Умная подшивка
Умная подшивка / Бухгалтерский учет. Аудит / Организация работы бухгалтерии /Нюансы работы с банковским счетом (НТВ N 43 от 1 ноября 2022 г.)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
Материал действителен на дату публикации*
НЮАНСЫ РАБОТЫ
С БАНКОВСКИМ СЧЕТОМ
ОТКРЫТИЕ РАСЧЕТНОГО СЧЕТА
Безналичные расчеты
Используйте в расчетах с контрагентами преимущественно безналичные средства. Это не только предписано законодательством (ч. 2 ст. 790 ГК), но и удобно:
q платеж совершается быстро, безопасно и на любое расстояние с компьютера, мобильного телефона или планшета;
q платеж можно осуществлять круглосуточно в течение 7 дней в неделю;
q меньше требований по его оформлению, организации и учету, чем к использованию наличных денег.
Необходимость расчетного счета
Используйте расчетный счет для:
q безналичных расчетов с поставщиками, учредителями, бюджетом, внебюджетными фондами и физлицами;
q принятия денег от покупателей, учредителей;
q получения наличных денег;
q хранения денег.
Счет, открытый в национальной валюте предприятием впервые после госрегистрации, становится основным. Дополнительно к основному счету вы можете открывать в том же или в любых других банках вторичные депозитные счета до востребования (п. 3 Инструкции, рег. МЮ N 1948 от 27.04.2009 г.).
Выбор банка
для открытия расчетного счета
Выбирая банк, внимательно изучите условия обслуживания:
q стоимость проведения платежей, которые банк будет снимать с вашего счета за каждый платеж. Она может рассчитываться в процентах от суммы платежа или выражаться в фиксированной сумме по каждому платежному документу. В пределах одного и того же банка или его филиала платежи проводятся по льготному тарифу или бесплатно;
q абонентская плата за обслуживание. Банк может ежемесячно снимать эту сумму с вашего расчетного счета за оказание банковских услуг;
q длительность операционного дня. Она зависит от того, где обслуживаются плательщик и получатель средств: в одном или в разных банках. Если банки разные, то платежи между ними проводятся обычно до 17.00 (по платежным документам в бумажной форме - до 16.00). Если банк один, то платежи обычно проводятся до 18.00. Платежи между разными банками посредством систем дистанционного обслуживания можно осуществлять круглосуточно. При этом платежи после 17.00 проводятся следующим операционным днем;
q поддержка всех форм международных расчетов, включая аккредитивы, инкассовые операции, выдачу гарантий;
q дополнительные услуги для удаленного управления банковскими счетами, такие как "Банк-Клиент", "Интернет-банкинг", "SMS-информер". Каждый банк предложит свои варианты таких систем. Ориентируйтесь на удобство, простоту, скорость и безопасность проведения операций при их использовании.
ВАЖНО! Банк оказывает услуги на договорной основе, а значит, условия можно и нужно обсуждать. Обговаривайте стоимость услуг банка с его управляющим. |
Открытие банковского счета
Расчетный счет можно открыть:
1) в процессе государственной регистрации. Если учредители вашей организации резиденты или вы являетесь ИП, то расчетный счет можно открыть дистанционно. Для этого примите условия договора с банком - публичной оферты, размещенной в системе госрегистрации субъектов предпринимательства.
Но в любом случае для проведения платежей по своему счету вам нужно будет представить в банк документы нарочно:
q 2 экземпляра карточек с образцами подписей;
q оригинал документа, удостоверяющего личность лица (паспорта или заменяющего его документа), имеющего полномочие подписывать денежно-расчетные документы от имени организации (п. 8-2 Инструкции N 1948);
2) после госрегистрации. Если вы не открыли счет дистанционно, то посетите выбранный вами банк и заключите с ним договор об обслуживании счета. Для этого представьте:
q заявление. Его шаблон выдается банком;
q оригинал документа, удостоверяющего личность лица (паспорта или заменяющего его документа), полномочного подписывать денежно-расчетные документы от имени вашей организации. Сотрудник банка снимет с него копию, а оригинал вернет вам;
q 2 экземпляра карточек с образцами подписей (п. 12 Инструкции N 1948).
Сведения, запрашиваемые банком
Банки могут запрашивать дополнительную информацию о вашей организации для ее надлежащей проверки. Они обязаны это делать в целях противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма (гл. 3 Правил, рег. МЮ N 2886 от 23.05.2017 г.).
Банк вправе запросить у вас:
q сведения о госрегистрации - дату, номер и наименование регистрирующего органа;
q ИНН;
q информацию об источниках денежных средств или иного имущества по осуществляемым операциям;
q данные лицензий на осуществление лицензируемых видов деятельности - вид деятельности, номер и дату выдачи лицензии, кем выдана, срок действия;
q данные о руководителе и лице, осуществляющем функции бухучета (копии документа, удостоверяющего личность лица (паспорта или заменяющего его документа), и приказов или протокола о назначении);
q сведения, указанные в учредительных документах, и иную подобную информацию (п. 25, прил. N 2 к Правилам N 2886).
Кроме того, банк может получать сведения об организации из открытых баз данных, официально размещенных в Интернете.
Все ваши документы должны быть действительными на дату их предъявления.
Если банк не смог надлежаще проверить вашу организацию (вы не представили ему всю необходимую информацию), то он откажет в открытии расчетного счета (п. 8-1 Инструкции N 1948).
СИТУАЦИЯ. У предприятия есть лицензия. Нужно ли представлять ее в банк?
q Банк может запросить информацию об имеющихся лицензиях на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию. Достаточно представить оригинал лицензии, с которой банк снимет копию и возвратит вам оригинал (прил. N 2 к Правилам N 2886).
Право подписи
банковских документов
Банковские документы могут подписывать только те лица, чьи образцы подписей имеются в банке (п. 32 Инструкции N 1948).
Документы, предусмотренные договором на обслуживание расчетного счета, банк принимает у:
q лиц, указанных в карточке с образцами подписей;
q уполномоченного лица клиента - по доверенности (п. 27 Инструкции N 1948).
Руководитель предприятия утверждает 2 перечня лиц, имеющих право подписи документов для приема и выдачи денег, по кредитным и расчетным обязательствам:
q первый - лиц, осуществляющих руководящие функции;
q второй - лиц, осуществляющих функции бухгалтерского учета и финансового управления.
Если руководитель сам ведет бухучет и управляет финансами предприятия, то в обоих перечнях он должен указать себя (ст. 13 Закона "О бухгалтерском учете"; п. 33 Инструкции N 1948).
ВАЖНО! Право первой подписи не может быть предоставлено главному бухгалтеру или другим лицам, имеющим право второй подписи. Если на предприятии нет главного бухгалтера и отдела бухучета, руководитель сам ведет бухгалтерский учет, то в карточке образцов подписей за первое и второе лицо ставит подпись руководитель организации |