ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
2023 год /Обзор нового в законодательстве (за период с 21 по 27 октября 2023 г.)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ОБЗОР
НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
(за период с 21 по 27 октября 2023 г.)
В Узбекистане внедряется Национальная "зеленая" таксономия
Совершенствуется порядок осуществления сервитута
Электричество для таможни - на особых условиях
Как будут согласовывать фискальные обязательства
Обнуляется таможенная пошлина на цветочные клубни
Систематизируются документы в области ЗАГСа
Упрощен порядок предоставления помощи
Принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25.10.2023 г. N 561 "Об утверждении Национальной "зеленой" таксономии".
В соответствии с Планом действий по переходу на "зеленую" экономику и обеспечению "зеленого" роста в Республике Узбекистан до 2030 года (утвержден Постановлением Президента РУз от 02.12.2022 г. N ПП-436) предусмотрена разработка Национальной "зеленой" таксономии для классификации "зеленых" видов деятельности.
Документом утверждена Национальная таксономия "зеленой" экономики, которая предусматривает определение категорий основных направлений этой сферы и оценку критериев соответствия на основе классификации "зеленых" видов деятельности. Исполнительным органом, ответственным за ее внедрение, определено Министерство экономики и финансов.
До 1 октября 2024 г.:
q классификация проектов "зеленого" типа, финансируемых за счет "зеленых" облигаций и кредитов, осуществляется в порядке эксперимента с использованием Национальной таксономии "зеленой" экономики;
q инвестиционные затраты всех субъектов хозяйствования, использующих финансовую господдержку, в том числе частных и государственных хозяйственных объединений, классифицируются на основе Национальной "зеленой" экономической таксономии.
Справочно. Таксономия "зеленых" проектов - система классификации видов экономической деятельности, проектов и активов, способствующих устойчивому развитию, и направленная на повышение эффективности использования природных ресурсов, снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду и повышение энергосбережения.
* * *
Президент Республики Узбекистан подписал Закон от 23.10.2023 г. N ЗРУ-871 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием земельного законодательства".
Закон "Об аренде" дополняется нормой, согласно которой:
q права и обязанности по объектам арендных отношений могут быть переданы арендатором другому лицу с согласия арендодателя (перенаем);
q при переходе права на недвижимость к другому лицу вместе с этим объектом переходят права и обязанности по аренде земельного участка, занимаемого данным объектом, и необходимых для его использования, к другому лицу, при этом согласие арендодателя не требуется;
q лица, получившие земельные участки несельхозназначения посредством электронного онлайн-аукциона, могут передавать (перенаем) права и обязанности в отношении полученных в аренду земельных участков другому лицу, но не более чем на срок аренды. При этом права и обязанности по договору аренды переходят к новому арендатору.
В Гражданский кодекс вносятся изменения и дополнения, в соответствии с которыми:
q сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, дарения, залога или аренды;
q размер уплачиваемой (единовременной или постоянной) платы за сервитут не может быть меньше суммы земельного налога (арендной платы), установленной на период действия сервитута.
В Земельный кодекс вносятся изменения и дополнения, в соответствии с которыми:
- договор о сервитуте должен содержать следующие условия:
q кадастровый номер земельного участка;
q цели и основания установления сервитута;
q сведения о сторонах договора;
q срок действия сервитута;
q размер установленной платы за сервитут (при наличии);
q права, обязанности и ответственность сторон договора;
q сервитутное обязательство о приведении земельного участка в состояние, пригодное для использования по целевому назначению по истечении установленного срока сервитута;
- сервитут может быть прекращен:
q по взаимному согласию участников сервитута;
q по обоснованному требованию землевладельца, землепользователя, арендатора и собственника земельных участков или лица, в интересах которого установлен сервитут;
q при длительном неиспользовании (не менее 3 лет) сервитута;
q в случае истечения срока действия сервитута;
q если основания, послужившие причиной для установления сервитута, утратили свою значимость;
q по иным основаниям, предусмотренным законом;
- право ограниченного пользования чужим земельным участком для общественных нужд (публичный сервитут) может быть установлено для следующих целей:
q проведение геологосъемочных, поисковых, геодезических и других изыскательных работ на чужом земельном участке;
q прокладка и эксплуатация электрических сетей, линий связи и других линий, трубопроводов, внутренних оросительных сетей, инженерных сетей и других сетей общего пользования на чужом земельном участке.
Публичный сервитут устанавливается решением хокима области и г. Ташкента на основании обращений заинтересованных организаций.
* * *
Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 24.10.2023 г. N 560 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан в связи с установлением дополнительных мер по дальнейшему совершенствованию таможенного администрирования".
В условиях роста внешнеторгового оборота страны, развития трансграничной электронной коммерции, а также работ по достижению полной цифровизации таможенной сферы, необходимо усилить социальную защиту работников и внедрять антикоррупционные факторы.
В соответствии с Указом Президента РУз от 27.04.2022 г. N УП-122 "О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию таможенного администрирования" документом введены изменения и дополнения в действующие НПА, которые предусматривают:
q включение таможенных органов в перечень предприятий-потребителей, которым электроэнергия поставляется на особых условиях;
q снижение авансового платежа со 100 до 50% при экспорте на основании счета-фактуры;
q вывоз товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории, осуществляется при экспортном таможенном оформлении на основании критерия достаточной переработки;
q утверждение требования о внесении дополнений, связанных с изменением страны - иностранного партнера, в грузовую таможенную декларацию при осуществлении внешнеторговых операций;
q возможность внесения изменений в данные внешнеторговых контрактов в единую электронную информационную систему внешнеторговых операций без дополнительных соглашений.
