ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Территория / Государственная граница /

Закон Республики Узбекистан от 13.09.2023 г. N ЗРУ-868 "О Государственной границе Республики Узбекистан" (Принят Законодательной палатой 04.04.2023 г., одобрен Сенатом 06.04.2023 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

13.09.2023 г.

N ЗРУ-868



О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


Принят Законодательной палатой 4 апреля 2023 года

Одобрен Сенатом 6 апреля 2023 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Цель настоящего Закона


Целью настоящего Закона является регулирование отношений в сфере установления, изменения, охраны и защиты Государственной границы Республики Узбекистан.



Статья 2. Законодательство о Государственной границе

Республики Узбекистан


Законодательство о Государственной границе Республики Узбекистан состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о Государственной границе Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Государственная граница Республики Узбекистан


Государственной границей Республики Узбекистан (далее - Государственная граница) является линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы территории Республики Узбекистан (суши, вод, недр и воздушного пространства).



Статья 4. Основные понятия


В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


охрана Государственной границы - комплекс служебно-боевых, служебно-оперативных действий, контрольных, оперативно-розыскных и режимных мероприятий;


защита Государственной границы - составная часть системы обеспечения национальной безопасности Республики Узбекистан, осуществляемая путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, фитосанитарных, карантинных и иных мер по обеспечению безопасности Государственной границы и территориальной целостности Республики Узбекистан;


пункт пропуска через Государственную границу (далее - пункт пропуска) - специально оборудованная территория (ее часть) приграничных железнодорожных станций и автомобильных путей, речных портов, аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений, где осуществляются контрольные процедуры в отношении лиц и транспортных средств, пересекающих Государственную границу, а также товаров, перемещаемых через Государственную границу, и их пропуск через Государственную границу;


органы государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу (далее - органы государственного контроля) - Пограничные войска Службы государственной безопасности Республики Узбекистан, таможенные органы, служба санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья, государственная ветеринарная служба, государственная служба по карантину и защите растений, осуществляющие контроль в отношении лиц и транспортных средств, пересекающих Государственную границу, а также товаров, перемещаемых через Государственную границу;


делимитация - определение линии Государственной границы, описание ее прохождения и графическое изображение на карте в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан, заключенными между Республикой Узбекистан и сопредельными государствами;


демаркация - обозначение линии Государственной границы на местности путем установления пограничных знаков в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан о делимитации, заключенными между Республикой Узбекистан и сопредельными государствами;


контрольные процедуры - комплекс мер, осуществляемых в пределах их полномочий органами государственного контроля, в отношении лиц и транспортных средств, пересекающих Государственную границу, а также товаров, перемещаемых через Государственную границу;


редемаркация - восстановление линии Государственной границы на местности и обозначение ее пограничными знаками в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан, а также восстановление утраченных, установка дополнительных пограничных знаков с оформлением соответствующих документов по договоренности с сопредельными государствами, специально созданными межправительственными комиссиями;


тальвег - линия, соединяющая наиболее глубокие участки дна русла реки, которая может быть использована для установления Государственной границы на судоходной реке;


фарватер - безопасный в навигационном отношении судовой проход по водному пространству;


осуществление хозяйственной и иной деятельности - пользование пограничными водоемами Республики Узбекистан, возведение гидросооружений, пользование землями, растительным и животным миром для земледелия, скотоводства, производства, осуществления исследовательских, изыскательских работ, ведение горного дела, геологических изысканий и осуществление иной деятельности;


пограничная зона - приграничная территория или ее часть, прилегающая к пограничной полосе, где вводится пограничный режим;


пограничная полоса - часть приграничной территории, непосредственно прилегающей к Государственной границе, где вводится режим Государственной границы;


пограничный наряд - один или несколько военнослужащих, выполняющих задачу по охране и защите Государственной границы;


приграничная территория - территория в пределах административно-территориальной единицы (района, города), прилегающая к Государственной границе.



Статья 5. Основные принципы установления, изменения,

охраны и защиты Государственной границы


Основными принципами установления, изменения, охраны и защиты Государственной границы являются:

законность;

обеспечение соблюдения национальных интересов Республики Узбекистан;

взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности и нерушимости государственных границ государств;

мирное разрешение пограничных вопросов;

всестороннее сотрудничество с иностранными государствами на равноправной и взаимовыгодной основе;

невмешательство во внутренние дела иностранных государств;

неприменение силы и угрозы силой.



Статья 6. Установление и изменение Государственной границы


Установление и изменение Государственной границы осуществляется палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан. Государственная граница подлежит делимитации, демаркации и редемаркации.

Рассмотрение вопросов, связанных с делимитацией, демаркацией и редемаркацией Государственной границы, осуществляется межправительственной комиссией, состоящей из представителей Республики Узбекистан и сопредельных государств. Состав представителей Республики Узбекистан в межправительственной комиссии и порядок их деятельности определяются решением Президента Республики Узбекистан.

Государственная граница устанавливается:

на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым местам (ориентирам);

на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки;

на несудоходных реках (ручьях) - по их середине или по середине основного рукава реки (ручья);

на пограничных реках, озерах и иных водоемах - по прямой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водоема. При этом Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;

на водохранилищах и иных искусственных водоемах - в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на данной местности до их заполнения;

на мостах, плотинах и иных сооружениях, проходящих через пограничные реки, озера или иные водоемы - по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде.



Статья 7. Обозначение Государственной границы


Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.

Формы, размеры, описания, конструкции и порядок установления пограничных знаков определяются постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан и международными договорами Республики Узбекистан.

Для видимости Государственной границы между сопредельными государствами на местах по всей протяженности границы, а также вдоль внешних границ водоохранных зон пограничных рек, озер и иных водоемов в соответствии с их техническими характеристиками устанавливается полоса очистки.

Полоса очистки устанавливается шириной не менее пяти метров, в пределах которой запрещена любая деятельность, не связанная с установлением, изменением, обустройством, охраной и защитой Государственной границы.



ГЛАВА 2. УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

ОРГАНЫ В СФЕРЕ УСТАНОВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ,

ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ


Статья 8. Полномочия Кабинета Министров Республики

Узбекистан в сфере установления, изменения, охраны

и защиты Государственной границы


Кабинет Министров Республики Узбекистан:

в пределах своих полномочий обеспечивает реализацию единой государственной политики в сфере установления, изменения, охраны и защиты Государственной границы;

определяет порядок деятельности государственных органов, осуществляющих охрану и защиту Государственной границы;

обеспечивает разработку, утверждение и исполнение государственных программ в сфере охраны и защиты Государственной границы;

в пределах своих полномочий принимает нормативно-правовые акты в сфере установления, изменения, охраны и защиты Государственной границы;

организует финансовое и материальное обеспечение сил и средств, привлекаемых к охране и защите Государственной границы, оснащение их специальной техникой и другими материально-техническими средствами;

координирует деятельность государственных органов по вопросам делимитации, демаркации и редемаркации Государственной границы, а также организует и осуществляет связанные с ними работы;

определяет порядок осуществления хозяйственной и иной деятельности на Государственной границе и в пограничной полосе в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан;

решает вопросы предоставления земельных участков в пределах пограничной полосы и пользования ими.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 9. Полномочия органов государственной власти

на местах в сфере охраны и защиты Государственной границы


Органы государственной власти на местах:

создают условия для обеспечения охраны и защиты Государственной границы;

предоставляют земельные участки для обеспечения охраны и защиты Государственной границы;

участвуют в обеспечении охраны и защиты Государственной границы, а также оказывают содействие в обустройстве Государственной границы;

принимают решения по вопросам изменения границ земельных участков, предоставленных во владение, пользование, аренду или приобретенных по другим основаниям, границ административно-территориальных единиц Республики Узбекистан по результатам делимитации, демаркации, редемаркации и уточнения линии прохождения Государственной границы;

оказывают содействие в привлечении граждан Республики Узбекистан к участию на добровольных началах в охране и защите Государственной границы;

обеспечивают создание придорожной инфраструктуры и соответствующий порядок на территориях, прилегающих к пунктам пропуска.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 10. Единая система охраны и защиты

Государственной границы


В целях обеспечения взаимодействия уполномоченных государственных органов в сфере охраны и защиты Государственной границы организуется Единая система охраны и защиты Государственной границы.

