язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Образование. Наука. Культура/ Образование/ Средне-специальное профессиональное образование (академические лицеи, профессиональные колледжи)/ Программа развития деятельности спортивно-образовательных учреждений до 2025 года (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 05.11.2021 г. N ПП-5280)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 05.11.2021 г. N ПП-5280



ПРОГРАММА

развития деятельности спортивно-

образовательных учреждений

до 2025 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Программа развития деятельности спортивно-образовательных учреждений до 2025 года разработана в целях обеспечения исполнения постановления Президента Республики Узбекистан от 25 июня 2021 года N ПП-5160 "О мерах по обеспечению участия спортивной делегации Узбекистана в XXXII летних Олимпийских и XVI Паралимпийских играх, проводимых в городе Токио (Япония) в 2021 году, и дальнейшему развитию олимпийских видов спорта".

Программа определяет цели, задачи, приоритетные направления, перспективные этапы развития системы спортивного образования и является основой для разработки по ним программ и комплексных мер.



ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

СИСТЕМЫ СПОРТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Развитие системы спортивного образования осуществляется в соответствии со следующими приоритетными направлениями:


а) качественное обновление содержания системы спортивного образования, а также подготовка, переподготовка и повышение квалификации квалифицированных профессиональных педагогических кадров:

совершенствование системы подготовки педагогических кадров путем разработки учебных материалов и педагогической оценки высших образовательных учреждений по подготовке тренеров-преподавателей, обратив особое внимание на педагогическую, дидактическую, практическую педагогическую психологию, методику, общепрофессиональные и специальные дисциплины;

пересмотр деятельности центров подготовки и переподготовки тренеров-преподавателей, предусмотрев усвоение современных теорий преподавания, понимание педагогической психологии, педагогическую компетентность и овладение основами индивидуально-ориентированных подходов;

поэтапное увеличение качественного состава тренеров-преподавателей в спортивно-образовательных учреждениях, в частности, количества тренеров со степенью бакалавра;

поддержка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров для системы спортивного образования, включая стимулирование привлечения молодых кадров;

формирование инфраструктуры спортивного образования, предоставляющей возможность тренерам спортивных школ с минимальным количеством учащихся, расположенных прежде всего в отдаленных и труднодоступных районах, осваивать дополнительно новые специальности и квалификации;

разработка стандартизированной программы по подготовке руководящих кадров в области спортивного образования и создание системы повышения квалификации по направлению "Менеджмент в области спортивного образования";

внедрение практики отбора на конкурсной основе среди кандидатов на должности руководящих работников спортивно-образовательных учреждений, усиление их поощрения;

повышение эффективности и расширение охвата системы дистанционного повышения квалификации и переподготовки тренеров-преподавателей;

обновление содержания и методов обучения на курсах повышения квалификации и переподготовки, пересмотр системы оценки;

увеличение квот приема на заочные и вечерние направления образования соответствующих высших образовательных учреждений по подготовке тренеров, внедрение механизма установления льготных квот приема в рамках общих квот приема для абитуриентов из отдаленных и труднодоступных регионов с высокой потребностью в тренерах на основе обоснованной рекомендации Министерства молодежной политики и спорта;

создание национальной системы оценки уровня качества спортсмена с использованием международного опыта, направленного на оценку общего и специального физического и технико-тактического уровня учащихся-спортсменов;

внедрение новых методов определения приобретаемых практических навыков для внедрения квалификационных требований тренеров, а также обновленных стандартов;

совершенствование механизма профессиональной поддержки и совместной работы молодых тренеров с учетом роста их служебного положения;

совершенствование рейтинговой системы оценки эффективности деятельности спортивно-образовательных учреждений;

пересмотр учредительных документов спортивно-образовательных учреждений, внедрение современного управления, повышение их ответственности перед спортсменами, тренерами и обществом;

имплементация международных норм и стандартов, направленных на создание благоприятных условий для развития системы спортивного образования;


б) совершенствование системы проведения конкретной целенаправленной работы с одаренной и талантливой молодежью:

пересмотр механизмов проведения спортивных соревнований и обеспечение прозрачности в определении способных, талантливых спортсменов, приведение критериев оценки в соответствие с международными правилами и критериями;

создание спортивных школ, включая их филиалы;

формирование контингента центров по подготовке к олимпийским и паралимпийским видам спорта по олимпийским и паралимпийским видам спорта;

привлечение тренерского коллектива республиканских школ высшего спортивного мастерства, обладающего научным потенциалом, к работе с одаренными учащимися в спортивных школах и оценке качества их спортивного уровня;

обеспечение прозрачности при приеме учащихся в спортивно-образовательные учреждения;

обращение особого внимания на успешную сдачу спортивных тестов по системе оценки уровня их физической подготовки при приеме учащихся в спортивные школы и специализированные спортивные школы;

внедрение системы подготовки спортивно-образовательными учреждениями спортсменов с разрядами и званиями на основе государственного заказа;