* * *
Утверждено Постановление Кабинета Министров РУз от 23.10.2023 г. N 558 "Об утверждении Положения о порядке управления фискальными обязательствами государства, которые могут возникнуть из проектов государственно-частного партнерства".
Положение регулирует порядок управления, рассмотрения и согласования прямых и условных (далее - фискальных) обязательств государства, которые могут возникнуть из проектов ГЧП, находящихся на стадии:
q реализации;
q ожидания реализации;
q подготовки;
q тендера.
Прямые обязательства государства - платежи, имеющие конкретные размеры, условия и сроки оплаты, указанные государственным партнером в соглашении о ГЧП. К ним относятся:
q разовые авансы;
q постоянные платежи;
q платежи, подлежащие оплате при достижении согласованных результатов;
q платежи, подлежащие оплате в зависимости от уровня пользования определенной услугой;
q субсидии.
Условные обязательства государства - возможные финансовые обязательства перед Государственным бюджетом в будущем, а также размер и объем которых в период осуществления проекта ГЧП не определен.
Минэкономики и финансов осуществляет функции по рассмотрению, согласованию, ведению учета, управлению и регулированию фискальных обязательств, которые могут возникнуть из проектов ГЧП.
Схема согласования следующая:
q государственный партнер представляет в Минэкономики и финансов расчет фискальных обязательств государства;
q Минэкономики и финансов в течение 10 рабочих дней:
q рассматривает фискальные обязательства государства в проектах ГЧП стоимостью свыше $1 млн, согласует, отклоняет либо возвращает на доработку;
q проекты свыше $10 млн - направляет на согласование в Кабмин;
q государственный партнер уведомляет частного партнера о принятом решении.
* * *
Принято Постановление Президента РУз от 23.10.2023 г. N ПП-341 "О дополнительных мерах по государственной поддержке отраслей цветоводства и питомничества".
В соответствии с документом в целях развития цветоводства и питомничества в регионах республики, выращивания отечественных и зарубежных сортов цветов, а также дальнейшего укрепления экспортного потенциала сельскохозяйственной продукции предусмотрено:
применить с 1 ноября 2023 года до 1 января 2026 года нулевую ставку таможенной пошлины при импорте клубней, луковиц, клубневидных корней, клубнелуковиц, корневищ, включая разветвленные, находящиеся в состоянии вегетативного покоя, вегетации или цветения, прочие живые растения (включая их корни), черенки и отводки (коды ТН ВЭД 0601 и 0602).
* * *
Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 20.10.2023 г. N 550 "О систематизации нормативно-правовых актов в области регистрации актов о браке, семье и гражданском состоянии".
В соответствии с Указом Президента РУз от 30.04.2021 г. N УП-6218 "О мерах по комплексной систематизации национальной базы законодательства" утверждены:
q Положение об органах записи актов гражданского состояния;
q Положение о порядке определения численности работников органов ЗАГСа;
q Правила оформления актов гражданского состояния;
Положение об органах ЗАГСа определяет основные задачи, функции, права и обязанности, а также организационные основы их деятельности.
За выдачу новых гербовых свидетельств (за исключением свидетельств о смерти и о рождении, выдаваемых при устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в воспитательные учреждения) гербовый сбор взимается в размере 15% БРВ.
Если в результате оцифровки архивных данных органов ЗАГС в разные годы были выданы одинаковые серийные и цифровые свидетельства о рождении, то гербовый сбор за переоформление данных свидетельств не взимается.
Органы ЗАГСа регистрируют посредством соответствующих записей следующие акты гражданского состояния о:
q рождении;
q заключении и расторжении брака;
q смерти.
Записи актов гражданского состояния являются документами государственного значения, составляются в одном экземпляре и хранятся в органах ЗАГСа в течение 75 лет с момента регистрации.
При этом усыновление, установление отцовства, изменение фамилии, имени и отчества, изменение пола отражаются в соответствующих актах гражданского состояния путем внесения в них соответствующих изменений.
Также документом утверждены административные регламенты предоставления комплексных государственных услуг, связанных с регистрацией рождения и смерти.
* * *
Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17.10.2023 г. N 547 внесены изменения и дополнения в некоторые документы Правительства, направленные на упрощение системы поддержки семей с тяжелым социальным положением и жилищными условиями.
Документ принят в связи с необходимостью установления эффективных мер для системного и оперативного решения проблем семей с тяжелым социальным положением, включенных в "Железную тетрадь".
В частности, во Временный порядок системного решения проблем семей с тяжелыми социальными условиями и условиями жизни и оказания им социальной поддержки путем ведения "Железной тетради" (утвержден Постановлением Кабинета Министров РУз от 28.04.2021 г. N 250) вносится следующее дополнение:
в период между сессиями районных (городских) Советов народных депутатов, когда возникает необходимость оказания немедленной помощи семьям, включенным в "Железную тетрадь", в случаях, отсрочка которых невозможна, - срочная единовременная помощь предоставляется решениями хокимов районов (городов) в течение одного рабочего дня.