язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Судебные акты/ Постановления Пленума Верховного суда / По административным делам/ Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 25.03.2024 г. N 8 "О некоторых вопросах рассмотрения дел об административных правонарушениях в апелляционном, кассационном порядке"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

25.03.2024 г.

N 8



О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ

РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В АПЕЛЛЯЦИОННОМ,

КАССАЦИОННОМ ПОРЯДКЕ



В связи с изменениями, внесенными в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, а также в целях обеспечения единообразного и правильного применения норм закона, на основании статьи 22 Закона "О судах", Пленум Верховного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Обратить внимание судов на то, что пересмотр дела об административном правонарушении в апелляционном, кассационном порядке является важным правовым институтом, гарантирующим участникам судебного процесса право на обжалование постановления суда первой инстанции.


2. В соответствии со статьями 324-1, 324-13 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности (далее по тексту - КоАО) право на обжалование (опротестование) постановления суда первой инстанции по делу об административном правонарушении принадлежит:

лицу, в отношении которого вынесено постановление суда по делу об административном правонарушении, его законному представителю, адвокату;

потерпевшему, его законному представителю, адвокату;

органу, составившему протокол об административном правонарушении;

прокурору.

В связи с этим копия постановления суда первой инстанции по делу об административном правонарушении в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. Законному представителю, адвокату, органу, составившему протокол об административном правонарушении, прокурору копия постановления также может быть выдана или выслана по их просьбе (статья 311 КоАО).


3. В соответствии с законом апелляционная, кассационная жалоба (протест) адресуется судам апелляционной, кассационной инстанции, но предъявляется или высылается в суд, вынесший постановление по делу об административном правонарушении.

В качестве суда апелляционной, кассационной инстанции выступает:

по делам, рассмотренным судами по уголовным делам, - судебная коллегия по уголовным делам соответственно суда Республики Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского городского суда;

по делам, рассмотренным экономическими судами, - судебная коллегия по экономическим делам соответственно суда Республики Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского городского суда;

по делам, рассмотренным судами по гражданским делам, - судебная коллегия по гражданским делам соответственно суда Республики Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского городского суда;

по делам, рассмотренным территориальными военными судами, - Военный суд Республики Узбекистан.

Следует иметь в виду, что жалоба (протест) на постановление областного и приравненного к нему суда, вынесенное при рассмотрении дела по первой инстанции рассматривается в апелляционном или кассационном порядке соответствующей судебной коллегией Верховного суда Республики Узбекистан.


4. Согласно статье 324-3 КоАО апелляционная жалоба (протест) на постановление суда, вынесенное по делу об административном правонарушении, может быть подана в течение десяти суток со дня оглашения постановления, а лицом, в отношении которого вынесено постановление, и потерпевшим - в тот же срок со дня вручения (направления в виде электронного документа) или получения постановления.

Апелляционная жалоба (протест) на постановление суда о привлечении лица к административной ответственности, вынесенное при рассмотрении судом гражданского, экономического дела, подается в порядке и сроки, установленные соответственно Гражданским, Экономическим процессуальными кодексами Республики Узбекистан (статья 315 КоАО).

В соответствии со статьей 324-14 КоАО кассационная жалоба (протест) может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения постановления суда первой инстанции.


5. По закону постановление суда по делу об административном правонарушении вступает в законную силу с момента его вынесения. Однако, учитывая, что согласно статье 318 КоАО подача в установленный срок жалобы (протеста) приостанавливает исполнение постановления о применении административного взыскания (за исключением административного ареста), суду не следует до истечения этого срока обращать его к исполнению. Вынесение определения о приостановлении исполнения постановления в таком случае не требуется.


6. По ходатайству лица, подавшего жалобу (протест), пропущенный по уважительной причине срок подачи апелляционной жалобы (протеста) может быть восстановлен судом, вынесшим постановление об административном правонарушении.

Следует иметь в виду, что уважительными причинами могут быть признаны обстоятельства, объективно препятствующие совершению процессуальных действий (например, чрезвычайные ситуации, наводнения, эпидемии, пандемия, карантин, выявление в деянии признаков преступления).

Уважительными причинами могут быть признаны болезнь лица, семейные обстоятельства (смерть или тяжелое заболевание членов семьи), а также иные обстоятельства, если они исключали либо существенно затрудняли подачу апелляционной жалобы в установленные законом сроки.

