ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Новое в базе / Ноябрь, 2024 год / Законодательные основы деятельности государственных органов / Выборные представительные органы /Закон Республики Узбекистан от 15.11.2024 г. N ЗРУ-1002 "Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмане)" (Принят Законодательной палатой 17.09.2024 г., одобрен Сенатом 23.10.2024 г.)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
15.11.2024 г.
N ЗРУ-1002
ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ
ОЛИЙ МАЖЛИСА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА (ОМБУДСМАНЕ)
Принят Законодательной палатой 17 сентября 2024 года
Одобрен Сенатом 23 октября 2024 года
Целью настоящего Закона является регулирование деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана).
Статья 2. Уполномоченный Олий Мажлиса
Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман)
Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман) является должностным лицом, которое осуществляет парламентский контроль за соблюдением законодательства о правах и свободах человека государственными органами, в том числе правоохранительными и контролирующими органами, предприятиями, учреждениями, организациями (далее - организации) и должностными лицами.
Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман) (далее - Омбудсман) в качестве национального института по правам человека дополняет существующие формы и средства защиты прав и свобод человека. Омбудсман способствует совершенствованию законодательства Республики Узбекистан о правах и свободах человека и приведению его в соответствие с нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав и свобод человека, повышению правовой культуры граждан в области прав человека.
Омбудсман осуществляет свою деятельность независимо от организаций и должностных лиц, подчиняясь только закону.
Омбудсману выдается удостоверение, подписываемое Спикером Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Председателем Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Омбудсман пользуется удостоверением в течение срока своих полномочий.
Омбудсман осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, настоящим Законом и другими актами законодательства, международными договорами Республики Узбекистан.
Основными принципами деятельности Омбудсмана являются законность, независимость, справедливость, гуманность, недопустимость дискриминации, беспристрастность, открытость.
Статья 5. Требования к кандидату на должность
Омбудсмана
На должность Омбудсмана может быть избран гражданин Республики Узбекистан, достигший ко дню своего избрания тридцати лет, постоянно проживающий на территории Республики Узбекистан не менее пяти лет.
Омбудсман избирается Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан сроком на пять лет.
Кандидатура на должность Омбудсмана вносится на рассмотрение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан Президентом Республики Узбекистан.
Постановление Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан об избрании Омбудсмана принимается на заседаниях палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан большинством голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты и членов Сената соответственно.
После рассмотрения кандидатуры Омбудсмана на заседаниях палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан принятые решения палат по этому вопросу направляются Президенту Республики Узбекистан.
По истечении срока своих полномочий Омбудсман продолжает исполнять свои обязанности до избрания нового Омбудсмана.
Одно и то же лицо не может быть избрано на должность Омбудсмана более двух сроков подряд.
Статья 7. Деятельность, несовместимая с должностью
Омбудсмана
Омбудсман обязан приостановить или прекратить свое членство либо участие в политической партии на срок своих полномочий. Омбудсман не может заниматься другими видами оплачиваемой деятельности, кроме научной, творческой и педагогической.
Заместитель Омбудсмана избирается Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан сроком на пять лет.
Кандидатура на должность заместителя Омбудсмана представляется на рассмотрение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан Омбудсманом.
Заместитель Омбудсмана содействует выполнению обязанностей Омбудсмана, исполняет его функции при отсутствии Омбудсмана.
В случае досрочного освобождения от должности Омбудсмана до избрания нового Омбудсмана его обязанности исполняет заместитель Омбудсмана, и на этот период на него распространяются гарантии, установленные для Омбудсмана.
Заместитель Омбудсмана обязан приостановить или прекратить свое членство либо участие в политической партии на срок своих полномочий. Заместитель Омбудсмана не может заниматься другими видами оплачиваемой деятельности, кроме научной, творческой и педагогической.
Статья 9. Досрочное освобождение от должности
Омбудсмана или его заместителя
Омбудсман или его заместитель может быть досрочно освобожден палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан от должности в случае:
подачи заявления о сложении им своих полномочий;
стойкого нарушения состояния здоровья, подтвержденного заключением, выданным медицинским учреждением;
вступления в законную силу в отношении него обвинительного приговора суда;
избрания или назначения его на должность, занятие которой по закону несовместимо с деятельностью Омбудсмана (заместителя Омбудсмана);
признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
признания его пропавшим без вести или объявления умершим решением суда;
утраты им гражданства Республики Узбекистан;
его смерти.
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ГАРАНТИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОМБУДСМАНА
Основными задачами Омбудсмана являются:
участие в реализации государственной политики в отношении прав, свобод и законных интересов человека;
осуществление парламентского контроля за соблюдением организациями и должностными лицами законодательства о правах и свободах человека;
рассмотрение обращений физических и юридических лиц о нарушении прав, свобод и законных интересов человека;
изучение реализации на практике законодательства о правах и свободах человека и подготовка предложений по их совершенствованию;
принятие соответствующих мер по предупреждению случаев применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в специальных учреждениях, предназначенных для приема и содержания лиц, подвергнутых административному аресту, входящих в систему органов внутренних дел, в центрах оказания социально-правовой помощи несовершеннолетним, гарнизоне и войсковых гауптвахтах Вооруженных Сил Республики Узбекистан, изоляторах временного содержания, следственных изоляторах, учреждениях по исполнению наказания, дисциплинарных частях, учреждениях принудительного лечения (далее - места содержания лиц с ограниченной свободой передвижения);
пропаганда среди населения норм международного и национального законодательства о правах и свободах человека, а также содействие повышению правового сознания и правовой культуры населения;
развитие международного сотрудничества в области прав и свобод человека.
