга.


17. Процесс проведения налогового мониторинга уполномоченными должностными лицами включает в себя:

удаленное отслеживание операций и документов налогоплательщика в режиме реального времени;

анализ порядка ведения синтетического и аналитического учета расчетов по налогам и сборам;

проверку документального подтверждения каждой операции;

контроль за правильностью формирования налоговой базы в соответствии с нормами налогового законодательства;

контроль за своевременностью, полнотой и правильностью отражения налоговых обязательств в бухгалтерской и налоговой отчетности, а также их исполнением;

контроль за обоснованностью использования налоговых льгот.


18. При проведении налогового мониторинга уполномоченным должностным лицом по каждому налогоплательщику ведется электронный рабочий журнал, в котором указываются:

наименование и идентификационный номер налогоплательщика;

основание и период проведения налогового мониторинга;

время начала и окончания налогового мониторинга;

должность, фамилия, имя, отчество уполномоченных должностных лиц, участвующих в налоговом мониторинге;

результаты анализа правильности исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов;

выявленные расхождения и ошибки;

учет требований о представлении пояснений и документов (информации) и результаты их исполнения;

учет мотивированных мнений и результаты их исполнения.


19. В случае выявления в ходе налогового мониторинга противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия между сведениями, представленными налогоплательщиком и имеющимися у налогового органа, налоговый орган через персональный кабинет налогоплательщика сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления, составленным по форме согласно приложению N 7 к настоящему Положению.


20. Пояснения представляются налогоплательщиком в письменной или электронной форме через персональный кабинет налогоплательщика в течение пяти дней, а исправления вносятся в течение десяти дней со дня получения требования.



ГЛАВА 4. ДОКУМЕНТЫ (ИНФОРМАЦИЯ),

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА, ПОРЯДОК

И СРОКИ ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ


21. К документам (информации), представляемым в налоговый орган и обеспечивающим информационное взаимодействие относятся:

учетная политика для целей бухгалтерского учета на календарный год, за который проводится налоговый мониторинг, с приложением рабочего плана счетов;

учетная политика для целей налогового учета на календарный год, за который проводится налоговый мониторинг;

оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета;

регистры бухгалтерского учета, включая расширенные выписки по счетам бухгалтерского учета, с указанием наименования операции (документов), связанных с исчислением налогов и других сборов;

данные аналитических регистров налогового учета;

расшифровки показателей строк налоговых деклараций (расчетов), формируемых на основании регистров налогового учета и регистров бухгалтерского учета;

финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность, составляемые в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности, при наличии у налогоплательщика обязанности по их составлению;

первичные учетные документы;

иные документы (информация), связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов.


22. Истребуемые документы (информация) и пояснения могут быть представлены в налоговый орган налогоплательщиком лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через персональный кабинет налогоплательщика.


23. Форматы документов (информации), представляемых в налоговый орган в электронной форме:

для регистров бухгалтерского учета и налогового учета: xls, xlsx, pdf;

для первичных учетных документов и иных документов: xls, xlsx, doc, docx, pdf, jpg, gif, jpeg, tif, tiff, xml.


24. Документы, в том числе и истребуемые, составленные в электронной форме по установленным форматам, подписываются электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) налогоплательщика и направляются через персональный кабинет налогоплательщика налоговому органу.


25. Истребуемый документ (информация) должен содержать реквизиты полученного требования о представлении документов (информации).


26. Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных налогоплательщиком копий.


27. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством.


28. Документы (информация), обеспечивающие информационное взаимодействие, подлежат представлению в следующие сроки:

учетная политика для целей бухгалтерского учета на календарный год, за который проводится налоговый мониторинг, с приложением рабочего плана счетов, учетная политика для целей налогового учета на календарный год, за который проводится налоговый мониторинг, - до 1 апреля года, за который проводится налоговый мониторинг;

регистры бухгалтерского учета - в течение одного месяца со дня представления соответствующей декларации (расчета);

оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета, аналитические регистры налогового учета - не позднее одного месяца со дня представления расчета по налогу на прибыль;

расшифровки показателей строк налоговых деклараций (расчетов) - в течение одного месяца со дня представления налоговой декларации (расчета);

истребуемые документы (информация) и пояснения, в том числе первичные учетные документы и иные документы (информация), документы, подтверждающие проведение соответствующих процедур внутреннего контроля и документы, содержащие результаты работы системы внутреннего контроля (при наличии системы внутреннего контроля), - в течение пяти дней со дня получения соответствующего требования.


