Расчеты с персоналом
Нормативно-правовые акты / Деятельность отдельных отраслей / Образование. Наука / Народное образование /Постановление Президента Республики Узбекистан от 19.03.2021 г. N ПП-5032 "О мерах по повышению качества образования и совершенствованию научных исследований в области физики"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
19.03.2021 г.
N ПП-5032
О МЕРАХ
ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАУЧНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ФИЗИКИ
В Узбекистане на протяжении нескольких веков широко развивались точные и естественные науки, а территория Средней Азии издревле являлась интеллектуальным центром мира. Периоды первого и второго Ренессанса, прошедшие на территории нашей страны, дали нам имена великих гениев, признанных во всем мире. Научные исследования Мухаммада аль-Хорезми, Ахмада аль-Фергани, Абу Наср Фароби, Абу Райхана Беруни, Махмуда Кашгари, Абу Али ибн Сино, Насриддина Туси, Казизаде Руми, Джамшида Каши, Мирзо Улугбека, Али Кушчи и других ученых Востока внесли неоценимый вклад в развитие мировой науки.
Достойно продолжая научные традиции великих предков, начиная с 40-х годов ХХ века в процессе развития физики в Узбекистане были созданы престижные научные школы, представители которых удостоены международных наград, избраны членами зарубежных академий. Выдающиеся физики Академии наук нашей страны, создавшие известные научные школы, сыграли важную роль в формировании важнейших научных направлений. Школа физики нашей страны внесла огромный вклад в развитие таких областей мировой науки, как физика твердого тела, физика атомного ядра, физика полупроводников, лазерная физика и теплофизика.
Сегодня в образовательных учреждениях страны большое внимание уделяется повышению качества преподавания физики, внедрению в образовательный процесс современных методов обучения, отбору талантливых учащихся, подготовке конкурентоспособных на рынке труда специалистов, развитию научных исследований и инноваций, а также ориентации на достижение практических результатов.
Вместе с тем ряд вопросов в сфере, не нашедших своего решения, показывает необходимость реализации мер по повышению качества образования и эффективности научных исследований в области физики. В частности:
первое, не уделяется должного внимания повышению интереса молодежи к физике, образовательные программы не способствуют формированию и развитию самостоятельного и креативного мышления у учащихся, а проводимая работа по обеспечению качества образования не отвечает современным требованиям;
второе, в организации образовательного процесса не обеспечена взаимосвязь программ общего среднего и высшего образования;
третье, не созданы благоприятные условия для обучения и прохождения стажировки педагогов в престижных образовательных и научных учреждениях зарубежных государств в целях повышения профессиональных знаний и навыков педагогических кадров, привлечение ведущих зарубежных специалистов, ученых и преподавателей в учебный процесс остается на низком уровне;
четвертое, не налажено на должном уровне создание современных учебников по физике, содержание учебной литературы не полностью отображает современный уровень развития науки и техники, также не уделяется внимание созданию сборников задач, практикумов, пособий по выполнению лабораторных работ и мультимедийных программ;
пятое, устаревшая материально-техническая база преподавания физики и инфраструктуры исследований, необеспеченность современным оборудованием учебных и научных лабораторий физики оказывают негативное влияние на качество подготовки кадров и эффективность исследований;
шестое, малый удельный вес подготовки научных и научно-педагогических кадров по специализациям физики является причиной низкого научного потенциала данной области;
седьмое, вследствие ненаправленности проводимых научно-исследовательских работ на проблемы производственных предприятий показатели внедрения в практику инновационных разработок в области физики не соответствуют установленным требованиям, масштаб научных исследований и инноваций недостаточно ориентирован на результативность.
В целях кардинального повышения качества образования по физике, подготовки высококвалифицированных педагогических и научных работников, обеспечения образовательных учреждений современными учебниками, лабораториями и иным учебным оборудованием, развития потенциала и эффективной организации деятельности научных организаций, установления тесного партнерства и взаимодействия науки с отраслями производства, а также обеспечения своевременной реализации задач, определенных в Послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису от 29 декабря 2020 года:
1. Утвердить Программу комплексных мер по повышению качества образования по физике и обеспечению результативности научных исследований в области физики в 2021-2023 годах (далее - Комплексная программа) согласно приложению N 1*.
Определить основными целями и задачами Комплексной программы:
повышение качества преподавания физики в общеобразовательных учреждениях, совершенствование учебников и учебных пособий;
развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области физики, в частности учителей школ в сельской местности;
широкое внедрение в образовательный процесс современных методов обучения, в том числе информационно-коммуникационных технологий;
оценку уровня знаний педагогических кадров и учащихся по физике, выявление одаренной молодежи, обеспечение успешного участия и завоевания молодежью призовых мест на республиканских и международных предметных олимпиадах;
расширение уровня охвата молодежи обучением по физике путем внедрения в высших образовательных учреждениях интегративных принципов преподавания дисциплин по физике, а также налаживания подготовки кадров по новым и востребованным на рынке образования специальностям;
обеспечение неразрывной связи научных исследований в области физики с производством, расширение масштаба научных работ, направленных на решение проблем в отраслях экономики;
повышение результативности и практического значения научных исследований и инновационной деятельности.
