язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Денежная и бюджетная система. Внебюджетные фонды/ Бюджетная система/ Республиканский бюджет/ Закон Республики Узбекистан от 24.12.2024 г. N ЗРУ-1011 "О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2025 год" (Принят Законодательной палатой 03.12.2024 г., одобрен Сенатом 18.12.2024 г.)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

24.12.2024 г.

N ЗРУ-1011



О ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТЕ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН НА 2025 ГОД


Принят Законодательной палатой 3 декабря 2024 года

Одобрен Сенатом 18 декабря 2024 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений, связанных с формированием и исполнением Консолидированного бюджета Республики Узбекистан на 2025 год.



Статья 2. Использование бюджетных ассигнований,

выделяемых из республиканского бюджета Республики

Узбекистан для распорядителей бюджетных

средств первого уровня

Бюджетные ассигнования, выделяемые в соответствии с настоящим Законом из республиканского бюджета Республики Узбекистан (далее - республиканский бюджет) распорядителям бюджетных средств первого уровня, используются только в течение 2025 финансового года и не переносятся на следующий финансовый год.

Распорядители бюджетных средств первого уровня вправе перераспределять свои текущие расходы, в том числе выделенные средства на реализацию государственных программ развития (далее - программы развития), из одной программы развития в другую программу развития в рамках сэкономленных средств.

Распорядители бюджетных средств первого уровня вправе направлять до 10 процентов предельных размеров бюджетных ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета, на основании постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан (далее - Кабинет Министров), подведомственным организациям, финансируемым из бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента.

Министерства и ведомства до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан отчеты о результатах эффективности соответствующих программ развития, оцененные службами внутреннего аудита.

Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан по итогам каждого квартала до 10 числа следующего месяца представляет в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан сведения о средствах по гендеру, выделенных из Государственного бюджета Республики Узбекистан.

В целях поддержки финансирования социально значимых национальных и государственных программ, а также проектов по формированию производственной и непроизводственной инфраструктуры установленные размеры грантовых средств (за исключением грантовых средств, выделяемых с условиями (возможностями) самостоятельного определения размеров и отраслей правительством Республики Узбекистан), выделяемых из иностранных источников (иностранных государств, международных организаций, международных финансовых и экономических институтов, иностранных правительственных финансовых организаций) распорядителям бюджетных средств первого уровня, увеличиваются без внесения изменения в настоящий Закон.

Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан осуществляет заслушивание отчетов распорядителей бюджетных средств первого уровня об использовании бюджетных ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета, а также о состоянии выполнения целевых индикаторов программы развития.



ГЛАВА 2. ПАРАМЕТРЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО

БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Статья 3. Доходы и расходы Консолидированного

бюджета Республики Узбекистан

Принять к сведению сводные параметры Консолидированного бюджета Республики Узбекистан на 2025 год и бюджетные ориентиры на 2026-2027 годы согласно приложению N 1, прогноз основных макроэкономических показателей развития Республики Узбекистан на 2025 год и целевые ориентиры на 2026-2027 годы, служащие основанием при их подготовке, согласно приложению N 2.



Статья 4. Прогноз доходов и расходы государственных

целевых фондов и Фонда реконструкции и развития

Республики Узбекистан

Принять к сведению прогноз доходов государственных целевых фондов и Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан на 2025 год и утвердить их расходы согласно приложению N 3.



Статья 5. Прогноз доходов и расходы

республиканского бюджета

Принять к сведению прогноз доходов республиканского бюджета на 2025 год согласно приложению N 4.

Утвердить предельные размеры бюджетных ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета распорядителям бюджетных средств первого уровня, на 2025 год согласно приложению N 5.

Часть средств, поступающих во внебюджетные фонды органов государственной власти и республиканских органов исполнительной власти, органов суда и прокуратуры за счет налогов, государственных пошлин, сборов и неналоговых платежей, административных штрафов и финансовых санкций, может быть перечислена в республиканский бюджет на основании решений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров.



Статья 6. Прогнозы доходов и расходов бюджета

Республики Каракалпакстан, местных бюджетов

областей и города Ташкента

Принять к сведению прогнозы доходов и расходов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента на 2025 год согласно приложению N 6.

Утвердить размеры выравнивающих межбюджетных трансфертов, выделяемых из республиканского бюджета в республиканский бюджет Республики Каракалпакстан, областные бюджеты областей и городской бюджет города Ташкента, на 2025 год согласно приложению N 7.

Не допускается уменьшение размеров выравнивающих межбюджетных трансфертов, предусмотренных настоящим Законом, независимо от исполнения прогноза доходов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента.



Статья 7. Ставки отдельных платежей

Утвердить на 2025 год:

минимальные ставки арендной платы, установленные для физических и юридических лиц, сдающих имущество в аренду, согласно приложению N 8 (в целях налогообложения);

предельные ставки сборов за право розничной торговли отдельными видами товаров согласно приложению N 9;

ставки сборов за въезд на территорию и транзит по территории Республики Узбекистан автотранспортных средств иностранных государств согласно приложению N 10.

Ставки таможенных пошлин, применяемые при ввозе товаров на территорию Республики Узбекистан, утверждаются решением Президента Республики Узбекистан.



Статья 8. Формирование резервных фондов

Кабинета Министров, республиканского бюджета

Республики Каракалпакстан, областных бюджетов

областей и городского бюджета города Ташкента,

бюджетов районов и городов

Установить объем резервного фонда Кабинета Министров на 2025 год в размере 1,0 трлн сумов.

Резервные фонды республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента, бюджетов районов и городов на 2025 год формируются в размере не менее 1,0 процента от утвержденных общих расходов (за исключением средств бюджетов районов и городов на финансирование мероприятий, формируемых на основе общественного мнения) соответствующих бюджетов. При этом в регионах, в которых внедрены механизмы государственного медицинского страхования, резервные фонды бюджетов соответствующих районов и городов формируются в размере не ниже объема предыдущего года, в котором внедрены эти механизмы, и формирование дополнительных средств осуществляется за счет уменьшения средств резервных фондов соответствующих вышестоящих бюджетов.

В случае повышения размеров межбюджетных трансфертов, выделяемых из вышестоящего бюджета при исполнении республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента, бюджетов районов и городов, установленные размеры резервных фондов соответствующих бюджетов не пересматриваются.

В случае выделения средств из резервного фонда Кабинета Министров изменения в настоящий Закон не вносятся.



Статья 9. Обеспечение устойчивости бюджетной

системы Республики Узбекистан в 2025 году

В случаях невыполнения прогноза доходов бюджетов бюджетной системы Республики Узбекистан по итогам исполнения за шесть месяцев и отсутствия достаточных оснований для их поступления до конца текущего финансового года осуществляется сокращение расходов в размере:

более 3 процентов от общих расходов республиканского бюджета - палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан по предложению Кабинета Министров;

3 и менее процентов от общих расходов республиканского бюджета - на основании решения Кабинета Министров по предложению Министерства экономики и финансов Республики Узбекистан.

Решения по сокращению расходов республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента, бюджетов районов и городов принимаются соответственно Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей и города Ташкента, районов и городов.

При сокращении расходов бюджетов принимаются в расчет освоение бюджетных средств, а также принятые юридические и финансовые обязательства бюджетных организаций и получателей бюджетных средств. При этом уменьшение заработной платы и приравненных к ней платежей осуществляется в соответствии со статьей 120 Бюджетного кодекса Республики Узбекистан.



Статья 10. Установление предельного объема

государственного долга от имени Республики Узбекистан

и под гарантию Республики Узбекистан и проектов

государственно-частного партнерства

Установить на 2025 год:

предельный объем вновь подписываемых годовых соглашений по привлечению внешних заимствований от имени Республики Узбекистан (правительства Республики Узбекистан) и под гарантию Республики Узбекистан в размере 5,5 млрд долларов США, из них 3,0 млрд долларов США - на поддержку Государственного бюджета Республики Узбекистан, в том числе на финансирование дефицита Государственного бюджета Республики Узбекистан, 2,5 млрд долларов США - на финансирование инвестиционных проектов;

предельный чистый объем государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Республики Узбекистан, в размере 30,0 трлн сумов;

предельный размер стоимости всех новых проектов, подписываемых на основе принципов государственно-частного партнерства, по которым требуется принятие государством обязательств (покупка или оплата) и выдача государством писем-подтверждений, в размере 6,5 млрд долларов США.



Статья 11. Установление предельного размера дефицита

Консолидированного бюджета Республики Узбекистан

Установить предельный размер дефицита Консолидированного бюджета Республики Узбекистан на 2025 год в размере 3 процентов от валового внутреннего продукта.

Дополнительные расходы за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан и государственных целевых фондов, которые могут привести к превышению предельного размера дефицита Консолидированного бюджета Республики Узбекистан, осуществляются исключительно при наличии дополнительного источника дохода или за счет сокращения других расходов.



ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ

МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Статья 12. Особенности формирования доходов

бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов

областей и города Ташкента, бюджетов районов

и городов на 2025 год

В бюджеты районов и городов в полном объеме зачисляются следующие виды налогов:

налог на имущество физических лиц;

земельный налог с физических лиц;

налог на доходы физических лиц, уплачиваемый физическими лицами на основании декларации о годовом доходе, получаемом от сдачи имущества в аренду, а также уплачиваемый индивидуальными предпринимателями;

налог за пользование водными ресурсами;

налог за пользование недрами по нерудным строительным материалам;

налог с оборота;

налог на имущество юридических лиц, за исключением налога, выплачиваемого крупными налогоплательщиками;

земельный налог с юридических лиц, за исключением налога, выплачиваемого крупными налогоплательщиками;

поступления от сдачи в аренду государственных активов.

Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента при применении видов доходов, предусмотренных в части первой настоящей статьи, могут предусмотреть отчисления в вышестоящий бюджет в случае превышения доходов от расходов бюджетов районов и городов.

В республиканский бюджет Республики Каракалпакстан, областные бюджеты областей и городской бюджет города Ташкента в полном объеме зачисляются следующие виды налогов:

налог на имущество юридических лиц, выплачиваемый крупными налогоплательщиками;

земельный налог с юридических лиц, выплачиваемый крупными налогоплательщиками;

акцизный налог при реализации конечным потребителям бензина, дизельного топлива и газа;

поступления по акцизному налогу на табачную продукцию (кроме импортируемых товаров) в соответствии с долей численности населения Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в численности населения республики по состоянию на 1 июля прошлого финансового года, соответственно полученного от Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан. При этом невыполненная часть прогноза доходов возмещается в республиканский бюджет Республики Каракалпакстан, областные бюджеты областей и городской бюджет города Ташкента за счет средств республиканского бюджета, а перевыполненная часть прогноза доходов остается в распоряжении республиканского бюджета.

В республиканский бюджет Республики Каракалпакстан, областные бюджеты областей и городской бюджет города Ташкента зачисляются налоги в следующих долях:

в Навоийской области - 66 процентов, в Ташкентской области - 51 процент, в городе Ташкенте - 12 процентов, в Республике Каракалпакстан и других областях - 100 процентов от поступлений налога на доходы физических лиц (кроме налога на доходы физических лиц, уплачиваемого физическими лицами на основании декларации о годовом доходе, получаемом от сдачи имущества в аренду, а также индивидуальными предпринимателями);

в Навоийской области - 70 процентов, в Ташкентской области - 49 процентов, в городе Ташкенте - 12 процентов, в Республике Каракалпакстан и других областях - 100 процентов от поступлений налога на прибыль (кроме налога на прибыль, уплачиваемого крупными налогоплательщиками согласно перечню, утверждаемому решением Президента Республики Узбекистан, нерезидентами Республики Узбекистан, осуществляющими деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, а также с доходов нерезидентов, удерживаемых у источника выплаты);

в Ташкентской области и городе Ташкенте - 5 процентов, в Республике Каракалпакстан и других областях - 30 процентов от акцизного налога на алкогольную продукцию, включая пиво (кроме импортируемой алкогольной продукции и пива), выплачиваемого производителями.

Следующие доходы, распределяемые в Государственный бюджет Республики Узбекистан, в размерах, установленных законодательством, распределяются между республиканским бюджетом и бюджетом Республики Каракалпакстан, местными бюджетами областей и города Ташкента:

государственные пошлины;

штрафы;

сборы;

поступления от реализации имущества, обращенного в доход государства.

Поступления в местные бюджеты от продажи государственных активов в порядке, установленном законодательством, распределяются в равных долях между бюджетами районов и городов и бюджетом Республики Каракалпакстан, местными бюджетами областей и города Ташкента.

Не менее 50 процентов поступлений от налога на доходы физических лиц (за исключением налога, выплачиваемого крупными налогоплательщиками) зачисляются в бюджеты районов и городов.

Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента вправе:

распределять налоги и другие виды доходов (в том числе доходы, указанные в частях третьей, четвертой и пятой настоящей статьи), отчисляемые в местные бюджеты соответствующего уровня, и межбюджетные трансферты;

передавать часть средств, полученных от перевыполнения прогнозов доходов, бюджетам районов и городов на реализацию программ социально-экономического развития территории.

Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей вправе вводить повышающий коэффициент до 2,0 к минимальным ставкам арендной платы, установленным пунктом 1 приложения N 8 к настоящему Закону, в разрезе районов и городов в зависимости от их уровня экономического развития. В этом случае данный коэффициент используется Кенгашем народных депутатов города Ташкента в разрезе установленных зон для целей расчета земельного налога в Налоговом кодексе Республики Узбекистан.

Кенгаши народных депутатов районов и городов вправе вводить повышающие коэффициенты к минимальным ставкам арендной платы, установленным для физических лиц, сдающих имущество в аренду, на отдельных территориях районов и городов, специализирующихся на массовом отдыхе и (или) туризме, до размеров, установленных для города Ташкента.

Если законодательством не предусмотрено распределение доходов по уровням бюджета, то:

виды доходов, подлежащие перечислению в Государственный бюджет Республики Узбекистан, зачисляются в республиканский бюджет;

виды доходов, подлежащие перечислению в местные бюджеты, зачисляются в республиканский бюджет Республики Каракалпакстан, областные бюджеты областей и городской бюджет города Ташкента соответственно.

Возврат излишне или ошибочно уплаченных сумм поступлений в бюджеты бюджетной системы осуществляется с соответствующих бюджетов бюджетной системы согласно действующим нормативам отчислений на дату ее возврата, а по видам отмененных доходов - с республиканского бюджета.

Государственными предприятиями и юридическими лицами с долей государства в уставном капитале в размере 50 процентов и более (включая входящие в их состав предприятия) по итогам 2024 года до 1 июля 2025 года начисляются дивиденды и отчисления по государственной доле в размере 50 процентов от своей чистой прибыли и перечисляются в бюджеты соответствующего уровня не позднее 1 сентября 2025 года. Также золотодобывающие и медедобывающие предприятия с долей государства в уставном капитале в размере 50 процентов и более перечисляют 100 процентов чистой прибыли 2024 года и 2025 года по государственной доле в виде дивидендов в Государственный бюджет Республики Узбекистан.

Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан вправе определять размер и периодичность выплаты дивидендов золотодобывающими и медедобывающими предприятиями с долей государства в уставном капитале 50 процентов и более в порядке, установленном законодательством.



Статья 13. Особенности осуществления расходов

Государственного бюджета Республики Узбекистан

в 2025 году

Финансирование дополнительных мероприятий, осуществляемых по инициативе органов государственной власти на местах, осуществляется только за счет дополнительных источников бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, районов и городов.

В случае невыполнения прогнозных показателей доходов, приведенных в приложении N 6 к настоящему Закону, по итогам кварталов в размере более 5 процентов по причинам, не зависящим от деятельности органов исполнительной власти на местах, и отсутствия вероятности их поступления до конца финансового года Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента обращаются в Кабинет Министров с запросом об увеличении объемов выравнивающих межбюджетных трансфертов вместе с принятием мер по оптимизации расходов, и данное предложение рассматривается Кабинетом Министров в порядке, установленном настоящим Законом.

При этом уточняются прогнозные показатели по видам доходов соответствующего квартала бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, невыполненные по причинам, не зависящим от деятельности органов исполнительной власти на местах, и отсутствия вероятности их поступления до конца финансового года, и эта сумма покрывается за счет других источников дохода или республиканского бюджета.

В аналогичном порядке хокимияты районов и городов обращаются в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента.

Из республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей, городского бюджета города Ташкента, бюджетов районов и городов финансируется следующее:

расходы на содержание Народных приемных Президента Республики Узбекистан в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте, в районах и городах;

расходы, связанные с оплатой труда судебных управляющих.

Из республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента финансируется следующее:

расходы на проектирование, строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и оснащение объектов учреждений здравоохранения, а также проектирование, строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонтно-восстановительные работы объектов в рамках мероприятий по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента;

расходы на содержание территориальных органов Налогового комитета;

расходы на содержание территориальных органов Агентства по кадастру при Министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан;

расходы на содержание колледжей и техникумов.

Из республиканского бюджета финансируется следующее:

выплаты малообеспеченным семьям детских пособий и материальной помощи;

расходы на содержание системных организаций (дома малютки и милосердия, сектора по работе с несовершеннолетними и семейные детские дома) Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан;

расходы на проектирование, строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и оснащение объектов дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных и специализированных школ Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента;

расходы на содержание управления эксплуатации Каршинского магистрального канала, управлений насосных станций и энергетики при Министерстве водного хозяйства Республики Каракалпакстан и бассейновых управлениях ирригационных систем, а также управлений эксплуатации водохранилищ.

Тарифы, сформированные региональными предприятиями теплоснабжения, независимо от организационно-правовой формы, рассматриваются органами ценового регулирования и утверждаются председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента после одобрения решениями Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей и города Ташкента соответственно.

По итогам пересмотра регулируемых цен (тарифов) на услуги по теплоснабжению в течение года потребность в дополнительных средствах для покрытия убытков, понесенных теплоснабжающими предприятиями в результате применения пониженных тарифов для населения, покрывается за счет дополнительных источников республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкентa.



ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 14. Ответственность за нарушение Закона

Республики Узбекистан "О Государственном бюджете

Республики Узбекистан на 2025 год"

Лица, виновные в нарушении Закона Республики Узбекистан "О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2025 год", несут ответственность в установленном порядке.



Статья 15. Обеспечение исполнения, доведения,

разъяснения сути и значения настоящего Закона

Кабинету Министров Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 16. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2025 года.



Президент

Республики Узбекистан                                                      Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 25 декабря 2024 г.


"Народное слово", 25 декабря 2024 г.