29. В случае предоставления документов (информации) посредством доступа к информационным системам, налогоплательщик обеспечивает доступ к документам в течение всего периода проведения налогового мониторинга.


30. Срок обеспечения возможности ознакомления с подлинниками документов устанавливается в течение десяти дней со дня уведомления налогоплательщика налоговым органом.


31. В ходе проведения налогового мониторинга налоговый орган не вправе истребовать документы, ранее представленные ему в виде заверенных копий.



ГЛАВА 5. НАПРАВЛЕНИЕ ТРЕБОВАНИЯ

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДОКУМЕНТОВ (ИНФОРМАЦИИ)

В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ


32. Направление и получение требования о представлении документов (информации) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, через персональный кабинет налогоплательщика осуществляется с обязательным использованием ЭЦП.


33. Участники налогового мониторинга обеспечивают хранение всех отправленных и принятых требований о представлении документов (информации) и самих истребуемых документов (информации).


34. Датой направления налогоплательщику требования о представлении документов (информации) или датой представления налоговому органу истребуемого документа (информации) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, через персональный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.


35. Требование о представлении документов (информации) считается принятым налогоплательщиком после его ознакомления с ним, но не позднее трех дней с даты направления этого требования.


36. Истребуемый документ (информация) считается принятым налоговым органом в день отправки этого документа (информации) налогоплательщиком через персональный кабинет налогоплательщика.


37. Требование о представлении документов (информации) не считается принятым налогоплательщиком в следующих случаях:

ошибочного направления налогоплательщику;

при несоответствии утвержденной форме;

при отсутствии (несоответствии) ЭЦП должностного лица налогового органа.


38. Истребуемый документ (информация) не считается принятым налоговым органом в следующих случаях:

ошибочного направления налоговому органу;

при несоответствии утвержденному формату;

при отсутствии (несоответствии) ЭЦП уполномоченного должностного лица налогоплательщика.


39. Основанием для направления требования о представлении документов (информации) является решение налогового органа об истребовании документов (информации), составленное по форме согласно приложению N 8 к настоящему Положению.


40. Не позднее следующего рабочего дня требование о представлении документов (информации) формируется в электронном виде по форме согласно приложению N 9 к настоящему Положению, подписывается ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа, регистрируется и направляется через персональный кабинет налогоплательщика.


41. При получении от налогового органа требования о представлении документов (информации) в электронном виде и отсутствии указанных в пункте 38 оснований для отказа в приеме требования, налогоплательщик в течение одного рабочего дня с момента его получения формирует подтверждение о приеме, подписывает его ЭЦП и направляет в налоговый орган через персональный кабинет налогоплательщика.


42. При наличии указанных в пункте 38 оснований для отказа в приеме требования о представлении документов (информации) налогоплательщик формирует в электронной форме уведомление об отказе в приеме, подписывает его ЭЦП и направляет в налоговый орган через персональный кабинет налогоплательщика.


43. При получении уведомления об отказе в приеме налоговый орган устраняет указанные в этом уведомлении ошибки и повторяет процедуру направления требования о представлении документов (информации).


44. Налогоплательщик в течение следующего рабочего дня после дня отправки истребуемого документа (информации) в электронной форме через персональный кабинет налогоплательщика должен получить подтверждение о приеме или уведомление об отказе в приеме, подписанное ЭЦП налогового органа.


45. При получении от налогоплательщика истребуемого документа (информации) в электронной форме и отсутствии указанных в пункте 39 оснований для отказа в приеме указанного документа налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента его получения формирует подтверждение о приеме, подписывает его ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа и направляет налогоплательщику.


46. При наличии указанных в пункте 39 оснований для отказа в приеме истребуемого документа (информации) налоговый орган формирует уведомление об отказе в приеме, подписывает ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа и направляет его налогоплательщику.


47. При получении уведомления об отказе в приеме налогоплательщик устраняет указанные в этом уведомлении ошибки и повторяет процедуру направления истребуемого документа (информации).


48. Если требование не может быть исполнено в установленный срок, налогоплательщик в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно или в электронном виде через персональный кабинет налогоплательщика уведомляет должностных лиц налогового органа, проводящих налоговый мониторинг, о невозможности его исполнения с указанием причин и сроков, в течение которых оно может представить истребуемые документы (информацию) и пояснения.


49. Уведомление о невозможности представления истребуемых документов (информации) и пояснений может быть составлено и направлено налогоплательщиком в налоговый орган в случаях:

необходимости продления сроков представления истребуемых документов (информации) - по форме согласно приложению N 10 к настоящему Положению;

отсутствия истребуемых документов (информации) - по форме согласно приложению N 11 к настоящему Положению;

представления истребуемых документов (информации) ранее - по форме согласно приложению N 12 к настоящему Положению.


50. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа на основании указанного уведомления в течение двух дней со дня его получения продлевает сроки представления документов (информации) и пояснений или отказывает в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.


51. Решения о продлении сроков представления документов (информации) и пояснений или об отказе в продлении сроков представления документов (информации) составляются по форме согласно приложениям NN 13 и 14 к настоящему Положению.


52. Решение о продлении срока представления документов (информации) и пояснений, а также решение об отказе в продлении срока представления документов (информации) и пояснений направляются налогоплательщику в течение одного дня со дня подписания уполномоченным должностным лицом налогового органа через персональный кабинет налогоплательщика.  



ГЛАВА 6. МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ

НАЛОГОВОГО ОРГАНА


53. Если после рассмотрения представленных пояснений, документов (информации) либо при их отсутствии налоговым органом установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение.


54. Мотивированное мнение налогового органа отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов.


55. Налоговый орган при проведении налогового мониторинга составляет мотивированное мнение по собственной инициативе или по запросу налогоплательщика.


56. Мотивированное мнение составляется по форме согласно приложению N 15 и в соответствии с требованиями согласно приложению N 16 к настоящему Положению и направляется налогоплательщику за подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.


57. Мотивированное мнение налогового органа может быть вручено налогоплательщику лично, направлено по почте заказным письмом и (или) в электронной форме через персональный кабинет налогоплательщика в течение пяти дней со дня его составления.


58. Мотивированное мнение налогового органа может быть составлено не позднее, чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга.


59. Запрос о представлении мотивированного мнения составляется по форме согласно приложению N 17 к настоящему Положению. Запрос направляется налогоплательщиком в налоговый орган через персональный кабинет налогоплательщика при наличии сомнений или в случае неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов за период проведения налогового мониторинга по результатам совершенных фактов хозяйственной деятельности.


60. О продлении срока направления мотивированного мнения налоговый орган сообщает налогоплательщику в электронной форме через персональный кабинет налогоплательщика в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения.


61. О согласии с мотивированным мнением налогового органа налогоплательщик в письменной или электронной форме через персональный кабинет налогоплательщика уведомляет налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение, в течение одного месяца со дня его получения с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения.


62. Налогоплательщик выполняет мотивированное мнение путем принятия во внимание изложенной в нем позиции налогового органа по бухгалтерскому (налоговому) учету и налоговой отчетности, путем подачи уточненной налоговой отчетности или иным способом.


63. При несогласии с мотивированным мнением налогового органа налогоплательщик в течение одного месяца со дня его получения представляет в налоговый орган свои разногласия в письменной или электронной форме через персональный кабинет налогоплательщика.


64. Налоговый орган, получивший указанные разногласия, обязан в течение трех дней со дня получения направить их со всеми имеющимися у него материалами для инициирования взаимосогласительной процедуры в Государственный налоговый комитет.


65. Налоговый орган в срок не позднее двух месяцев с даты окончания налогового мониторинга уведомляет налогоплательщика в электронной форме согласно приложению N 18 к настоящему Положению через персональный кабинет налогоплательщика о наличии (отсутствии) невыполненных мотивированных мнений, направленных этому налогоплательщику в ходе проведения налогового мониторинга.


66. В случае досрочного прекращения налогового мониторинга в соответствии со статьей 172 Налогового кодекса налоговый орган направляет в письменной или электронной форме через персональный кабинет налогоплательщика уведомление по форме согласно приложению N 19 к настоящему Положению



ГЛАВА 7. ВЗАИМОСОГЛАСИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА


67. Государственный налоговый комитет после получения разногласий и материалов, представленных налоговым органом в соответствии с частью пятнадцатой статьи 174 Налогового кодекса Республики Узбекистан, инициирует проведение взаимосогласительной процедуры.


68. Взаимосогласительная процедура проводится председателем (заместителем председателя) Государственного налогового комитета в течение одного месяца со дня получения представленных налоговым органом разногласий и иных материалов.


69. Участники взаимосогласительной процедуры:

налоговый орган, которым составлено мотивированное мнение;

налогоплательщик (его представитель), представивший разногласия.


70. Приказом председателя (заместителем председателя) Государственного налогового комитета во взаимосогласительной процедуре допускается участие уполномоченных должностных лиц структурных подразделений налоговых органов.


...