язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды/ Законодательство о растительном мире/ Охрана, защита и воспроизводство растительного мира/ Указ Президента Республики Узбекистан от 30.12.2021 г. N УП-46 "О мерах по ускорению работ по озеленению и дальнейшей эффективной организации охраны деревьев в республике"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

30.12.2021 г.

N УП-46



О МЕРАХ

ПО УСКОРЕНИЮ РАБОТ ПО ОЗЕЛЕНЕНИЮ

И ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ОХРАНЫ ДЕРЕВЬЕВ В РЕСПУБЛИКЕ


В последние годы в республике принимаются системные меры по озеленению населенных пунктов, охране деревьев и кустарников, а также расширению зеленых зон. В их числе введение моратория на вырубку ценных видов деревьев и кустарников, увеличение размера штрафов и компенсаций по фактам вырубки деревьев.

Однако формальное отношение ответственных организаций к проводимой работе, агрессивные действия отдельных лиц по отношению к объектам растительного мира, в том числе связанные с фактами незаконной вырубки деревьев, являются причинами ухудшения общей экологической обстановки.

Кроме того, темпы инвестиционной активности, в том числе резкий скачок промышленного производства и строительства, расширение масштабов урбанизации и созидания, требуют совершенствования механизмов снижения экологической нагрузки на населенные пункты.

В целях охраны деревьев, кустарников и зеленых зон, а также расширения их площадей, дальнейшей эффективной организации деятельности организаций, ответственных за данную сферу, а также реализации задач, определенных в Указе Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2019 года N УП-5863 "Об утверждении Концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года":


1. Внедрить в масштабе всей страны Общенациональный проект "Зеленый край", направленный на увеличение древесных насаждений, предусматривающий в том числе:

совершенствование системы управления в сфере посадки и ухода за деревьями;

проведение исследований и анализов, направленных на определение почвенно-климатических и иных особенностей регионов, на основе научных подходов, а также разработку по их результатам карты республики в разрезе регионов;

увеличение количества питомников, локализацию завезенных из-за рубежа декоративных деревьев, соответствующих климату регионов, с учетом плодородия почвы;

создание в регионах "зеленых парков" и "зеленых общественных парков";

пересмотр системы полива деревьев, обеспечение ее эффективного функционирования;

определение лиц, ответственных по уходу за каждым деревом, широкое внедрение механизмов поощрения в данном направлении;

усиление ответственности за повреждение и уничтожение деревьев, дальнейшее повышение общественного контроля в данном направлении.


2. Продлить действие моратория на вырубку ценных видов деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд, на бессрочный период.

Установить, что в период действия моратория наряду с действующими ограничениями и обязанностями дополнительно:

а) к правонарушителям применяются:

административные штрафы с увеличением их размеров в пять раз - за нарушение требований моратория;

взыскание сумм ущерба, причиненного растительному миру, с увеличением их размеров в два раза - за незаконную вырубку и повреждение деревьев и кустарников;

б) уровень (рейтинговая оценка) строительно-подрядных организаций, нарушивших требования моратория, в Национальной информационной системе "Прозрачное строительство" понижается на одну ступень. При этом:

строительно-подрядные организации, уровень (рейтинговая оценка) которых понижена на одну ступень, лишаются возможности повысить свой уровень (рейтинговую оценку) в течение одного года;

строительно-подрядные организации, уровень (рейтинговую оценку) которых понизить на одну ступень не представляется возможным, полностью исключаются из электронного рейтинга строительно-подрядных организаций на срок один год;

в) при проектировании строительства новых зданий и сооружений высотой более 12 метров от поверхности земли и (или) общей площадью более 500 квадратных метров не допускается отведение площади для озеленения (деревьев, кустарников, иных растений и саженцев) на прилегающих к ним территориях менее 25 процентов от общей площади земельных участков, выделяемых для проекта (за исключением реновации морально устаревших зданий и сооружений с истекшим сроком эксплуатации).