В случаях пропуска срока подачи кассационной жалобы (протеста) суд кассационной инстанции на основании ходатайства лица, подающего кассационную жалобу (протест), вправе восстановить пропущенный срок, если сочтет причины его пропуска уважительными. При восстановлении срока обжалования суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу (протест) по делу на общих основаниях.

Ходатайство о восстановлении срока подачи апелляционной, кассационной жалобы (протеста) рассматривается судьей единолично в судебном заседании с участием сторон и по этому поводу выносится определение. При этом причины пропуска срока, признанные судом уважительными, должны быть указаны в определении.


7. На определение об отклонении ходатайства о восстановлении срока апелляционной, кассационной жалобы (протеста) может быть подана частная жалоба (частный протест).

В случае удовлетворения частной жалобы (частного протеста) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу (протест) по делу на общих основаниях.

При удовлетворении ревизионной инстанцией частной жалобы на постановление кассационной инстанции об отказе в восстановлении срока подачи кассационной жалобы (протеста) дело направляется в кассационную инстанцию для рассмотрения в общем порядке.


8. В случае восстановления срока подачи апелляционной жалобы (протеста) суд в определении одновременно решает вопрос о приостановлении исполнения неисполненного постановления суда по делу об административном правонарушении до рассмотрения дела в апелляционном порядке.


9. В соответствии с частью третьей и четвертой статьи 324-1 КоАО апелляционная жалоба (протест) на постановление суда по делу об административном правонарушении вместе с делом подлежит направлению в суд апелляционной инстанции в течение трех суток со дня поступления жалобы (протеста), а в случае применения судом административного взыскания в виде административного ареста или административного выдворения - в день получения жалобы (протеста).

В соответствии с частью первой статьи 324-17 КоАО суд, рассмотревший дело в первой инстанции, в трехдневный срок извещает лиц, участвующих в деле, о поступлении кассационной жалобы (протеста), если жалоба (протест) затрагивает их интересы.

О направлении жалобы (протеста) с делом в суд апелляционной, кассационной инстанции сообщается:

лицу, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, и его законному представителю;

потерпевшему, его законному представителю;

адвокату;

органу, составившему протокол об административном правонарушении;

прокурору, внесшему апелляционный, кассационный протест.

Лицам, участвующим в деле, одновременно направляется копия жалобы (протеста) с разъяснением права на представление возражения в суд апелляционной инстанции.

Сторонам направляется уведомление о возможности ознакомления с копией кассационной жалобы (протеста) или ее электронной копией через интернет-ресурс суда, вынесшего решение, с разъяснением права на представление своих возражений в письменной форме или в виде электронного документа с указанием срока представления возражений.


10. При поступлении апелляционной жалобы (протеста), поданной по истечении установленного законом срока обжалования постановления суда по делу об административном правонарушении, суд апелляционной инстанции возвращает жалобу (протест) вместе с делом в суд первой инстанции.


11. В соответствии со статьями 324-5, 324-18 КоАО лицо, подавшее апелляционную, кассационную жалобу вправе отозвать жалобу, прокурор, принесший протест и вышестоящий прокурор - отозвать протест до удаления суда апелляционной, кассационной инстанции в отдельную комнату для принятия решения.

Лицо, в отношении которого вынесено постановление суда по делу об административном правонарушении, а также потерпевший вправе отозвать жалобу своего адвоката. Вместе с тем адвокат, законный представитель не вправе отозвать свою апелляционную, кассационную жалобу без согласия соответственно лица, в отношении которого вынесено постановление суда по делу об административном правонарушении, или потерпевшего.

При отзыве жалобы (протеста) суд апелляционной, кассационной инстанции выносит постановление о прекращении апелляционного, кассационного производства по делу, если по делу другой жалобы (протеста) не имеется.


12. Разъяснить судам, что законом (статья 324-6 КоАО) установлены различные сроки рассмотрения апелляционной жалобы (протеста) на постановление суда по делу об административном правонарушении в зависимости от категории дела и примененной меры административного взыскания. В частности, если общий срок рассмотрения апелляционной жалобы (протеста) судом апелляционной инстанции составляет пятнадцать суток, то срок рассмотрения жалобы (протеста) по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 51-2 - 51-9 КоАО составляет пять дней со дня ее поступления с делом.

Апелляционная жалоба (протест) на постановление суда об административном аресте или административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы (протеста), если назначенная судом мера взыскания в виде административного ареста не отбыта или лицо еще не выдворено.

Общий срок рассмотрения кассационной жалобы (протеста), поданной на постановление суда по делу об административном правонарушении, составляет пятнадцать суток.


13. Поскольку обязанность по извещению лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной, кассационной жалобы (протеста) возложена законом на суд апелляционной, кассационной инстанции, в материалах дела должны содержаться сведения об их надлежащем извещении.

Неявка лиц, надлежаще извещённых о времени и месте заседания суда апелляционной, кассационной инстанции, не препятствует рассмотрению дела об административном правонарушении.


14. Судом апелляционной, кассационной инстанции должна быть предоставлена лицам, участвующим в деле, возможность ознакомления с поступившими на апелляционную, кассационную жалобу (протест) возражениями и другими материалами дела.


15. Апелляционная, кассационная жалоба (протест) на постановление суда первой инстанции по делу об административном правонарушении рассматривается судьей суда апелляционной, кассационной инстанции единолично.


16. Суд апелляционной, кассационной инстанции рассматривает апелляционную, кассационную жалобу (протест) в судебном заседании по правилам рассмотрения дел об административных правонарушениях в суде первой инстанции с учетом особенностей производства в судах апелляционной, кассационной инстанции (часть вторая статьи 324-8 и часть вторая статьи 324-19 КоАО).


17. При рассмотрении апелляционной, кассационной жалобы (протеста) суды апелляционной, кассационной инстанции, не ограничиваясь доводами апелляционной, кассационной жалобы (протеста), проверяют имеющиеся в деле, а также представленные суду (истребованные судом) новые доказательства в полном объеме.

Закон не ограничивает право судов апелляционной, кассационной инстанции исследовать любые доказательства независимо от того, были ли они рассмотрены судом первой инстанции или представлены впервые.


18. При рассмотрении апелляционной, кассационной жалобы (протеста) суды апелляционной, кассационной инстанции проверяют законность, обоснованность и справедливость постановления суда первой инстанции по делу об административном правонарушении.

Постановление суда по делу об административном правонарушении признается законным, если оно вынесено с соблюдением всех требований как материального, так и процессуального закона.

Обоснованным признается постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное на основании доказательств, которые всесторонне, полно и объективно исследованы судом.

Постановление по делу об административном правонарушении является справедливым, если административное взыскание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и данных о личности правонарушителя.


19. Статьей 321 КоАО установлены единые основания для отмены либо изменения постановления суда по делу об административном правонарушении, и суды апелляционной, кассационной инстанции могут применить эти основания как для изменения, так и для отмены постановления в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Основаниями к отмене или изменению постановления суда по делу об административном правонарушении являются:

неполнота или односторонность рассмотрения дела судом;

несоответствие постановления и примененных судом норм закона об административной ответственности, а также других нормативно-правовых актов фактическим обстоятельствам по делу;

существенные нарушения правил производства по делу об административном правонарушении;

несправедливость примененного административного взыскания.


20. По результатам рассмотрения апелляционной, кассационной жалобы (протеста) на постановление суда первой инстанции суды апелляционной, кассационной инстанции принимают одно из следующих постановлений:

об оставлении постановления суда без изменения, а жалобу (протест) - без удовлетворения;

об отмене постановления суда, а также постановления органа (должностного лица), составившего протокол об административном правонарушении, и возвращении дела тому же органу (должностному лицу);

об изменении постановления суда или его отмене с вынесением нового постановления;

об отмене постановления суда и прекращении производства по делу;

об изменении меры взыскания в пределах, предусмотренных актом законодательства об ответственности за административное правонарушение, без ее отягчения;

о прекращении апелляционного, кассационного производства в связи с отзывом апелляционной, кассационной жалобы (протеста).

Постановление суда апелляционной, кассационной инстанции оглашается немедленно после его вынесения.


21. Суды апелляционной, кассационной инстанции оставляют постановление суда первой инстанции без изменения, если будет установлено, что фактические обстоятельства дела исследованы полно, всесторонне и объективно, существенных нарушений норм КоАО не допущено, нормы материального закона к квалификации правонарушения применены правильно, назначенное административное взыскание соответствует требованиям статьи 30 КоАО.

Оставляя постановление без изменения, суд апелляционной инстанции вправе отсрочить его исполнения в соответствие со статьей 328 КоАО.


22. Суды апелляционной, кассационной инстанции, изменяя постановление суда, вправе:

изменить квалификацию административного правонарушения без изменения меры административного взыскания;

изменить квалификацию административного правонарушения со смягчением меры административного взыскания;

изменить меру административного взыскания в пределах санкции статьи Особенной части КоАО;

в случаях нарушения требований статьи 34 КоАО о применении административного взыскания за совершение нескольких правонарушений внести изменения в соответствии с законом;

исключить определенную статью Особенной части КоАО или эпизоды правонарушения;

увеличить или уменьшить размер возмещения ущерба, а также решить вопрос о предметах правонарушения.

Суды апелляционной, кассационной инстанции в соответствии со статьей 33 КоАО вправе применить взыскание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи Особенной части КоАО, или другое более мягкое взыскание, не предусмотренное данной статьей, с указанием мотивов и оснований принятия такого решения.


23. Суды апелляционной, кассационной инстанции при установлении по делу нарушения требований, предусмотренных статьями 281, 282 КоАО, отменяют постановление суда, а также постановление органа (должностного лица), составившего протокол об административном правонарушении, и возвращают дело тому же органу (должностному лицу), если допущенное нарушение повлияло на законность принятого постановления.


24. В соответствии со статьей 278 КоАО, если при рассмотрении дела суд апелляционной, кассационной инстанции придет к выводу, что в действиях правонарушителя содержатся признаки преступления, он отменяет постановление суда первой инстанции и направляет материалы дела прокурору с мотивированным постановлением.

Если по результатам изучения и проверки материалов орган следствия или дознания придёт к выводу об отсутствии в действиях правонарушителя состава преступления, дело об административном правонарушении направляется в суд с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела.


25. Суды апелляционной, кассационной инстанции отменяют постановление суда и принимают новое постановление, если по результатам рассмотрения жалобы потерпевшего, его представителя или органа, составившего протокол об административном правонарушении, либо протеста прокурора приходят к выводу о необходимости отягчения меры взыскания или переквалификации деяния на другую статью Особенной части КоАО, предусматривающую более строгую ответственность.


26. Разъяснить судам, что постановление суда первой инстанции подлежит отмене, а дело об административном правонарушении - прекращению, если в ходе рассмотрения апелляционной, кассационной жалобы (протеста) будет установлено одно из предусмотренных статьей 271 КоАО обстоятельств, исключающих административную ответственность (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 10, 10-1).

В соответствии с частью первой статьи 324 КоАО отмена постановления с прекращением производства по делу об административном правонарушении влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, возмездно изъятых и конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата предмета возмещается его стоимость, а также упущенная выгода, если данные предметы предназначались для предпринимательства. Данное правило не распространяется на пункты 5, 7, 9 статьи 271 КоАО.

Возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконным административным арестом производится в порядке, установленном законодательством.


27. Суды апелляционной, кассационной инстанции при выявлении по делу причин совершения административных правонарушений и условий, им способствующих, должны вносить руководителю соответствующего предприятия, учреждения, организации представление о принятии мер по устранению этих причин и условий.

Такое представление должно быть вынесено судами апелляционной, кассационной инстанции и в случаях установления нарушений закона, допущенных соответствующим органом (должностным лицом), ответственным за производство по делу об административном правонарушении.


28. Суды апелляционной, кассационной инстанции после оглашения постановления по делу об административном правонарушении обязаны разъяснить участникам судебного процесса его содержание и порядок принесения жалобы (протеста) в ревизионном порядке, что должно быть отражено в протоколе судебного заседания.


29. Постановление суда апелляционной, кассационной инстанции вступает в законную силу с момента оглашения.

Постановление суда апелляционной, кассационной инстанции может быть обжаловано (опротестовано) в ревизионном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения.


30. Обратить внимание судов апелляционной, кассационной инстанции на то, что копия постановления в трехдневный срок должна быть направлена (вручена) лицу, в отношении которого вынесено постановление, и органу, составившему протокол об административном правонарушении. Другим лицам, участвующим в деле, копия постановления выдается по их запросу.

Следует иметь в виду, что копия постановления по делу, по которому применено административное взыскание в виде административного ареста либо административного выдворения, направляется (вручается) органу, исполняющему постановление, а также лицам, участвующим в деле, в день вынесения постановления.


31. В целях проведения анализа обеспечения единообразного и правильного применения норм закона рекомендовать областным и приравненным к ним судам каждые полгода обобщать судебную практику по рассмотрению дел об административных правонарушениях в апелляционном и кассационном порядке.


32. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года N 8 "О судебной практике по рассмотрению дел об административных правонарушениях в апелляционном порядке".



Председатель

Верховного суда

Республики Узбекистан                                                         Б. Исламов



Секретарь Пленума,

судья Верховного суда                                                           Н. Хакимова



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 2024 г.