Внимание! Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.
Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Банки. Кредитование. Валютное регулирование/ Утратившие силу акты/ Банки и иные кредитные организации/ Постановление Президента Республики Узбекистан от 15.04.2005 г. N ПП-56 "О мерах по дальнейшему реформированию и либерализации банковской системы"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
15.04.2005 г.
ПП-56
О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ
РЕФОРМИРОВАНИЮ И ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ
БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
В целях дальнейшего реформирования и либерализации банковской системы, обеспечения ее устойчивого развития, повышения эффективности работы коммерческих банков, увеличения уровня их капитализации, широкого участия в инвестиционных процессах и структурных преобразованиях экономики:
1. Определить приоритетными направлениями дальнейшего углубления реформ и либерализации в банковской системе:
реализацию конкретных мер по укреплению денежного обращения, повышению устойчивости национальной валюты и ее обменного курса, стимулированию увеличения вкладов населения на депозиты банков, вовлечению в банковский оборот значительных финансовых средств и потоков, которые еще остаются во внебанковском обороте;
укрепление и повышение устойчивости коммерческих банков, принятие конкретных мер по капитализации банков, увеличению их уставных фондов и оборотных средств, оздоровлению и повышению доходности кредитных портфелей;
осуществление полной приватизации коммерческих банков, формирование полноценного рынка банковских и лизинговых услуг, создание совместных банков с широким привлечением международного банковского и финансового капитала;
дальнейшее совершенствование инструментов денежно-кредитной политики, включая проектное финансирование, принятие конкретных мер по унификации наличного и безналичного денежного обращения и форм расчетов, развитию различных видов потребительских кредитов, стимулирующих покупательский спрос на товары отечественных производителей;
активное участие коммерческих банков в структурных преобразованиях экономики, реализации инвестиционных программ, вовлечении средств для инвестирования, в первую очередь, в отрасли реальной экономики;
широкое участие коммерческих банков в процессах приватизации и акционирования предприятий, значительное расширение операций коммерческих банков на рынке ценных бумаг и участие банков в доверительном управлении предприятиями;
укрепление коммерческих банков профессионально подготовленными высококвалифицированными кадрами, повышение ответственности и культуры банковских работников.
2. Утвердить разработанную Центральным банком, Министерством экономики и Министерством финансов Республики Узбекистан совместно с коммерческими банками Программу реформирования и развития банковского сектора на 2005-2007 гг. согласно приложению.
5. Считать одной из приоритетных задач коммерческих и частных банков на территории республики активное и более широкое их участие в доверительном управлении акционерными обществами.
Для расширения участия коммерческих банков в процессах приватизации разрешить коммерческим банкам участвовать на первичном рынке ценных бумаг и приобретать в установленном порядке акции приватизируемых предприятий в размере до 50 процентов от их выпуска.
6. Освободить на период до 1 января 2010 года от налогообложения доходы физических лиц, полученные в виде дивидендов по акциям (долям) коммерческих банков.
7. Госкомимуществу с участием Министерства финансов и Центрального банка Республики Узбекистан осуществить в 2005-2006 годах приватизацию банка "Асака", а в 2005-2009 годах приватизацию Национального банка внешнеэкономической деятельности с реализацией части государственной доли ведущим зарубежным банкам и международным финансовым институтам.
8. Принять предложения Центрального банка, Министерства финансов, Министерства экономики Республики Узбекистан о предоставлении на период до 2010 года включительно следующих налоговых льгот коммерческим банкам:
освобождение от налога на прибыль (доход) прибыли банков, полученной от предоставления отечественным предприятиям инвестиционных кредитов на срок свыше трех лет и направленной на увеличение собственного капитала банков. Обеспечить в статистической и банковской отчетности отражение указанной в настоящем пункте прибыли банков по предоставленным долгосрочным кредитам;
исключение из налогооблагаемой базы расходов коммерческих банков по открытию мини-банков, создаваемых в соответствии с утвержденными государственными программами.
9. Рекомендовать коммерческим банкам в соответствии с международными банковскими нормами принимать активное участие в реализации инвестиционных программ путем широкого внедрения в практику синдицированных кредитов, в том числе с привлечением зарубежного банковского капитала.
