ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
2022 год /Обзор нового в законодательстве (за период с 24 по 30 декабря 2022 г.)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ОБЗОР
НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
(за период с 24 по 31 декабря 2022 г.)
Как в госорганах будут проводить внутренний аудит
Вводится обновленная Товарная номенклатура ВЭД
Институту законодательства и правовой политики определили задачи
Установлены требования безопасности к школьным учебникам
Расходы Государственного бюджета увеличены
Утверждена Программа развития социальной и производственной
инфраструктуры Узбекистана на 2023-2025 годы
Утверждена Инвестиционная программа на 2023-2025 годы
Производителям алкоголя установили критерии налоговых рисков
Самарканд станет туристическими воротами Нового Узбекистана
ГНК будет вести учет созданных рабочих мест
Кенгаши сходов граждан смогут распоряжаться
Как в республике будут развивать гимнастику
Какие дни будут выходными в 2023 году
Функции госорганов будут отражены в едином реестре
Начата административная реформа
Принят Приказ Министерства финансов Республики Узбекистан "Об утверждении инструкции по проведению внутреннего аудита" (рег. МЮ N 3406 от 27.12.2022 г.).
Документ определяет порядок проведения внутреннего аудита в министерствах и ведомствах, оформления документов в ходе внутреннего аудита, разработки предложений и рекомендаций по результатам, а также содержит формы необходимых документов.
При определении уровня риска объекта аудита учитываются следующие критерии:
q объем финансирования объекта;
q объем освоения выделенных средств;
q текучесть руководства и сотрудников финансово-хозяйственных структур объекта;
q обращения физических и юридических лиц, связанные с финансовой деятельностью объекта;
q количество сотрудников;
q количество проведенных транзакций за период;
q количество заключенных договоров;
q деятельность в тот период, в который не проводился финансовый контроль и внутренний аудит;
q рост дебиторской и кредиторской задолженности.
* * *
Утверждено Постановление Президента РУз от 28.12.2022 г. N ПП-460 "О введении Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан версии 2022 года".
В соответствии с Постановлением Олий Мажлиса РУз от 29.08.1998 г. N 687-1 "О присоединении к Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования" и Соглашением о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества независимых государств от 03.11.1995 г. в Узбекистане применяется единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. Она основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, разработанной Всемирной таможенной организацией (ВТО).
Для унификации международной классификации товаров ВТО внесены изменения и дополнения в Гармонизированную систему описания и кодирования товаров.
В связи с этим Кабинету Министров поручено утвердить перечень товаров с измененными классификационными кодами.
Министерство инвестиций и внешней торговли и ГТК разместят на своих официальных веб-сайтах обновленную Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан версии 2022 года.
* * *
Принято Постановление Президента РУз от 29.12.2022 г. N ПП-462 "Об организации деятельности Института законодательства и правовой политики при Президенте Республики Узбекистан".
Для реализации Стратегии развития Нового Узбекистана при Президенте создан Институт законодательства и правовой политики. Он образован в форме государственного экспертного научно-исследовательского учреждения. Общее руководство деятельностью Института осуществляется подразделениями советника Президента по вопросам общественно-политического развития.
Определены основные задачи Института:
q научное, информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президента по формированию и реализации правовой политики, а также выработка предложений по совершенствованию правового сопровождения проводимых в стране реформ;
q мониторинг формирования и реализации программ по разработке и внесению в парламент проектов законов, прохождения законопроектов в палатах Олий Мажлиса на всех стадиях их рассмотрения и принятия;
q мониторинг реализации и оценка регуляторного воздействия актов законодательства, выработка предложений по их совершенствованию;
q системные исследования в области прогнозирования развития национального законодательства, внедрение их результатов в процесс подготовки государственных программ законотворческих работ на основе использования передового международного опыта, достижений современной правовой науки, юридической практики;
q общая координация фундаментальных и прикладных исследований в области формирования и реализации правовой политики, конституционного и государственного строительства.
Утверждены структура и Устав Института, а также разряды оплаты труда по Единой тарифной сетке работников.
