язык интерфейса

Внимание! Документ утратил силу.

Смотрите подробности в начале документа.


Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Банки. Кредитование. Валютное регулирование/ Утратившие силу акты/ Банки и иные кредитные организации/ Закон Республики Узбекистан от 15.02.1991 г. N 205-XII "О банках и банковской деятельности"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

15.02.1991 г.

N 205-XII



О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*


РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие банка

Банком является учреждение, созданное для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности. Банк является юридическим лицом.



Статья 2. Банковские операции

1. Банки принимают и размещают денежные вклады, привлекают и предоставляют кредиты, осуществляют расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание.

Банки могут также совершать иные операции, не противоречащие законодательству и предусмотренные их уставами, в частности, все или некоторые из следующих:

а) ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов;

б) финансирование капитальных вложений по поручению владельца или распорядителей инвестируемых средств;

в) выпуск платежных документов и иных ценных бумаг (чеков, аккредитивов, векселей, акций, облигаций и других);

г) покупка, продажа и хранение государственных платежных документов и иных ценных бумаг и другие операции с ними;

д) выдача поручительств, гарантий и иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих их исполнение в денежной форме;

е) приобретение права требования, вытекающего из поставки товаров и оказания услуг, принятие на себя рисков исполнения таких требований и инкассация этих требований (факторинг);

ж) приобретение и передача на условиях аренды оборудования, транспортных средств и другого имущества (лизинг);

з) покупка у организаций и граждан и продажа им иностранной валюты.

и) покупка и продажа за границей драгоценных металлов, природных драгоценных камней, а также изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;

к) привлечение и размещение драгоценных металлов на счета и во вклады и иные операции с этими ценностями в соответствии с международной банковской практикой;

л) доверительные операции: привлечение и размещение средств, управление ценными бумагами и другие операции по поручению клиентов;

м) оказание консультационных услуг, связанных с банковской деятельностью.


2. Банки обязаны выполнять операции по кассовому исполнению бюджета республики по поручению Центрального банка Республики Узбекистан.

3. Банки могут выполнять другие операции по разрешению Центрального банка Республики Узбекистан. Операции, предусмотренные настоящей статьей, проводятся в денежной единице, обращающейся на территории республики.

4. В случаях, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан, банки принимают от должника в депозит денежные суммы и ценные бумаги для передачи их кредитору.

Порядок принятия в депозит банка денежных сумм и ценных бумаг определяется Центральным банком Республики Узбекистан.

5. Банковские операции, совершаемые лицами и органами, не уполномоченными на их совершение, считаются недействительными.


6. Банкам запрещается осуществлять деятельность в сфере материального производства и торговли материальными ценностями, а также по всем видам страхования.



Статья 3. Фирменное наименование

Термин "банк" или иные словосочетания с этим термином могут быть использованы в фирменном наименовании или рекламных целях лишь учреждениями, уполномоченными на совершение банковских операций в соответствии с настоящим Законом.



Статья 4. Разграничение ответственности республики и банков

Банки в Республике Узбекистан не отвечают по обязательствам Республики Узбекистан, Республика Узбекистан не отвечает по обязательствам банков, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом, другими законодательными актами Республики Узбекистан и иных случаев, когда Республика Узбекистан принимает на себя такую ответственность.



РАЗДЕЛ II. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Статья 5. Составные части банковской системы

1. Банковская система Республики Узбекистан включает: |

а) Центральный банк Республики Узбекистан с подведомственными учреждениями;

б) Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан;

в) республиканский акционерно-коммерческий промышленно-строительный банк (Узпромстройбанк),

г) республиканский акционерно-коммерческий агропромышленный банк (Узагропромбанк);

д) государственно-коммерческий банк трудовых сбережений и кредитования населения Республики Узбекистан (Узсбербанк);

е) коммерческие банки, созданные на паевой, акционерной основе, а также с участием иностранного капитала, их филиалы и представительства;

ж) кооперативные и частные банки.

Коммерческие, кооперативные и частные банки строят свои взаимоотношения с Центральным банком Республики Узбекистан и другими банками на договорной основе.

2. Функции каждого банка определяются их уставами, разрабатываемыми банками и регистрируемыми Центральным банком Республики Узбекистан.


3. Деятельность коммерческих банков регулируется путем установления им Центральным банком республики экономических нормативов и контроля за их выполнением. Банкам Республики Узбекистан предоставляется право с разрешения Центрального банка Республики Узбекистан создавать кредитные учреждения, филиалы банка в других государствах. Центральный банк Республики Узбекистан имеет право выдавать разрешения на открытие филиалов и представительств зарубежных банков, а также банков с участием иностранного капитала на территории Республики Узбекистан.

4. Банки могут создавать союзы, ассоциации, холдинговые компании и иные организации для координации своей деятельности.


Статья 6. Правовая основа деятельности банков

Банки Республики Узбекистан в своей деятельности руководствуются настоящим Законом, другими законодательными актами Республики Узбекистан, своими уставами.

Банки не вправе выполнять указания и требования, не соответствующие законодательству Республики Узбекистан и своим уставам.



