ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Пенсии. Пособия. Социальная защита / Управление и финансирование социального обеспечения и социального страхования /Указ Президента Республики Узбекистан от 01.06.2023 г. N УП-82 "О комплексе мер по оказанию качественных социальных услуг и помощи населению, а также налаживанию системы их эффективного контроля"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
01.06.2023 г.
N УП-82
О КОМПЛЕКСЕ МЕР ПО ОКАЗАНИЮ
КАЧЕСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
И ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ, А ТАКЖЕ
НАЛАЖИВАНИЮ СИСТЕМЫ ИХ
ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ
Приложение N 1. Приоритетные направления
деятельности Национального агентства социальной
защиты при Президенте Республики Узбекистан
Приложение N 2. Направления деятельности министерств
и ведомств, координация и мониторинг по которым
осуществляются Национальным агентством социальной
защиты при Президенте Республики Узбекистан
Приложение N 4. Направления расходования
средств Государственного фонда социальной защиты
при Национальном агентстве социальной защиты
В последние годы в стране проводится системная работа по усилению социальной защиты населения, расширению охвата и видов социальных услуг гражданам, оказываемых государством.
В том числе в 2 раза по отношению к ВВП увеличились расходы на финансирование социальных программ, в 5 раз расширился охват малообеспеченных семей, получающих пособие, внедрены новые виды пособий для граждан, занятых уходом за лицами с инвалидностью и детьми с инвалидностью.
Определение в Конституции, принятой в новой редакции, что права нетрудоспособных и одиноких престарелых, лиц с инвалидностью и других социально уязвимых категорий населения находятся под защитой государства, требует реформирования данной сферы на основе единого подхода.
В частности, в целях обеспечения исполнения конституционных обязательств государства по оказанию содействия в трудоустройстве и получении образования лицам с инвалидностью требуется внедрение системы эффективной координации мер, реализуемых в данном направлении.
Принимая во внимание принципы "социального государства", определенные в Конституции, принятой в новой редакции, в целях безусловного обеспечения интересов и прав граждан на социальную защиту, кардинального повышения качества социальных услуг, оказываемых населению, а также внедрения в данную сферу совершенно новой системы управления, основанной на передовых международных стандартах:
1. Определить основными направлениями государственной адресной защиты населения:
внедрение профессиональной системы социальной защиты на основе комплексного подхода;
обеспечение социализации слоев населения, нуждающихся в поддержке, путем повышения эффективности и адресности системы социальной защиты;
организацию социальной защиты до уровня махалли, налаживание оказания социальных услуг и помощи гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, на основе индивидуального подхода;
расширение охвата населения механизмами социальной защиты;
предупреждение попадания в тяжелое социальное положение семей, попавших в группы риска, путем выявления и оказания им комплекса социальных услуг;
создание благоприятной среды для жизнеобеспечения лиц с инвалидностью.
2. Образовать Национальное агентство социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан (далее - Агентство), его Каракалпакское Республиканское, областные и Ташкентское городское управления, а также центры социальных услуг "Инсон" в районах (городах).
3. Утвердить:
Приоритетные направления деятельности Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан согласно приложению N 1;
Направления деятельности министерств и ведомств, координация и мониторинг по которым осуществляются Национальным агентством социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан, согласно приложению N 2.
4. Передать в структуру Агентства:
а) с 15 июня 2023 года - из системы Министерства занятости и сокращения бедности:
Инспекцию медико-социальной экспертизы и ее территориальные подразделения;
Национальный центр реабилитации и протезирования лиц с инвалидностью и его региональные центры;
Республиканский центр реабилитации и адаптации женщин и его территориальные отделения;
Республиканский реабилитационный центр по оказанию помощи жертвам торговли людьми;
дома-интернаты "Саховат" и "Мурувват" для престарелых и лиц с инвалидностью;
Республиканский пансионат для ветеранов войны и труда;
санатории для пожилых, лиц с инвалидностью, ветеранов войны и труда;
б) с 1 января 2024 года:
из системы Министерства здравоохранения - дома малютки;
из системы Министерства дошкольного и школьного образования - детские "дома милосердия";
из системы органов исполнительной власти на местах - сектора по работе с несовершеннолетними и семейные детские дома;
в) с 1 августа 2024 года:
из системы Министерства дошкольного и школьного образования - специализированные школы и школы-интернаты для детей с особыми образовательными потребностями, многопрофильные специализированные дошкольные образовательные организации, а также специализированные учебно-воспитательные учреждения;
из системы Министерства высшего образования, науки и инноваций - специализированные профессиональные школы для лиц с ограниченными возможностями;
г) с 1 января 2025 года:
из системы Министерства внутренних дел - центры по реабилитации лиц без определенного места жительства;
из системы Министерства экономики и финансов - Фонд социального страхования.
