ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2022 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 1 по 7 января 2022 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

                

(за период с 1 по 7 января 2022 г.)

  

Ремесленники получат льготные кредиты и субсидии

         

Управление многоквартирными домами:

новые правила и требования

        

Утверждены размеры ассигнований Госбюджета

        

Нерентабельные госпредприятия Минтранса

передадут частному сектору

         

Внедряется общенациональный проект "Зеленый край"

          

Экологическим ведомствам определили новые задачи

          

Госбюджет - 2022: основные показатели

           

Отменена госмонополия на производство этилового спирта



Принято Постановление Президента Республики Узбекистан от 30.12.2021 г. N ПП-77 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы поддержки ремесленничества".


В соответствии с Постановлением Президента РУз от 20.12.2021 г. N ПП-55 "О дополнительных мерах по развитию семейного предпринимательства и расширению источников доходов населения" на финансирование проектов выделяется 10 трлн сумов.

В рамках программ развития семейного предпринимательства  в 2022 году льготные кредиты по ставке 14% годовых выделяются членам Ассоциации "Хунарманд" - на закупку оборудования, запасных частей и сырьевых материалов для производственных нужд, создание центров развития ремесленничества, школ "уста - шогирд", строительство домов-музеев и мастерских или приобретение в данных целях зданий и сооружений - на срок до 3 лет и на пополнение оборотных средств - на срок до 18 месяцев.

Установлено, что:

q в 2022 году 500 млрд сумов, выделенных в рамках программ развития семейного предпринимательства, будут направлены на финансирование проектов ремесленничества;

q льготные кредиты предоставляются с возможностью получения наличных денежных средств;

q средства, полученные от погашения выданных льготных кредитов ремесленникам в предыдущие годы, будут перенаправлены на финансирование новых ремесленных проектов;

q Ассоциация "Хунарманд" совместно с коммерческими банками создаст систему постоянного мониторинга и контроля за эффективным использованием и своевременным возвратом льготных кредитов.

При этом на электронной площадке "oilakredit.uz" будет запущен отдельный раздел по выделению льготных кредитов в рамках программ развития семейного бизнеса для онлайн-очереди ремесленников и кредитования их проектов.

С 2022 года, за счет средств Фонда привлечения населения к предпринимательству выдаются субсидии:

q ремесленникам, обучающим молодежь ремеслам в традициях "уста - шогирд", - в размере не менее 2 БРВ в течение 6 месяцев на обучение учащихся, закупку необходимого сырья и обеспечение учащихся зарплатой;

q ученикам - на закупку оборудования и расходных материалов для открытия собственного бизнеса, а также мастерам для создания веб-сайтов, - не более 25 БРВ.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 03.01.2022 г. N 3 "Об утверждении Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами".


Документ принят во исполнение Постановления Президента РУз от 19.06.2021 г. N ПП-5152 "О дальнейшем совершенствовании системы управления многоквартирными домами".

Утвержденными Правилами установлен перечень лиц, которые могут управлять многоквартирным домом.

К ним относятся:

q юридическое лицо - управляющая организация;

q физическое лицо (индивидуальный предприниматель) - управляющий;

q совет многоквартирного дома - при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений;

q правление товарищества собственников жилья.

Данный перечень аналогичен тому, который закреплен Законом Республики Узбекистан от 07.11.2019 г. N ЗРУ-581 "Об управлении многоквартирными домами". Так, установлены порядки:

q предоставления необходимой информации собственникам помещений и другим лицам. В частности, установлен перечень информации, которая должна быть размещена при входе на территорию управляющего органа, а также на досках объявлений многоквартирного дома. Установлены также сроки, в течение которых управляющий орган должен дать обоснованный ответ на обращения собственников помещений и других лиц, а также способы предоставления такого ответа;

q формирования и утверждения перечня работ и услуг по сохранению и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Правилами закреплено, что такой перечень формируется управляющим органом вместе с собственниками помещений многоквартирного дома и утверждается на их общем собрании;