РАЗДЕЛ III. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Статья 7. Статус банка

Центральный банк Республики Узбекистан является государственным, эмиссионным и резервным банком республики и создается на основании настоящего Закона.

Центральный банк Республики Узбекистан является юридическим лицом и имеет свой устав, утвержденный Верховным Советом Республики Узбекистан.

Центральный банк Республики Узбекистан взаимодействует с национальными и центральными банками государств, входящих в рублевую зону, и банками других государств на основе заключаемых договоров и межбанковских соглашений.

Центральный банк Республики Узбекистан является депозитарием для авуаров международных финансовых организаций.

Государственные органы управления не имеют права вмешиваться в деятельность Центрального банка Республики Узбекистан, осуществляемую в рамках его полномочий.


Статья 8. Основные задачи Центрального банка

Республики Узбекистан

Задачами Центрального банка Республики Узбекистан являются:

разработка, осуществление экономической и валютной политики республики в области денежного обращения, кредитования, финансирования, расчетов, внешнеэкономических отношений;

установление единых правил и норм учета, отчетности, осуществления расчетно-ссудных и валютных операций;

установление нормативов регулирования ссудно-депозитных операций и управление совокупным денежным оборотом;

контроль за соблюдением всеми банками и кредитными учреждениями законодательства и правил совершения денежно-кредитных и валютных операций;

поддержание устойчивого денежного обращения и покупательной способности денег, обращающихся на территории Республики Узбекистан;

выдача лицензий на занятие банковским делом;

руководство денежной и кредитной системой республики;

введение и обеспечение народного хозяйства республики национальной валютой;

содействие развитию и укреплению сотрудничества Республики Узбекистан с государствами, входящими в рублевую зону, и с другими странами, представление интересов Республики Узбекистан в их центральных и национальных банках, международных банках и других финансово-кредитных организациях;

формирование золотого запаса и алмазного фонда республики;

создание валютного фонда Центрального банка Республики Узбекистан, выполнение функций главного исполнительного органа государственного валютного регулирования и контроля;

выдача разрешений на розничную торговлю и оказание услуг за иностранную валюту.

Для реализации возложенных на него задач Центральный банк Республики Узбекистан имеет право создавать соответствующие службы и учреждения.



Статья 9. Подотчетность и управление

Центральным банком Республики Узбекистан

Центральный банк Республики Узбекистан подотчетен Верховному Совету Республики Узбекистан и независим от исполнительных и распорядительных органов государственной власти.

Руководство Центральным банком Республики Узбекистан осуществляется Правлением в составе Председателя, его заместителя и членов. Председатель Правления назначается Президентом Республики Узбекистан и утверждается Верховным Советом Республики Узбекистан.

Деятельность Центрального банка Республики Узбекистан может проверяться соответствующим комитетом Верховного Совета Республики Узбекистан или по его поручению аудиторской организацией.



Статья 10. Фонды банка

Центральный банк Республики Узбекистан создает уставный фонд, размер которого утверждается Верховным Советом Республики Узбекистан и который служит обеспечением его обязательств. Изменение размера уставного фонда регулируется Верховным Советом Республики Узбекистан. Центральный банк Республики Узбекистан может создавать уставный фонд также и в иностранной валюте.

За счет прибыли Центрального банка Республик Узбекистан создаются другие фонды различного назначения, которыми банк управляет, пользуется и распоряжается в соответствии со своим уставом.

Центральный банк Республики Узбекистан представляет на рассмотрение Верховного Совета Республики Узбекистан годовой отчет и свои предложения по распределению прибыли.



Статья 11. Распределение прибыли

Центрального банка Республики Узбекистан

1. Центральный банк Республики Узбекистан и его учреждения освобождаются от оплаты налогов, сборов и государственной пошлины по прибыли, образующейся в результате выполнения функций резервной системы.


2. Прибыль Центрального банка Республики Узбекистан распределяется в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Узбекистан.



Статья 12. Нормативные акты Центрального банка

Республики Узбекистан

В целях проведения единой денежно-расчетной, кредитной, валютной, инвестиционной, эмиссионно-кассовой политики Центральный банк Республики Узбекистан издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам банковской деятельности, обязательные для всех банков и банковских учреждений, расположенных на территории республики.


Статья 13. Кредитные ресурсы Центрального банка

Республики Узбекистан

Кредитными ресурсами Центрального банка Республики Узбекистан являются:

средства уставного, резервного и других фондов, образованных в Центральном банке Республики Узбекистан;

денежные вклады Сберегательного банка Республики Узбекистан;

вклады коммерческих банков в Центральный банк Республики Узбекистан, перечисленные сверх обязательных отчислений;

вклады банков и правительств других стран;

другие средства, предусмотренные уставом Центрального банка Республики Узбекистан;

Центральный банк Республики Узбекистан предоставляет кредитные ресурсы коммерческим банкам на платной основе.


Статья 14. Организация денежного обращения

До введения национальной валюты официальной денежной единицей Республики Узбекистан является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Рубль является единственным платежным средством на территории Республики Узбекистан. При введении собственной валюты платежи в иностранной валюте на территории Республики Узбекистан могут осуществляться в порядке, установленном Центральным банком Республики Узбекистан. Центральному банку Республики Узбекистан принадлежит исключительное право выпуска наличных денег в обращение и изъятия их из обращения.

Центральный банк Республики Узбекистан выпускает в обращение денежные знаки, организует их инкассацию, перевозку и хранение, создает резервные фонды денежных знаков в своих учреждениях.

Республиканское управление инкассации со своими подразделениями находится в ведении Центрального банка Республики Узбекистан.



Статья 15. Денежно-кредитное регулирование

Центральный банк Республики Узбекистан является органом денежно-кредитного регулирования экономики республики, объема и структуры денежной массы в обращении.

Центральный банк Республики Узбекистан осуществляет регулирование объема и структуры денежной массы на основе Главных направлений государственной денежно-кредитной политики, утверждаемых в установленном порядке.

Регулирование денежной массы в обращении осуществляется путем изменения объема кредитов, предоставляемых коммерческим банкам, покупки и продажи ценных бумаг и иностранной валюты, изменения норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в Центральном банке Республики Узбекистан, изменения процентных ставок.

Центральный банк Республики Узбекистан является кредитором последней инстанции для коммерческих банков.

Республика Узбекистан самостоятельно определяет объемы совокупного денежного оборота, эмиссии денег и иных государственных ценных бумаг.


Статья 16. Операции Центрального банка

Республики Узбекистан

Центральный банк Республики Узбекистан вправе:

а) предоставлять коммерческим банкам кредиты на срок по соглашению с заемщиком;

б) покупать, продавать и совершать иные сделки с векселями и чеками, имеющими подписи трех обязанных по ним лиц с известной платежеспособностью, сроком платежа в течение трех месяцев с даты покупки;

в) покупать, хранить и продавать ценные бумаги, а также осуществлять операции на рынках драгоценных металлов;

г) предоставлять кредиты на срок, не превышающий трех месяцев, под залог векселей и ценных бумаг в размере, не превышающем 90 процентов их номинальной стоимости;

д) формировать золотой запас республики, обеспечивать его сохранность и выдачу из него драгоценностей для использования в народном хозяйстве и внешнеторговом обороте;

е) выдавать разрешения на осуществление розничной торговли и оказание услуг за иностранную валюту;

ж) организовывать изготовление, перевозку и хранение денежных знаков и монеты;

з) осуществлять другие операции и сделки в соответствии с задачами Центрального банка Республики Узбекистан, предусмотренными настоящим Законом и уставом банка;

и) устанавливать корреспондентские отношения с центральными и национальными банками государств, входящих в рублевую зону, и банками других государств;

к) осуществлять от имени республики операции, связанные с членством в международных финансовых организациях.

Центральный банк Республики Узбекистан может предоставлять кредит Министерству финансов Республики Узбекистан на общих условиях в пределах размера, утвержденного Верховным Советом Республики Узбекистан. В пределах этого размера Центральный банк Республики Узбекистан может покупать государственные ценные бумаги для их последующего размещения.

Центральный банк Республики Узбекистан осуществляет кассовое исполнение бюджета Республики Узбекистан через свои учреждения и коммерческие банки на территории республики.

Центральный банк Республики Узбекистан представляет интересы республики в отношениях с банками других государств, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях, где сотрудничество предусмотрено на уровне центральных банков.

Центральный банк Республики Узбекистан по соглашению с Правительством Республики Узбекистан осуществляет учет государственного долга (в национальной и иностранной валюте), производя операции, связанные с размещением государственных займов, их погашением и выплатой процентов по ним.


Статья 17. Операции с иностранной валютой

и внешнеэкономическая деятельность

Центральный банк Республики Узбекистан может осуществлять любые операции в иностранной валюте в республике и за границей, которые соответствуют законодательству Республики Узбекистан и используются в международной практике.

Центральный банк Республики Узбекистан имеет право:

участвовать в разработке валютно-финансовых условий межправительственных торговых, платежных соглашений (договоров, протоколов о намерениях), содействуя при этом обеспечению экономических, валютных и иных интересов Республики Узбекистан;

заключать договоры о взаимном сотрудничестве с центральными и национальными банками государств, входящих в рублевую зону, и других государств в соответствии с межправительственными соглашениями (договорами, протоколами о намерениях);

приобретать акции, облигации и иные ценные бумаги в иностранной валюте, создавать валютные фонды из прибыли в иностранной валюте;

координировать деятельность банков по внешнеэкономическим операциям;

регулировать курс денежной единицы Республики Узбекистан к иностранным валютам, определять и осуществлять мероприятия по ее укреплению;

определять правила выдачи лицензий на совершение банковских операций с валютными ценностями и выдавать их коммерческим и иностранным банкам (филиалам, представительствам), а также банкам с участием иностранного капитала;

вводить ограничения для банков на объемы привлечения кредитов из-за границы и уровень процентных ставок по ним в соответствии с денежно-кредитной политикой Республики Узбекистан;

делегировать часть своих прав коммерческим банкам.