Омбудсман пользуется правом неприкосновенности в течение срока своих полномочий и не может быть привлечен к уголовной ответственности, задержан, заключен под стражу или подвергнут административному взысканию, налагаемому в судебном порядке, без согласия палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Уголовное дело в отношении Омбудсмана может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Узбекистан.
Не допускается принудительный привод, задержание Омбудсмана, а также досмотр его жилья, служебного помещения, багажа, личного и служебного транспортных средств, переписки, используемых им средств связи, а также принадлежащих ему документов.
Омбудсман имеет право:
совместно с организациями и должностными лицами проверять сообщения о нарушениях прав и свобод человека;
участвовать в заседаниях организаций, связанных с рассмотрением вопросов защиты прав и свобод человека;
беспрепятственно входить в организации и к должностным лицам;
запрашивать и получать от организаций и должностных лиц документы, аналитические материалы, заключения и другие сведения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
проводить встречи и беседы с лицами, содержащимися в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения;
представлять Президенту Республики Узбекистан, палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кабинету Министров Республики Узбекистан специальные доклады, направленные на принятие правовых, организационных, социально-экономических и иных мер по защите прав, свобод и законных интересов человека;
направлять организациям и должностным лицам письменное предостережение о недопустимости нарушения законодательства о правах и свободах человека;
вносить руководителям организаций обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений законодательства о правах и свободах человека, причин и условий, им способствующих;
вносить в соответствующие организации ходатайства о привлечении к ответственности лиц, в действиях (бездействии) которых выявлены нарушения права и свободы человека;
обращаться в суды с заявлениями и исками о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан;
привлекать в установленном порядке, в том числе на договорной основе, научные и другие организации, ученых, экспертов и специалистов для осуществления научно-практической, аналитической работы по защите нарушенных прав, свобод и законных интересов человека.
Омбудсман может иметь и иные права в соответствии с законодательством.
Омбудсман обязан:
соблюдать Конституцию Республики Узбекистан, настоящий Закон и законодательные акты, выполнять возложенные на него задачи;
не вмешиваться в деятельность организаций и должностных лиц, осуществляемую в пределах их полномочий;
соблюдать требования законодательства о защите сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;
сообщить обращающемуся результаты рассмотрения его обращения.
Омбудсман может нести и иные обязанности в соответствии с законодательными актами.
Омбудсман ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, представляет в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан доклад о своей деятельности.
В докладе о деятельности Омбудсмана также отражается работа, проделанная по предупреждению случаев применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (далее - случаи пыток).
Рассмотрение доклада о деятельности Омбудсмана на заседаниях Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан осуществляется в соответствии с законодательством.
Постановления, принятые палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан по итогам рассмотрения доклада о деятельности Омбудсмана, направляются Омбудсману.
Омбудсман вправе представить Президенту Республики Узбекистан, палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также Кабинету Министров Республики Узбекистан специальный доклад, направленный на принятие правовых, организационных, социально-экономических и других мер по защите прав, свобод и законных интересов человека. Специальный доклад состоит из заключений или предложений по восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов человека.
Омбудсман вправе подготовить альтернативный доклад о выполнении международных обязательств Республики Узбекистан в сфере прав человека и представить его в соответствующие международные организации.
Омбудсман обеспечивает возможность заинтересованным лицам, а также средствам массовой информации использовать информацию о его деятельности в порядке, установленном законодательством.
Омбудсман размещает и обновляет соответствующую информацию о своей деятельности на своем официальном веб-сайте, публикует доклад о деятельности Омбудсмана и другие материалы в средствах массовой информации.
Омбудсман может учреждать свой печатный орган и выступать соучредителем других печатных изданий.
Введение чрезвычайного положения на всей территории Республики Узбекистан или в отдельных его местностях, а также роспуск Законодательной палаты и (или) Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан не влечет за собой приостановление или прекращение деятельности Омбудсмана.
ОБРАЩЕНИЙ ОМБУДСМАНОМ
Статья 19. Рассмотрение Омбудсманом обращений
физических и юридических лиц
Омбудсман рассматривает обращения, поступившие в виде заявлений, предложений и жалоб. Омбудсман рассматривает жалобы в порядке, предусмотренном настоящим Законом, заявления и предложения - в порядке, установленном Законом Республики Узбекистан "Об обращениях физических и юридических лиц".
Омбудсман рассматривает жалобы граждан Республики Узбекистан, находящихся на территории Республики Узбекистан иностранных граждан и лиц без гражданства, юридических лиц на действия или бездействие организаций или должностных лиц, нарушающих права и свободы человека, и имеет право проводить свое расследование.
Омбудсман принимает для рассмотрения жалобы третьих лиц, в том числе негосударственных некоммерческих организаций, на нарушения прав, свобод и законных интересов конкретного лица или группы лиц при условии их согласия на это.
Жалобы могут быть поданы в устной, письменной или электронной форме.
Омбудсман организует личный прием физических лиц и представителей юридических лиц, а также выездные личные приемы физических лиц и представителей юридических лиц согласно графикам приема.
Графики приема физических лиц и представителей юридических лиц, информация о времени, месте проведения и предварительной записи на него, порядок приема физических лиц и представителей юридических лиц доводятся до сведения заинтересованных лиц путем публикации на официальном веб-сайте Омбудсмана, а также размещения в общедоступных местах на стендах или других технических средствах в его административном здании.
Омбудсман не рассматривает вопросы, отнесенные к компетенции суда, а также обращения физических лиц, касающиеся действий (бездействия) других физических лиц, нарушающих их права, свободы и законные интересы.