q управления многоквартирными домами посредством системы биллинг. Под биллинговой системой понимается процесс обмена информацией между управляющим органом и собственниками помещений многоквартирного дома о выполненных работах и оказанных услугах;

q оказания аварийно-диспетчерских услуг. На территории управляющего органа должна быть создана аварийно-диспетчерская служба, которая должна осуществлять свою деятельность по предотвращению аварийных ситуаций в многоквартирных домах 24 часа в сутки;

q осуществления работ по капитальному и текущему ремонту многоквартирных домов;

q приема-сдачи технической документации многоквартирного дома, документов, необходимых для управления домом, а также технических средств и оборудований.

Постановлением также внесены другие изменения и дополнения в некоторые акты законодательства.


* * *



Принято Постановление Президента Республики Узбекистан от 30.12.2021 г. N ПП-73 "О мерах по обеспечению исполнения Закона Республики Узбекистан "О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2022 год".


Для обеспечения исполнения Закона "О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2022 год" утверждены:

q Предельные размеры бюджетных ассигнований для распорядителей бюджетных средств второго уровня в 2022 году;

q Минимально допустимые размеры оборотной кассовой наличности республиканского бюджета Республики Узбекистан, бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и г. Ташкента на 2022 год;

q Прогнозы доходов Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2022 год;

q Перечень крупных налогоплательщиков, налог на прибыль с которых направляется в республиканский бюджет Республики Узбекистан в полном объеме.

С 1 января 2022 года поступления от социального налога распределяются:

а) по бюджетным организациям:

q во внебюджетный Пенсионный фонд - 99,2%;

q в Государственный фонд содействия занятости и Фонд привлечения населения к предпринимательству - 0,4%;

q в Совет Федерации профсоюзов Узбекистана - 0,4%;

б) по другим плательщикам:

q во внебюджетный Пенсионный фонд - 98,4%;

q в Государственный фонд содействия занятости и Фонд привлечения населения к предпринимательству - 0,8%;

q в Совет Федерации профсоюзов Узбекистана - 0,8%.

Кроме того, утверждены следующие налоговые ставки на 2022 год:

а) для АО "Навоийский горно-металлургический комбинат" и АО "Алмалыкский горно-металлургический комбинат":

q налога на прибыль - исходя из степени рентабельности (приложение N 5 к постановлению);

q налога за пользование недрами по золоту - 10% и по палладию, серебру, меди - 15%. При этом налоговая база по налогу за пользование недрами определяется без вычета расходов на обработку (обогащение), переработку (аффинаж) и транспортировку;

б) для АО "Узбекнефтегаз" по нефти, природному газу и газовому конденсату - 15%.

Сохранен размер сбора за реализуемые в розничной торговле ювелирные изделия из золота в размере 1 000 сумов за 1 грамм.

Определено, что платежи физлицам в размере 1% от суммы покупки, совершаемой ими на объектах розничной торговли, общественного питания и оказания бытовых услуг, осуществляются за счет средств, планируемых к возмещению НДС в части доходов республиканского бюджета.

Также утверждены:

q Перечень товаров, при ввозе которых на территорию Республики Узбекистан применяются нулевые ставки таможенных пошлин до 31 декабря 2022 года;

q Целевые индикаторы, связанные с использованием бюджетных средств 40 распорядителей бюджетных средств первого уровня на 2022-2024 годы.

Наряду с этим установлено, что:

q с 1 июня 2022 года в порядке эксперимента, поэтапно до конца года всем унитарным предприятиям в составе Минводхоза и Комитета по автодорогам услуги предоставляются исключительно Казначейством Минфина;

q свободные средства унитарных предприятий, переведенные на Казначейство Минфина, размещаются на депозиты коммерческих банков посредством представления заявки;

q свободные средства ГУП в национальной валюте, размещенные на депозиты коммерческих банков до 2022 года, переводятся на соответствующие казначейские лицевые счета после истечения срока депозитов без продления их срока.

