ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
2022 год /Обзор нового в законодательстве (за период с 14 по 20 мая 2022 г.)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ОБЗОР
НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
(за период с 14 по 20 мая 2022 г.)
На развитие Фармацевтического технического
Построят новые дороги, старые отремонтируют
Как планируют повысить правовую культуру в обществе
Систему наркологической помощи населению усовершенствуют
Медиков, работающих с кровью и ее компонентами, вакцинируют
По каким основаниям экономический суд может остановить
Сообщившим о налоговых правонарушениях
Исламский банк развития выделяет средства на развитие
Принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17.05.2022 г. N 263 "Об организации деятельности Фармацевтического технического университета в составе инновационного научно-производственного фармацевтического кластера "Tashkent Pharma Park".
Постановлением Президента РУз от 28.01.2020 г. N ПП-4574 "О создании инновационного научно-производственного фармацевтического кластера "Tashkent Pharma Park" в Зангиатинском районе Ташобласти предусмотрено создание инновационного научно-производственного фармацевтического кластера "Tashkent Pharma Park".
Кластер включает в себя создание Фармацевтического технического университета с собственной инфраструктурой, состоящей из научно-исследовательских центров и лабораторий, учебно-научных лабораторий и вивария, фармакопейного центра, симпозиум-центра с гостиницей, мест проживания для студентов, преподавателей и иностранных сотрудников, а также спортивно-оздоровительного комплекса, бассейна и стадиона.
Основными задачами и направлениями деятельности Университета являются:
q подготовка квалифицированных кадров в области производства лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и медтехники, косметологии, управления отраслью и бизнесом в соответствии с международными образовательными стандартами;
q внедрение инновационных и эффективных образовательных программ и форм обучения, направленных на совершенствование и модернизацию системы подготовки кадров в фармацевтической отрасли;
q осуществление переподготовки и повышения квалификации специалистов и научно-педагогических кадров за счет непрерывности и преемственности образования и науки, а также их интеграции в мировое образовательное и научное сообщество;
q создание условий для тесной интеграции фармацевтического образования, науки и производства и др.
Для финансирования проекта по созданию учебной части кластера Фонд экономического развития и сотрудничества (EDCF) Эксимбанка Кореи предоставил Узбекистану кредит в размере $83,7 млн ??сроком на 40 лет с льготным периодом на 10 лет.
Учебный процесс в Университете начинается в 2022/2023 учебном году и условия приема на специальности бакалавриата и магистратуры, форма обучения и язык обучения определяются по согласованию с вузами-партнерами.
* * *
Принято Постановление Президента РУз от 18.05.2022 г. N ПП-249 "О мерах по расширению сети автомобильных дорог с цементобетонным покрытием".
Согласно Постановлению в Каракалпакстане, областях и г. Ташкенте в 2022 году предусмотрено строительство внутренних дорог с цементобетонным покрытием общей протяженностью 2 606 км. При этом:
q адресные перечни формируются Советом Министров Каракалпакстана, хокимиятами областей и г. Ташкента на основании предложений руководителей секторов с учетом мнения и требований общественности;
q привлечение проектных организаций, согласование технических условий с ответственными организациями, организация разработки и проведения государственной экспертизы проектно-сметной документации осуществляются организациями-заказчиками;
q разработанная проектно-сметная документация и сформированные цены проходят государственную экспертизу через электронную платформу "Шаффоф курилиш";
q генеральная подрядная организация по строительству внутренних дорог с цементобетонным покрытием кластерным методом определяется путем отбора наилучших предложений.
* * *
Президент Республики Узбекистан подписал Указ от 17.05.2022 г. N УП-136 "О мерах по усилению материальной поддержки и стимулирования работников медицинских учреждений".
Установлено, что с 1 июня 2022 года повышаются месячные должностные оклады медицинских, фармацевтических и других работников государственных медицинских учреждений, в частности:
q медицинских и фармацевтических работников, имеющих высшую и первую квалификационную категории, - на 15%;
q медицинских и фармацевтических работников, имеющих вторую квалификационную категорию и не имеющих квалификационную категорию, а также других медицинских и фармацевтических работников - на 10%;
q других работников медицинских учреждений - на 15%.
При этом тарифные ставки работников медицинских учреждений рассчитываются путем увеличения тарифных коэффициентов по действующим разрядам оплаты труда соответственно в 1,15 и 1,1 раза.
Определено, что с 1 июня 2022 года размер средств, выделяемых из Государственного бюджета на формирование Фонда материального стимулирования и развития медицинских учреждений, по отношению к общему объему бюджетных средств, выделяемых медицинским учреждениям, составляет:
q в учреждениях первичной медико-санитарной помощи, районных (городских) медицинских объединениях, службе экстренной и скорой медицинской помощи, детских медицинских учреждениях, Службе санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья, а также медицинских учреждениях, специализированных на социальных заболеваниях (туберкулезе, почечной недостаточности, онкологических, психических, наркологических, эндокринных, проказе (лепре), инфекционных, передающихся половым путем, СПИДе) - 10% общих расходов;
q в иных учреждениях здравоохранения республиканского и областного уровня - 5% общих расходов.
75% средств Фонда направляется на материальное стимулирование работников всех государственных медучреждений, 25% - на укрепление, модернизацию материально-технической базы и ремонт медицинских учреждений.
При этом в государственных медучреждениях за счет средств, выделенных на материальное стимулирование работников, выплачиваются:
q ежемесячная надбавка высококвалифицированным медицинским и фармацевтическим работникам, показавшим высокие результаты, честно и добросовестно исполняющим свои обязанности, - до 100% месячного должностного оклада, другим работникам - до 75% месячного должностного оклада;
q специальная ежемесячная надбавка до 1 млн сумов - начинающим, обладающим потенциалом молодым врачам;
q ежемесячная дополнительная надбавка до 30% должностного оклада - врачам и медицинским сестрам, осуществляющим деятельность во второй смене за счет продления до 20:00 времени работы дневных стационаров в пунктах семейного врача, семейных поликлиниках и многопрофильных центральных поликлиниках.
Кроме того установлена дополнительная надбавка в размере 25% должностного оклада врачам - хирургам, выполняющим высокотехнологичные сложные операции в медицинских учреждениях, в соответствии с перечнем, определяемым Министерством здравоохранения.
С 1 сентября 2022 года, учитывая вклад, вносимый в развитие науки в сфере медицины за счет трудовой деятельности работников лечебно-профилактических учреждений, им выплачивается ежемесячная доплата за ученую степень доктора наук (Doctor of Science) - до 60% должностного оклада, за ученую степень кандидата наук или доктора философии (PhD) - до 30% должностного оклада за счет средств государственного бюджета.
Установлено, что все медицинские работники проходят предварительный и периодические медицинские осмотры за счет средств государственного бюджета на бесплатной основе.
Также с 1 июля 2022 года врачам, перешедшим на работу из областей, г. Ташкента и зарубежных государств, в течение первых трех лет выплачивается дополнительная ежемесячная надбавка за счет средств государственного бюджета 100% должностного оклада - осуществляющим трудовую деятельность в Тахтакупырском, Чимбайском, Караузякском, Бозатауском, Шуманайском, Кунградском районах Республики Каракалпакстан, в размере 200% должностного оклада - осуществляющим трудовую деятельность в Муйнакском районе.
При этом для получения надбавки, указанной в настоящем пункте, врач должен проработать в другом регионе не менее двух лет и иметь как минимум вторую квалификационную категорию.
* * *
Постановлением Кабинета Министров РУз от 16.05.2022 г. N 259 утверждена Программа мер по повышению правовой культуры в обществе на 2022-2023 годы.
В соответствии с Указом Президента РУз от 09.01.2019 г. N УП-5618 разработана и утверждена Концепция повышения правовой культуры в обществе, которой предусматривается системная организация широкомасштабных правовых просветительских мероприятий на основе концептуальной идеи "Высокая правовая культура - гарантия развития страны".
Повышение правовой грамотности всех слоев населения, формирование высокого уровня правосознания и умения ими применять правовые знания в повседневной жизни является одной из приоритетных задач государственных органов и организаций. Она реализуется системно и взаимосвязанно по принципу "личность - семья - махалля - образовательное учреждение - организация - общество".
Программа мер по повышению правовой культуры в обществе на 2022-2023 годы предусматривает:
q мероприятия по формированию правового воспитания и повышению правовой культуры в семье и воспитательных учреждениях:
- информирование о негативных последствиях домашнего насилия и насилия в воспитании детей и их предотвращение;
- организация курсов по правам человека, правам женщин и правам детей в вузах и учебных центрах переподготовки и повышения квалификации;
- информационно-разъяснительная работы по вопросам предоставления льгот и материальной помощи уязвимым слоям населения и др.;
q мероприятия по повышению правовой культуры работников государственных органов и организаций:
- проведение "Месяца правовой грамотности", "Месяца борьбы с коррупцией" и "Месяца конституционного права";
- обучение минимальному уровню правовой грамотности и оценка их правовых знаний и др.;
q меры по повышению правовой культуры всех слоев населения:
- проект "бесплатная юридическая консультация в каждый дом";
- благотворительные акции для людей с ограниченными возможностями;
- адресная правовая защита по результатам исследования обращений граждан и др.;
q внедрение инновационных методов правовой пропаганды в повышении правовой культуры в обществе, а также усиление роли СМИ:
- распространение видеороликов через СМИ и социальные сети;
- порталов, предоставление правовых решений вопросов населению и субъектам предпринимательства;
- расширение охвата телеграм-канала "Правовая информация" и др.;
q развитие юридического образования, а также системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации юридических кадров, исследование научных основ развития правовой культуры (включение в учебные программы юридических вузов темы "Работа с женщинами, пострадавшими от притеснений и насилия"; создание электронной платформы, позволяющей онлайн-сервисы для исследователей в правовой сфере).
* * *
Принято Постановление Президента РУз от 16.05.2022 г. N ПП-244 "О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы оказания наркологической помощи населению".
Документом утверждены:
q Программа мер по дальнейшему развитию наркологической службы Республики Узбекистан в 2022-2026 годах;
q Основные параметры оснащения наркологических учреждений медицинским оборудованием в 2022-2023 годах;
q Фонд дополнительно создаваемых до конца 2022 года койко-мест в наркологических диспансерах для добровольного и принудительного лечения наркологических больных.
Органам внутренних дел предоставлено право на подготовку и оформление документов по направлению по своей инициативе на принудительное лечение лиц, страдающих наркологическими заболеваниями.
С 1 января 2023 года:
q проведут все медицинские освидетельствования по направлению на принудительное лечение лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, в наркологических диспансерах, в необходимых случаях - в других учреждениях;
q создадут возможность получения данных о койках, имеющихся в наркологических диспансерах, в режиме реального времени.
Дела о направлении на принудительное лечение лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, будут направлять в суды в электронной форме и могут быть рассмотрены в режиме видеоконференцсвязи.
Согласно Постановлению, будет создана и внедрена в практику единая медико-информационная система для осуществления электронного медицинского документооборота в Республиканском специализированном научно-практическом медицинском центре наркологии и его территориальных филиалах.
Также, в составе медицинских объединений районов (городов) Каракалпакстана, областей и г. Ташкента будут созданы межрайонные пункты оказания медицинской помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения, в количестве не менее 10 койко-мест.
* * *
Президент Республики Узбекистан подписал Постановление от 16.05.2022 г. N ПП-243 "О совершенствовании мер противодействия распространению некоторых актуальных вирусных инфекций".
Определены основные направления дальнейшего расширения медико-социальной помощи:
q увеличение количества скрининговых обследований для раннего выявления вирусных гепатитов "В" и "С";
q полный охват лиц с высоким риском заражения инфекцией, в том числе медработников, работающих с кровью и ее компонентами, вакцинацией против гепатита "В";
q бесплатное обеспечение лекарствами больных в процессе лечения, у которых при скрининговых обследованиях выявлен вирусный гепатит "С";
q полное обеспечение расходными материалами (реагентами и тест-наборами) для выявления вирусных инфекций в первичном звене системы здравоохранения;
q проведение научных исследований по проблемам вирусных инфекций, внедрение автоматизированной системы контроля за заболеваниями и др.
В соответствии с Постановлением Президента РУз от 25.04.2022 г. N ПП-215 "О дополнительных мерах по приближению к населению первичной медико-санитарной помощи и повышению эффективности медицинских услуг" начиная с 01.06.2022 г. работников государственных медицинских учреждений, непосредственно работающих с кровью, будут бесплатно вакцинировать против гепатита "В".
Постановлением утверждены:
q Программа по совершенствованию мер противодействия распространению некоторых актуальных вирусных инфекций на 2022-2025 годы;
q Целевые показатели по вакцинации против гепатита "В" медицинских работников в государственной системе здравоохранения в соответствии с эпидемиологическим предписанием в 2022-2023 годах.
Ежегодное количество скрининговых обследований населения на вирусный гепатит "В" и "С" планируется довести до 1 млн, количество обследований полимеразной цепной реакции (ПЦР) - до 15 тысяч.
Министерству здравоохранения поручено:
q до 01.11.2022 г. разработать единый электронный Реестр хронических вирусных заболеваний печени, а до 01.01.2023 г. наладить ведение Реестра в лечебно-профилактических учреждениях, санитарно-эпидемиологической службе, во всех медицинских организациях независимо от формы собственности, имеющих работников, работающих с кровью и ее компонентами. Ведение Реестра будет одним из требований лицензирования медицинской деятельности;
q в НИИ вирусологии и соответствующих учреждениях в Каракалпакстане, Навоийской, Бухарской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской, Джизакской и Сырдарьинской областях обеспечить создание банка плазмы крови лиц (доноров), выздоровевших после Конго-крымской геморрагической лихорадки.
Негосударственные медицинские организации с 01.07.2022 г. должны обеспечить вакцинацию своих работников, работающих с кровью и ее компонентами, против инфекции гепатита "В", а также регулярно вносить информацию об этом в Реестр.
* * *
Президент Республики Узбекистан подписал Закон 16.05.2022 г. N ЗРУ-769 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Закона "О международном коммерческом арбитраже".
Согласно изменениям и дополнениям в Экономический процессуальный кодекс теперь:
q участие судьи экономического суда в качестве арбитра при предыдущем рассмотрении дела является одним из оснований для его отвода;
q экономическому суду подведомственны также дела, связанные с арбитражным разбирательством. При этом такие дела рассматриваются экономическим судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор, юридические или физические лица;
q дела, связанные с арбитражным разбирательством, предусмотренным Законом "О международном коммерческом арбитраже", рассматриваются экономическими судами по общим правилам экономического судопроизводства с учетом особенностей, которые указаны в новой главе 29-1 Экономического процессуального кодекса. Однако дела о назначении арбитра, об удовлетворении отвода арбитра, о принятии решения относительно прекращения действия полномочий арбитра или по вопросу юрисдикции арбитражного суда, о содействии в получении доказательств, а также об отмене арбитражного решения рассматриваются экономическими судами только в том случае, если место арбитража находится в Узбекистане;
q дела, связанные с арбитражным разбирательством, подсудны судам Узбекистана, областным судам и Ташкентскому городскому суду.
Заявление о назначении арбитра, об удовлетворении отвода арбитра, о принятии решения относительно прекращения действия его полномочий, принятии решений по вопросу юрисдикции арбитражного суда, содействии в получении доказательств, а также об отмене арбитражного решения подается в экономический суд по месту арбитража. А заявление о признании и приведении в исполнение обеспечительных мер, принятии обеспечительных мер по иску, рассматриваемому в арбитражном суде, подается в экономический суд по месту арбитража или госрегистрации должника либо, если место регистрации должника неизвестно, по месту нахождения его имущества.
q Арбитры, эксперты, назначенные составом арбитража, сотрудники арбитражного учреждения не могут быть вызваны и допрошены об обстоятельствах, которые стали им известны в ходе арбитражного разбирательства;
q экономический суд по заявлению стороны арбитражного разбирательства может принять обеспечительные меры по иску, рассматриваемому в арбитражном суде. При этом арбитражное решение об отказе в удовлетворении исковых требований является основанием для отмены экономическим судом обеспечительных мер.
Дополнены основания оставления и прекращения экономическим судом производства по делу, если:
- в производстве арбитражного суда имеется дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям либо имеется соглашение лиц, участвующих в деле, о передаче данного спора на разрешение арбитража и возможность обращения к арбитражу не утрачена и если ответчик, возражающий против рассмотрения дела в экономическом суде, не позднее своего первого заявления по существу спора заявит ходатайство о передаче спора на разрешение арбитража, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения;
- имеется вступившее в законную силу принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям арбитражное решение, за исключением случаев, когда экономический суд отказал в признании и приведении в исполнение арбитражного решения, суд прекращает производство по делу.
Вступившее в законную силу принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям арбитражное решение, за исключением случаев, когда экономический суд отказал в признании и приведении в исполнение арбитражного решения либо вынесенное по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям определение о прекращении арбитражного разбирательства, за исключением случая, когда арбитражное разбирательство прекращено в связи с отсутствием у арбитражного суда компетенции рассматривать данный спор, являются основаниями для отказа экономического суда в принятии искового заявления к производству.
Экономический процессуальный кодекс дополнен новой главой 29-1, которая регламентирует общие правила рассмотрения экономическими судами дел, связанных с оказанием содействия арбитражному разбирательству, устанавливает порядок обжалования арбитражного решения в экономическом суде, порядок и основания отмены экономическим судом арбитражного решения.
Вопросы признания и приведения в исполнение арбитражного решения, если место арбитража находится в Узбекистане, разрешаются в порядке, предусмотренном главой 33 Экономического процессуального кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных Законом "О международном коммерческом арбитраже". Определения экономического суда о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, арбитража подлежат немедленному исполнению.
С апелляционных, кассационных заявлений об обжаловании арбитражного решения, надзорных жалоб на определения экономического суда по делам об обжаловании арбитражного решения, с заявлений о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, арбитража взимается госпошлина. С подаваемых в экономические суды заявлений об обжаловании арбитражного решения, а также заявление о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и арбитражей взимается госпошлина в размере 2 БРВ. Изменения и дополнения внесены в Закон "О государственной пошлине".
* * *
Принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12.05.2022 г. N 255 "О дополнительных мерах по повышению эффективности общественного контроля в сфере торговли и оказания услуг".
Постановлением утверждено Положение о порядке возврата физическим лицам части стоимости приобретенных товаров (услуг).
В соответствии с Положением, гражданам Узбекистана, иностранных государств и лицам без гражданства возвращается 1% от стоимости приобретенных товаров (услуг) при условии регистрации их чеков с фискальными знаками через специальное мобильное приложение налоговых органов.
В случаях приобретения товаров (услуг) через корпоративную карту при регистрации чека в специальном мобильном приложении налоговых органов указывается номер банковской карты физического лица.
Не регистрируются в специальном мобильном приложении налоговых органов чеки:
q по которым прошло 10 дней с момента их выдачи;
q полученные в результате покупки автомобильных, железнодорожных билетов, авиабилетов, а также за связь и коммунальные услуги;
q физических лиц, включенных в реестр сомнительных покупателей.
Возврат части стоимости приобретенных товаров (услуг) не включается в совокупный доход физлица.
Также Постановлением утверждено Положение о выплате денежного вознаграждения физическим лицам, уведомившим налоговые органы о фактах выявления налоговых правонарушений.
Согласно Положению, налоговые органы будут уведомляться о выявленных случаях налоговых правонарушений через специальную программу налоговых органов с указанием следующих данных:
q вид совершенного налогового правонарушения;
q местонахождение хозяйствующего субъекта, совершившего налоговое правонарушение.
При сообщении о правонарушениях физическое лицо указывает номера мобильного телефона и банковской карты в специальном приложении налоговых органов.
Единовременное денежное вознаграждение устанавливается в размере 20% от установленных штрафов за следующие налоговые правонарушения:
q нарушение порядка применения контрольно-кассовой техники и расчетных терминалов онлайн;
q искусственно завышенные или заниженные цены в зависимости от формы оплаты наличными или пластиковыми карточками;
q осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации;
q применение поддельной маркировки или ее отсутствие на продуктах, для которых предусмотрена обязательная цифровая маркировка средствами идентификации;
q иные обстоятельства, при которых выявлены нарушения правил торговли и оказания услуг.
* * *
Принято Постановление Президента РУз от 13.05.2022 г. N ПП-242 "О мерах по реализации проекта "Модернизация онкологических учреждений Республики Узбекистан (II этап)" с участием Исламского банка развития".
4 сентября 2021 года между Республикой Узбекистан и Исламским банком развития (ИБР) подписано заемное соглашение в размере в общей сложности $80 млн на срок 20 лет, включая льготный период пять лет, для финансирования проекта "Модернизация онкологических учреждений Республики Узбекистан (II этап)".
В рамках реализации II этапа проекта в 2022-2026 годах проводятся мероприятия, направленные на строительство, реконструкцию и модернизацию онкологических учреждений, закупку свыше 110 видов медицинского и диагностического оборудования, коренное повышение потенциала онкологической службы, обучение и подготовку специалистов сферы и др.
Постановлением установлено, что:
q Министерство здравоохранения является исполнительным органом, ответственным за своевременную реализацию и координацию проекта, а также целевое и эффективное использование займа ИБР;
q ООО "O`zmedimpeks" при Министерстве здравоохранения является контрагентом по договорам, заключенным в рамках проекта;
q возврат заемных средств ИБР, включая расходы, связанные с доплатой (надбавками) и процентами, иными выплатами, покрываются за счет средств Республиканского бюджета Узбекистана.
Также, документом утверждены:
q Основные технико-экономические показатели проекта "Модернизация онкологических учреждений Республики Узбекистан (II этап)";
q Прогнозный график возврата заемных средств Исламского банка развития, включая выплату доплаты (надбавок) и процентов по проекту;
q Распределение направлений расходования заемных средств, привлекаемых в рамках проекта.
Установлено, что НДС закупаемых и ввозимых в рамках реализации проекта товаров (услуг) оплачивается за счет средств Государственного бюджета. При этом средства, сэкономленные в результате применения налоговых и таможенных льгот либо оплаты за счет бюджетных средств, учитываются в качестве вклада, внесенного Республикой Узбекистан в реализацию проекта.