Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Охрана правопорядка. Безопасность. Административная и уголовная ответственность/ Борьба с терроризмом, экстремизмом и легализацией преступных доходов/ Закон Республики Узбекистан от 15.12.2000 г. N 167-II "О борьбе с терроризмом"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
15.12.2000 г.
N 167-II
О БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в сфере борьбы с терроризмом.
Основными задачами настоящего Закона являются обеспечение безопасности личности, общества и государства от терроризма, защита суверенитета и территориальной целостности государства, сохранение гражданского мира и национального согласия.
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
заложник - физическое лицо, захваченное или удерживаемое террористами в целях понуждения органов государственной власти и управления, международных организаций, а также отдельных лиц совершить или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения захваченного или удерживаемого лица;
терроризм - насилие, угроза его применения или иные преступные деяния, создающие опасность жизни, здоровью личности, уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов и направленные на понуждение государства, международной организации, физического или юридического лица совершить или воздержаться от совершения каких-либо действий, осложнение международных отношений, нарушение суверенитета, территориальной целостности, подрыв безопасности государства, провокацию вооруженных конфликтов, устрашение населения, дестабилизацию общественно-политической обстановки, для достижения политических, религиозных, идеологических и иных целей, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Республики Узбекистан;
финансирование терроризма - деятельность, направленная на обеспечение существования, функционирования, финансирования террористической организации, выезда за границу либо передвижения через территорию Республики Узбекистан для участия в террористической деятельности, подготовку и совершение террористической акции, прямое или косвенное предоставление или сбор любых средств, ресурсов, иных услуг террористическим организациям либо лицам, содействующим или участвующим в террористической деятельности;
террорист - лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности, а также осуществившее выезд за границу либо передвижение через территорию Республики Узбекистан для участия в террористической деятельности;
террористическая группа - группа лиц, по предварительному сговору совершившая террористическую акцию, приготовление к террористической акции либо покушение на ее совершение;
террористическая организация - устойчивое объединение двух или более лиц либо террористических групп для осуществления террористической деятельности;
антитеррористическая операция - комплекс согласованных и взаимосвязанных специальных мероприятий, направленных на пресечение террористической акции и минимизацию ее последствий, а также обеспечение безопасности физических лиц и обезвреживание террористов;
зона проведения антитеррористической операции - отдельные участки местности или акватории, воздушное пространство, транспортные средства, здания, строения, сооружения, помещения и прилегающие к ним территории, в пределах которых проводится антитеррористическая операция;
террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя организацию, планирование, подготовку и осуществление террористической акции, подстрекательство к террористической акции, создание террористической организации, вербовку, подготовку и вооружение террористов, их финансирование и материаль но-техническое обеспечение;
террористическая акция - совершение преступления террористического характера в виде захвата или удержания заложников, посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителей национальных, этнических, религиозных, иных групп населения, иностранных государств и международных организаций, захвата, повреждения, уничтожения объектов государственного или общественного значения, в том числе стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, взрыва, поджога, применения или угрозы применения взрывных устройств, радиоактивных, биологических, взрывчатых, химических, других отравляющих веществ, захвата, угона, повреждения, уничтожения наземных, водных и воздушных транспортных средств, создания паники и провоцирования беспорядков в местах скопления населения и при проведении массовых мероприятий, причинения вреда или создания угрозы жизни, здоровью населения, имуществу физических или юридических лиц путем совершения аварий, катастроф техногенного характера, распространения угроз любыми средствами и методами, иных действий террористического характера, установленных законодательством Республики Узбекистан и общепризнанными нормами международного права;
международный терроризм - терроризм, выходящий за пределы территории одного государства.
Законодательство о борьбе с терроризмом состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о борьбе с терроризмом, то применяются правила международного договора.
Основными принципами борьбы с терроризмом являются:
законность;
приоритетность прав, свобод и законных интересов личности;
приоритетность мер по предупреждению терроризма;
неотвратимость наказания;
сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;
единоначалие в руководстве антитеррористической операцией, привлекаемыми силами и средствами.
Предупреждение террористической деятельности осуществляется путем проведения комплекса политических, социально-экономических, правовых и других профилактических мер государственными органами, органами самоуправления граждан и общественными объединениями, а также предприятиями, учреждениями, организациями.
Запрещается:
пропаганда терроризма;
создание и функционирование террористических групп и организаций;
аккредитация, регистрация и функционирование юридических лиц, их отделений (филиалов) и представительств (в том числе иностранных и международных организаций), причастных к террористической деятельности;
въезд в Республику Узбекистан иностранных граждан и лиц без гражданства, причастных к террористической деятельности;
сокрытие сведений и фактов о готовящихся или совершенных террористических акциях.
