Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
07.08.2024 г.
N ЗРУ-939
ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
Принят Законодательной палатой 9 июля 2024 года
Одобрен Сенатом 10 июля 2024 года
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области электроэнергетики.
Настоящий Закон не распространяется на:
электростанции, производящие электрическую энергию мощностью менее 5 МВт, расходующие произведенную электрическую энергию для собственных нужд, без подключения к единой электроэнергетической системе;
отношения, связанные с использованием оборудования для хранения электрической энергии, эксплуатируемого при хранении электрической энергии потребителем для собственных нужд.
Законодательство об электроэнергетике состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об электроэнергетике, то применяются правила международного договора.
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
аварийный режим - состояние, при котором технологические параметры работы объектов электроэнергетики могут привести к нарушению надежного функционирования единой электроэнергетической системы;
участник рынка - физическое или юридическое лицо, имеющее право заниматься продажей и (или) покупкой электрической энергии, а также оператор соответствующей системы;
уполномоченный потребитель - потребитель, имеющий право выбирать или заменять поставщика электрической энергии;
социальные услуги - услуги, оказываемые предприятиями электроэнергетики в общих социально-экономических интересах;
производитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее деятельность по производству электрической энергии;
крупный потребитель - потребитель, имеющий право покупать электрическую энергию у производителей на оптовом рынке электрической энергии или у одного и более поставщиков на розничном рынке электрической энергии;
центральный закупщик - юридическое лицо, имеющее право централизованно продавать и покупать электрическую энергию;
балансирование - процесс поддержания в единой электроэнергетической системе баланса между спросом и предложением на электрическую энергию с учетом всех факторов и регулирования напряжения и частоты в режиме реального времени;
назначенный поставщик - предприятие, занимающееся гарантированной поставкой (продажей) электрической энергии потребителям, не имеющим возможности выбора поставщика, или по обращению уполномоченного потребителя;
система распределения - совокупность объектов низковольтного электросетевого хозяйства от системы передачи или производителей до точки подключения конечных потребителей;
поставщик - предприятие, занимающееся поставкой (продажей) электрической энергии потребителям;
оператор соответствующей системы - соответствующий оператор сетей передачи, распределения и закрытого распределения, к которым подключен пользователь;
оперативно-диспетчерское управление - обеспечение устойчивой работы путем оперативного управления единой электроэнергетической системой в режиме реального времени и управление режимом работы параллельно с электроэнергетическими системами других государств;
системный оператор - юридическое лицо, осуществляющее оперативно-диспетчерское управление с учетом факторов, влияющих на спрос и предложение на электрическую энергию;
системные услуги - услуги, предоставляемые системным оператором для обеспечения устойчивой работы единой электроэнергетической системы;
трейдер - юридическое или физическое лицо, занимающееся продажей электрической энергии, за исключением операторов систем передачи и распределения;
система передачи - совокупность объектов электросетевого хозяйства высоковольтной электрической сети 35 кВ и выше, к которой подключены производители, крупные потребители и системы распределения, а также связанная с электроэнергетическими системами других государств;
оператор системы передачи - юридическое лицо, имеющее полномочие осуществлять деятельность по эксплуатации и развитию систем передачи в Республике Узбекистан;
пользователь - юридическое или физическое лицо, имеющее право на использование единой электроэнергетической системы;
электростанция - совокупность объектов производства электрической энергии;
электрические сети - совокупность объектов систем передачи и распределения электрической энергии, а также оказывающих дополнительные услуги, необходимые для передачи и распределения электрической энергии;
электроснабжение - распределение, поставка и продажа электрической энергии потребителю;
предприятие электроэнергетики - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по производству, передаче, хранению, распределению, покупке, продаже электрической энергии или организации рынка электрической энергии, а также импорту и экспорту электрической энергии. При этом группа предприятий электроэнергетики, акции которых прямо или косвенно принадлежат государству, не считается одним вертикально интегрированным предприятием электроэнергетики;
объекты электроэнергетики - электроэнергетическая инфраструктура, используемая при производстве, хранении, передаче и распределении электрической энергии;
электроэнергетика - сфера, включающая производство, хранение, передачу, распределение, поставку, покупку и продажу, а также потребление электрической энергии;
электрическая энергия - особый вид товара, характеризующийся одновременным производством (хранением) и потреблением;
рынок электрической энергии - конкурентный оптовый и розничный рынок электрической энергии;
оператор рынка электрической энергии - юридическое лицо, ответственное за формирование конкурентного оптового рынка электрической энергии и организацию продажи и (или) покупки электрической энергии от имени участников рынка для безопасного и эффективного функционирования конкурентного оптового рынка электрической энергии в Республике Узбекистан;
правила рынка электрической энергии - правовые нормы, определяемые Кабинетом Министров Республики Узбекистан, которые должны быть соблюдены участниками конкурентного оптового и розничного рынка электрической энергии, определяемые в правилах конкурентного оптового и розничного рынка электрической энергии;
система хранения электрической энергии - совокупность используемых для хранения и последующей передачи, распределения электрической энергии аккумуляторных батарей, механических систем хранения, гидроаккумулирующих электростанций и другого оборудования;
конкурентный оптовый рынок электрической энергии - совокупность механизмов, регулирующих продажу и (или) покупку электрической энергии на основе конкуренции между предприятиями электроэнергетики, крупными потребителями и предприятиями электроэнергетики других государств. При этом предприятия электроэнергетики осуществляют деятельность на конкурентном оптовом рынке электрической энергии на основании лицензии, выдаваемой Регулятором рынка энергетики;
правила конкурентного оптового рынка электрической энергии - комплекс правил, установленных Кабинетом Министров Республики Узбекистан в целях обеспечения эффективной деятельности конкурентного оптового рынка электрической энергии;
конкурентный розничный рынок электрической энергии - совокупность механизмов, процессов торговли для продажи электрической энергии между двумя и более поставщиками в целях продажи электрической энергии уполномоченным потребителям на одной или нескольких территориях и (или) продажи электрической энергии потребителям, не являющимся уполномоченными, в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
правила конкурентного розничного рынка электрической энергии - комплекс правил, установленных Кабинетом Министров Республики Узбекистан в целях обеспечения эффективной деятельности конкурентного розничного рынка электрической энергии;
единая электроэнергетическая система - совокупность объектов производства и хранения электрической энергии, систем передачи и распределения и их оперативно-диспетчерского управления.
в области электроэнергетики
Основными принципами в области электроэнергетики являются:
законность;
здоровая конкуренция;
равенство и подотчетность;
открытость и прозрачность;
приоритет безопасности сферы электроэнергетики.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
Статья 5. Основные направления государственной
политики в области электроэнергетики
Основными направлениями государственной политики в области электроэнергетики являются:
устойчивое развитие и повышение эффективности сферы электроэнергетики в соответствии с мерами по снижению негативного воздействия на окружающую среду и объема парниковых газов, обеспечению безопасности;
обеспечение безопасности поставок, направленное на безопасную и стабильную работу единой электроэнергетической системы, удовлетворение потребностей потребителей электрической энергией;
защита права подключения к единой электроэнергетической системе и пользования ею;
обеспечение конкурентоспособности, прозрачности и недопустимости дискриминации;
поэтапное исключение субсидирования и перекрестного субсидирования в области электроэнергетики;
обеспечение независимости деятельности по передаче и распределению электрической энергии от других видов деятельности в области электроэнергетики и связанных с ними интересов;
поддержка использования энергоэффективных технологий и установок возобновляемых источников энергии в области электроэнергетики;
поддержка обмена электрической энергией с другими государствами в целях эффективного использования потенциала сетей электропередачи, соединяющих их энергосистемы;
защита прав и законных интересов пользователей.
Статья 6. Органы, осуществляющие государственное
регулирование в области электроэнергетики
Государственное регулирование в области электроэнергетики осуществляют:
Кабинет Министров Республики Узбекистан;
Министерство энергетики Республики Узбекистан;
Агентство по развитию и регулированию рынка энергетики Республики Узбекистан;
Инспекция по контролю за использованием электрической энергии, нефтепродуктов и газа;
органы исполнительной власти на местах.
Статья 7. Полномочия Кабинета Министров
Республики Узбекистан в области электроэнергетики
Кабинет Министров Республики Узбекистан:
обеспечивает реализацию единой государственной политики в области электроэнергетики;
обеспечивает разработку и реализацию программ развития в области электроэнергетики;
определяет основные принципы и приоритетные направления экономических реформ в области электроэнергетики;
утверждает баланс производства и потребления электрической энергии;
координирует международное сотрудничество в области электроэнергетики;
устанавливает порядок финансирования, строительства, ввода в эксплуатацию и вывода из эксплуатации объектов электроэнергетики;
утверждает порядок оказания социальных услуг потребителям, нуждающимся в социальной защите;
устанавливает обязательства предприятий электроэнергетики по оказанию социальных услуг;
устанавливает правила конкурентного оптового и розничного рынка электрической энергии, в том числе коммерческие правила центрального закупщика;
устанавливает правила пользования магистральными и распределительными сетями;
определяет порядок установки и использования приборов учета электрической энергии.
Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 8. Полномочия Министерства энергетики
Республики Узбекистан в области электроэнергетики
Министерство энергетики Республики Узбекистан является специально уполномоченным государственным органом в области электроэнергетики (далее - специально уполномоченный государственный орган).
Специально уполномоченный государственный орган:
осуществляет единую государственную политику в области электроэнергетики;
обеспечивает безопасное и надежное функционирование единой электроэнергетической системы, а также удовлетворение потребностей потребителей в электрической энергии;
разрабатывает баланс производства и потребления электрической энергии и контролирует его исполнение;
разрабатывает, обновляет, реализует государственные программы, концепции и стратегии по развитию электроэнергетики, а также контролирует их исполнение;
разрабатывает десятилетний план развития сферы электроэнергетики и ежегодно обновляет этот план;
обеспечивает продажу принадлежащих государству электростанций частным инвесторам или передачу управления данными объектами одному или нескольким частным инвесторам по согласованию с их акционерами и Регулятором рынка энергетики;
проводит открытые и прозрачные конкурсы для местных и иностранных инвесторов по строительству новых электростанций на условиях, установленных законодательством;
обеспечивает достаточный уровень мощности электростанций в целях удовлетворения потребности в электрической энергии до вступления в силу правил конкурентного оптового рынка электрической энергии;
контролирует и координирует проектирование, строительство, финансирование, владение и эксплуатацию электростанций, вводимых в эксплуатацию местными или иностранными инвесторами до вступления в силу правил конкурентного оптового рынка электрической энергии;
координирует работы по техническому регулированию, стандартизации, метрологии и сертификации в области электроэнергетики в пределах своих полномочий;
совместно с системным оператором устанавливает режимы работы единой электроэнергетической системы;
контролирует выполнение правил увеличения нагрузки и управления нагрузкой в единой электроэнергетической системе, в том числе в сетях передачи электрической энергии, подключенных к системам других государств;
разрабатывает порядок оказания социальных услуг потребителям, нуждающимся в социальной защите;
координирует научные исследования и внедрение новых технологий в сфере электроэнергетики;
взаимодействует с компетентными органами других государств для поддержки экспорта и импорта электрической энергии;
разрабатывает и принимает нормативно-правовые акты в области электроэнергетики в пределах своих полномочий;
осуществляет международное сотрудничество, включая сотрудничество по трансграничным вопросам с компетентными государственными органами сопредельных государств;
в пределах своих полномочий принимает решения по регулированию деятельности электростанций мощностью до 500 кВт (далее - микроэлектростанции) в точке подключения к единой электроэнергетической системе и обеспечивает их исполнение.
Специально уполномоченный государственный орган может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 9. Полномочия Агентства по развитию
и регулированию рынка энергетики Республики
Узбекистан в области электроэнергетики
Агентство по развитию и регулированию рынка энергетики Республики Узбекистан является уполномоченным государственным органом в области развития и регулирования рынка электрической энергии (далее - Регулятор рынка энергетики).
Регулятор рынка энергетики:
регулирует, осуществляет мониторинг и контролирует деятельность рынка электрической энергии;
разрабатывает и реализует нормативно-правовые акты, касающиеся деятельности рынка электрической энергии, в том числе концепцию и правила рынка электрической энергии;
обеспечивает обновление концепции рынка электрической энергии в установленном порядке каждые три года;
в пределах своих полномочий принимает решения, обязательные для исполнения министерствами, ведомствами, органами исполнительной власти на местах, другими организациями, должностными лицами и гражданами, и осуществляет их контроль;
определяет статус крупного потребителя;
разрабатывает порядок определения потребителя или категорий потребителей, не имеющих возможности выбора поставщика;
утверждает условия оказания услуг предприятиями электроэнергетики и контролирует их исполнение;
в соответствии с законодательством принимает в
...