Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Прокуратура. Органы юстиции. Нотариат. Адвокатура. Юридическая служба/ Юридическая служба/ Постановление Президента Республики Узбекистан от 29.06.2021 г. N ПП-5168 "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности по оказанию юридических услуг государственным органам и организациям"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
29.06.2021 г.
N ПП-5168
О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОКАЗАНИЮ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ
И ОРГАНИЗАЦИЯМ
В стране поэтапно осуществляются реформы, направленные на правовое обеспечение деятельности государственных органов и организаций, особенно среднего и нижнего звена, а также оказание им качественных и профессиональных юридических услуг.
В частности, в городе Намангане, Каршинском и Мархаматском районах, в порядке эксперимента, деятельность центров, оказывающих юридические услуги территориальным подразделениям 23 государственных органов и организаций, налажена в системе Министерства юстиции, что показало свой положительный результат.
Вместе с тем недостатки в привлечении опытных кадров в сферу оказывают негативное воздействие на качество проведения экономической, финансовой и правовой экспертизы проектов документов. В результате принимаемые решения и иные акты в большинстве случаев вызывают нарекания физических и юридических лиц на местах.
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 3 февраля 2021 года N УП-6155 "О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в "Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения" в целях внедрения централизованной системы оказания юридических услуг государственным органам и организациям:
1. Одобрить предложение Министерства юстиции и Министерства финансов о создании с 1 октября 2021 года во всех районах (городах) республики центров по оказанию юридических услуг при Министерстве юстиции Республики Каракалпакстан, управлениях юстиции областей и города Ташкента (далее - Центры).
2. Определить основными направлениями деятельности Центров:
правовое обеспечение деятельности государственных органов и организаций, которым оказываются юридические услуги (далее - государственные организации);
оказание качественной и квалифицированной юридической помощи государственным организациям;
повышение правовой грамотности и правовой культуры работников государственных организаций;
обеспечение своевременной, всесторонней и эффективной защиты имущественных и других прав и законных интересов государственных организаций;
содействие в устранении коррупционных факторов в проектах документов, принимаемых государственными органами и организациями.
3. Сократить с 1 октября 2021 года всего 1 182 штатные единицы юридических служб в районных (городских) подразделениях отдельных государственных организаций, финансируемых из Государственного бюджета, согласно приложению N 1, а также выделить 1 056 штатных единиц для организации деятельности Центров за счет высвобождаемых штатных единиц согласно приложению N 2.
Утвердить перечень районных (городских) подразделений государственных органов и государственных организаций, которым оказываются юридические услуги центрами по оказанию юридических услуг, согласно приложению N 3.
4. Министерству юстиции совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций с 1 октября 2021 года поэтапно внедрить электронную систему "E-huquqshunos", позволяющую осуществлять сбор, обработку, анализ всех данных, связанных с предоставлением юридических услуг государственным организациям, и осуществлять данные процессы полностью в электронном виде.
При этом предусмотреть основные возможности электронной системы "E-huquqshunos":
ввод в электронную систему образцов внутренних приказов, договоров и иных актов юридического характера, а также свободное использование образцов существующих проектов документов;
доступ в личный кабинет организациями, пользующимися электронной системой, подготовку, обработку и отправление любых проектов документов и аналитических материалов к ним в Центры для получения заключения;
подготовку соответствующих заключений ответственными работниками Центров, прикрепление документов к электронной системе с подтверждением их электронной цифровой подписью, а также осуществление обмена документами;
присвоение и электронное получение уникального специального номера организациями, пользующимися электронной системой, после получения положительного заключения Центров, а также автоматическую последовательную нумерацию данных документов;
прикрепление к системе предложений по совершенствованию деятельности государственной организации, их редактирование, подтверждение данных предложений электронной цифровой подписью и отправление;
обмен материалами, связанными с пропагандистскими мероприятиями, посредством электронной системы;
подготовку, редактирование и внесение проектов требований, заявлений или исковых заявлений путем подтверждения их электронной цифровой подписью для внесения данных документов в государственные организации и суды соответственно;
дистанционное участие в проверках, проводимых в отношении организаций, оказывающих юридические услуги, и предоставление им юридических консультаций;
участие Центров в изучении обращений, поступающих от юридических и физических лиц, и направлении им обоснованных ответов.
5. Установить, что:
предоставление государственным организациям юридических услуг Центрами осуществляется с использованием электронной системы "E-huquqshunos";
работникам Центров предоставляется право участвовать в судебных процессах в качестве представителя организаций, которым оказываются юридические услуги;
работники Центров по статусу и условиям оплаты труда приравниваются к работникам районных (городских) отделов юстиции соответственно, а также на них распространяется порядок присвоения классных чинов, выплаты надбавок за выслугу лет, установленных для работников органов юстиции;
лицо, имеющее трудовой стаж не менее трех лет в качестве работника Центров, имеет право участвовать в квалификационном экзамене в качестве претендента на получение лицензии на присвоение статуса адвоката без прохождения стажировки в адвокатском формировании, а также сдавать квалификационный экзамен после прохождения стажировки, продолжительностью шесть месяцев, в нотариальной конторе;
категорически запрещается каким-либо образом вмешиваться в законную деятельность Центров и оказывать прямое или косвенное влияние;
Центры выполняют задачи и функции, возложенные актами законодательства на юридические службы в соответствующей организации;
не допускается возлагать на Центры функции, не предусмотренные настоящим постановлением или иными актами законодательства;
ежемесячная заработная плата работников Центров, а также текущие расходы Центров покрываются за счет средств местных бюджетов, расходы на материальное стимулирование и социальную защиту работников Центров - за счет средств внебюджетного Фонда развития органов и учреждений юстиции. При этом 16 процентов государственной пошлины, взимаемой государственными нотариальными конторами и нотариусами, занимающимися частной практикой, за совершение нотариальных действий, направляется во внебюджетный Фонд развития органов и учреждений юстиции за счет сокращения с 80 до 74 процентов ее части, взыскиваемой в доход бюджетов районов и городов;
финансирование расходов на обеспечение Центров осуществляется за счет соответствующих средств местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных актами законодательства.
6. Установить порядок, в соответствии с которым:
не допускается принятие документов юридического характера организациями, которым оказываются юридические услуги Центрами, без согласования с Центрами, за исключением тех документов, которые принимаются в соответствии с законодательством об административной ответственности и административном судопроизводстве гражданским процессуальным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, экономическим процессуальным законодательством. Подобные документы не имеют юридической силы и не несут никаких юридических последствий с момента их принятия;
Центрам предоставляется право оказывать юридические услуги на платной основе другим юридическим лицам, не оказывая влияния на свою основную деятельность и не допуская конфликта интересов. Порядок оказания юридических услуг юридическим лицам на платной основе определяется Министерством юстиции, а также средства, поступившие от платных услуг, направляются во внебюджетный Фонд развития органов и учреждений юстиции;
меры по предотвращению и устранению конфликта интересов между государственными организациями района (города) и Центрами в рамках оказания юридических услуг осуществляются Министерством юстиции в соответствии с актами законодательства.
7. Утвердить Положение о центрах по оказанию юридических услуг согласно приложению N 4, предусматривающее:
статус, основные задачи и функции Центров;
права, обязательства и ответственность Центров;
порядок организации деятельности Центров.
8. Министерству финансов пересмотреть начиная с 2021 года предельные размеры бюджетных ассигнований для распорядителей бюджетных средств первого уровня согласно пункту 3 настоящего постановления.
Выделить Управлению координации деятельности юридических служб Министерства юстиции дополнительно 2 штатные единицы управленческого персонала за счет сокращаемых штатных единиц.
9. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, Министерству юстиции, а также Агентству по управлению государственными активами в срок до 1 декабря 2021 года:
обеспечить размещение Центров, в первую очередь, в зданиях центров государственных услуг или других зданиях;
в соответствии с конкретными расчетами принять меры по обеспечению Центров необходимой компьютерной и копировальной техникой, средствами связи, программным обеспечением, мебелью и другим оборудованием. При этом, при необходимости, предусмотреть на ремонт соответствующих помещений выделение средств за счет дополнительных источников местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных актами законодательства.
10. Министерству юстиции в срок:
до 1 октября 2021 года принять меры по обеспечению своевременного укомплектования Центров квалифицированными кадрами, в первую очередь за счет работников, осуществлявших трудовую деятельность в сокращаемых штатных единицах;
до 1 декабря 2021 года совместно с Министерством финансов, заинтересованными министерствами и ведомствами внести в свои сметы расходов и штатные расписания соответствующие изменения и дополнения согласно настоящему постановлению.
11. Утвердить "Дорожную карту" по созданию центров по оказанию юридических услуг и обеспечению их деятельности согласно приложению N 5.
12. Министерству юстиции совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
13. Возложить на министра юстиции Давлетова Р.К., Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан до 1 ноября 2021 года и до 1 апреля 2022 года.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 29.06.2021 г. N ПП-5168
ШТАТНЫЕ ЕДИНИЦЫ
юридических служб, сокращаемые
с 1 октября 2021 года в районных (городских)
подразделениях государственных органов
и организаций, финансируемых из
Государственного бюджета
N
|
Наименование государственного органа (организации) |
Районные (городские) подразделения
|
Количество сокращаемых штатных единиц
|
1. |
Министерство финансов |
Финансовые отделы |
204 |
2. |
Министерство здравоохранения |
Отделы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья |
204 |
3. |
Медицинские объединения |
194 |
|
4. |
Министерство народного образования |
Отделы народного образования |
190 |
5. |
Министерство культуры |
Отделы культуры |
160 |
6. |
Министерство дошкольного образования |
Отделы дошкольного образования |
102 |
7. |
Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента |
Управления благоустройства |
62 |
8. |
Государственный комитет лесного хозяйства |
Государственные лесные хозяйства |
54 |
9. |
Центры оказания юридических услуг в городе Намангане, Мархаматском и Каршинском районах* |
Центры оказания юридических услуг |
12 |
Всего: |
1 182 |
*) Данные центры образованы в порядке эксперимента в соответствии с постановлением Кабинета Министров "О мерах по организации деятельности центров оказания юридических услуг в государственных органах и организациях в порядке эксперимента" от 17 сентября 2020 года N 561.
к Постановлению Президента РУз
от 29.06.2021 г. N ПП-5168
ШТАТНЫЕ ЕДИНИЦЫ
центров по оказанию юридических услуг,
образуемых при Министерстве юстиции
Республики Каракалпакстан, управлениях
юстиции областей и города Ташкента
N
|
Наименование региона
|
Количество районов (городов)
|
Штатные единицы, вводимые в Центрах
|
||
Начальник Центра
|
Главный юрисконсульт
|
Всего
|
|||
1. |
Республика Каракалпакстан |
17 |
17 |
61 |
78 |
2. |
Андижанская область |
16 |
16 |
65 |
81 |
3. |
Бухарская область |
13 |
13 |
48 |
61 |
4. |
Джизакская область |
13 |
13 |
43 |
56 |
5. |
Кашкадарьинская область |
15 |
15 |
62 |
77 |
6. |
Навоийская область |
11 |
11 |
47 |
58 |
7. |
Наманганская область |
12 |
12 |
66 |
78 |
8. |
Самаркандская область |
16 |
16 |
72 |
88 |
9. |
Сурхандарьинская область |
15 |
15 |
65 |
80 |
10. |
Сырдарьинская область |
11 |
11 |
30 |
41 |
11. |
Ташкентская область |
22 |
22 |
87 |
109 |
12. |
Ферганская область |
19 |
19 |
91 |
110 |
13. |
Хорезмская область |
13 |
13 |
55 |
68 |
14. |
Город Ташкент |
12 |
12 |
59 |
71 |
Всего: |
205 |
205 |
851 |
1 056 |
Примечание. Министром юстиции Республики Узбекистан, при необходимости, могут быть внесены изменения в структуру центров по оказанию юридических услуг в пределах установленной общей численности персонала.
к Постановлению Президента РУз
от 29.06.2021 г. N ПП-5168
ПЕРЕЧЕНЬ
районных (городских) подразделений государственных
органов и государственных организаций, которым
оказываются юридические услуги центрами
по оказанию юридических услуг
N |
Наименование районных (городских) подразделений государственных органов и государственных организаций
|
1. |
Финансовый отдел
|
2. |
Отдел народного образования
|
3. |
Отдел дошкольного образования
|
4. |
Отдел культуры
|
5. |
Медицинское объединение
|
6. |
Отдел санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья
|
7. |
Государственное лесное хозяйство
|
8. |
Отдел Внебюджетного пенсионного фонда
|
9. |
Управление благоустройства
|
10. |
Отдел ирригации
|
11. |
Отдел строительства
|
12. |
Отдел ветеринарии и развития животноводства
|
13. |
Отдел по поддержке махалли и старшего поколения
|
14. |
Отдел семьи и женщин
|
15. |
Центр содействия занятости
|
16. |
Государственная налоговая инспекция
|
17. |
Отдел сельского хозяйства
|
18. |
Отдел туризма и культурного наследия
|
к Постановлению Президента РУз
от 29.06.2021 г. N ПП-5168
"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
по созданию центров по оказанию юридических
услуг и обеспечению их деятельности
N
|
Наименование мероприятий
|
Механизм реализации
|
Срок исполнения
|
Ответственные исполнители
|
1. |
Своевременное укомплектование центров по оказанию юридических услуг квалифицированными кадрами, способными на высоком профессиональном уровне выполнять возложенные законодательством задачи. |
1. Принятие мер по обеспечению своевременного укомплектования Центров квалифицированными кадрами, в том числе и в первую очередь за счет работников, осуществляющих трудовую деятельность в сокращаемых штатных единицах. |
Август- сентябрь 2021 года |
Министерство юстиции (Р. Давлетов), Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов) |
2. Проведение конкурса по принятию на работу в Центры по оказанию юридических услуг. |
Август- сентябрь 2021 года |
|||
3. Заключение трудового договора с кадрами, победившими на конкурсе. |
Сентябрь- октябрь 2021 года |
|||
2. |
Сокращение штатных единиц юридических служб государственных органов и организаций в районах (городах), финансируемых из Государственного бюджета. |
1. Предупреждение работников в соответствии с трудовым законодательством, штатные единицы которых сокращаются. 2. Осуществление выплат в соответствии с законодательством работникам, с которыми прекращается трудовой договор. |
Сентябрь 2021 года |
Соответствующие министерства и ведомства, Министерство финансов (Т. Ишметов), Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов) |
3. |
Принятие мер по ускоренному обороту документов между государственными органами и организациями и Центром по оказанию юридических услуг. |
В целях организации работы с центрами по оказанию юридических услуг государственных органов и организаций, которым оказываются юридические услуги, подключение их к единой электронной системе "E-huquqshunos". |
Август- октябрь 2021 года |
Министерство юстиции (Р. Давлетов), соответствующие министерства и ведомства |
4. |
Внедрение порядка предоставления юридических услуг на платной основе центрами по оказанию юридических услуг. |
1. Разработка и утверждение проекта нормативно-правового акта, определяющего порядок предоставления юридическим лицам юридических услуг на платной основе. |
Октябрь 2021 года |
Министерство юстиции (Р. Давлетов), Министерство финансов (Т. Ишметов), соответствующие министерства и ведомства |
2. Обеспечение создания необходимых условий для предоставления Центрами юридических услуг на платной основе. |
Ноябрь 2021 года |
|||
5. |
Проведение масштабных информационно-разъяснительных мероприятий по доведению до общественности деятельности центров по оказанию юридических услуг. |
1. Разработка и утверждение плана-графика информационно-разъяснительных мероприятий. |
Август 2021 года |
Министерство юстиции (Р. Давлетов), НТРК (А. Хаджаев) |
2. Подготовка и передача в эфир телепередач о деятельности Центров на телевидении, широкое распространение деятельности Центров в СМИ и социальных сетях. |
Август- декабрь 2021 года |
|||
6. |
Для размещения центров по оказанию юридических услуг осуществление мероприятий по обеспечению их зданиями и другими материально-техническими средствами. |
1. Инвентаризация и выявление пустующих зданий во всех районах (городах) республики. 2. Размещение работников центров по оказанию юридических услуг в пустующих зданиях. |
Сентябрь 2021 года |
Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Агентство по управлению государственными активами (А. Ортиков), Министерство юстиции (Р. Давлетов) |
7. |
В целях обеспечения эффективной организации работы центров по оказанию юридических услуг формирование их материально-технической базы, выделение средств для закупки и содержания необходимого оборудования и технических средств. |
1. Формирование заказов на закупку необходимых материально-технических средств. 2. Заключение договоров в соответствии с закупочными процедурами в порядке, установленном законодательством о закупках материально-технических средств. 3. Обеспечение доставки приобретенных материально-технических средств в центры по оказанию юридических услуг. |
Сентябрь 2021 года |
Министерство юстиции (Р. Давлетов), Министерство финансов (Т. Ишметов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента |
8. |
Увеличение количества организаций, обслуживаемых центрами по оказанию юридических услуг. |
1. Определение объема работ путем мониторинга деятельности организаций, обслуживаемых центрами по оказанию юридических услуг. |
Сентябрь- декабрь 2021 года |
Министерство юстиции (Р. Давлетов), соответствующие министерства и ведомства |
2. Внесение предложений по вопросу увеличения количества организаций, обслуживаемых центрами по оказанию юридических услуг, с учетом объема их работ. |
Декабрь 2021 года |
|||
9. |
Пересмотр нормативно-правовых актов, регулирующих предоставление юридических услуг государственным органам и организациям. |
1. Инвентаризация нормативно-правовых актов, регулирующих предоставление юридических услуг государственным органам и организациям. 2. По результатам инвентаризации разработка предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство. 3. Согласование предложений с заинтересованными министерствами и ведомствами, а также проведение общественного обсуждения. 4. Внесение предложений в Кабинет Министров в установленном порядке. |
Ноябрь 2021 года |
Министерство юстиции (Р. Давлетов), соответствующие министерства и ведомства |
10. |
Внесение изменений в сметы расходов и штатные расписания соответствующих министерств и ведомств в связи с сокращением штатных единиц юридических служб в государственных органах и организациях районов (городов), финансируемых из Государственного бюджета. |
1. Подготовка проекта сметы расходов и штатного расписания с внесением изменений. |
Ноябрь 2021 года |
Министерство финансов (Т. Ишметов), соответствующие министерства и ведомства |
2. Регистрация и утверждение в установленном порядке проекта сметы расходов и штатного расписания. |
Декабрь 2021 года |
|||
11. |
Внесение изменений и дополнений в смету расходов и штатное расписание Министерства юстиции. |
1. Подготовка проекта сметы расходов и штатного расписания министерства с внесением изменений и дополнений. |
Ноябрь 2021 года |
Министерство юстиции (Р. Давлетов), Министерство финансов (Т. Ишметов) |
2. Согласование и утверждение в установленном порядке проекта сметы расходов и штатного расписания в Министерстве финансов. |
Декабрь 2021 года |
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 30 июня 2021 г.