Одобрить предложение Национального паралимпийского комитета Узбекистана о передаче с 15 июня 2023 года в структуру Агентства Школы мужества паралимпийцев, а также совместной координации деятельности Института подготовки специалистов по параолимпийским видам спорта.
Установить, что организации и структурные подразделения, указанные в настоящем пункте, передаются в структуру Агентства полностью вместе с действующими источниками финансирования, штатными единицами, правами и обязательствами, имуществом и иными товарно-материальными ценностями.
5. В целях организации оказания социальных услуг на уровне махалли создать с 1 июля 2023 года группы социальных работников в центрах социальных услуг "Инсон" районов (городов) Агентства, основными задачами которых определить:
изучение состояния в каждом доме (квартире), выявление реального положения в семьях и их потребностей в социальных услугах;
формирование социального паспорта семей по результатам изучения их социально-экономического состояния и потребностей;
организацию эффективной работы с нуждающимися слоями населения, в том числе с применением метода кейс-менеджмента, получение от них заявок на оказание социальных услуг и помощи, при необходимости направление заявок ответственным министерствам и ведомствам;
ведение регулярного мониторинга семей, оказавшихся в тяжелом положении, а также семей с высоким риском попадания в тяжелое положение, организовать для них социальную помощь и услуги.
6. Определить, что:
Агентство является уполномоченным государственным органом по разработке и реализации единой государственной политики в сфере социальной защиты и оказания социальных услуг населению;
Агентство осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов и организаций, их должностных лиц.
7. Образовать при Агентстве:
Социальную инспекцию и ее Каракалпакское Республиканское, областные и Ташкентское городское подразделения;
Центр повышения квалификации работников системы социальной защиты;
Институт развития социальной защиты;
Управление по оценке функциональности лиц с инвалидностью и его территориальные отделы на базе Инспекции медико-социальной экспертизы и ее территориальных подразделений.
8. В целях реализации возложенных на него задач наделить Агентство следующими правами:
внесение в компетентные государственные органы представлений по применению мер, установленных актами законодательства, за невыполнение требований программ в сфере социальной защиты населения;
принятие нормативно-правовых актов общеобязательного характера - в рамках своих полномочий;
составление протоколов об административном правонарушении по фактам, влекущим административную ответственность, - в рамках своих полномочий;
использование баз данных государственных органов и организаций в режиме реального времени - для выполнения возложенных на себя задач;
истребование и получение от государственных органов и организаций необходимых статистических, аналитических и иных данных;
определение параметров приема на учебу на основе государственного гранта в государственные высшие образовательные учреждения на льготной основе представителей слоев населения, нуждающихся в социальной защите;
создание консультативно-совещательных органов и экспертных комиссий - в рамках своих полномочий;
привлечение специалистов государственных органов и организаций к рассмотрению вопросов, требующих специальных профессиональных знаний, - для выполнения возложенных на себя задач;
заключение договоров сотрудничества и иных договоров по развитию с международными партнерами, международными организациями и экспертами.
9. В структуре Администрации Президента Республики Узбекистан:
ввести должность советника Президента Республики Узбекистан по вопросам социальной защиты - директора Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан;
образовать Сектор по вопросам социальной защиты.
10. Агентству:
а) в срок до 15 июля 2023 года внедрить систему переподготовки и повышения квалификации работников системы социальной защиты с привлечением экспертов ЮНИСЕФ и в соответствии с программами данной организации.