В Единую систему охраны и защиты Государственной границы входят:

Служба государственной безопасности Республики Узбекистан;

Министерство обороны Республики Узбекистан;

Таможенный комитет при Министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан;

Министерство внутренних дел Республики Узбекистан;

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан;

Национальная гвардия Республики Узбекистан;

Министерство здравоохранения Республики Узбекистан;

Комитет ветеринарии и развития животноводства при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан;

Агентство по карантину и защите растений при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан.



Статья 11. Полномочия Службы государственной безопасности

Республики Узбекистан в сфере установления, изменения,

охраны и защиты Государственной границы


Служба государственной безопасности Республики Узбекистан:

реализует единую государственную политику в сфере охраны и защиты Государственной границы;

обеспечивает охрану и защиту Государственной границы;

координирует деятельность государственных органов, входящих в Единую систему охраны и защиты Государственной границы;

предоставляет Президенту Республики Узбекистан информацию об угрозах безопасности Государственной границы;

осуществляет разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

разрабатывает и осуществляет меры по борьбе с контрабандой;

осуществляет сотрудничество в сфере охраны и защиты Государственной границы с соответствующими пограничными органами других государств и международными организациями;

в пределах своих полномочий разрабатывает и принимает ведомственные нормативно-правовые акты в сфере охраны и защиты Государственной границы;

участвует в делимитации, демаркации и редемаркации Государственной границы;

организует и руководит деятельностью пограничных представителей Республики Узбекистан.

Служба государственной безопасности Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 12. Полномочия Министерства обороны Республики

Узбекистан в сфере охраны и защиты Государственной границы


Министерство обороны Республики Узбекистан:

осуществляет охрану и защиту Государственной границы в воздушном пространстве;

обеспечивает участие Вооруженных Сил Республики Узбекистан в защите Государственной границы в порядке, установленном законодательством;

в пределах своих полномочий разрешает пограничные инциденты, возникшие в воздушном пространстве;

заблаговременно оповещает Пограничные войска Службы государственной безопасности Республики Узбекистан и таможенные органы о совершаемых через военные аэродромы авиарейсах международного сообщения;

оказывает содействие Пограничным войскам Службы государственной безопасности Республики Узбекистан в обеспечении материальными ресурсами и ином обеспечении мероприятий по охране и защите Государственной границы;

Министерство обороны Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 13. Полномочия Таможенного комитета

при Министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан

в сфере охраны и защиты Государственной границы


Таможенный комитет при Министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан:

оказывает содействие Пограничным войскам Службы государственной безопасности Республики Узбекистан в охране и защите Государственной границы;

обеспечивает участие таможенных органов в поддержании режима в пунктах пропуска;

осуществляет таможенный контроль и оформление в пунктах пропуска лиц, транспортных средств и товаров;

разрабатывает и осуществляет меры по борьбе с нарушениями таможенного законодательства, в том числе с контрабандой;

обеспечивает участие таможенных органов в мероприятиях по предотвращению конфликтных ситуаций, массовых беспорядков и иных противоправных действий в пунктах пропуска;

вносит предложения Кабинету Министров Республики Узбекистан по организации деятельности пунктов пропуска.

Таможенный комитет при Министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 14. Полномочия Министерства внутренних дел

Республики Узбекистан в сфере охраны и защиты

Государственной границы


Министерство внутренних дел Республики Узбекистан:

оказывает содействие Пограничным войскам Службы государственной безопасности Республики Узбекистан в проведении мероприятий по охране и защите Государственной границы;

участвует в проведении карантинных, санитарно-эпидемиологических и природоохранных мероприятий в пограничных зонах и на приграничных территориях;

во взаимодействии с Пограничными войсками Службы государственной безопасности Республики Узбекистан проводит дознание по выявлению нарушителей Государственной границы;

обеспечивает участие органов внутренних дел в контроле за соблюдением пограничного режима в пограничных зонах, и правопорядка на территории, прилегающей к пунктам пропуска;

информирует Пограничные войска Службы государственной безопасности Республики Узбекистан о состоянии правопорядка в пограничных зонах и на приграничных территориях;

по представлениям Пограничных войск Службы государственной безопасности Республики Узбекистан обеспечивает временное ограничение или запрещение доступа граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи Государственной границы во время проведения пограничных поисков и операций, а также при отражении вооруженного вторжения, иных провокаций либо воспрепятствовании незаконному массовому пересечению Государственной границы;

обеспечивает Пограничные войска Службы государственной безопасности Республики Узбекистан образцами проездных документов, действительных для пересечения Государственной границы с их описанием, а также информацией о недействительных проездных документах Республики Узбекистан;

обеспечивает участие органов внутренних дел в мероприятиях по предотвращению конфликтных ситуаций, массовых беспорядков и иных противоправных действий в пограничных зонах и на приграничных территориях;

информирует Пограничные войска Службы государственной безопасности Республики Узбекистан о лицах, скрывающихся от органов, осуществляющих доследственную проверку, органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, находящихся в розыске;

при проведении в пограничных зонах и на приграничных территориях массовых мероприятий, во взаимодействии с Национальной гвардией Республики Узбекистан принимает меры по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка.

Министерство внутренних дел Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 15. Полномочия Министерства по чрезвычайным

ситуациям Республики Узбекистан в сфере охраны

и защиты Государственной границы


Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан:

участвует в мероприятиях по предупреждению в пограничных зонах и на приграничных территориях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, подготовке предприятий, учреждений и организаций к осуществлению деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций;

в пограничных зонах и на приграничных территориях ликвидирует последствия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выявляет территории возникновения пожаров и организует их тушение, спасение людей, координирует действия в условиях чрезвычайных ситуаций республиканских органов исполнительной власти, органов хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах, а также предприятий, учреждений и организаций;

при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций участвует в осуществлении мероприятий по эвакуации в безопасные районы населения пограничных зон и приграничных территорий, их имущества;

участвует в мероприятиях по провозу через Государственную границу и доставке грузов гуманитарной помощи;

обеспечивает оповещение населения, проживающего в пограничных зонах и на приграничных территориях, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 16. Полномочия Национальной гвардии

Республики Узбекистан в сфере охраны и защиты

Государственной границы


Национальная гвардия Республики Узбекистан:

участвует в мероприятиях Пограничных войск Службы государственной безопасности Республики Узбекистан по пресечению вооруженных вторжений, иных провокаций и массовых беспорядков на Государственной границе;

совместно с Министерством внутренних дел Республики Узбекистан участвует в обеспечении общественного порядка в пограничных зонах и приграничных населенных пунктах;

совместно с Пограничными войсками Службы государственной безопасности Республики Узбекистан прикрывает направления вероятного движения нарушителей Государственной границы, осуществляет поиск, преследование и задержание правонарушителей;

участвует в обеспечении безопасности при осмотре в установленном порядке, расположенных в пограничных зонах и на приграничных территориях жилых помещений, иных объектов и транспортных средств граждан, а также объектов и транспортных средств юридических лиц.

Национальная гвардия Республики Узбекистан может осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 17. Полномочия Министерства здравоохранения

Республики Узбекистан в сфере охраны и защиты

Государственной границы


Министерство здравоохранения Республики Узбекистан:

осуществляет санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия на Государственной границе и в пунктах пропуска;

организует медицинское обслуживание в пунктах пропуска;

оказывает содействие Пограничным войскам Службы государственной безопасности Республики Узбекистан в охране и защите Государственной границы.

Министерство здравоохранения Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 18. Полномочия Комитета ветеринарии и развития

животноводства при Министерстве сельского хозяйства

Республики Узбекистан в сфере охраны и защиты

Государственной границы


Комитет ветеринарии и развития животноводства при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан:

осуществляет государственный ветеринарный надзор за соблюдением физическими и юридическими лицами, пересекающими Государственную границу, ветеринарных, ветеринарно-санитарных правил и норм, и выполнением мероприятий по защите от заноса и распространения на территории Республики Узбекистан возбудителей заразных болезней животных;

осуществляет государственный ветеринарный надзор за соблюдением требований законодательства при перемещении через Государственную границу животных, продукции и сырья животного происхождения, ветеринарных лекарственных и технических средств, штаммов микроорганизмов, кормов и кормовых добавок, продуктов питания;

проводит ветеринарно-санитарную обработку автотранспортных средств, въезжающих через Государственную границу, а также иные мероприятия на Государственной границе и в пунктах пропуска в соответствии с ветеринарными, ветеринарно-санитарными правилами и нормами;

оказывает содействие Пограничным войскам Службы государственной безопасности Республики Узбекистан в охране и защите Государственной границы.