В целях недопущения резкого роста налоговой нагрузки в 2022 году установлено, что:

q сумма земельного налога, взимаемого с физлиц (кроме земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности), не должна превышать сумму налога, начисленного в 2021 году, более чем в 1,3 раза;

q сумма налога на имущество физлиц, исчисленная на основании кадастровой стоимости, определенной в 2018 году, не может превышать сумму налога, начисленного за 2021 год, более чем в 1,3 раза.

Кроме того, налогоплательщикам предоставляется право:

q предоставлять справку о сумме налога на имущество юрлиц за 2022 год без учета минимальных размеров стоимости одного квадратного метра объектов недвижимого имущества до 1 февраля 2022 года;

q осуществлять сверку площади объектов недвижимого имущества в органах кадастра до 1 апреля 2022 года, представлять уточненную справку о сумме налога на имущество юридических лиц за 2022 год без применения мер ответственности в виде начисления пени;

q проводить до 1 октября 2022 года независимую оценку стоимости недвижимого имущества с привлечением оценочной организации и представлять налоговым органам уточненную справку о сумме налога на имущество юрлиц за 2022 год и отчет о стоимости оценки. При этом налоговые органы необходимо уведомить до 1 апреля 2022 года о планируемом проведении независимой оценки объектов недвижимого имущества;

q предоставлять налоговую отчетность по земельному налогу на земли несельскохозяйственного назначения до 1 февраля 2022 года.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 02.01.2022 г. N 2 "О привлечении частного сектора в государственные предприятия в сфере автомобильного транспорта".


Документом предусматривается продажа нерентабельных госпредприятий в сфере автомобильного транспорта Министерства транспорта частному сектору через публичные аукционы с условием принятия инвестиционных и социальных обязательств.

Утвержден перечень предприятий, продаваемых на электронной торговой площадке "Электронный аукцион", для которых установлены следующие инвестиционные и социальные обязательства:

q не менее 5 лет осуществлять деятельность в сфере общественного транспорта, в первую очередь, на территориях, соединяющих сельскую местность с районными и областными центрами;

q внедрение в течение года современных информационно-коммуникационных технологий (GPS-устройства, электронные платежные системы).

Агентству по управлению государственными активами поручено обеспечить заключение соответствующих договоров с инвесторами и контроль выполнения принятых инвестиционных и социальных обязательств.


* * *



Указом Президента Республики Узбекистан от 30.12.2021 г. N УП-46 "О мерах по ускорению работ по озеленению и дальнейшей эффективной организации охраны деревьев в республике" в масштабе всей страны внедряется общенациональный проект "Зеленый край".


Проект направлен на увеличение древесных насаждений и предусматривает:

q совершенствование системы управления в сфере посадки и ухода за деревьями;

q проведение исследований и анализа, направленных на определение почвенно-климатических и иных особенностей регионов, а также разработку по их результатам карты республики в разрезе регионов;

q увеличение количества питомников, локализацию завезенных из-за рубежа декоративных деревьев, соответствующих климату регионов, с учетом плодородия почвы;

q создание в регионах зеленых общественных парков;

q пересмотр системы полива деревьев, обеспечение ее эффективного функционирования;

q определение лиц, ответственных по уходу за каждым деревом, широкое внедрение механизмов поощрения в данном направлении;

q усиление ответственности за повреждение и уничтожение деревьев, дальнейшее повышение общественного контроля в данном направлении.

Указом продлено действие моратория на вырубку ценных видов деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд, на бессрочный период. При этом установлено, что в период действия моратория наряду с действующими ограничениями и обязанностями дополнительно к правонарушителям применяются:

q административные штрафы с увеличением их размеров в пять раз - за нарушение требований моратория;

q взыскание сумм ущерба, причиненного растительному миру, с увеличением их размеров в два раза - за незаконную вырубку и повреждение деревьев и кустарников.

Рейтинговая оценка строительно-подрядных организаций, нарушивших требования моратория, в Национальной информационной системе "Прозрачное строительство" понижается на одну ступень. При этом:

q строительно-подрядные организации, рейтинговая оценка которых понижена на одну ступень, лишаются возможности повысить ее в течение года;

q строительно-подрядные организации, рейтинговую оценку которых понизить невозможно, полностью исключаются из электронного рейтинга строительно-подрядных организаций на один год.

Категорически запрещается принятие распоряжений правительства, протоколов, письменных поручений, ведомственных актов, поручений и решений органов исполнительной власти на местах, включающих указания, предусматривающие вырубку, раскорчевку, повреждение или уничтожение ценных видов деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд.

В целях усиления общественного контроля с 1 апреля 2022 года устанавливается порядок, в соответствии с которым:

q фотоснимки и видеозаписи правонарушений о фактах незаконной вырубки, раскорчевки, повреждения, уничтожения или пересадки в другое место деревьев, кустарников, иных растений и саженцев, отправленные населением в специальную информационную систему МВД и Госкомэкологии, приравниваются к фотоснимкам и видеозаписям о фактах правонарушений, зафиксированных с помощью специальной автоматизированной фото- и видеозаписывающей техники, и рассматриваются в установленном порядке в соответствии с Кодексом об административной ответственности;

q лица, отправившие фотоснимки и видеозаписи о фактах правонарушений, поощряются денежной премией в 1 БРВ за счет средств, взысканных с нарушителя за каждый подтвержденный случай;

q поощрение применяется к первому сообщившему о правонарушении лицу;

q не допускается разглашение информации о лицах, представивших фотоснимки, видеозаписи и сообщения о фактах правонарушений;

q средства на поощрение возмещаются за счет части взыскиваемых штрафов, остающейся на счетах соответствующих органов.

Указом утверждены:

q Программа создания в 2022-2024 годах "зеленых парков" в Республике Каракалпакстан и областях;

q перечни создаваемых в 2022-2024 годах новых, а также на базе парков культуры и отдыха "зеленых общественных парков" в Республике Каракалпакстан и областях;

q Программа создания систем орошения (полива) территорий озеленения, подведомственных управлениям благоустройства районов (городов), и скважин добычи воды на 2022-2026 годы;

q Параметры оснащения специальной техникой и механизмами управлений благоустройства районов (городов) в 2022-2026 годах.


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Постановление от 30.12.2021 г. N ПП-76 "О мерах по охране окружающей среды и организации деятельности государственных органов в сфере экологического контроля".


Документом определены следующие обновленные основные задачи Госкомэкологии:

q осуществление единой государственной политики в сфере экологии, охраны окружающей среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов, предупреждения негативного воздействия деятельности человека на природу;

q обеспечение взаимодействия с общественностью и институтами гражданского общества в сфере охраны окружающей среды, оказание методической помощи и содействия общественному контролю, обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду;

q обеспечение охраны благоприятного экологического состояния окружающей среды, экологических систем, природных комплексов и объектов;

q охрана растительного и животного мира, создание необходимых условий для сохранения, восстановления и развития видового разнообразия растительного и животного мира, целостности естественных сообществ и среды их обитания;

q осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства в сфере обращения с отходами, создание системы сбора, транспортировки, утилизации, переработки и захоронения бытовых отходов с активным привлечением государственного и частного партнерства;

q установление государственного экологического контроля за соблюдением законодательства при охране и использовании атмосферного воздуха, земли, ее недр, воды, лесов, растительного и животного мира, охраняемых природных территорий;

q превращение экологии и охрану окружающей среды в сферу без коррупции, создание системы экологического воспитания, пропаганды и образования, оказание содействия деятельности научно-исследовательских институтов и высших образовательных учреждений.

Также Постановлением утверждены:

q организационная структура и структура центрального аппарата Госкомэкологии;

q структура Комитета по экологии и охране окружающей среды Республики Каракалпакстан, а также типовая структура управлений по экологии и охране окружающей среды областей и г. Ташкента;

q типовая структура районных (городских) отделов по экологии и охране окружающей среды путем реорганизации районных (городских) инспекций по контролю в сфере экологии и охраны окружающей среды.

