Нормативно-правовые акты
Нормативно-правовые акты/ Деятельность отдельных отраслей/ Энерго-, тепло- и водоснабжение. Бытовое обслуживание населения/ Постановление Президента Республики Узбекистан от 24.05.2022 г. N ПП-257 "О дополнительных мерах по повышению уровня обеспеченности населения питьевым водоснабжением и услугами канализации"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
24.05.2022 г.
N ПП-257
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ
ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ ПИТЬЕВЫМ ВОДОСНАБЖЕНИЕМ
И УСЛУГАМИ КАНАЛИЗАЦИИ
В целях дальнейшего ускорения проводимой работы по улучшению обеспечения населения республики чистой, качественной питьевой водой и услугами канализации, а также создания достойных условий жизни и охраны здоровья граждан путем расширения охвата питьевым водоснабжением и услугами канализации:
1. Принять к сведению и исполнению, что на основании Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022 года N УП-60, основными целевыми показателями определены:
доведение уровня обеспеченности населения республики питьевой водой до 87 процентов, обновление систем канализации в 32 крупных городах и 155 районных центрах;
разработка проектных предложений и улучшение питьевого водоснабжения в частично обеспеченных централизованным питьевым водоснабжением 4 658 махаллинских сходах граждан, а также не обеспеченных централизованным питьевым водоснабжением 2 263 махаллинских сходах граждан.
2. Утвердить:
Показатели Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента по расширению охвата централизованным питьевым водоснабжением и услугами канализации согласно приложению N 1;
Сводные показатели и Программу улучшения питьевого водоснабжения махаллей республики, питьевое водоснабжение которых находится в тяжелом состоянии, в 2022-2025 годах согласно приложениям NN 2 - 2о;
Программу мер по прокладке сетей питьевого водоснабжения до домохозяйств в регионах республики в 2022-2024 годах согласно приложению N 3;
Программу обеспечения питьевой водой средних общеобразовательных школ, дошкольных образовательных организаций и медицинских учреждений в 2022-2025 годах согласно приложениям NN 4 - 6;
Сетевой график полной сдачи в эксплуатацию объектов питьевого водоснабжения и канализации, в предыдущие годы не введенных в эксплуатацию или в которых строительно-монтажные работы не были завершены, согласно приложению N 7.
При этом АО "Узсувтаъминот", Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента обеспечить осуществление нижеследующих мер:
проведение сплошной инвентаризации и разделение на категории 1 545 махаллей, питьевое водоснабжение которых находится в тяжелом состоянии;
реализация в регионах работ по бурению скважин, строительству водонапорных башен и прокладке водопроводных сетей за счет средств местных бюджетов, в частности работ по прокладке сетей до домохозяйств на основе инициатив и предложений граждан во взаимодействии с населением;
строительство и реконструкция сооружений и сетей водоснабжения в махаллях на основе социальных заказов Министерства жилищно-коммунального обслуживания;
строительство центральных водоемов и прокладка сетей до домохозяйств в махаллях, в которых отсутствует возможность бурения скважин и прокладки централизованных сетей, за счет привозной воды.
3. Установить, что:
а) начиная с 2023 года ежегодно на основании Указа Президента Республики Узбекистан от 25 сентября 2020 года N УП-6074 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы питьевого водоснабжения и канализации, а также повышению эффективности инвестиционных проектов в данной сфере" в рамках государственных социальных заказов на финансирование проектов обеспечения населенных пунктов централизованным питьевым водоснабжением и услугами канализации в рамках Программы развития социальной и производственной инфраструктуры предусматривается 50 миллиардов сумов;
б) в соответствии с настоящим постановлением для проведения мероприятий указанных в:
приложениях NN 2 - 2о - из местных бюджетов выделяется в общей сложности 444,6 миллиарда сумов, в том числе 106,3 миллиарда сумов в текущем году. При этом хокимиятами районов ежегодно разрабатываются и утверждаются "дорожные карты" в разрезе махаллей с указанием механизмов реализации (привлечение частного сектора, во взаимодействии с населением, на основе государственного социального заказа) и источников финансирования;
приложении N 3 - АО "Узсувтаъминот" выделяет средства в размере 180 миллиардов сумов;
приложениях NN 4 - 6 - предусматривается выделение из местных бюджетов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента всего 50 миллиардов сумов в текущем году, начиная с 2023 года ежегодно 100 миллиардов сумов, по 50 миллиардов сумов из республиканского и местных бюджетов в равной доле.
При этом Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в двухмесячный срок обеспечить проведение совместно с соответствующими министерствами сплошной инвентаризации средних общеобразовательных школ, дошкольных образовательных организаций и медицинских учреждений республики, по результатам - разработку конкретных адресных программ по социальным объектам, обеспечиваемым питьевой водой в первую очередь.
4. Установить порядок, в соответствии с которым:
а) начиная с 1 января 2023 года:
замена населению приборов учета воды с истекшим сроком поверки на новые осуществляется за счет средств АО "Узсувтаъминот" и территориальных предприятий водоснабжения;
запрещается ввоз и установка на территории республики приборов учета воды и их дополнительных средств, не соответствующих техническим требованиям;
б) в случае сдачи в эксплуатацию объектов питьевого водоснабжения "под ключ" (с установкой приборов учета и проведением питьевой воды до домохозяйств) по желанию граждан разрешается заключение договоров посредством центров государственных услуг или непосредственно с АО "Узсувтаъминот" и опломбирование приборов учета;
в) начиная с 1 января 2023 года от потребителей, являющихся юридическим лицом и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, требуется установка современных приборов учета воды с функцией дистанционной передачи данных в территориальные предприятия водоснабжения. При этом:
предоставить право на уменьшение суммы начисленного и подлежащего уплате налога на прибыль или налога с оборота либо налога на доходы физических лиц, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями, на сумму расходов, связанных с приобретением каждой единицы современного прибора учета воды, предусмотренного абзацем первым настоящего подпункта, но в размере, не превышающем четырехкратного размера базовой расчетной величины за один прибор;
начиная с 1 января 2024 года расчеты за питьевое водоснабжение и услуги канализации с потребителями, являющимися юридическим лицом или осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не установившими современные приборы учета воды с функцией дистанционной передачи данных в территориальные предприятия водоснабжения, осуществляются как с потребителями, не обеспеченными приборами учета воды;
г) в случае подписания акта сверки взаиморасчетов по дебиторской задолженности за питьевое водоснабжение и услуги канализации с потребителями, являющимися юридическим лицом, взыскание задолженности производится путем выставления платежного требования на их банковские расчетные счета;
д) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства ведет Электронный реестр предприятий питьевого водоснабжения, созданный на основе государственного социального заказа, а также оказывает методическую и практическую помощь указанным предприятиям.
5. Министерству жилищно-коммунального обслуживания и АО "Узсувтаъминот":
совместно с Министерством финансов произвести перерасчет просроченной задолженности по полученным от имени Республики Узбекистан государственным внешним заимствованиям, образовавшейся на 1 мая 2022 года, в месячный срок внести предложение по ликвидации этой задолженности;
совместно с Агентством по техническому регулированию в двухмесячный срок разработать и утвердить технические требования к различным видам приборов учета холодной и горячей воды.
6. АО "Узсувтаъминот" совместно с Агентством по техническому регулированию в месячный срок создать при АО "Узсувтаъминот" Метрологическую службу по поверке, демонтажу и установке приборов учета (счетчиков) холодной и горячей воды, а также ее территориальные филиалы.
При этом Агентству по техническому регулированию оказать практическую помощь в проведении аккредитации Метрологической службы, создаваемой при АО "Узсувтаъминот", а также ее территориальных филиалов.
7. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с АО "Узсувтаъминот":
в месячный срок завершить работы по расширению функциональных возможностей и обеспечить полную интеграцию биллинговой системы с необходимыми базами данных (нотариата, кадастра, внутренних дел, государственных услуг, платежных систем и другими);
обеспечивать непрерывную эксплуатацию биллинговой системы по учету питьевого водоснабжения и услуг канализации потребителям - физическим и юридическим лицам, на основе прямых договоров.
8. Определить, что:
а) Государственным комитетом по геологии и минеральным ресурсам:
ежегодно до окончания первого квартала утверждается перечень территорий с сокращающимися ресурсами пресных подземных вод;
на территориях с сокращающимися ресурсами пресных подземных вод безвозмездно в течение одного года для водопользователей подготавливаются технические паспорта буровых скважин, находящихся в их эксплуатации;
б) Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства совместно с Министерством иностранных дел и АО "Узсувтаъминот" каждые два года проводятся широко освещаемые в средствах массовой информации Международная выставка и конференция "Tashkent Water Conference" с привлечением всех предприятий водоснабжения, осуществляющих деятельность в республике, международных и зарубежных организаций и специалистов.
9. Государственному комитету по экологии и охране окружающей среды совместно со Службой санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья в двухмесячный срок пересмотреть предельный размер допустимой концентрации очищенных сточных вод, сбрасываемых в открытые водоемы и на рельеф местности, по результатам внести в Кабинет Министров обоснованные предложения.
10. АО "Узсувтаъминот" совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров проект нормативно-правового акта, предусматривающий привлечение 100 миллионов долларов США на реализацию проекта "Строительство магистрального водопровода "Яккабог - Карши" и реконструкция действующих водораспределительных сооружений за счет кредитных средств международных финансовых институтов и зарубежных правительственных финансовых организаций", а также проведение работ по проектированию и строительству в 2022-2024 годах.
11. Хокимияту Кашкадарьинской области совместно с АО "Узсувтаъминот" в месячный срок обеспечить выделение в установленном порядке 19,6 гектара земельной площади под строительство водозаборных скважин, сооружений и магистральных сетей в рамках проекта "Реконструкция систем водоснабжения районных центров Касанского и Мубарекского районов, а также сельских населенных пунктов, прилегающих к водозаборной трубе подземного водоносного горизонта "Китаб - Шахрисабз".
12. АО "Узбекнефтегаз" в целях обеспечения питьевой водой более 12,5 тысячи человек, проживающих в махаллях "Обод", "Дустлик", "Буюк карвон йули", "Тинчлик" и "Амир Темур" Гузарского района, обеспечить поэтапное перечисление в срок до 1 сентября текущего года 23,5 миллиарда сумов в Фонд "Развитие систем водоснабжения и канализации" при Министерстве финансов.
13. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства и АО "Узсувтаъминот":
приступить к строительным работам в рамках проекта "Строительство систем канализации в городе Нукусе, а также районных центрах Тахиаташского и Ходжейлийского районов", стоимостью 78 миллионов долларов США, реализуемого совместно со Всемирным банком, в соответствии с планом-графиком;
в месячный срок совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности и Советом Министров Республики Каракалпакстан обеспечить направление средств в размере 10 миллиардов сумов на реконструкцию сооружений очистки питьевой воды города Нукуса за счет средств, выделенных Республике Каракалпакстан на социально-экономическое развитие территорий.
14. АО "Узсувтаъминот":
совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли и Советом Министров Республики Каракалпакстан принять меры по завершению в 2024 году строительных работ в рамках крупного проекта улучшения систем питьевого водоснабжения Нукусского, Берунийского, Муйнакского, Кунградского, Караузякского и Амударьинского районов, стоимостью 172 миллионов долларов США, с участием Азиатского банка развития;
совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли и Министерством финансов в месячный срок разработать предпроектную и проектную документацию 2-го этапа проекта "Коренное улучшение водоснабжения городов Ферганы, Маргилана и прилегающих к водотоку населенных пунктов" и принять соответствующие меры по финансированию за счет средств, сэкономленных в рамках проекта "Финансирование подготовки проектов развития городов Республики Узбекистан" с участием Азиатского банка развития.
15. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства и АО "Узсувтаъминот" приступить к строительным работам 2-го этапа проекта "Коренное улучшение водоснабжения городов Ферганы, Маргилана и прилегающих к водотоку населенных пунктов" в I полугодии 2024 года.
16. Министерству финансов и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства совместно с АО "Узсувтаъминот" обеспечить реализацию на основе принципов государственно-частного партнерства и в срок до 1 марта 2023 года разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров в установленном порядке концепцию, техническую и финансовую модели проекта "Новое строительство и управление водораспределительными сооружениями и сетями в Сурхандарьинской области".
17. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерству по чрезвычайным ситуациям и АО "Узсувтаъминот" совместно с соответствующими проектными научно-исследовательскими организациями в срок до 1 января 2023 года провести инвентаризацию градостроительных норм и правил в сфере питьевого водоснабжения, канализации и теплоснабжения, внести в них изменения и дополнения исходя из современных требований и зарубежного опыта.
18. Республиканскому штабу по контролю и координации исполнения государственных программ (Юлдашев Э.Т.) установить постоянный контроль за целевым выделением и расходованием средств по проектам, реализуемым в рамках настоящего постановления, каждые полгода вносить информацию в Администрацию Президента Республики Узбекистан.
19. Агентству по противодействию коррупции (Бурханов А.Э.) установить постоянный контроль за обеспечением открытости и гласности в процессе целевого использования средств, выделенных в рамках настоящего постановления.
20. АО "Узсувтаъминот" совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
21. Возложить на министра жилищно-коммунального обслуживания Хидоятова Ш.С., Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Ежеквартальное обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Раматова А.Ж.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 24.05.2022 г. N ПП-257
ПОКАЗАТЕЛИ
Республики Каракалпакстан, областей
и города Ташкента по расширению охвата
централизованным питьевым водоснабжением
и услугами канализации
N |
Наименование регионов
|
Численность населения
|
по состоянию на 01.01.2022 года
|
по состоянию на 01.01.2023 года
|
||||||
население, обеспеченное централизованным питьевым водоснабжением
|
население, обеспеченное услугами канализации
|
население, которое будет обеспечено централизованным питьевым водоснабжением
|
население, которое будет обеспечено услугами канализации
|
|||||||
численность
|
в процентах
|
численность
|
в процентах
|
численность
|
в процентах
|
численность
|
в процентах
|
|||
По республике
|
35 069 047 |
24 434 042 |
69,7 |
6 154 064 |
17,5 |
26 085 913 |
74,4 |
6 621 036 |
18,9 |
|
1 |
Республика Каракалпакстан |
1 939 973 |
1 321 895 |
68,1 |
106 583 |
5,5 |
1 366 541 |
70,4 |
106 698 |
5,5 |
2 |
Андижанская область |
3 253 501 |
2 739 447 |
84,2 |
234 390 |
7,2 |
2 783 343 |
85,5 |
370 899 |
11,4 |
3 |
Бухарская область |
1 946 995 |
1 343 824 |
69,0 |
222 809 |
11,4 |
1 420 997 |
73,0 |
293 996 |
15,1 |
4 |
Джизакская область |
1 435 751 |
842 785 |
58,7 |
207 090 |
14,4 |
882 987 |
61,5 |
221 105 |
15,4 |
5 |
Кашкадарьинская область |
3 388 896 |
1 465 704 |
43,3 |
210 842 |
6,2 |
1 820 937 |
53,7 |
230 444 |
6,8 |
6 |
Навоийская область |
1 099 746 |
749 820 |
68,2 |
220 514 |
20,1 |
827 508 |
75,2 |
261 739 |
23,8 |
7 |
Наманганская область |
2 931 142 |
1 975 589 |
67,4 |
203 725 |
7,0 |
2 334 489 |
79,6 |
216 904 |
7,4 |
8 |
Самаркандская область |
3 947 722 |
2 589 705 |
65,6 |
574 995 |
14,6 |
2 737 571 |
69,3 |
591 367 |
15,0 |
9 |
Сурхандарьинская область |
2 743 202 |
1 608 142 |
58,6 |
156 426 |
5,7 |
1 669 066 |
60,8 |
159 105 |
5,8 |
10 |
Сырдарьинская область |
871 051 |
727 020 |
83,5 |
117 635 |
13,5 |
743 406 |
85,3 |
121 947 |
14,0 |
11 |
Ташкентская область |
2 999 172 |
2 132 411 |
71,1 |
559 791 |
18,7 |
2 234 383 |
74,5 |
602 833 |
20,1 |
12 |
Ферганская область |
3 770 574 |
2 616 901 |
69,4 |
649 960 |
17,2 |
2 875 991 |
76,3 |
659 850 |
17,5 |
13 |
Хорезмская область |
1 921 281 |
1 587 857 |
82,6 |
114 586 |
6,0 |
1 643 595 |
85,5 |
167 151 |
8,7 |
14 |
город Ташкент |
2 820 041 |
2 732 942 |
96,9 |
2 574 718 |
91,3 |
2 745 099 |
97,3 |
2 616 998 |
92,8 |
к Постановлению Президента РУз
от 24.05.2022 г. N ПП-257
СВОДНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ПРОГРАММА
улучшения питьевого водоснабжения махаллей
республики, питьевое водоснабжение которых
находится в тяжелом состоянии,
в 2022-2025 годах
N |
Наименование регионов
|
Общее коли- чество махал- лей
|
из них, махал- ли с тяже- лыми усло- виями водо- снаб- жения
|
Количество махаллей, обеспечиваемых питьевой водой в 2022 году
|
Количество махаллей, обеспечиваемых питьевой водой в 2023-2025 годах
|
||||||||||||||
коли- чес- тво ма- хал- лей
|
выде- лен- ные сред- ства, млн сум.
|
инвести- ционная программа
|
"Обод кишлок" и "Обод махалла"
|
государст- венный социаль- ный заказ
|
местный бюджет
|
коли- чес- тво ма- хал- лей
|
инвес- тици- оная прог- рамма
|
"Обод кишлок" и "Обод махал- ла"
|
госу- дарст- вен- ный соци- аль- ный заказ
|
местный бюджет
|
|||||||||
ко- ли- чес- тво |
% |
коли- чес- тво ма- хал- лей
|
выде- лен- ные сред- ства, млн сум.
|
коли- чес- тво ма- хал- лей
|
выде- лен- ные сред- ства, млн сум.
|
коли- чес- тво ма- хал- лей
|
выде- лен- ные сред- ства, млн сум.
|
коли- чес- тво ма- хал- лей
|
выде- лен- ные сред- ства, млн сум.
|
||||||||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7
|
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
По республике
|
9 314 |
1545 |
17 |
140 |
435518 |
17 |
69 407 |
72 |
238157 |
9 |
21 646 |
42 |
106308 |
1 405 |
470 |
795 |
28 |
112 |
|
в том числе:
|
|||||||||||||||||||
1 |
Республика Каракалпакстан |
424 |
208 |
49 |
24 |
54 265 |
1 |
7 917 |
21 |
44 748 |
2 |
1 600 |
184 |
57 |
88 |
6 |
33 |
||
2 |
Андижанская область |
887 |
44 |
5 |
20 |
31 460 |