Нормативно-правовые акты
Нормативно-правовые акты/ Деятельность отдельных отраслей/ Природопользование. Охрана окружающей среды/ Указ Президента Республики Узбекистан от 31.05.2023 г. N УП-81 "О мерах по трансформации сферы экологии и охраны окружающей среды и организации деятельности уполномоченного государственного органа"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
31.05.2023 г.
N УП-81
О МЕРАХ
ПО ТРАНСФОРМАЦИИ СФЕРЫ ЭКОЛОГИИ
И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА
В последние годы в стране последовательно проводятся комплексные меры по обеспечению экологической безопасности, улучшению экологической ситуации, предупреждению вредного воздействия отходов на здоровье людей, рациональному использованию природных ресурсов, созданию благоприятных условий для повышения качества санитарной и экологической обстановки.
В масштабах страны реализуется общенациональный проект "Яшил макон", действует бессрочный мораторий на вырубку ценных видов деревьев, не входящих в государственный лесной фонд.
Вместе с тем вследствие невнимательности руководителей регионов, органов экологии и охраны окружающей среды, правоохранительных органов республики за прошедший период допущены серьезные недостатки в сфере, в отдельных случаях нанесен невосполнимый ущерб природе и обществу. В частности:
в регионах, особенно в городах, все более ухудшается ситуация по загрязнению воздуха в регионах, особенно в городах, не организована системная работа по снижению нагрузки выбросов в атмосферу;
в результате незаконной вырубки около 44 тысяч, в том числе почти 9,5 тысячи ценных видов деревьев, в период введенного моратория, объявленного на вырубку деревьев и кустарников, природе нанесен ущерб на 36 миллиардов сумов;
покрытие корневой системы деревьев бетоном и асфальтом, установка на них разных электрических ламп и рекламных приспособлений являются причиной серьезного повреждения деревьев;
в обществе увеличивается количество случаев жестокого обращения с животными, в том числе домашними и беспризорными животными, отсутствует современная система их идентификации, чипизации, вакцинации и стерилизации;
увеличение случаев бесконтрольного и бессистемного выпаса скота на охраняемых природных территориях, использование подземных вод без научного обоснования приводят к нарушению экосистем, росту деградации и опустыниванию больших земельных площадей, как следствие - усиливается воздействие изменения климата, возникает угроза жизни и здоровью людей;
в 2022 году по 27 фактам экологических правонарушений были возбуждены уголовные дела, по которым применены меры наказания всего лишь в виде легких финансовых штрафов;
несоответствие состояния действующих полигонов экологическим и санитарным требованиям, а также невнедрение в их деятельность технологий переработки и утилизации порождают угрозу их превращения в будущем в проблему на уровне экологической катастрофы.
В целях кардинального улучшения экологической обстановки путем создания современного механизма экологического мониторинга на основе цифровых технологий, дальнейшего повышения экологической культуры, сохранения биоразнообразия и регулирования деятельности по обращению с отходами, посадки деревьев и кустарников, создания зеленых зон, внедрения новых порядков их охраны, а также обеспечения исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 25 января 2023 года N УП-14 "О первоочередных организационных мерах по эффективному налаживанию деятельности республиканских органов исполнительной власти":
1. Учитывая новые задачи и функции, возлагаемые настоящим Указом, переименовать Министерство природных ресурсов в Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата (далее - Министерство).
2. Министерству совместно с Генеральной прокуратурой и Министерством внутренних дел в срок до 1 сентября 2023 года внести в Кабинет Министров проекты нормативно-правовых актов, предусматривающие:
а) отнесение преступлений, связанных с нанесением ущерба экологии и окружающей среде, уничтожением или нанесением повреждения объектам растительного и животного мира, к категории тяжких преступлений;
б) увеличение размера административных штрафов за нарушение требований введенного моратория на вырубку ценных видов деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд, в 5 раз. При этом установление в дополнительном порядке обязательства по посадке вместо незаконно срубленного дерева саженцев компенсационного дерева именно в том месте, где прорастало срубленное дерево, а также введение применения финансовых санкций к юридическим лицам в размере от 100-кратного до 300-кратного размера базовой расчетной величины;
в) увеличение сумм взыскания за ущерб, нанесенный животному миру в результате незаконной охоты на животных, внесенных в Красную Книгу Республики Узбекистан, в 10 раз, а также сумм взыскания за ущерб, нанесенный путем повреждения растений до степени прекращения их роста или уничтожения, - в 5 раз;
г) применение административных штрафов за нарушение требований охраны природы в процессе сбора, транспортировки, размещения, обеззараживания, хранения, утилизации, переработки и реализации промышленных, бытовых и иных отходов, а также за выброс в неустановленных местах твердых бытовых и строительных отходов и сброс жидких бытовых отходов - с увеличением их размеров в 10 раз.
При этом введение в дополнительном порядке применения финансовых санкций к юридическим лицам в размере от 100-кратного до 300-кратного размера базовой расчетной величины;
д) увеличение размера административных штрафов за загрязнение или засорение вод, нарушение водоохранного режима на водосборах, а также нарушение требований об условиях допустимости сброса сточных вод в водные объекты в 5 раз;
е) по лесному фонду:
установление отдельной административной и уголовной ответственности за незаконное предоставление и использование земель;
включение отдельного состава преступления по незаконному строительству зданий, сооружений и построек на землях, а также приравнивание его санкций к санкциям, установленным за самовольный захват орошаемых земель;
ж) увеличение размера административных штрафов за жестокое обращение с животными в 10 раз и лишение лиц, совершивших данное правонарушение, права на содержание животных;
з) регулирование порядка определения и применения компенсационных платежей за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан на законодательном уровне, а также отмену предоставленных льгот;
и) регулирование вопроса установления квот на пользование всем растительным и животным миром на законодательном уровне.
3. Внедрить с 1 июля 2023 года в Республике Узбекистан систему "Общественный экологический контролер" и определить правами и обязанностями контролеров:
выявление экологических правонарушений, оформление и внесение в Платформу экоконтроля соответствующего акта;
получение бесплатного образования и повышение квалификации в целях овладения специальными знаниями и навыками в осуществлении деятельности;
получение информации о принятых мерах по отношению к выявленным правонарушениям, участие в процессах, связанных с назначением наказания правонарушителю;
получение вознаграждения за эффективную деятельность в порядке и в размере, установленных законодательством.
Общественные экологические контролеры обязаны обеспечивать прозрачность, противодействовать коррупции, а также объективно подготавливать достоверные данные в процессе выявления и оформления правонарушений.
4. Ввести должность заместителя Генерального прокурора, ответственного за соблюдение и надзор за исполнением законодательства в сфере экологии, охраны окружающей среды и лесного хозяйства.
5. Образовать в организационно-штатной структуре Генеральной прокуратуры Управление по надзору за исполнением законодательства в сфере экологии, охраны окружающей среды и лесного хозяйства (далее - Управление), состоящее из дополнительных 6 штатных единиц.
Установить, что:
деятельность региональных специализированных прокуратур по охране природы в Республике Каракалпакстан, Ташкентской и Джизакской областях координируется Управлением;
прокуратурам Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента выделяются всего 70 штатных единиц, в направлении надзора за исполнением законодательства в сфере экологии, охраны окружающей среды и лесного хозяйства;
вводимые в системе Генеральной прокуратуры 77 штатные единицы выделяются за счет оптимизации общей штатной численности системы Министерства.
6. Образовать в структуре Министерства Инспекцию государственного экологического контроля (далее - Инспекция) без статуса обособленного юридического лица.
Передать штатные единицы работников охраны охраняемых природных территорий и государственных инспекторов лесных и лесоохотничьих хозяйств (лесных инспекторов) Инспекции.
7. Определить, что:
Инспекция в своей деятельности подчиняется и подотчетна министру экологии, охраны окружающей среды и изменения климата - Главному государственному экологическому инспектору;
начальник Инспекции назначается на должность и освобождается от должности Кабинетом Министров по представлению министра экологии, охраны окружающей среды и изменения климата - Главного государственного экологического инспектора;
начальник Инспекции по статусу, условиям оплаты труда, медицинского и транспортного обслуживания приравнивается к заместителю министра;
Инспекция при осуществлении государственного экологического контроля на нее распространяются задачи, полномочия и права Министерства, определенные законодательством;
режим работы и нагрузки работников Инспекции устанавливаются Кабинетом Министров исходя из площади и численности населения территорий;
возложение республиканскими органами исполнительной власти, правоохранительными и контролирующими органами задач на работников Инспекции, не отнесенных к их полномочиям, запрещается;
автотранспортные средства, принадлежащие Инспекции, имеют специальную серию государственных номерных знаков - "ECO";
республиканские органы исполнительной власти, правоохранительные и контролирующие органы обязаны всемерно содействовать Инспекции в выполнении возложенных на нее задач и функций;
информация, документы и иные материалы, необходимые для выполнения задач, возложенных на Инспекцию, предоставляются по ее законному требованию бесплатно.
8. Установить порядки механизма кардинального совершенствования системы государственного мониторинга окружающей природной среды, прогнозирования возникновения негативного воздействия в районах и городах республики, в соответствии с которыми:
а) в регионах республики:
в срок до 31 декабря 2024 года приобретаются и устанавливаются автоматизированные подстанции фонового мониторинга загрязнения атмосферного воздуха в районах (городах) согласно приложению N 1.
При этом:
подстанции устанавливаются Агентством гидрометеорологической службы на основе утвержденных Министерством технических требований и карт размещения на территориях;
закупки осуществляются за счет средств ссуды, выделяемых республиканскому бюджету Республики Каракалпакстан и местным бюджетам областей из республиканского бюджета;
б) начиная с 1 октября 2024 года сведения автоматизированных подстанций, устанавливаемых на территории Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, визуализируются путем интеграции системы государственного мониторинга окружающей природной среды в единую геоинформационную базу данных и регулярно обновляются на официальных веб-сайтах в режиме реального времени;
в) в срок до конца 2025 года в порядке эксперимента внедряется система прогнозирования и раннего предупреждения населения территорий с высоким уровнем природного загрязнения атмосферного воздуха по территории республики.
9. В целях качественного ведения мониторинга источников загрязнения окружающей природной среды на основании графика, утверждаемого Кабинетом Министров, возложить на хозяйствующие субъекты, отнесенные к I категории воздействия на окружающую среду, - в срок до 1 июля 2025 года, на хозяйствующие субъекты, отнесенные ко II категории воздействия на окружающую среду, - в срок до конца 2025 года следующие обязательства:
установку автоматизированных подстанций мониторинга анализа выбросов в атмосферный воздух из приоритетных стойких (организованных) источников загрязнения;
установку новых и модернизацию действующих высокоэффективных пыле- и газоочистных устройств и локальных водоочистных сооружений;
оснащение санитарно-защитных зон хозяйствующих субъектов автоматизированными стационарными наблюдательными постами.
Установить, что:
для установки пыле- и газоочистных устройств, локальных водоочистных сооружений и автоматических систем мониторинга хозяйствующим субъектам за счет средств международных финансовых институтов через коммерческие банки открывается кредитная линия в размере 100 млн долларов США;
начиная с 1 июля 2023 года предприятиям, установившим оборудование, предусмотренное настоящим пунктом (или осуществившим более 15 процентов платежей на основании договора), разрешается оплачивать компенсационные платежи за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов в рассрочку в равных долях в течение 36 месяцев;
в отношении хозяйствующих субъектов, не установивших оборудование, предусмотренное данным пунктом настоящего Указа, компенсационные платежи за загрязнение окружающей среды применяются с увеличением в 5 раз;
начиная с 1 января 2024 года запрещается проведение государственной экологической и градостроительной экспертиз проектов, в которых при проектировании новых объектов, отнесенных к I и II категориям воздействия на окружающую среду, не предусмотрена установка высокоэффективных пыле- и газоочистных устройств и (или) локальных водоочистных сооружений, а также приемка к эксплуатации объектов завершенного строительства без их установки.
11. Внедрить систему экологической оценки отраслей экономики и регионов республики для достижения таких целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций на период до 2030 года, как чистая вода и санитария, борьба с последствиями изменения климата, устойчивые города и населенные пункты, сохранение экосистемы.
При этом до конца 2024 года Министерством, Министерством экономики и финансов, хокимиятами на основе международного опыта формируется рейтинг "eco-indicator.uz" на основе индикаторов экологической оценки всех регионов республики и публикуется экологический паспорт каждого региона.
Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, города Ташкента, районов и городов в срок до 1 августа 2025 года разработать с привлечением отечественных и зарубежных экспертов и внести на утверждение соответственно в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, местные Кенгаши народных депутатов экологический "мастер-план" каждой территории до 2030 года. При этом:
экологический "мастер-план" формируется по согласованию с Министерством и подлежит общественному обсуждению;
руководители регионов ежеквартально отчитываются перед местными Кенгашами народных депутатов и общественности об исполнении и результативности экологического "мастер-плана" и вносят в Министерство информацию о проделанной работе;
расходы, связанные с разработкой и реализацией экологических "мастер-планов", финансируются за счет средств местных бюджетов.
Определить, что по предложению Министерства исполнение "мастер-плана" и его
...