Статья 18. Лицензионные функции

1. Порядок создания коммерческих банков, а также банков с участием иностранного капитала, требования к содержанию документов, представляемых для их создания, и порядок выдачи разрешений устанавливаются Центральным банком Республики Узбекистан.

2. Центральный банк Республики Узбекистан ведет общереспубликанскую книгу регистрации банков в Республике Узбекистан. Вновь создаваемые коммерческие банки получают статус юридического лица с момента их регистрации в общереспубликанской книге регистрации банков.


3. Для получения разрешения на создание коммерческого банка должны быть представлены документы:

ходатайство о выдаче лицензии;

учредительные документы: учредительный договор, устав банка, протокол о принятии устава и о назначении руководящих органов банка;

экономическое обоснование с необходимыми расчетами;

заключение аудитора или аудиторской организации о финансовом положении учредителей;

сведения о профессиональном соответствии руководителей (управляющего и главного бухгалтера) банка и его филиалов предлагаемых учредителями;

заключение учреждения Центрального банка по месту нахождения коммерческого банка, содержащее обоснование целесообразности создания коммерческого банка на данной территории, сообщение о согласии местных органов власти и управления.

При изменении в персональном составе руководства банк представляет в Центральный банк Республики Узбекистан документы, подтверждающие профессиональные качества вновь назначенных должностных лиц.


4. Для получения разрешения на создание совместного коммерческого банка с зарубежными юридическими и физическими лицами дополнительно к документам, указанным в п.3 настоящей статьи, представляются следующие документы:

а) иностранными юридическими лицами: решение соответствующего органа иностранного учредителя (участника) об участии в создании банка на территории Республики Узбекистан или об открытии филиала;

письменное согласие контрольного органа страны места пребывания иностранного учредителя (участника) на его участие в создании банка на территории Республики Узбекистан или открытие филиала в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством соответствующей страны;

опубликованный отчет о деятельности иностранного банка-учредителя, его устав (с указанием уставного капитала), заверенный в установленном порядке консульскими учреждениями республики за границей (до их открытия консульством России), в отношении иных иностранных учредителей - выписки из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного учредителя и его репутации; 

б) иностранными гражданами:

подтверждение первоклассного иностранного банка о платежеспособности данного лица;

рекомендации не менее чем двух иностранных юридических лиц или граждан с известной платежеспособностью.

Для обеспечения равных конкурентных условий всех банков Центральный банк Республики Узбекистан может предъявлять дополнительные требования к учредителям иностранных банков и банков с участием иностранного капитала относительно минимального и максимального размеров их уставного капитала.


5. Центральный банк Республики Узбекистан вправе потребовать дополнительную информацию, необходимую для выдачи лицензии на осуществление операции с иностранной валютой.

6. Ходатайства о выдаче лицензии рассматриваются в срок, не превышающий двух месяцев с момента получения всех необходимых документов, предусмотренных настоящим Законом. Ходатайство считается рассмотренным в день отправки соответствующего решения Центрального банка Республики Узбекистан.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является несоответствие учредительного договора и устава действующему в Республике Узбекистан законодательству, неудовлетворительное финансовое положение учредителей, угрожающее интересам клиентов и вкладчиков банка, а также профессиональное несоответствие представленных руководителей банка.

7. Коммерческие банки других государств могут открывать на территории Республики Узбекистан свои филиалы и представительства, создавать межрегиональные банки с регистрацией их в Центральном банке Республики Узбекистан. Порядок регистрации устанавливается Центральным банком республики. Филиалы и представительства коммерческих банков могут осуществлять банковские операции только с момента их регистрации.

Филиалы и представительства коммерческих банков на территории Республики Узбекистан платят налог на прибыль (хозрасчетный доход) в бюджет республики в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О налогах с предприятий, объединений и организаций" в части, соответствующей доле прибыли (хозрасчетного дохода) коммерческого банка, получаемой на территории республики.

8. Центральный банк Республики Узбекистан может отозвать лицензию на проведение банковских операций в случаях:

а) обнаружения недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия:

б) задержки начала деятельности более чем на один год с момента получения лицензии:

в) осуществления банком операций, не предусмотренных лицензией Центрального банка Республики Узбекистан;

г) представления банком недостоверных данных в отчетности, предусмотренной статьей 19 настоящего Закона;

д) на основаниях, предусмотренных статьей 19 настоящего Закона.

е) нарушение условий лицензии, действующего законодательства и нормативных актов Центрального банта Республики Узбекистан.

Отзыв лицензий действует как решение о ликвидации банка.

Отзыв лицензии является крайней мерой, которой, как правило, должны предшествовать предупредительные меры, направленные на устранение нарушений.

9. Иностранные банки и их филиалы могут осуществлять банковские операции только с момента их регистрации в книге регистрации Центрального банка Республики Узбекистан. Представительства иностранных банков также подлежат регистрации в указанной книге. Порядок открытия и прекращения деятельности банков, уставный фонд которых формируется за счет средств иностранных юридических лиц, и граждан, регулируется действующим законодательством Республики Узбекистан.