Анонимные обращения рассмотрению Омбудсманом не подлежат.
Омбудсман рассматривает жалобы, поданные в течение одного года с момента, когда обращающемуся стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, или принятия последнего решения по жалобе, если обращающийся использовал иные средства защиты своих прав, свобод и законных интересов и не удовлетворен принятыми решениями.
Пропущенный по уважительным причинам срок подачи жалобы может быть восстановлен Омбудсманом.
Статья 21. Требования, предъявляемые к жалобам,
подаваемым Омбудсману
В жалобе, поданной Омбудсману, должны содержаться фамилия (имя, отчество) обращающегося, сведения о месте его жительства, а в случае подачи жалобы юридическим лицом - его полное наименование, сведения о местонахождении (почтовом адресе).
В жалобе указываются наименование организации, фамилия (имя, отчество) должностного лица, чьи решения, действия или бездействие обжалуются, излагается сущность решений, действий или бездействия, нарушивших, по мнению обращающегося, его права.
Жалобы могут подаваться на государственном или других языках.
Письменная жалоба должна быть закреплена подписью обращающегося или подписью уполномоченного представителя юридического лица. В случае невозможности закрепления письменной жалобы подписью обращающегося она должна быть закреплена подписью составителя с проставлением дополнительно и его фамилии (имени, отчества).
Жалоба, поданная в электронной форме, должна соответствовать требованиям, установленным законодательством.
В интересах недееспособных и ограниченно дееспособных лиц жалобы могут подаваться их законными представителями в порядке, предусмотренном законодательством.
Омбудсман вправе провести проверку фактов по собственной инициативе при наличии информации о нарушениях прав и свобод человека либо в защиту лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.
К жалобе могут прилагаться имеющиеся решения, ранее принятые по ней, или их копии, а также другие документы, необходимые для ее рассмотрения, данные документы не подлежат возврату, за исключением случаев подачи заявителем письменного заявления об их выдаче.
Обращающиеся и их представители могут отозвать жалобу до и во время ее рассмотрения, до принятия решения по ней путем подачи заявления в письменной или электронной форме. Заявление об отзыве жалобы не исключает принятия Омбудсманом мер по выявлению и устранению нарушений закона.
Жалоба, поданная Омбудсману, государственной пошлиной не облагается.
Статья 22. Права Омбудсмана при рассмотрении
обращений физических и юридических лиц
Омбудсман при рассмотрении обращений физических и юридических лиц имеет право:
обращаться к организациям и должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению;
приглашать представителей организаций и должностных лиц для проведения проверки обстоятельств, подлежащих выяснению;
получать объяснения от должностных лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом;
поручать организациям и специалистам подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению;
передавать обращение организации или должностному лицу, компетентным разрешить его по существу;
отказать в рассмотрении обращения с указанием причины.
Омбудсман при рассмотрении обращений физических и юридических лиц может иметь и иные права в соответствии с законодательством.
Статья 23. Обращения к Омбудсману лиц,
содержащихся в местах содержания лиц
с ограниченной свободой передвижения
Лица, содержащиеся в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения, имеют право направлять на имя Омбудсмана обращения в устной, письменной или электронной форме без ограничения их количества.
Обращения, направляемые на имя Омбудсмана, не подлежат цензуре.
Администрация мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения направляет Омбудсману обращения лиц, содержащихся в данных местах, в запечатанном виде не позднее двадцати четырех часов, а телеграммы учреждения по исполнению наказания направляют немедленно.
Ответ Омбудсмана, отправленный на обращения лиц, содержащихся в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения, не подлежит просмотру и незамедлительно доставляется обратившемуся.
При рассмотрении обращений, а также при проверке по инициативе Омбудсмана случаев нарушения прав и свобод человека Омбудсман, его заместитель, региональные представители в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте имеют право беспрепятственно посещать места содержания лиц с ограниченной свободой передвижения. Администрация мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения обязана обеспечить безопасность Омбудсмана, его заместителя, региональных представителей в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте.
Администрация мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения обязана обеспечить Омбудсману, его заместителю, региональным представителям в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте необходимые условия для беспрепятственной и конфиденциальной встречи и беседы с лицами, содержащимися в данных местах, которые производятся наедине в условиях, позволяющих сотрудникам этих учреждений видеть их, но не слышать.
Сотрудники Аппарата Омбудсмана могут беспрепятственно посещать места содержания лиц с ограниченной свободой передвижения с выдаваемым Омбудсманом специальным направлением.
Статья 24. Обращение осужденных к лишению
свободы к Омбудсману через ящик для обращений
В каждом жилом секторе учреждений по исполнению наказания, в промышленных зонах, в помещениях, предназначенных для проведения краткосрочных и длительных свиданий, где содержащимся осужденным удобно оставлять обращения, устанавливается ящик для обращений к Омбудсману (далее - ящик Омбудсмана).
Ящик Омбудсмана открывается только Омбудсманом или работниками его Аппарата не реже одного раза в месяц.
Омбудсман или сотрудники его Аппарата вправе беспрепятственно входить в учреждения по исполнению наказания для приема обращений, поступивших в ящик Омбудсмана.
Порядок установления, использования ящика Омбудсмана и направления посредством него обращений утверждается Омбудсманом и Министерством внутренних дел Республики Узбекистан.
Статья 25. Гарантии защиты прав, свобод и законных
интересов человека при рассмотрении Омбудсманом
обращений физических и юридических лиц
Физическое и юридическое лицо, обратившееся к Омбудсману, а также лица, которым было поручено Омбудсманом осуществление сбора и анализа информации или экспертной оценки, не могут быть подвергнуты преследованию или иному ограничению их права за это действие.