При этом уделять внимание подготовке специалистов по оказанию профессиональных социальных услуг населению с привлечением квалифицированных зарубежных и отечественных экспертов;
б) в срок до 1 августа 2023 года совместно с Министерством высшего образования, науки и инноваций заново пересмотреть программы обучения социальных работников в бакалавриате и магистратуре высших образовательных учреждений;
в) в срок до 15 августа 2023 года внедрить практику информирования населения о социальных услугах и программах оказания социальной помощи населению, в том числе путем рассылки информации на средства мобильной связи;
г) в срок до 1 сентября 2023 года разработать и внести предложения по созданию благоприятной среды для лиц с инвалидностью;
д) представить в Администрацию Президента Республики Узбекистан:
в срок до 1 июля 2023 года в связи передачей Агентству задач по оказанию социальных услуг и помощи населению - проект нормативно-правового акта по отмене дублирующих функций структур, осуществляющих деятельность в системе других министерств и ведомств, в том числе на уровне махалли;
в срок до 1 августа 2023 года совместно с Министерством занятости и сокращения бедности и Министерством экономики и финансов - программу мер по внедрению системы оказания профессиональных услуг, направленной на решение проблем населения на уровне махалли;
в срок до 1 сентября 2023 года совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами - предложения о совершенствовании и развитии деятельности социальных учреждений и организаций, переданных в состав Агентства;
в срок до 1 января 2024 года - предложения о расширении уровня охвата трудоспособного населения механизмами социального страхования;
е) в срок до 1 июля 2024 года разработать:
стандарты оказания гарантированных государством социальных услуг и критерии мониторинга их исполнения;
механизмы социальной защиты по оказанию содействия членам семей лиц с инвалидностью, ухаживающим за ними на дому;
ж) совместно с негосударственными некоммерческими организациями и иными институтами гражданского общества внедрить реализацию проектов социального партнерства;
з) организовать совет из состава представителей общественности по разработке новых проектов, обсуждению имеющихся проблем и предложений в сфере социальной защиты.
11. Агентству совместно с Министерством цифровых технологий, Министерством юстиции, Министерством экономики и финансов, Министерством занятости и сокращения бедности, Министерством здравоохранения и Министерством дошкольного и школьного образования в срок до 1 октября 2023 года запустить информационную систему "Единая национальная социальная защита", обеспечить ее интеграцию с необходимыми ведомственными информационными системами и базами данных, а также непрерывное совершенствование.
12. Установить, что:
а) с 1 октября 2023 года:
информационная система "Единый реестр социальной защиты" передается в ведение Агентства;
заявления на все виды социальных услуг и помощи, оказываемые населению, в том числе пособия и материальную помощь для детей из малообеспеченных семей, принимаются посредством информационной системы "Единая национальная социальная защита";
б) в рамках внедрения информационной системы "Единая национальная социальная защита":
по запросу Агентства Комиссией по координации реализации стратегии "Цифровой Узбекистан - 2030" обеспечивается интеграция электронных баз данных министерств и ведомств;
оказание социальных услуг и помощи населению осуществляется путем направления ответственным министерствам и ведомствам в электронной форме обращений граждан для приема и рассмотрения, а также ведения мониторинга данных процессов;
на основе сведений электронных баз данных, указанных в настоящем пункте, вводятся электронные паспорта, отображающие социально-экономическое состояние, потребности и имеющиеся возможности каждого гражданина;
с 1 января 2024 года охватываются социальная помощь и содействие, оказываемые посредством "Тетради милосердия", фондов "Доброта и поддержка", "Молодежной тетради" и "Женской тетради".
13. Утвердить Программу мер по организации деятельности Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан и развитию системы оказания социальных услуг и помощи на 2023-2025 годы согласно приложению N 3*.
14. Определить каждую пятницу еженедельно в качестве "Дня милосердия и щедрости", всем государственным органам и организациям проводить благотворительные мероприятия, в рамках которых регулярно посещать и заботиться о малообеспеченных слоях населения, лицах с инвалидностью и одиноких престарелых гражданах.
15. Образовать при Агентстве с 1 октября 2023 года Государственный фонд социальной защиты и утвердить направления расходования средств этого Фонда согласно приложению N 4.
16. Агентству в срок до 1 сентября 2023 года внести на утверждение в Кабинет Министров Положение о Государственном фонде социальной защиты.
При этом предусмотреть механизм обеспечения открытости и прозрачности формирования данных о получателях, в разрезе источников финансирования, а также по расходованию средств Государственного фонда социальной защиты.
17. Внести дополнения и изменения в некоторые указы Президента Республики Узбекистан согласно приложению N 5**.
18. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Умурзакова С.У.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
*) Приложение N 3 приводится на узбекском языке.
**) Приложение N 5 не приводится.
к Указу Президента РУз
от 01.06.2023 г. N УП-82
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
деятельности Национального агентства
социальной защиты при Президенте
Республики Узбекистан
I. В направлении разработки и реализации единой государственной политики и мер в сфере социальной защиты населения:
разработка и реализация единой государственной политики в сфере социальной защиты населения;
разработка программ социальной помощи по поддержке лиц и семьей, нуждающихся в социальной защите;
разработка и мониторинг исполнения стандартов гарантированных социальных услуг;
организация профессиональной службы "социальная работа" по работе с различными группами населения;
выработка мер стимулирования расширения социального партнерства, дальнейшего активного привлечения негосударственного сектора и местных сообществ к оказанию разного вида услуг и поддержке уязвимых слоев населения;
обеспечение прозрачности системы социальной защиты и организация ее процессов в форме, удобной для населения, путем цифровизации сферы.
II. В направлении совершенствования системы работы с лицами с инвалидностью:
обеспечение поэтапного перехода от медицинской модели к социальной модели оценки и установления инвалидности;
обеспечение лиц с инвалидностью высококачественными протезно-ортопедическими изделиями и средствами технической реабилитации;
развитие реабилитации лиц с инвалидностью и сферы реабилитации, а также внедрение современных технологий в сферу;
осуществление контроля за созданием условий для социальной адаптации и интеграции в обществе, содействием в обеспечении занятости, координацией обеспечения инклюзивности и формированием благоприятной среды лиц с инвалидностью;
формирование в обществе положительного отношения к лицам, нуждающимся в социальной защите, включая лиц с инвалидностью;
осуществление мер по поддержке самостоятельной жизнедеятельности лиц с инвалидностью, оказание им социальных услуг на дому;
совершенствование деятельности государственных специализированных образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями, а также центром реабилитации и протезирования лиц с инвалидностью.
III. В направлении защиты несовершеннолетних детей:
разработка и реализация программ по предупреждению насилия в отношении детей;
совершенствование системы опеки и попечительства, в том числе развитие альтернативных форм ухода за детьми, основанных на семье;
совершенствование системы усыновления (удочерения);
организация защиты прав, свобод и интересов детей, нуждающихся в социальной защите;
совершенствование системы организации лечения детей, нуждающихся в социальной защите.
IV. В направлении совершенствования системы защиты женщин:
организация оказания профессиональной помощи женщинам от насилия и сексуального насилия;
поддержка женщин, страдающих от насилия, в том числе создание приютов (шелтеров) и центров реабилитации.
V. В направлении работы с семьями, оказавшимися в тяжелой жизненной ситуации:
оказание социальных услуг и помощи семьям, предупреждение взятия детей из семьи, развитие навыков родителей;
создание системы поддержки беременных женщин, одиноких родителей и семей с малолетними детьми;
развитие социальных услуг, оказываемых детям из семей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации;
организация паллиативной помощи.
VI. В направлении работы с молодежью:
создание системы оказания психосоциальных услуг;
внедрение системы ориентации выпускников государственных специализированных образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями на укрепление психологического здоровья, формирование необходимых навыков и получение знаний, овладение профессиями, трудоустройство и занятие предпринимательством на основе социальных услуг, направлений и опросов, предоставляемых и проводимых разными организациями.
VII. В направлении работы с одинокими престарелыми гражданами:
организация услуг по уходу и поддержке на дому;
создание системы оказания профессиональных услуг на базе домов-интернатов "Саховат" и иных учреждений;
защита от насилия.
VII. В направлении программ социального обеспечения:
ведение единой государственной политики в сфере социального страхования;
разработка механизмов стимулирования вовлечения населения в систему социального страхования.
к Указу Президента РУз
от 01.06.2023 г. N УП-82
НАПРАВЛЕНИЯ
деятельности министерств и ведомств,
координация и мониторинг по которым
осуществляются Национальным агентством
социальной защиты при Президенте
Республики Узбекистан
N |
Министерства и ведомства
|
Направления деятельности |
1. |
Министерство занятости и сокращения бедности |
Реализация активных и дополнительных мер по обеспечению занятости социально уязвимых слоев населения на рынке труда |
Развитие профессионального мастерства слоев населения, нуждающихся в социальной защите |
||
Реализация программ по сокращению бедности среди населения |
||
Выявление женщин и девушек, нуждающихся в социальной защите, и оказание им адресной помощи |
||
2. |
Министерство внутренних дел |
Координация деятельности центров оказания социально-правовой помощи несовершеннолетним |
Оказание помощи детям, совершившим преступление и не достигшим минимального возраста привлечения к уголовной ответственности, потерявшим кормильца, страдающим от насилия, потерпевшим и свидетелям преступления, а также детям, совершившим преступление и достигшим возраста уголовной ответственности |
||
3. |
Министерство здравоохранения |
Оказание медицинских и реабилитационных услуг в учреждениях здравоохранения для слоев населения, нуждающихся в социальной защите |
Цифровизация данных о раннем выявлении, лечении и реабилитации лиц с инвалидностью и других групп населения, нуждающихся в социальной защите |
||
Раннее выявление инвалидности и выведение из инвалидности |
||
4. |
Министерство дошкольного и школьного образования |
Координация деятельности многопрофильных специализированных организаций дошкольного образования, специализированных школ и школ-интернатов, а также школ-интернатов санаторного типа для детей с особыми образовательными потребностями |
Координация деятельности специализированных учебно-воспитательных учреждений |
||
Внедрение и развитие инклюзивного образования |
||
Обеспечение учебниками, учебным и дидактическим материалом детей с особыми образовательными потребностями |
||
Психолого-педагогическая поддержка учеников общих средних образовательных организаций |
||
Разработка учебных планов и программ для специализированных образовательных учреждений |
||
Организация охвата дошкольным и общим средним образованием детей из семей, находящихся в тяжелом социальном положении |
||
5. |
Министерство высшего образования, науки и инноваций |
Разработка учебных планов и программ для специализированных профессиональных школ для лиц с ограниченными возможностями |
Обеспечение учебниками, учебным и дидактическим материалом лиц с особыми образовательными потребностями |
||
Организация обучения в средних специальных, профессиональных и высших образовательных учреждениях представителей слоев населения, нуждающихся в социальной защите |
||
Внедрение и развитие инклюзивного образования |
||
6. |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства |
Проектирование и строительство общественных объектов, общественных мест и жилых зданий с учетом требований создания благоприятных условий для граждан, нуждающихся в социальной защите |
7. |
Министерство транспорта |
Обеспечение условий для граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе создание комфортной среды в общественном транспорте |
8. |
Местные хокимияты |
Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, а также других групп населения, нуждающихся в социальной защите |
9. |
Министерство цифровых технологий |
Обеспечение опубликования государственными ведомствами и организациями на своих официальных веб-сайтах информации для лиц с инвалидностью в доступном формате |
10. |
Министерство культуры и туризма |
Обеспечение доступа к учреждениям культуры и туристским объектам слоям населения, нуждающимся в социальной защите (лицам с инвалидностью, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и другим) |
11. |
Министерство молодежной политики и спорта |