Статья 6. Содействие государственным органам,
осуществляющим борьбу с терроризмом
Органы государственного управления, органы государственной власти на местах, органы самоуправления граждан, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, должностные лица, а также граждане оказывают содействие и необходимую помощь государственным органам, осуществляющим борьбу с терроризмом.
Статья 7. Международное сотрудничество
Республики Узбекистан в сфере борьбы с терроризмом
Сотрудничество Республики Узбекистан с иностранными государствами, их правоохранительными органами, специальными службами и международными организациями в сфере борьбы с терроризмом осуществляется в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан.
II. ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ
Государственными органами, осуществляющими борьбу с терроризмом, являются:
Служба государственной безопасности Республики Узбекистан;
Национальная гвардия Республики Узбекистан;
Государственная служба безопасности Президента Республики Узбекистан;
Министерство внутренних дел Республики Узбекистан;
Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан;
Министерство обороны Республики Узбекистан;
Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан;
Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.
Координация деятельности государственных органов, участвующих в борьбе с терроризмом, и обеспечение их взаимодействия по предупреждению, выявлению, пресечению террористической деятельности и минимизации ее последствий осуществляются Службой государственной безопасности Республики Узбекистан.
Статья 9. Полномочия Службы государственной безопасности
Республики Узбекистан в сфере борьбы с терроризмом
Служба государственной безопасности Республики Узбекистан:
осуществляет борьбу с терроризмом, в том числе международным, путем предупреждения, выявления и пресечения террористической деятельности;
осуществляет сбор и анализ информации о деятельности террористов, террористических групп и террористических организаций, оценку исходящих от них угроз национальной безопасности, предоставляет необходимую информацию соответствующим министерствам и ведомствам;
обеспечивает защиту и охрану Государственной границы от проникновения террористов на территорию Республики Узбекистан;
принимает меры по предупреждению, выявлению и пресечению незаконного перемещения через Государственную границу Республики Узбекистан оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, биологических, а также химических или других отравляющих веществ, предметов или материалов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения террористической акции;
выявляет, нейтрализует, а при сопротивлении принимает меры к уничтожению террористов, террористических групп в пограничной полосе и пограничной зоне;
обеспечивает защиту особо важных и категорированных объектов Республики Узбекистан, а также государственных учреждений, находящихся за пределами территории Республики Узбекистан, сотрудников этих учреждений и членов их семей;
сотрудничает с соответствующими органами иностранных государств и международными организациями в сфере борьбы с международным терроризмом;
обеспечивает организацию работы антитеррористических подразделений по выявлению, нейтрализации и уничтожению террористов, террористических групп и ликвидации террористических организаций;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 9-1. Полномочия Национальной гвардии Республики
Узбекистан в сфере борьбы с терроризмом
Национальная гвардия Республики Узбекистан:
принимает участие в борьбе с терроризмом, обеспечении правопорядка, а также общественного порядка и безопасности;
участвует в устранении последствий террористических актов;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 9-2. Полномочия Государственной службы
безопасности Президента Республики Узбекистан
в сфере борьбы с терроризмом
Государственная служба безопасности Президента Республики Узбекистан:
обеспечивает безопасность и личную неприкосновенность Президента Республики Узбекистан, членов его семьи, а также глав иностранных государств и правительств, руководителей международных организаций и иных лиц, подлежащих охране в период их пребывания на территории Республики Узбекистан;
обеспечивает безопасность объектов постоянного и временного пребывания, а также маршрутов передвижения охраняемых лиц;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 10. Полномочия Министерства внутренних дел
Республики Узбекистан в сфере борьбы с терроризмом
Министерство внутренних дел Республики Узбекистан:
осуществляет борьбу с терроризмом путем предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий;
обеспечивает охрану и безопасность особо важных, категорированных и иных объектов;
предоставляет информацию соответствующим органам государственной власти и управления о лицах, группах и организациях, связанных с террористической деятельностью;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 12. Полномочия Государственного таможенного
комитета Республики Узбекистан в сфере борьбы
с терроризмом
Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан:
принимает меры по предупреждению, выявлению и пресечению попыток незаконного перемещения в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан наркотических средств, психотропных и взрывчатых веществ, взрывных устройств, предметов вооружения, оружия и боеприпасов, ядерного, биологического, химического или других видов оружия массового уничтожения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при террористических акциях;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 13. Полномочия Министерства обороны
Республики Узбекистан в сфере борьбы
с терроризмом
Министерство обороны Республики Узбекистан:
обеспечивает безопасность воздушного пространства Республики Узбекистан, защиту и охрану административных, промышленно-экономических центров и районов страны, важных военных и других объектов от ударов с воздуха;
осуществляет охрану и оборону подведомственных ему военных объектов;
участвует в антитеррористических операциях;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 14. Полномочия Министерства по чрезвычайным
ситуациям Республики Узбекистан в сфере
борьбы с терроризмом
Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан:
координирует деятельность министерств, ведомств и органов государственной власти на местах и проводит мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций, устойчивому функционированию особо важных, категорированных и иных объектов, находящихся в зоне действия террористов, а также ликвидации последствий террористических акций;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 14-1. Полномочия Департамента по борьбе
с экономическими преступлениями при Генеральной
прокуратуре Республики Узбекистан в сфере борьбы
с терроризмом
Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан:
осуществляет мониторинг операций с денежными средствами или иным имуществом для выявления и пресечения фактов финансирования терроризма;
принимает решение о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
III. ПРОВЕДЕНИЕ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ
ОПЕРАЦИИ
Для пресечения террористической акции в соответствии с законодательством применяются необходимые меры, в том числе проводятся антитеррористические операции.