Дискриминация при рассмотрении жалоб Омбудсманом в зависимости от пола, расы, национальности, языка, религии, убеждений, социального происхождения, общественного положения физического лица, а также форм собственности юридических лиц, местонахождения (почтового или электронного адреса), организационно-правовых форм и других обстоятельств не допускается.
Персональные данные обращающегося и иных лиц, ставшие известными в ходе проверки случаев нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, не могут быть разглашены без их согласия.
Омбудсман может обращаться в суды с заявлениями и исками в интересах граждан.
Омбудсман освобождается от уплаты государственной пошлины при обращении в суды с заявлениями и исками, подаваемыми в интересах граждан.
Омбудсман по результатам рассмотрения жалобы может направить свое заключение, содержащее рекомендации по восстановлению нарушенных прав человека, организации или должностному лицу, в действиях или бездействии которых выявлены нарушения права и свободы человека.
В заключении Омбудсмана могут быть предусмотрены следующие рекомендации:
необходимость доведения дела до конца организацией или должностным лицом;
необходимость изменения или отмены решения организации или должностного лица;
необходимость обоснования решения организации или должностного лица;
необходимость принятия организацией или должностным лицом дополнительного решения.
В заключении Омбудсмана могут содержаться и другие рекомендации.
Организация или должностное лицо, получившие заключение Омбудсмана, обязаны рассмотреть его и не позднее одного месяца направить мотивированный ответ.
Предостережение, представление, ходатайство и требование являются мерами воздействия Омбудсмана.
Предостережение о недопустимости нарушения законодательства о правах и свободах человека письменно объявляется Омбудсманом организациям и должностным лицам.
Омбудсман вправе сообщить об объявлении предостережения должностному лицу в его вышестоящий орган (должностному лицу).
Представление об устранении выявленных нарушений законодательства о правах и свободах человека, причин этих нарушений и условий, им способствующих, подлежащее обязательному рассмотрению, вносится Омбудсманом руководителям организаций, которые наделены полномочиями по устранению нарушений законодательства.
Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, и о принятых мерах в письменной форме должно быть сообщено Омбудсману не позднее пятнадцати дней, если не установлен иной срок.
Омбудсманом вносится ходатайство в организации о привлечении к ответственности лиц, в действиях (бездействии) которых выявлены нарушения прав и свобод человека.
Омбудсманом вносится требование, которое является обязательным для рассмотрения соответствующими организациями с целью устранения случаев пыток, выявленных в ходе мониторинговых посещений мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения, и предупреждения этих случаев.
Требование подлежит оперативному рассмотрению, и о принятых мерах в письменной форме должно быть сообщено Омбудсману не позднее десяти дней, если не установлен иной срок.
ГЛАВА 5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОМБУДСМАНА
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ОРГАНАМИ, ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В ОБЛАСТИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
Статья 33. Деятельность Омбудсмана
по совершенствованию законодательства
Омбудсман в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан вправе в порядке законодательной инициативы вносить в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан законодательные предложения.
Омбудсман может участвовать в деятельности рабочих групп по подготовке проектов законов о правах и свободах человека и иных нормативно-правовых актов, проводить правовую экспертизу проектов, а также участвовать в заседаниях палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан и вносить предложения и замечания по обсуждаемым проектам законов.
Статья 34. Деятельность Омбудсмана по повышению
правовой культуры населения в сфере прав человека
Омбудсман осуществляет меры по повышению осведомленности и информированности населения о законах, иных нормативно-правовых актах и международных договорах Республики Узбекистан, общепризнанных принципах и нормах международного права в области прав и свобод человека.
Омбудсман участвует в разработке и осуществлении просветительских и образовательных программ, научно-практических мероприятий и семинаров, направленных на обучение средствам, способам и механизмам защиты прав, свобод и законных интересов человека.
Статья 35. Взаимодействие Омбудсмана с другими
субъектами парламентского контроля
Омбудсман ежеквартально обобщает материалы, связанные с рассмотрением обращений физических и юридических лиц, проверками случаев нарушения прав и свобод человека, проведенными по собственной инициативе.
По результатам обобщения материалов, связанных с рассмотрением обращений физических и юридических лиц, и выявления причин и условий, способствующих нарушению прав и свобод человека, а также интересов общества и государства, Омбудсман может обратиться в комитеты палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан с предложением о рассмотрении вопроса о заслушивании информации руководителей государственных органов.
Омбудсман вправе участвовать в мероприятиях палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан по осуществлению парламентского контроля, представлять им материалы по рассматриваемым вопросам.
Статья 36. Взаимодействие Омбудсмана
с Конституционным судом Республики Узбекистан
Омбудсман обладает правом обращения в Конституционный суд Республики Узбекистан в соответствии с законом.
Омбудсман может участвовать в заседаниях Конституционного суда Республики Узбекистан и вправе излагать свою позицию по всем рассматриваемым судом вопросам.
Статья 37. Взаимодействие Омбудсмана
с Верховным судом Республики Узбекистан
Омбудсман вправе участвовать в заседаниях Пленума Верховного суда Республики Узбекистан по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов человека и излагать свою точку зрения по применению законодательства.
Статья 38. Взаимодействие Омбудсмана
с национальными институтами
по правам человека
Омбудсман при осуществлении своей деятельности взаимодействует с национальными институтами по правам человека, в частности с Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам ребенка (Детским омбудсманом), Уполномоченным при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства, Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека.