Комитет ветеринарии и развития животноводства при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 19. Полномочия Агентства по карантину

и защите растений при Министерстве сельского хозяйства

Республики Узбекистан в сфере охраны и защиты

Государственной границы


Агентство по карантину и защите растений при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан:

осуществляет государственный контроль за соблюдением правил карантина растений и фитосанитарных требований при перемещении через Государственную границу подкарантинной продукции;

проводит карантинную проверку и лабораторную экспертизу завозимых на территорию Республики Узбекистан из иностранных государств подкарантинной продукции и носителей объектов карантина растений;

осуществляет государственные контрольные мероприятия по соблюдению правил карантина растений и фитосанитарных требований в пунктах пропуска;

оказывает содействие Пограничным войскам Службы государственной безопасности Республики Узбекистан в охране и защите Государственной границы.

Агентство по карантину и защите растений при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 20. Полномочия Министерства иностранных дел

Республики Узбекистан в сфере установления, изменения,

охраны и защиты Государственной границы


Министерство иностранных дел Республики Узбекистан:

обеспечивает охрану и защиту Государственной границы во внешнеполитическом и международно-правовом отношении;

организует и участвует в проведении переговоров по установлению, изменению Государственной границы и ее режима;

оформляет в порядке, установленном законодательством, документы на право въезда в Республику Узбекистан и выезда из Республики Узбекистан гражданам Республики Узбекистан, иностранным гражданам и лицам без гражданства;

обеспечивает Пограничные войска Службы государственной безопасности Республики Узбекистан образцами проездных документов иностранных государств с их описанием;

принимает политико-дипломатические меры по разрешению вопросов и пограничных инцидентов, не урегулированных пограничными представителями Республики Узбекистан и представителями Министерства обороны Республики Узбекистан;

уведомляет сопредельные государства о временном ограничении или приостановлении пересечения через Государственную границу;

по согласованию со Службой государственной безопасности Республики Узбекистан уведомляет сопредельные государства о составе пограничных представителей Республики Узбекистан.

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 21. Полномочия Министерства сельского хозяйства

Республики Узбекистан в сфере охраны и защиты

Государственной границы


Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан:

осуществляет государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения на приграничной территории;

оказывает содействие Пограничным войскам Службы государственной безопасности Республики Узбекистан в охране и защите Государственной границы.

Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 22. Полномочия Министерства водного хозяйства

Республики Узбекистан в сфере охраны и защиты

Государственной границы


Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан:

обеспечивает содержание в технически исправном состоянии ирригационных и мелиорационных объектов системы водного хозяйства, а также их гидротехнических сооружений, расположенных на приграничной территории;

оказывает содействие Пограничным войскам Службы государственной безопасности Республики Узбекистан в охране и защите Государственной границы.

Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 23. Полномочия Министерства цифровых технологий

Республики Узбекистан в сфере охраны и защиты

Государственной границы


Министерство цифровых технологий Республики Узбекистан:

организует и обеспечивает функционирование сетей телекоммуникаций, в том числе сетей мобильной связи, телерадиовещания в пунктах пропуска, на приграничных территориях и территориях воинских частей;

оказывает содействие Пограничным войскам Службы государственной безопасности Республики Узбекистан в организации сетей телекоммуникаций.

Министерство цифровых технологий Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 24. Полномочия Министерства транспорта

Республики Узбекистан и его подведомственных организаций

в сфере охраны и защиты Государственной границы


Министерство транспорта Республики Узбекистан и его подведомственные организации:

в пределах своих полномочий обеспечивают комплексное решение вопросов финансирования, проектирования, строительства, ремонта и эксплуатации объектов транспортной и дорожно-транспортной инфраструктуры на Государственной границе, в пунктах пропуска и на приграничных территориях;

обеспечивают разработку предложений и осуществление мер по развитию транзитных транспортных коридоров, усовершенствованию системы транспортной логистики;

осуществляют государственный надзор в области транспорта, в том числе организуют и проводят расследования авиационных происшествий и инцидентов с воздушными судами, а также аварий и крушений на железнодорожном и водном транспорте.

Министерство транспорта Республики Узбекистан и его подведомственные организации могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 25. Полномочия Агентства по кадастру

при Министерстве экономики и финансов Республики

Узбекистан в сфере установления, изменения, охраны

и защиты Государственной границы


Агентство по кадастру при Министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан:

на системной основе осуществляет работу по землеустройству, геодезии, картографии, топографии, гидрографии и в пределах своих полномочий иную деятельность, связанную с делимитацией, демаркацией и редемаркацией Государственной границы;

готовит информацию по геодезии, материалы дистанционного зондирования Земли, по землеустройству, картографические, топографические, гидрографические и иные материалы по вопросам делимитации, демаркации и редемаркации Государственной границы;

изучает архивные материалы, связанные с Государственной границей, разрабатывает технологию топографо-геодезических и картографических работ по делимитации и демаркации, проверяет и определяет на местности прохождение линии Государственной границы;

обеспечивает в топогеодезическом отношении мероприятия по охране и защите Государственной границы;

предоставляет Пограничным войскам Службы государственной безопасности Республики Узбекистан информацию о прохождении Государственной границы по определенной территории и иные сведения;

обеспечивает правильное отражение прохождения Государственной границы в картографических материалах;

вносит в соответствующие органы государственной власти на местах проекты решений по вопросам изменения границ земельных участков, предоставленных во владение, пользование, аренду или приобретенных по другим основаниям, границ административно-территориальных единиц Республики Узбекистан по результатам делимитации, демаркации, редемаркации и уточнения линии прохождения Государственной границы.

Агентство по кадастру при Министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 3. УЧАСТИЕ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ

ГРАЖДАН, ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ГРАЖДАН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ


Статья 26. Участие органов самоуправления граждан

в охране и защите Государственной границы


Органы самоуправления граждан:

оказывают содействие государственным органам, осуществляющим охрану и защиту Государственной границы, предоставляют им необходимую информацию;

создают условия для участия на добровольных началах граждан Республики Узбекистан в охране и защите Государственной границы.

Органы самоуправления граждан могут участвовать и в иных мероприятиях в соответствии с законодательством.



Статья 27. Участие юридических лиц в охране и защите

Государственной границы


Юридические лица, осуществляющие свою деятельность на приграничной территории:

оказывают содействие государственным органам, осуществляющим охрану и защиту Государственной границы, предоставляют им необходимую информацию;

принимают соответствующие меры по обеспечению соблюдения их сотрудниками режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска.

Юридические лица могут участвовать и в иных мероприятиях в соответствии с законодательством.



Статья 28. Участие граждан Республики Узбекистан

в охране и защите Государственной границы


Граждане Республики Узбекистан на добровольных началах участвуют в охране и защите Государственной границы.

Порядок участия граждан Республики Узбекистан в охране и защите Государственной границы определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



ГЛАВА 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОГРАНИЧНЫХ

ВОЙСК СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И ВОЙСК ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ

ОБОРОНЫ И ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ МИНИСТЕРСТВА

ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В СФЕРЕ ОХРАНЫ

И ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ


Статья 29. Права Пограничных войск Службы

государственной безопасности Республики Узбекистан

в сфере охраны и защиты Государственной границы


Пограничные войска Службы государственной безопасности Республики Узбекистан в сфере охраны и защиты Государственной границы имеют право:

осуществлять строительство необходимых инженерно-технических сооружений и заграждений, установку линий связи и сетей телекоммуникаций, размещать и использовать технику и вооружение на предоставляемых им земельных участках;

располагать пограничные наряды и передвигаться по любым участкам местности, сопровождать транспортные средства пограничными нарядами, в соответствии с законодательством производить досмотр транспортных средств и товаров;

осуществлять разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную и иную деятельность;

проверять у лиц, следующих через Государственную границу, въезжающих в пограничную зону и пограничную полосу, документы на право въезда (выезда), в установленном законодательством порядке делать в них соответствующие отметки или изымать их;

в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством рассматривать дела об административных правонарушениях, осуществлять доследственную проверку, а также опросные мероприятия;

производить экспертизу и давать экспертные заключения по установлению действительности документов, предъявленных на пограничный контроль в пунктах пропуска;

содержать в специально оборудованных местах лиц, которым запрещен въезд в Республику Узбекистан, не имеющих документов, дающих право на пересечение Государственной границы, до момента их отправки обратно в страну, из которой они прибыли, а также подвергнутых административному задержанию и задержанных по подозрению в совершении преступлений;