2. Утвердить:
Программу по оснащению мебелью, учебно-лабораторным оборудованием и иными техническими средствами учебных классов и лабораторий физики базовых школ, специализированных на углубленном изучении физики, и школ, в которых создаются классы с углубленным изучением физики в 2021-2023 годах, согласно приложению N 4*.
Определить, что оснащение мебелью, учебно-лабораторным оборудованием и иными техническими средствами учебных классов и лабораторий физики школ, указанных в приложении N 4* к настоящему постановлению, осуществляется в 2021 году за счет средств резервного фонда Кабинета Министров, в 2022-2023 годах - средств, предусмотренных в параметрах Государственного бюджета.
Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента выделить дополнительные средства для оснащения учебных классов и лабораторий специализированных школ по другим предметам (кроме учебных классов и лабораторий физики) мебелью, лабораторным оборудованием и иными техническими средствами.
3. Возложить персональную ответственность на:
специализированную государственную общеобразовательную школу-интернат имени Мирзо Улугбека - за оказание методической помощи базовым школам, специализированным на углубленном изучении физики, и школам, в которых создаются классы с углубленным изучением физики (далее - специализированные школы), а также разработку образовательных программ и мультимедийных материалов для курсов повышения квалификации по физике;
высшие образовательные учреждения - за повышение качества учебного процесса, привлечение профессоров-преподавателей и одаренных студентов к образовательному процессу, организацию мастер-классов, кружков и летних школ в закрепленных специализированных школах.
4. Министерству народного образования:
а) начиная с 2021/2022 учебного года:
внедрить вариативный учебный план, предусматривающий более глубокое преподавание физики в средних общеобразовательных учреждениях;
обеспечить преподавание физики в специализированных школах по 3 часа в неделю в рамках учебных часов базового учебного плана;
б) в срок до 1 октября 2021 года разработать учебные модули повышения квалификации учителей по физике, подготовить и разместить на специальной электронной платформе "Непрерывное профессиональное образование" для всеобщего пользования видеоуроки по учебным модулям;
в) в целях эффективной эксплуатации учебных лабораторий специализированных школ организовать в них внешкольные кружки прикладной физики, а также принять меры по широкому привлечению молодежи в данные кружки;
г) в срок до 1 января 2022 года в одной из детских школ "Баркамол авлод" Республики Каракалпакстан, каждой области и города Ташкента создать "STEM-клубы" по физике, ежегодно проводить среди членов данных клубов и учащихся негосударственных образовательных организаций конкурс "Национальная физика".
5. Министерству народного образования совместно с Молодежной академией при Министерстве инновационного развития и Министерством финансов:
начиная с 2021/2022 учебного года в целях совершенствования методики преподавания физики принять меры по внедрению в порядке эксперимента в образовательный процесс 20 общеобразовательных учреждений проекта "виртуальная лаборатория";
в срок до 1 июня 2022 года исходя из результатов эксперимента внести в Кабинет Министров обоснованные предложения по внедрению "виртуальных лабораторий" в образовательный процесс других общеобразовательных учреждений.
6. Государственному центру тестирования и Министерству народного образования в срок до 1 января 2022 года внедрить Национальную систему сертификации оценки знаний по физике.
7. Заместителю Премьер-министра Мусаеву Б. совместно с хокимиятом Ферганской области, Министерством народного образования, а также другими заинтересованными министерствами и ведомствами принять меры по организации на высоком уровне в ноябре 2021 года в Ферганской области Международной олимпиады по физике имени великого мыслителя Ахмада аль-Фергани.
8. Определить, что начиная с 1 сентября 2021 года:
а) победители республиканских предметных олимпиад, проводимых среди студентов направлений образования бакалавриата "Физика", "Биомедицинская физика", "Физика и астрономия" высших образовательных учреждений, а также призеры престижных международных олимпиад по физике принимаются на учебу по специальностям магистратуры физики на основе государственного гранта сверх параметров приема;
б) за счет внебюджетных средств высших образовательных учреждений выплачивается:
разовое денежное вознаграждение в размере 100 процентов заработной платы - профессорам-преподавателям, подготовившим победителей международных и республиканских олимпиад по физике;
ежемесячная надбавка в размере 25 процентов заработной платы - профессорам-преподавателям, ведущим для студентов кружки по физике.
9. Утвердить:
Перечень научно-исследовательских и высших образовательных учреждений, осуществляющих деятельность в области физики, закрепленных за министерствами, хозяйственными объединениями и производственными предприятиями, согласно приложению N 5*;
Перечень межвузовских научно-учебных центров, создаваемых в регионах в целях подготовки и повышения научного потенциала высококвалифицированных научно-педагогических кадров дисциплин по физике, согласно приложению N 6*;
Перечень высших образовательных учреждений, учебные лаборатории по физике которых оснащаются современным оборудованием в 2022-2024 годах, согласно приложению N 7*.