Центральный банк Республики Узбекистан осуществляет аккредитацию в Республике Узбекистан представительств иностранных банков.


10. При прекращении деятельности банка, ликвидации филиала или представительства иностранного банка или другого кредитного учреждения запись в книге регистрации аннулируется.


11. Центральный банк Республики Узбекистан выдает разрешение на осуществление коммерческим банком операций в иностранной валюте в Республике Узбекистан и за границей на основании ходатайства банка в зависимости от экономической целесообразности и готовности банка к их проведению.


12. Коммерческие банки обязаны в течение месяца после внесения изменений в учредительные документа представить нотариально заверенные копии измененных документов.


13. Коммерческие банки или их учредители могут обжаловать решения Центрального банка Республики Узбекистан по вопросам выдачи или отзыва лицензий, а также по другим вопросам, связанным с контрольными функциями Центрального банка Республики Узбекистан, в суд или Высший хозяйственный суд.


Статья 19. Регулирование Центральным банком

Республики Узбекистан деятельности

коммерческих банков

1. Центральный банк Республики Узбекистан своей деятельностью способствует созданию условий для функционирования коммерческих банков и внедрения принципов добросовестной банковской конкуренции.

Центральный банк Республики Узбекистан не вмешивается в текущую деятельность коммерческих банков.


2. В целях обеспечения финансовой прочности коммерческих банков, защиты интересов их кредиторов и вкладчиков Центральный банк Республики Узбекистан устанавливает следующие экономические нормативы для коммерческих банков:

минимальный размер уставного фонда для коммерческих банков - 100 млн рублей, для кооперативных и частных банков - 50 млн. рублей, который должен быть оплачен учредителями к началу функционирования банка. Впредь с учетом индекса инфляции показатели "100" и "50" уточняются соответственно росту минимальной заработной платы в Республике Узбекистан;

предельное соотношение между размером собственных средств банка и суммой его активов;

размер обязательных резервов, размещаемых в Центральном банке Республики Узбекистан;

максимальный размер риска на одного заемщика;

показатели ликвидности баланса;

нормативы отчислений от прибыли в общебанковский фонд страхования вкладов граждан и в собственные резервные фонды;

ограничение размеров валютного и курсового риска.

3. При нарушении коммерческим банком экономических нормативов Центральный банк Республики Узбекистан предписывает сроки и условия для устранения нарушений.

В случае систематических нарушений нормативов, неисполнения предписаний Центрального банка Республики Узбекистан в отношении сроков и условий приведения банковских операций в соответствие с нормативами, подведения итогов с убытками, возникновения положения, угрожающего интересам кредиторов банка, Центральный банк Республики Узбекистан может ставить вопрос перед учредителями (участниками) коммерческого банка либо перед соответствующим органом, если банк является государственно-коммерческим:

о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению банка;

о реорганизации банка;

о ликвидации банка.


4. Центральный банк Республики Узбекистан может в качестве экономической санкции для банков, нарушающих установленные в настоящей статье нормативы:

произвести взыскание денежного штрафа в размере дополнительного дохода, полученного в результате неправомерных действий банка;

повысить нормы обязательных резервов;

отозвать лицензию на совершение банковских операций.


4-1. В случаях несвоевременности проведения платежей руководителями филиалов коммерческих банков и неудовлетворительного состояния их корреспондентских счетов Центральный банк Республики Узбекистан может применить к ним следующие санкции:

произвести взыскание денежного штрафа в размере дополнительного дохода, полученного в результате неправомерных действий филиала банка;

потребовать от коммерческого банка упразднения его филиала, регулярно допускающего задержки проведения платежей со счетов предприятий, а в случае необоснованного отказа в выполнении вышеуказанного требования отозвать лицензию на совершение банковских операций данным банком.

5. Центральный банк Республики Узбекистан устанавливает для коммерческих банков и их филиалов характер и объем отчетных и иных материалов, необходимых для выполнения им своих аналитических и контрольных функций. Коммерческие банки и филиалы обязаны представлять указанные материалы в сроки, установленные Центральным банком Республики Узбекистан.

6. Контроль за деятельностью коммерческих банков, их филиалов и филиалов банков других государств, расположенных на территории Республики Узбекистан, осуществляется Центральным банком Республики Узбекистан в соответствии с настоящим Законом и уставом Центрального банка Республики Узбекистан.

Во исполнение контрольной функции Центральный банк Республики Узбекистан вправе назначить сплошную или выборочную проверку операций коммерческих банков. Проверка деятельности банков осуществляется специалистами системы Центрального банка Республики Узбекистан и аудиторскими организациями.


РАЗДЕЛ III-1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Статья 19-1. Функции Национального банка

внешнеэкономической деятельности

Республики Узбекистан

Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан является специализированным банком по реализации политики Правительства в области международных экономических отношений, обеспечению обслуживания внешнеэкономической деятельности и аккумулированию валютных средств.

Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан по поручению Центрального банка и Правительства республики выполняет следующие функции:

осуществляет выдачу кредитов в иностранной валюте для создания и развития экспортных производств, ведет обслуживание предоставляемых и получаемых Республикой Узбекистан государственных займов и кредитов в иностранной валюте, совершает расчеты по ним;

осуществляет операции на международных валютно-кредитных рынках;

оказывает содействие взысканию средств, недополученных по вине иностранных банков, концернов, фирм я иных партнеров при исполнении ими контрактов;

принимает участие в разработке платежных условий межправительственных соглашений;

выполняет другие функции, предусмотренные уставом.

Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан действует на основании своего устава, утверждаемого Правительством Республики Узбекистан и регистрируемого Центральным банком Республики Узбекистан.



РАЗДЕЛ IV. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ

Статья 20. Функции коммерческого банка

Коммерческие (акционерные, на паевой основе и частные) банки осуществляют на договорных началах кредитно-расчетное и иное банковское обслуживание юридических и частных лиц путем совершения операций и предоставления услуг, предусмотренных настоящим Законом.

Коммерческие банки различаются по принадлежности уставного капитала и способу его формирования, по видам совершаемых операций, по территории деятельности и по отраслевому признаку.

Для финансирования республиканских, региональных и иных программ могут создаваться специальные коммерческие банки в порядке и на условиях, предусматриваемых законодательными актами Республики Узбекистан.

Коммерческие банки осуществляют операции в иностранной валюте после получения соответствующей лицензии от Центрального банка Республики Узбекистан.



Статья 21. Порядок создания коммерческих банков

Регистрация коммерческих банков и их филиалов осуществляется Центральным банком Республики Узбекистан.

Регистрация производится за плату.

Акт регистрации устава есть разрешение на начала деятельности банка.



Статья 22. Уставы коммерческих банков

1. Коммерческие банки действуют в соответствии с их уставами. Устав государственного коммерческого банка утверждается органом, принявшим решение о создании банка. Устав коммерческого банка, организованного на началах участия, утверждается собранием учредителей (участников).


2. Устав банка должен содержать: наименование банка и его местонахождение (почтовый адрес);

перечень операций, осуществляемых банком;

перечень фондов, образуемых банком, размер уставного фонда;

положение о том, что банк является юридическим лицом и действует на основе полного хозяйственного расчета и самофинансирования;

положение об органах управления банка, их структуре и порядке образования;

перечень подведомственных учреждений, их статус;

порядок образования и прекращения деятельности банка и его филиалов;

обязанность (порядок) публикации данных о деятельности банка;

взаимоотношения с Центральным банком Республики Узбекистан.

3. Устав банка, организованного на началах участия, помимо требований, содержащихся в настоящей статье, должен отвечать требованиям, содержащимся в Законе Республики Узбекистан "О хозяйственных обществах и товариществах".

4. В устав могут быть включены и другие положения, связанные с особенностями деятельности банка. Изменения в устав вносятся в связи с изменениями в законодательстве Республики Узбекистан.



Статья 23. Образование уставных фондов

коммерческих банков

Уставный фонд коммерческих банков образуется за счет взносов участников, выпуска и продажи акций.



Статья 24. Учредители, акционеры (участники)

коммерческих банков

Учредителями, акционерами (участниками) коммерческих банков могут быть юридические лица и граждане за исключением Советов народных депутатов всех уровней и их исполнительных органов, политических организаций и специализированных общественных фондов.

Доля участия любого из учредителей, акционеров (участников) не должна превышать 35 процентов размера уставного капитала.



Статья 25. Иностранные учредители банков

При создании иностранных банков и банков с участием иностранного капитала один из иностранных учредителей должен быть банком.



Статья 26. Независимость банков

Коммерческие банки в Республике Узбекистан независимы от органов государственной власти и управления при принятии ими решений, связанных с проведением банковских операций.

Работникам органов государственной власти и управления запрещается участие (совмещение должностей) в органах управления банком.



Статья 27. Налогообложение коммерческих банков

Коммерческие банки платят налоги в соответствии с законодательством Республики Узбекистан о налогообложении.



Статья 28. Имущественная ответственность

коммерческих банков

Коммерческие банки отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Они не отвечают по обязательствам учредителей и участников. Учредители и участники отвечают по обязательствам банка в пределах своего пая, если в их уставах не предусмотрено иное.



РАЗДЕЛ V. ФИНАНСОВАЯ ПРОЧНОСТЬ БАНКА

И ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ ЕГО КЛИЕНТОВ

Статья 29. Соблюдение экономических нормативов,

устанавливаемых коммерческим банкам

Для обеспечения финансовой прочности банка и защиты интересов его клиентов коммерческие банки должны соблюдать нормативы, перечисленные в статье 19 настоящего Закона.



Статья 30. Собственные средства банка

Собственными средствами банка являются:

уставный фонд;

резервы и иные фонды, образуемые за счет прибыли и содержащиеся в балансе банка;

нераспределенная прибыль, средства, полученные за счет распределения акций между акционерами или пайщиками либо за счет повышения размера пая.



Статья 31. Активы банка

Активами банка являются:

ссуды, выдаваемые юридическим и частным лицам;

инвестиции и ценные бумаги;

инвестиции в недвижимое имущество;

иные активы.



