Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Образование. Наука. Культура/ Образование/ Среднее образование/ Постановление Президента Республики Узбекистан от 02.02.2024 г. N ПП-53 "О дополнительных мерах по обучению учащихся общих средних образовательных учреждений иностранным языкам и современным профессиям"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
02.02.2024 г.
N ПП-53
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ
ПО ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ ОБЩИХ СРЕДНИХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНОСТРАННЫМ
ЯЗЫКАМ И СОВРЕМЕННЫМ ПРОФЕССИЯМ
В целях повышения интереса учащихся общих средних образовательных учреждений к иностранным языкам и профессиям, широкого привлечения работодателей к этому процессу, а также подготовки квалифицированных и конкурентоспособных кадров, соответствующих требованиям рынка труда:
1. Принять к сведению, что Указом Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года N УП-79 "О мерах по эффективной организации деятельности Министерства дошкольного и школьного образования и организаций в его системе" предусмотрено поэтапное внедрение начиная с 2023/2024 учебного года в 1-4 классах общих средних образовательных учреждений учебных программ, направленных на формирование у учащихся начальных знаний, в 5-9 классах - базовых знаний, в 10-11 классах - знаний, соответствующих их интересам и способностям.
2. Одобрить предложения Министерства дошкольного и школьного образования о поэтапном внедрении в порядке эксперимента начиная с 2024/2025 учебного года порядка, в соответствии с которым:
в 10-11 классах общих средних образовательных учреждений наряду с обучением на основе базового учебного плана также внедряются образовательные программы по направлениям "Углубленное обучение предметам" и "Обучение бизнесу и профессиям";
в рамках направления "Углубленное обучение предметам" - учебный процесс организуется с акцентом на точные, естественнонаучные дисциплины или иностранный язык, а в рамках направления "Обучение бизнесу и профессиям" - учащиеся обучаются рабочим профессиям либо профессиям в области цифровых технологий.
3. Определить, что начиная с 2024/2025 учебного года в общих средних образовательных учреждениях поэтапно внедряется порядок обучения иностранным языкам, в соответствии с которым:
в 5-9 классах посредством повышения интенсивности обучения иностранному языку у учащихся формируются базовые знания и речевые навыки;
в 10-11 классах в обучении иностранному языку основное внимание уделяется развитию навыков академического письма и разговорных навыков у учащихся;
учащиеся, выбравшие иностранный язык в рамках направления "Углубленное обучение предметам", в 10-11 классах обучаются второму иностранному языку.
4. Министерству дошкольного и школьного образования (Умарова Х.):
до 1 мая 2024 года усовершенствовать учебные планы и программы по предмету "иностранный язык" с привлечением отечественных и зарубежных экспертов. При этом предусмотреть освоение учащимися в 11 классе второго иностранного языка на уровне не ниже А2;
до конца 2024 года принять меры по закупке и локализации учебников международных издательств по обучению иностранному языку в пределах средств Государственного бюджета, выделяемых Министерству дошкольного и школьного образования;
до конца 2024 года в целях повышения эффективности обучения иностранному языку в общих средних образовательных учреждениях привлечь квалифицированных специалистов по английскому, китайскому, корейскому, немецкому, французскому и японскому языкам;
провести диагностику знаний и навыков преподавателей иностранного языка общих средних образовательных учреждений и организовать краткосрочные учебные курсы повышения их квалификации на основе современных образовательных методик.
5. Министерству высшего образования, науки и инноваций (Шарипов К.), Министерству дошкольного и школьного образования (Умарова Х.):
а) до 1 сентября 2024 года усовершенствовать учебные планы и программы государственных высших образовательных учреждений, осуществляющих подготовку педагогов по направлениям иностранных языков, привести их в соответствие с программой общего среднего образования по обучению иностранному языку;
б) начиная с 2024/2025 учебного года:
организовать педагогическую практику студентов государственных высших образовательных учреждений, осуществляющих подготовку педагогов по направлениям иностранных языков в общих средних образовательных учреждениях;
внедрить для студентов выпускного курса государственных высших образовательных учреждений, осуществляющих подготовку педагогов по направлениям иностранных языков, гибкое расписание занятий, позволяющее осуществлять одновременно и учебную, и педагогическую деятельность.
6. Установить, что в рамках направления "Обучение бизнесу и профессиям":
а) учащиеся обучаются профессиям, соответствующим 2-му уровню Национальной рамки квалификаций;
б) для эффективного налаживания работ по обучению учащихся профессиям в общих средних образовательных учреждениях создаются мастерские и вводится должность "Мастер профессионального обучения", заработная плата которого приравнивается к преподавателю общеобразовательной школы с высшим образованием;
в) учащиеся обучаются профессиональным и предпринимательским навыкам по одному из нижеследующих направлений:
первое направление - обучение учащихся рабочим профессиям посредством привлечения субъектов предпринимательства и ремесленников в общие средние образовательные учреждения;
второе направление - обучение учащихся современным профессиям в области информационных технологий на курсах, организуемых в общих средних образовательных учреждениях;
г) разрешается предоставление на основе прямого договора в безвозмездное пользование пустующих зданий общих средних образовательных учреждений участникам программы "20 тысяч предпринимателей - 500 тысяч квалифицированных специалистов" для создания практических моноцентров и последующего обучения учащихся профессиям;
д) финансирование следующих расходов осуществляется:
по обеспечению мастерских крупным оборудованием (компьютерной техникой, электронной доской, швейной машинкой и др.) и оплате труда мастеров профессионального обучения - за счет средств, дополнительно выделенных Министерству дошкольного и школьного образования из республиканского бюджета Республики Узбекистан;
по текущему ремонту имеющихся мастерских, при необходимости строительству мастерских легкого типа и закупке для них мелких инструментов - за счет средств Фонда министра дошкольного и школьного образования, а также Фонда содействия реформам в сфере образования при Министерстве дошкольного и школьного образования;
по закупке необходимых сырьевых материалов, требуемых в процессе обучения профессиям, - за счет средств местных бюджетов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.
7. Министерству дошкольного и школьного образования (Умарова Х.):
до 1 апреля 2024 года утвердить гибкий учебный план в рамках действующего базового учебного плана для общих средних образовательных учреждений, в которых учебный процесс организуется по направлениям "Углубленное обучение предметам" или "Обучение бизнесу и профессиям";
до 1 июля 2025 года исходя из результатов эксперимента внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложения о внедрении практики обучения по направлениям "Углубленное обучение предметам" или "Обучение бизнесу и профессиям" в других общих средних образовательных учреждениях.
8. Утвердить Программу мер по внедрению практики обучения учащихся иностранным языкам и профессиям согласно приложению.
9. В целях эффективной организации в общих средних образовательных учреждениях работы по обучению учащихся иностранным языкам и профессиям возложить персональную ответственность на:
министра дошкольного и школьного образования Умарову Х. - за эффективную организацию и общую координацию работ по обучению учащихся общих средних образовательных учреждений иностранным языкам и профессиям;
министра высшего образования, науки и инноваций Шарипова К. - за разработку учебных программ профессий, которым обучаются учащиеся в общих средних образовательных учреждениях, а также укомплектование общих средних образовательных учреждений мастерами профессионального обучения;
председателя Торгово-промышленной палаты Вахобова Д. - за привлечение субъектов предпринимательства к процессу обучения профессиям учащихся общих средних образовательных учреждений.
10. Министерству дошкольного и школьного образования в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров:
совместно с Агентством по управлению государственными активами и Торгово-промышленной палатой проект Правительственного постановления по регулированию сотрудничества общих средних образовательных учреждений и субъектов предпринимательства;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
11. Возложить на министра дошкольного и школьного образования Умарову Х.У., министра высшего образования, науки и инноваций Шарипова К.А., председателя Торгово-промышленной палаты Вахобова Д.А., Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за исполнение настоящего постановления, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 02.02.2024 г. N ПП-53
ПРОГРАММА МЕР
по внедрению практики обучения учащихся
иностранным языкам и профессиям
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 5 февраля 2024 г.