При этом установлено, что начальники управлений по экологии и охране окружающей среды областей и г. Ташкента назначаются на должность и освобождаются от нее непосредственно председателем Госкомэкологии, а председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Республики Каракалпакстан - Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан по согласованию с Госкомэкологии.

Утверждена "Дорожная карта" по дальнейшему совершенствованию сферы экологии, охраны окружающей среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов, а также системы экологического контроля.

С 1 марта 2022 года:

а) земельные участки, прилегающие (граничащие) к зданиям и сооружениям, находящимся во владении госорганов, учреждений и предприятий, органов самоуправления граждан и собственников многоквартирных жилых домов, выделяются им с правом постоянного пользования на следующих условиях:

q содержание земельных участков в благоустроенном виде;

q уход и орошение деревьев, кустарников, других растений и саженцев;

q проведение работ по уборке и очистке, установке мусорных урн;

q сооружение (установка), ремонт и сохранность детских площадок, посадочных мест (скамеек) систем ночного освещения и пешеходных дорожек.

б) запрещается установка и строительство зданий, сооружений, производственных и непроизводственных объектов, а также объектов легких конструкций на земельных участках, выделяемых на основании вышеизложенного пункта с правом постоянного пользования;

в) выделение государственным органам, учреждениям и предприятиям, органам самоуправления граждан и собственникам многоквартирных жилых домов соответствующих земельных участков с правом постоянного пользования осуществляется Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента.


* * *



Подписан Закон Республики Узбекистан от 30.12.2021 г. N ЗРУ-742 "О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2022 год". Он принят Законодательной палатой 26 ноября 2021 года и одобрен Сенатом 15 декабря 2021 года.


Установлено, что сумма государственного долга, привлеченного от имени Республики Узбекистан и под ее гарантию, не должна превышать 60% по отношению к годовому прогнозному показателю валового внутреннего продукта.

На 2022 год предельный объем вновь подписываемых годовых соглашений по привлечению внешних заимствований от имени Республики Узбекистан и под ее гарантию составляет $4,5 млрд.

Согласно Закону, основные ставки налогов остаются без изменений:

q НДС - 15%;

q налог на прибыль - 15%;

q налог на доходы физлиц - 12%;

q налог с оборота - 4%.

Ставка налога на прибыль сохраняется на уровне 15%, а ставка налога на прибыль в виде дивидендов - на уровне 5%.

Годовая предельная норма амортизации и размер инвестиционного вычета повышается в среднем в 2 раза.

Налогоплательщикам предоставляется право осуществлять перенос убытка на будущее в течение 10 лет, следующих за налоговым периодом, в котором получен убыток. При этом отменяется требование о том, чтобы совокупная сумма переносимого убытка не превышала 60% налоговой базы текущего налогового периода.

Ставка акцизного налога при экспорте природного газа, а также при реализации импортированного газа на внутренний рынок обнуляется. Реализация сжиженного газа предприятиями-производителями освобождается от акциза.

Кроме того, снижены ставки налога за пользование недрами по нефти и природному газу до 10%, золоту и меди - до 7%, вольфраму - до 2,7% , урану - до 8%.

Также отменен сбор, уплачиваемый при покупке и временном ввозе автомобиля.

Установлены минимальные ставки аренды для физлиц. Они применяются для налогообложения доходов от сдачи в аренду помещения или автомобиля.

      

        

        

N

      

        

Вид имущества, передаваемого в аренду

         

       

Показатель,

характеризующий

размер

установленной

ставки

       

      

Минимальные размеры ставок

арендной платы в месяц, сум.

       

       

город Ташкент

         

     

город Нукус, города - областные

центры

       

     

другие населенные пункты

         

1.