При этом с 1 октября 2024 года, в случае если на этих земельных участках на прилегающей территории не проведены мероприятия по озеленению, то вышеуказанные здания и сооружения не подлежат приемке государственной приемочной комиссией;

г) категорически запрещается принятие распоряжений правительства, протоколов, письменных поручений, ведомственных актов, поручений и решений органов исполнительной власти на местах, включающих указания, предусматривающие вырубку, раскорчевку, повреждение или уничтожение ценных видов деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд;

д) в заключении государственной экологической экспертизы, выдаваемой по проектной документации промышленных предприятий, отнесенных к I и II категориям воздействия на окружающую среду, требование создания на своей и прилегающей территориях "зеленых поясов" и проведения мероприятий по озеленению определяется в качестве обязательного;

е) вопросы финансирования посадки саженцев, их ухода и полива должны быть предусмотрены в сметах ежегодных расходов министерств, ведомств и хозяйственных объединений, а также в годовых бизнес-планах промышленных предприятий, относящихся к I и II категориям воздействия на окружающую среду, и промышленных предприятий, расположенных в специальных экономических зонах.

3. Государственному комитету по экологии и охране окружающей среды (далее - Госкомэкологии) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров проект закона, предусматривающий:

установление ответственности проектных институтов за подготовку проектной документации, предусматривающей вырубку, раскорчевку, повреждение или уничтожение ценных видов деревьев и кустарников;

усиление ответственности за незаконную вырубку, раскорчевку, повреждение, пересадку в другое место деревьев и кустарников, а также допущение их высыхания вследствие отсутствия ухода за ними.


4. В целях усиления общественного контроля с 1 апреля 2022 года установить порядок, в соответствии с которым:

фотоснимки и видеозаписи правонарушений о фактах незаконной вырубки, раскорчевки, повреждения, уничтожения или пересадки в другое место деревьев, кустарников, иных растений и саженцев, отправленные населением в специальную информационную систему Министерства внутренних дел и Госкомэкологии, приравниваются к фотоснимкам и видеозаписям о фактах правонарушений, зафиксированных с помощью специальной автоматизированной фото- и видеозаписывающей техники, и рассматриваются в установленном порядке в соответствии с Кодексом об административной ответственности;

лица, отправившие фотоснимки и видеозаписи о фактах правонарушений, поощряются денежной премией, равной одному размеру базовой расчетной величины, за счет средств, взысканных с нарушителя за каждый подтвержденный случай. При этом по сообщениям, поступившим после непосредственного обнаружения правонарушения соответствующими органами, поощрение не осуществляется;

поощрение применяется к первому сообщившему о правонарушении лицу;

не допускается разглашение информации о лицах, представивших фотоснимки, видеозаписи и сообщения о фактах правонарушений;

средства на поощрение возмещаются за счет части взыскиваемых штрафов, остающейся на счетах соответствующих органов.


5. Определить, что сообщения о фактах правонарушений принимаются на оперативный короткий номер "102" или доводятся посредством информационной системы "Экоконтроль".

Госкомэкологии совместно с Министерством внутренних дел и Генеральной прокуратурой в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект правительственного решения о внедрении современных механизмов государственного экологического контроля.


6. Госкомэкологии совместно с Государственным комитетом по лесному хозяйству и Министерством внутренних дел в срок до 1 сентября 2022 года запустить платформу "Зеленый край", включающую информацию о:

почвенно-климатических особенностях, а также количестве, видах и местонахождении деревьев, произрастающих в регионах, уровне озеленения городов;

местах возможной посадки деревьев по личной инициативе населения в разрезе конкретной территории (района (города), махалли, земельного участка) и видах деревьев;

разрешениях, выданных на вырубку деревьев, в том числе обрезку в санитарных целях, в разрезе конкретной территории и каждого дерева;

выявленных правонарушениях о фактах незаконной вырубки, раскорчевки, повреждения, уничтожения и пересадки деревьев, в разрезе конкретной территории и каждого дерева, а также принятых по ним мерах.


7. Утвердить:

Программу создания в 2022-2024 годах "зеленых парков" в Республике Каракалпакстан и областях согласно приложению N 1*;

перечни создаваемых в 2022-2024 годах новых, а также на базе парков культуры и отдыха "зеленых общественных парков" в Республике Каракалпакстан и областях согласно приложениям NN 2а* и *.


8. Установить, что:

а) "зеленые парки" служат созданию, воспроизводству, восстановлению, уходу, охране и повышению продуктивности древесных насаждений и кустарников в городах и иных населенных пунктах;

б) "зеленые общественные парки" состоят из древесных насаждений и кустарников, предназначенных для прогулок населения, в которых независимо от ведомственной принадлежности запрещается строительство зданий, сооружений, производственных и непроизводственных объектов, в том числе аттракционов;

в) финансирование проведения следующих мероприятий осуществляется за счет средств Фонда экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами:

создание и обеспечение деятельности платформы "Зеленый край";

закрепление деревьев, в частности выдача соответствующих выписок;

г) финансирование мероприятий по созданию, сохранению и развитию "зеленых парков" и "зеленых общественных парков" осуществляется за счет дополнительных источников местных бюджетов, спонсорских и грантовых средств, а также иных источников, не запрещенных законодательством;

д) земельные участки, на которых расположены "зеленые парки" и "зеленые общественные парки":

находятся в ведении их собственников, владельцев, пользователей и арендаторов;

выделяются с правом постоянного пользования соответствующим государственным органам, учреждениям и предприятиям, пользующимся ими или обслуживающим их, а также органам самоуправления граждан или собственникам жилья многоквартирных жилых домов - в случаях, когда не определены их собственники, владельцы, пользователи и арендаторы;

е) при озеленении центральных улиц районов (городов):

запрещается посадка на землях, не имеющих системы орошения, и саженцев возрастом менее 5 лет в целях обеспечения всхожести подлежащих посадке саженцев деревьев и кустарников;

уделяется приоритетное внимание созданию таких показательных улиц, как "каштановая улица", "чинаровая улица", путем посадки саженцев одного вида деревьев и кустарников;

ж) на мероприятия по борьбе с вредителями и болезнями деревьев и кустарников выделяются средства за счет дополнительных источников, сформированных в бюджетах районов (городов) на основании решений Кенгашей народных депутатов районов (городов) по предложению хокимиятов районов (городов).


9. Органам государственной власти на местах совместно с Министерством молодежной политики и спорта:

обеспечить ежегодное проведение в осенний и весенний сезоны мероприятий "зеленая неделя" по организации работ по посадке и сохранению саженцев;

организовывать мероприятия для активного привлечения молодежи и других добровольцев к работам по посадке и уходу за деревьями с широким использованием телевидения и социальных сетей.


10. Определить, что:

все выполняемые работы и мероприятия, проводимые в рамках "зеленой недели", осуществляются на добровольной основе;

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента организуют поставку саженцев сходам граждан махаллей для их бесплатной раздачи населению, а также обеспечивают граждан, прибывших в целях посадки деревьев в "зеленых парках" и "зеленых общественных парках", инструментами, необходимыми для посадки саженцев, за счет дополнительных источников местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством;

Госкомэкологии внедряется практика награждения нагрудным знаком "Табиат ҳимоячиси" лиц, проявивших особую инициативу в деятельности по озеленению.


11. Создать во всех районах (городах) рабочие группы по повышению эффективности ирригационной и оросительной системы в типовом составе, включающем хокима района (города), начальника отдела по экологии и охране окружающей среды, начальника отдела ирригации, начальника отдела строительства и начальника отдела жилищно-коммунального обслуживания.

Рабочим группам в двухмесячный срок провести инвентаризацию и принять меры по текущему ремонту, восстановлению и очистке оросительных систем объектов благоустройства в районных (городских) центрах, включая арыки, насосы, колодцы, трубы поливного водопровода и скважины добычи подземных вод.


12. Утвердить:

Программу создания систем орошения (полива) территорий озеленения, подведомственных управлениям благоустройства районов (городов), и скважин добычи воды на 2022-2026 годы согласно приложению N 3*;

Параметры оснащения специальной техникой и механизмами управлений благоустройства районов (городов) в 2022-2026 годах согласно приложению N 4*. При этом указанные специальная техника и механизмы выделяются дополнительно к сводным параметрам оснащения управлений благоустройства районов (городов) специальной техникой и механизмами в 2020-2024 годах, утвержденным постановлением Президента Республики Узбекистан от 4 июня 2019 года N ПП-4351.

Предоставить первому заместителю Премьер-министра Раматову А.Ж. право внесения при необходимости изменений и дополнений в приложения, утвержденные настоящим пунктом, по обоснованным предложениям Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента.

Мероприятия, определенные настоящим пунктом, осуществляются в 2022 году за счет средств ссуды, выделяемой республиканскому бюджету Республики Каракалпакстан и местным бюджетам областей из республиканского бюджета, с 2023 года - за счет местных бюджетов.


13. Поддержать предложения Министерства по поддержке махалли и семьи, Министерства занятости и трудовых отношений, а также Государственного комитета по лесному хозяйству, предусматривающие:

активное привлечение безработных лиц, в первую очередь граждан, включенных в "железную тетрадь", "женскую тетрадь" и "молодежную тетрадь", к работам по сохранению и уходу за деревьями, оставшимися без присмотра, а также озеленению "зеленых парков" и "зеленых общественных парков" в населенных пунктах, включая работы по посадке, сохранению и уходу за деревьями на их территории;

ежегодное финансирование в осенний и весенний сезоны мероприятий по посадке саженцев за счет средств Фонда общественных работ при Министерстве занятости и трудовых отношений по заказам хокимиятов районов (городов).


14. Установить с 1 марта 2022 года порядок, в соответствии с которым:

в составе государственного кадастра объектов растительного мира внедряется система "Реестр деревьев" для ведения учета и закрепления всех видов деревьев во всех регионах республики;

юридические лица - собственники зданий и сооружений в населенных пунктах либо их пользователи, включая арендующих, являются ответственными за сохранение и уход за закрепленными за ними деревьями;

каждому юридическому лицу - собственнику зданий и сооружений в населенном пункте либо их пользователю органом экологии и охраны окружающей среды предоставляется единая выписка из "Реестра деревьев" по всем закрепленным за ним деревьям, исходя из прилегающей территории;

выписка из "Реестра деревьев" по закрепленным деревьям на прилегающей территории не влечет за собой никаких прав на данные деревья и земельные участки, на которых они расположены.


15. Гомкомэкологии обеспечить:

а) проведение инвентаризации деревьев в республике, не входящих в государственный лесной фонд, путем полной цифровизации в следующем порядке:

в срок до 1 марта 2023 года - в городе Ташкенте, Ташкентской, Самаркандской, Ферганской, Наманганской, Андижанской и Джизакской областях;

в срок до 1 сентября 2023 года - в Республике Каракалпакстан и других областях республики.

При этом Госкомэкологии предоставляется право использования и бесплатного запуска беспилотных летательных аппаратов (дронов);

б) предоставление выписок из "Реестра деревьев" юридическим лицам - собственникам зданий и сооружений либо их пользователям в населенных пунктах по закрепленным за ними деревьям на прилегающей территории в следующем порядке:

в срок до 1 сентября 2023 года - в городе Ташкенте, Ташкентской, Самаркандской, Ферганской, Наманганской, Андижанской и Джизакской областях;

в срок до 1 марта 2024 года - в Республике Каракалпакстан и других областях республики;

в) совместно с Агентством по кадастру в трехмесячный срок разработку и внесение для утверждения в Кабинет Министров порядка закрепления деревьев за собственниками зданий и сооружений либо их пользователями в населенных пунктах, исходя из прилегающей территории, и предоставления выписки из "Реестра деревьев";

г) проведение не реже одного раза в год дополнительной инвентаризации по закреплению посаженных новых деревьев и регулярное предоставление выписок из "Реестра деревьев".


16. Всем государственным органам и организациям:

в трехмесячный срок представить в органы экологии и охраны окружающей среды информацию о количестве и видах деревьев на своей территории по форме, определяемой Госкомэкологии;

ежеквартально в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, регулярно представлять в обязательном порядке в региональные подразделения Госкомэкологии информацию о количестве и видах посаженных ими новых деревьев.


17. Государственному комитету по лесному хозяйству в срок до 1 сентября 2023 года обеспечить проведение инвентаризации путем полной цифровизации деревьев, входящих в государственный лесной фонд, и представить ее результаты в Госкомэкологии для включения в систему "Реестр деревьев". При этом Государственному комитету по лесному хозяйству предоставляется право использования и бесплатного запуска беспилотных летательных аппаратов (дронов).


18. Создать при Государственном комитете по лесному хозяйству государственное унитарное предприятие "Яшил худуд", а также его региональные предприятия в Республике Каракалпакстан и областях, осуществляющие деятельность на основе хозяйственного расчета.

Определить основными задачами Государственного унитарного предприятия "Яшил худуд":

создание питомников, специализированных на выращивании саженцев декоративных деревьев и кустарников;

увеличение "зеленых парков" в республике;

проведение работ по орошению с применением водосберегающих технологий;

проведение работ по уходу за древесными насаждениями и борьбе с вредителями;

оказание услуг физическим и юридическим лицам на договорной основе.


19. В целях организации работ по озеленению и координации деятельности государственного унитарного предприятия "Яшил худуд" в центральном аппарате Государственного комитета по лесному хозяйству в пределах общей численности управленческого персонала ввести должность заместителя председателя по вопросам озеленения - директора государственного унитарного предприятия "Яшил худуд" и образовать Управление по развитию зеленых зон из 5 штатных единиц.


20. По работам по созданию "зеленых парков" в соответствии с приложением N 1* к настоящему Указу определить:

проектировщиком - проектный институт "Урмонлойиха";

подрядчиком - государственное унитарное предприятие "Яшил худуд" и его региональные предприятия.


21. Государственному комитету по лесному хозяйству:

в месячный срок - обеспечить утверждение в установленном порядке уставов государственного унитарного предприятия "Яшил худуд" и его региональных предприятий;

на постоянной основе - обеспечить поставку лесными хозяйствами своей системы по заказам государственного унитарного предприятия "Яшил худуд" высококачественных саженцев декоративных деревьев и кустарников на договорной основе;

в двухмесячный срок - внести в Кабинет Министров обоснованные предложения о привлечении дополнительных доходов Фонда развития лесного хозяйства и направлении средств, поступающих из дополнительных источников, на создание "зеленых парков" в регионах.


22. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в двухнедельный срок внести на рассмотрение в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан и соответствующие Кенгаши народных депутатов вопрос о применении понижающих коэффициентов к ставкам земельного налога с юридических лиц по отношению к предпринимателям, взявшим в доверительное управление и аренду парки отдыха, парки и тематические аллеи, на 60 процентах общей площади которых имеются объекты озеленения, выполняющим инвестиционные обязательства в установленные сроки, не имеющим налоговой задолженности, в части указанного вида деятельности.


23. Принять к сведению, что в соответствии со статьями 414 и 428 Налогового кодекса субъектам, указанным в пункте 22 настоящего Указа, предоставлены льготы по уплате налога на имущество юридических лиц и земельного налога с юридических лиц.


24. Хокимияту города Ташкента, Госкомэкологии, Государственному комитету по лесному хозяйству, Министерству инновационного развития, Академии наук с привлечением широкой общественности, научно-исследовательских институтов и зарубежных специалистов:

а) в срок до 1 мая 2022 года внести в Кабинет Министров проект постановления Президента Республики Узбекистан по реализации идеи "Город Ташкент - зеленая зона", предусматривающий:

расширение до 2026 года площади озеленения в городе Ташкенте в соответствии с международными стандартами и превращение его в один из ведущих зеленых городов мира;

создание точной системы сохранения, восстановления и увеличения биоразнообразия;

формирование институциональной базы, в том числе отдельных структур (проектных офисов) по реализации поставленных задач по озеленению;

внедрение механизмов поощрения участия населения в работах по озеленению;

утверждение программы озеленения города Ташкента на 2022-2026 годы;

б) обеспечить разработку и утверждение в срок до 1 сентября 2022 года генерального плана озеленения города Ташкента в установленном порядке.


25. Утвердить "Дорожную карту" по системной организации работ по развитию зеленых территорий, озеленению и посадке саженцев согласно приложению N 5*.


26. Рекомендовать палатам Олий Мажлиса регулярно оценивать деятельность руководителей регионов по реализации Общенационального проекта "Зеленый край" на основании сведений Госкомэкологии.


27. Госкомэкологии в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров:

проект правительственного решения о дальнейшем совершенствовании порядка посадки, ухода и использования деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд;

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами - предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.


28. Национальной телерадиокомпании Узбекистана и Национальному информационному агентству Узбекистана совместно с Госкомэкологии широко освещать в средствах массовой информации значимость и процесс реализации настоящего Указа.


29. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.



Президент

Республики Узбекистан                                                        Ш. Мирзиёев



*) Приложения NN 1 - 5 приводятся на узбекском языке.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 30 декабря 2021 г.


"Народное слово", 1 января 2022 г.