Статья 32. Резервы для покрытия возможных потерь

Коммерческие банки из полученной прибыли создают страховой и резервный фонды для покрытия возможных потерь в соответствии с порядком, определенным Центральным банком Республики Узбекистан.



Статья 33. Банковская тайна

1. Банки в Республике Узбекистан гарантируют тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов и корреспондентов. Все служащие банка обязаны хранить тайну по операциям, счетам и вкладам банка его клиентов и корреспондентов.


2. Информация об операциях и счетах юридических и частных лиц может выдаваться самим юридическим и частным лицам, следственным органам, судам или хозяйственным судам, аудиторским организациям в предусмотренных законодательством случаях и финансовым и налоговым органам - по вопросам налогообложения.

3. Справки по счетам и вкладам граждан выдаются кроме самих клиентов и их представителей также судам и следственным органам по делам, находящимся в их производстве, в случаях, когда на денежные средства ж иные ценности клиентов, находящиеся на счетах и во вкладах может быть наложен арест, обращено взыскание или применена конфискация имущества.


4. Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном банку завещательном распоряжении, государственным нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а также иностранным консульским учреждениям.



Статья 34. Наложение ареста и обращение

взыскания на денежные средства,

другие ценности, находящиеся в банках

1. На денежные средства и другие ценности юридических лиц, иностранных и международных организаций, находящиеся в банках, арест может быть наложен не иначе, как по постановлениям следственных органов, решениям судов или хозяйственных судов, а взыскание на эти ценности может быть обращено лишь по исполнительным листам, выданным судами, по приказам хозяйственных судов и другим исполнительным документам, а также по требованию государственных налоговых органов.

2. На денежные средства и другие ценности граждан, находящиеся в банках, арест может быть наложен и взыскание обращено только на основании приговора или решения суда.

Конфискация денежных средств и других ценностей граждан может быть произведена на основании вступившего в законную силу приговора или вынесенного в соответствии с законом постановления о конфискации имущества.



РАЗДЕЛ VI. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ БАНКАМИ

И ОБСЛУЖИВАНИЕ КОММЕРЧЕСКИМИ

БАНКАМИ КЛИЕНТУРЫ

Статья 35. Межбанковские депозитные,

кредитные и другие операции

1. Коммерческие банки на договорных началах могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме депозитов, кредитов и совершать другие взаимные операции, предусмотренные их уставами.


2. При недостатке средств для кредитования клиентуры и выполнения принятых обязательств коммерческие банки могут обращаться за получением кредитов в Центральный банк Республики Узбекистан.



Статья 36. Процентные ставки по кредитам

коммерческих банков

Процентные ставки по операциям коммерческих банков устанавливаются ими самостоятельно, но не выше максимальных пределов ставок, устанавливаемых ежегодно Центральным банком Республики Узбекистан, исходя из политики процентных ставок, определяемых Главными направлениями государственной денежно-кредитной политики.



Статья 37. Договорный характер отношений банка

и его клиента

1. Отношения между банками и клиентами носят договорный характер.


2. Клиенты самостоятельно выбирают банк для кредитно-расчетного и кассового обслуживания.



Статья 38. Антимонопольные правила

1. Банкам запрещается использовать свои союзы, ассоциации и другие объединения для достижения соглашений, направленных на монополизацию рынка банковских операций в вопросах установления процентных ставок и размеров комиссионного вознаграждения, на ограничение конкуренции в банковском деле.


2. Соблюдение антимонопольных правил контролируется Центральным банком Республики Узбекистан, а также органами, создаваемыми для этих целей в соответствии с антимонопольным законодательством.



Статья 39. Расчеты между банками

1. Для осуществления расчетов между банками Центральный банк Республики Узбекистан открывает в своих учреждениях коммерческим банкам корреспондентские счета.


2. Банки осуществляют расчеты в формах, принятых Центральным банком Республики Узбекистан.


Статья 40. Обеспечение возвратности кредита

Банки принимают в качестве обеспечения своевременного возврата кредита залог, гарантии, поручительства и обязательства клиента в других формах.

Банки могут принимать решения о предоставлении кредита без обеспечения (бланковый кредит).



Статья 41. Объявление заемщиков неплатежеспособными

Заемщики, не выполняющие свои обязательства по своевременному возврату полученных от банка кредитов, могут быть объявлены им неплатежеспособными с извещением об этом основных кредиторов, вышестоящего органа, местного органа власти и управления, в котором зарегистрировано предприятие учредителей (участников) заемщика.



Статья 42. Меры, принимаемые к заемщику,

признанному неплатежеспособным

К заемщику, признанному неплатежеспособным, по предложению банка могут быть приняты следующие меры:

передача оперативного управления администрации, назначенной с участием банка-кредитора;

реорганизация.

Предложенные банком меры осуществляются в зависимости от правового статуса заемщика его вышестоящим органом, местным органом власти и управления, учредителями (участниками).


