ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2021 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 11 по 17 сентября 2021 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

         

(за период с 11 по 17 сентября 2021 г.)

       

Формируется общий рынок труда

        

В гражданский процесс внедряется институт упрощенного производства

       

Снижена административная и налоговая нагрузка

        

НГМК построит комплекс по добыче и переработке золотой руды

       

Упрощен порядок заключения договоров

         

Установлена новая дата Дня сотрудников органов СГБ

          

Введены новые льготы для участников СЭЗ

       

В Налоговый кодекс внесены изменения

      

На отдельных территориях Узбекистана вводится

особый порядок налогообложения

        

Обеспечение сейсмической безопасности урегулировано законом

        

Предприниматели построят жилье для студентов на основе ГЧП

        

Утверждены новые схемы оформления идентификационных ID-карт

          

Вводятся должности региональных представителей Омбудсмана

по правам человека

           

Причины совершения преступлений будут анализироваться

       

Создаются таможенные посты удаленного электронного декларирования



Постановлением Президента Республики Узбекистан от 16.09.2021 г. N ПП-5245 утверждено Соглашение о сотрудничестве в сфере содействия занятости населения государств - участников Содружества независимых государств.


Документ был подписан 28 мая 2021 года в г. Минске на заседании Совета глав правительств государств - участников СНГ. Он является первым многосторонним международным договором в сфере занятости населения.

Компетентным органом, ответственным за его реализацию, определено Минтруда.

Целями Соглашения являются:

q выработка согласованных подходов к решению проблем и устранению барьеров при формировании общего рынка труда;

q сотрудничество и взаимопомощь при разработке и повышении эффективности мер, программ и услуг, направленных на содействие занятости населения, и снижение уровня безработицы в государствах - участниках Соглашения;

q обеспечение прав граждан государств - участников СНГ на свободу передвижения и осуществление трудовой деятельности.

В рамках Соглашения предусматривается сотрудничество по 11 ключевым направлениям:

q создание условий для формирования общего рынка труда;

q повышение эффективности мер, программ и услуг, направленных на решение проблем занятости населения и регулирования трудовой миграции;

q устранение коммуникационных барьеров, в том числе путем разработки программ по обучению трудящихся - мигрантов государств-участников СНГ языку, основам и особенностям истории, культуры и права государства трудоустройства;

q разработка и реализация коротких практико-ориентированных программ обучения по международным стандартам;

q создание системы взаимного признания компетенций по результатам независимой оценки компетенции по международным методикам;

q расширение возможностей для трудоустройства отдельных групп населения, испытывающих трудности в поиске работы;

q повышение мобильности трудовых ресурсов;

q развитие и интеграция информационных систем;

q снижение неформальной занятости;

q развитие и внедрение системы организованного набора и привлечения трудящихся - мигрантов из государств - участников СНГ для осуществления временной трудовой деятельности на территориях государств - участников СНГ;

q противодействие нелегальной трудовой деятельности, в том числе осуществляемой трудящимися-мигрантами.


* * *



Принят Закон Республики Узбекистан от 16.09.2021 г. N ЗРУ-716 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с созданием более благоприятных условий для обращения в суд и внедрением порядка упрощенного производства в гражданском процессе".


Им внесен ряд изменений и дополнений в ГПК, УПК, ЭПК, КоАО и КоАС.

Во-первых, установлено, что теперь в судебных документах (определениях, решениях, приговорах, апелляционных и кассационных жалобах (протестах), протоколах и др.) наряду с прочими сведениями должен быть указан номер судебного дела.

В связи с созданием возможности получения судебных документов судьей по номеру дела через информационную систему "E-XSUD" также исключаются нормы о необходимости приложения копий судебных актов, заверенных судом, которые предусмотрены по содержанию апелляционных и кассационных жалоб и основаниям их возвращения.

Во-вторых, ГПК дополнен главой 25-1 "Упрощенное производство", в которой определены:

q дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства, порядок и особенности их рассмотрения;

q требования к исковому заявлению решению суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства.

В порядке упрощенного производства рассматриваются дела по исковым заявлениям, если цена иска в отношении юрлиц не превышает 20, в отношении индивидуальных предпринимателей - 10, а в отношении физлиц - 5 БРВ.

Исковое заявление по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 189 ГПК.

О принятии заявления к производству и возбуждении дела суд выносит определение, в котором указывает на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства и дату рассмотрения дела.

Одновременно с определением суд немедленно направляет ответчику копию искового заявления (заявления) и копии приложенных к нему документов по почте или в виде электронного документа через информационную систему.

Суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без проведения судебного разбирательства, вызова сторон и заслушивания их объяснений в срок, не превышающий 20 дней со дня вынесения определения о принятии заявления к производству и возбуждении дела. Указанный срок  не подлежит продлению.

Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, вступает в законную силу по истечении 10 дней после его принятия, если не подана апелляционная жалоба (протест). В случае подачи апелляционной жалобы (протеста) решение, если оно не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба (протест) может быть подана в течение 10 дней после принятия решения суда и подлежит рассмотрению в течение 15 дней со дня ее поступления в суд.

Решение суда может также быть пересмотрено в кассационном порядке, в том числе повторно в суде кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Статьи 53 и 122 ГПК дополнены частью 2 и пунктом 9-1 соответственно, согласно которым отказ истца (заявителя) от искового заявления (заявления), предъявленного в защиту его прав госорганом, организацией и иным лицом является основанием для его оставления без рассмотрения, если не затрагиваются права, свободы и законные интересы третьих лиц.

В-третьих, из ЭПК исключается требование о приложении к исковому заявлению, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, доказательства о вручении ответчику копии искового заявления и приложенных к нему документов.

Теперь ответчик в 15-дневный срок со дня вынесения определения о принятии искового заявления к производству и возбуждении дела (ранее - с момента вручения ему копии искового заявления)  вправе представить суду отзыв на исковое заявление с приложением документов и доказательств, которыми он обосновывается.

Также в ЭПК установлено, что решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит принудительному исполнению (ранее - исполнялось добровольно) на основании исполнительного листа, выдаваемого судом.

Внесены также и другие изменения и дополнения.


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Указ от 15.09.20201 г. N УП-6314 "О мерах по дальнейшему снижению административной и налоговой нагрузки для субъектов предпринимательства, совершенствованию системы защиты законных интересов бизнеса".


Согласно документу с 1 октября 2021 года отменяются:

q обязательство по сдаче налоговым органам налоговой отчетности индивидуальными предпринимателями, являющимися плательщиками НДФЛ в фиксированных размерах;

q запрет на выставление на продажу и реализацию в розничной торговле некоторых готовых импортных потребительских товаров по истечении 12 месяцев с даты оформления таможенной декларации;

q ряд контрольных функций органов госуправления и органов госвласти на местах.

Установлено, что перечень государственных контрольных функций по проверке соответствия деятельности субъектов предпринимательства требованиям законодательства (далее - обязательные требования) утверждается законом. После принятия соответствующего закона не допускается осуществление государственных контрольных функций, не включенных в перечень.

В перечень проверок, проводимых в порядке уведомления уполномоченного органа, включаются проверки, связанные с осуществлением незамедлительных контрольных мероприятий для предотвращения риска нанесения ущерба жизни и здоровью граждан, общественной безопасности, окружающей среде, а также выездные налоговые проверки.

С 1 апреля 2022 года поэтапно внедряется электронный реестр обязательных требований, который формируется и ведется Уполномоченным по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

С 1 января 2022 года:

q контролирующие органы проверяют деятельность субъектов предпринимательства по вопроснику, утвержденному в установленном порядке;

q в проверке деятельности субъекта предпринимательства, являющегося членом ТПП, участвуют ее сотрудники с согласия данного субъекта предпринимательства;

q учет Книги регистрации проверок ведется в электронном виде Уполномоченным по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства;

q проведение проверок деятельности субъектов предпринимательства допускается после осуществления в установленном порядке профилактических мероприятий по предотвращению правонарушений. Исключение составляют налоговые проверки, проверки, проводимые в рамках уголовных дел и оперативно-розыскной деятельности, а также на основе обращений и сведений о нарушении актов законодательства.