Институт состоит из 38 штатных единиц, в том числе 13 - дополнительно выделяемых за счет штатной численности, высвобождаемой в рамках административной реформы.
Для координации проводимых фундаментальных и прикладных исследований при Институте создается Научно-координационный совет, состав которого утверждается советником Президента по вопросам общественно-политического развития.
Основными источниками финансирования деятельности Института определены:
q средства Госбюджета Узбекистана, выделяемые в рамках ежегодно утверждаемых параметров;
q средства Фонда содействия деятельности Администрации Президента;
q средства, выделяемые по результатам грантовых конкурсов, проводимых Министерством инновационного развития;
q средства министерств, ведомств и учреждений, выделяемые на проведение исследований и экспертных оценок по их заказам;
q гранты и целевые средства международных финансовых институтов и донорских организаций;
q иные источники, не запрещенные законодательством.
* * *
Утверждено Постановление Кабинета Министров РУз от 28.12.2022 г. N 726 "Об утверждении общего технического регламента определения требований безопасности для печатной продукции учебн"ых заведений".
Регламент, который вступает в силу 30.06.2023 г., определяет требования безопасности к печатной продукции для дошкольных, средних, средне-специальных и профессиональных учебных заведений.
Установлена следующая классификация продукции для учащихся:
q 1-4 классов;
q 5-9 классов;
q 10-11 классов.
При этом установлены следующие пределы веса учебника:
q для учащихся 1-4 классов - не более 300 гр.;
q для учащихся 5-6 классов - не более 400 гр.;
q для учащихся 7-9 классов - не более 500 гр.;
q для учащихся 10-11 классов - не более 600 гр.
* * *
Законом от 29.12.2022 г. N ЗРУ-811 внесены изменения в Закон "О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2022 год".
Согласно внесенным изменениям:
q предельный чистый объем госценных бумаг, выпускаемых от имени Республики Узбекистан, установлен в размере 12 трлн сумов;
q предельный размер дефицита Консолидированного бюджета Республики Узбекистан на 2022 год составляет 4% от ВВП;
q увеличены предельные размеры ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета Республики Узбекистан распорядителям бюджетных средств первого уровня. Всего из республиканского бюджета им выделяется 194,8 трлн сумов.
* * *
Принято Постановление Президента РУз от 30.12.2022 г. N ПП-465 "О мерах по развитию социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан в 2023-2025 годах".
Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента, министерствами и ведомствами разработана Программа развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан в 2023-2025 годах.
Документом утверждены:
q Основные параметры развития социальной и производственной инфраструктуры в 2023 году и целевые ориентиры на 2024-2025 годы;
q Основные параметры направлений, финансируемых в рамках развития социальной и производственной инфраструктуры в 2023 году;
q Целевые показатели ввода в эксплуатацию объектов социальной и производственной инфраструктуры и создания новых мощностей в 2023 году и целевые ориентиры на 2024-2025 годы;
q Адресные перечни строительства, реконструкции, капитального ремонта и оснащения объектов в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте в 2023 году;
q Адресный перечень строительства и реконструкции административных, инженерно-инфраструктурных, особо важных и категорированных объектов в 2023 году;
q Адресный перечень строительства и реконструкции правоохранительных и оборонных объектов в 2023 году и др.
Адресные перечни работ по проектированию, строительству, реконструкции и оснащению объектов за счет внебюджетных фондов бюджетных организаций согласовываются с Министерством экономики и финансов.
Начиная с 2023 года адресные перечни проектов (объектов), финансируемых в рамках Программы из местных бюджетов, утверждаются первыми заместителями Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г. Ташкента при согласовании с территориальными управлениями экономики и финансов.
Установлен порядок, в соответствии с которым с 1 января 2023 года местным хокимиятам, министерствам, ведомствам и хозяйственным объединениям запрещается:
q включение в Программу возможности обеспечения проектов (объектов) финансовыми ресурсами без согласования с Министерством экономики и финансов;
q подготовка предложения об изменении проектных решений проектов (объектов), включенных в Программу, без согласования с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства в части соответствия актам законодательства о градостроительстве.