задерживать лиц, скрывающихся от органов осуществляющих доследственную проверку, органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, находящихся в розыске, с уведомлением соответствующих государственных органов;

осуществлять административное задержание лиц, совершивших нарушения режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска;

приглашать лиц в подразделения Пограничных войск Службы государственной безопасности Республики Узбекистан и получать от них объяснения об известных им обстоятельствах незаконного пересечения Государственной границы или иного нарушения режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска. В необходимых случаях получение объяснений об обстоятельствах правонарушений может осуществляться и в иных местах;

осуществлять сбор, обработку информации, предоставляемой предприятиями, учреждениями и организациями, о пассажирах, следующих через Государственную границу;

не пропускать через Государственную границу, в пограничную зону и пограничную полосу лиц, не имеющих действительных документов на право въезда в Республику Узбекистан или выезда из Республики Узбекистан, либо на право входа в пограничную зону или пограничную полосу, до надлежащего оформления ими документов, либо до уточнения обстоятельств утраты документов и установления их личности;

не пропускать через Государственную границу лиц, в отношении которых установлено временное ограничение на въезд в Республику Узбекистан или выезд из Республики Узбекистан;

по согласованию с органами государственного контроля и транспортными организациями, осуществляющими деятельность в пунктах пропуска, определять места и продолжительность остановок (стоянок) транспортных средств в пунктах пропуска;

при проведении пограничных поисков и операций, в целях охраны здоровья и жизни людей, ограничивать или запрещать движение лиц и транспортных средств на отдельных участках пограничной зоны, при необходимости не допускать людей на указанные участки местности, требовать от них оставаться там или покинуть данные участки;

при возникновении угрозы безопасности Государственной границы на отдельных ее участках временно ограничивать производство различных работ с уведомлением органов самоуправления граждан, заинтересованных предприятий, учреждений и организаций (за исключением работ оборонного значения или работ, связанных с предупреждением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);

при отражении вторжения на территорию Республики Узбекистан, проведении пограничных поисков, преследовании и доставке в правоохранительные органы лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, для доставки в медицинские учреждения лиц, нуждающихся в неотложной медицинской помощи, использовать в принудительном порядке транспортные средства государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, а также специальных транспортных средств). Ущерб, причиненный транспортному средству в результате принудительного использования, возмещается в установленном законодательством порядке.

Пограничные войска Службы государственной безопасности Республики Узбекистан могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.



Статья 30. Обязанности Пограничных войск Службы

государственной безопасности Республики Узбекистан

в сфере охраны и защиты Государственной границы


Пограничные войска Службы государственной безопасности Республики Узбекистан в сфере охраны и защиты Государственной границы обязаны:

принимать меры по защите прав и свобод граждан;

не допускать противоправного изменения линии Государственной границы на местности;

пресекать вооруженное вторжение и иные провокации на Государственной границе;

не допускать незаконного пересечения Государственной границы, выявлять и задерживать нарушителей Государственной границы;

осуществлять контроль за соблюдением режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска;

осуществлять пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств и товаров в порядке, установленном законодательством;

противодействовать незаконному перемещению через Государственную границу предметов контрабанды, товаров и транспортных средств, выявлять и задерживать их, а также принимать необходимые меры по недопущению подобных действий;

принимать меры по недопущению скапливания лиц и транспортных средств в пунктах пропуска и при входе в них;

принимать предварительные меры, направленные на предупреждение возникновения и пресечение беспорядков в пунктах пропуска, обеспечение безопасности сотрудников органов государственного контроля, осуществляющих деятельность в пунктах пропуска;

проводить опрос и разъяснительную работу в отношении лиц, возвращающихся с поддельными, неустановленного образца, неправильно оформленными, принадлежащими иному лицу документами, с сертификатом на возвращение на родину, а также утратившими документы, дающие право на въезд в Республику Узбекистан и выезд из Республики Узбекистан;

пресекать правонарушения, связанные с нарушением режима Государственной границы.

Пограничные войска Службы государственной безопасности Республики Узбекистан могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.



Статья 31. Права Войск противовоздушной обороны

и Военно-воздушных сил Министерства обороны

Республики Узбекистан в сфере охраны и защиты

Государственной границы


Войска противовоздушной обороны и Военно-воздушные силы Министерства обороны Республики Узбекистан в сфере охраны и защиты Государственной границы имеют право:

использовать имеющиеся у них средства для опознавания воздушных судов и иных летательных аппаратов в воздушном пространстве Республики Узбекистан при возникновении угрозы незаконного пересечения или незаконном пересечении Государственной границы;

в установленном законодательством порядке привлекать силы и средства иных войск Вооруженных Сил Республики Узбекистан, соответствующих государственных органов для выяснения обстановки и принятия мер по предупреждению или прекращению незаконного пересечения Государственной границы в воздушном пространстве;

ограничивать или запрещать полеты воздушных судов и иных летательных аппаратов в отдельных районах воздушного пространства Республики Узбекистан при возникновении угрозы незаконного пересечения или незаконном пересечении Государственной границы в воздушном пространстве либо в целях обеспечения безопасности полетов;

участвовать в выяснении обстоятельств незаконного пересечения Государственной границы в воздушном пространстве.

Войска противовоздушной обороны и Военно-воздушные силы Министерства обороны Республики Узбекистан могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.



Статья 32. Обязанности Войск противовоздушной

обороны и Военно-воздушных сил Министерства обороны

Республики Узбекистан в сфере охраны и защиты

Государственной границы


Войска противовоздушной обороны и Военно-воздушные силы Министерства обороны Республики Узбекистан в сфере охраны и защиты Государственной границы обязаны:

осуществлять контроль за соблюдением правил пересечения Государственной границы воздушными судами и иными летательными аппаратами;

пресекать на территории Республики Узбекистан полеты воздушных судов и иных летательных аппаратов, незаконно пересекших Государственную границу или нарушивших порядок использования ее воздушного пространства;

обеспечивать взаимодействие с Пограничными войсками Службы государственной безопасности Республики Узбекистан при организации контроля воздушного пространства;

оказывать содействие воздушным судам и иным летательным аппаратам при возникновении обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор).

Войска противовоздушной обороны и Военно-воздушные силы Министерства обороны Республики Узбекистан могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 5. РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ


Статья 33. Установление режима Государственной границы


Режимом Государственной границы является совокупность правил, определяющих порядок:

обустройства Государственной границы;

пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;

пересечения Государственной границы на пограничных реках, озерах и иных водоемах;

пересечения Государственной границы в воздушном пространстве;

пересечения Государственной границы вне пунктов пропуска и воздушных коридоров;

перемещения через Государственную границу товаров;

пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств и товаров;

осуществления пограничного контроля в пунктах пропуска;

временного ограничения или приостановления пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств и товаров;

осуществления хозяйственной и иной деятельности на Государственной границе и в пограничной полосе;

разрешения пограничных инцидентов.

Режим Государственной границы действует на Государственной границе и в пограничной полосе.

Режим Государственной границы устанавливается законодательством о Государственной границе и международными договорами Республики Узбекистан.



Статья 34. Обустройство Государственной границы


Обустройство Государственной границы заключается в оборудовании, сохранении и поддержании в исправном состоянии пограничных знаков, полосы очистки, пограничной полосы, их контрольном осмотре, а также в проведении совместно с сопредельными государствами проверок прохождения линии Государственной границы.

В целях обустройства Государственной границы вдоль ее сухопутных участков устанавливается пограничная полоса, которая включает в себя часть вод Республики Узбекистан пограничных рек, озер и иных водоемов, и расположенные в этих водах острова Республики Узбекистан.

На территории пограничной полосы Пограничным войскам Службы государственной безопасности Республики Узбекистан предоставляются в постоянное пользование земельные участки:

с тыльной границы пограничной полосы шириной, позволяющей осуществлять возведение инженерно-технических сооружений, заграждений, строительство пограничных дорог, мостов и иных объектов исходя из физико-географических условий местности;

для оборудования полосы очистки, в целях установки и содержания пограничных знаков, иных инженерно-технических сооружений и заграждений.

Порядок установления пограничной полосы определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 35. Порядок пересечения Государственной

границы лицами и транспортными средствами


Пересечение Государственной границы осуществляется:

на суше, пограничных реках, озерах и иных водоемах - в местах пересечения Государственной границы, устанавливаемых на путях международного железнодорожного, автомобильного, речного и иного сообщения;

в воздушном пространстве - в местах пересечения Государственной границы международными трассами или по воздушным коридорам, выделенным для этих целей.