Совершенствование системы решения социально-экономических проблем молодежи посредством "Молодежной тетради", реализация мер по совершенствованию порядка оказания социально-экономических услуг посредством "Молодежной тетради", в том числе предоставление молодежи субсидий, компенсаций и оказание финансовой поддержки |
Обеспечение занятости молодых людей с инвалидностью посредством обучения профессиям |
||
Совершенствование системы выделения субсидий молодым людям с инвалидностью на покрытие расходов на обучение, проживание и транспорт, а также приобретение оборудования |
||
Повышение уровня цифровизации информационной системы "Молодежной тетради" |
||
Адаптация молодежи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к общественной жизни, повышение ее интереса к спорту и формирование у нее здорового образа жизни |
||
Развитие паралимпийского движения, обеспечение успешного участия спортсменов в престижных международных соревнованиях |
||
12. |
Министерство юстиции |
Соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов женщин, детей и лиц с инвалидностью |
Обеспечение правосудия в отношении несовершеннолетних, направление их на реабилитацию |
||
Организация сотрудничества с негосударственными и некоммерческими организациями |
||
13. |
Национальная комиссия по работе с детьми |
Защита и охрана прав и законных интересов несовершеннолетних, соблюдение актов законодательства в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних |
14. |
Министерство по чрезвычайным ситуациям |
Координация деятельности отдела психологической помощи Министерства чрезвычайных ситуаций |
Ликвидация социальных последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий |
||
15. |
Министерство экономики и финансов |
Внедрение и совершенствование механизмов социального страхования |
к Указу Президента РУз
от 01.06.2023 г. N УП-82
НАПРАВЛЕНИЯ
расходования средств Государственного фонда
социальной защиты при Национальном
агентстве социальной защиты
а) начиная с 1 октября 2023 года:
организация социальных услуг в домах-интернатах "Мурувват" и "Саховат", санаториях и пансионатах для престарелых, лиц с инвалидностью, ветеранов войны и труда;
обеспечение населения протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации;
финансирование программ и проектов модернизации и технологического обновления производства протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации;
организация и совершенствование деятельности центров реабилитации лиц с инвалидностью;
обеспечение льготного и бесплатного стационарного лечения лиц с инвалидностью;
обеспечение лиц с инвалидностью учебными, дидактическими и другими альтернативными материалами;
привлечение лиц с инвалидностью к культурным мероприятиям и спорту;
частичное покрытие транспортных расходов лиц с инвалидностью, их расходов на приобретение продуктов питания и лекарственных средств;
субсидирование предприятий, обеспечивающих трудоустройство инвалидов;
покрытие расходов на организацию специализированных рабочих мест для лиц с инвалидностью;
финансирование программ и мер, направленных на создание равных возможностей и благоприятной среды для лиц с инвалидностью;
совершенствование материально-технической базы Агентства и его структурных подразделений и служб, в том числе закупка оборудования, инвентаря, автотранспортных средств, диагностических устройств, специализированной медико-реабилитационной аппаратуры, а также учебных материалов и прочего;
материальное стимулирование и социальная защита работников Агентства, финансирование расходов (оплата труда, расходы на проживание, транспорт и прочие) высококвалифицированных, в том числе зарубежных специалистов, привлекаемых на основе договора, меры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации, проведению стажировок работников, организация и участие в конференциях, семинарах и других мероприятиях, в том числе в мероприятиях, проводимых за рубежом;
организация и совершенствование круглосуточно действующей службы с коротким номером 107;
финансирование мер по внедрению "социальных карт";
финансирование найма международных консультантов, консалтинговых и исследовательских компаний, изучение и внедрение передового зарубежного опыта;
организация социальных услуг на местах;
организация и совершенствование службы "Социальное такси" для лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями передвижения, а также других нуждающихся в социальной защите слоев населения;
финансирование мер по автоматизации и цифровизации сферы социальной защиты;
финансирование проектов и программ по организации работы служб оценки функциональных возможностей инвалидов, в том числе по улучшению их материально-технической базы;
выплата малообеспеченным семьям детских пособий и материальной помощи;
выплата единовременной денежной помощи;
б) начиная с 1 января 2024 года:
выплата пенсий по возрасту, по инвалидности и по случаю потери кормильца;
выплата пособий для матерей, ухаживающих за детьми с инвалидностью;
выплата пособия при рождении ребенка ("суюнчи пули");
покрытие расходов на погребение;
обеспечение жильем детей-сирот и круглых сирот;
организация и совершенствование деятельности домов "Мехрибонлик" и детских домов;
финансирование услуг оказания социально-правовой помощи несовершеннолетним;
оказание помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родительской опеки, включенным в "Мехр дафтари";
обеспечение детей-сирот и круглых сирот продуктами питания, одеждой и санитарно-гигиеническими средствами;
покрытие расходов на мероприятия, связанные с поддержкой одаренных детей из семей, нуждающихся в социальной защите;
организация мер по охране и восстановлению здоровья детей-сирот и круглых сирот, подготовке их к самостоятельной жизни, их образованию, профессиональной ориентации и трудоустройству;
организация мер по оказанию психологической помощи, обучению профессии и воспитанию детей, совершивших преступление и не достигших минимального возраста уголовной ответственности;
организация социальной и правовой защиты детей, оставшихся без присмотра и жилья, детей, подвергшихся насилию, жертв и свидетелей преступления, детей, совершивших преступление и достигших возраста уголовной ответственности, а также участвующих в гражданском процессе;
финансирование проектов и программ центров оказания социально-правовой помощи несовершеннолетним и образовательных учреждений республики;
организация социальной защиты каждого ребенка-сироты, воспитывающегося в семье (патронат), и детей, оставшихся без родительской опеки;
в) начиная с 1 июля 2024 года:
покрытие расходов на питание детей, не достигших возраста 18 лет, из семей, нуждающихся в социальной защите, в специализированных школах для детей с особыми образовательными нуждами и в школах-интернатах;
покрытие расходов на оплату услуг в государственных дошкольных образовательных организациях детям из семей, нуждающихся в социальной помощи;
обеспечение детей из семей, нуждающихся в социальной помощи, одеждой, учебными принадлежностями, учебниками, материалами делопроизводства;
оказание нуждающимся слоям населения медицинских, психологических и других услуг;
обеспечение жильем несовершеннолетних девочек, нуждающихся в жилье, оставшихся без родителей или одного из них, а также круглых сирот, находящихся на попечении матери-одиночки, отца-одиночки или других попечителей;
покрытие расходов на выплату материальной помощи женщинам, включенным в "Женскую тетрадь", уплату государственной пошлины за юридическую помощь женщинам, нуждающимся в социальной защите;
оказание материальной помощи детям, не достигшим возраста 18 лет, заболевшим ВИЧ-инфекцией и другими опасными для жизни и хроническими редкими (орфанными) заболеваниями;
выплата единовременной материальной денежной помощи молодежи, включенной в "Молодежную тетрадь";
предоставление единовременной материальной помощи и субсидий семьям, оказавшимся в тяжелом социальном положении, частичное покрытие их расходов на оплату коммунальных платежей и закупку топлива в осенне-зимний период;
частичное покрытие расходов лиц, нуждающихся в социальной защите, связанных с учебой и лечением;
покрытие расходов лиц, нуждающихся в социальной защите, при пользовании общественным транспортом;
г) начиная с 1 января 2025 года:
выплата пособий по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования;
финансирование проектов и программ по организации деятельности центров оказания паллиативной помощи и шелтеров, а также реабилитации лиц, не имеющих постоянного места проживания, организации социальных столовых;
финансирование проектов и программ поддержки многопрофильных специализированных дошкольных образовательных организаций в целях улучшения образа жизни лиц с особыми образовательными нуждами и оказания им услуг, многопрофильных специализированных дошкольных образовательных организаций, имеющих центры реабилитации "Имкон", специализированных школ для детей с особыми образовательными нуждами и школ-интернатов для детей с инвалидностью, специализированных профессиональных школ для лиц с ограниченными возможностями.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 5 июня 2023 г.
"Народное слово", 3 июня 2023 г.