Статья 16. Руководство и управление
антитеррористической операцией
Руководство и управление антитеррористической операцией в каждом конкретном случае определяется с учетом масштабов угроз и опасности террористической акции и возлагается на соответствующие силовые структуры.
При необходимости создаются штабы по координации усилий силовых структур и подразделений, привлекаемых для нейтрализации и ликвидации угроз терроризма.
В зависимости от характера террористической акции с террористами могут проводиться переговоры в целях сохранения жизни и здоровья физических лиц, материальных ценностей, освобождения заложников, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы.
К ведению переговоров с террористами допускаются лица, специально уполномоченные руководителем по проведению антитеррористической операции.
Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершенные преступные деяния.
В случае, если в ходе переговоров с террористами цель переговоров не может быть достигнута по причинам их несогласия прекратить террористическую акцию и сохраняется реальная угроза жизни и здоровью физических лиц, принимаются необходимые меры по нейтрализации и уничтожению террористов.
Статья 18. Границы зоны проведения антитеррористической
операции
Границы зоны проведения антитеррористической операции определяются руководителями по проведению антитеррористической операции с учетом характера и условий местности, а также масштабов и степени общественной опасности террористической акции.
Статья 19. Права лиц, проводящих антитеррористическую
операцию в зоне ее проведения
В зоне проведения антитеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеют право:
принимать, при необходимости, меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, недопущению транспортных средств, в том числе транспортных средств дипломатических представительств, консульских учреждений и граждан на отдельные участки местности и объекты, а также отбуксировке транспортных средств, на которые отсутствуют специальные пропуска;
проверять у физических лиц документы, удостоверяющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать их для установления личности;
задерживать и доставлять в соответствующие органы лиц, совершивших правонарушения либо действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих антитеррористическую операцию, а также связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения антитеррористической операции;
беспрепятственно, в любое время суток входить (проникать) на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, в жилые и иные помещения, земельные участки, транспортные средства для пресечения террористической акции, преследования лиц, подозреваемых в ее совершении, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье физических лиц, безопасность общества и государства;
производить при входе (въезде) в зону проведения антитеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр физических лиц, досмотр находящихся при них вещей, транспортных средств и провозимых на них грузов, в том числе с применением технических и иных средств контроля;
использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, а также транспортные средства, принадлежащие физическим или юридическим лицам (кроме средств связи и транспортных средств дипломатических представительств и иных учреждений иностранных государств, международных организаций), для предотвращения террористической акции, преследования и задержания лиц, совершивших террористическую акцию или подозреваемых в ее совершении, для проезда к месту происшествия, доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения;
применять в отношении террористов имеющиеся виды вооружения, боевой техники и специальные средства.
В зоне проведения антитеррористической операции деятельность представителей средств массовой информации осуществляется во взаимодействии с руководителями по проведению антитеррористической операции на местах.
Не допускается распространение информации:
раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения антитеррористической операции;
способной затруднить проведение антитеррористической операции, создать угрозу жизни и здоровью физических лиц;
способствующей пропаганде или оправданию терроризма;
о сотрудниках подразделений при проведении антитеррористической операции, а также о лицах, оказывающих содействие в ее проведении.
Антитеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью физических лиц, находящихся в зоне проведения антитеррористической операции.
IV. ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА И СОЦИАЛЬНАЯ
РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ
В РЕЗУЛЬТАТЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ АКЦИИ
Статья 22. Возмещение вреда, причиненного в результате
террористической акции
Возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции, производится в порядке, установленном законодательством.
Статья 23. Возмещение вреда, причиненного в результате
проведения антитеррористической операции
Вред, причиненный личности или имуществу физических или юридических лиц в результате проведения антитеррористической операции, возмещается государством в порядке, установленном законодательством.
Не подлежит возмещению вред, причиненный лицу в связи с пресечением его участия в террористической акции.
Статья 24. Социальная реабилитация лиц, пострадавших
в результате террористической акции
Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористической акции, проводится в целях возвращения их к нормальной жизнедеятельности и включает в себя правовую помощь указанным лицам, их психологическую, медицинскую, профессиональную реабилитацию, трудоустройство, предоставление им в необходимых случаях благоустроенного жилья и другую помощь, предусмотренную законодательством.
Порядок осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористической акции, определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
V. ПРАВОВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ЛИЦ,
УЧАСТВУЮЩИХ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ
Статья 25. Лица, участвующие в борьбе с терроризмом,
подлежащие правовой и социальной защите
Лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства.
Правовой и социальной защите подлежат:
военнослужащие, сотрудники и специалисты государственных органов, непосредственно участвующие в борьбе с терроризмом;
лица, содействующие на постоянной или временной основе государственным органам, осуществляющим борьбу с терроризмом, в предупреждении, выявлении, пресечении, расследовании террористической деятельности и минимизации ее последствий;
члены семей лиц, перечисленных в абзацах втором и третьем настоящей части, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием указанных лиц в борьбе с терроризмом.
Лицам, непосредственно участвующим в борьбе с терроризмом, оказывающим содействие в борьбе с терроризмом, а также членам их семей, в случае угрозы их жизни и здоровью, могут осуществляться по их просьбе изменение облика, фамилии, имени и отчества, а также места работы и жительства за счет средств, выделяемых на содержание органов по борьбе с терроризмом.
Статья 26. Возмещение вреда, причиненного жизни
и здоровью лиц, участвовавших в борьбе с терроризмом
В случае гибели лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом, при проведении антитеррористической операции, членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, в соответствии с законодательством выплачивается единовременное пособие и назначается пенсия в связи с потерей кормильца.
В случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении антитеррористической операции получило увечье, повлекшее за собой потерю трудоспособности и наступление инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие и назначается пенсия по инвалидности в соответствии с законодательством.
В случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении антитеррористической операции получило ранение, не повлекшее потерю трудоспособности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в соответствии с законодательством.
Военнослужащим и сотрудникам государственных органов, проходящим службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий один день службы засчитывается за два дня, а во время участия в проведении антитеррористической операции один день службы - за три дня.
Специалистам и иным лицам, привлеченным к участию в проведении антитеррористической операции, в стаж работы для назначения пенсии один день участия засчитывается за три дня.
Порядок исчисления льготной выслуги лет определяется законодательством.
VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УЧАСТИЕ
В ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ
Статья 28. Ответственность за участие в террористической
деятельности
Лица, участвующие в террористической деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством.
В случае добровольного отказа от участия в террористической деятельности, сообщения об этом соответствующим государственным органам и активного способствования предотвращению наступления тяжких последствий и реализации целей террористов лицо может быть освобождено от ответственности в соответствии с законодательством.
Статья 29. Ответственность организации за террористическую
деятельность
Организация признается террористической и подлежит ликвидации на основании решения суда.
При ликвидации организации, признанной террористической, принадлежащее ей имущество конфискуется и обращается в собственность государства.
В случае признания судом Республики Узбекистан международной организации (ее отделения, филиала, представительства), зарегистрированной за пределами Республики Узбекистан, террористической, деятельность данной организации (ее отделения, филиала, представительства) на территории Республики Узбекистан запрещается, и она (ее отделение, филиал, представительство) ликвидируется, а принадлежащее ей (ее отделению, филиалу, представительству) имущество, находящееся на территории Республики Узбекистан, конфискуется и обращается в собственность государства.
Статья 30. Освобождение от ответственности
за причинение вреда
Военнослужащие, специалисты и другие лица, участвующие в антитеррористической операции, освобождаются от ответственности за вынужденный вред, причиненный при проведении такой операции.
Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства
о борьбе с терроризмом
Лица, виновные в нарушении законодательства о борьбе с терроризмом, несут ответственность в установленном порядке.
Президент
Республики Узбекистан И. Каримов
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2000 г., N 11, ст. 158
"Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан",
2001, N 1-2, ст. 15