ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2022 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 29 января по 4 февраля 2022 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

                

(за период с 29 января по 4 февраля 2022 г.)

  

За нарушение прав на интеллектуальную собственность

введены штрафы

         

Учащихся обучат игре на музыкальных инструментах

        

Создаются детско-юношеские спортивные школы

"Ёш гвардиячилар"

          

На сферу профобразования -  $162 млн

        

Ремонт внутренних дорог будет

контролироваться общественностью

        

Таможенный кодекс: что изменилось

         

Как будут управлять многоквартирными домами

        

Семеноводство: очередные меры по поддержке сферы

        

Стартовал процесс сбора бюджетных инициатив граждан

        

В строительстве внедряется электронный тендер

        

В досудебное производство внедряется система

электронного взаимодействия

         

С 1 марта компенсационные выплаты

выплачиваются всем льготникам

         

Сфера услуг будет развиваться исходя

из специфики территорий

        

Ответственность за неисполнение решений

административных судов повысится

        

Утверждена Стратегия развития нового Узбекистана

на 2022-2026 годы



Президент Республики Узбекистан подписал Закон от 02.02.2022 г. N ЗРУ-749 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства об объектах интеллектуальной собственности".


Закон от 06.05.1994 г. N 1062-XII "Об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах" дополнен разделом "Основания и порядок наложения штрафа, а также порядок уплаты штрафа юридическими лицами за нарушение законодательства об объектах промышленной собственности".

В частности, определены основания ответственности за нарушение законодательства об объектах промышленной собственности:

несанкционированное изготовление, применение, импорт, предложение к продаже, продажа, иное введение в гражданский оборот или хранение с этой целью продукта или изделия, содержащего соответствующий запатентованный объект промышленной собственности, а также применение способа, охраняемого патентом на изобретение, или введение в гражданский оборот либо хранение с этой целью продукта, изготовленного непосредственно способом, охраняемым патентом на изобретение, -

влечет наложение штрафа на юрлиц от 100 до 200 БРВ. Размеры штрафов определяются по каждому виду правонарушений в отдельности.

В Закон от 30.08.2001 г. N 267-II "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" внесена статья, устанавливающая основания и порядок наложения штрафа, а также порядок его уплаты юрлицами за нарушение законодательства о товарных знаках и наименованиях мест происхождения товаров.

Так, незаконное использование товарного знака, наименования места происхождения товара или сходных с ними до степени смешения обозначений для однородных товаров -

влечет наложение штрафа от 100 до 200 БРВ. Размеры штрафов определяются по каждому виду правонарушений в отдельности.

В случае добровольной уплаты в течение месяца 70% размера штрафа правонарушитель освобождается от уплаты оставшейся суммы.

Закон от 18.09.2006 г. N ЗРУ-51 "О фирменных наименованиях" дополнен статьей, в соответствии с которой незаконное использование фирменного наименования влечет наложение штрафа на юрлиц от 100 до 200 БРВ.

В Закон от 27.12.1996 г. N 349-I "Об адвокатуре" внесены изменения, связанные с автоматизацией ряда услуг и оказанием технической поддержки. Так, регистрация адвокатских бюро, адвокатских фирм и коллегий адвокатов теперь будет осуществляться центрами государственных услуг.

Внесены и другие дополнения и изменения.


* * *



Принято Постановление Президента РУз от 02.02.2022 г. N ПП-112 "О дополнительных мерах по дальнейшему развитию сферы культуры и искусства".


Установлено, что начиная с 2022/2023 учебного года в общих средних образовательных учреждениях:

q учащиеся обучаются исполнению мелодий как минимум на одном из национальных музыкальных инструментов;

q в общеобразовательных учреждениях проводятся один учебный час в неделю по предмету "Музыка", а также еженедельно дополнительно к нему практические кружки и факультативные занятия по исполнению мелодий на национальных музыкальных инструментах;

q для учителей по предмету "Музыка" устанавливается обязательное требование по владению навыками исполнения мелодий как минимум на одном, а с 2023/2024 учебного года -  как минимум на трех национальных музыкальных инструментах.

Общим средним образовательным учреждениям разрешается принимать на работу по совместительству на должность учителя по предмету "Музыка" и руководителя кружка по музыке на полную ставку специалистов, имеющих профессиональное или высшее образование по музыкальному искусству, владеющих навыками исполнения мелодий как минимум на трех национальных музыкальных инструментах, в свободное от их основной работы время и с сохранением условий оплаты труда по основному месту работы.

В общих средних, средних специальных и высших образовательных учреждениях решением коллегии Министерства культуры создаются "школы мастерства" под руководством творческих деятелей в сфере культуры и искусства, награжденных государственными наградами.

При этом творческим деятелям, являющимся руководителями школ мастерства, ежемесячно по их основному месту работы выплачивается дополнительное материальное стимулирование 15 БРВ за счет средств Внебюджетного фонда Министерства культуры.

Всем госорганам, учреждениям и предприятиям в целях организации культурного и эстетического отдыха своих работников рекомендуется внедрить практику организации культурно-массовых и концертно-зрелищных мероприятий, а также приобретения билетов и абонементов для посещения ими концертов, цирка и театров не реже одного раза в квартал за счет внебюджетных средств и средств профсоюзных комитетов.

Постановлением предусмотрено уменьшение налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль и налога с оборота юрлиц на сумму средств, направленных на проведение культурно-массовых и концертно-зрелищных мероприятий для работников соответствующих организаций и членов их семей, включая приобретение билетов для посещения ими указанных мероприятий, при этом сумма данных средств не должна превышать 2% от налогооблагаемой базы.

С 1 апреля 2022 года по 1 января 2025 года для организаций, в общем доходе которых по итогам текущего отчетного (налогового) периода не менее 60% составляют доходы от производства национальных музыкальных инструментов, налог с оборота и ставка социального налога устанавливаются в размере 1%.

Для финансирования мероприятий, определенных Постановлением, Минфину поручено выделить в 2022 году Внебюджетному фонду Министерства культуры 50 млрд сумов, из них до 1 марта 2022 года -  25 млрд сумов, остальные 25 млрд сумов -  по мере освоения.

Утверждены:

q "Дорожная карта" по реализации Концепции дальнейшего развития национальной культуры в Республике Узбекистан в 2022- 2023 годах.

q План обеспечения автобусами и грузовыми транспортными средствами государственных театров и Государственного учреждения "Узбекский государственный цирк" и специальными автотранспортными средствами отделов культуры районов (городов) за счет средств Госбюджета.

Кроме того, утвержден Годовой календарный план культурно-массовых и концертно-зрелищных мероприятий, проводимых на республиканском уровне в 2022 году, включающий планы-графики проведения:

q международных и республиканских фестивалей в Республике Узбекистан в 2022 году;

q концертно-зрелищных мероприятий в форме "маданият карвони" Министерством культуры в регионах в 2022 году;

q художественными коллективами и территориальными отделами Государственной филармонии Узбекистана концертно-зрелищных мероприятий в 2022 году;

q гастролей творческих (художественных) коллективов Национального и Государственного симфонических оркестров Узбекистана, Центра узбекского национального искусства макома, Ансамбля макома имени Юнуса Раджаби и Государственного учреждения "Узбекский государственный цирк".


* * *



Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановление от 02.02.2022 г. N 50 "Об организации детско-юношеских спортивных школ "Ёш гвардиячилар".


Документ принят в соответствии с Указом Президента РУз от 24.01.2020 г. N УП-5924 "О мерах по дальнейшему совершенствованию и популяризации физической культуры и спорта в Республике Узбекистан".

Детско-юношеские спортивные школы "Ёш гвардиячилар" образуются на основе двух спортивных школ: детско-юношеской школы N 2 Алмазарского района г. Ташкента и филиала детско-юношеской школы N 1 Янгикурганского района Наманганской области. Школы будут входить в систему Национальной гвардии и финансироваться в таком же порядке, который был предусмотрен для двух вышеуказанных школ.

Основные задачи школ "Ёш гвардиячилар":

q воспитание молодежи в военно-патриотическом духе, их приобщение к здоровому образу жизни и организация регулярных занятий спортом;

q содействие в подготовке физически развитых, выносливых, смелых, мужественных, обладающих ораторскими и лидерскими качествами защитников Родины к поступлению в высшие, высшие военные и специализированные учебные заведения в целях формирования кадрового резерва Нацгвардии;

q расширение сотрудничества по обмену опытом с зарубежными спортивными школами и клубами для повышения профессионального мастерства учеников-спортсменов и тренеров и др.

Документом определено, что:

q деятельность спортивных школ осуществляется в соответствии с Постановлением Кабинета Министров РУз от 23.09.2010 г. N 211 "О дальнейшем совершенствовании деятельности спортивных школ и системы материального стимулирования труда тренеров и специалистов спортивных школ";

q назначение на должность директора спортивных школ осуществляется Национальной гвардией по согласованию с Министерством туризма и спорта;

q военнослужащим и работникам Национальной гвардии разрешено пользоваться спортивными сооружениями спортивных школ при условии, что они не будут мешать тренировочному процессу учеников спортивных школ.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 02.02.2022 г. N 51 "О мерах по реализации проекта "Развитие навыков для современной экономики" с привлечением средств Азиатского банка развития".