Статья 43. Залог

1. Банки могут принимать в залог свободные от залога товарно-материальные ценности, производимую клиентом продукцию, ценные бумаги, товарно-распределительные документы и другие ценности в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О залоге". Все заложенные ценности должны быть застрахованы за счет клиента.

2. Здания, сооружения, оборудование и другое имущество, относящиеся к основным средствам, могут быть приняты в залог в случае, если клиент обладает правом собственности на них.

3. В случаях, предусмотренных договором о залоге, банк вправе самостоятельно реализовать находящееся в залоге имущество без обращения в суд или хозяйственный суд.

4. Средства, полученные от реализации заложенного в банке имущества, используются банком на погашение задолженности, обеспеченной залогом, при этом банк имеет преимущества перед претензиями других юридических и физических лиц.


РАЗДЕЛ VII. СБЕРЕГАТЕЛЬНОЕ ДЕЛО

В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Статья 44. Сберегательные вклады населения

1. Сберегательные вклады населения в Республике Узбекистан могут приниматься всеми коммерческими банками.


2. Банки самостоятельно устанавливают условия, на которых они осуществляют операции по приему вкладов населения. Для обеспечения устойчивости денежного обращения и предотвращения инфляционного роста цен Центральный банк Республики Узбекистан может вводить ограничения по вкладам и ценным бумагам.

3. Доходы по вкладам не подлежат налогообложению.


4. Прием денег во вклады осуществляется банками с выдачей вкладного документа.



Статья 45. Обязанности банков по обеспечению

сохранности вкладов

Коммерческие банки, принимающие вклады населения, должны использовать привлеченные средства таким образом, чтобы обеспечить сохранность средств и своевременность исполнения обязательств перед вкладчиками.

С этой целью коммерческие банки, кроме Сбербанка Республики Узбекистан, обязаны создавать межбанковские фонды страхования вкладов населения в порядке и на условиях, определяемых Центральным банком Республики Узбекистан.



Статья 46. Банк трудовых сбережений

и кредитования населения

1. Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Узбекский сберегательный банк) является специализированным государственно-коммерческим банком, осуществляющим операции по привлечению денежных средств населения и их размещению.

2. Сохранность и своевременность возврата вкладов населения в Сбербанке Республики Узбекистан гарантируется Республикой Узбекистан.


3. Денежные средства, привлеченные Сбербанком Республики Узбекистан на договорной основе, передаются Центральному банку республики для удовлетворения нужд народного хозяйства в кредитных ресурсах и используются Сбербанком Республики Узбекистан для кредитования населения и юридических лиц, обслуживаемых непосредственно учреждениями Сбербанка Республики Узбекистан, а также размещаются в долговые обязательства Республики Узбекистан.

4. Сберегательный банк Республики Узбекистан действует на основании своего устава, утверждаемого Правительством Республики Узбекистан и регистрируемого Центральным банком Республики Узбекистан.


Статья 47. Вкладчики

1. Вкладчиками могут быть граждане Республики Узбекистан и других государств, а также лица без гражданства.

2. Вкладчики свободны в выборе банка для хранения своих сбережений, могут иметь вклады в одном или нескольких банках.


3. Вкладчики могут распоряжаться вкладами, получать по вкладам доход в виде процентов и в иной форме, предлагаемой банками, совершать безналичные расчеты.


4. Вкладчик имеет право сделать распоряжение банку о выдаче вклада на случай своей смерти любому лицу или государству.

Вклад, по которому не сделано распоряжение, в случае смерти вкладчика банки выдают наследникам в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.


Статья 48. Права несовершеннолетних по вкладам

1. Несовершеннолетний, который сам внес вклад на свое имя, распоряжается этим вкладом самостоятельно.


2. Вкладами, внесенными кем-либо на имя несовершеннолетнего, распоряжаются:

а) до достижения несовершеннолетним 15 лет - родители или иные законные представители несовершеннолетнего;

б) по достижении несовершеннолетним 15 лет - сами несовершеннолетние, но с согласия своих родителей или иных законных представителей.



РАЗДЕЛ VIII. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ

В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ И КОНТРОЛЬ

ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Статья 49. Учет и отчетность в коммерческих банках

Бухгалтерский учет и отчетность в коммерческих банках осуществляются в соответствии с едиными правилами, установленными Центральным банком Республики Узбекистан.



Статья 50. Публикация годовых балансов

и счетов прибылей и убытков

Коммерческие банки публикуют годовой баланс и счет прибылей и убытков по формам и в сроки, которые устанавливаются Центральным банком Республики Узбекистан, после подтверждения достоверности представленных в них сведений аудиторской организацией.



Статья 51. Аудиторские проверки

Деятельность коммерческих банков подлежит проверке аудиторскими организациями, уполномоченными в соответствии с законодательством на осуществление таких проверок.



Президент

Республики Узбекистан                                                         И. Каримов



"Ведомости Верховного Совета УзССР",

1991, N 4, ст. 84



___________

*) Слова "Узбекской ССР" заменены словами "Республики Узбекистан" в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 30.09.1991 г. N 364-XII "О внесении изменений в Конституцию (Основной закон) Узбекской ССР".