Помещения:






жилое помещение


за 1 кв. метр

общей площади

15 500

9 500

4 000

нежилое помещение



32 000

18 500

7 500

2.

Автомобильный транспорт:






легковой автомобиль (автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров, багажа и имеющее не более 8 мест для посадки, не считая места водителя)


за 1 автотранспортное средство

630 000

микроавтобусы, автобусы и грузовые автомобили



1 250 000

       

       

Предельный размер дефицита Консолидированного бюджета на 2022 год установлен в размере 3% от валового внутреннего продукта. В 2022 году доходы консолидированного бюджета прогнозируются на уровне 254,6 трлн сумов, или 30,3% ВВП.

Доходы госбюджета определены в размере 200 трлн сумов, или 23,8% ВВП. Из них налоговые поступления составляют 68,5 трлн сумов, в том числе налог на прибыль - 43,7 трлн сумов, налог с оборота - 2,7 трлн сумов, НДФЛ - 22 трлн сумов.

Сумма дохода от косвенных налогов составит 73,2 трлн сумов, включая НДС - 53,3 трлн сумов, акцизный налог - 15 трлн сумов, таможенные пошлины - 4,8 трлн сумов.

Ресурcные и имущественные налоги составят 25,7 трлн сумов.

Расходы Консолидированного бюджета составят 280,13 трлн сумов. Расходы Государственного бюджета прогнозируются в размере 188,91 трлн сумов, расходы государственных целевых фондов - 58,18 трлн сумов, средств Фонда реконструкции и развития - 7,73 трлн сумов.

Расходование средств внебюджетных счетов бюджетных организаций составит 14,61 трлн сумов, а расходы на государственные программы за счет внешнего долга - 10,7 трлн сумов.

При формировании бюджета 5% утвержденных расходов местных бюджетов всех районов (городов) будет направляться на финансирование мероприятий, сформированных на основе общественного мнения.

Кроме того, не менее 30% дополнительных средств местных бюджетов направят на финансирование мероприятий, сформированных на основе общественного мнения.

Бюджет на 2022 год и Закон включают предложения по повышению эффективности расходов, расширению полномочий органов местного самоуправления, обеспечению устойчивости бюджета, увеличению охвата бюджета и усилению общественного контроля над распределением бюджетных средств.


* * *



Президентом РУз подписан Указ от 30.12.2021 г. N УП-42 "О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых актов Президента Республики Узбекистан".


Указом внесены следующие изменения:

q во-первых, в Указ Президента РУз от 17.01.2017 г. N УП-4933 внесено изменение, согласно которому расширен круг лиц, принимающих решение о сносе объектов недвижимого госимущества, признанных непригодными согласно заключению Инспекции по контролю в сфере строительства при Минстрое. Теперь такое решение принимается также Центром по организации эффективного использования пустующих объектов при Агентстве по управлению государственными активами и его территориальными управлениями;

q во-вторых, из пункта 3 Указа Президента РУз от 05.02.2019 г. N УП-5656 был исключен абзац о том, что на производство пищевого этилового спирта устанавливается государственная монополия;

q в-третьих, срок действия пунктов, предусматривающих порядок осуществления деятельности инвестиционных и управляющих компаний и предоставление для них определенных льгот продлен до 01.01.2024 г. путем внесения изменения в пункт 6 Указа Президента РУз от 24.11.2018 г. N УП-5583. Ранее этот срок был установлен до 01.01.2022 г.;

q в-четвертых, для субъектов предпринимательства, у которых не менее 30% персонала составляют выпускники общих средних, средних специальных и профессиональных образовательных учреждений, работающих по трудовому договору, исключено преимущественное право на заключение контракта по результатам проведенных конкурсных торгов по реализации объектов госсобственности по "нулевой" выкупной стоимости с условием принятия инвестиционных и социальных обязательств. Изменения внесены в Указ Президента РУз от 28.07.2010 г. N УП-4232.

Внесены и другие изменения и дополнения.



















































Время: 0.0066
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск