Расчеты с персоналом
Нормативно-правовые акты / Деятельность отдельных отраслей / Образование. Наука / Народное образование /Указ Президента Республики Узбекистан от 11.05.2022 г. N УП-134 "Об утверждении Национальной программы по развитию школьного образования в 2022-2026 годах"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
11.05.2022 г.
N УП-134
ПО РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В 2022-2026 ГОДАХ
В целях формирования знаний и навыков учащихся школ, их воспитания в духе преданности национальным и общечеловеческим ценностям, повышения авторитета профессии учителя и качественного состава педагогов, совершенствования учебников и учебно-методических комплексов на основе современных требований, строительства современных моделей учреждений школьного образования, отвечающих международным стандартам, а также в соответствии с Государственной программой по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы в "Год обеспечения интересов человека и развития махалли":
1. Утвердить Национальную программу по развитию школьного образования в 2022-2026 годах (далее - Программа развития) согласно приложению N 1.
2. Определить основными направлениями Программы развития:
полноценное внедрение в школьное образование Национальной учебной программы, разработанной на основе передового международного опыта, а также применение на практике современных учебников, созданных отечественными и зарубежными авторами;
повышение в обществе авторитета профессии учителя, создание благоприятных социальных условий для педагогов и достойное стимулирование их труда;
повышение ответственности учителей за воспитание и обучение молодежи, их требовательности в своем непрерывном профессиональном развитии;
формирование национального кадрового резерва для учреждений общего среднего образования, разработку критериев передового директора школы и образцового учителя, а также проведение на их основе регулярной оценки деятельности руководящих и педагогических кадров;
системную организацию духовно-просветительской работы в учреждениях общего среднего образования, внедрение механизмов непрерывного мониторинга, оценки и прогнозирования в данном направлении, повышение роли семьи, особенно родителей, в образовании и воспитании ребенка;
содержательную организацию свободного времени учащихся, совершенствование системы их профессиональной ориентации;
усиление интеграции детей с особыми образовательными потребностями в систему дошкольного и школьного образования, а также ускорение процессов инклюзивного образования;
обеспечение осуществления всех процессов обмена данными в общем среднем образовании посредством Единого программного комплекса управления системой дошкольного и школьного образования, расширение спектра оказания электронных государственных услуг в данной сфере;
доведение коэффициента сменности учреждений общего среднего образования до оптимального уровня, осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта и оснащения школ необходимым инвентарем на основе современных моделей.
3. Принять к сведению, что Министерством народного образования при участии международных и отечественных экспертов разработана Национальная учебная программа и с 2021/2022 учебного года в 1 и 2 классах внедрены 252 наименования новых современных учебников, рабочих тетрадей для учащихся и учебных пособий для педагогов.
Министерству дошкольного и школьного образования (Х. Умарова) обеспечить:
а) в срок до 1 сентября 2024 года - полноценное внедрение Национальной учебной программы в образовательный процесс, в том числе до конца 2022 года - разработку учебных пособий, учебников и рабочих тетрадей для 3, 6, 7 и 10 классов, до 2025 года - для других классов;
б) посредством специальных информационных систем (S-testing, Onlinedu, Raqamli darsliklar и других):
до конца 2022 года - создание 10 мобильных электронных ресурсов для учебников нового поколения и 100 мультимедийных продуктов;
до 1 сентября 2022 года - обучение учителей 3, 6, 7 и 10 классов на краткосрочных курсах повышения квалификации, разработанных на основе Национальной учебной программы;
в) совершенствование на постоянной основе Национальной учебной программы исходя из выявленных по результатам оценки знаний и навыков педагогических кадров и учащихся пробелов, а также на основе предложений родителей, экспертов и других лиц.
4. Разрешить государственным учреждениям общего среднего образования по согласованию с Министерством дошкольного и школьного образования внедрять в учебный процесс международно признанные образовательные программы, в том числе вносить изменения в учебные программы в рамках государственных образовательных стандартов и осуществлять выбор учебников (за исключением родного языка, литературы, истории, воспитания и правоведения).
Министерству народного образования (Б. Саидов):
в месячный срок утвердить порядок внедрения международно признанных образовательных программ в учебный процесс государственных учреждений общего среднего образования;
в двухмесячный срок сформировать и разместить на своем официальном веб-сайте перечень международно признанных образовательных программ;
оказывать содействие учреждениям общего среднего образования во внедрении в их учебный процесс международно признанных образовательных программ, в том числе провести переговоры с зарубежными организациями, оказывающими услуги в сфере образования, а также выделить средства, необходимые для приобретения и внедрения в практику программ.
5. Запретить министерствам и ведомствам (за исключением Министерства дошкольного и школьного образования) инициировать разработку актов законодательства, предусматривающих внесение изменений в учебные планы и программы общего среднего образования, а также введение в школах новых предметов.
Кабинету Министров установить строгий контроль за соблюдением министерствами и ведомствами запрета, предусмотренного настоящим пунктом.
6. Образовать:
национальные центры обучения педагогов новым методикам (далее - Центры педагогики) на базе региональных центров переподготовки и повышения квалификации работников народного образования;
Национальный исследовательский институт профессионального развития и обучения новым методикам педагогов имени А. Авлони (далее - Национальный исследовательский институт) на базе Научно-исследовательского института изучения проблем и определения перспектив народного образования имени А. Авлони.
Передать Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами (далее - Ташкентский государственный педагогический университет), а также образовательные и научные организации при нем в ведение Министерства народного образования.
Определить Ташкентский государственный педагогический университет ведущим высшим образовательным учреждением по разработке учебных программ педагогического направления.
7. Одобрить предложение Министерства дошкольного и школьного образования о внедрении в практику обучения педагогических кадров по методикам, основанным на компетенциях и направленным на формирование профессиональных навыков (далее - современные методики).
Министерству дошкольного и школьного образования (Х. Умарова) совместно с Министерством высшего образования, науки и инноваций (И. Абдурахманов) для внедрения в практику обучения педагогических кадров на основе современных методик:
а) в направлении переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров:
до 1 сентября 2022 года - привлечь в Центры педагогики квалифицированных зарубежных специалистов по точным и естественным наукам;
до 1 июля 2022 года - сформировать при Центрах педагогики тренерские группы, состоящие из зарубежных специалистов, квалифицированных работников общих средних, средних специальных, профессиональных, высших образовательных учреждений и Центров педагогики;
до конца 2022 года совместно с тренерскими группами - обеспечить проведение с выездом на места для педагогов в не менее 20 процентах учреждений общего среднего образования учебных занятий и семинаров-тренингов, основанных на современных методиках;
выплачивать тренерам, непосредственно привлеченным к повышению квалификации педагогических кадров, дополнительную надбавку в размере до 100 процентов месячной оплаты труда в зависимости от результатов их деятельности;
до конца 2022 года - внедрить на специальной электронной платформе "Непрерывное профессиональное образование" для учителей школ дополнительные индивидуальные курсы повышения квалификации, проводимые без отрыва от педагогической деятельности;
б) в направлении совершенствования образовательных программ:
принять меры по закупке образовательных программ и учебников, основанных на современных методиках, а также их внедрению в систему общего среднего образования;
до 1 августа 2022 года с привлечением квалифицированных зарубежных специалистов - полностью пересмотреть и усовершенствовать на основе международных требований учебные планы и учебные
...