Расчеты с персоналом
Нормативно-правовые акты / Деятельность отдельных отраслей / Образование. Наука / Высшее образование / Регулирование деятельности отдельных высших образовательных учреждений /Постановление Президента Республики Узбекистан от 08.11.2022 г. N ПП-416 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки кадров в сфере архитектуры и строительства"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
08.11.2022 г.
N ПП-416
О МЕРАХ
ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СФЕРЕ
АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА
В целях трансформации системы подготовки кадров в сфере архитектуры и строительства на основе передового зарубежного опыта и международных стандартов, внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, повышения эффективности научно-исследовательской работы, а также укрепления взаимной интеграции образования, науки и производства:
1. Согласиться с предложениями Министерства высшего и среднего специального образования и Министерства строительства, предусматривающими:
реорганизацию Ташкентского архитектурно-строительного института в Ташкентский архитектурно-строительный университет со специализацией по направлениям "инженерия", "архитектура", "строительство" и "технологии строительных материалов";
реорганизацию Самаркандского государственного архитектурно-строительного института имени Мирзо Улугбека в Самаркандский государственный архитектурно-строительный университет имени Мирзо Улугбека со специализацией по направлениям "реставрация объектов культурного наследия", "дизайн", "архитектура", "строительство", "урбанизация" и "инженерия";
передачу Ташкентского архитектурно-строительного университета и Самаркандского государственного архитектурно-строительного университета имени Мирзо Улугбека (далее - Университеты) в систему Министерства высшего и среднего специального образования.
2. Определить основными направлениями деятельности Университетов:
создание непрерывной системы образования по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов с высшим образованием и научно-педагогических кадров в сферах "архитектура и строительство" и "инженерия" на основе международных профессиональных стандартов;
внедрение международных образовательных стандартов в учебный процесс, обеспечение глубокого освоения студентами профессиональных компетенций;
организацию научной стажировки и повышения квалификации профессоров-преподавателей, докторантов и магистрантов в ведущих образовательных учреждениях зарубежных государств, а также обучения на основе программ обмена студентами;
разработку передовых инновационных технологий для отраслей экономики и формирование эффективной системы их трансфера путем гармонизации образования и исследований;
широкое внедрение в практику результатов исследований в направлениях "строительная инженерия", "архитектура", "дизайн" и "градостроительство", реализацию научных проектов и коммерциализацию разработок, а также обеспечение прочной интеграции образования, науки и производства;
ведение процессов образования и воспитания на основе национальных и общечеловеческих ценностей, развитие высоких духовных и нравственных качеств у студентов, воспитание кадров в духе любви и преданности Родине, беззаветного служения интересам народа.
3. Принять к сведению, что для организации процесса обучения в Университетах на основе международных стандартов ведутся переговоры со Стамбульским техническим университетом, Техническим университетом "Йылдыз" и другими престижными зарубежными высшими образовательными учреждениями.
Провести работу по совершенствованию системы обучения, повышению эффективности научно-исследовательской работы и развитию взаимной интеграции образования, науки и производства в Университетах, предусматривающую:
а) в направлении совершенствования системы обучения:
ведение учебного процесса на государственном, английском и других иностранных языках на основе кредитно-модульной системы;
разработку индивидуальной образовательной траектории в целях развития профессиональной и личной компетенций студентов;
внедрение обучения по образовательным программам зарубежных высших образовательных учреждений, прошедших аккредитацию в международно признанных организациях;
создание возможности освоения дополнительных образовательных программ по смежным направлениям образования для студентов, обучающихся на последних двух курсах бакалавриата и имеющих высокие показатели освоения предметов;
внедрение получения студентами международного профессионального сертификата по направлениям "архитектура", "строительство", "инженерия" и "дизайн";
б) в направлении повышения эффективности научно-исследовательской работы:
создание Высшей научной школы по подготовке научных и научно-педагогических кадров;
налаживание сотрудничества кафедр с престижными зарубежными высшими образовательными и научно-исследовательскими учреждениями на основе модели менторства;
предоставление Университетам права создания и утверждения состава ученых советов по присвоению ученых степеней, а также внедрение самостоятельного присвоения этими советами ученых степеней и ученых званий;
создание центров исследований и развития при специализированных кафедрах в форме общества с ограниченной ответственностью, занимающихся оказанием услуг на основе заявок отраслевых предприятий и коммерциализацией результатов научных исследований. При этом средства, заработанные центрами исследований и развития за счет коммерциализации научных продуктов, полностью используются на укрепление их материально-технической базы, создание лабораторий и материальное стимулирование профессоров-преподавателей;
в) в направлении развития взаимной интеграции образования, науки и производства:
прикрепление специализированных кафедр к отраслевым предприятиям, организациям и научно-исследовательским учреждениям, а также налаживание совместно с ними развития практических навыков, апробации результатов исследований и участия в научных проектах профессоров-преподавателей и одаренных студентов старших курсов;
внедрение продолжения обучения в ведущих зарубежных высших образовательных учреждениях за счет средств Фонда "Эл-юрт умиди" на конкурсной основе и прохождения преддипломной практики одаренными студентами выпускных курсов в престижных зарубежных компаниях за счет спонсорских средств и внебюджетных средств Университетов;
обеспечение занятости посредством системы оплачиваемой работы и привлечение к проектам строительства, реализуемым в регионах республики, студентов старших курсов и магистрантов;
осуществление студентами подготовки стартап- и бизнес-проектов, участия в научных проектах и апробации результатов исследований совместно с отраслевыми организациями.
4. Предоставить с 1 января 2023 года Университетам академическую, организационную и финансовую самостоятельность.
При этом на Университеты распространяются нормы постановлений Президента Республики Узбекистан от 24 декабря 2021 года N ПП-60 "О дополнительных мерах по обеспечению академической и организационно-управленческой самостоятельности государственных высших образовательных учреждений" и N ПП-61 "О мерах по предоставлению финансовой самостоятельности государственным высшим образовательным учреждениям".
5. Утвердить:
"дорожные карты" по трансформации и комплексному развитию Университетов согласно приложениям NN 1 и 2;
Целевые показатели развития Университетов до 2025 года согласно приложениям NN 3 и 4;
График прикрепления специализированных кафедр Университетов к территориальным отраслевым предприятиям, организациям и научно-исследовательским учреждениям согласно приложениям NN 5 и 6.
Создать и утвердить составы наблюдательных советов Университетов согласно приложениям NN 7 и 8.
6. Ввести в структуры Университетов должности первого проректора по стратегическому развитию и возложить на них ответственность за:
обеспечение реализации мер по трансформации и комплексному развитию университета;
проведение аккредитации учебных программ направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры университета в авторитетных международных организациях;
осуществление мер, необходимых для включения университета в рейтинги международно признанных рейтинговых организаций;
организацию полной цифровизации учебного, научного, административного и финансово-хозяйственного процессов в университете;
дальнейшую популяризацию бренда университета, широкую пропаганду осуществляемых в нем академического, научного и просветительского процессов на национальном уровне и международной арене.
7. Наблюдательным советам Университетов (Абдурахманов О.):
а) в месячный срок привлечь на должности первого проректора по стратегическому развитию квалифицированных специалистов;
б) в двухмесячный срок:
утвердить порядок приема на работу на конкурсной основе, заключения срочных договоров и критерии оценки эффективности деятельности (KPI) профессоров-преподавателей Университетов;
критически пересмотреть составы профессоров-преподавателей, административно-управленческого и учебно-вспомогательного персоналов в связи с реорганизацией Университетов и принять меры по привлечению в Университеты высококвалифицированных, честных и инициативных кадров;
утвердить порядок организации деятельности ученых советов Университетов и порядок использования средств Университетов;
в) в срок до 1 марта 2023 года оптимизировать направления образования бакалавриата и специальности магистратуры в соответствии с международными классификаторами образования и профессий;
г) координировать и установить постоянный контроль за реализацией осуществляемых мер по обеспечению своевременного и качественного выполнения задач, установленных "дорожными картами" по трансформации и комплексному развитию, достижению целевых показателей развития, включению Университетов в рейтинги международно признанных рейтинговых организаций.
8. Установить, что в целях ускорения процессов трансформации Университетов нижеследующие меры дополнительно финансируются в целевом порядке за счет средств Государственного бюджета в 2023-2024 годах:
внедрение образовательных программ ведущих зарубежных образовательных учреждений;
проведение аккредитации учебных программ в международно признанных организациях;
привлечение обладающих потенциалом зарубежных профессоров-преподавателей и (или) профессоров-преподавателей-соотечественников к управленческому, образовательному и научно-исследовательскому процессам в Университетах на договорной основе;
подключение и использование международных научно-технических баз данных;
направление профессоров-преподавателей для повышения квалификации и прохождения стажировки в ведущие зарубежные высшие образовательные и научно-исследовательские учреждения.
Министерству финансов обеспечить выделение необходимых средств из Государственного бюджета на основании расчетов наблюдательных советов Университетов.
9. Создать Технопарк при Ташкентском архитектурно-строительном университете и определить основными направлениями его деятельности:
создание и внедрение на практике стартап-проектов, ориентированных на технологические и инновационные идеи, основанные на передовом зарубежном опыте;
создание благоприятных условий для производства конкурентоспособных энергоэффективных строительных материалов и развития оказания программных услуг, их продвижения на внутренний и внешний рынки, а также стимулирование инновационных разработок в сфере архитектуры и строительства;
осуществление научных опытов и исследований в направлениях "архитектура", "строительные конструкции и материалы", "инженерные коммуникации", "физика строительства" и иных направлениях на основе заявок национальных и зарубежных организаций, в том числе научных и образовательных учреждений, в рамках научных изысканий молодых ученых и целевых проектов;
проведение мастер-классов, тренингов и курсов повышения квалификации, а также научно-практических конференций
и семинаров, посвященных актуальным вопросам сферы, с участием специалистов ведущих компаний отраслей экономики.
10. Создать Инкубационный центр при Самаркандском государственном архитектурно-строительном университете имени Мирзо Улугбека и определить основными направлениями его деятельности:
поддержку инновационных и стартап-проектов молодых ученых, одаренных студентов и профессоров-преподавателей;
привлечение студентов к занятию инновационной деятельностью, формирование у них первоначальных предпринимательских навыков;
коммерциализацию результатов научных исследований в сфере, оказание консалтинговых услуг на договорной основе, участие в решении национальных и международных проблем путем коллективной реализации международных грантовых проектов;
привлечение отечественных и зарубежных инвесторов к развитию университета путем интеграции научно-исследовательских проектов и идей с производством, а также реализацию проектов в тесном сотрудничестве с ними.
11. Определить, что Технопарк и Инкубационный центр создаются в форме общества с ограниченной ответственностью при учредительстве соответствующего университета и являются его структурным подразделением.
При этом деятельность Технопарка и Инкубационного центра финансируется за счет доходов от хозяйственной деятельности, отечественных и зарубежных грантов, внебюджетных средств Университетов, а также иных источников, не запрещенных актами законодательства.
12. Хокимиятам города Ташкента и Самаркандской области в срок до 1 мая 2023 года обеспечить необходимыми средствами и организовать деятельность соответственно Технопарка и Инкубационного центра за счет средств местных бюджетов по согласованию с наблюдательными советами Университетов.
13. В целях совершенствования системы переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров, специалистов и обладателей рабочих профессий в сферах архитектуры, строительства и инженерии образовать:
Центр развития профессиональной деятельности при Ташкентском архитектурно-строительном университете на базе Центра переподготовки и повышения квалификации менеджеров в сфере строительства при Ташкентском архитектурно-строительном институте;
Центр развития профессиональной деятельности при Самаркандском государственном архитектурно-строительном университете имени Мирзо Улугбека на базе Центра переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере архитектуры и строительства при Самаркандском государственном архитектурно-строительном институте имени Мирзо Улугбека, а также Регионального центра переподготовки и повышения квалификации архитекторов-проектировщиков и строителей при Джизакском политехническом институте.
Определить, что Министерство строительства несет ответственность за формирование и представление Университетам заявок на переподготовку и повышение квалификации работников организаций в сфере архитектуры и строительства.
14. Установить, что:
а) Университетам после выполнения соответствующих лицензионных требований и условий предоставляется право на осуществление нижеследующих видов лицензируемой деятельности:
разработки проектно-сметной документации объектов и комплексов для жилищно-хозяйственного и промышленного строительства;
обследования технического состояния зданий и сооружений;
разработки проектно-сметной документации на реставрацию памятников архитектуры;
деятельности по сохранению объектов недвижимого имущества материального культурного наследия;
б) государственные заказчики на срок до 1 января 2026 года могут закупать нижеследующие работы (услуги), осуществляемые Университетами, на основе прямых договоров:
подготовку технических заданий на проектирование объектов строительства;
выполнение инженерно-изыскательских работ (геодезических, геологических, геотехнических и иных изысканий) для строительства;
выполнение предпроектных работ (исторических, культурных, антропологических, социологических и экологических исследований) для строительства;
подготовку эскизного (концептуального) проекта объектов строительства;
разработку рабочей проектной документации объектов строительства (исключительно объектов, отнесенных к I-III категориям рисков);
осуществление работ по охране объектов материального культурного наследия и их проектирование;
в) Университеты:
являются заказчиками работ по строительству, капитальному ремонту и реконструкции принадлежащих им зданий и сооружений;
могут привлекать независимые инжиниринговые компании и специалистов, включая зарубежные компании, в рамках осуществления функций заказчика.
15. Министерству строительства принять меры по привлечению Университетов на договорной основе к работе по пересмотру градостроительных норм и правил, анализу проблем, связанных с их применением на практике, и приведению в соответствие с международной нормативно-технической документацией.
16. Передать с 2023/2024 учебного года Алмалыкский архитектурно-строительный техникум в ведение Ташкентского архитектурно-строительного университета, Самаркандский архитектурно-строительный техникум - Самаркандского государственного архитектурно-строительного университета имени Мирзо Улугбека.
17. Определить, что в техникумах:
образовательные программы формируются соответствующими Университетами самостоятельно на основе зарубежных образовательных программ;
показатели приема на основе государственного гранта составляют 50 процентов;
установление размеров и сроков оплаты платного контракта, а также формирование в соответствии с потребностями заказчиков кадров дополнительной квоты приема на платно-контрактной основе осуществляются наблюдательными советами Университетов.
18. Министерству инновационного развития организовать направление в 2023-2025 годах для прохождения научной стажировки в престижные зарубежные высшие образовательные и научно-исследовательские учреждения профессоров-преподавателей, магистрантов и докторантов Университетов на основе результатов конкурса в установленном порядке.
19. Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с Министерством финансов и Министерством высшего и среднего специального образования обеспечить включение в установленном порядке проектов реконструкции зданий и сооружений Университетов, при необходимости - строительства и оснащения новых учебных зданий и мест проживания студентов в программы развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан на 2023 год и последующие годы на основании утвержденной проектно-сметной документации.
20. Министерству высшего и среднего специального образования:
совместно с Агентством Президентских образовательных учреждений в срок до 1 января 2023 года внести в Кабинет Министров обоснованные предложения по разработке с 2024/2025 учебного года учебных программ академических лицеев при Университетах на основе международной программы "International Advanced Levels";
совместно с Республиканским центром духовности и просветительства и Союзом писателей Узбекистана в двухмесячный срок утвердить и реализовать план мер, предусматривающий вопросы оздоровления социально-духовной атмосферы в Университетах, ведения образовательно-воспитательного процесса на основе национальных и общечеловеческих ценностей, формирования высоких духовных и нравственных качеств у студентов;
совместно с Министерством строительства в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
21. Возложить на министра высшего и среднего специального образования Тошкулова А.Х., хокима города Ташкента Артыкходжаева Ж.А. и хокима Самаркандской области Турдимова Э.О. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Абдурахманова О.К.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 08.11.2022 г. N ПП-416
"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
по трансформации и комплексному
развитию Ташкентского архитектурно-
строительного университета
N |
Меры |
Механизм реализации
|
Сроки исполнения |
Источники финансирования |
Ответственные |
I. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТРАНСФОРМАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА
|
|||||
1. |
Утверждение организационной структуры и штатного расписания Ташкентского архитектурно-строительного университета (далее - Университет). |
1. Разработка, утверждение и государственная регистрация устава Университета в установленном порядке. 2. |