Пересечение Государственной границы вне пунктов пропуска допускается в случаях, предусмотренных настоящим Законом, и в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан.

При следовании лиц и транспортных средств от Государственной границы до автодорожных и железнодорожных пунктов пропуска или в обратном направлении запрещается:

изменять установленный маршрут;

осуществлять посадку лиц, погрузку товаров на транспортные средства и высадку лиц, выгрузку товаров из транспортных средств;

осуществлять подъем в воздух, посадку или прием любых летательных и беспилотных летательных аппаратов.



Статья 36. Порядок пересечения Государственной границы

на пограничных реках, озерах и иных водоемах


Пограничными реками, озерами и иными водоемами являются водные объекты, по которым проходит Государственная граница, а также непосредственно примыкающие к Государственной границе и расположенные в пограничной полосе.

Суда и военные корабли Республики Узбекистан и иностранных государств пересекают Государственную границу на пограничных реках, озерах и иных водоемах в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.

Судоходство на пограничных реках, озерах и иных водоемах с пересечением Государственной границы без захода во внутренние воды и в порты Республики Узбекистан и иностранных государств регулируется международными договорами.

Суда и военные корабли Республики Узбекистан и иностранных государств при пересечении Государственной границы и следовании во внутренних водах с заходом или без захода в порты Республики Узбекистан, а также при следовании из портов Республики Узбекистан к Государственной границе по требованию Пограничных войск Службы государственной безопасности Республики Узбекистан обязаны:

поднять свой флаг принадлежности (государственный или военно-морской), если флаг принадлежности не поднят;

изменить направление (курс) движения, если оно ведет в запретный или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную вокруг искусственного острова, установки или сооружения, либо влечет иные нарушения порядка плавания;

информировать о целях захода судна во внутренние воды, причинах отклонения от схемы (линии) движения;

остановиться и принять на борт судна досмотровую группу для проверки, представить судовые и навигационные документы, документы членов экипажа и пассажиров, на грузы и товары;

изменить направление (курс) движения и следовать в порт Республики Узбекистан или иной указанный пункт.

Судам и военным кораблям Республики Узбекистан и иностранных государств запрещается:

заход в запретный или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную вокруг искусственного острова, или изменение схемы (линии) движения в данное направление, если они были заблаговременно предупреждены Пограничными войсками Службы Государственной безопасности Республики Узбекистан;

после проведения пограничного контроля осуществлять остановку, высадку (посадку) людей, выгрузку (погрузку) товаров, прием на борт или спуск на воду плавучих средств, подъем в воздух, посадку (принятие) на борт летательных аппаратов, а также ведение промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности без разрешения Пограничных войск Службы государственной безопасности Республики Узбекистан либо с нарушением условий такого разрешения, за исключением случаев, когда это вызвано необходимостью спасения людей и судов или иными чрезвычайными ситуациями.

Порядок захода во внутренние воды и порты Республики Узбекистан, а также пребывания в них судов и военных кораблей иностранных государств определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 37. Порядок пересечения Государственной

границы в воздушном пространстве


Воздушные суда, следующие от места пересечения Государственной границы до пунктов пропуска и обратно, а также при транзитном пролете через воздушное пространство Республики Узбекистан, обязаны выполнять следующие требования Войск противовоздушной обороны и Военно-воздушных сил Министерства обороны Республики Узбекистан и (или) соответствующей подведомственной организации Министерства транспорта Республики Узбекистан:

изменить курс, если он ведет в запретный или временно опасный для полетов район;

сообщить о целях входа в воздушное пространство Республики Узбекистан или причинах отклонения от плана полета;

осуществить посадку в указанном месте.

Воздушным судам при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска или в обратном направлении, а также при транзитном пролете через воздушное пространство Республики Узбекистан, запрещается:

посадка в аэропортах или на аэродромах, не открытых для международных полетов, а также вылет из них;

посадка в аэропортах или на аэродромах, не указанных в плане полета, а также вылет из них;

посадка вне аэропортов и аэродромов;

отклонение от установленных (рекомендованных) воздушных трасс и маршрутов следования;

пролет над территорией запретных зон и зон ограничения полетов, опубликованных в документах аэронавигационной информации.

Требования, предусмотренные в части второй настоящей статьи, не распространяются на случаи возникновения или угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или другие случаи, угрожающие жизни, здоровью и безопасности людей.

При выполнении международных полетов, связанных с выполнением гуманитарных рейсов, а также государственных задач, в порядке исключения воздушные суда могут производить посадку в аэропортах или на аэродромах, не открытых для международных полетов. Данные полеты выполняются при наличии специального разрешения, выданного соответствующей подведомственной организацией Министерства транспорта Республики Узбекистан по согласованию со Службой государственной безопасности Республики Узбекистан и иными государственными органами Республики Узбекистан.

Полеты воздушных судов между основной и эксклавными территориями Республики Узбекистан осуществляются в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан, без проведения пограничного и иных видов государственного контроля.



Статья 38. Порядок пересечения Государственной

границы вне пунктов пропуска и воздушных коридоров


Пересечение Государственной границы вне пунктов пропуска осуществляется в соответствии с договоренностями Республики Узбекистан с сопредельными государствами.

Пересечение Государственной границы вне пунктов пропуска и воздушных коридоров допускается в случаях:

введения чрезвычайного положения, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или других случаях, угрожающих жизни, здоровью и безопасности людей, а также безопасности воздушных судов, судов и военных судов Республики Узбекистан и иностранных государств;

буксировки поврежденных речных судов Республики Узбекистан или иностранных государств, военных кораблей иностранных государств;

доставки спасенных людей;

оказания первичной неотложной доврачебной помощи членам экипажа судов Республики Узбекистан или иностранных государств.

В отдельных случаях, при осуществлении хозяйственной деятельности (при перегоне скота и в иных случаях), а также при обслуживании, ремонте, эксплуатации трансграничных объектов водного, транспортного, промышленного и сельскохозяйственного назначения, сетей телекоммуникаций и линий электропередачи, пересечение Государственной границы может осуществляться и вне пунктов пропуска с разрешения Пограничных войск Службы государственной безопасности Республики Узбекистан, после согласования данного вопроса уполномоченными государственными органами Республики Узбекистан с компетентными органами сопредельного государства.

Пограничным войскам Службы государственной безопасности Республики Узбекистан при исполнении обязанностей по охране и защите Государственной границы предоставляется право пересечения Государственной границы вне пунктов пропуска, по согласованию с компетентными органами сопредельного государства.



Статья 39. Перемещение через Государственную

границу товаров


Перемещение через Государственную границу товаров производится в местах и в порядке, определенных законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.



Статья 40. Пропуск через Государственную границу

лиц, транспортных средств и товаров


Пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств и товаров производится в установленных пунктах пропуска.

Пропуск через Государственную границу заключается в разрешении пересекать Государственную границу лицам и транспортным средствам, осуществлять ввоз в Республику Узбекистан или вывоз из Республики Узбекистан товаров.

Основанием для пропуска через Государственную границу является:

для физических лиц - наличие действительных документов на право въезда в Республику Узбекистан или выезда из Республики Узбекистан;

для транспортных средств и товаров - наличие документов на транспортные средства и товары, предусмотренных законодательством.

Пропуск через Государственную границу считается завершенным по окончании контрольных процедур в пункте пропуска и при выезде лица, транспортного средства и вывозе товаров за пределы пункта пропуска.

Не подлежат пропуску через Государственную границу иностранные граждане и лица без гражданства, которым в соответствии с законодательством не разрешен въезд в Республику Узбекистан, а также лица, права которых на выезд из Республики Узбекистан временно ограничены.

Перечень, дислокация пунктов пропуска, порядок их строительства (реконструкции), открытия (закрытия), организации в них государственного контроля, а также порядок пропуска лиц, транспортных средств и товаров через Государственную границу в пунктах пропуска определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 41. Осуществление пограничного контроля

в пунктах пропуска


Пограничный контроль является одним из видов государственного контроля, осуществляемого Пограничными войсками Службы государственной безопасности Республики Узбекистан в пунктах пропуска в отношении лиц, транспортных средств и товаров, и включает:

проверку документов лиц, в том числе посредством обработки биометрических персональных данных;

устный опрос лиц;

предотвращение пропуска через Государственную границу иностранных граждан и лиц без гражданства, которым в соответствии с законодательством не разрешен въезд в Республику Узбекистан, а также лиц, права которых на выезд из Республики Узбекистан временно ограничены;

проведение во взаимодействии с таможенными органами осмотра и досмотра транспортных средств и товаров в порядке, установленном законодательством;

наблюдение за транспортными средствами и товарами, а также сопровождение их от пункта пропуска до Государственной границы и обратно;

проверку наличия отметок органов государственного контроля о проведении соответствующих контрольных процедур в пунктах пропуска;

иные контрольные процедуры, установленные законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.