Торгово-промышленной палате предоставлено полномочие по подтверждению обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), возникающих в рамках местных договоров.

С 1 января 2022 года по 1 января 2023 года ставка социального налога, установленного для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в районах республики (за исключением г. Ташкента), уменьшается в 2 раза.

Уполномоченному по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства совместно с Минюстом, ТПП и заинтересованными министерствами и ведомствами поручено до 1 апреля 2022 года обеспечить разработку и запуск информационной системы "Единый государственный контроль". Она позволит собирать, анализировать и обрабатывать большой объем данных, связанных с госконтролем в сфере предпринимательства.

С 2022 года также внедряется Индекс свободы предпринимательской деятельности. Он направлен на определение и облегчение уровня административного давления на субъектов предпринимательства, а также предотвращение правонарушений.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 10.09.2021 г. N 569 "Об утверждении ТЭО инвестиционного проекта "Строительство комплекса по добыче и переработке золотой руды на месторождении Пистали (6-ГМЗ)".


Стоимость инвестиционного проекта составляет $274 668,9 тыс. Ввод объекта в эксплуатацию в декабре 2024 года позволит создать дополнительные мощности по добыче 4 млн тонн золотосодержащей руды в год.

Для реализации проекта привлекаются иностранные кредиты на сумму $245 070 тыс. сроком на 5 лет, с трехлетним льготным периодом.

Документом утверждены:

q Основные технико-экономические показатели ТЭО инвестиционного проекта "Строительство комплекса по добыче и переработке золотых руд на месторождении Пистали (6-ГМЗ)".

q График погашения кредитов иностранных банков по инвестиционному проекту.

АО "Навоийский горно-металлургический комбинат" - заемщик, ответственный за реализацию инвестиционного проекта, погашение и обслуживание кредитов иностранных банков.


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Указ от 14.09.2021 г. N УП-6313 "О мерах по коренному совершенствованию договорных отношений".


Согласно документу с 1 декабря 2021 года отменяются:

а) запрет на прием коммерческими банками платежей за поставленную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) за счет третьих лиц;

б) требование об обязательном установлении:

q предварительной оплаты в договорах на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), заключаемых хозяйствующими субъектами с долей государства 50% и более;

q аванса в договорах, заключаемых между производителями сельскохозяйственной и животноводческой продукции и заготовительными организациями.

Физлицам разрешается предоставлять и погашать займы между собой в иностранной валюте путем нотариального удостоверения договоров займа.

С 1 января 2022 года:

q имущество, выставленное для реализации на электронный онлайн-аукцион при исполнении судебных актов и актов иных органов, передается победителю аукциона без задолженностей и со снятыми запретами. Оно передается за счет денежных средств, поступивших от его реализации. При их недостаточности обязательство по оплате задолженности остается за его прежним владельцем - должником. В случаях непринятия имущества победителем аукциона сумма задатка возвращается в течение трех рабочих дней со дня обращения победителя аукциона по следующим основаниям:

а) несоответствие имущества, реализованного на аукционе, заявленным техническим характеристикам объекта аукциона;

б) переход имущества во владение третьих лиц до его реализации на аукционе и установление данного обстоятельства после окончания аукциона;

q сторона договора, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение обязательств по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе в дальнейшем требовать признания данного договора недействительным, если такое требование противоречит принципу добросовестности;

q в договорах, связанных с госзакупками, заключаемых хозяйствующими субъектами, в обязательном порядке устанавливаются антикоррупционные оговорки;

q в случае неуплаты юрлицами и индивидуальными предпринимателями задолженности по налоговым и таможенным платежам налоговые или таможенные органы направляют в банк распоряжение о замораживании денежных средств на счетах плательщика в размере, равном сумме задолженности, и последующем взыскании их по истечении 30 календарных дней с уведомлением об этом самого плательщика;

q публичные договоры в сфере коммунальных услуг, энергоснабжения, услуг связи, пассажирских и грузовых перевозок и в иных подобных сферах, имеющих большое социальное значение, разработанные субъектами естественных монополий, заключаются с потребителями после согласования с антимонопольным органом.

Также отменяется практика утверждения типовых договоров нормативно-правовыми актами. Исключение составляют случаи, когда законом прямо предусмотрено утверждение типовых договоров, обязательных для сторон.

Внедряется система "эскроу" при осуществлении купли-продажи продукции через электронные торговые площадки в сфере электронной коммерции и заключении сделок в иных сферах.


* * *



Законом Республики Узбекистан от 14.09.2021 г. N ЗРУ-715 26 сентября установлено Днем сотрудников органов Службы государственной безопасности Узбекистана.


Закон от 02.10.2018 г. N ЗРУ-490, которым Днем Службы государственной безопасности было установлено 5 апреля, признан утратившим силу.


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Постановление от 14.09.2021 г. N ПП-5243 "О мерах по дальнейшей поддержке участников специальных экономических зон".


В целях укрепления защиты прав и интересов инвесторов, а также обеспечения исполнения задач, определенных в рамках проведенного 20 августа 2021 года открытого диалога Президента с предпринимателями, Постановлением предусмотрено:

q в связи с отменой с 1 января 2020 года льгот по налогу на прибыль участников специальных экономических зон (далее - СЭЗ) применение неиспользованной части налоговых льгот для участников, включенных в реестр участников СЭЗ по состоянию на 1 октября 2020 года. Она применяется на срок от 3 до 10 лет с момента включения участников СЭЗ в реестр исходя из внесенного ими объема инвестиций;

q предоставление участникам СЭЗ с 15 сентября 2021 года права на отсрочку погашения (рассрочку уплаты) НДС и таможенной пошлины при производстве продукции и импорте комплектующих, сырья и материалов для собственных нужд на срок до 120 дней без начисления и истребования обеспечения оплаты процентов по ним.

Минфину и ГНК поручено строго соблюдать порядок возмещения участникам СЭЗ суммы превышения по НДС в течение 7 дней. В случаях выявления по результатам камеральной налоговой проверки необоснованности возмещенной суммы НДС данная сумма взыскивается в установленном порядке.

Мининвествнешторгу совместно с Минэкономразвития и Минфином поручено внести в Кабинет Министров:

q проект закона, предусматривающий предоставление льгот по налогу на прибыль участникам СЭЗ исходя из внесенного ими объема инвестиций;

q предложения о дальнейшем совершенствовании деятельности СЭЗ, их задачах и ожидаемых результатах.


* * *



Принят Закон Республики Узбекистан от 14.09.2021 г. N ЗРУ-714 "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан".


Им вносятся следующие изменения и дополнения в Налоговый кодекс:

q во-первых, статья 483 НК дополнена частями 4 - 6, в соответствии с которыми:

а) на период до 1 января 2022 года не принимаются меры принудительного взыскания налоговой задолженности по состоянию на 31 декабря 2020 года, а также начисление пени:

q по налогу на имущество юрлиц и земельному налогу с юрлиц для субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере туризма, транспорта и общественного питания;

q по налогу на имущество юрлиц и земельному налогу с юрлиц, начисленных и неуплаченных ими в 2020 году в связи с временными трудностями;

q по налогам, пеням и начисленным штрафам за нарушение налогового законодательства для микрофирм и малых предприятий, имеющих задолженность по состоянию на 15 мая 2020 года;

б) на период до 31 декабря 2021 года туроператоры, турагенты и субъекты, оказывающие гостиничные услуги (услуги по размещению) в сфере туризма:

q уплачивают налог на прибыль по налоговым ставкам, сниженным на 50% от установленной налоговой ставки;

q уплачивают социальный налог по налоговой ставке в размере 1%;

q освобождаются от уплаты налога на имущество юрлиц и земельного налога с юрлиц;

в) освобождаются от уплаты налога на имущество, земельного налога, налога с оборота, фиксированной суммы НДФЛ для индивидуальных предпринимателей:

q сроком до 1 января 2024 года вновь созданные субъекты предпринимательства, осуществляющие виды деятельности, определенные решением Президента как "точки роста" для каждого района и города Республики Каракалпакстан;

q сроком до 1 января 2024 года вновь созданные субъекты предпринимательства в сфере промышленности, размещенные в Тахтакупырском, Бозатауском и Шуманайском районах Республики Каракалпакстан. Они уплачивают налог на прибыль и налог за пользование водными ресурсами по налоговым ставкам, сниженным на 50% от установленной налоговой ставки;

q сроком до 1 января 2026 года вновь созданные субъекты предпринимательства, специализирующиеся на оказании услуг и размещенные на территории 45 махаллей и аулов с тяжелыми условиями в Республике Каракалпакстан, по перечню, определяемому Жокаргы Кенесом. Они также освобождаются от налога на прибыль.

