Умная подшивка
Умная подшивка / Бухгалтерский учет. Аудит / Учет основных средств / Поступление основных средств /Учет поступления основных средств ("НТВ" N 11 от 14.03.2023 г.)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
Материал действителен на дату публикации*
УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ
ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОГУТ
ПОСТУПАТЬ ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА
Основные средства (ОС) могут поступать на предприятие в результате:
q приема-передачи возведенного объекта после завершения его строительства;
q приобретения по договору купли-продажи;
q вклада учредителей в уставный фонд;
q безвозмездного поступления;
q обмена;
q перевода из состава товарно-материальных запасов;
q получения по договору финансовой аренды (лизинга);
q капитальных вложений в ОС, стоимость которых уже была определена;
q выявления излишних (неучтенных) ОС;
q получения ОС при выходе предприятия из состава учредителей либо при распределении имущества ликвидируемого предприятия между учредителями;
q других операций и событий, которые привели к получению права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на объекты ОС.
КАК РАССЧИТАТЬ ПЕРВОНАЧАЛЬНУЮ
СТОИМОСТЬ ОСНОВНОГО СРЕДСТВА
Основные средства принимайте к учету по их первоначальной стоимости (п. 10 НСБУ N 5), рассчитываемой по формуле:
Первоначальная стоимость ОС =
Стоимость приобретения (суммы, уплаченные поставщику) +
Все расходы, связанные с приобретением ОС.
К расходам, связанным с приобретением ОС, отнесите:
q регистрационные сборы, госпошлины и другие платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на ОС;
q таможенные пошлины и сборы;
q суммы невозмещаемых налогов, платежей и сборов в связи с приобретением (созданием) объектов ОС. Примером невозмещаемых налогов является НДС, учитываемый в стоимости приобретенных ОС неплательщиком НДС;
q расходы на информационные и консультационные услуги по приобретению (созданию) объектов ОС;
q расходы по страхованию рисков доставки (создания) ОС;
q вознаграждения посредникам, через которых приобретены ОС;
q расходы на установку, монтаж, наладку и пуск в эксплуатацию ОС;
q другие расходы, непосредственно связанные с приведением актива в рабочее состояние.
Не включайте в первоначальную стоимость ОС:
q проценты за пользование кредитом, если ОС приобретены за счет заемных средств;
q банковские услуги, связанные с оплатой приобретенных ОС. В том числе расходы по открытию аккредитива, комиссию банка за переводы и конвертацию иностранной валюты;
q расходы по подготовке и регистрации договоров на приобретение ОС.
Это текущие расходы предприятия.
В случае приобретения ОС с отсрочкой или рассрочкой платежа принимайте их к учету по стоимости приобретения, указанной в акте приема-передачи и счете-фактуре, без учета отсрочки или рассрочки платежа (п. 11 НСБУ N 5).
Если условиями договора предусмотрена оплата в течение определенного срока с учетом инфляции, разницу между стоимостью приобретения и фактическими платежами отразите в учете как финансовые расходы (счет 9610 "Расходы в виде процентов").
Сумму процентов определите в зависимости от удельного веса текущего платежа в общей сумме платежей по отсрочке или рассрочке.
ПРИМЕР. Определение стоимости ОС и суммы финансовых расходов при приобретении в рассрочку
Предприятие приобрело ОС стоимостью 120 БРВ с рассрочкой платежа в течение года по 10 БРВ ежемесячно.
...