* * *
Принято Постановление Президента Республики Узбекистан от 28.12.2022 г. N ПП-459 "О мерах по реализации Инвестиционной программы Республики Узбекистан на 2023-2025 годы".
На 2023-2025 годы утверждены:
q Сводные целевые параметры освоения централизованных и нецентрализованных инвестиций;
q Целевые параметры освоения инвестиций и кредитов в разрезе отраслей и регионов.
Правительственная комиссия по вопросам внешней торговли, инвестиций, развития местной промышленности и технического регулирования обеспечит ежемесячный мониторинг за осуществляемой работой на крупных производственных объектах и мощностях, и обеспечении их своевременного ввода в эксплуатацию.
Результаты исполнения Программы, в том числе выполнение комплексных сетевых графиков по реализации инвестиционных проектов, будут ежемесячно вноситься в Администрацию Президента.
Также на 2023 год утверждены:
q сводная адресная программа по освоению инвестиций и кредитов;
q адресный перечень вводимых в эксплуатацию крупных производственных объектов и мощностей;
q перечень стратегических инвестиционных проектов;
q адресный перечень инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением иностранных кредитов от имени Республики Узбекистан или под гарантию Республики Узбекистан;
q адресный перечень инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением прямых иностранных инвестиций и кредитов и др.
Министерствам, ведомствам, хозяйственным объединениям, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента - инициаторам проектов поручено совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли в срок до 20 января 2023 года разработать и внести в Кабинет Министров комплексные сетевые графики по каждому инвестиционному проекту в разрезе месяцев их реализации.
Концепции проектов, по которым планируется привлечение государственного внешнего долга, следует разработать и внести в срок до 5 февраля 2023 года в Министерство инвестиций и внешней торговли.
* * *
Принято Постановление ГНК РУз "Об утверждении для производителей этилового спирта и алкогольной продукции критериев налоговых рисков, применяемых при специальном регистрационном учете плательщиков налога на добавленную стоимость" (рег. МЮ N 3405 от 27.12.2022 г.).
Документ приводит 6 критериев (случаев), наличие которых свидетельствует о высоком или среднем уровне риска:
N
|
Критерии
|
Уровень риска
|
11. |
При отсутствии или неприменении национальной информационной системы цифровой маркировки и отслеживания продукции "Asl belgisi", а также информационной системы, позволяющей вести учет объемов производства этилового спирта и алкоголя |
Высокий |
2. |
Необеспечение транспортировки пищевого и технического этилового спирта на автотранспорте, оснащенного автоматической системой наблюдения в режиме реального времени (GPS) и электронным счетчиком, интегрированным с информационной системой учета объема производства и оборота пищевого и технического этилового спирта, алкогольной продукции, а также единого реестра виноградников |
Высокий |
3. |
Отсутствие электронного счетчика учета готовой продукции с защитными приборами на всех линиях производства и розлива пищевого и технического этилового спирта, алкогольной продукции |
Средний |
4. |
Необеспечение стабильного уставного фонда следующих размеров: q для производителей пищевого этилового спирта и водки - 10 000 БРВ; q для производителей другой алкогольной продукции (за исключением организаций, осуществляющих первичную обработку винограда и фруктов) - 1 000 БРВ |
Средний |
5. |
Неиспользование имеющихся годовых производственных мощностей по производству водки, а также водки и ликеро-водочной продукции из пищевого этилового спирта (кроме виноградного и плодово-ягодного этилового спирта) не менее чем на 60% от установленных мощностей, недостижение объема производства не менее 100 тысяч декалитров в год в пересчете на абсолютный алкоголь |
Средний |
6. |
Неиспользование имеющихся годовых производственных мощностей по производству ликеро-водочной продукции из пищевого этилового спирта (кроме виноградного и плодово-ягодного этилового спирта) в организациях, не производящих водку, не менее чем на 50% от установленных мощностей |
Средний |
* * *
Принято Постановление Президента Республики Узбекистан от 24.12.2022 г. N ПП-455 "О дополнительных мерах по эффективному использованию туристического и транспортного потенциала Самаркандской области, развитию области на основе концепции "Самарканд - туристические ворота Нового Узбекистана".
На 24 сессии Генеральной Ассамблеи Всемирной туристской организации ООН, состоявшейся 30 ноября - 3 декабря 2021 года, в Самарканде в 2023 году запланировано проведение очередной 25 сессии Генеральной Ассамблеи.
В связи с этим предусматривается:
q проведение разъяснительной кампании "Самарканд - туристические ворота Нового Узбекистана", демонстрирующей туристический потенциал Самарканда и возможности его международного аэропорта в регионах республики и зарубежных странах;
q трансформация Самаркандской области в крупный транспортно-логистический хаб, соединенный авиа-, железнодорожным и автомобильным транспортом, а также связывающий аэропорт с регионами республики;
q внедрение в аэропорту альтернативной системы размещения (базирования) для иностранных авиаперевозчиков;
q организация системы дополнительной поддержки деятельности туристических объектов в Самаркандской области.
Документом установлено, что в аэропорту:
q до 1 января 2030 года частный партнер по управлению аэропортом для осуществления полетов иностранными авиакомпаниями обращается в Агентство гражданской авиации при Министерстве транспорта для получения разрешения;
q вопрос о выдаче разрешения на полеты рассматривается Агентством гражданской авиации в течение не более 96 часов, а для чартерных рейсов - 24 часов со дня вручения представленных иностранными авиакомпаниями документов для осуществления авиаперелетов;
q для обслуживания туристов создаются туристские информационные центры.
Кроме того, субъекты предпринимательства до 1 января 2026 года освобождаются:
q от уплаты таможенной пошлины при ввозе оборудования, специальной техники, горюче-смазочных материалов, комплектующих изделий, запчастей, сырья и материалов, растений, мебели, инвентаря и других товаров, необходимых для организации и/или осуществления деятельности гостиницы, имеющей категорию 4 звезды и выше;
q от уплаты периодических таможенных платежей за специальную технику, механизмы и технологическое оборудование, ввозимые под таможенный режим "Временный ввоз" для строительства объектов на территории Самаркандского туристического центра.
Пайарыкский, Самаркандский и Тайлакский районы Самаркандской области внесены в Перечень районов и городов, в которых вводится специальный налоговый режим для субъектов предпринимательства, оказывающих гостиничные услуги (услуги по размещению), услуги торговли, общественного питания, в сфере развлечений, туроператорские и турагентские услуги, утвержденный Постановлением Президента РУз от 27.01.2022 г. N ПП-104.
Средства на организацию 25 сессии Генеральной Ассамблеи покрываются за счет резервного фонда Кабинета Министров. При этом расходы на организацию разъяснительной кампании "Самарканд - туристические ворота Нового Узбекистана" и разработку логотипа 25 сессии Генеральной Ассамблеи покрываются за счет средств, выделяемых из Госбюджета во внебюджетный Фонд поддержки туризма при Министерстве туризма и культурного наследия.
* * *
Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 21.12.2022 г. N 717 "Об утверждении Положения о порядке учета вновь созданных рабочих мест".
Положением регулируется порядок учета вновь созданных рабочих мест юрлицами - субъектами предпринимательства, индивидуальными предпринимателями, а также за счет самозанятых лиц и дехканских хозяйств.
Установлено, что учет вновь созданных рабочих мест будет вестись посредством автоматизированной системы ГНК.
При этом сезонные места работы в фермерских хозяйствах, а также юридических лицах, специализированных на туризме, разведении тутового шелкопряда и строительства также считаются рабочими местами.
Информация о вновь созданных рабочих местах будет автоматически формироваться в течение 5 дней после предоставления налоговых отчетов за установленный период.
* * *
Утверждено Постановление Президента РУз от 26.12.2022 г. N ПП-458 "О дополнительных мерах по расширению финансовых возможностей махаллей путем внедрения системы "Бюджет махалли".
В соответствии с документом с 1 января 2023 года в порядке правового эксперимента в 14 районах регионов республики внедряется система "Бюджет махалли".
N |
Наименование регионов
|
Наименование районов |
1. |
Республика Каракалпакстан
|
Берунийский |
2. |
Андижанская область
|
Андижанский |
3. |
Бухарская область
|
Алатский |
4. |
Джизакская область
|
Зааминский |
5. |
Кашкадарьинская область
|
Каршинский |
6. |
Навоийская область
|
Карманинский |
7. |
Наманганская область
|
Уйчинский |
8. |
Самаркандская область
|
Ургутский |
9. |
Сурхандарьинская область
|
Джаркурганский |
10. |
Сырдарьинская область
|
Сайхунабадский |
11. |
Ташкентская область
|
Букинский |
12. |
Ферганская область
|
Багдадский |
13. |
Хорезмская область
|
Багатский |
14. |
город Ташкент
|
Учтепинский |
В рамках эксперимента 10% средств, взысканных по налогу на имущество и земельному налогу (за исключением налога на имущество и земельного налога по нежилым помещениям) в данных районах, перечисляются в фонды по решению социально-экономических проблем махалли до 10 числа месяца через бюджеты районов.
Средствами, поступившими в данные фонды, будут распоряжаться кенгаши сходов граждан. При этом в эти кенгаши будут включены помощники хокимов.
* * *
Принято Постановление Президента Республики Узбекистан от 23.12.2022 г. N ПП-449 "О мерах по дальнейшему развитию гимнастических видов спорта".
Определены основные направления развития гимнастических видов спорта:
q популяризация гимнастических видов спорта среди населения, внедрение новой системы выявления, выбора и отбора (селекции) одаренных спортсменов, а также их подготовка в качестве профессиональных спортсменов;
q создание широких возможностей для занятия гимнастикой детьми дошкольного возраста;
q поэтапное увеличение занятий по гимнастическим видам спорта на уроках физической культуры и секциях в средних общеобразовательных школах;
q подготовка профессиональных тренеров и квалифицированных судей, разработка учебно-методических пособий и видеоматериалов.
С 2023/2024 учебного года внедряются программы:
q "Первый шаг к гимнастике" в дошкольных образовательных организациях;
q "Гимнастика для детей" в средних общеобразовательных школах, предназначенная для учащихся начальных классов.
В системе Министерства развития спорта в Нукусе, Самарканде и Фергане образуются региональные центры по подготовке к гимнастическим видам спорта со статусом юрлица. Они создаются на базе специализированных спортивных школ по гимнастическим видам спорта. Их деятельность направлена на отбор талантливых и одаренных молодых. Общий контингент учащихся гимнастических центров составляет 132 человека и включает школьников 1-11-х классов.
Министерству развития спорта и Министерству высшего и среднего специального образования начиная с 2023/2024 учебного года поручено принять меры по увеличению в два раза параметров государственного заказа по приему на обучение гимнастике в Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, а также его филиалы.
Постановлением утверждены:
q "Дорожная карта" по дальнейшему развитию гимнастических видов спорта в 2023-2025 годы;
q Целевые показатели развития гимнастических видов спорта в 2023-2025 годы.
* * *
Президент Республики Узбекистан подписал Указ от 23.12.2022 г. N УП-270 "Об установлении дополнительных нерабочих дней в период празднования официальных дат и переносе выходных дней в 2023 году".
Документом для всех работников устанавливаются следующие дополнительные выходные дни:
q 2 января - понедельник;
q 30 июня - пятница.
Для сотрудников с шестидневной рабочей неделей:
q 3 января - вторник;
q 20 марта - понедельник;
q 22 марта - среда;
q 24 апреля - понедельник;
q 1 июля - суббота;
q 2 сентября - суббота;
q 30 декабря - суббота.
В 2023 году для работников с пятидневной рабочей неделей перенесут следующие выходные дни:
q с 7 января (суббота) на 3 января (вторник);
q с 11 марта (суббота) на 20 марта (понедельник);
q с 25 марта (суббота) на 22 марта (среда);
q с 29 апреля (суббота) на 24 апреля (понедельник).
* * *
Принято Постановление Президента РУз от 21.12.2022 г. N ПП-447 "О мерах по эффективной организации деятельности республиканских органов исполнительной власти в рамках административных реформ Нового Узбекистана".
Документом определены функциональные границы республиканских и местных звеньев органов исполнительной власти.
С 1 января 2023 года:
q руководителям и заместителям руководителей республиканских органов исполнительной запрещается одновременно выполнять функции руководителя органов хозяйственного управления;
q отменяется наделение ассоциаций и других хозобъединений государственно-властными полномочиями и назначение их руководителей на должность решениями Кабинета Министров.
Также будет сформирован открытый реестр функций республиканских и территориальных органов исполнительной власти. Для ведения данного реестра в режиме онлайн Минюстом будет запущена информационная система "Государственные функции".
Справочно. В рамках административной реформы была проведена инвентаризация около 5 тыс. функций исполнительных органов власти, по результатам которой было выявлено около 500 дублирующихся, неактуальных и не имеющих механизма реализации функций.
Для обеспечения открытости государственного управления начиная с 1 января 2023 года в пилотном режиме все ведомственные приказы, решения и распоряжения в системе Минюста будут приниматься и публиковаться посредством электронной системы "E-qaror". Впоследствии данная практика будет распространена на все органы исполнительной власти.
Также планируется уменьшить количество командировок сотрудников с переходом на дистанционные формы взаимодействия и выявления проблем на местах в виде "онлайн-приема", "виртуального посещения".
* * *
Принят Указ Президента РУз от 21.12.2022 г. N УП-269 "О мерах по реализации административных реформ Нового Узбекистана".
Согласно Указу с 1 января 2023 года будет введена система непосредственного взаимодействия руководителей органов исполнительной власти, являющихся членами Кабинета Министров, с Премьер-министром независимо от структурных подразделений Кабинета Министров.
В исполнительной структуре Кабинета Министров упразднены секретариаты, департаменты и подведомственные им отделы экономической и социальной сферы, а также Инспекция по охране культурного наследия, отдел финансового и материально-технического обеспечения деятельности военизированных формирований, отдел по поддержке махалли и старшего поколения.
Документом утверждены:
q Обновленная исполнительная структура Кабинета Министров;
q Перечень республиканских органов государственного управления, создаваемых с 1 января 2023 года;
q Перечень органов государственного управления республики, задачи и функции которых переданы соответствующим министерствам и ведомствам и которые упраздняются с 1 января 2023 года;
q Перечень республиканских органов государственного управления, организационная структура которых меняется с 1 января 2023 года.
С 1 января 2023 года количество самостоятельно действующих республиканских органов исполнительной власти будет сокращено с 61 до 28, в том числе количество министерств - с 25 до 21.
Штат органов исполнительной власти, включая руководящий состав, будет сокращен максимум на 30%. 24 госоргана меняют свою организационную подчиненность.
В систему Кабинета Министров будут входить следующие министерства:
q Министерство инвестиций, промышленности и торговли;
q Министерство экономики и финансов;
q Министерство горнодобывающей промышленности и геологии;
q Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
q Министерство занятости и сокращения бедности;
q Министерство высшего образования, науки и инноваций;
q Министерство дошкольного и школьного образования;
q Министерство природных ресурсов;
q Министерство молодежной политики и спорта;
q Министерство сельского хозяйства;
q Министерство водного хозяйства;
q Министерство цифровых технологий;
q Министерство юстиции;
q Министерство транспорта;
q Министерство культуры и туризма;
q Министерство обороны;
q Министерство энергетики;
q Министерство здравоохранения;
q Министерство иностранных дел;
q Министерство внутренних дел;
q Министерство по чрезвычайным ситуациям.