Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности/ Государственная поддержка субъектов предпринимательства/ Указ Президента Республики Узбекистан от 30.12.2022 г. N УП-287 "О мерах по разделению территорий республики на категории и внедрению дифференцированной системы поддержки предпринимательства"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
30.12.2022 г.
N УП-287
О МЕРАХ ПО РАЗДЕЛЕНИЮ
ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ НА КАТЕГОРИИ
И ВНЕДРЕНИЮ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ
ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В целях сокращения экономического неравенства между территориями, внедрения новых подходов к развитию районов и городов исходя из их условий, потенциала и возможностей, а также дальнейшего улучшения предпринимательской среды, совершенствования порядка предоставления государственной поддержки и повышения ее эффективности:
1. Согласиться с предложениями Министерства экономики и финансов, Агентства статистики и Торгово-промышленной палаты, предусматривающими с 1 января 2023 года:
разделение районов и городов республики на 5 категорий согласно приложению N 1;
внедрение порядка применения к субъектам предпринимательства налоговых льгот и субсидий, иных мер их поддержки исходя из категории районов и городов.
2. Внедрить в период с 1 января 2023 года по 1 января 2026 года дифференцированный порядок налогообложения, в соответствии с которым:
а) субъекты предпринимательства, зарегистрированные и осуществляющие деятельность в районах, отнесенных к 5-й категории, (за исключением крупных налогоплательщиков, постоянных учреждений, бюджетных организаций и государственных предприятий, а также юридических лиц, в уставном фонде (капитале) которых государственная доля составляет 50 процентов и более)оплачивают:
налог на прибыль, налог с оборота и социальный налог - по налоговой ставке в размере 1 процента;
налог на имущество юридических лиц и земельный налог с юридических лиц - по налоговой ставке в размере 1 процента суммы, начисленной по этим налогам;
б) индивидуальные предприниматели, зарегистрированные и осуществляющие деятельность в районах, отнесенных к 5-й категории, освобождаются от оплаты налога на доходы физических лиц в фиксированном размере;
в) для субъектов предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в районах, отнесенных к 4-й категории, (за исключением крупных налогоплательщиков, постоянных учреждений, бюджетных организаций и государственных предприятий, а также юридических лиц, в уставном фонде (капитале) которых государственная доля составляет 50 процентов и более) базовая налоговая ставка налога с оборота устанавливается в размере 3 процентов. При этом в случаях, предусмотренных законодательством, по данному налогу сохраняются пониженные налоговые ставки;
г) Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан и Кенгашам народных депутатов областей предоставляется право вводить в районах, отнесенных к 4-й категории, понижающие коэффициенты:
минимальных размеров налога на имущество юридических лиц и земельного налога с юридических лиц, установленных Налоговым кодексом, - до 0,3;
налога на доходы физических лиц в фиксированном размере для индивидуальных предпринимателей - до 0,5.
Министерству экономики и финансов в месячный срок представить в Кабинет Министров проект закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс, вытекающих из настоящего пункта.
3. Установить, что с 1 марта 2024 года Акционерным обществом "Компания по развитию предпринимательства" по кредитам коммерческих банков, выделяемым в национальной валюте субъектам малого предпринимательства, зарегистрированным и осуществляющим деятельность в районах, отнесенных к 4-й и 5-й категориям, по ставке, превышающей основную ставку на 4 процентных пункта и не превышающей 1,75-кратного размера основной ставки Центрального банка, предоставляется компенсация в размере до 40 процентов основной ставки в рамках определенных общих условий и правил.
повышенные размеры субсидий, предоставляемых населению и субъектам предпринимательства, согласно приложению N 2;
меры поддержки предпринимательской деятельности исходя из категории районов и городов согласно приложению N 3.
5. Министерству экономики и финансов совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами с привлечением экспертов международных финансовых институтов и научных организаций:
в срок до 1 октября 2023 года внедрить информационную систему разделения районов и городов на соответствующие категории (далее - информационная система), обеспечивающую достоверность и прозрачность критериев и показателей оценки, а также методов расчета. При этом расходы, связанные с разработкой, запуском и поддержкой информационной системы, осуществляются за счет средств внебюджетного фонда Министерства экономики и финансов;
каждые три года в процессе формирования параметров Государственного бюджета вносить в Кабинет Министров предложения по изменению категории районов и городов исходя из состояния их социально-экономического развития.