Во-вторых, от уплаты сбора за приобретение и (или) временный ввоз на территорию республики автотранспортных средств освобождаются лица, приобретающие и (или) осуществляющие временный ввоз автомототранспортных средств, приводимых в движение только электрическим двигателем.

В-третьих, теперь юрлицо вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, если его доходы за предыдущий год по данным годовой финансовой отчетности составили не менее 5 млрд сумов (ранее - не менее 10 млрд сумов).

В-четвертых, изменения коснулись обязанностей органов, учреждений и организаций предоставлять сведения в налоговые органы.

Так, информацию в электронной форме в режиме реального времени в налоговые органы представляют органы:

q осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество;

q осуществляющие учет водных ресурсов по месту водопользования или водопотребления;

q уполномоченные совершать нотариальные действия.

В-пятых, определено, что за земли, занятые под рудниками и карьерами, налог уплачивается с применением коэффициента 0,1, а расположенные в богарно-пастбищной зоне - коэффициента 0,05 к налоговым ставкам, установленным Кенгашами народных депутатов районов и городов (часть 14 статьи 429 НК).

За земли, расположенные в богарно-пастбищной зоне, налог уплачивается с применением коэффициента 0,3 к налоговым ставкам, установленным Кенгашами народных депутатов районов и городов. Исключение составляют случаи, предусмотренные частью 14 статьи 429 НК.


* * *



Законом РУз "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан" от 14.09.2021 г. N ЗРУ-714 для отдельных категорий налогоплательщиков на территории республики вводится еще один специальный налоговый режим - особый порядок налогообложения отдельных территорий республики.


Раздел XXI НК "Особенности налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков" переименован в "Особенности налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков на отдельных территориях Республики Узбекистан" и дополнен главой 71-1 "Особенности налогообложения на отдельных территориях Республики Узбекистан".

Отдельными территориями Узбекистана с особым порядком налогообложения являются: Сохский район, махалля Чунгара Риштанского района, а также махалли Шахимардан, Ёрдан и ул. Таштепа - 2 махалли Хосилот Ферганского района Ферганской области.

На отдельных территориях республики налоговые ставки по налогу на прибыль, налогу с оборота и НДФЛ устанавливаются в размере 1%.

Налоговые ставки применяются по:

q налогу на прибыль - к налогоплательщикам, состоящим на учете в налоговом органе отдельных территорий и получающим доходы от деятельности, осуществляемой на отдельных территориях республики;

q НДФЛ - при осуществлении трудовой деятельности на отдельных территориях республики;

q налогу с оборота - к налогоплательщикам в части выручки, получаемой от деятельности, осуществляемой на отдельных территориях республики.

Для налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность на отдельных территориях республики, НДФЛ в фиксированных размерах уплачивается в размере 25 тыс. сумов в квартал;

По социальному налогу устанавливаются следующие налоговые ставки для:

q юрлиц (за исключением бюджетных организаций) - 1%. Она применяется к фонду оплаты труда физлиц, осуществляющих трудовую деятельность на отдельных территориях республики;

q для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на отдельных территориях республики, - в размере не менее 1 БРВ в год.

К налоговым ставкам по налогу на имущество, земельному налогу и налогу за пользование водными ресурсами, установленным в статьях 415, 422, 429, 437 и 445 НК, применяется коэффициент 0,1 в отношении объектов недвижимого имущества и земельных участков, расположенных на отдельных территориях республики, а также водных ресурсов, используемых на этих территориях.