Статья 39. Взаимодействие Омбудсмана
с институтами гражданского общества
Омбудсман в пределах своих задач осуществляет взаимодействие с институтами гражданского общества в разработке и реализации программ социально-экономического развития страны и других программ, а также нормативно-правовых актов в сфере прав, свобод и законных интересов человека.
Омбудсман создает необходимые условия для участия представителей институтов гражданского общества в деятельности рабочих и экспертных групп, комиссий и других общественно-консультативных органов, формируемых им.
Омбудсман осуществляет обмен информацией с институтами гражданского общества по вопросам, касающимся прав, свобод и законных интересов человека, в порядке, установленном законодательством.
Омбудсман может проводить с институтами гражданского общества совместные мероприятия, консультации и переговоры, а также заключать с ними соглашения.
Статья 40. Деятельность Омбудсмана по развитию
международного сотрудничества в сфере
прав и свобод человека
Омбудсман вправе вступать в члены международных организаций по защите прав и свобод человека, осуществлять и развивать сотрудничество с международными организациями и зарубежными институтами по защите прав человека.
Омбудсман способствует повышению осведомленности международных организаций и зарубежных институтов по защите прав человека о выполнении международных договоров Республики Узбекистан в сфере прав и свобод человека.
Омбудсман участвует в подготовке докладов Республики Узбекистан по выполнению международных договоров в сфере прав и свобод человека.
Статья 41. Комиссия по соблюдению
конституционных прав и свобод человека
В целях содействия в деятельности Омбудсмана по выполнению возложенных на него задач по представлению Омбудсмана Кенгашами палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан может быть создана Комиссия по соблюдению конституционных прав и свобод человека.
Деятельность Комиссии по соблюдению конституционных прав и свобод человека определяется Положением, утверждаемым Кенгашами палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Организации и должностные лица обязаны предоставлять запрошенные Омбудсманом документы, материалы и другие сведения, касающиеся нарушения прав и свобод человека.
По вопросам своей деятельности Омбудсман пользуется правом безотлагательного приема руководителями организаций и другими должностными лицами.
Порядок посещения Омбудсманом организаций, деятельность которых связана с государственными секретами и иной охраняемой законом тайной, а также предоставление Омбудсману сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
Воспрепятствование деятельности Омбудсмана влечет ответственность в установленном порядке.
ГЛАВА 6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОМБУДСМАНА
В РЕСПУБЛИКЕ КАРАКАЛПАКСТАН,
ОБЛАСТЯХ И ГОРОДЕ ТАШКЕНТЕ
Статья 43. Региональные представители Омбудсмана
в Республике Каракалпакстан, областях
и городе Ташкенте
Для защиты прав, свобод и законных интересов человека в регионах, приема и рассмотрения обращений физических и юридических лиц, содействия восстановлению их нарушенных прав в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте на постоянной основе осуществляет деятельность региональный представитель Омбудсмана (далее - региональный представитель).
Региональный представитель назначается Омбудсманом. Ему выдается удостоверение, подписываемое Омбудсманом.
Региональный представитель подотчетен непосредственно Омбудсману.
Органы государственной власти на местах содействуют деятельности регионального представителя.
Региональный представитель по согласованию с Омбудсманом ежегодно представляет доклад о состоянии защиты прав, свобод и законных интересов человека в регионе соответственно Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан, Кенгашам народных депутатов областей и города Ташкента.
Деятельность регионального представителя регулируется положением, утверждаемым Омбудсманом.
Основными задачами регионального представителя являются:
организация и проведение в соответствующем регионе мониторинга соблюдения прав и свобод человека;
прием и рассмотрение обращений физических и юридических лиц, проживающих в соответствующем регионе, содействие в восстановлении их нарушенных прав, свобод и законных интересов;
организация рассмотрения обращения по своей инициативе или по просьбе обращающегося с участием экспертов, специалистов и представителей заинтересованных организаций;
проведение встреч и бесед с лицами, содержащимися в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения;
осуществление совместно с представителями местных органов государственной власти, средств массовой информации и другими институтами гражданского общества информационно-просветительской работы в области соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов человека.
Региональный представитель имеет право:
проверять совместно с организациями и должностными лицами сообщения о нарушениях прав и свобод человека;
участвовать в заседаниях организаций в соответствующем регионе, связанных с рассмотрением вопросов защиты прав, свобод и законных интересов человека;
беспрепятственно входить в организации и к должностным лицам в соответствующем регионе;
направить обращение в организацию или должностному лицу в соответствующем регионе, уполномоченному принимать по нему решение по существу;
обращаться к организациям и должностным лицам в соответствующем регионе за содействием в проверке обстоятельств, подлежащих установлению;
приглашать представителей организаций и должностных лиц для проверки обстоятельств, подлежащих установлению;
запрашивать и получать от организаций и должностных лиц в соответствующем регионе статистические данные, аналитические материалы, заключения и иные сведения по вопросам, отнесенным к его полномочиям;
отказать в рассмотрении обращения с указанием причины.
Региональный представитель может иметь и иные права в соответствии с законодательством.
Региональный представитель обязан:
соблюдать Конституцию Республики Узбекистан, настоящий Закон и законодательные акты, выполнять возложенные на него задачи;
своевременно и качественно выполнять поручения Омбудсмана;
представлять Омбудсману отчет о своей деятельности;
соблюдать требования законодательства о защите сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;
не разглашать персональные данные обращающегося и иных лиц, ставшие известными в ходе проверки случаев нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, без их согласия;
сообщить обращающемуся о результатах рассмотрения его обращения.