10. Установить, что:
финансирование расходов высших образовательных учреждений, связанных с закупкой учебно-лабораторного оборудования по физике и созданием межвузовских научно-учебных центров в регионах, осуществляется за счет внебюджетных средств эксплуатирующих их высших образовательных учреждений, зарубежных грантов, а также иных источников, не запрещенных законодательством;
финансирование расходов, связанных с использованием, содержанием и эксплуатацией лабораторного оборудования межвузовских научно-учебных центров в регионах, а также приобретением комплектующих и расходных материалов, осуществляется за счет внебюджетных средств высших образовательных учреждений - заказчиков;
на хозяйственные объединения и производственные предприятия возлагается ответственность за эффективную организацию учебного процесса в направлениях физики, достижение интеграции науки и производства, прохождение практики под руководством специалистов данной области, оказание содействия в реализации на практике и коммерциализации результатов научной работы, организацию повышения квалификации и направления на стажировку педагогических и научных работников закрепленных за ними научно-исследовательских и высших образовательных учреждений.
11. Министерству высшего и среднего специального образования:
начиная с 2021/2022 учебного года в системе высшего образования наладить преподавание дисциплин по физике с адаптацией их к сферам;
в срок до 1 ноября 2021 года совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций запустить "Портал молодых физиков", направленный на повышение интереса молодежи к дисциплинам по физике и развитие способностей молодежи в области физики и электроники;
в срок до 1 июня 2022 года принять необходимые меры по созданию новых учебников и альтернативной литературы на основе усовершенствованных программ направлений образования специализированных на углубленном изучении физики академических лицеев при высших образовательных учреждениях, а также обновлению материально-технического, лабораторного и учебно-методического обеспечения, в том числе за счет внебюджетных средств;
в сотрудничестве с ведущими зарубежными высшими образовательными учреждениями наладить подготовку кадров в области физики на основе совместных образовательных программ;
принять меры по созданию в структуре Самаркандского государственного университета "Института инженерной физики Самаркандского государственного университета", подготавливающего кадры по направлениям физики.
12. Предоставить Национальному университету Узбекистана, Самаркандскому государственному университету, Институту ядерной физики и Институту ионно-плазменных и лазерных технологий при Академии наук право на присуждение ученой степени доктора философии (PhD) и доктора наук (DSc) по физике.
13. Министерству инновационного развития принять меры:
начиная с 2021 года совместно с Министерством высшего и среднего специального образования и Министерством финансов - по поэтапному увеличению в соответствии с заказами высших образовательных и научных организаций параметров приема в докторантуру по направлению физики;
в 2021 году в рамках конкурса "Ученый будущего" - по финансированию на основе упрощенного механизма стартап-проектов, направленных на развитие сфер космонавтики и аэродинамики.
14. Согласиться с предложениями Академии наук по созданию:
опытно-производственного конструкторского бюро по изучению передовых технологий зарубежных стран и локализации производства продукции в области электротехники в структуре Физико-технического института при Академии наук, содержащегося за счет внебюджетных средств;
отделов маркетинга и коммерциализации в научных организациях, осуществляющих деятельность в области физики, входящих в систему Академии наук, финансируемых за счет внебюджетных средств указанных организаций.
15. Утвердить:
Программу оснащения научным лабораторным оборудованием научных организаций, осуществляющих деятельность в области физики (далее - Программа оснащения) в 2021-2023 годах, согласно приложению N 8*;
Программу создания новых научных разработок (технологий, продуктов) по прикладным и инновационным проектам, реализуемым в рамках государственных программ научной деятельности в области физики в 2021-2022 годах, согласно приложению N 9*;
"Дорожную карту" по коммерциализации научных разработок научных организаций, осуществляющих деятельность в области физики, согласно приложению N 10*;
План-график направления научных работников, осуществляющих деятельность в области физики, в докторантуру и на стажировку в ведущие зарубежные научные центры и на производственные предприятия в 2021-2023 годах согласно приложению N 11*.
16. Определить, что финансирование:
закупок научно-лабораторного оборудования в рамках Программы оснащения осуществляется за счет Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей, грантовых средств международных финансовых институтов и донорских организаций и иных источников, не запрещенных законодательством;
направления научных работников, осуществляющих деятельность в области физики, в докторантуру и на стажировку согласно приложению N 11* к настоящему постановлению осуществляется за счет Фонда "Эл-юрт умиди", Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей и внебюджетных средств участников в порядке, установленном законодательством.
17. Поддержать инициативу образовательных и научных организаций, ученых и преподавателей, осуществляющих деятельность в области физики, и студентов, обучающихся по специальностям физики, по созданию Совета физиков Узбекистана (далее - Совет) и определить основными направлениями его деятельности:
выявление актуальных проблем развития науки и образования в области физики, их обсуждение с участием широкой общественности, в том числе посредством социальных сетей, разработку предложений по их научному решению;
разработку рекомендаций по координации деятельности образовательных и научных организаций, осуществляющих деятельность в области физики, повышение и поддержку творческой активности, а также защиту прав и законных интересов членов Совета;
разработку предложений по повышению качества образования, совершенствованию учебных программ и учебников, внедрению современных педагогических технологий, содержательной и целевой организации работ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в области физики;
разработку комплексных мер по обеспечению прочной взаимной интеграции образования, науки и
...