В целях обеспечения безопасности функционирования пункта пропуска военнослужащими (сотрудниками) Пограничных войск Службы государственной безопасности Республики Узбекистан и иных уполномоченных государственных органов может быть осуществлена процедура проведения личного досмотра.



Статья 42. Временное ограничение или приостановление

пропуска через Государственную границу лиц,

транспортных средств и товаров


Кабинетом Министров Республики Узбекистан в отдельных пунктах пропуска может быть временно ограничен или приостановлен пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств и товаров по следующим основаниям:

в целях обеспечения национальной безопасности Республики Узбекистан;

на основании информации уполномоченного государственного органа о возникновении и распространении на территории Республики Узбекистан или иностранных государств карантинных и других опасных инфекционных болезней людей, животных и растений;

при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

на основании обращений компетентных органов сопредельного государства;

при проведении строительно-технических работ на территории пункта пропуска.

Министерством иностранных дел Республики Узбекистан в течение 48 часов с момента принятия решения о временном ограничении или приостановлении пропуска через Государственную границу соответствующим государствам направляется уведомление.

Пограничными войсками Службы государственной безопасности Республики Узбекистан за 24 часа до введения мер по временному ограничению или приостановлению пропуска через Государственную границу уведомляются пограничные органы сопредельных государств.



Статья 43. Осуществление хозяйственной и иной

деятельности на Государственной границе

и в пограничной полосе


Осуществление хозяйственной и иной деятельности на Государственной границе не должно причинять ущерб или представлять угрозу причинения ущерба национальной безопасности Республики Узбекистан и сопредельных государств, создавать препятствия при выполнении задач Пограничными войсками Службы государственной безопасности Республики Узбекистан по охране и защите Государственной границы.

Пограничными войсками Службы государственной безопасности Республики Узбекистан в пограничной полосе могут вводиться следующие дополнительные режимные ограничения и запреты:

на въезд посторонних лиц в пограничную полосу;

на въезд на территории, где осуществляется хозяйственная и иная деятельность;

на выход плавательных средств в пограничные реки, озера и иные водоемы.

Маломерные суда, перемещающиеся на пограничных реках, озерах и иных водоемах внутренних вод Республики Узбекистан, подлежат обязательному учету и хранению на пристанях, причалах, иных пунктах базирования. Порядок выхода этих судов из пунктов базирования и их возвращения устанавливается Пограничными войсками Службы государственной безопасности Республики Узбекистан.

Порядок осуществления хозяйственной и иной деятельности на Государственной границе и в пограничной полосе физическими и юридическими лицами устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.



Статья 44. Разрешение пограничных инцидентов


Пограничным инцидентом является происшествие на Государственной границе, связанное с нарушением режима Государственной границы, затрагивающее интересы Республики Узбекистан или сопредельных государств.

Порядок разрешения пограничных инцидентов определяется в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.



Статья 45. Пограничные представители Республики Узбекистан


Для разрешения вопросов соблюдения режима Государственной границы и урегулирования пограничных инцидентов назначаются пограничные представители Республики Узбекистан.

Полномочия и порядок осуществления деятельности пограничных представителей Республики Узбекистан определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Урегулирование пограничных инцидентов, связанных с действиями военных воздушных судов, иных военных объектов или военнослужащих Республики Узбекистан и иностранных государств, осуществляется при участии представителей Министерства обороны Республики Узбекистан, а также соответствующих государственных органов.

Вопросы и пограничные инциденты, не урегулированные пограничными представителями Республики Узбекистан или представителями Министерства обороны Республики Узбекистан, разрешаются в дипломатическом порядке.



Статья 46. Нарушение режима Государственной границы


Нарушением режима Государственной границы является нарушение правил:

пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;

перемещения через Государственную границу товаров;

пребывания, осуществления хозяйственной и иной деятельности на Государственной границе и в пограничной полосе.



Статья 47. Нарушители Государственной границы


Нарушителями Государственной границы являются:

лица, пересекшие или пытающиеся пересечь Государственную границу вне пунктов пропуска либо пересекшие или пытающиеся пересечь Государственную границу в пунктах пропуска с нарушением порядка пересечения Государственной границы;

иностранные суда и военные корабли, зашедшие во внутренние воды, а также в пограничные реки, озера и иные водоемы в нарушение установленного порядка пересечения Государственной границы;

воздушные суда и иные летательные аппараты, пересекшие Государственную границу с нарушением порядка пересечения Государственной границы в воздушном пространстве.

Нарушением Государственной границы также является пересечение Государственной границы вне пунктов пропуска любыми техническими или иными средствами.



ГЛАВА 6. ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ


Статья 48. Установление пограничного режима


Порядок и правила въезда (выезда), прохода, пребывания (проживания), перемещения, осуществления хозяйственной и иной деятельности в пограничной зоне устанавливаются в Положении о пограничном режиме на территории Республики Узбекистан.

Положение о пограничном режиме на территории Республики Узбекистан утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Контроль за соблюдением пограничного режима в пограничной зоне возлагается на органы внутренних дел, а также Пограничные войска Службы государственной безопасности Республики Узбекистан в пределах их полномочий.



Статья 49. Установление пограничной зоны


Пограничная зона устанавливается для обеспечения пограничного режима в пределах территории района, города, поселка, кишлака и аула, прилегающей к Государственной границе.

Порядок установления пограничной зоны определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 50. Въезд (выезд), проход, пребывание (проживание),

передвижение лиц, осуществление хозяйственной

и иной деятельности в пограничной зоне


Въезд (выезд), проход, пребывание (проживание) и передвижение в пограничной зоне осуществляется:

гражданами Республики Узбекистан, иностранными гражданами и лицами без гражданства - на основании документов, удостоверяющих личность и пропусков на въезд в пограничную зону, выдаваемых Министерством внутренних дел Республики Узбекистан;

иностранными гражданами и лицами без гражданства, следующими по путям международного сообщения к пункту пропуска, с целью выезда из Республики Узбекистан - на основании документов, удостоверяющих личность и дающих право на пересечение Государственной границы. Изменение маршрута следования данной категорией лиц запрещается.

При осуществлении хозяйственной и иной деятельности в пограничной зоне запрещается:

причинять ущерб национальной безопасности Республики Узбекистан;

создавать обстоятельства, способствующие нарушению пограничного режима;

препятствовать выполнению своих задач органами внутренних дел и Пограничными войсками Службы государственной безопасности Республики Узбекистан.

Порядок осуществления хозяйственной и иной деятельности в пограничной зоне физическими и юридическими лицами устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 51. Профилактическая полоса на Государственной границе


В целях защиты территории Республики Узбекистан от заноса и распространения инфекционных болезней животных вдоль Государственной границы устанавливается профилактическая полоса, обеспечивающая необходимую ветеринарную безопасность, где запрещается выпас и содержание животных.

Ширина, порядок ограждения и режим профилактической полосы устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 52. Нарушение пограничного режима


Несоблюдение лицами порядка въезда (выезда), прохода, пребывания (проживания), передвижения, осуществления хозяйственной и иной деятельности в пограничной зоне является нарушением пограничного режима.



ГЛАВА 7. РЕЖИМ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА


Статья 53. Установление режима в пунктах пропуска


Режим в пунктах пропуска включает в себя совокупность правил, определяющих порядок осуществления контрольных процедур, прибытия в пункты пропуска, пребывания и убытия из них лиц и транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза товаров, осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории пунктов пропуска.

Режим в пунктах пропуска устанавливается Службой государственной безопасности Республики Узбекистан в целях поддержания необходимых условий служебной деятельности всех органов государственного контроля.

Режим в пунктах пропуска должен исключать возможность:

незаконного пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;

незаконного перемещения через Государственную границу товаров;

доступа посторонних лиц к закрытым в пунктах пропуска местам, помещениям (объектам) и транспортным средствам.