Региональный представитель может иметь и иные обязанности в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 7. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОМБУДСМАНА
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СЛУЧАЕВ
ПРИМЕНЕНИЯ ПЫТОК
Статья 47. Полномочия Омбудсмана
по предупреждению случаев применения пыток
Омбудсман, его заместитель и региональные представители в любое время, беспрепятственно и без предварительного уведомления осуществляют мониторинговые посещения мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения.
Омбудсман, его заместитель и региональные представители при осуществлении мониторинговых посещений мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения:
получают информацию о количестве лиц, содержащихся в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения;
изучают условия содержания и обращения с лицами, содержащимися в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения;
проводят встречи и беседы с лицами, содержащимися в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения, а также сотрудниками администрации этих мест, в том числе конфиденциальные встречи и беседы. При этом при необходимости ведется протокол процесса этих встреч и бесед, используются технические средства;
знакомятся с документами, подтверждающими законность содержания лица в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения, при необходимости получают с них копии;
вносят в администрацию мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения требования по проведению медицинского осмотра лица, содержащегося в этих местах, оказания ему медицинской, психологической и иной помощи, могут присутствовать с согласия этого лица при проведении данных мероприятий;
получают разъяснения от руководителей администрации мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения по вопросам обеспечения прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся в этих местах.
принимает незамедлительные меры по пресечению незаконных действий (бездействия) администрации мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения;
составляет заключение об условиях содержания лиц с ограниченной свободой передвижения и направляет его соответствующим организациям или должностным лицам;
вносит рекомендации и предложения в соответствующие организации по совершенствованию их деятельности, связанной с предотвращением случаев пыток;
вносит требование в соответствующие организации по устранению случаев применения пыток.
Омбудсман принимает меры по предупреждению случаев применения пыток, предусмотренные частями второй и третьей настоящей статьи, и в других местах, где содержащиеся лица не могут покинуть их по своей воле, а заместитель и региональные представители Омбудсмана - меры, предусмотренные в части второй настоящей статьи.
Статья 48. Общественные группы при Омбудсмане
по предупреждению случаев применения пыток
и других жестоких, бесчеловечных или унижающих
достоинство видов обращения и наказания
В целях содействия деятельности Омбудсмана по предупреждению случаев применения пыток Омбудсманом создаются Общественные группы по предупреждению случаев применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (далее - Общественные группы).
Общественные группы формируются, как правило, в составе экспертов национальных институтов по правам человека, представителей негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества. При этом не менее сорока процентов членов Общественной группы должны составлять женщины.
Омбудсман осуществляет общее руководство за деятельностью Общественных групп и определяет их задачи.
Статья 49. Гарантии деятельности членов
Общественных групп
Члены Общественных групп не могут принуждаться к даче показаний или раскрытию каким-либо образом обстоятельств, ставших известными им в связи с исполнением своих обязанностей. Эта гарантия действует и после выхода лица из состава Общественной группы.
Статья 50. Организация деятельности
Общественных групп
Расходы, связанные с организацией деятельности Общественных групп, осуществляются за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан в порядке, предусмотренном законодательством.
Деятельность Омбудсмана обеспечивается Аппаратом Омбудсмана.
Аппарат Омбудсмана является юридическим лицом в форме государственного учреждения и имеет собственный расчетный счет и другие счета, печать и бланки со своим наименованием и изображением Государственного герба Республики Узбекистан.
Структура Аппарата Омбудсмана и штатная численность его работников утверждаются совместным постановлением палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Положение об Аппарате Омбудсмана утверждается Омбудсманом.
Финансовое, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Омбудсмана осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и предусматривается в нем отдельной строкой.
Статья 52. Право Омбудсмана и его заместителя
на льготный проезд на транспорте
Омбудсман и его заместитель в порядке, установленном законодательством, имеют право на льготный проезд на территории Республики Узбекистан на воздушном, железнодорожном, автомобильном пассажирском транспорте (за исключением такси и городского пассажирского транспорта).
Статья 53. Ответственность за нарушение
законодательства об Омбудсмане
Лица, виновные в нарушении законодательства об Омбудсмане, несут ответственность в установленном порядке.
Статья 54. Внесение изменений и дополнений,
а также признание утратившими силу некоторых
законодательных актов Республики Узбекистан
Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Узбекистан:
1. Внести в Уголовно-исполнительный кодекс Республики Узбекистан, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 25 апреля 1997 года N 409-I (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., N 6, ст. 175; 2003 г., N 9-10, ст. 149; 2004 г., N 1-2, ст. 18; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., N 6, ст. 248, N 9, ст. 422, N 12, ст. 595; 2008 г., N 4, ст. 187, N 12, ст.ст. 636, 641; 2009 г., N 4, ст. 136, N 12, ст. 470; 2010 г., N 9, ст. 334; 2012 г., N 9/1, ст. 238; 2014 г., N 9, ст. 244; 2015 г., N 8, ст. 310; 2017 г., N 3, ст. 47, N 10, ст. 605; 2019 г., N 3, ст. 165, N 5, ст. 267, N 8, ст. 469, N 9, ст.ст. 588, 592, N 12, ст. 880; 2020 г., N 6, ст. 337; 2021 г., приложение к N 4, N 11, ст. 1061, N 12, ст. 1193; 2022 г., N 5, ст. 464; 2023 г., N 2, ст. 104, N 3, ст. 187, N 4, ст. 269; 2024 г., N 2, ст. 115, N 8, ст.ст. 818, 823, 828), следующие изменения:
1) часть вторую статьи 18 изложить в следующей редакции:
"При рассмотрении жалоб, а также при проверке по собственной инициативе случаев нарушения прав, свобод и законных интересов граждан Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман), его заместитель, региональные представители в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте, Уполномоченный Олий Мажлиса по правам ребенка (Детский омбудсман) и Уполномоченный при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства имеют право беспрепятственно посещать учреждения по исполнению наказания";
2) второе предложение части первой статьи 79-2 изложить в следующей редакции:
"Ящик Омбудсмана открывается соответственно только Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсманом) или сотрудниками его Аппарата, Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам ребенка (Детским омбудсманом) или сотрудниками его секретариата".
2. Статью 33-3 Закона Республики Узбекистан от 29 августа 2003 года N 522-II "О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., N 9-10, ст. 136; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан 2007 г., N 4, ст. 163, N 7, ст. 326; 2008 г., N 12, ст. 637; 2009 г., N 4, ст. 136; 2011 г., N 4, ст. 101; 2013 г., N 4, ст. 95; 2014 г., N 4, ст. 86, N 5, ст. 130; 2015 г., N 12, ст. 452; 2016 г., N 9, ст. 276; 2017 г., N 6, ст. 300, N 9, ст. 510; 2018 г., N 1, ст. 4, N 4, ст. 224, N 7, ст. 431; 2019 г., N 1, ст. 1, N 3, ст. 157, N 5, ст.ст. 261, 265, N 8, ст. 468, N 9, ст. 588, N 12, ст. 884; 2020 г., N 8, ст. 488; 2021 г., приложение к N 4, N 11, ст. 1061; 2022 г., N 10, ст. 983; 2023 г., N 12, ст. 1003; 2024 г., N 2, ст. 109) изложить в следующей редакции:
"Статья 33-3. Рассмотрение докладов Уполномоченного
Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам
человека (омбудсмана)
Законодательная палата ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, на своем заседании заслушивает доклад о деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана).
В докладе о деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) также отражается работа, проделанная по предупреждению случаев применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Доклад о деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) предварительно рассматривается фракциями.
Обсуждение доклада о деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) на заседании Законодательной палаты начинается с выступления Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана), после которого выступают представители фракций.
По итогам заслушивания доклада о деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) Законодательная палата принимает постановление, которое направляется Уполномоченному Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсману) и в Сенат в течение десяти дней со дня его принятия.
Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман) вправе представить в Законодательную палату специальный доклад, направленный на принятие правовых, организационных, социально-экономических и других мер по защите прав, свобод и законных интересов человека.
Порядок рассмотрения специального доклада Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана), направленного на принятие правовых, организационных, социально-экономических и других мер по защите прав, свобод и законных интересов человека, определяется Регламентом Законодательной палаты".
3. Статью 32-4 Закона Республики Узбекистан от 29 августа 2003 года N 523-II "О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., N 9-10, ст. 137; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., N 4, ст. 163; 2009 г., N 4, ст. 136; 2011 г., N 4, ст. 101; 2014 г., N 4, ст. 86; 2015 г., N 12, ст. 452; 2016 г., N 9, ст. 276; 2017 г., N 6, ст. 300, N 9, ст. 510; 2018 г., N 1, ст. 4, N 4, ст. 224, N 7, ст. 431; 2019 г., N 1, ст. 1, N 2, ст. 47, N 3, ст. 162, N 5, ст.ст. 261, 265, N 8, ст. 468, N 12, ст. 884; 2020 г., N 8, ст. 488; 2021 г., N 1, ст. 13, приложение к N 4, N 11, ст. 1061; 2024 г., N 2, ст. 109) изложить в следующей редакции:
"Статья 32-4. Рассмотрение докладов Уполномоченного
Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам
человека (омбудсмана)
Сенат ежегодно на своем заседании заслушивает доклад о деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана).
В докладе о деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) также отражается работа, проделанная по предупреждению случаев применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Доклад о деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) предварительно рассматривается комитетами Сената.
Обсуждение доклада о деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) на заседании Сената начинается с выступления Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана), после которого выступают представители комитетов Сената.
По итогам заслушивания доклада о деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) Сенат принимает постановление, которое направляется Уполномоченному Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсману) и в Законодательную палату в течение десяти дней со дня его принятия.
Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман) вправе представить в Сенат специальный доклад, направленный на принятие правовых, организационных, социально-экономических и других мер по защите прав, свобод и законных интересов человека.
Порядок рассмотрения специального доклада Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана), направленного на принятие правовых, организационных, социально-экономических и других мер по защите прав, свобод и законных интересов человека, определяется Регламентом Сената".
4. Статью 23 Закона Республики Узбекистан от 29 сентября 2011 года N ЗРУ-298 "О содержании под стражей при производстве по уголовному делу" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2011 г., N 9, ст. 251; 2012 г., N 9/1, ст. 238; 2019 г., N 2, ст. 47, N 5, ст. 267, N 8, ст. 469, N 9, ст. 592; 2021 г., приложение к N 4, N 11, ст. 1061; 2022 г., N 5, ст. 464) изложить в следующей редакции:
"Статья 23. Посещение Уполномоченным Олий Мажлиса
Республики Узбекистан по правам человека (омбудсманом),
его заместителем, региональными представителями
в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте,
Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан
по правам ребенка (Детским омбудсманом) и Уполномоченным
при Президенте Республики Узбекистан по защите прав
и законных интересов субъектов предпринимательства
мест содержания под стражей
Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман), его заместитель, региональные представители в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте (далее -региональные представители), Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам ребенка (Детский омбудсман) и Уполномоченный при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства имеют право беспрепятственно посещать места содержания под стражей, а также проводить встречи и беседы с задержанным или заключенным под стражу.
Администрация места содержания под стражей обязана обеспечить Уполномоченному Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсману), его заместителю, региональным представителям, Уполномоченному Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам ребенка (Детскому омбудсману) и Уполномоченному при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства необходимые условия для беспрепятственной и конфиденциальной встречи и беседы с задержанными, а также заключенными под стражу.
Встречи и беседы Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана), его заместителя, региональных представителей, Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам ребенка (Детского омбудсмана) и Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства с задержанными и заключенными под стражу производятся наедине в условиях, позволяющих сотрудникам места содержания под стражей видеть их, но не слышать".
5. Абзац седьмой пункта 5 части первой статьи 70 Бюджетного кодекса Республики Узбекистан, утвержденного Законом Республики Узбекистан от 26 декабря 2013 года N ЗРУ-360 (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2013 г., приложение 1 к N 12; 2014 г., N 9, ст. 244; 2015 г., N 12, ст. 452; 2016 г., N 12, ст.ст. 383, 385; 2017 г., N 6, ст. 300; N 10, ст. 605, N 12, ст. 772; 2018 г., N 1, ст. 1, N 7, ст.ст. 431, 433, N 12, ст. 783; 2019 г., N 1, ст. 1, N 5, ст. 265, N 8, ст. 470, N 9, ст. 588, N 11, ст. 791, N 12, ст.ст. 884, 891; 2020 г., N 3, ст. 203, N 11, ст. 652, N 12, ст. 691; 2021 г., N 1, ст.ст. 7, 13, приложение к N 4, N 8, ст.ст. 803, 804, N 10, ст. 973, N 12, ст. 1198; 2022 г., N 5, ст. 464, N 6, ст. 577; 2023 г., N 4, ст. 272, N 11, ст. 923), изложить в следующей редакции:
"Аппарат Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана)".
6. Абзац одиннадцатый части первой статьи 23 Закона Республики Узбекистан от 9 января 2017 года N ЗРУ-420 "О порядке отбывания административного ареста" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2017 г., N 1, ст. 2; 2019 г., N 12, ст. 880; 2021 г., приложение к N 4, N 11, ст. 1061; 2022 г., N 10, ст. 984; 2023 г., N 3, ст. 185; 2024 г., N 3, ст. 244) изложить в следующей редакции:
"обеспечивать беспрепятственный доступ в специальный приемник Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана), его заместителя, региональных представителей в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте и работников Агентства по противодействию коррупции Республики Узбекистан и их безопасность".
7. Внести в Закон Республики Узбекистан от 6 января 2020 года N ЗРУ-600 "О государственной пошлине" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2020 г., N 1, ст. 1, N 3, ст. 201, N 5, ст. 298, N 10, ст. 593, N 12, ст. 691; 2021 г., N 1, ст. 13, приложение к N 4, N 7, ст. 661, N 8, ст.ст. 800, 803, N 10, ст. 968; 2022 г., N 2, ст. 76, N 3, ст.ст. 214, 216, N 4, ст. 340, N 5, ст.ст. 463, 464, 467, N 12, ст. 1186; 2023 г., N 2, ст. 103, N 3, ст. 186, N 4, ст.ст. 265, 269, N 6, ст.ст. 444, 445, N 7, ст. 538, N 9, ст. 710; 2024 г., N 1, ст.ст. 5, 6, 7, N 2, ст.ст. 101, 105, 107, 108, 111, 112, N 7, ст. 628, N 8, ст.ст. 819, 823, 831) следующие изменение и дополнения:
1) в части первой статьи 8:
абзац четвертый пункта 45 изложить в следующей редакции:
"по искам, заявлениям и жалобам, поданным в интересах лиц и семей, оказавшихся в тяжелом положении и с высоким риском попадания в тяжелое положение";
дополнить пунктом 46 следующего содержания:
"46) Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман) - при обращении в суд с заявлениями и исками, подаваемыми в интересах граждан";
2) часть первую статьи 10 дополнить пунктом 20 следующего содержания:
"20) Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман) - при обращении в суд с заявлениями, подаваемыми в интересах граждан".
Признать утратившими силу:
1) Закон Республики Узбекистан от 24 апреля 1997 года N 392-I "Об Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмане)" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., N 4-5, ст. 102);
2) Закон Республики Узбекистан от 27 августа 2004 года N 669-II "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан "Об Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмане)" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., N 9, ст. 169);
3) Постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 27 августа 2004 года N 670-II "О введении в действие Закона Республики Узбекистан "Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмане)" в новой редакции" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., N 9, ст. 170);
4) Закон Республики Узбекистан от 29 августа 2017 года N ЗРУ-441 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан "Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмане)" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2017 г., N 8, ст. 385);
5) статью 2 Закона Республики Узбекистан от 14 марта 2019 года N ЗРУ-530 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием механизмов защиты прав осужденных и лиц, находящихся под стражей" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., N 3, ст. 165);
6) статью 8 Закона Республики Узбекистан от 4 сентября 2019 года N ЗРУ-563 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства о выборах" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., N 9, ст. 588);
7) статью 73 Закона Республики Узбекистан от 21 апреля 2021 года N ЗРУ-683 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2021 г., приложение к N 4);
8) статью 2 Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года N ЗРУ-909 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование деятельности Олий Мажлиса Республики Узбекистан в связи с принятием Конституции Республики Узбекистан в новой редакции" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2024 г., N 2, ст. 109).
Статья 55. Обеспечение исполнения, доведения,
разъяснения сути и значения настоящего Закона
Уполномоченному Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсману), Министерству юстиции Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.
Статья 56. Приведение законодательства
в соответствие с настоящим Законом
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 18 ноября 2024 г.