Документом утверждено ТЭО проекта, а также прогнозный график погашения основного долга и выплаты процентов. Общая стоимость проекта "Развитие навыков для современной экономики" составляет $162 млн, в том числе:

q $93 млн - долг перед Азиатским банком развития;

q $69 млн - доля Республики Узбекистан в проекте, которые направляются на следующие расходы:

- $20,490 млн - на финансирование строительно-монтажных работ, в том числе содержание и ремонт зданий и оборудования в 14 центрах профессионального обучения Министерства занятости и трудовых отношений и 6 профессионально-технических образовательных учреждениях Министерства высшего и среднего специального образования;

- $15,603 млн - на предоставление налоговых (кроме НДС и акцизов) и таможенных льгот, а также на покрытие НДС;

- $4 250 млн - на содержание установленного оборудования и материалов, консультационные услуги и трудовые ресурсы;

- $18,0  млн - на оплату труда учителей, занятых в проекте;

- $5,328 млн - на покрытие финансовых затрат в течение инвестиционного периода;

- $5,328 млн - на оплату непредвиденных расходов.

- $20,490 млн - на финансирование строительно-монтажных работ, в том числе содержание и ремонт зданий и оборудования в 14 центрах профессионального обучения Министерства занятости и трудовых отношений и 6 профессионально-технических образовательных учреждениях Министерства высшего и среднего специального образования;

- $15,603 млн - на предоставление налоговых (кроме НДС и акцизов) и таможенных льгот, а также на покрытие НДС;

- $4 250 млн - на содержание установленного оборудования и материалов, консультационные услуги и трудовые ресурсы;

- $18,0  млн - на оплату труда учителей, занятых в проекте;

- $5,328 млн - на покрытие финансовых затрат в течение инвестиционного периода;

- $5,328 млн - на оплату непредвиденных расходов.

Срок реализации проекта составляет 5 лет - с 2022-2026 гг.

Министерство занятости и трудовых отношений - исполнительный орган, ответственный за целевое и эффективное использование заемных средств и реализацию проекта, а также общую координацию деятельности по проекту. Министерство высшего и среднего специального образования несет ответственность за реализацию проекта в образовательных учреждениях системы.

Расходы, связанные с финансированием строительно-монтажных работ, а также с эксплуатацией и обслуживанием зданий и оборудования по проекту, будут покрываться за счет Консолидированного бюджета Узбекистана. Расходы, связанные с погашением кредита Азиатского банка развития, уплатой процентов и иных обязательств по ним, покрываются за счет средств республиканского бюджета Республики Узбекистан.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 02.02.2022 г. N 49 "О мерах по внедрению стандартов открытости в сфере автомобильных дорог и усилению общественного контроля в этой сфере".


Документом утверждены:

q Перечень сведений, которые должны размещаться в информационной онлайн-площадке "Shaffof yo`1" в форме открытой информации в сфере автомобильных дорог;

q Положение о порядке направления средств, выделенных на ремонт территориальных внутренних дорог, предусмотренные в параметрах местных бюджетов районов (городов), на ремонт внутренних хозяйственных дорог, определяемых на основе общественного мнения.

Положение включает в себя нормы о:

q порядках формирования и финансирования предложений по ремонту внутренних дорог на основе общественного мнения, выраженного через информационный портал. Предложения по ремонту внутренних дорог формируются на основе мнений, выраженных гражданами через информационный портал. Прием предложений по ремонту внутренних дорог осуществляется до 10 января каждого года, а определение победившего предложения путем голосования -  до 31 января. Вносить предложения через информационный портал могут только совершеннолетние граждане;

q подотчетности по финансированию вышеуказанных предложений. В целях обеспечения эффективного использования средств, выделяемых на ремонт внутренних дорог, предусмотренные в параметрах местных бюджетов районов (городов) и установления общественного контроля, к информационному порталу будут прикреплены счета казначейства, открытые для финансирования победивших предложений, а также будет создана возможность ознакомления с информацией о средствах, выделенных пользователям и их трате в режиме реального времени.


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Закон от 01.02.2022 г. N ЗРУ-748 "О внесении дополнений и изменений в Таможенный кодекс Республики Узбекистан".


Законом были внесены следующие изменения и дополнения в Таможенный кодекс:

q во-первых, часть 2 статьи 22 дополнена пунктом "ж", в соответствии с которым условно выпущенными считаются также товары, выпущенные до подачи грузовой таможенной декларации, а также помещенные в соответствующий таможенный режим с оформлением предварительной, временной, неполной или периодической грузовой таможенной декларации;

q во-вторых, часть 1 статьи 63 изложена в новой редакции. Ею предусмотрено, что для помещения товара под таможенный режим временного ввоза декларантом в таможенный орган представляются грузовая таможенная декларация и товаросопроводительные документы, а также контракт (договор, соглашение) о поставке или передаче товара (в случаях временного ввоза товара в рамках договора аренды, лизинга, гарантийного обслуживания и инвестиционного проекта). В прежней редакции контракт о поставке или передаче товара не требовался;

q в-третьих, внесено изменение в часть 2 статьи 113. В новой редакции иностранные товары, а также товары Узбекистана, помещенные под таможенный режим беспошлинной торговли, могут быть реализованы в розницу также иностранным лицам, временно находящимся на территории Узбекистана;

q в-четвертых, часть 1 статьи 118 изложена в новой редакции. Теперь, для помещения товара под таможенный режим таможенного транзита декларантом в таможенный орган наряду с товаросопроводительными документами представляется также транзитная декларация;

q в-пятых, изменена редакция части 1 статьи 137. Новой редакцией установлено, что срок рассмотрения заявления на выдачу разрешения на переработку вне таможенной территории или переработку на таможенной территории не может превышать десяти рабочих дней. Ранее этот срок был разным и зависел от того, на какой таможенный режим будет помещен товар;

q в-шестых, статья 163 изложена в новой редакции. Она предусматривает, что товары для некоммерческих целей, перемещаемые физлицами в ручной клади и сопровождаемом багаже, а также пересылаемые в международных почтовых и курьерских отправлениях, стоимость и (или) количество которых превышает нормы беспошлинного ввоза товаров, установленные законодательством, облагаются единым таможенным платежом в части такого превышения. В прежней редакции было предусмотрено, что при превышении нормы беспошлинного ввоза и нормы ввоза товаров, не подлежащих обложению акцизным налогом, установленные законодательством, они облагаются таможенными платежами в части такого превышения;

q в-седьмых, статья 167 изменена. Согласно изменениям, в качестве таможенной декларации рассматриваются:

а) документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза, - для товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях в адрес физлиц для некоммерческих целей, а также в адрес юридических лиц, стоимостью до тридцати базовых расчетных величин;

б) коммерческие документы - для товаров, пересылаемых в международных курьерских отправлениях в адрес физлиц для некоммерческих целей, а также в адрес юридических лиц, стоимостью до тридцати базовых расчетных величин;

q в-восьмых, статья 195 дополнена частью 3, в соответствии с которой живые животные и скоропортящиеся товары подлежат таможенному досмотру в первоочередном порядке;

q в-девятых, введена статья 257-1. Она содержит определение транзитной декларации. В прежней редакции данное понятие отсутствовало;

q в-десятых, пункт "а" статьи 260 изложен в другой редакции, которая предусматривает, что наличная национальная и иностранная валюта, сумма которых не превышает установленную законодательством норму обязательного декларирования в письменной форме, подлежит декларированию в устной форме.

Были внесены и другие изменения и дополнения.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 01.02.2022 г. N 47 "О мерах по совершенствованию управления многоквартирными домами и улучшению оказания коммунальных услуг".


Документ принят во исполнение Постановления Президента РУз от 19.06.2021 г. N ПП-5152 "О дальнейшем совершенствовании системы управления многоквартирными домами". Им утверждены положения о порядках:

q формирования и применения средств специального счета Фонда развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства (далее -  Фонд) (1);

q выделения субсидий на уплату обязательных взносов собственниками многоквартирных домов, нуждающихся в соцзащите и включенных в информационную систему "Единый реестр социальной защиты" (2);

q формирования и ведения электронного реестра и рейтинга органов управления многоквартирными домами (3);

q проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации или управляющего по управлению многоквартирными домами (4).

Положением (1) определено, что средства специального счета аккумулируются на внебюджетном лицевом казначейском счете Министерства финансов, открытом в Фонде, и расходуются на следующие цели:

q разработку проектно-сметной документации на ремонт;

q ремонт многоквартирных домов;

q финансирование прочих затрат заказчика (проектно-изыскательские работы, экспертиза, отбор или тендер, эксплуатационные расходы, и прочие расходы, связанные с ремонтом).

Категорически запрещается расходовать средства со специального счета на иные цели, не предусмотренные этим Положением.

Положение (2) устанавливает порядок предоставления субсидии для уплаты обязательного сбора на содержание, использование и ремонт имущества, а также на благоустройство земельного участка, примыкающего к многоквартирному дому. При этом субсидии предоставляются лишь собственникам многоквартирных домов, нуждающихся в социальной защите и включенных в информационную систему "Единый реестр социальной защиты". В соответствии с Положением (2) размер субсидии на покрытие обязательного сбора не должен превышать 30% от БРВ и перечисляется на лицевой счет соответствующего собственника в органе управления многоквартирным домом.

Согласно Положению (3), орган управления многоквартирными домами должен зарегистрироваться на сайте kommunal.uz через единую информационную систему идентификации пользователей электронного правительства. После регистрации предоставленная информация сопоставляется с базой данных юридических лиц в системе идентификации и при отсутствии ошибок регистрируется в электронном реестре. Сайт составляет список недобросовестных органов управления на основе негативных отзывов собственников многоквартирных домов. В список недобросовестных органов управления будут включены органы управления, получившие более 51% негативных отзывов от собственников многоквартирных домов за последний финансовый год.

Положением (4) установлено, что конкурс проводится на право заключения договоров с целью управления одним или несколькими многоквартирными домами. Конкурс основывается на следующих принципах:

q создание равных условий для участия в конкурсе;

q предотвращение коррупции;

q честная конкуренция;

q свобода получения информации о проведении конкурса.


* * *



Принято Постановление Президента Республики Узбекистан от 28.01.2022 г. N ПП-106 "О дополнительных мерах по дальнейшему развитию семеноводства сельскохозяйственных культур".


На Центр развития семеноводства при Минсельхозе возложены следующие дополнительные задачи:

q размещение по видам и сортам зерновых колосовых, масличных, бобовых и кормовых культур, хлопчатника, овощей, бахчевых исходя из почвенно-климатических условий регионов, специализированных на производстве семян;

q создание "Единой электронной системы" сельскохозяйственных субъектов в регионах, специализированных на производстве семян;

q мониторинг деятельности субъектов - производителей семян в период вегетации на хлопковых и зерновых колосовых площадях - не менее трех раз, на других семеноводческих площадях - не менее двух раз, в процессах хранения и переработки семян - постоянно;

q подготовка совместно с научно-исследовательскими институтами рекомендаций, пособий, нормативных документов по посеву, уходу и сбору урожая и поставку их субъектам семеноводства;

q заготовка и фасовка семян хлопчатника, овощей, бахчевых, зерновых колосовых, масличных, бобовых и кормовых культур, выращенных в субъектах семеноводства в соответствии с международными стандартами, а также организация реализации на внутреннем и внешнем рынке на основе национального бренда "Uzbek seeds".

В "Единой электронной системе" сельскохозяйственных субъектов в регионах, специализированных на производстве семян, отражаются данные о названии субъекта, виде, сорте культуры и репродукционных семенах, виде и количестве минеральных удобрений, выданных для площадей семеноводства, наименовании и норме использованных химических средств, заключении апробационной комиссии по сортам, выращенном урожае.

20 цехов по заготовке семенного зерна предприятий в системе АК "Уздонмахсулот" переданы Центру за счет снижения налоговой задолженности и задолженности перед фондом данных предприятий на размер оценочной стоимости объекта.

Кроме того, Центру передаются 11 цехов по заготовке семенного хлопчатника в системе АО "Узпахтасаноат" за счет снижения их задолженности перед Госбюджетом на размер оценочной стоимости объекта.

Начиная с 1 января 2022 года внедряется система специализации регионов на выращивании высокорепродукционных семян. При этом 200 тысяч гектаров орошаемых земель с высоким плодородием почвы, хорошей водообеспеченностью специализируются на выращивании семян сельхозкультур.


* * *



По сообщению информационной службы Министерства финансов начался процесс "Инициативного бюджета" на 2022 год.


До 20 февраля у граждан Узбекистана есть возможность подать предложение через информационный портал "Открытый бюджет".

На решение существующих проблем в регионах будет направлено более 1 трлн сумов, выделенных для первого этапа.

С 2019 года внедряются инструменты инициативного бюджетирования, при этом не менее 10% дополнительных источников бюджетов районов (городов) направляется на финансирование мероприятий на основе общественного мнения.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 31.01.2022 г. N 46 "О мерах по совершенствованию организации и проведения электронных закупок в строительной сфере".


Документ принят в соответствии с Законом РУз от 22.04.2021 г. N ЗРУ-684 "О государственных закупках". Постановлением утверждено Положение о порядке организации и проведения электронных закупок в строительной сфере.

В Положении содержатся такие понятия, как акцепт, государственный заказчик, электронный тендер, документы электронного тендера, предложение тендера, гарантия обеспечения предложения тендера и т.д. Положение включает в себя нормы о:

q порядке проведения электронного тендера;

q задачах участников электронного тендера. К их числу относятся госзаказчик, организатор тендера, оператор и др.;

q обеспечении предложения электронного тендера;

q персональном кабинете госзаказчика, организатора тендера и строительно-подрядной организации. Персональный кабинет автоматически формируется при внесении соответствующих сведений и регистрации с помощью ЭЦП в электронной платформе (специальная информационная платформа для проведения электронных тендеров);

q размещении объявления о проведении электронных тендеров. Оно размещается организатором тендера на платформе после изучения им правильности и полноты документов, представленных госзаказчиком;

q порядке участия заявителей в электронном тендере. Заявитель вправе участвовать в тендере после прохождения всех условий, предусмотренных Положением, и внесения через специальный счет в персональном кабинете определенной платы оператору;

q заключении договора подряда по результатам электронного тендера;

q ответственности участников электронного тендера.

Положение распространяется на тендерные торги, осуществляемые госзаказчиками по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, финансируемых за счет средств Госбюджета, бюджетов бюджетной системы Узбекистана, а также фондов, организованных в бюджетных организациях согласно целевым программам. Также Положение распространяется на электронный тендер в сфере строительства, стоимость которых по одному от госзаказчика превышает 6 000 БРВ. Для остальных электронных торгов нормы Положения носят рекомендательный характер.


* * *



Принято Постановление Президента Республики Узбекистан от 28.01.2022 г. N ПП-105 "О мерах по внедрению единой системы межведомственного электронного взаимодействия в досудебном производстве".


Документ принят в соответствии с указами Президента РУз от 10.08.2020 г. N УП-6041 "О мерах по дальнейшему усилению гарантий защиты прав и свобод личности в судебно-следственной деятельности" и от 26.03.2021 г. N УП-6196 "О мерах по поднятию на качественно новый уровень деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью".

Внедряемая Единая информационная система "Электронное дознание и предварительное следствие" предусматривает:

q обмен информацией между госорганами и организациями для обеспечения оперативного получения данных, необходимых для рассмотрения заявлений, сообщений и других сведений о преступлениях на стадии досудебного производства, а также для производства дознания и предварительного следствия по уголовному делу;

q отправку постановлений, поручений, указаний и других уведомлений дознавателей и следователей в соответствующие госорганы и организации в форме электронных документов, а также получение аналогичным способом ответов на них;

q реализацию с использованием ИКТ механизма наложения ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого лица в целях принятия мер по возмещению материального ущерба, причиненного вследствие преступных действий, а также применения ограничительных мер в отношении разыскиваемых обвиняемых.

Электронный обмен документами по вопросам досудебного производства посредством Единой следственной информационной системы осуществляется органами дознания и следствия МВД, Департамента по борьбе с экономическими преступлениями и Бюро принудительного исполнения, ГТК и Национальной гвардии.

Утвержден Перечень госорганов и организаций, осуществляющих электронное взаимодействие с органами дознания и следствия в рамках данной системы.

Межведомственное электронное взаимодействие между органами дознания и следствия и взаимодействующими организациями осуществляется со строгим соблюдением следующих требований:

q использование специального канала связи, отвечающего требованиям обеспечения оперативности, безопасности и достоверности имеющихся сведений;

q прямое подключение к информационным системам взаимодействующих организаций или регулярное обновление их баз данных в Единой следственной информационной системе;

q соблюдение требований соглашений об электронном сотрудничестве, составляемых между Генеральной прокуратурой, МВД и взаимодействующими организациями.

Сведения, составляющие банковскую тайну, представляются органам дознания или следствия в форме электронного документа на основании обоснованного решения дознавателя или следователя, санкционированного прокурором.

Тестовую версию Единой следственной информационной системы планируется запустить с 1 мая, полную версию с 1 августа 2022 года.


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Указ от 28.01.2022 г. N УП-58 "О дальнейшем совершенствовании системы материальной поддержки нуждающихся в социальной защите категорий населения".


Документ принят для усиления адресной социальной защиты и материальной поддержки населения, расширения масштабов и дальнейшего повышения эффективности оказания денежной помощи нуждающимся в поддержке гражданам и одиноким престарелым.

Документом установлено, что с 1 марта 2022 года:

q компенсационные выплаты выплачиваются всем льготным категориям лиц, имеющим право на их получение, независимо от получения или неполучения пенсий (социальных пособий), а также осуществления или неосуществления трудовой деятельности данными лицами;

q вводятся ежемесячные компенсационные выплаты одиноким лицам, нуждающимся в постороннем уходе, получающим социальные пособия, - 45% базовой величины исчисления пенсии;

q вводится ежемесячная доплата к социальным пособиям лицам, достигшим возраста 100 лет и более, в размере 100% базовой величины исчисления пенсии.

При этом ежемесячная доплата к пособиям граждан, достигших возраста 100 лет и более, финансируется за счет средств Республиканского бюджета и внебюджетного Пенсионного фонда через организацию, в которой назначены пенсии и пособия.

Напомним, что введение ежемесячных компенсационных выплат для льготных категорий лиц взамен предоставляемых законодательством льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг предусмотрено в соответствии с Указом Президента РУз от 27.03.2003 г. N УП-3227 "О введении с 1 апреля 2003 года компенсационных денежных выплат взамен предоставляемых льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг".


* * *



Принято Постановление Президента РУз от 27.01.2022 г. N ПП-104 "О дополнительных мерах по развитию сферы услуг".


Документ разработан с целью развития сферы услуг на основе особых подходов исходя из специфики регионов, обеспечения субъектов предпринимательства финансовыми ресурсами и инфраструктурой, а также введения для них благоприятного налогового режима.

Определены приоритетные направления развития сферы услуг исходя из численности и плотности населения регионов республики, географического положения, специализации и уровня обеспеченности инфраструктурой. В частности, в каждом районе и городе предусматривается преобразование густонаселенных улиц, на которых в 2021-2022 годах за счет бюджетных средств осуществлена реконструкция, в торговые, услугоориентированные, парковые и развлекательные улицы.

В Ташкенте, Нукусе, областных центрах и других городах на каждые 3-5 махалли будут созданы межмахаллинские торгово-сервисные улицы путем благоустройства густонаселенных улиц, расширения пешеходных дорожек и их освещения.

В районах с населением менее 300 тысяч человек планируется:

q в районах с высокими темпами развития промышленности и сферы услуг - предоставить приоритет организации торговых, гостиничных, логистических услуг и общественного питания, а также объектов технического обслуживания и развлекательных центров;

q в горных и предгорных районах с высоким потенциалом рекреационного туризма - благоустройство автомобильных дорог, улучшение обеспечения электроэнергией и питьевой водой и другой инфраструктуры, а также развитие туристических услуг;

q в приграничных районах, а также районах, по которым проходят международные автомобильные магистрали и железные дороги, - специализация на торговле, туризме, логистике и придорожном обслуживании;

q в районах с высокой долей сельского хозяйства - развитие современного агросервиса.

В средних и крупных городах и районах с населением более 300 тысяч человек предусматривается развитие современного рынка услуг, образования, медицины, искусства, туризма, гостиничного и общественного питания, а также транспортных услуг.

В Ташкенте, Самарканде и Намангане намечено увеличить количество услуг с высокой доходностью, в особенности крупных торгово-развлекательных объектов, создание специализированных кластеров в местах размещения образовательных и медицинских учреждений.

С 1 апреля 2022 года до 1 января 2025 года, устанавливаются ставки соцналога в размере 1% для субъектов предпринимательства в сферах:

q розничной торговли и общественного питания;

q гостиничных услуг (размещение);

q пассажирских и грузовых перевозок;

q ремонта и технического обслуживания транспортных средств;

q компьютерных услуг;

q ремонта бытовой техники;

q агро- и ветеринарных услуг;

q услуг, оказываемых в развлекательных центрах.

При этом льгота применяется, если по итогам текущего отчетного (налогового) периода доходы субъекта предпринимательства от оказания услуг по указанным видам деятельности составляют не менее 60% совокупного дохода. В случае выявления фактов сокрытия численности работников субъектами предпринимательства действие льготы прекращается с применением финансовых санкций, установленных законодательством.

До 1 января 2027 года субъектам предпринимательства по торговым комплексам площадью более 5 тыс. кв. м и гостиницам (средствам размещения, включая занимаемые ими земельные участки) разрешено снижать ставки земельного налога с юрлиц и налога на имущество юрлиц на 90%.

С 1 апреля 2022 года до 1 января 2025 года для субъектов предпринимательства, зарегистрированных в туристских зонах районов и городов, указанных в приложении к документу, и оказывающих услуги общепита, гостиничные (размещение), торговые, развлекательные, туроператорские и турагентские услуги, установлены:

q ставка налога с оборота - 1%;

q размеры налога на имущество юрлиц и земельного налога с юрлиц по объектам, расположенным на указанных в приложении территориях, - 1% от суммы, начисленной по данным видам налогов.

С 1 января 2022 года ставка акцизного налога на услуги мобильной связи для операторов мобильной связи установлена в размере 10%.

До 1 января 2025 года освобождаются от таможенных пошлин:

q товары, ввозимые на территорию Узбекистана в соответствии с приложением N 2;

q технологическое оборудование, материалы, программное обеспечение и запчасти, ввозимые операторами и провайдерами телекоммуникаций, не производимые в Узбекистане, по перечням, формируемым в установленном порядке, в рамках проектов по внедрению телекоммуникационной инфраструктуры.


* * *



Принято Постановление Президента РУз от 29.01.2022 г. N ПП-107 "О мерах по дальнейшему обеспечению эффективной защиты прав граждан и субъектов предпринимательства во взаимоотношениях с государственными органами, а также повышению доверия населения к судам".


Верховному суду совместно с Высшим судейским советом и заинтересованными министерствами и ведомствами поручено внести в процессуальные законодательные акты следующие процедуры:

q осуществления административного судопроизводства на основе принципа "активная роль суда" с возложением на административные суды обязанности по сбору доказательств по собственной инициативе для выяснения фактических обстоятельств дела, созданию для граждан или субъектов предпринимательства, чьи права нарушены, условий для участия в сборе доказательств в пределах своих возможностей;

q предоставления гражданам или субъектам предпринимательства, чьи права нарушены, наряду со спором, вытекающим из публично-правовых отношений, права на предъявление административному суду также требования о взыскании ущерба при наличии причинно-следственной связи, а также передаче полномочия по рассмотрению таких требований административным судам;

q применения в отношении должностных лиц государственных органов или организаций судебных штрафов в случае неисполнения ими решений административных судов по делам, вытекающим из публично-правовых отношений;

q внедрения механизмов достижения примирения сторон по делам, вытекающим из публично-правовых отношений.

Также в целях усиления роли административных судов в обществе, превращения их в подлинных защитников граждан и субъектов предпринимательства предусмотрено:

q предоставление сторонам права заключения мирового соглашения по делам, вытекающим из публично-правовых отношений, в установленных законодательными актами случаях;

q исполнение государственными органами или организациями решения по делу, вытекающему из публично-правовых отношений, в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу и извещение об этом административного суда;

q применение судебного штрафа в отношении должностных лиц государственных органов или организаций за неисполнение ими судебного акта по делу, вытекающему из публично-правовых отношений;

q применение в повышенном размере первоначально примененного судебного штрафа в отношении должностных лиц государственных органов или организаций за повторное неисполнение ими решения по делу, вытекающему из публично-правовых отношений.


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Указ от 28.01.2022 г. N УП-60 "О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы".


Документом утверждены:

q Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы (далее - Стратегия развития);

q Государственная программа по ее реализации в "Год обеспечения интересов человека и развития махалли";

q Составы Республиканской комиссии по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы и ее рабочей группы.

В Стратегии развития установлено, что:


1) к 2026 году все нуждающиеся слои населения будут получать социальные пособия и материальную помощь;


2) учащихся первых-четвертых классов в Республике Каракалпакстан и Хорезмской области обеспечат бесплатным питанием (завтраком или обедом) за счет средств Госбюджета;


3) с 1 января 2023 года повысится максимальный размер зарплаты, принимаемый для расчета пенсии, с 10 до 12 размера базовой величины исчисления пенсии;


4) с 1 апреля освободят от подоходного налога платежи до 3 млн сумов в месяц родителей, дети которых посещают негосударственные дошкольные образовательные организации и школы;


5) выделят 605 млрд сумов из Госбюджета на реализацию программы обновления учебников средних общеобразовательных учреждений, а также создадут 141 тысячу новых ученических мест с доведением их количества до 6,4 млн к концу 2026 года;


6) в регионах на основе принципа "шаговой доступности" организуют 105 семейных врачебных пунктов и 31 семейную поликлинику;


7) примут меры по снижению годового уровня инфляции в 2022 году - до 9%, в 2023 году - до 5%, фискального дефицита - до 3%, с недопущением в последующем превышения указанных показателей инфляции и дефицита Госбюджета;


8) с 2023 года снизят ставки налога на добавленную стоимость до 12%, ставки налога на прибыль в таких направлениях предпринимательства, как банковское и финансовое дело, телекоммуникации - до 15%;


9) до 2026 года примут меры по повышению на 20% энергоэффективности экономики и сокращению на 20% объема выброса вредных газов в атмосферу путем активного внедрения технологий "зеленой экономики" во все сферы;


10) с 2022 года внедрят порядок поэтапного включения всех обязательных требований в сфере предпринимательства в единый электронный реестр с пересмотром дублирующих и утративших актуальность обязательных требований, запустив с 1 июля 2025 года единый реестр в полном объеме;


11) до 1 апреля 2022 года упростят процедуры получения лицензий и иных разрешительных документов исходя из специализации и наличия у субъектов предпринимательства возможности осуществления дистанционной (онлайн) деятельности;


12) ликвидируют монополии в более чем 25 видах деятельности;


13) внедрят практику предложения выдачи и замены гражданам документов, а также взаимосвязанных государственных услуг, не дожидаясь обращения граждан;


14) отменят практику истребования у населения документов, подтверждающих определенные факты, таких как свидетельство о рождении и водительское удостоверение, аттестат и диплом, за счет внедрения проекта "Цифровой паспорт граждан";


15) упростят систему оказания госуслуг пожилым и лицам с инвалидностью, создадут для них дополнительные удобства путем внедрения в данную систему современных технологий;


16) внедрят порядок оказания бесплатной юридической помощи за счет государства гражданам, нуждающимся в социальной защите, наряду с уголовными делами, также по гражданским и административным делам;


17) введут единый электронный онлайн-реестр учета лиц, свобода передвижения которых ограничена;


18) внедрят систему предоставления "пакета первичной социально-материальной помощи" с целью практического содействия в обретении гражданами, отбывшими наказание, достойного места в обществе.


Стратегия развития реализуется в пять этапов, каждая из которых содержит определенные цели. Всего целей - 100.





















































Время: 0.0508
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск