Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Судебная власть. Правосудие/ Судебная экспертиза. Криминалистика. Экспертные учреждения/ Указ Президента Республики Узбекистан от 05.07.2021 г. N УП-6256 "О мерах по совершенствованию судебно-экспертной системы в Республике Узбекистан"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
05.07.2021 г.
N УП-6256
О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ СИСТЕМЫ
В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
В целях всестороннего совершенствования судебно-экспертной сферы в Республике Узбекистан, формирования основных направлений проведения научных исследований по проблемам сферы и развития теории и практики судебной экспертизы в стране, дальнейшей поддержки деятельности негосударственных судебно-экспертных организаций, а также определения конкретных мер по системному реформированию судебно-экспертной сферы на среднесрочную перспективу:
1. Утвердить:
Концепцию по развитию судебно-экспертной деятельности в Республике Узбекистан на 2021-2025 годы (далее - Концепция) согласно приложению N 1;
"Дорожную карту" по работам, проводимым в 2021-2023 годах в рамках Концепции по развитию судебно-экспертной деятельности в Республике Узбекистан на 2021-2025 годы, (далее - "Дорожная карта") согласно приложению N 2.
2. Определить приоритетными направлениями развития судебно-экспертной деятельности:
обеспечение объективности и независимости судебной экспертизы, регулярное совершенствование нормативно-правовой базы сферы;
расширение судебно-экспертной деятельности, повышение качества и достоверности судебной экспертизы;
развитие научно-исследовательских работ в судебно-экспертной деятельности, включая совершенствование методологии и регламентов, а также внедрение в сферу достижений науки и техники;
повышение потенциала кадров судебно-экспертной деятельности, создание эффективной системы подготовки судебных экспертов;
развитие института негосударственной судебной экспертизы;
обеспечение и развитие международного сотрудничества в сфере судебно-экспертной деятельности;
укрепление материально-технической базы судебно-экспертной деятельности.
3. Утвердить состав Совета по реализации Концепции по развитию судебно-экспертной деятельности в Республике Узбекистан на 2021-2025 годы (далее - Совет) согласно приложению N 3.
4. Возложить на Совет (Давлетов Р.К.) следующие задачи:
обеспечение межведомственного взаимодействия по комплексному изучению и системному решению проблем в сфере судебной экспертизы;
оказание услуг в качестве межведомственной консультативной платформы по своевременному и качественному проведению мероприятий, направленных на реализацию Концепции и "Дорожной карты";
организацию встреч, семинаров, "круглых столов" и пресс-конференций в рамках реализации Концепции с широким привлечением институтов гражданского общества, представителей средств массовой информации и научных кругов.
5. Согласиться с предложениями Министерства юстиции, Генеральной прокуратуры и Верховного суда о создании Научно-исследовательского института судебной экспертизы (далее - Институт), состоящего из 15 штатных единиц в структуре Республиканского центра судебной экспертизы имени Х. Сулеймановой при Министерстве юстиции (далее - Центр имени Х. Сулеймановой).
Установить, что:
штатные единицы Института формируются за счет 10 штатных единиц органов и учреждений юстиции, а также 5 штатных единиц органов и учреждений здравоохранения;
финансирование деятельности Института производится в рамках средств Центра имени Х. Сулеймановой.
6. Определить основными задачами Института:
проведение научно-исследовательских работ в сфере судебной экспертизы;
оказание научно-методического содействия государственным судебно-экспертным учреждениям и негосударственным судебно-экспертным организациям;
совершенствование научных основ решения судебно-экспертных задач и разработку единых научно-методических подходов;
оказание методической помощи судебным и правоохранительным органам, образовательным учреждениям и научным организациям;
принятие мер по внедрению достижений науки и техники в судебно-экспертную деятельность;
разработку научно обоснованных предложений и действенных механизмов комплексного изучения и решения системных проблем в сфере судебной экспертизы;
внесение предложений о разработке и поэтапном внедрении в практику новых видов и методологий судебной экспертизы путем изучения на постоянной основе потребности правоохранительных органов и судов в квалифицированных заключениях судебной экспертизы;
разработку предложений о широком внедрении в сферу судебной экспертизы передовых информационных технологий и инноваций.
Министерству юстиции в двухмесячный срок внести в установленном порядке в Кабинет Министров проект постановления, включающего план работы по организации деятельности Института и реализации возложенных на него задач.
7. Установить порядок, в соответствии с которым:
а) начиная с 1 сентября 2021 года:
предоставить государственным и негосударственным судебно-экспертным организациям право проведения исследований по видам судебной экспертизы согласно перечню, утверждаемому Кабинетом Министров, на договорной основе, по обращениям физических и юридических лиц. При этом по результатам исследования представляется мнение специалиста;
разрешить адвокатам в досудебной подготовке и судебном процессе экономического, гражданского и административного судопроизводства инициирование проведения экспертизы в государственных и негосударственных судебно-экспертных организациях на договорной основе по запросу адвоката на основе права представления экспертного заключения в судебном разбирательстве;
внедрить механизм проведения раз в три года аттестации экспертов негосударственных судебно-экспертных организаций в целях определения профессиональной квалификации и обеспечения повышения их знаний и навыков на регулярной основе;
б) запустить начиная с 1 марта 2022 года Единую электронную информационную систему "E-ekspertiza", предназначенную для комплексной автоматизации процессов сбора и обработки сведений о судебных экспертах и экспертизе, доведения до населения и уполномоченных органов информации в сфере судебно-экспертной деятельности, а также обеспечения всех видов информационного взаимодействия с организациями, причастными к выполнению экспертных действий.
Министерству юстиции в двухмесячный срок совместно с:
заинтересованными министерствами и ведомствами - внести на утверждение в Кабинет Министров перечень исследований по видам судебной экспертизы, проводимых по обращениям физических и юридических лиц на договорной основе;
Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций - утвердить план мер по внедрению Единой электронной информационной системы "E-ekspertiza".
8. Определить, что:
подготовка кадров в сфере судебной экспертизы может осуществляться на курсах по подготовке экспертов (далее - подготовительные курсы) по соответствующим видам экспертизы, продолжительностью не менее шести месяцев, в период обучения в бакалавриате или магистратуре в высших образовательных учреждениях по принципу дуального образования на договорной основе;
подготовительные курсы организуются на основе договора, заключаемого между высшим образовательным учреждением и государственным судебно-экспертным учреждением;
документация в высших образовательных учреждениях, в которых открыты подготовительные курсы, состоящая из образовательных стандартов, учебных планов, учебных программ (модулей), а также программ учебной и производственной практики, утверждается высшим образовательным учреждением и государственным судебно-экспертным учреждением;
по результатам подготовительных курсов выдается сертификат на занятие соответствующей судебно-экспертной деятельностью. Обладатели сертификата приобретают право на осуществление деятельности в негосударственных судебно-экспертных организациях или государственных судебно-экспертных учреждениях.
Министерству юстиции в двухмесячный срок совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами утвердить порядок организации курсов по подготовке экспертов.
9. Принимая во внимание потребность судов и правоохранительных органов в квалифицированных экспертных исследованиях, а также интересы физических и юридических лиц, утвердить Перечень видов экспертизы и исследований, внедряемых в 2021-2025 годах, согласно приложению N 4.
10. Возложить на Министерство юстиции следующие дополнительные задачи по координации и регулированию деятельности негосударственных судебно-экспертных организаций:
определение уровня сложности судебных экспертиз, проводимых судебными экспертами негосударственных судебно-экспертных организаций, порядка исчисления сроков проведения судебных экспертиз в зависимости от их уровня сложности, а также нормативов нагрузки судебных экспертов с осуществлением контроля за их соблюдением;
ведение государственных реестров негосударственных судебно-экспертных организаций, их судебных экспертов и методов судебно-экспертных исследований;
утверждение минимальных требований, предъявляемых к оснащению материально-технической базы каждого вида судебной экспертизы, проводимой негосударственными судебно-экспертными организациями;
проведение аттестации негосударственных судебных экспертов, определение правил профессиональной этики судебного эксперта с осуществлением контроля за их соблюдением.
В целях реализации задач, перечисленных в данном пункте, создать в центральном аппарате Министерства юстиции Отдел по координации судебно-экспертной деятельности, состоящий из трех штатных единиц в рамках предельной численности управленческого персонала органов и учреждений юстиции.
11. Министерству юстиции совместно с Агентством по развитию государственно-частного партнерства при Министерстве финансов начиная с 1 августа 2021 года обеспечить внедрение системы передачи в аренду частным партнерам неиспользуемых зданий (корпусов) государственных судебно-экспертных учреждений с условием осуществления ими судебно-экспертной деятельности.
12. Создать Фонд поддержки развития судебно-экспертной деятельности при Министерстве юстиции (далее - Фонд) без образования юридического лица.
Определить:
а) основными источниками формирования средств Фонда:
1 процент отчислений, поступающих во внебюджетные фонды Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, Государственного таможенного комитета и организаций их системы;
5 процентов платежей, полученных от судебно-экспертных исследований, проводимых государственными судебно-экспертными учреждениями по обращениям физических и юридических лиц на договорной основе;
средства технического содействия и гранты зарубежных (международных) финансовых институтов и иных зарубежных доноров;
доходы, получаемые от размещения свободных средств Фонда на депозиты коммерческих банков, а также иные источники, не запрещенные законодательством;
б) направлениями расходования средств Фонда:
возмещение расходов на внедрение, использование и техническую поддержку Единой электронной информационной системы "E-ekspertiza";
финансирование проектов, реализуемых с негосударственными судебно-экспертными организациями на основе государственно-частного партнерства;
выделение субсидий негосударственным судебно-экспертным организациям;
оказание содействия в проведении научных исследований в сфере судебной экспертизы, а также выделение грантов на поддержку новых видов судебной экспертизы и исследовательских работ;
реализацию программ по переподготовке и повышению квалификации судебных экспертов;
внедрение передовых достижений науки и техники в судебно-экспертную деятельность;
укрепление материально-технической базы государственных судебно-экспертных учреждений.
13. Освободить на срок до 1 июня 2023 года государственные и негосударственные судебно-экспертные организации от таможенных платежей (за исключением налога на добавленную стоимость и сборов за таможенное оформление) за ввозимые из-за рубежа, не имеющие аналогов, не производимые в Республике Узбекистан оборудование, специально оборудованные автотранспортные средства, программное обеспечение, реактивы, реагенты и расходные материалы, а также запасные части к находящемуся в эксплуатации оборудованию, необходимые для обеспечения деятельности указанных организаций.
14. Согласиться с предложениями Министерства юстиции, Министерства внутренних дел и Министерства здравоохранения о распространении начиная с 1 сентября 2021 года на судебных экспертов мер поддержки, предусматривающих:
приобретение государственными судебными экспертами, непрерывно осуществляющими судебно-экспертную деятельность по определенному виду судебной экспертизы в течение не менее трех последних лет, права сдачи итогового экзамена на получение сертификата негосударственного судебного эксперта без прохождения переподготовки по данной специализации;
исключение истребования у судебных экспертов государственных и негосударственных судебно-экспертных организаций, квалификационного сертификата оценщика при осуществлении видов судебной экспертизы в направлении оценки, а также наличии у них соответствующего свидетельства и сертификата на право проведения судебной экспертизы;
применение к работникам государственных судебно-экспертных учреждений условий материального стимулирования в форме доплаты, установленных для работников государственных организаций, занимающихся научной, научно-педагогической и трудовой деятельностью, имеющих ученую степень;
внедрение порядка обязательного страхования гражданской ответственности судебных экспертов негосударственных судебно-экспертных организаций в целях защиты физических и юридических лиц от ущерба, причиняемого вследствие нарушения профессиональных обязательств негосударственными судебными экспертами.
Министерству юстиции совместно с Министерством финансов в двухмесячный срок обеспечить разработку и внесение в Кабинет Министров проектов нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок обязательного страхования гражданской ответственности негосударственных судебных экспертов.
15. Министерству юстиции:
в трехмесячный срок - внести проект правительственного решения, направленного на внедрение в территориальных подразделениях Центра имени Х. Сулеймановой дополнительных видов экспертных исследований за счет средств Фонда в целях удовлетворения потребности территориальных подразделений правоохранительных органов, а также создания более благоприятных условий для физических и юридических лиц. При этом предусмотреть поэтапное создание Лаборатории судебно-биологической экспертизы ДНК человека - в городах Фергане, Термезе и Ургенче, Лаборатории судебно-биологической экспертизы ДНК человека, а также Лаборатории криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий - в городе Самарканде;
в срок до 1 октября 2021 года - принять меры для издания научного журнала "Судебная экспертиза Узбекистана" в электронной форме;
в срок до 1 января 2022 года изучить совместно с правоохранительными органами, представителями научной общественности и данной сферы, а также Министерством финансов вопрос оптимизации финансовых расходов посредством поэтапной централизации государственных судебно-экспертных учреждений с проведением всестороннего анализа и внести в Кабинет Министров предложения;
в срок до 1 апреля 2022 года - разработать и внести в Кабинет Министров совместно с Верховным судом, Генеральной прокуратурой, Министерством внутренних дел, Министерством здравоохранения и другими заинтересованными министерствами и ведомствами новую редакцию Закона Республики Узбекистан "О судебной экспертизе";
наладить ежегодное повышение квалификации и прохождение стажировки в зарубежных государствах не менее 10 судебных экспертов за счет средств и грантов Фонда, в целях повышения их профессиональных знаний и навыков с расширением взаимодействия с зарубежными судебно-экспертными организациями;
в двухмесячный срок - совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.
16. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению N 5.
17. Возложить на министра юстиции Давлетова Р.К. и заместителя министра юстиции Ташкулова А.Д. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.
Обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и заместителя советника Президента Республики Узбекистан Кадирова Д.Б.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Указу Президента РУз
от 05.07.2021 г. N УП-6256
"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
по работам, проводимым в 2021-2023 годах
в рамках Концепции развития судебно-экспертной
деятельности в Республике Узбекистан
на 2021-2025 годы
N |
Наименование мероприятий
|
Форма реализации |
Сроки исполнения |
Ответственные исполнители |
I. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕСПРИСТРАСТНОСТИ И НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ В СФЕРЕ
|
||||
1. |
Разработка новой редакции Закона "О судебной экспертизе", предусматривающего: совершенствование вопросов подготовки и повышения квалификации судебных экспертов; определение статуса негосударственных судебно-экспертных организаций, предъявляемых к ним требований, процедур проведения ими судебных экспертиз и исследований, а также регламента работы; методическое обеспечение негосударственной судебно-экспертной деятельности, а также внедрение регулятивного механизма; предоставление экспертами мнения специалиста на основе обращений физических и юридических лиц; внедрение системы ведения реестра экспертов, которым предоставляется полномочие проведения повторной экспертизы, и определение требований к внесению в данную систему; определение прав и обязательств специального уполномоченного органа; принятие присяги судебными экспертами и определение правил профессиональной этики; внедрение институтов аккредитации и валидации в целях дальнейшего повышения надежности деятельности судебной экспертизы.
|
Проект закона |
Апрель 2022 года |
Министерство юстиции, Верховный суд, Генеральная прокуратура, МВД, СГБ,ЦРЭТ, Палата адвокатов, заинтересованные министерства и ведомства |
2. |
Внесение в процессуальные акты законодательства изменений и дополнений, предусматривающих участие и полномочия негосударственных судебных экспертов в дознании, предварительном следствии и судопроизводстве.
|
Проект закона |
Октябрь 2021 года |
Министерство юстиции, Верховный суд, Генеральная прокуратура, МВД, СГБ, ЦРЭТ |
3. |
Утверждение перечня исследований по видам судебной экспертизы, которые могут проводиться в соответствии с обращениями физических и юридических лиц.
|
Проект нормативно- правового акта |
Август 2021 года |
Министерство юстиции, заинтересованные министерства и ведомства |
4. |
Определение полномочий назначения экспертизы государственным и негосударственным организациям судебной экспертизы и получения заключения экспертизы на договорной основе по запросу адвоката.
|
Проект закона |
Август 2021 года |
Министерство юстиции, Палата адвокатов, Верховный суд, Генеральная прокуратура, МВД, СГБ, ЦРЭТ |
5. |
Определение конкретных критериев и механизмов применения мер воздействия в отношении государственных и негосударственных судебных экспертов, допустивших факты нарушения закона. |
Проект нормативно-правового акта |
Ноябрь 2021 года |
Министерство юстиции, Министерство здравоохранения, МВД, СГБ, Верховный суд, Генеральная прокуратура, ЦРЭТ
|
6. |
Организация деятельности Квалификационной комиссии в целях обеспечения справедливого и беспристрастного рассмотрения случаев, связанных с незаконными действиями судебных экспертов.
|
Проект нормативно- правового акта |
Ноябрь 2021 года |
Министерство юстиции, Министерство здравоохранения, МВД, Верховный суд, Генеральная прокуратура, ЦРЭТ |
II. РАСШИРЕНИЕ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ПРАКТИКИ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И НАДЕЖНОСТИ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
|
||||
7. |
Поэтапное внедрение в практику новых видов судебной экспертизы с учетом потребностей учреждений судебной экспертизы в квалифицированных заключениях судебной экспертизы правоохранительных органов, законных прав физических и юридических лиц, а также передового зарубежного опыта.
|
Организационные меры |
2021-2023 годы |
Министерство юстиции, Академия наук, МВД, Генеральная прокуратура, Министерство здравоохранения, ЦРЭТ, заинтересованные министерства и ведомства
|
8. |
Выделение грантов на внедрение новых видов судебной экспертизы. |
Организационные меры |
2021-2023 годы |
Министерство инновационного развития, Министерство юстиции
|
9. |
Внедрение дополнительных видов исследований экспертизы в территориальных отделениях Республиканского центра судебной экспертизы имени Х. Сулеймановой при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (далее - РЦСЭ) с учетом необходимых потребностей и имеющихся возможностей на местах. В частности, поэтапное создание в городах Фергане, Термезе, Ургенче - лабораторий судебно-биологической экспертизы ДНК человека, в городе Самарканде - лаборатории судебно-биологической экспертизы ДНК человека и лаборатории криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий.