10. Центральному банку Республики Узбекистан совместно с Ассоциацией банков Узбекистана, коммерческими банками:
усилить в коммерческих банках процедуры экспертизы инвестиционных проектов и принятия коллегиальных решений по выделению инвестиционных кредитов;
укрепить высококвалифицированными кадрами структурные подразделения банков, занимающихся вопросами проектного инвестирования, предоставлением и обслуживанием инвестиционных кредитов;
открыть в Банковско-финансовой академии факультет проектного финансирования, а также соответствующие курсы повышения квалификации банковских работников.
11. Центральному банку, коммерческим банкам совместно с Министерством финансов и Министерством экономики Республики Узбекистан в трехмесячный срок:
провести комплексный анализ кредитных портфелей коммерческих банков, включая кредиты, гарантированные правительством;
разработать по каждому коммерческому банку программу реструктуризации проблемных кредитов, включающую возможность продажи долговых обязательств предприятий третьим лицам по дисконтной стоимости, списания на убытки банков сумм безнадежных кредитов предприятий, ликвидированных и реализованных в ходе процедур банкротства;
внести в Кабинет Министров предложения по выпуску государственных ценных бумаг под обеспечение реструктуризованных кредитов коммерческих банков, выданных под гарантию Правительства.
12. Установить порядок, в соответствии с которым в 2005-2007 годах коммерческим банкам предоставляется право:
первоочередного взыскания задолженности ликвидируемых предприятий-банкротов по выданным им кредитам, гарантированным правительством Республики Узбекистан;
передачу по решению суда в собственность банка предприятия, находящегося в ликвидационной процедуре в связи с возбужденным банком иском о банкротстве, имеющего в составе кредиторской задолженности 70 и более процентов задолженности по кредитам банка, в том числе для последующей его продажи отечественным и иностранным инвесторам с направлением полученных средств на погашение кредиторской задолженности.
Установить, что имущество коммерческих банков, приобретенное в результате перехода в собственность банка предприятия, находящегося в ликвидационной процедуре в связи с возбужденным банком иском о банкротстве, не подлежит обложению налогами на имущество и землю до момента его реализации новым собственникам.
13. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан усилить надзор за исполнением действующего законодательства о банках в части недопущения вмешательства в деятельность коммерческих банков органов государственной власти на местах, привлечения банков и их филиалов для выполнения мероприятий и работ, не связанных с деятельностью банков. Виновных должностных лиц, нарушающих законодательство, привлекать к административной и уголовной ответственности.
14. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с Центральным банком, Министерством финансов, другими заинтересованными министерствами, ведомствами и коммерческими банками в месячный срок:
представить в Кабинет Министров предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, предусматривающих упрощение внесудебного порядка обращения взыскания на имущество, оформленное в качестве залога под обеспечение банковских кредитов;
привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Постановлением.
15. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С.Азимова и председателя Центрального банка Республики Узбекистан Ф.М.Муллажанова.
Президент
Республики Узбекистан И. Каримов
к Постановлению Президента РУз
от 15.04.2005 г. N ПП-56
ПРОГРАММА
дальнейшего реформирования и либерализации
банковского сектора на 2005-2007 гг.
N |
Мероприятия
|
Форма реализации |
Сроки исполнения |
Ответственные исполнители |
I. ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНО ФУНКЦИОНИРУЮЩЕГО ДЕНЕЖНОГО РЫНКА
|
||||
1. |
Проведение денежно-кредитной политики в координации с динамикой макроэкономических и бюджетных показателей, совершенствование инструментов управления монетарными агрегатами
|
Комплекс мер |
Постоянно |
Центральный банк, Министерство экономики, Министерство финансов |
2. |
Проведение ежедневных торгов кредитными ресурсами на межбанковском электронном рынке и совершенствование системы индикаторов денежного рынка
|
Комплекс мер |
I полугодие 2005 г. |