создание и обеспечение ведения эффективного функционирования в дальнейшем специальной платформы управления спортивной системой с целью внедрения в регионах новой цифровой системы выявления, выбора и отбора (селекции) талантливой молодежи;

разработка и утверждение содержания и оформления индивидуальных рабочих тетрадей, карточек, раздаточных и счетных материалов учащихся спортивно-образовательных учреждений;

укрепление сотрудничества спортивно-образовательных учреждений со спортивными федерациями (ассоциациями) для подготовки зрелых и профессиональных спортсменов;

выявление молодых талантливых спортсменов на основе изучения международного опыта, внедрение в практику современных программ и методик обучения, направленных на развитие их навыков и знаний для подготовки профессиональных спортсменов, достойно выступающих на международной спортивной арене;


в) совершенствование методов обучения, поэтапное внедрение в процесс учебы принципов индивидуализации:

формирование у учащихся с раннего возраста здоровой, сильной и действенной мотивации, развитие навыков самостоятельного выбора вида спорта, планирования достижения результата в спорте;

создание мультимедийных приложений для современных учебников, учебно-методических пособий с внедрением информационно-коммуникационных технологий;

преобразование библиотек спортивно-образовательных учреждений в современные (смарт) центры самостоятельной подготовки учащихся, расширение их полезной площади и материально-техническое оснащение, объединение в единую информационную систему, а также подключение к электронным ресурсам Национальной библиотеки Узбекистана;

эффективная организация учебно-воспитательного процесса в спортивно-образовательных учреждениях, развитие научных исследований прикладного характера, направленных на изучение и научное обоснование альтернативных подходов;

поэтапный отказ от учебных программ в центрах по подготовке к олимпийским и паралимпийским видам спорта, составленных на основе не связанных между собой дисциплин, оптимизация количества учебных планов и образовательных программ;

обращение большого внимания на вопросы истории олимпийских и паралимпийских видов спорта, передовой опыт зарубежных стран, комплексную подготовку спортсменов и тренеров;


г) обеспечение духовно-нравственного воспитания учащихся, формирования их физически здоровыми и крепкими:

популяризация принципов здорового питания среди воспитанников спортивно-образовательных учреждений;

обеспечение питания учащихся центров по подготовке к олимпийским и паралимпийским видам спорта и оказание им хозяйственных услуг на условиях аутсорсинга;

проведение мероприятий по повышению правовой культуры и грамотности спортсменов, тренеров по вопросам охраны здоровья и законного использования в спорте лекарственных препаратов и других веществ, обладающих фармакологическим действием;

проведение органами самоуправления граждан разъяснительной работы с родителями учащихся, имеющих проблемы в воспитании;

внедрение программ, направленных на предотвращение насилия (буллинг) среди учащихся в спортивно-образовательных учреждениях, с изучением передового опыта развитых стран;


д) улучшение качества спортивных услуг, оказываемых спортсменам с ограниченными физическими возможностями и инвалидностью:

установление требований к зданиям, сооружениям, спортивным базам и другим объектам спортивно-образовательных учреждений, в которых обучаются спортсмены с ограниченными физическими возможностями и инвалидностью;

реализация мероприятий, направленных на обеспечение образовательных учреждений, в которых обучаются спортсмены с ограниченными физическими возможностями и инвалидностью, необходимой литературой, методическими пособиями, оборудованием и инвентарем, необходимыми для их профессиональной подготовки;

организация системы инклюзивного образования для обучения спортсменов с ограниченными физическими возможностями и инвалидностью, обеспечение образовательных учреждений специальными приспособлениями (подъемными аппаратами, пандусами, поручнями и другими), а также укомплектование соответствующими кадрами (педагогами-дефектологами, специалистами по психолого-педагогическому наблюдению за детьми и другими);

проведение среди общественности разъяснительной работы о праве детей с ограниченными физическими возможностями и инвалидностью на получение ими знаний и занятие спортом, а также о сути и содержании инклюзивного обучения;

обеспечение центров по подготовке к олимпийским и паралимпийским видам спорта специальным оборудованием для адаптации и интеграции спортсменов с ограниченными физическими возможностями и инвалидностью;

е) внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и инновационных проектов в деятельность спортивно-образовательных учреждений:

разработка и внедрение в практику концепции "Безопасный интернет" путем объединения всех спортивно-образовательных учреждений в единую сеть передачи данных и автоматической фильтрации разрешенных к использованию ресурсов сети Интернет;

создание внутренних локальных сетей, обеспечение учебных классов, преподавателей, администрации учреждения информационно-коммуникационными технологиями и средствами, в частности компьютерным оборудованием, интерактивными досками, планшетами и другим оборудованием;

формирование эффективной системы обмена информацией с целью автоматизации процессов управления деятельностью Министерства молодежной политики и спорта и его территориальных подразделений, своевременного обращения внимания на новости, риски, угрозы и проблемы;

перевод существующих учебников и учебно-методической литературы спортивно-образовательных учреждений полностью в электронный формат;

внедрение биометрической системы, обеспечивающей мониторинг посещаемости учащихся в спортивно-образовательных учреждениях;

повышение уровня компьютеризации в системе спортивного образования с учетом современных тенденций развития информационно-коммуникационных технологий;

организация подготовки и издания учебников и учебно-методической литературы нового поколения с использованием информационно-коммуникационных технологий;

создание эффективных механизмов внедрения современных достижений научно-исследовательской и инновационной деятельности в сферу управления системой спортивного образования;

создание цифровых онлайн-платформ для контроля поступления и распределения средств из внебюджетных источников, от спонсоров;

принятие мер по систематической организации разработки и применения мультимедийных продуктов в системе спортивного образования;

создание системы размещения информации об электронных книгах в библиотеках с помощью QR-кода для загрузки и скачивания электронных книг на мобильные устройства;

QR-кодирование спортивных результатов учащихся в спортивно-образовательных учреждениях;


ж) создание действенного механизма противодействия коррупции в системе спортивного образования:

разработка проектов нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы формирования профессионального корпуса государственных служащих системы спортивного образования, их правового статуса, классификации, прозрачных механизмов приема на службу (на конкурсной основе), формирования кадрового резерва, обеспечения соблюдения норм этики;

создание современной системы оплаты труда и социального обеспечения государственных служащих, предоставляющей возможность повышения привлекательности государственной службы в системе спортивного образования, снижения риска возникновения коррупции и злоупотребления служебным положением;

повышение прозрачности и открытости деятельности Министерства молодежной политики и спорта и его территориальных подразделений, устранение излишних административных издержек при работе со спортивно-образовательными учреждениями и с населением путем внедрения современных форм предоставления информации физическим и юридическим лицам;

дальнейшее совершенствование системы работы с обращениями физических и юридических лиц, внедрение новых, эффективных механизмов и методов налаживания открытого диалога с населением;

повышение производительности труда работников системы спортивного образования за счет рационального использования рабочего времени и материальных производственных ресурсов и широкого внедрения достижений информационно-коммуникационных технологий;

усиление взаимодействия с правоохранительными органами по противодействию коррупции в спортивно-образовательных учреждениях;

обеспечение эффективного и целевого использования оборудования, специальных транспортных средств, компьютерной техники, мультимедийной продукции, медицинских тренажеров, литературы, строительных материалов, искусственных и природных покрытий и инвентаря в спортивно-образовательных учреждениях, правильное использование бюджетных средств;

широкое освещение достижений страны в области спортивного образования посредством проведения спортивных соревнований, конференций, выставок и других мероприятий, расширение и укрепление международных связей;


з) укрепление материально-технической базы спортивно-образовательных учреждений и повышение эффективности их финансирования:

опора на передовые технологии и инженерные решения в поэтапном строительстве, реконструкции и капитальном ремонте с учетом передового международного опыта, широкое использование при осуществлении данных работ быстровозводимых, доступных, энергоэффективных и легких конструкций и материалов, основанных на инновационных технологиях, обеспечение соответствия их требованиям комфорта и экологической безопасности;

создание благоприятного инвестиционного климата в системе спортивного образования, дальнейшее стимулирование и повышение заинтересованности частного сектора в наращивании мощностей спортивно-образовательных учреждений;

расширение сети негосударственных спортивно-образовательных учреждений, повышение конкурентной среды в системе спортивного образования, поддержка талантливой и одаренной молодежи;

создание школ (клубов) спортсменов-победителей и призеров Олимпийских и Паралимпийских игр, Азиатских и Параазиатских игр, чемпионатов (кубков) мира, воспитанных в центрах по подготовке к олимпийским и паралимпийским видам спорта и других спортивно-образовательных учреждениях, их государственная поддержка;

создание правовой основы внедрения системы семейного негосударственного спортивного образования;

реализация проекта "Современное спортивное сооружение", строительство в рамках него новых видов спортивных сооружений для спортивно-образовательных учреждений с учетом международного опыта и обеспечение адаптации ранее построенных новых зданий к образцу современных сооружений;

создание медицинских отделений в колледжах олимпийского и паралимпийского резерва, оснащение их современным оборудованием по кардиологии, травматологии, стоматологии и другим необходимым направлениям и привлечение квалифицированных специалистов;

оснащение учебных кабинетов и лабораторий спортивно-образовательных учреждений современной мебелью, оборудованием, учебно-методическими материалами, компьютерной и мультимедийной техникой, системами видеонаблюдения;

расширение оказания платных услуг в спортивно-образовательных учреждениях, внедрение практики формирования внебюджетных фондов за счет спонсорских и благотворительных средств;

бесперебойное обеспечение спортивно-образовательных учреждений электроэнергией, природным газом, углем, питьевой водой и другими коммунальными услугами.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 5 ноября 2021 г.