|
Проект нормативно- правового акта |
Сентябрь 2021 года |
Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, Академия наук |
10. |
Внедрение (интеграция) единой информационной системы "E-ekspertiza", предназначенной для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки данных о судебных экспертах и экспертизе, а также обеспечение всех видов информационного взаимодействия с организациями, причастными к осуществлению экспертных действий. |
Проект нормативно- правового акта |
Март 2022 года |
Министерство юстиции, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, МВД, ЦРЭТ, Министерство здравоохранения, Генеральная прокуратура, Верховный суд, заинтересованные министерства и ведомства
|
11. |
Проведение международной аккредитации лабораторий государственных учреждений судебной экспертизы с обеспечением их соответствия международным научно-техническим требованиям в целях обеспечения признания и применения в международном масштабе экспертных заключений.
|
Программа мер |
2021-2023 годы |
Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, Узбекское агентство по техническому регулированию |
12. |
Оценка в рейтинговой системе деятельности судебных экспертов на основе их профессиональной дееспособности, качества проведенных судебных экспертиз и других критериев.
|
Проект нормативно- правового акта |
Май 2022 года |
Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, СГБ, Министерство обороны, ЦРЭТ |
13. |
Формирование электронной базы данных о деятельности судебных экспертов путем ведения их единого реестра. |
Организационные меры |
2021-2022 годы |
Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, СГБ, Министерство обороны, ЦРЭТ
|
14. |
Широкое внедрение в судебно-экспертную сферу современных информационных технологий и инноваций, в том числе создание информационного портала судебной экспертизы, направленного на доведение до населения информации о судебно-экспертной деятельности.
|
Организационные меры |
2021-2022 годы |
Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, ЦРЭТ |
15. |
Предоставление учреждениям, занимающимся научной деятельностью, права на осуществление судебно-экспертных исследований по направлениям своей деятельности.
|
Проект нормативно- правового акта |
Май 2022 года |
Министерство юстиции, Палата адвокатов, Верховный суд, Генеральная прокуратура, МВД, СГБ, ЦРЭТ |
III. РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВКЛЮЧАЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ И РЕГЛАМЕНТОВ, А ТАКЖЕ ВНЕДРЕНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ В СФЕРУ
|
||||
16. |
Определение мер по созданию Научно-исследовательского института судебной экспертизы. |
Проект нормативно- правового акта |
Август 2021 года |
Министерство юстиции, Министерство здравоохранения, Верховный суд, Генеральная прокуратура, МВД, СГБ, ЦРЭТ, заинтересованные министерства и ведомства
|
17. |
Систематизация методических пособий, имеющихся в сфере судебной экспертизы, в целях их критического рассмотрения и гармонизации с практикой. |
Программа мер |
2021-2023 годы |
Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, Министерство обороны, СГБ
|
18. |
Организация в РЦСЭ деятельности отдельного Совета по присуждению ученых степеней доктора философии (PhD) и доктора наук (DSc) по специальности "судебная экспертиза".
|
Организационные меры |
Апрель 2022 года |
Министерство юстиции, ВАК, МВД, Министерство здравоохранения, ЦРЭТ |
19. |
Дальнейшее совершенствование научных основ решения судебно-экспертных задач и разработка единых научно-методических подходов.
|
Организационные меры |
2021-2022 годы на основе программы |
Министерство юстиции, ВАК, МВД, Министерство здравоохранения |
20. |
Совершенствование системы оказания методической помощи судам и правоохранительным органам государственными учреждениями судебной экспертизы, в том числе издание практических пособий и другой литературы по вопросам назначения для них судебных экспертиз и использование их.
|
Организационные меры |
2021-2022 годы на основе программы |
Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, СГБ, ЦРЭТ |
21. |
Принятие мер по разработке органами юстиции конкретных, глубоких и научно обоснованных предложений и действенных механизмов по комплексному изучению и системному решению проблем в судебно-экспертной сфере на основе конкретного плана работы.
|
Организационные меры |
2021-2022 годы на основе программы |
Министерство юстиции |
22. |
Приведение имеющейся методологии в судебно-экспертной сфере в соответствие с международными стандартами и требованиями путем их критического рассмотрения. |
Программа мер |
2021-2022 годы на основе программы |
Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, СГБ, ЦРЭТ, Узбекское агентство по техническому регулированию
|
23. |
Реализация фундаментальных, прикладных и инновационных исследований, программ и проектов по исследованию актуальных проблем судебно-экспертной деятельности на основе конкретного плана-графика. |
Программа мер |
2021-2023 годы на основе программы |
Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, Академия наук, Министерство инновационного развития
|
24. |
Подготовка учебников нового поколения в сфере судебной экспертизы и криминалистики с привлечением ученых и специалистов, в том числе зарубежных ученых.
|
Организационные меры |
2021-2022 годы на основе программы |
ТГЮУ, Академия МВД, Академия Генеральной прокуратуры |
25. |
Создание словаря терминов в сфере судебной экспертизы и криминалистики. |
Организационные меры |
Декабрь 2021 года |
ТГЮУ, Академия МВД, Академия Генеральной прокуратуры
|
26. |
Создание электронного научного журнала "Судебная экспертиза Узбекистана". |
Организационные меры |
Октябрь 2021 года |
РЦСЭ, ТГЮУ, Академия МВД, Академия Генеральной прокуратуры
|
27. |
Реализация комплекса организационно-правовых мер по созданию единой базы данных о геномной информации по лицам, осужденным за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, биологическим следам, оставленным преступниками, неопознанным трупам, лицам, без вести пропавшим.
|
Организационные меры |
2021-2023 годы на основе программы |
МВД, Министерство юстиции, Министерство здравоохранения, Верховный суд, Генеральная прокуратура, СГБ |
IV. ПОВЫШЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА КАДРОВ СУДЕБНО- ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ
|
||||
28. |
Налаживание осуществления подготовки кадров в сфере судебной экспертизы на курсах по подготовке экспертов по соответствующим видам экспертизы, продолжительностью не менее шести месяцев, в период обучения в бакалавриате или магистратуре по принципу дуального образования на договорной основе.
|
Организационные меры |
Август 2021 года |
Министерство юстиции, Министерство высшего и среднего специального образования, Верховный суд, Генеральная прокуратура, МВД, СГБ, ЦРЭТ |
29. |
Повышение качества переподготовки и повышения квалификации экспертов путем создания учебных кафедр в РЦСЭ, в которых постоянную деятельность осуществляют профессора-преподаватели. |
Организационные меры |
Июль 2022 года |
Министерство юстиции, Министерство высшего и среднего специального образования, Верховный суд, Генеральная прокуратура, МВД
|
30. |
Улучшение качества переподготовки и повышения квалификации государственных и негосударственных судебных экспертов путем широкого внедрения в сферу инновационных методов и форм обучения, а также повышение квалификации судебных экспертов на основе кредитно-модульной системы.
|
Организационные меры |
Июль 2022 года |
Министерство юстиции, Министерство высшего и среднего специального образования, Верховный суд, Генеральная прокуратура, МВД |
31. |
Внедрение системы повышения профессиональной квалификации судебных экспертов на рабочем месте без отрыва от производства. |
Организационные меры |
Июль 2022 года |
Министерство юстиции, Министерство высшего и среднего специального образования, Верховный суд, Генеральная прокуратура, МВД, ЦРЭТ
|
32. |
Расширение сотрудничества с зарубежными судебно-экспертными организациями в области повышения профессиональных знаний и квалификации судебных экспертов, при этом налаживание ежегодного повышения квалификации и стажировки не менее 10 судебных экспертов в год в зарубежных государствах за счет грантовых средств.
|
Программа мер |
На основе программы |
Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, Министерство инновационного развития, ЦРЭТ |
33. |
Организация на постоянной основе для сотрудников органов дознания, следствия, предварительного следствия и судов адресных учебных семинаров (вебинаров) о методах сбора, хранения и представления объектов исследования, необходимых для проведения судебной экспертизы.
|
Программа мер |
На основе программы |
Министерство юстиции, Верховный суд, Генеральная прокуратура, МВД, СГБ, Палата адвокатов, ЦРЭТ |
34. |
Широкое привлечение к процессам повышения квалификации специалистов судебно-экспертной сферы зарубежных государств в качестве лекторов и преподавателей.
|
Организационные меры |
2021-2023 годы |
Министерство юстиции, Министерство высшего и среднего специального образования, Верховный суд, МВД |
35. |
Создание в учреждениях экспертизы соответствующих условий и финансовых возможностей для кадров с ученой степенью в целях повышения научного потенциала кадров, поддержки повышения работниками профессионального и научного потенциала на постоянной основе.
|
Организационные меры |
Август 2022 года |
Министерство юстиции, Министерство здравоохранения, МВД |
V. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
|
||||
36. |
Создание Объединения негосударственных организаций судебной экспертизы и частных экспертов.
|
Организационные меры |
Сентябрь 2022 года |
Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения |
37. |
Проведение мониторинга профессиональной дееспособности негосударственных судебных экспертов и качества проведенной судебной экспертизы.
|
Организационные меры |
Сентябрь 2022 года |
Министерство юстиции |
38. |
Внедрение института частных экспертов, занимающихся индивидуальной негосударственной судебно-экспертной деятельностью.
|
Проект нормативно- правового акта |
Май 2022 года |
Министерство юстиции |
VI. РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
||||
39. |
Вступление в членство Азиатской сети учреждений судебной экспертизы (Asian Forensic Sciences Network - AFSN). |
Организационные меры |
2021-2023 годы |
Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, Министерство иностранных дел
|
40. |
Разработка на основе анализа наиболее актуальных проблем судебно-экспертной деятельности программы реализации фундаментальных, прикладных и инновационных исследований, программ и проектов, в том числе с привлечением национальных, зарубежных и международных грантов. |
Организационные меры |
2021-2023 годы |
Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство инновационного развития, Министерство иностранных дел
|
41. |
Заключение международных документов, реализация совместных программ с ведущими зарубежными судебно-экспертными, научно-исследовательскими и другими организациями. |
Организационные меры |
2021-2023 годы |
Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, Министерство иностранных дел, Министерство финансов, СГБ, ЦРЭТ
|
42. |
Усиление работ по организации для судебных экспертов нашей страны зарубежных стажировок, семинаров и учебных курсов с участием международных экспертов. |
Организационные меры |
2021-2023 годы |
Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, Министерство иностранных дел, Министерство финансов, СГБ, ЦРЭТ
|
43. |
Разработка порядка оказания услуг учреждениями и организациями судебной экспертизы Республики Узбекистан зарубежным организациям и иностранным гражданам с целью широкого использования ими возможностей судебной экспертизы.
|
Проекты нормативно- правовых актов |
Сентябрь 2022 года |
Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, Верховный суд, Генеральная прокуратура, РЦСЭ |
44. |
Организация участия на регулярной основе судебных экспертов в международных научно-практических конференциях, в том числе международных мероприятиях, проводимых под эгидой Всемирной ассоциации судебных экспертов (IAFS).
|
Организационные меры |
2021-2023 годы |
Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, Министерство иностранных дел |
45. |
Создание в соответствии с действующим законодательством технического комитета в целях внедрения в деятельность учреждений судебной экспертизы межгосударственных и международных стандартов, вступление в членство и обеспечение участия в деятельности межгосударственных и международных технических комитетов.
|
Программа мер |
2021-2022 годы на основе программы |
Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, Министерство иностранных дел, СГБ, ЦРЭТ, Узбекское агентство по техническому регулированию |
VII. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
||||
46. |
Обеспечение государственных учреждений судебной экспертизы зданиями и сооружениями, соответствующими требованиям международного стандарта ISO/IEC 17025. |
Организационные меры |
Август 2022 года |
Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, СГБ, ЦРЭТ, Министерство финансов, заинтересованные министерства и ведомства
|
47. |
Реализация годовой программы по закупке программного обеспечения, реактивов, реагентов, расходных материалов, а также оборудования и инвентаря. |
Организационные меры |
2022-2023 годы на основе программы |
Министерство финансов, Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, СГБ, ЦРЭТ, Министерство иностранных дел
|
48. |
Обеспечение подключения государственных организаций судебной экспертизы к высокоскоростной сети Интернет в установленном порядке. |
Организационные меры |
Декабрь 2021 года |
Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, СГБ, ЦРЭТ, заинтересованные министерства и ведомства
|
49. |
Усиление социальной защиты работников государственных судебно-экспертных учреждений. |
Организационные меры |
2022-2023 годы на основе программы |
Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, заинтересованные министерства и ведомства
|
50. |
В целях качественного проведения в установленные сроки исследований экспертизы - оснащение выездных лабораторий. |
Организационные меры |
2022-2023 годы |
МВД, Министерство юстиции, СГБ, ЦРЭТ, Министерство здравоохранения, заинтересованные министерства и ведомства
|
51. |
Улучшение жилищных условий работников государственных учреждений судебной экспертизы путем выделения им земельных участков в установленном порядке на основе государственно-частного партнерства. |
Организационные меры |
2021-2022 годы |
Министерство юстиции, Министерство строительства, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента
|
Примечания:
1. Исходя из предмета и сферы регулирования правовых отношений формы реализации мероприятий могут меняться, а разрабатываемые нормативно-правовые акты и другие документы - объединяться.
2. При объединении двух и более пунктов сроком исполнения определяется наиболее поздний срок, установленный для объединяемых пунктов.
к Указу Президента РУз
от 05.07.2021 г. N УП-6256
СОСТАВ
Совета по реализации Концепции
по развитию судебно-экспертной деятельности
в Республике Узбекистан на 2021-2025 годы
|
||
Кутбиддинов И.А. |
- |
ответственный работник Администрации Президента Республики Узбекистан
|
Мавланов А.Ю. |
- |
заместитель Генерального прокурора
|
Муслимов И.Т. |
- |
заместитель председателя Верховного суда
|
Абдулхаков Я.А. |
- |
заместитель министра внутренних дел
|
Каршиев Х.А. |
- |
заместитель министра обороны
|
Сабиров У.Ю. |
- |
заместитель министра здравоохранения
|
Бузрукхонов С.М. |
- |
заместитель министра высшего и среднего специального образования
|
Турдикулова Ш.У. |
- |
заместитель министра инновационного развития
|
Шукуров Ж.Н. |
- |
заместитель генерального директора Агентства по техническому регулированию
|
- |
начальник Управления юридического образования и судебной экспертизы, секретарь Совета |
Примечание. При переходе членов Совета на другую работу в его состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности, либо лица, на которых возложено выполнение соответствующих функций.
к Указу Президента РУз
от 05.07.2021 г. N УП-6256
ПЕРЕЧЕНЬ
видов экспертизы и исследований,
внедряемых в 2021-2025 годах
N |
Виды экспертизы и исследования
|
Наименование ответственных организаций и учреждений |
Сроки реализации |
1. |
Судебно-налоговая экспертиза |
РЦСЭ, Банковско-финансовая академия
|
2021 год на основе программы |
2. |
Экспертиза оценки пищевых продуктов |
РЦСЭ, Ташкентский государственный аграрный университет, Ташкентский государственный экономический университет
|
|
3. |
Экспертиза радиотехники |
РЦСЭ, Ташкентский университет информационных технологий
|
2022-2023 годы на основе программы |
4. |
Криминалистическая экспертиза холодного оружия |
РЦСЭ, Академия МВД
|
|
5. |
Исследование по определению упущенной прибыли в банковской сфере |
РЦСЭ, Ташкентский государственный экономический университет, Банковско-финансовая академия
|
|
6. |
Исследование судебной психолого-филологической экспертизы |
РЦСЭ, Ассоциация психологов Узбекистана, Национальный университет Узбекистана, Ташкентский государственный университет узбекского языка и литературы имени Алишера Навои
|
|
Судебно-экономическая экспертиза в сфере интеллектуальной собственности
|
РЦСЭ
|
2023-2024 годы на основе программы |
|
8. |
Судебно-товароведческая экспертиза аудиовизуального и программного продукта
|
РЦСЭ, Ташкентский университет информационных технологий
|
|
9. |
Дендрологическая экспертиза |
РЦСЭ, Ташкентский ботанический сад имени Ф.Н. Русанова Академии наук Республики Узбекистан, Научно-исследовательский институт лесного хозяйства
|
|
10. |
Взрывотехническая экспертиза газовых и электротехнических объектов
|
РЦСЭ, ГЭКЦ МВД, Академия МЧС
|
2023-2024 годы на основе программы |
11. |
Определение технического состояния зданий и сооружений |
РЦСЭ, Ташкентский архитектурно-строительный институт
|
|
12. |
Психофизиологическая экспертиза |
РЦСЭ, Ассоциация психологов Узбекистана, Национальный университет Узбекистана
|
|
13. |
Видеотехническая экспертиза |
РЦСЭ, Ташкентский университет информационных технологий
|
|
14. |
Фототехническая экспертиза |
РЦСЭ, Ташкентский университет информационных технологий, Узбекский государственный институт искусства и культуры
|
|
15. |
Исследование по определению химического состава продукции парфюмерной промышленности
|
РЦСЭ, Ташкентский химико-технологический институт
|
2024-2025 годы на основе программы |
16. |
Исследование строительных материалов |
РЦСЭ, Ташкентский архитектурно-строительный институт
|
к Указу Президента РУз
от 05.07.2021 г. N УП-6256
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ,
вносимые в некоторые акты Президента
Республики Узбекистан
1. В абзаце четвертом подпункта "а" пункта 8 Указа Президента Республики Узбекистан от 3 октября 2019 года N УП-5843 "О мерах по кардинальному совершенствованию кадровой политики и системы государственной гражданской службы в Республике Узбекистан" после слов "государственных органов и организаций" дополнить словами "(за исключением Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, Государственного таможенного комитета и их подведомственных организаций)".
2. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 17 января 2019 года N ПП-4125 "О мерах по дальнейшему совершенствованию судебно-экспертной деятельности":
а) в пункте 2:
дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
"подготовка кадров в сфере судебной экспертизы может осуществляться на курсах по подготовке экспертов по соответствующим видам экспертизы, продолжительностью не менее шести месяцев, в период обучения в бакалавриате или магистратуре по принципу дуального образования на договорной основе";
абзацы четвертый - восьмой считать соответственно абзацами пятым - девятым;
б) пункт 5 считать утратившим силу.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 6 июля 2021 г.