Служба государственной безопасности Республики Узбекистан по согласованию с органами государственного контроля и организациями, осуществляющими деятельность в пунктах пропуска:

определяет схему передвижения лиц и транспортных средств, перемещения товаров, а также порядок передвижения и места стоянок для транспортных средств;

определяет порядок допуска в помещения и иные места, где осуществляются контрольные процедуры, а также на транспортные средства;

вырабатывает меры и обеспечивает контроль за соблюдением режима в пунктах пропуска.

Ввоз (вывоз) на территорию пункта пропуска оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых и радиоактивных веществ, а также иных веществ и предметов, представляющих опасность для жизни или здоровья людей, осуществляется с разрешения Службы государственной безопасности Республики Узбекистан, за исключением случаев перемещения данных товаров через Государственную границу.

Выезд транспортных средств с территории пунктов пропуска (смена места стоянки) производится с разрешения Пограничных войск Службы государственной безопасности Республики Узбекистан по согласованию с соответствующими органами государственного контроля.

Посадка (высадка) пассажиров в транспортные средства при их убытии с пункта пропуска или их прибытии в пункт пропуска осуществляется с разрешения Пограничных войск Службы государственной безопасности Республики Узбекистан.

Погрузка (выгрузка) в пунктах пропуска товаров, перемещаемых через Государственную границу, осуществляется с разрешения таможенных органов с уведомлением Пограничных войск Службы государственной безопасности Республики Узбекистан.



Статья 54. Дополнительные режимные правила

в пункте пропуска


В пункте пропуска определяются территории, помещения, где непосредственно осуществляются контрольные процедуры и вводятся дополнительные режимные правила, предусмотренные законодательством.



Статья 55. Порядок въезда в пункты пропуска

и выезда из пунктов пропуска лиц и транспортных средств,

ввоза в пункты пропуска и вывоза из пунктов

пропуска товаров


Въезд в пункты пропуска и выезд из пунктов пропуска лиц и транспортных средств, ввоз в пункты пропуска и вывоз из пунктов пропуска товаров осуществляется в установленных местах при наличии у лиц документов на право въезда в Республику Узбекистан или выезда из Республики Узбекистан, а в отношении транспортных средств и товаров - предусмотренных законодательством документов на транспортные средства и товары.

Пропуск на территорию пунктов пропуска представителей органов государственного контроля, сотрудников иных органов и организаций, осуществляющих деятельность в пунктах пропуска, и их транспортных средств, осуществляется по пропускам, выдаваемым:

в железнодорожных, автомобильных и речных пунктах пропуска - Пограничными войсками Службы государственной безопасности Республики Узбекистан;

в авиационных пунктах пропуска - соответствующей подведомственной организацией Министерства транспорта Республики Узбекистан по согласованию со Службой государственной безопасности Республики Узбекистан.

Въезд в пункты пропуска и выезд из пунктов пропуска военнослужащих и сотрудников органов государственного контроля, иных органов и организаций, осуществляющих деятельность в пунктах пропуска, осуществляются в приоритетном порядке.



Статья 56. Права и обязанности юридических лиц,

осуществляющих международные перевозки пассажиров


Юридические лица, осуществляющие международные перевозки пассажиров, имеют право:

получать информацию о порядке пересечения Государственной границы;

в соответствии с законодательством о персональных данных осуществлять сбор, обработку, хранение и использование персональных данных пассажиров без их письменного разрешения.

Юридические лица, осуществляющие международные перевозки пассажиров, могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Юридические лица, осуществляющие международные перевозки пассажиров, обязаны:

заблаговременно представлять Пограничным войскам Службы государственной безопасности Республики Узбекистан и таможенным органам сведения о следующих на путях международного сообщения пассажирах и их багаже;

принимать меры по предотвращению незаконного проникновения (схода) лиц на принадлежащие им (с эксплуатируемых ими) транспортные средства и использования их для незаконного пересечения Государственной границы.

Юридические лица, осуществляющие международные перевозки пассажиров, могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.



Статья 57. Права и обязанности лиц, пересекающих

Государственную границу в пунктах пропуска


Лица, пересекающие Государственную границу в пунктах пропуска, имеют право получать информацию о режиме в пункте пропуска, последовательности и порядке осуществления контрольных процедур, а также иную информацию, связанную с функционированием пункта пропуска, за исключением информации, доступ к которой ограничен законом.

Лица, пересекающие Государственную границу в пунктах пропуска, обязаны по требованию сотрудников органов государственного контроля:

предъявлять документы на право въезда в Республику Узбекистан или выезда из Республики Узбекистан;

информировать о провозимых через Государственную границу товарах;

предъявлять к осмотру или досмотру транспортные средства и товары, кроме случаев, предусмотренных законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.

Лица, пересекающие Государственную границу в пунктах пропуска, могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.

Лицам, пересекающим Государственную границу в пунктах пропуска, на территории пунктов пропуска запрещается:

производить съемку процесса осуществления контрольных процедур средствами фото- и видеофиксации;

вести разговоры по мобильным средствам связи, препятствующие осуществлению контрольных процедур;

оставлять посторонние предметы в документах, предъявляемых для проверки;

совершать действия, направленные на подстрекательство (склонение) сотрудников органов государственного контроля к нарушению установленного порядка осуществления контрольных процедур;

совершать иные действия, препятствующие осуществлению контрольных процедур.



Статья 58. Осуществление хозяйственной и иной

деятельности в пунктах пропуска


Пропуска на вход (выход) лицам, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность в пунктах пропуска, выдаются Пограничными войсками Службы государственной безопасности Республики Узбекистан или соответствующей подведомственной организацией Министерства транспорта Республики Узбекистан.

При осуществлении хозяйственной и иной деятельности в пунктах пропуска запрещается:

причинять ущерб национальной безопасности Республики Узбекистан;

причинять вред жизни и здоровью людей;

нарушать требования природоохранного законодательства;

причинять ущерб сопредельным государствам или создавать угрозу причинения такого ущерба;

препятствовать органам государственного контроля в осуществлении контрольных процедур.

Порядок осуществления хозяйственной и иной деятельности в пунктах пропуска физическими и юридическими лицами устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 59. Нарушение режима в пунктах пропуска


Нарушением режима в пунктах пропуска считается несоблюдение порядка пребывания и передвижения лиц и транспортных средств в пунктах пропуска, противоправное проникновение лиц на закрытые в пунктах пропуска места и транспортные средства.



ГЛАВА 8. ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ,

СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ (СЛУЖЕБНЫХ ЖИВОТНЫХ),

ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ В СФЕРЕ

ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ


Статья 60. Условия применения физической силы,

специальных средств, вооружения и военной техники


Военнослужащие (сотрудники) Службы государственной безопасности, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Таможенного комитета при Министерстве экономики и финансов и Национальной гвардии Республики Узбекистан (далее - военнослужащие (сотрудники)) при осуществлении охраны и защиты Государственной границы имеют право применять физическую силу, специальные средства, вооружение и военную технику только в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Применению физической силы, специальных средств, вооружения и военной техники должно предшествовать четко выраженное предупреждение о намерении их применить, за исключением случаев, когда такое предупреждение невозможно, либо когда промедление создает непосредственную опасность для жизни и здоровья людей и может повлечь иные тяжкие последствия.

Применение физической силы, специальных средств, вооружения и военной техники должно соответствовать создавшейся обстановке, характеру и степени опасности действий лиц. При этом военнослужащие (сотрудники) обязаны стремиться к минимизации любого вреда.

При применении физической силы, специальных средств, вооружения и военной техники военнослужащий (сотрудник) обязан принять все меры по обеспечению безопасности окружающих лиц.

Лицам, получившим телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств, вооружения и военной техники, должна быть оказана первая помощь.

О каждом случае применения физической силы, специальных средств, вооружения и военной техники военнослужащие (сотрудники) обязаны немедленно доложить непосредственному начальнику.

О каждом случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу физических либо юридических лиц в результате применения физической силы и специальных средств, а также обо всех случаях применения вооружения и военной техники немедленно сообщается соответствующему прокурору.

Военнослужащие (сотрудники), незаконно применившие физическую силу, специальные средства, вооружение и военную технику, несут ответственность в соответствии с законом.

Военнослужащий (сотрудник) не несет ответственности за вред, причиненный физическим и юридическим лицам при применении физической силы, специальных средств, вооружения и военной техники, если применение физической силы, специальных средств, вооружения и военной техники осуществлялось по основаниям и в порядке, установленном законом.



Статья 61. Применение физической силы


Военнослужащие (сотрудники) лично или в составе подразделения (группы) при осуществлении охраны и защиты Государственной границы вправе применять физическую силу, в том числе с использованием подручных средств, в следующих целях:

предотвращение и пресечение правонарушений, а также задержание правонарушителей;

пресечение попыток захвата охраняемых объектов, огнестрельного оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, транспортных средств;

задержание, доставление, конвоирование и охрана лиц, которые могут оказать вооруженное сопротивление, пресечение попыток побега, причинения этими лицами вреда окружающим или себе;

отражение нападения на них и иных граждан;

пресечение сопротивления их законным требованиям.

Военнослужащие (сотрудники) имеют право применять физическую силу также в случаях, когда настоящим Законом разрешено применение специальных средств, вооружения и военной техники.

Запрещается применять физическую силу в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с видимыми признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан либо военнослужащего (сотрудника).



Статья 62. Применение специальных средств


Военнослужащие (сотрудники) при осуществлении охраны и защиты Государственной границы имеют право применять специальные средства, такие как резиновые палки, наручники или иные средства связывания, электрошоковые устройства, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, водометы, слезоточивые вещества, средства принудительной остановки транспортных средств и служебные животные в следующих целях:

отражение нападения на них и иных граждан;

отражение нападения на объекты государственных органов Республики Узбекистан;

пресечение неповиновения или сопротивления их законным требованиям при выполнении ими служебных обязанностей по охране и защите Государственной границы;

предупреждение, выявление и пресечение правонарушений и массовых беспорядков;

задержание правонарушителей, доставление лиц, совершивших правонарушения или уклоняющихся от подтверждения личности, в служебные помещения Пограничных войск Службы государственной безопасности Республики Узбекистан или таможенных органов либо в правоохранительные органы, если данные лица оказывают физическое сопротивление или другое противодействие;

конвоирование и охрана задержанных лиц.

Военнослужащие (сотрудники) имеют право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Законом разрешено применение вооружения и военной техники.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с видимыми признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден либо известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления или нападения, реально угрожающего жизни и здоровью военнослужащих (сотрудников) или иных граждан.

Запрещается нанесение человеку ударов резиновой палкой по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца, за исключением случаев оказания человеком вооруженного сопротивления или нападения, реально угрожающего жизни и здоровью военнослужащих (сотрудников) или иных граждан.

Перечень специальных средств, применяемых военнослужащими (сотрудниками) при осуществлении охраны и защиты Государственной границы, устанавливается законодательством.



Статья 63. Применение служебных животных


Служебные животные являются одним из видов специальных средств, к которым относятся собаки, лошади и вьючные животные, предназначенные для усиления пограничных нарядов и используемые в предупреждении, выявлении и пресечении правонарушений в пограничной зоне, на приграничной территории и в пунктах пропуска, а также оказании физического, психологического и иного воздействия на правонарушителей.

Военнослужащие (сотрудники) при осуществлении охраны и защиты Государственной границы применяют служебных животных в следующих целях:

усиление пограничных нарядов, поиск и задержание правонарушителей, охрана объектов государственных органов;

досмотр лиц, транспортных средств и товаров, осмотр местности с целью обнаружения предметов контрабанды;

передвижение военнослужащих (сотрудников) и транспортировка грузов;

оказание физического, психологического и иного воздействия на правонарушителей;

предупреждение, выявление и пересечение иных правонарушений.



Статья 64. Применение вооружения и военной техники


Военнослужащие (сотрудники) при осуществлении охраны и защиты Государственной границы применяют вооружение и военную технику в следующих целях:

отражение вооруженного вторжения на территорию Республики Узбекистан и пресечение вооруженных нападений и иных провокаций на Государственной границе;

пресечение нарушений Государственной границы в воздушном пространстве воздушными судами и иными летательными аппаратами;

задержание лиц и остановка транспортных средств, незаконно пересекших или пытающихся пересечь Государственную границу, если прекращение нарушения Государственной границы или задержание нарушителей Государственной границы не могут быть осуществлены с применением иных средств и способов;

отражение нападения на объекты государственных органов Республики Узбекистан;

отражение нападения на них и иных граждан, когда их жизнь или здоровье подвергаются опасности;

подача сигнала тревоги или вызова помощи, обезвреживание животного, угрожающего жизни и здоровью военнослужащих (сотрудников) и иных граждан.

Военнослужащим (сотрудникам) запрещается применять вооружение и военную технику:

в отношении женщин, лиц с видимыми признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления или совершения группового нападения, реально угрожающего жизни и здоровью военнослужащих (сотрудников) либо иных граждан;

в отношении физических лиц, незаконно пересекших или пытающихся пересечь Государственную границу, если это произошло (происходит) явно случайно или вследствие несчастного случая либо обстоятельств непреодолимой силы.

Применению вооружения и военной техники должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении их применить и (или) предупредительные выстрелы, за исключением случаев отражения вооруженного вторжения на территорию Республики Узбекистан, пресечения вооруженных нападений и иных провокаций на Государственной границе, отражения нападения на объекты государственных органов Республики Узбекистан, а также когда жизни военнослужащего (сотрудника) или гражданина угрожает непосредственная опасность.

Вооружение и военная техника также применяются против нарушителей Государственной границы в ответ на применение ими силы или в случаях, когда прекращение нарушения или задержание правонарушителей не может быть осуществлено иными средствами.



ГЛАВА 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 65. Обязательность выполнения законных

требований военнослужащих (сотрудников),

осуществляющих охрану и защиту

Государственной границы


Законные требования военнослужащего (сотрудника), осуществляющего охрану и защиту Государственной границы, предъявленные в пределах его полномочий, обязательны для выполнения всеми государственными органами, иными организациями, должностными лицами и гражданами.



Статья 66. Правовая и социальная защита

военнослужащих (сотрудников), осуществляющих

охрану и защиту Государственной границы


Правовая и социальная защита военнослужащих (сотрудников), осуществляющих охрану и защиту Государственной границы, осуществляется в порядке, установленном законодательством.



Статья 67. Финансовое и материально-техническое

обеспечение мероприятий по установлению, изменению,

охране и защите Государственной границы


Финансовое обеспечение мероприятий по установлению, изменению, охране и защите Государственной границы осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством.

Порядок материально-технического обеспечения мероприятий по установлению, изменению, охране и защите Государственной границы определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 68. Обжалование решений государственных органов,

действий (бездействия) их должностных лиц, связанных

с установлением, изменением, охраной и защитой

Государственной границы


Решения государственных органов, действия (бездействие) их должностных лиц, связанные с установлением, изменением, охраной и защитой Государственной границы, могут быть обжалованы в вышестоящий орган в порядке подчиненности либо в суд.



Статья 69. Ответственность за нарушение законодательства

о Государственной границе Республики Узбекистан


Лица, виновные в нарушении законодательства о Государственной границе Республики Узбекистан, несут ответственность в установленном порядке.



Статья 70. Признание утратившими силу некоторых

законодательных актов Республики Узбекистан


Признать утратившими силу:


1) Закон Республики Узбекистан от 20 августа 1999 года N 820-I "О Государственной границе Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., N 9, ст. 217);


2) Постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 20 августа 1999 года N 821-I "О введении в действие Закона Республики Узбекистан "О Государственной границе Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., N 9, ст. 218);


3) статью XX Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2004 года N 621-II "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., N 5, ст. 90);


4) статью 8 Закона Республики Узбекистан от 14 января 2009 года N ЗРУ-199 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием исполнительного производства" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2009 г., N 1, ст. 1);


5) статью 10 Закона Республики Узбекистан от 25 декабря 2009 года N ЗРУ-240 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с углублением экономических реформ в сельском и водном хозяйстве" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2009 г., N 12, ст. 472);


6) статью 17 Закона Республики Узбекистан от 26 декабря 2016 года N ЗРУ-416 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2016 г., N 12, ст. 383);


7) статью 35 Закона Республики Узбекистан от 18 апреля 2018 года N ЗРУ-476 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2018 г., N 4, ст. 224);


8) статью 26 Закона Республики Узбекистан от 18 февраля 2019 года N ЗРУ-522 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием деятельности отдельных государственных органов в сфере безопасности и обороны" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., N 2, ст. 47);


9) статью 109 Закона Республики Узбекистан от 21 апреля 2021 года N ЗРУ-683 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2021 г., приложение к N 4).



Статья 71. Обеспечение исполнения, доведения,

разъяснения сути и значения настоящего Закона


Министерству юстиции, Службе государственной безопасности Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 72. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом


Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 73. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                     Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 13 сентября 2023 г.



















































Время: 0.2326
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск