ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Пенсии. Пособия. Социальная защита / Социальная защита населения /Стратегия социальной защиты населения Республики Узбекистан (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 25.07.2022 г. N УП-175)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Указу Президента РУз
от 25.07.2022 г. N УП-175
СТРАТЕГИЯ
социальной защиты населения
Республики Узбекистан
1. Стратегия социальной защиты населения Республики Узбекистан (далее - Стратегия) определяет приоритетные направления и комплексные меры развития системы социальной защиты населения в период до 2030 года, а также в результате реализации ее "Дорожной карты" будет обеспечено достижение намеченных целевых показателей.
2. Стратегия разработана на основе результатов и рекомендаций "Оценки системы социальной защиты в Узбекистане", подготовленных Международной организацией труда, Всемирным банком и Детским фондом Организации Объединенных Наций в 2020 году.
3. Стратегия предусматривает создание системы, обеспечивающей для всех граждан минимальный уровень социальной защиты в соответствии с рекомендациями N 202 Международной организации труда по минимальному уровню социальной защиты.
4. Стратегия охватила следующие программы социальной защиты, гарантированной государством:
1) в рамках программ социальной помощи:
назначение материальной помощи малообеспеченным семьям;
назначение детских пособий малообеспеченным семьям;
оказание материальной помощи нуждающимся семьям в Республике Каракалпакстан и Хорезмской области;
назначение пенсий по возрасту;
назначение пенсий пожилым гражданам, не имеющим необходимого стажа работы, и нетрудоспособным гражданам;
назначение пособия по уходу законному представителю ребенка, занятому уходом за детьми с инвалидностью в возрасте до 18 лет, нуждающимися в постороннем уходе;
назначение пособия по инвалидности с детства (лицам с инвалидностью I и II группы);
назначение пособия детям с инвалидностью (до 18 лет);
назначение пособия детям, не достигшим возраста 18 лет, заболевшим ВИЧ-инфекцией и другими опасными для жизни и хроническими редкими (орфанными) заболеваниями;
назначение пособия по случаю потери кормильца;
назначение единовременного пособия на погребение;
выдачу единовременного пособия при рождении ребенка ("суюнчи пули");
назначение компенсационной денежной выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг;
социальную защиту лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предоставление льгот лицам пенсионного возраста, отслужившим военную службу на радиационно-ядерных объектах;
назначение дополнительной выплаты на продукты питания ветеранам войны 1941-1945 годов, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей и гражданам, работавшим в период блокады города Ленинграда;
назначение дополнительной выплаты на покупку продуктов питания и одежды ветеранам войны 1941-1945 годов, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей и гражданам, работавшим в период блокады города Ленинграда;
выплату денежного вознаграждения участникам Второй мировой войны в связи с Днем памяти и почестей;
предоставление некоторым категориям граждан льгот по бесплатному пользованию городским пассажирским транспортом;
освобождение детей малообеспеченных семей в государственных дошкольных образовательных организациях от платежа;
освобождение детей малообеспеченных семей от арендной платы за учебники в общеобразовательных средних школах;
обеспечение одеждой детей малообеспеченных семей в общеобразовательных средних школах;
освобождение от расходов на питание учащихся из малообеспеченных семей в школах-интернатах, специализированных на преподавании отдельных предметов;
оказание помощи и содействия семьям, включенным в "Железную тетрадь", женщинам, включенным в "Женскую тетрадь", молодежи, включенной в "Молодежную тетрадь", детям-сиротам и детям, оставшимся без родительской опеки, включенным в "Мехр дафтари";
обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки;
обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, продуктами питания, одеждой и средствами санитарии;
выплату пособия на каждого ребенка-сироту, взятого на воспитание в семью (патронат), и детей, оставшихся без родительской опеки;
обеспечение жильем женщин, проживающих в нежилых помещениях, и совершеннолетних девушек, нуждающихся в жилье, лишенных родителей или одного из них, а также находящихся на попечении матери-одиночки, отца-одиночки или иных лиц;
предоставление единовременной материальной помощи нуждающимся в социальной защите слоям населения;
2) в рамках программ социального обеспечения:
назначение пенсии по возрасту;
назначение пенсии по инвалидности;
назначение пенсии по случаю потери кормильца;
назначение пенсии лицам, участвовавшим при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
назначение пособия по беременности и родам;
назначение пособия по временной нетрудоспособности;
назначение пособия по безработице;
назначение выходного пособия в связи с увольнением с работы;
назначение пособия на церемонию погребения в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца;
3) в рамках программ социальных услуг:
оказание медико-социальных услуг в домах "Мехрибонлик", детских городках, детских домах семейного типа и детских домах в системе Министерства здравоохранения;
оказание медико-социальных услуг в домах-интернатах "Саховат" для престарелых и лиц с инвалидностью, "Мурувват" - для лиц с инвалидностью, "Мурувват" - для детей с инвалидностью;
оказание медико-социальных услуг в санаториях для престарелых и лиц с инвалидностью, ветеранов войны и труда, в республиканском пансионате - для ветеранов войны и труда;
оказание услуг экспертизы Республиканской инспекцией медико-социальной экспертизы и ее территориальными подразделениями;
оказание медико-социальных услуг Национальным центром реабилитации и протезирования лиц с инвалидностью, региональными центрами реабилитации для лиц с инвалидностью;
оказание услуг Республиканским центром реабилитации по предоставлению помощи жертвам торговли людьми;
оказание услуг Республиканским центром реабилитации и адаптации женщин и территориальными центрами;
оказание услуг центрами органов внутренних дел по реабилитации лиц без определенного места жительства;
услуги по оказанию социально-правовой помощи несовершеннолетним;
услуги по обеспечению нуждающихся лиц протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации;
организацию оказания медико-социальных услуг в домашних условиях;
выплату дополнительных выплат одиноким престарелым, нуждающимся в постороннем уходе, и лицам с инвалидностью для приобретения продуктов питания;
обеспечение одиноких престарелых, нуждающихся в постороннем уходе, и лиц с инвалидностью лекарствами на бесплатной или льготной основе;
оказание социальных услуг престарелым и лицам с инвалидностью, а также формирование и реализацию программы индивидуальных социальных услуг;
оказание медицинских, психологических и других услуг семьям, включенным в "Железную тетрадь", женщинам, включенным в "Женскую тетрадь", молодежи, включенной в "Молодежную тетрадь", детям-сиротам и детям, оставшимся без родительской опеки, включенным в "Мехр дафтари";
4) в рамках программ активных мер на рынке труда (далее - АМРТ):
организацию оплачиваемых общественных работ;
стимулирование занятости и вовлечение в предпринимательство за счет государственных целевых фондов (субсидий, грантов и кредитных линий);
оказание местными органами труда услуг лицам, находящимся в поиске работы, а также безработным лицам;
определение минимального количества рабочих мест и резервирование рабочих мест;
профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации лиц, находящихся в поиске работы, и безработных лиц;
оказание правовой и социальной защиты, а также материальной помощи гражданам Республики Узбекистан, подвергшимся насилию, принудительному труду и дискриминации, нарушению трудовых и иных прав, попавших в сложное финансовое положение и оставшихся без документов, подтверждающих личность, без средств к существованию в период осуществления трудовой деятельности за рубежом;
медицинское обслуживание граждан Республики Узбекистан, которым в период нахождения в трудовой миграции потребовалась медицинская помощь по причине травмы, несчастного случая, тяжелого заболевания, в случае невозможности оплатить стоимость оказанных медицинских услуг за счет средств трудового мигранта или медицинского страхования;
перевозку тел граждан Республики Узбекистан, умерших в период нахождения в трудовой миграции, а также граждан Республики Узбекистан, получивших увечье или тяжелые травмы во время трудовой деятельности за рубежом;
возвращение граждан Республики Узбекистан, ранее направленных на работу за рубеж в рамках организованного набора и депортированных вследствие нарушения законодательства страны пребывания, с последующим возмещением оплаченных средств за счет указанных граждан, а также возвращение граждан Республики Узбекистан, которым со стороны иностранных работодателей не были обеспечены оговоренные условия трудоустройства;
предвыездную адаптацию, профессиональную подготовку, обучение иностранным языкам граждан Республики Узбекистан, выезжающих для осуществления трудовой деятельности за рубеж;
выплата компенсаций на которые расходы выезжающим в трудовую миграцию гражданам;
покрытие гражданам, выезжающим в трудовую миграцию в порядке организованного набора в развитые государства, расходов на оформление "рабочей визы";
содействие организованному трудоустройству граждан за рубежом.
ГЛАВА 2. ПРЕДУСМАТРИВАЕМЫЕ ЦЕЛИ В РАМКАХ
ДОСТИЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
2.1. Цели в направлении развития системы
оказываемых населению социальных услуг.
Цель N 1: Развитие социальных услуг на уровне махалли. В данном направлении будут осуществлены следующие меры:
а) налаживание механизма осуществления работы на уровне махалли в обеспечении социальной защиты населения, то есть исходя из общего положения семьи организация оказания социальной помощи и услуг по выведению ее из сложной жизненной ситуации на основе комплексного подхода.
При этом посредством разработки плана индивидуальной социальной защиты, вбирающего все программы социальной помощи и услуг, необходимых для выведения семьи из состояния бедности;
б) дальнейшее усиление работы по государственной социальной поддержке семей, предотвращение безосновательного отделения детей от их семей, недопущение насилия в отношении детей.
Цель N 2: Усиление потенциала работников, оказывающих социальные услуги. При этом:
а) развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, оказывающих социальные услуги;
б) развитие деятельности районных (городских) отделов развития медико-социальных услуг и усиление их кадрового потенциала.
Цель N 3: Определение перечня и стандартов медико-социальных услуг.
В данном направлении будут осуществлены следующие меры:
а) разработка и утверждение перечня гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых на бесплатной основе (социально-медицинские, социально-педагогические, социально-психологические, социально-правовые, социально-бытовые и социально-экономические услуги).
При этом определяется контингент лиц, получающих бесплатные социальные услуги;
б) разработка и утверждение стандартов оказания социальных услуг, определяющих объем, качество и сроки оказываемых социальных услуг, трудовые и финансовые ресурсы, необходимые для их оказания.
Цель N 4: Приведение определения инвалидности в соответствие с международными стандартами.
В данном направлении осуществляется поэтапный переход от традиционной "медицинской" модели к современной "социальной" модели определения инвалидности.
В социальной модели определения инвалидности в основном учитывается вопрос участия личности в жизни общества.
Цель N 5: Деинституциализация учреждений в форме интерната.
В данном направлении будут осуществлены следующие меры:
а) создание условий для отдыха лиц, постоянно ухаживающих за детьми и лицами с тяжелыми заболеваниями или инвалидностью, во время их отдыха оказание временных медико-социальных услуг нуждающимся в уходе;
б) принятие на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, принятие на воспитание в семьи, широкое внедрение услуг по временному уходу за ними;
в) в целях поэтапного отказа от институционального предоставления социальных услуг в приоритетном порядке профессионализация и лицензирование принятия на воспитание в семью (патронат), осуществление мониторинга бытовых условий и воспитания детей, находящихся под патронатом.
Преобразование учебно-воспитательных учреждений и учреждений по уходу в многопрофильные центры по поддержке детей и семей, подвергшихся социальным рискам, в том числе пострадавших от насилия.
2.2. Цели в направлении охвата трудоспособного
населения социальным обеспечением.
Цель N 6: Поэтапное внедрение системы социального страхования, а также ее развитие на основе международных стандартов.
В данном направлении будут осуществлены следующие меры:
а) организация Фонда социального страхования;
б) определение источников финансирования страховых выплат;
в) принятие мер по осуществлению страховых выплат посредством системы социального страхования пособий по беременности и родам, временной нетрудоспособности, выходных пособий при упразднении работодателя - юридического лица и отсутствии средств для выплат у упраздняемого предприятия, несчастных случаях на производстве;
г) обеспечение финансовой стабильности Фонда социального страхования;
д) стимулирование перехода лиц, осуществляющих трудовую деятельность в неофициальном секторе, в официальный сектор, путем обеспечения уровня дополнительной социальной защиты лиц, осуществляющих трудовую деятельность в официальном секторе, средствами социального страхования;
е) приведение национального законодательства в соответствие с Конвенцией Международной организации труда от 1952 года N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения".
Цель N 7: Усиление социальной охраны материнства.
В данном направлении будут осуществлены следующие меры:
а) осуществление выплаты пособий по беременности и родам посредством системы социального страхования;
б) приведение национального законодательства в соответствие с Конвенцией Международной организации труда "Об охране материнства" N 183.
2.3. Цели в направлении укрепления программ
государственной социальной помощи.
Цель N 8: Обеспечение адресного доведения до нуждающихся слоев населения государственной социальной помощи, недопущение доведения бедных семей до нищеты, выведение семей из бедности.
В целях использования социальной помощи в качестве средства, направленного на выведение семьи из состояния бедности, налаживание системы предоставления детских пособий малообеспеченным семьям, выделяемых государством, посредством составления социального договора. В целях направления средств на развитие человеческого капитала при составлении социального договора разработка таких условий, как посещение детьми школ, учреждений дошкольного образования и других учреждений образования.
Также взаимоувязка программ социальной помощи с программами содействия занятости посредством социального договора и обеспечение работой безработных членов малообеспеченных семей, а также в последующем расширение условий социального договора.
Цель N 9: Упрощение порядка назначения социальной помощи и постоянное совершенствование его критериев.
В данном направлении будут осуществлены следующие меры:
а) повышение адресности оказываемой государством социальной помощи, постоянное совершенствование и упрощение критериев оценки семей, нуждающихся в социальной защите, методов расчета дохода на члена семьи при назначении пенсии, применение черты бедности для определения малообеспеченности семьи;
б) индексация стоимости минимальных потребительских затрат исходя из уровня инфляции, пересмотр ее не менее чем каждые пять лет с учетом изменений доходов и расходов населения и исходя из этого размера применение системы определения размеров социальных пособий и минимальных пенсий;
в) обеспечение источником минимального дохода членов семей, занятых уходом за детьми с инвалидностью, нуждающимися в постоянном уходе.
2.4. Цели в направлении расширения
использования уязвимыми слоями населения
активных мер на рынке труда.
Цель N 10: Осуществление поддержки безработных лиц посредством инвестиций в человеческий капитал.
В данном направлении будут осуществлены следующие меры:
а) направление ресурсов, выделенных на программы по привлечению безработных граждан к предпринимательству и содействию занятости, на развитие человеческого капитала, то есть на программы по профессиональной подготовке, переподготовке или повышению квалификации и привлечению к предпринимательству, вместе с тем уменьшение доли незанятого населения, привлеченного к общественным работам;
б) отбор программ специальности, показывающих наилучшие результаты в обеспечении постоянной занятости незанятого лица с требованием наименьших расходов в профессиональной подготовке, переподготовке или повышении квалификации;
в) привлечение частного сектора в сферу профессионального обучения и технического образования.
Цель N 11: Повышение эффективности программ АМРТ.
В данном направлении будут осуществлены следующие меры:
а) проведение постоянного мониторинга результатов АМРТ для целевого и эффективного использования ресурсов, в том числе бюджетных средств.
При этом практика оказания Агентством по работе махаллабай и развитию предпринимательства, органами труда таких услуг, как привлечение безработных граждан к предпринимательству, содействие их занятости путем заключения социального договора, будет внедряться во всех регионах республики. Данная система обеспечит целевое и эффективное расходование государственных средств, а также будет контролировать обеспечение источником постоянного дохода незанятого населения в рамках программ;
б) реализация программ содействия занятости населения на основе принципа "махаллабай" посредством института помощников хокимов.
При этом изучение и оценка имеющихся АМРТ предотвратит существующие преграды в использовании АМРТ социально уязвимыми слоями населения, в частности женщинами, молодежью и лицами с инвалидностью;
в) повышение уровня занятости лиц, не способных конкурировать на рынке труда на равных условиях, путем адаптации общественных работ и других программ содействия занятости к удовлетворению потребностей малообеспеченных лиц, лиц с инвалидностью, женщин, занятых постоянным уходом, и других нуждающихся, уязвимых слоев населения;
г) в целях создания благоприятных условий социально нуждающимся категориям населения для осуществления предпринимательской деятельности развитие совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами платформы по поддержке стартап-программ предпринимателей с ограниченными возможностями, а также малообеспеченной молодежи и женщин.
Цель N 12: Налаживание системы мониторинга программ АМРТ.
В рамках данной программы будет полностью налажена система заключения социального договора между незанятым населением и местными органами труда, определяющего целевое использование средств, выделяемых при оказании услуг содействия занятости, а также социальную ответственность сторон в этом направлении.
ГЛАВА 3. СИСТЕМА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
3.1. Система институционального управления.
Цель N 13: Обеспечение взаимосвязанности деятельности органов, ответственных за программы социальной защиты населения.
При этом будут поэтапно расширяться задачи и функции Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан в сфере оказания социальных услуг, а также будет совершенствоваться его деятельность в качестве координирующего органа по государственной социальной защите и услугам.
Цель N 14: Создание единой базы данных по программам социальной защиты населения.
При этом информационная система "Единый реестр социальной защиты" будет трансформирована в единую базу данных по всем малообеспеченным и социально уязвимым слоям населения.
Цель N 15: Определение полномочного органа, ответственного за разработку и ведение единой государственной политики в сфере социальной защиты.
В дальнейшем будет рассмотрен вопрос создания государственного органа координирующего задачи и функции государства по социальной защите населения в рамках единой системы.
При этом будут предусмотрены следующие задачи данного органа:
а) ведение списка "Железной тетради", а также работа с включаемыми в нее семьями с тяжелыми социальным положением и условиями жизни;
б) социальная поддержка, оказание материального содействия, правовой, методической и практической помощи одиноким престарелым, нуждающимся в социальной защите, а также малообеспеченным семьям, женщинам и молодежи;
в) оказание социально-бытовых услуг престарелым и лицам с инвалидностью.
3.2. Финансирование сферы социальной
защиты населения.
Цель N 16: Совершенствование финансирования сферы социальной защиты.
В данном направлении будут осуществлены следующие меры:
а) включение целевых параметров на среднесрочную перспективу в основные финансовые документы и процессы, а также применение принципа бюджетной системы, ориентированной на результат, при формировании бюджета сферы социальной защиты;
б) в целях обеспечения финансовой стабильности системы социального страхования определение источников доходов Фонда социального страхования;
в) привлечение дополнительных средств в сферу социальной защиты, в том числе организация новых проектов совместно с международными организациями на основе грантов;
г) отражение всех средств, направленных на государственную социальную защиту по предоставляемым государством социальной помощи и услугам, в качестве отдельного раздела расходов в Государственном бюджете;
д) применение бюджетной системы, ориентированной на результат, при формировании бюджета сферы социальной защиты.
5. Стратегия будет оцениваться ежегодно исходя из исполнения реализованных мер и целевых показателей, а также для достижения целей до 2030 года в Кабинет Министров будут внесены предложения о внесении в нее соответствующих изменений.
6. Национальным агентством социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан осуществляется мониторинг исполнения "Дорожной карты" по реализации Стратегии и, исходя из государственной политики в другом направлении и социально-экономической ситуации, в Стратегию могут вноситься соответствующие изменения в целях приведения сферы социальной защиты в соответствие с общей политикой.
Цель N 17: Успешная реализация Стратегии социальной защиты населения.
В данном направлении будут осуществлены следующие меры:
а) проведение оценки эффективности Стратегии социальной защиты населения;
б) осуществление работы по сбору, аккумулированию и анализу данных о сфере социальной защиты, в том числе количестве получателей социальной защиты в разрезе каждой программы, затраченных средствах, гендерно распределенных данных, а также отслеживанию изменений в показателях сферы социальной защиты и сравнению с целевыми показателями.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 26 июля 2022 г.