6. Определить Министерство экономики и финансов уполномоченным органом по оценке эффективности налоговых и таможенных льгот, субсидий, а также иных видов мер поддержки (далее - государственная поддержка), предоставленных отраслям и сферам экономики, а также регионам.
Установить порядок, в соответствии с которым по итогам года:
руководители отраслевых министерств и ведомств, органов государственной власти на местах ежегодно до 1 марта представляют в Министерство экономики и финансов отчеты по эффективности отдельных видов государственной поддержки, предоставленных для развития сфер и (или) территорий;
Министерство экономики и финансов совместно со Счетной палатой ежегодно до 1 апреля вносят в Кабинет Министров аналитическую информацию по итогам оценки эффективности государственной поддержки.
7. Министерству экономики и финансов в срок до 1 июля 2023 года утвердить порядок оценки адресности и эффективности государственной поддержки, а также формы отчетности. При этом основными критериями оценки определить:
количество образованных новых субъектов предпринимательства и созданных рабочих мест;
динамику роста оборота реализации товаров (услуг);
объем извлеченной прибыли и полученных дивидендов;
объем частных инвестиций, внесенных после предоставления государственной поддержки.
8. Определить, что:
а) все виды субсидий внедряются по принципу "2+1". При этом субсидии предоставляются в первые два года и, если по результатам оценки этих субсидий показатели их эффективности будут признаны положительными, срок действия указанных субсидий продлевается дополнительно на один год;
б) субсидии, срок действия которых не определен, признаются внедренными до 1 января 2025 года;
в) субсидии подлежат возврату с получателей субсидий с процентными платежами (пеня), начисленными со дня предоставления этих субсидий по основной ставке Центрального банка в случаях:
нецелевого использования предоставленных субсидий;
несоблюдения условий применения субсидий;
предоставления поддельных документов для получения субсидий.
При этом сумма начисленных процентных платежей (пеня) не может превышать половины суммы предоставленной субсидии.
9. Рекомендовать Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан внедрить практику ежегодного заслушивания отчетов руководителей министерств и ведомств, предоставляющих субсидии, о целевом и эффективном использовании выделенных субсидий.
10. Министерству экономики и финансов совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.
11. Возложить на министра экономики и финансов, Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.
О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан каждые шесть месяцев.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Указу Президента РУз
от 30.12.2022 г. N УП-287
ПЕРЕЧЕНЬ
городов и районов Республики Узбекистан,
разделенных на категории, исходя из специализации
и условий, созданных для малого бизнеса
N |
Наименование регионов
|
Города и районы |
|
||
1. |
Андижанская область |
город Андижан
|
2. |
Бухарская область |
город Бухара
|
3. |
Джизакская область |
город Джизак
|
4. |
Кашкадарьинская область |
город Карши
|
5. |
Навоийская область |
город Навои
|
6. |
Наманганская область |
город Наманган
|
7. |
Янги-Наманганский район
|
|
8. |
Давлатабадский район
|
|
9. |
Самаркандская область |
город Самарканд
|
10. |
Сурхандарьинская область |
город Термез
|
11. |
Ташкентская область |
город Ахангаран
|
12. |
город Чирчик
|
|
13. |
Ферганская область |
город Фергана
|
14. |
Хорезмская область |
город Ургенч
|
15. |
Город Ташкент |
Бектемирский район
|
16. |
Мирзо-Улугбекский район
|
|
17. |
Мирабадский район
|
|
18. |
Алмазарский район
|
|
19. |
Сергелийский район
|
|
20. |
Учтепинский район
|
|
21. |
Чиланзарский район
|
|
22. |
Шайхантахурский район
|
|
23. |
Юнусабадский район
|
|
24. |
Яккасарайский район
|
|
25. |
Янгихаётский район
|
|
26. |
Яшнабадский район
|
|
2-я категория
|
||
27. |
Республика Каракалпакстан |
город Нукус
|
28. |
Кунградский район
|
|
29. |
Андижанская область |
Андижанский район
|
30. |
Асакинский район
|
|
31. |
город Ханабад
|
|
32. |
Шахриханский район
|
|
33. |
Бухарская область |
Каганский район
|
34. |
город Каган
|
|
35. |
Караулбазарский район
|
|
36. |
Рамитанский район
|
|
37. |
Джизакская область |
Галляаральский район
|
38. |
Кашкадарьинская область |
Гузарский район
|
39. |
Китабский район
|
|
40. |
Шахрисабзский район
|
|
41. |
город Шахрисабз
|
|
42. |
Навоийская область |
город Зарафшан
|
43. |
Карманинский район
|
|
44. |
Навбахорский район
|
|
45. |
Учкудукский район
|
|
46. |
Наманганская область |
Туракурганский район
|
47. |
Уйчинский район
|
|
48. |
Учкурганский район
|
|
49. |
Самаркандская область |
Джамбайский район
|
50. |
Самаркандский район
|
|
51. |
Тайлакский район
|
|
52. |
Сырдарьинская область |
город Гулистан
|
53. |
Сырдарьинский район
|
|
54. |
город Шиpин
|
|
55. |
Сурхандарьинская область |
Джаркурганский район
|
56. |
Термезский район
|
|
57. |
Ташкентская область |
город Ангрен
|
58. |
город Бекабад
|
|
59. |
Бостанлыкский район
|
|
60. |
Зангиатинский район
|
|
61. |
Кибрайский район
|
|
62. |
Куйичирчикский район
|
|
63. |
город Нурафшан
|
|
64. |
город Алмалык
|
|
65. |
Ташкентский район
|
|
66. |
Чиназский район
|
|
67. |
Юкоричирчикский район
|
|
68. |
город Янгиюль
|
|
69. |
Ферганская область |
Бувайдинский район
|
70. |
город Коканд
|
|
71. |
город Маpгилан
|
|
72. |
Хорезмская область |
Багатский район
|
|
||
73. |
Республика Каракалпакстан |
Берунийский район
|
74. |
Караузякский район
|
|
75. |
Тахиаташский район
|
|
76. |
Турткульский район
|
|
77. |
Ходжейлийский район
|
|
78. |
Чимбайский район
|
|
79. |
Элликкалинский район
|
|
80. |
Андижанская область |
Балыкчинский район
|
81. |
Булакбашинский район
|
|
82. |
Кургантепинский район
|
|
83. |
Алтынкульский район
|
|
84. |
Ходжаабадский район
|
|
85. |
Бухарская область |
Бухарский район
|
86. |
Гиждуванский район
|
|
87. |
Каракульский район
|
|
88. |
Джизакская область |
Дустликский район
|
89. |
Зарбдорский район
|
|
90. |
Зафарабадский район
|
|
91. |
Зааминский район
|
|
92. |
Мирзачульский район
|
|
93. |
Пахтакорский район
|
|
94. |
Фаришский район
|
|
95. |
Шараф-Рашидовский район
|
|
96. |
Кашкадарьинская область |
Касбинский район
|
97. |
Касанский район
|
|
98. |
Кукдалинский район
|
|
99. |
Каршинский район
|
|
100. |
Чиракчинский район
|
|
101. |
Яккабагский район
|
|
102. |
Навоийская область |
город Газган
|
103. |
Кызылтепинский район
|
|
104. |
Нуратинский район
|
|
105. |
Наманганская область |
Касансайский район
|
106. |
Наманганский район
|
|
107. |
Папский район
|
|
108. |
Чартакский район
|
|
109. |
Чустский район
|
|
110. |
Янгикурганский район
|
|
111. |
Самаркандская область |
Булунгурский район
|
112. |
Иштыханский район
|
|
113. |
город Каттакурган
|
|
114. |
Нарпайский район
|
|
115. |
Акдарьинский район
|
|
116. |
Пастдаргомский район
|
|
117. |
Ургутский район
|
|
118. |
Сырдарьинская область |
Мирзаабадский район
|
119. |
Акалтынский район
|
|
120. |
город Янгиер
|
|
121. |
Сурхандарьинская область |
Ангорский район
|
122. |
Денауский район
|
|
123. |
Кумкурганский район
|
|
124. |
Сарыасийский район
|
|
125. |
Ташкентская область |
Аккурганский район
|
126. |
Ахангаранский район
|
|
127. |
Паркентский район
|
|
128. |
Уртачирчикский район
|
|
129. |
Янгиюльский район
|
|
130. |
Ферганская область |
Бешарыкский район
|
131. |
Багдадский район
|
|
132. |
Дангаринский район
|
|
133. |
Кувинский район
|
|
134. |
город Кувасай
|
|
135. |
Куштепинский район
|
|
136. |
Алтыарыкский район
|
|
137. |
Риштанский район
|
|
138. |
Ташлакский район
|
|
139. |
Узбекистанский район
|
|
140. |
Учкуприкский район
|
|
141. |
Ферганский район
|
|
142. |
Хорезмская область |
Гурленский район
|
143. |
Тупроккалинский район
|
|
144. |
Ургенчский район
|
|
145. |
Хазораспский район
|
|
146. |
город Хива
|
|
147. |
Ханкинский район
|
|
148. |
Шаватский район
|
|
|
||
149. |
Республика Каракалпакстан |
Амударьинский район
|
150. |
Нукусский район
|
|
151. |
Андижанская область |
Джалакудукский район
|
152. |
Избосканский район
|
|
153. |
Мархаматский район
|
|
154. |
Пахтаабадский район
|
|
155. |
Бухарская область |
Вабкентский район
|
156. |
Джандарский район
|
|
157. |
Алатский район
|
|
158. |
Пешкунский район
|
|
159. |
Шафирканский район
|
|
160. |
Джизакская область |
Бахмальский район
|
161. |
Янгиабадский район
|
|
162. |
Кашкадарьинская область |
Камашинский район
|
163. |
Миришкорский район
|
|
164. |
Мубарекский район
|
|
165. |
Нишанский район
|
|
166. |
Навоийская область |
Канимехский район
|
167. |
Хатырчинский район
|
|
168. |
Наманганская область |
Нарынский район
|
169. |
Самаркандская область |
Каттакурганский район
|
170. |
Нурабадский район
|
|
171. |
Пахтачинский район
|
|
172. |
Пайарыкский район
|
|
173. |
Сырдарьинская область |
Баяутский район
|
174. |
Гулистанский район
|
|
175. |
Сайхунабадский район
|
|
176. |
Хавастский район
|
|
177. |
Сурхандарьинская область |
Байсунский район
|
178. |
Музрабадский район
|
|
179. |
Узунский район
|
|
180. |
Шерабадский район
|
|
181. |
Шурчинский район
|
|
182. |
Ташкентская область |
Бекабадский район
|
183. |
Букинский район
|
|
184. |
Пскентский район
|
|
185. |
Ферганская область |
Фуркатский район
|
186. |
Хорезмская область |
Кошкупырский район
|
187. |
Хивинский район
|
|
188. |
Янгибазарский район
|
|
|
||
189. |
Республика Каракалпакстан |
Бозатауский район
|
190. |
Кегейлийский район
|
|
191. |
Канлыкульский район
|
|
192. |
Муйнакский район
|
|
193. |
Тахтакупырский район
|
|
194. |
Шуманайский район
|
|
195. |
Андижанская область |
Бустанский район
|
196. |
Улугноpский район
|
|
197. |
Джизакская область |
Арнасайский район
|
198. |
Кашкадарьинская область |
Дехканабадский район
|
199. |
Навоийская область |
Тамдынский район
|
200. |
Наманганская область |
Мингбулакский район
|
201. |
Самаркандская область |
Кошрабадский район
|
202. |
Сырдарьинская область |
Сардобинский район
|
203. |
Сурхандарьинская область |
Бандыханский район
|
204. |
Кызырыкский район
|
|
205. |
Алтынсайский район
|
|
206. |
Ферганская область |
Сохский район
|
207. |
Язъяванский район
|
|
208. |
Хорезмская область |
Янгиарыкский район
|
к Указу Президента РУз
от 30.12.2022 г. N УП-287
ПОВЫШЕННЫЕ РАЗМЕРЫ
субсидий, предоставляемых населению
и субъектам предпринимательства
N |
Направления поддержки бизнеса
|
1-я категория |
2-я категория |
3-я категория |
4-я категория |
5-я категория |
1. |
За счет Фонда привлечения населения к предпринимательству
|
|||||
а) |
для приобретения средств орошения; |
До 10-кратного размера базовой расчетной величины
|
До 12-кратного размера базовой расчетной величины |
До 15-кратного размера базовой расчетной величины |
||
б) |
для внесения в качестве доли в уставный фонд сельскохозяйственных кооперативов, создаваемых в целях обеспечения занятости безработных граждан, членов малообеспеченных семей и лиц, вернувшихся из внешней трудовой миграции;
|
До 10-кратного размера базовой расчетной величины |
До 12-кратного размера базовой расчетной величины |
До 15-кратного размера базовой расчетной величины |
||
в) |
для ремесленников (гончаров), занимающихся обучением молодежи профессиям на основе традиции "уста - шогирд", на подготовку и обеспечение заработной платой учеников, приобретение необходимого сырья;
|
До 2-кратного размера базовой расчетной величины |
До 4-кратного размера базовой расчетной величины |
До 5-кратного размера базовой расчетной величины |
||
г) |
для учеников - на расходы по приобретению оборудования и инструментов, необходимых для начала самостоятельной деятельности, а также для мастеров - на расходы по созданию интернет-сайтов, продвижение своей продукции на мировых электронных торговых площадках и рекламу;
|
50 процентов расходов, но до 25-кратного размера базовой расчетной величины |
75 процентов расходов, но до 30-кратного размера базовой расчетной величины |
|||
д) |
для каждого выпускника (молодежи, женщин), окончившего учебные курсы, - на компенсацию расходов, затраченных на обучение профессиям и предпринимательству в негосударственных образовательных организациях, из расчета не более 1 миллиона сумов на одного выпускника.
|
70 процентов расходов |
80 процентов расходов |
100 процентов расходов |
||
2. |
За счет Государственного фонда содействия занятости
|
|||||
выделение субсидий субъектам предпринимательства, обеспечившим занятость граждан на приусадебных земельных участках на основе кооперации и надомничества, за каждого гражданина, для приобретения: - птиц (кур, перепелок, уток, гусей, индюков), клеток для содержания птицы, кормов и лекарственных средств; - саженцев винограда и виноградной лозы; - пчелиных семей, ящиков и кормов для пчелиных семей; - кроликов, клеток и кормов для кроликов; - мальков рыб, искусственных водоемов и кормов;
|
До 20-кратного размера базовой расчетной величины |
До 25-кратного размера базовой расчетной величины |
||||
выделение субсидий индивидуальным предпринимателям, занимающимся общестроительными работами, в случае найма не менее трех работников, - для приобретения орудий труда (оборудования, рабочих инструментов, станков), средств индивидуальной защиты и гигиены (специальной одежды, специальной обуви, иных средств индивидуальной защиты и гигиены).
|
До 15-кратного размера базовой расчетной величины |
До 20-кратного размера базовой расчетной величины |
Примечание. По другим субсидиям, выделяемым за счет данных фондов, сохраняются действующие порядки.
к Указу Президента РУз
от 30.12.2022 г. N УП-287
МЕРЫ
поддержки предпринимательской деятельности
исходя из категории районов и городов
N |
Направления поддержки бизнеса
|
1-я категория |
2-я категория |
3-я категория |
4-я категория |
5-я категория |
1. |
Размер государственной пошлины за получение лицензий и разрешений в сфере предпринимательской деятельности (по отношению к действующим ставкам)
|
100 процентов |
50 процентов |
|||
2. |
Размер первоначального задатка лота в целях предоставления преференций при выставлении на электронные торги земельных участков и зданий государственной собственности (по отношению к действующей ставке)
|
100 процентов |
50 процентов |
|||
3. |
Размеры установленных платежей при оказании государственных услуг субъектам предпринимательства (по отношению к действующей ставке)
|
100 процентов |
50 процентов |
|||
Определение стартовой цены выставления на аукцион при передаче в аренду объектов государственной собственности (по отношению к действующей ставке)
|
100 процентов |
50 процентов |
||||
5. |
Минимальная стоимость предпринимательских проектов, затраты на подключение к инфраструктуре по которым покрываются государством
|
200 миллиардов сумов |
50 миллиардов сумов |
|||
|
Начисление годовых процентов на оставшуюся сумму в случаях, если сумма первоначального платежа менее 35 процентов при реализации государственных активов, в том числе земельных участков на условиях оплаты в рассрочку на основе права собственности |
В размере основной ставки Центрального банка |
Не начисляются |
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 30 декабря 2022 г.