Ассоциация банков Узбекистана, коммерческие банки |
3. |
Совершенствование механизма регулирования обязательных резервов, предусматривающих стимулирование привлечения банками долгосрочных ресурсов |
Изменения в нормативной базе |
I квартал 2005 г. |
Центральный банк |
II. РАСШИРЕНИЕ УЧАСТИЯ БАНКОВ В ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ, КРЕДИТОВАНИИ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ И ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
|
||||
4. |
Совершенствование механизмов залога недвижимости, оценки и реализации заложенного имущества, имущественной ответственности организаций-оценщиков
|
Проект изменений в Закон "О залоге" |
I полугодие 2005 г. |
Центральный банк, Министерство экономики, Ассоциация банков Узбекистана |
5. |
Формирование законодательной базы ипотечного кредитования, дальнейшее развитие правовых основ рынка недвижимости |
Разработка проекта Закона "Об ипотеке" |
I полугодие 2005 г. |
Министерство экономики, Центральный банк, коммерческие банки |
6. |
Разработка упрощенного механизма по передаче по решению суда в собственность банка предприятия, находящегося в ликвидационной процедуре в связи с возбужденным банком иском о банкротстве, имеющего в составе кредиторской задолженности 70 и более процентов задолженности по кредитам банка
|
Изменения в нормативной базе |
I полугодие 2005 г. |
Министерство экономики, Центральный банк, Высший хозяйственный суд, коммерческие банки
|
7. |
Развитие альтернативных торговых площадок и систем электронной торговли на рынке ценных бумаг, создаваемых при участии коммерческих банков |
Комплекс мер |
I полугодие 2005 г. |
Ассоциация банков Узбекистана, коммерческие банки, Центр по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг
|
8. |
Разработка мер по выпуску коммерческими банками долговых ценных бумаг под обеспечение выданных кредитов и других активов |
Изменения в нормативной базе |
I полугодие 2006 г. |
Центральный банк, Центр по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг, коммерческие банки
|
9. |
Развитие коммерческими банками системы предоставления синдицированных кредитов для финансирования инвестиционных проектов, в том числе с привлечением зарубежного банковского капитала
|
Изменения в нормативной базе, комплекс мер |
В течение 2005 г. |
Центральный банк, коммерческие банки |
10. |
Совершенствование практики кредитования сельскохозяйственного производства, в том числе фермерских и ширкатных хозяйств
|
Проект решения Правительства |
I полугодие 2005 г. |
Центральный банк, Министерство финансов, Минсельводхоз, коммерческие банки
|
III. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАСШИРЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
|
||||
11. |
Создание рыночной инфраструктуры страхования по поддержке субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства
|
Изменения в нормативной базе |
I полугодие 2005 г. |
Министерство финансов, Ассоциация банков Узбекистана, страховые компании |
12. |
Совершенствование действующих форм и видов финансирования субъектов малого бизнеса путем внедрения в практику новых комплексных банковских услуг и продуктов.
|
Комплекс мер |
II полугодие 2005 г. |
Ассоциация банков Узбекистана, Торгово-промышленная палата, коммерческие банки
|
13. |
Совершенствование законодательной и нормативной основы создания и деятельности кредитных союзов
|
Проект изменений в Закон "О кредитных союзах" и соответствующей нормативной базе |
III квартал 2005 г. |
Центральный банк, Торгово-промышленная палата, Министерство юстиции
|
IV. ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И КАПИТАЛИЗАЦИИ БАНКОВ, СТИМУЛИРОВАНИЕ СОЗДАНИЯ БАНКОВ С ЧАСТНЫМ И ИНОСТРАННЫМ КАПИТАЛОМ
|
||||
14. |
Пересмотр требований к минимальному размеру уставного капитала вновь создаваемых коммерческих банков
|
Изменения в нормативной базе |
В течение 2005-2006 гг. |
Центральный банк |
15. |
Разработка программ повышения уровня капитализации банков и увеличения активов банков за счет выпуска и реализации дополнительных эмиссий акций
|
Комплекс мер |
В течение 2005-2006 гг. |
Коммерческие банки, Ассоциация банков Узбекистана, Центральный банк |
16. |
Разработка предложений по стимулированию создания коммерческих банков с участием иностранного капитала, включая предоставление преференций и льгот.
|
Комплекс мер |
III квартал 2005 г. |
Министерство финансов, Центральный банк, Государственный налоговый комитет |
17. |
Совершенствование законодательства по созданию частных коммерческих банков
|
Проект решения Правительства |
I полугодие 2005 г. |
Центральный банк |
18. |
Проведение комплексного анализа кредитных портфелей коммерческих банков, включая кредиты, гарантированные Правительством |
Комплекс мер |
1 полугодие 2005 г. |
Центральный банк, коммерческие банки, Министерство финансов, Министерство экономики
|
19. |
Реструктуризации проблемных кредитов коммерческих банков, выданных под гарантию Правительства, и внесение предложений по выпуску государственных ценных бумаг под их обеспечение |
Проект решения Правительства |
III квартал 2005 г. |
Министерство финансов, Центральный банк. Министерство экономики. Национальный банк ВЭД и другие коммерческие банки
|
20. |
Проведение мероприятий по приватизации банка "Асака" и Национального банка внешнеэкономической деятельности
|
По графику |
В течение 2005-2009 гг. |
Госкомимущество, Министерство финансов. Центральный банк, банк "Асака", Национальный банк ВЭД
|
21. |
Осуществление организационных мер по объединению Узжилсбербанка и Заминбанка и созданию акционерного коммерческого ипотечного банка "Ипотека-банк"
|
Учредительные документы |
I квартал 2005 г. |
Центральный банк, Госкомимущество, Министерство финансов, Узжилсбербанк, Заминбанк
|
V. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАДЗОРА И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
|
||||
22. |
Разработка мероприятий по совершенствованию нормативной базы регулирования капитала банков с учетом изменений в рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору
|
Изменения в нормативной базе |
В течение 2005-2007 гг. |
Центральный банк |
23. |
Дальнейшее совершенствование деятельности Национального института кредитной информации при Центральном банке по анализу состояния кредитного портфеля коммерческих банков и выработке мер банковского надзора
|
Мероприятия |
В течение 2005-2007 гг. |
Центральный банк |
Расширение базы данных Межбанковского кредитного бюро по анализу информации о заемщиках, с включением сведений, публикуемых другими органами, формирование на этой основе кредитных историй и создание системы рейтинговой оценки предприятий
|
Комплекс мер |
В течение 2005 г. |
Ассоциация банков Узбекистана, Госкомстат, Государственный налоговый комитет, Государственный таможенный комитет. Центр по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг
|
|
25. |
Создание и организация работы постоянно действующего Комитета по внедрению международных стандартов финансовой отчетности
|
Комплекс мер |
I полугодие 2005 г. |
Министерство финансов, Центральный банк, Министерство экономики, Ассоциация банков Узбекистана, Центр по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов
|
26. |
Совершенствование системы аудита в коммерческих банках на основе Международных стандартов аудита |
Изменения в нормативной базе |
IV квартал 2005 г. |
Центральный банк, коммерческие банки, аудиторские компании
|
27. |
Передача коммерческими банками функций по кассовому исполнению государственного бюджета другим органам в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О казначейском исполнении государственного бюджета"
|
Проект решения Правительства, изменения в нормативной базе |
Согласно графику реализации Закона |
Министерство финансов, Центральный банк, Государственный налоговый комитет |
28. |
Передача коммерческими банками финансовым, налоговым и таможенным органам функций по контролю кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов - своих клиентов, в том числе по обязательным платежам
|
Проект решения Правительства, изменения в нормативной базе |
В течение 2005 г. |
Центральный банк. Министерство финансов, Государственный налоговый комитет, Государственный таможенный комитет
|
29. |
Переход к исполнению коммерческими банками платежных поручений своих клиентов в порядке календарной очередности |
Проект решения Правительства |
В течение 2005 г. |
Центральный банк. Министерство финансов. Государственный налоговый комитет
|
VII. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БАНКОВСКИХ КАДРОВ, ПРОВЕДЕНИЕ СЕМИНАРОВ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
|
||||
30. |
Дальнейшее совершенствование системы подготовки банковских кадров, в том числе специалистов в сфере финансирования инвестиционных проектов и операций с ценными бумагами
|
Комплекс мер |
В течение 2005 г. |
Ассоциация банков Узбекистана, Банковско-финансовая академия
|
31. |
Принятие мер по дальнейшему совершенствованию методик обучения современному банковскому делу, в том числе с учетом опыта ведущих зарубежных образовательных учреждений
|
Разработка методик |
I полугодие 2005 г. |
Банковско-финансовая академия, Региональный банковский учебный центр
|
32. |
Подготовка обзора изменений и тенденций в финансово-банковской сфере |
Аналитические материалы |
Ежеквартально |
Институт по прогнозированию развития и либерализации банковско-финансовой системы
|
33. |
Проведение аналитических и прикладных исследований, в том числе маркетинговых, по оценке спроса на банковские и финансовые услуги |
Проведение аналитических работ и исследований |
Постоянно |
Институт по прогнозированию развития и либерализации банковско-финансовой системы, коммерческие банки |
34. |
Организация семинаров и круглых столов по актуальным вопросам развития банковского сектора и расширения спектра банковских услуг, оказываемых корпоративным и розничным клиентам
|
Организационные мероприятия |
2005-2007 гг. |
Ассоциация банков Узбекистана, Банковско-финансовая академия |
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2005 г., N 15-16, ст. 112