Нормативно-правовые акты
Нормативно-правовые акты/ Природопользование. Охрана окружающей среды/ Указ Президента Республики Узбекистан от 31.05.2023 г. N УП-81 "О мерах по трансформации сферы экологии и охраны окружающей среды и организации деятельности уполномоченного государственного органа"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
31.05.2023 г.
N УП-81
О МЕРАХ
ПО ТРАНСФОРМАЦИИ СФЕРЫ ЭКОЛОГИИ
И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА
В последние годы в стране последовательно проводятся комплексные меры по обеспечению экологической безопасности, улучшению экологической ситуации, предупреждению вредного воздействия отходов на здоровье людей, рациональному использованию природных ресурсов, созданию благоприятных условий для повышения качества санитарной и экологической обстановки.
В масштабах страны реализуется общенациональный проект "Яшил макон", действует бессрочный мораторий на вырубку ценных видов деревьев, не входящих в государственный лесной фонд.
Вместе с тем вследствие невнимательности руководителей регионов, органов экологии и охраны окружающей среды, правоохранительных органов республики за прошедший период допущены серьезные недостатки в сфере, в отдельных случаях нанесен невосполнимый ущерб природе и обществу. В частности:
в регионах, особенно в городах, все более ухудшается ситуация по загрязнению воздуха в регионах, особенно в городах, не организована системная работа по снижению нагрузки выбросов в атмосферу;
в результате незаконной вырубки около 44 тысяч, в том числе почти 9,5 тысячи ценных видов деревьев, в период введенного моратория, объявленного на вырубку деревьев и кустарников, природе нанесен ущерб на 36 миллиардов сумов;
покрытие корневой системы деревьев бетоном и асфальтом, установка на них разных электрических ламп и рекламных приспособлений являются причиной серьезного повреждения деревьев;
в обществе увеличивается количество случаев жестокого обращения с животными, в том числе домашними и беспризорными животными, отсутствует современная система их идентификации, чипизации, вакцинации и стерилизации;
увеличение случаев бесконтрольного и бессистемного выпаса скота на охраняемых природных территориях, использование подземных вод без научного обоснования приводят к нарушению экосистем, росту деградации и опустыниванию больших земельных площадей, как следствие - усиливается воздействие изменения климата, возникает угроза жизни и здоровью людей;
в 2022 году по 27 фактам экологических правонарушений были возбуждены уголовные дела, по которым применены меры наказания всего лишь в виде легких финансовых штрафов;
несоответствие состояния действующих полигонов экологическим и санитарным требованиям, а также невнедрение в их деятельность технологий переработки и утилизации порождают угрозу их превращения в будущем в проблему на уровне экологической катастрофы.
В целях кардинального улучшения экологической обстановки путем создания современного механизма экологического мониторинга на основе цифровых технологий, дальнейшего повышения экологической культуры, сохранения биоразнообразия и регулирования деятельности по обращению с отходами, посадки деревьев и кустарников, создания зеленых зон, внедрения новых порядков их охраны, а также обеспечения исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 25 января 2023 года N УП-14 "О первоочередных организационных мерах по эффективному налаживанию деятельности республиканских органов исполнительной власти":
1. Учитывая новые задачи и функции, возлагаемые настоящим Указом, переименовать Министерство природных ресурсов в Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата (далее - Министерство).
2. Министерству совместно с Генеральной прокуратурой и Министерством внутренних дел в срок до 1 сентября 2023 года внести в Кабинет Министров проекты нормативно-правовых актов, предусматривающие:
а) отнесение преступлений, связанных с нанесением ущерба экологии и окружающей среде, уничтожением или нанесением повреждения объектам растительного и животного мира, к категории тяжких преступлений;
б) увеличение размера административных штрафов за нарушение требований введенного моратория на вырубку ценных видов деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд, в 5 раз. При этом установление в дополнительном порядке обязательства по посадке вместо незаконно срубленного дерева саженцев компенсационного дерева именно в том месте, где прорастало срубленное дерево, а также введение применения финансовых санкций к юридическим лицам в размере от 100-кратного до 300-кратного размера базовой расчетной величины;
в) увеличение сумм взыскания за ущерб, нанесенный животному миру в результате незаконной охоты на животных, внесенных в Красную Книгу Республики Узбекистан, в 10 раз, а также сумм взыскания за ущерб, нанесенный путем повреждения растений до степени прекращения их роста или уничтожения, - в 5 раз;
г) применение административных штрафов за нарушение требований охраны природы в процессе сбора, транспортировки, размещения, обеззараживания, хранения, утилизации, переработки и реализации промышленных, бытовых и иных отходов, а также за выброс в неустановленных местах твердых бытовых и строительных отходов и сброс жидких бытовых отходов - с увеличением их размеров в 10 раз.
При этом введение в дополнительном порядке применения финансовых санкций к юридическим лицам в размере от 100-кратного до 300-кратного размера базовой расчетной величины;
д) увеличение размера административных штрафов за загрязнение или засорение вод, нарушение водоохранного режима на водосборах, а также нарушение требований об условиях допустимости сброса сточных вод в водные объекты в 5 раз;
е) по лесному фонду:
установление отдельной административной и уголовной ответственности за незаконное предоставление и использование земель;
включение отдельного состава преступления по незаконному строительству зданий, сооружений и построек на землях, а также приравнивание его санкций к санкциям, установленным за самовольный захват орошаемых земель;
ж) увеличение размера административных штрафов за жестокое обращение с животными в 10 раз и лишение лиц, совершивших данное правонарушение, права на содержание животных;
з) регулирование порядка определения и применения компенсационных платежей за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан на законодательном уровне, а также отмену предоставленных льгот;
и) регулирование вопроса установления квот на пользование всем растительным и животным миром на законодательном уровне.
3. Внедрить с 1 июля 2023 года в Республике Узбекистан систему "Общественный экологический контролер" и определить правами и обязанностями контролеров:
выявление экологических правонарушений, оформление и внесение в Платформу экоконтроля соответствующего акта;
получение бесплатного образования и повышение квалификации в целях овладения специальными знаниями и навыками в осуществлении деятельности;
получение информации о принятых мерах по отношению к выявленным правонарушениям, участие в процессах, связанных с назначением наказания правонарушителю;
получение вознаграждения за эффективную деятельность в порядке и в размере, установленных законодательством.
Общественные экологические контролеры обязаны обеспечивать прозрачность, противодействовать коррупции, а также объективно подготавливать достоверные данные в процессе выявления и оформления правонарушений.
4. Ввести должность заместителя Генерального прокурора, ответственного за соблюдение и надзор за исполнением законодательства в сфере экологии, охраны окружающей среды и лесного хозяйства.
5. Образовать в организационно-штатной структуре Генеральной прокуратуры Управление по надзору за исполнением законодательства в сфере экологии, охраны окружающей среды и лесного хозяйства (далее - Управление), состоящее из дополнительных 6 штатных единиц.
Установить, что:
деятельность региональных специализированных прокуратур по охране природы в Республике Каракалпакстан, Ташкентской и Джизакской областях координируется Управлением;
прокуратурам Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента выделяются всего 70 штатных единиц, в направлении надзора за исполнением законодательства в сфере экологии, охраны окружающей среды и лесного хозяйства;
вводимые в системе Генеральной прокуратуры 77 штатные единицы выделяются за счет оптимизации общей штатной численности системы Министерства.
6. Образовать в структуре Министерства Инспекцию государственного экологического контроля (далее - Инспекция) без статуса обособленного юридического лица.
Передать штатные единицы работников охраны охраняемых природных территорий и государственных инспекторов лесных и лесоохотничьих хозяйств (лесных инспекторов) Инспекции.
7. Определить, что:
Инспекция в своей деятельности подчиняется и подотчетна министру экологии, охраны окружающей среды и изменения климата - Главному государственному экологическому инспектору;
начальник Инспекции назначается на должность и освобождается от должности Кабинетом Министров по представлению министра экологии, охраны окружающей среды и изменения климата - Главного государственного экологического инспектора;
начальник Инспекции по статусу, условиям оплаты труда, медицинского и транспортного обслуживания приравнивается к заместителю министра;
Инспекция при осуществлении государственного экологического контроля на нее распространяются задачи, полномочия и права Министерства, определенные законодательством;
режим работы и нагрузки работников Инспекции устанавливаются Кабинетом Министров исходя из площади и численности населения территорий;
возложение республиканскими органами исполнительной власти, правоохранительными и контролирующими органами задач на работников Инспекции, не отнесенных к их полномочиям, запрещается;
автотранспортные средства, принадлежащие Инспекции, имеют специальную серию государственных номерных знаков - "ECO";
республиканские органы исполнительной власти, правоохранительные и контролирующие органы обязаны всемерно содействовать Инспекции в выполнении возложенных на нее задач и функций;
информация, документы и иные материалы, необходимые для выполнения задач, возложенных на Инспекцию, предоставляются по ее законному требованию бесплатно;
мероприятия, проводимые Инспекцией на территориях, принадлежащих субъектам предпринимательства, в рамках экологического мониторинга соблюдения законодательства по охране природы, в том числе атмосферного воздуха, земель, недр, водных ресурсов, животного и растительного мира, а также в сфере обращения с отходами, не являются проверкой предпринимательской деятельности и не согласовываются с должностными лицами и государственными органами.
8. Установить порядки механизма кардинального совершенствования системы государственного мониторинга окружающей природной среды, прогнозирования возникновения негативного воздействия в районах и городах республики, в соответствии с которыми:
а) в регионах республики:
в срок до 1 октября 2024 года приобретаются и устанавливаются автоматизированные подстанции фонового мониторинга загрязнения атмосферного воздуха в районах (городах) согласно приложению N 1.
При этом:
подстанции устанавливаются Агентством гидрометеорологической службы на основе утвержденных Министерством технических требований и карт размещения на территориях;
закупки осуществляются за счет средств ссуды, выделяемых республиканскому бюджету Республики Каракалпакстан и местным бюджетам областей из республиканского бюджета;
б) начиная с 1 октября 2024 года сведения автоматизированных подстанций, устанавливаемых на территории Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, визуализируются путем интеграции системы государственного мониторинга окружающей природной среды в единую геоинформационную базу данных и регулярно обновляются на официальных веб-сайтах в режиме реального времени;
в) в срок до конца 2025 года в порядке эксперимента внедряется система прогнозирования и раннего предупреждения населения территорий с высоким уровнем природного загрязнения атмосферного воздуха по территории республики.
9. В целях качественного ведения мониторинга источников загрязнения окружающей природной среды на основании графика, утверждаемого Кабинетом Министров, возложить на хозяйствующие субъекты, отнесенные к I категории воздействия на окружающую среду, - в срок до конца 2024 года, на хозяйствующие субъекты, отнесенные ко II категории воздействия на окружающую среду, - в срок до конца 2025 года следующие обязательства:
установку автоматизированных подстанций мониторинга анализа выбросов в атмосферный воздух из приоритетных стойких (организованных) источников загрязнения;
установку новых и модернизацию действующих высокоэффективных пыле- и газоочистных устройств и локальных водоочистных сооружений;
оснащение санитарно-защитных зон хозяйствующих субъектов автоматизированными стационарными наблюдательными постами.
Установить, что:
для установки пыле- и газоочистных устройств, локальных водоочистных сооружений и автоматических систем мониторинга хозяйствующим субъектам за счет средств международных финансовых институтов через коммерческие банки открывается кредитная линия в размере 100 млн долларов США;
начиная с 1 июля 2023 года предприятиям, установившим оборудование, предусмотренное настоящим пунктом (или осуществившим более 15 процентов платежей на основании договора), разрешается оплачивать компенсационные платежи за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов в рассрочку в равных долях в течение 36 месяцев;
в отношении хозяйствующих субъектов, не установивших оборудование, предусмотренное данным пунктом настоящего Указа, компенсационные платежи за загрязнение окружающей среды применяются с увеличением в 5 раз;
начиная с 1 января 2024 года запрещается проведение государственной экологической и градостроительной экспертиз проектов, в которых при проектировании новых объектов, отнесенных к I и II категориям воздействия на окружающую среду, не предусмотрена установка высокоэффективных пыле- и газоочистных устройств и (или) локальных водоочистных сооружений, а также приемка к эксплуатации объектов завершенного строительства без их установки.
11. Внедрить систему экологической оценки отраслей экономики и регионов республики для достижения таких целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций на период до 2030 года, как чистая вода и санитария, борьба с последствиями изменения климата, устойчивые города и населенные пункты, сохранение экосистемы.
При этом до конца 2024 года Министерством, Министерством экономики и финансов, хокимиятами на основе международного опыта формируется рейтинг "eco-indicator.uz" на основе индикаторов экологической оценки всех регионов республики и публикуется экологический паспорт каждого региона.
Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, города Ташкента, районов и городов в срок до 1 августа 2025 года разработать с привлечением отечественных и зарубежных экспертов и внести на утверждение соответственно в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, местные Кенгаши народных депутатов экологический "мастер-план" каждой территории до 2030 года. При этом:
экологический "мастер-план" формируется по согласованию с Министерством и подлежит общественному обсуждению;
руководители регионов
...