* * *



Принят Закон Республики Узбекистан от 13.09.2021 г. N ЗРУ-713 "Об обеспечении сейсмической безопасности населения и территории Республики Узбекистан". Он состоит из 5 глав и 26 статей.


В документе применяются следующие понятия: визуальная проверка, землетрясение и ликвидация его последствий, эпицентр землетрясения, сейсмостойкость, инструментально-техническая проверка, сейсмическая уязвимость, сейсмическое районирование, сейсмически активная зона, сейсмическая опасность, сейсмическая безопасность, сейсмический риск, сейсмологические и сейсмометрические наблюдения и др.

Определены объекты обеспечения сейсмической безопасности, к числу которых относятся:

q территория административно-территориальных единиц республики;

q оборонные, промышленные, аграрные, энергетические, научно-технические комплексы, водохранилища и гидротехнические сооружения, учреждения здравоохранения, образовательные организации, общественные и жилые здания;

q объекты материального и культурного наследия;

q мосты, путепроводы, тоннели и дороги;

q инженерные и транспортные коммуникации, сети газо-, водо-, тепло- и электроснабжения.

Они, в свою очередь, по значимости делятся на следующие категории:

q I категория - объекты с низким фактором опасности;

q II категория - объекты со средним фактором опасности;

q III категория - объекты с высоким фактором опасности;

q IV категория - объекты с очень высоким фактором опасности.

В Законе также определены основные направления государственной политики и полномочия Кабинета Министров, МЧС, Минстроя, Академии наук, органов госвласти на местах в области обеспечения сейсмической безопасности.

Установлен порядок организации деятельности в области обеспечения сейсмической безопасности, включающий в себя:

q оценку сейсмической опасности;

q определение вероятности возникновения землетрясений;

q проверку и мониторинг сейсмостойкости зданий и сооружений;

q оценку сейсмического риска и его снижение;

q ликвидацию последствий землетрясения;

q оценку ущерба, причиненного в результате сильных землетрясений;

q финансирование мероприятий по восстановлению объектов, пострадавших в результате сильного землетрясения.

Также определены права и обязанности физических и юридических лиц в области обеспечения сейсмической безопасности.

Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 09.09.2021 г. N 563 "О мерах по повышению уровня охвата жильем студентов высших учебных заведений республики".


Документом установлено, что студенческие общежития будут строиться на основе государственно-частного партнерства в следующих формах:

q финансирование проектов из собственных средств предпринимателя на согласованных условиях;

q смешанное финансирование проектов за счет средств бюджета предпринимателя и государства (на строительство жилья не менее чем на 200 мест);

q финансирование проектов полностью за счет собственных средств предпринимателя (при условии строительства жилого комплекса не менее чем на 400 мест).

Хокимияты выделят вузам до 0,5 га земли из близлежащих земель для строительства жилых домов.

На земельном участке или в здании, принадлежащем предпринимателю, будет внедрена система предоставления жилья не менее чем на 50 человек. При этом оплата за жилье согласовывается с вузом. За каждого проживающего там студента предпринимателю предоставляется субсидия в 10 БРВ в г. Ташкенте и 5 БРВ в других регионах за один учебный год.

Министерству финансов поручено совместно с ГНК подготовить проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс об освобождении от налогообложения доходов физических лиц, сдающих жилье в аренду студентам.

К предпринимателям, открывающим столовые и буфеты вузов, применяются минимальные ставки арендной платы за пользование государственной недвижимостью. При этом предприниматели берут на себя обязательство готовить и продавать качественные продукты питания и блюда для студентов и продавать их по низким ценам.

С 1 сентября 2021 года упраздняется институт куратора групп по работе со студентами. Для студентов 1-3 курсов вводится практика прикрепления к группам "тьюторов", которые будут заниматься мониторингом и помощью в решении социальных проблем. Должность "тьютор" вводится за счет 1 штатной единицы на каждые 120-150 студентов по ставке, приравненной к ставке учителя-стажера.

Всего в стране планируется построить 228 студенческих общежитий, в том числе в 2022 году - 47, в 2023 -  67, в 2024 - 62, в 2025 году - 52 студенческих общежитий.


* * *



Принят Указ Президента РУз от 10.09.2021 г. N УП-6311 "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Республики Узбекистан".


Им внесены следующие изменения и дополнения:

q во-первых, в пункте 5 Указа Президента РУз от 02.12.2016 г. N УП-4861 отменен въездной сбор в размере $50 для граждан КНР (в составе туристских групп), США и Вьетнама, достигших 55 лет и въезжающих в Узбекистан в туристских целях на срок не более 30 дней.

Во-вторых, приложения NN 1, 2 к Указу Президента от 22.09.2020 г. N УП-6065 дополнены пунктами 20-1 и 21-1, согласно которым при выдаче идентификационных ID-карт гражданам, достигшим 16-летнего возраста, они одновременно ставятся на учет в органах налоговой службы в качестве налогоплательщиков, а также в накопительной пенсионной системе. При обмене ID-карты в связи с изменением биографических данных гражданина, сведения об этом предоставляются в режиме реального времени в ГНК и АК "Халк банки".

Также утверждены в новой редакции схемы оформления идентификационной ID-карты гражданина Республики Узбекистан, гражданина иностранного государства и лица без гражданства, постоянно проживающих в Узбекистане.

В-третьих, в Тарифе консульских сборов Республики Узбекистан (утверждены Постановлением Президента РУз от 24.12.2013 г. N ПП-2095):

а) примечание статьи 4 дополнено абзацем, в соответствии с которым консульский сбор за оформление многократной визы сроком до 1 года иностранным гражданам и лицам без гражданства, обучающимся в высших образовательных учреждениях в Узбекистане, взимается в размере $175, если иное не предусмотрено международными договорами Узбекистана, в том числе в случае применения принципа паритета;

б) в графе "За удостоверение доверенностей на право управления транспортных средств с отчуждением имущества, подлежащего специальной регистрации" статьи 12 определен размер сбора:

q супругам, родителям, детям и внукам 5% от установленной ставки;

q братьям и сестрам 15% от установленной ставки.

В-четвертых, пункт 17 Положения о порядке выезда за границу граждан Республики Узбекистан (утверждено Постановлением Президента РУз от 26.12.2018 г. N ПП-4079) дополнен абзацем, в соответствии с которым граждане могут направить заявление-анкету о получении биометрического паспорта о выезде за границу через ЕПИГУ. При этом подтверждение заявления-анкеты электронной цифровой подписью или другими средствами идентификации лица не требуется.

Внесены также и другие изменения и дополнения.


* * *



Принят Указ Президента РУз от 10.09.2021 г. N УП-6312 "О мерах по совершенствованию деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана)".


Документом одобрено предложение палат Олий Мажлиса о введении на местах должностей региональных представителей Омбудсмана, работающих на постоянной основе.

Основными задачами региональных представителей Омбудсмана являются:

q обеспечение соблюдения прав, свобод и законных интересов человека, организация и проведение мониторинга прав человека;

q прием и рассмотрение жалоб граждан, содействие восстановлению их нарушенных прав;

q организация по собственной инициативе или просьбе автора обращения его рассмотрения с участием экспертов, специалистов и представителей заинтересованных организаций;

q проведение встреч и бесед с задержанными, заключенными под стражу, лицами, отбывающими административное наказание, и осужденными к лишению свободы;

q проведение информационно-просветительской работы в сфере соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов человека совместно с органами госвласти на местах, представителями СМИ и другими институтами гражданского общества.

Региональные представители Омбудсмана в своей деятельности непосредственно подотчетны Омбудсману. Они ежегодно представляют доклад о состоянии соблюдения прав, свобод и законных интересов человека в регионах соответственно в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей и г. Ташкента.

Также утвержден План комплексных мер по совершенствованию деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана).


* * *



Постановлением Кабинетом Министров РУз от 10.09.2021 г. N 565 утверждено Положение о порядке обсуждения причин и условий совершения преступлений.


Положение предусматривает:

q порядок организации и проведения обсуждения причин и условий совершения преступлений;

q перечень государственных органов и организаций, представители которых обязаны участвовать в обсуждении, в зависимости от вида и характера преступления;

q рабочий орган и его задачи по обобщению и ведению учета информации по совершенным преступлениям и лицам, в отношении которых обвинительный приговор суда вступил в законную силу.

Обсуждение причин и условий совершения преступлений проводится:

q по обстоятельствам совершенного преступления - в махалле по территории совершения преступления, в трехдневный срок со дня возбуждения уголовного дела;

q в отношении лица, совершившего преступление, - в махалле по месту его жительства в течение трех дней со дня поступления в органы внутренних дел вступившего в законную силу обвинительного приговора суда.

Обсуждение причин и условий совершения тяжких и особо тяжких преступлений осуществляется на уровне секторов Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, а также со стороны руководителей госорганов и организаций при участии представителей общественности. По преступлениям, являющимся менее тяжкими и не представляющими большой общественной опасности, - на уровне районных (городских) секторов, со стороны руководителей госорганов и организаций при участии представителей общественности.

В процессе обсуждения причин и условий совершения преступлений не допускается:

q обсуждение содержания уголовного дела;

q раскрытие сведений о лицах, причастных к преступлению;

q обсуждение вопроса виновности лица в преступлении;

q участие виновного лица в обсуждении.


* * *



Принят Указ Президента РУз от 10.09.2021 г. N УП-6310 "Об упрощении таможенных процедур и дальнейшем совершенствовании организационной структуры органов государственной таможенной службы".


Документом одобрено предложение Государственного таможенного комитета (ГТК) о создании внекатегорированных таможенных постов удаленного электронного декларирования.

С 1 октября текущего года они появятся в управлениях ГТК по Ташкентской, Сырдарьинской, Кашкадарьинской и Хорезмской областям. С 1 апреля 2022 года - поэтапно в других территориальных управлениях ГТК.

С 1 октября 2021 года:

q таможенные посты удаленного электронного декларирования будут проводить удаленное таможенное оформление электронных грузовых таможенных деклараций, представленных участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД);

q сотрудникам групп по работе с инспекционно-досмотровыми комплексами (сканерами) приграничных таможенных постов выплачивается ежемесячная надбавка в размере 40% должностного оклада за вредные условия труда за счет средств Госбюджета.

С 1 декабря 2021 года в пунктах пропуска автомобилей через Государственную границу Узбекистана:

q задачи проверки и оформления соответствующей документации на товары ветеринарных и фитосанитарных органов выполняются посредством таможенной информационной системы "Единое окно" или интегрированных с ней информационных систем;

q отменяется проставление печати и регистрации товарно-транспортных документов ветеринарными и фитосанитарными органами;

q внедряется практика предоплаты всех подлежащих уплате сборов на основе единого счета-фактуры до въезда транспортных средств в пограничный пункт.

С 1 января 2022 года:

q излишне уплаченные или взысканные таможенные платежи возвращаются участникам ВЭД в течение трех рабочих дней после принятия таможенными органами решения об их возврате;

q минимальный срок отсрочки либо рассрочки оплаты таможенных платежей составляет 14 дней. В течение данного срока проценты не взимаются, при превышении минимального срока отсрочки или рассрочки оплаты проценты начисляются полностью на весь период;

q размер доначисленных таможенных платежей, не подлежащих взысканию и возврату, устанавливается до 20%  БРВ;

q внедряется практика условного выпуска товаров до завершения экспертизы на определение кода товаров в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД, назначенной таможенным органом, с обеспечением оплаты таможенных платежей;

q создается возможность представления единого обеспечения для обеспечения исполнения обязательств по оплате таможенных платежей участника ВЭД в рамках нескольких таможенных операций;

q по заявлению участника ВЭД таможенными органами принимается предварительное решение для определения суммы таможенных платежей, подлежащих к уплате по товарам.

В структуре ГТК создается Центральная таможенная лаборатория со статусом обособленного юрлица. Она будет определять состав никотиносодержащей продукции и спиртных напитков, оказывать услуги, связанные с проведением экспертизы и сертификацией товаров, а также проводить экспертизу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и иные виды судебно-криминалистической экспертизы.



























































Время: 0.0042
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск