язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды/ Охрана окружающей природной среды/ Общие положения/ Закон Республики Узбекистан от 09.12.1992 г. N 754-XII "Об охране природы"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

09.12.1992 г.

N 754-XII



ОБ ОХРАНЕ ПРИРОДЫ


Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы сохранения условий природной среды, рационального использования природных ресурсов. Он имеет целью обеспечить сбалансированное гармоничное развитие отношений между человеком и природой, охрану экологических систем, природных комплексов и отдельных объектов, гарантировать права граждан на благоприятную окружающую среду.



I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Природоохранное законодательство

Республики Узбекистан

Отношения в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов в Республике Узбекистан регулируются настоящим Законом, а также земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, об охране и использовании атмосферного воздуха, растительного и животного мира, иными актами законодательства Республики Узбекистан.

Отношения в области охраны природы в Республике Каракалпакстан также регулируются законодательством Республики Каракалпакстан.



Статья 2. Объекты охраны природы и охраняемые

природные территории

Объекты охраны природы (земля, недра, воды, растительный и животный мир, атмосферный воздух) подлежат охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения, нерационального использования.

К охраняемым природным территориям относятся государственные заповедники, комплексные (ландшафтные) заказники, природные парки, государственные памятники природы, территории для сохранения, воспроизводства и восстановления отдельных природных объектов и комплексов, охраняемые ландшафты, территории для управления отдельными природными ресурсами, государственные биосферные резерваты, национальные парки, межгосударственные охраняемые природные территории.

Статья 3. Цели охраны природы

Целями охраны природы являются:

создание благоприятных условий для здоровья людей, сохранения экологического равновесия, рационального неистощительного природопользования в интересах эффективного и устойчивого социально- экономического развития республики;

сохранение богатства видов и генетического фонда живой природы;

сохранение многообразия экологических систем, ландшафтов и уникальных природных объектов;

обеспечение экологической безопасности;

сохранение объектов материального культурного наследия, связанных с объектами природы.


Статья 4. Достижение целей охраны природы

Для достижения целей охраны природы в процессе хозяйственной, управленческой и иной деятельности местные органы государственной власти, министерства и ведомства, предприятия, учреждения, организации, фермерские и кооперативные хозяйства, а также отдельные лица обязаны руководствоваться следующими принципами:

сохранение устойчивости биосферы и ее экологических систем как среды обитания человека и забота об экологической безопасности людей, о генофонде человека и его будущих поколений;

обеспечение прав граждан на благоприятную для жизни окружающую природную среду, обязательность экологического обучения во всех видах образовательных учреждений;

научно-обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов общества;

платность специального и бесплатность общего природопользования;

обязательность экологической экспертизы;

стимулирование рационального природопользования и охраны природы;

необходимость воспроизводства природных ресурсов, недопущение вредных, необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

гласность в решении природоохранных задач;

сочетание национальных, региональных и международных интересов в области охраны природы;

ответственность за нарушение требований природоохранного законодательства.


Статья 5. Собственность на природные ресурсы

В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством.

Условия, порядок предоставления, использования и охраны природных ресурсов определяются законодательством Республики Узбекистан.


Статья 6. Общее и специальное природопользование

В Республике Узбекистан осуществляется общее и специальное природопользование.

Общее природопользование осуществляется гражданами бесплатно для удовлетворения жизненно необходимых потребностей без закрепления природных ресурсов за отдельными пользователями и без предоставления соответствующих разрешений.

В порядке специального природопользования предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам предоставляется во владение, пользование или аренду природные ресурсы на основании специальных разрешений за плату для осуществления производственной и иной деятельности.


II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ

ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ

Статья 7. Компетенция Законодательной палаты

и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан в области

регулирования правоотношений по охране природы

К совместному ведению Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан относятся:

определение основных направлений государственной политики в области охраны природы;

утверждение государственных экологических программ;

разработка и принятие законодательных актов в области охраны природы;

объявление территорий зонами чрезвычайной экологической ситуации, экологического бедствия и экологической катастрофы, установление правового режима этих зон и статуса пострадавших;

координация контроля за исполнением природоохранного законодательства;

установление предельных размеров платы за пользование природными ресурсами, а также льгот по взиманию платежей;

решение других вопросов, предусмотренных законодательством.



Статья 8. Государственное управление в сфере экологии

и охраны окружающей среды

Государственное управление в сфере экологии, охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов в Республике Узбекистан в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, органами государственной власти на местах.


Статья 9. Компетенция Кабинета Министров

Республики Узбекистан в области охраны природы

К компетенции Кабинета Министров Республики Узбекистан в области охраны природы относятся:

проведение единой природоохранной политики;

регулирование использования природных ресурсов;

установление порядка и обеспечение ведения государственных кадастров природных ресурсов, утверждение запасов природных ресурсов республиканского значения;

разработка мер по предотвращению экологических кризисных ситуаций, стихийных бедствий и катастроф;

реализация мер по ликвидации последствий стихийных бедствий и крупных аварий;

установление порядка платы за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, других видов вредного воздействия, а также лимитов на использование природных ресурсов, размещение отходов;

создание системы экологического просвещения и воспитания, обеспечение ее функционирования;

утверждение границ районов особого природопользования, режимов охраны природы и хозяйственной деятельности;

развитие межгосударственных отношений в области охраны природы и природопользования;

осуществление иных мер, предусмотренных актами законодательства Республики Узбекистан.



Статья 10. Компетенция местных органов государственной

власти и управления в области охраны природы

К компетенции местных органов государственной власти и управления в области охраны природы относятся:

определение основных направлений охраны природы на своей территории, утверждение региональных (территориальных) экологических программ;

учет и оценка состояния природных ресурсов, учет экологически вредных объектов;

материально-техническое обеспечение мероприятий по охране природы;

выдача разрешений на право пользования природными ресурсами в установленном порядке;

взимание платы за пользование природными ресурсами;

контроль за охраной природы, принятие решений о приостановлении, прекращении и перепрофилировании деятельности объектов местного значения, вредно воздействующих на окружающую среду;

регулирование других вопросов, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан.

Приостановление (за исключением случаев приостановления деятельности на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения) или прекращение и перепрофилирование деятельности объектов местного значения, вредно воздействующих на окружающую среду, являющихся субъектами предпринимательства, осуществляется в судебном порядке.

Статья 11. Полномочия Государственного комитета Республики

Узбекистан по экологии и охране окружающей среды

Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды осуществляет:

государственное управление в сфере экологии, охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;

государственный контроль за соблюдением законодательства об обращении с отходами;

государственный экологический контроль за соблюдением законодательства об охране и использовании земель, недр, вод, лесов, охраняемых природных территорий, животного и растительного мира, охране атмосферного воздуха;

координацию работ по экологии и охране окружающей среды, обеспечение межведомственного взаимодействия при разработке и реализации единой природоохранной и ресурсосберегающей политики.

Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды в своей деятельности подотчетен Кабинету Министров Республики Узбекистан.

Решения Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для исполнения органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности и гражданами.

III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ

УЗБЕКИСТАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ

Статья 12. Право человека на благоприятную

для жизни окружающую природную среду

и обязанности по ее сохранению

Жители Республики Узбекистан имеют право на проживание в благоприятной для их здоровья и здоровья будущих поколений природной среде, охрану здоровья от неблагоприятных воздействий окружающей среды.

В этих целях жители Республики Узбекистан имеют право объединяться в общественные организации по охране природы, требовать и получать информацию о состоянии окружающей природной среды и мерах, принимаемых по ее охране.

Жители Республики Узбекистан обязаны рационально использовать природные ресурсы, бережно относиться к богатствам природы, соблюдать экологические требования.


Статья 13. Правомочия общественных

природоохранных объединений

Правомочия общественных объединений, действующих в сфере охраны природы, определяются их уставами, принятыми в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.


IV. НОРМАТИВНОЕ РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ

КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Статья 14. Нормативы и стандарты качества

окружающей природной среды

Неблагоприятное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую природную среду ограничивается нормативами и стандартами качества окружающей природной среды, гарантирующими экологическую безопасность населения, воспроизводство и охрану природных ресурсов.

При формировании территориально-производственных комплексов, развитии промышленности, сельского хозяйства, строительства и реконструкции городов, других населенных пунктов устанавливаются предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду.



Статья 15. Разработка и утверждение

экологических нормативов

Предприятия, организации и учреждения обязаны разрабатывать экологические и другие критерии, регламентирующие максимально допустимые нагрузки на окружающую среду.

Экологические нормативы утверждаются Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, Государственным комитетом промышленной безопасности Республики Узбекистан в соответствии с их полномочиями.

Применение в сельском хозяйстве химических препаратов разрешается в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.



V. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Статья 16. Условия пользования природными ресурсами

Пользование природными ресурсами допускается при условии соблюдения природоохранного законодательства, сохранения целостности природных сообществ, недопущения нарушения среды обитания и произрастания объектов живой природы, ненарушения прав других пользователей природными ресурсами.



Статья 17. Условия пользования почвой

В качестве почвы рассматривается охваченный жизнедеятельностью и функционирующий вместе с растительным покровом поверхностный плодородный слой земной коры.

Почва используется для получения урожаев естественных и культурных растений без снижения ее плодородия.

Попадающий под сооружения гумусовый слой почвы подлежит удалению и переносу для повышения плодородия почв в других местах.



Статья 18. Условия пользования недрами

и полезными ископаемыми

Пользование недрами и полезными ископаемыми допускается при условии:

обеспечения при добыче комплексного и экономного использования недр и полезных ископаемых и сопутствующих природных ресурсов, а также предотвращения загрязнения окружающей среды и недр;

рекультивации земель, нарушенных при добыче полезных ископаемых;

использования возобновляющихся полезных ископаемых лишь в пределах их естественного возобновления;

соблюдения установленных правил в области пользования недрами и общераспространенными полезными ископаемыми;

наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы проектов разработки месторождений полезных ископаемых, а также проектов строительства, реконструкции и расширения предприятий по добыче и переработке минерального сырья;

наличия лицензии на право пользования участками недр или соглашения о разделе продукции, в котором предусмотрено предоставление участков недр в пользование;

размещения отвалов вскрышных и вмещающих пород, хвостохранилищ, терриконов, обеспечивающего минимальное вредное влияние на окружающую среду.



Статья 19. Условия пользования водами и водоемами

Поверхностные, подземные и морские воды на территории Республики Узбекистан используются при условии сохранения в естественном обороте необходимого количества воды, обеспечения ее нормативной чистоты, сохранения водной флоры и фауны, недопущения загрязнения водоемов, сохранения в них экологического равновесия и непричинения ущерба водоему как элементу ландшафта.

Местные органы власти, органы лесного и водного хозяйства обязаны проводить лесовосстановление и облесение в зонах формирования речного стока, прибрежных полосах водоемов и обеспечивать их сохранность.


Статья 20. Условия пользования атмосферным воздухом

В качестве атмосферного воздуха рассматривается воздушное пространство над территорией Республики Узбекистан. Воздухом пользуются при условии недопущения изменения качества воздуха данной местности, его загрязнения или обеднения сверх установленных нормативов.

В соответствии с международным соглашением министерства и ведомства, предприятия, учреждения, организации, частные лица обязаны сократить и в последующем полностью прекратить производство и использование химических веществ, вредно воздействующих на озоновый слой.


Статья 21. Условия пользования объектами живой природы

В качестве живой природы рассматриваются естественная флора, в том числе леса, свободно обитающие в природе животные и иные живые организмы.

Объектами живой природы пользуются при условии:

сохранения их способности к восстановлению;

сохранения их видового многообразия и стабильности сообществ;

недопущения биологического загрязнения окружающей природной среды.


Статья 22. Условия обращения с отходами

Обращение с отходами производится в порядке, установленном законодательством.

За безопасное для окружающей среды обращение с отходами несут ответственность собственники отходов. Решение вопросов размещения объектов обращения с отходами на соответствующей территории осуществляют органы государственной власти на местах.


Статья 23. Лишение права пользования

природными ресурсами

Пользователь, систематически нарушающий требования к использованию природных ресурсов, может быть лишен права пользования ими.


VI. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Статья 24. Государственная экологическая экспертиза

Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения.

Проведение государственной экологической экспертизы осуществляется в порядке, определяемом законодательством Республики Узбекистан.


Статья 25. Объекты государственной экологической экспертизы

Объекты государственной экологической экспертизы устанавливаются законодательством.

Реализация проектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается.



Статья 27. Общественная экологическая экспертиза

Общественная экологическая экспертиза осуществляется независимыми группами специалистов по инициативе общественных объединений за счет их собственных средств или на общественных началах.

Заключения общественной экологической экспертизы носят рекомендательный характер.


VII. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Статья 28. Мониторинг окружающей среды

В целях обеспечения наблюдений, учета, оценки и прогноза состояния окружающей природной среды и ее ресурсов на территории Республики Узбекистан создается система государственного мониторинга окружающей  среды.

Наблюдение за состоянием окружающей природной среды, использованием природных ресурсов осуществляется специально уполномоченными органами, а также предприятиями, организациями и учреждениями, деятельность которых приводит или может привести к ухудшению состояния окружающей природной среды.

Специально уполномоченные органы, а также указанные предприятия, организации и учреждения обязаны бесплатно передавать соответствующим государственным органам материалы своих наблюдений.

Порядок осуществления мониторинга окружающей среды разрабатывается Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 29. Основные задачи экологического контроля

Основными задачами экологического контроля являются:

предотвращение, выявление и пресечение нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

наблюдение за состоянием окружающей среды, выявление ситуаций, которые могут привести к загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан;

определение соответствия экологическим требованиям намечаемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности;

обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических и физических лиц, выполнения ими обязанностей в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

информирование государственных и иных организаций и граждан об изменениях в окружающей среде, прогнозах ее состояния, использовании природных ресурсов и принимаемых соответствующих мерах;

повышение эффективности природоохранной деятельности и обеспечение участия органов самоуправления граждан,

негосударственных некоммерческих организаций и граждан в реализации государственных и иных экологических программ.


Статья 30. Государственная служба наблюдения

за состоянием окружающей природной среды

Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды организуется с целью наблюдения за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод, последствиями влияния загрязнения на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде и прогнозами ее состояния.

Информация о состоянии окружающей природной среды является открытой, ее основные показатели регулярно предоставляются государственными органами по экологии и охране окружающей среды для опубликования.

Государственные органы по экологии и охране окружающей среды обязаны незамедлительно информировать общественность об авариях и других случаях, в результате которых произошло сверхнормативное загрязнение окружающей природной среды.

Для учета количественных, качественных и иных характеристик природных ресурсов, объема, характера режима их использования ведутся государственные кадастры природных ресурсов.

Подлежат наблюдению и государственному учету также объекты, вредно влияющие или могущие оказать неблагоприятное воздействие на состояние окружающей природной среды, виды и количество вредных веществ, попадающих в окружающую природную среду, объемы и состав отходов.

Состав, порядок организации и деятельности государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, порядок ведения государственных кадастров природных ресурсов, государственного учета объектов, вредно влияющих на окружающую среду, устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 31. Правовое регулирование отношений

в области экологического контроля

Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением экологического контроля, реализацией полномочий субъектов экологического контроля, регулируются законодательством.


VIII. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ

Статья 33. Экономический механизм

обеспечения охраны природы

Экономический механизм обеспечения охраны природы предусматривает:

взимание платы за специальное пользование природными ресурсами, за загрязнение окружающей природной среды (включая размещение отходов) и другие виды вредного воздействия на нее;

взимание утилизационного сбора для обеспечения экологической безопасности, защиты здоровья граждан и окружающей среды от вредного воздействия отходов, образующихся после утраты потребительских свойств колесных транспортных средств, самоходных машин и прицепов к ним (далее - утилизационный сбор);

налоговые, кредитные и иные льготы, предоставляемые предприятиям, учреждениям и организациям, а также отдельным лицам при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий, осуществлении деятельности, дающей природоохранный и природовосстановительный эффект;

введение специального налогообложения предприятий, учреждений, организаций за применение экологически опасных технологий и осуществление другой экологически опасной деятельности;

получение лицензий (разрешений) на право выброса, сброса загрязняющих окружающую природную среду веществ или на осуществление иной экологически вредной деятельности;

возложение обязанностей на предприятия, учреждения, организации и граждан по восстановлению нарушенного ими благоприятного состояния природной среды;

взыскание в установленном порядке денежных компенсаций за ущерб, причиненный в результате порчи или уничтожения природных объектов;

полное или частичное лишение должностных лиц или иных работников премий и иных вознаграждений, выдаваемых по результатам основной производственной деятельности, в случаях невыполнения планов и мероприятий по охране природы, нарушения нормативно-технических и других требований законодательства в области охраны природы;

поощрительные цены и надбавки за экологически чистую продукцию;

применение к природопользователям экономических санкций за расточительное, сверхнормативное использование природных ресурсов и экономического стимулирования за их экономию и рациональное использование;

материальное поощрение коллективов и отдельных работников государственных, кооперативных, общественных и других предприятий, учреждений и организаций, а также лиц, добившихся наиболее высоких результатов в сфере охраны природы и в производстве экологически чистой продукции.

Законодательством Республики Узбекистан, решениями местных органов государственной власти и управления могут быть установлены и другие виды экономического стимулирования деятельности по охране природы.

Применение мер экономического стимулирования деятельности по охране природы осуществляется в порядке, определяемом законодательством Республики Узбекистан, а также решениями местных органов государственной власти и управления.



Статья 34. Платежи за специальное природопользование

и за загрязнение окружающей среды

Платежи за специальное природопользование и за загрязнение окружающей среды состоят из налогов и иных обязательных платежей за пользование природными ресурсами, утилизационного сбора, а также компенсационных выплат за загрязнение окружающей среды (выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов), платы за охрану и воспроизводство природных ресурсов.

Ставки налогов и размеры иных обязательных платежей, в том числе арендной платы, за пользование природными ресурсами с учетом их распространенности, качества, возможности воспроизводства, доступности, комплексности, производительности, местонахождения, возможности переработки и утилизации отходов и других факторов, а также соответствующие лимиты определяются и утверждаются в порядке, установленном законодательством.

Размеры компенсационных выплат за загрязнение окружающей среды утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.

Размеры платежей за охрану и воспроизводство природных ресурсов устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Платежи за пользование природными ресурсами включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий - природопользователей.

Компенсационные выплаты за загрязнение окружающей среды, а также сверхлимитное (сверхнормативное) и иное нерациональное специальное природопользование взимаются из дохода (прибыли) юридического лица.

Плата за пользование природными ресурсами, их охрану и воспроизводство поступает в Государственный бюджет.

Суммы компенсационных выплат за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов поступают в Фонд экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами.

Суммы утилизационного сбора поступают на казначейский лицевой счет по доходам.

Льготы по платежам за специальное природопользование и компенсационным выплатам за загрязнение окружающей среды устанавливаются законодательством.

Внесение платы за пользование природными ресурсами и компенсационных выплат за загрязнение окружающей среды не освобождает юридических и физических лиц от выполнения экологических мероприятий и от обязанности возместить причиненный вред.



Статья 35. Фонд экологии, охраны окружающей среды

и обращения с отходами

Для финансирования мероприятий, связанных с экологией и охраной окружающей среды, в том числе в сфере обращения с отходами, сохранения и воспроизводства биоресурсов, проведением научно-исследовательской деятельности в сфере экологии, охраны и мониторинга окружающей среды, организацией пропаганды и просвещения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере экологии и охраны окружающей среды, в Государственном комитете Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды образуется Фонд экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами.

Порядок формирования и использования Фонда экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 36. Экологическое страхование

В Республике Узбекистан осуществляется добровольное и обязательное страхование имущества и доходов предприятий, учреждений и организаций, жизни, здоровья и имущества граждан на случай ущерба, явившегося результатом загрязнения окружающей природной среды и ухудшения качества природных ресурсов.

Порядок и условия экологического страхования устанавливаются законодательством Республики Узбекистан.


Статья 37. Стимулирование в системе охраны природы

Стимулирование рационального природопользования, охраны окружающей природной среды осуществляется путем:

предоставления льгот при налогообложении предприятий, учреждений, организаций и граждан в случаях реализации ими мер по рациональному использованию природных ресурсов и охране природы;

предоставления на льготных условиях краткосрочных и долгосрочных кредитов (ссуд) для реализации мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охраны природы;

установления повышенных норм амортизации основных производственных фондов;

передачи части средств Фонда экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и отдельным лицам для реализации мер по снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ.


IX. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ

Статья 38. Ликвидация аварий и их вредных

экологических последствий

В случае аварии предприятие, учреждение или организация обязаны немедленно приступить к ее ликвидации в соответствии со своими планами действия в чрезвычайных экологических ситуациях. Одновременно они незамедлительно уведомляют об аварии и принимаемых мерах по ее ликвидации органы государственной власти на местах, органы по экологии и охране окружающей среды, а также специализированные службы по ликвидации вредных экологических последствий этих аварий.



Статья 39. Зоны чрезвычайной экологической ситуации

и экологического бедствия

Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территорий, в том числе водного и воздушного пространства, где в результате хозяйственной и иной деятельности, разрушительного влияния стихийных сил природы либо аварии или катастрофы происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью людей, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

Зонами экологического бедствия объявляются участки территорий, где произошли или происходят устойчивые или необратимые изменения природной среды, связанные с нарушением природного равновесия, разрушением естественных экологических систем.

Решения об объявлении зон чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия принимаются в порядке, устанавливаемом законодательством.

В зонах чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия приостанавливаются работы, вызвавшие эту ситуацию, запрещается деятельность (кроме связанной с обслуживанием населения), вредно влияющих на окружающую природную среду, принимаются меры по ее восстановлению и оздоровлению.



Статья 40. Экологически потенциально опасные ситуации

Экологически потенциально опасными признаются ситуации, связанные с угрозой повышенного загрязнения окружающей природной среды, повреждением природных систем, причинения вреда здоровью и жизни людей при хранении, транспортировке и использования высокотоксичных, сильно действующих ядовитых, радиоактивных и иных веществ, относимых Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды к первому классу опасности.

В случае возникновения экологически потенциально опасных ситуаций вокруг соответствующих объектов производства, вдоль транспортных магистралей органами Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды устанавливается особый правовой режим.


X. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 41. Экологические требования к размещению,

проектированию, строительству, реконструкции,

эксплуатации и ликвидации предприятий,

сооружений и других объектов

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, расширении и техническом перевооружении, эксплуатации и ликвидации предприятий, сооружений и других объектов должны выполняться требования экологической безопасности, предусматриваться мероприятия по охране природы.

Предприятия, организации, учреждения, отдельные лица обязаны внедрять безотходные и малоотходные технологии, сокращать образование отходов, производить их обезвреживание, переработку, соблюдать правила их сортировки, складирования, захоронения и утилизации.

Решения о развитии и размещении крупных народнохозяйственных объектов, деятельность которых может оказать существенное вредное экологическое воздействие на окружающую природную среду, принимаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан на основе заключения государственной экологической экспертизы.

Ввод в эксплуатацию объектов, не отвечающих экологическим требованиям, запрещается.


Статья 42. Экологические требования при обращении

с радиоактивными и химическими веществами

Предприятия, учреждения, организации и отдельные лица обязаны соблюдать экологические требования, установленные нормативы и правила при производстве, хранении, транспортировке, применении, обезвреживании и захоронении радиоактивных и химических веществ, принимать меры к предупреждению и ликвидации вредных последствий их применения, незамедлительно информировать органы обеспечения радиационной и химической безопасности при превышении этих нормативов.

Захоронение радиоактивных отходов и химических веществ допускается при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы по согласованию с местными органами государственной власти и органами государственного санитарного и горного надзора.

Статья 43. Охрана природы от влияния

шума, вибрации, электромагнитных полей

и иных вредных физических воздействий

Местные органы государственной власти и управления, предприятия, учреждения, организации, отдельные лица обязаны принимать меры по предупреждению и устранению вредного производственного шума, вибрации, воздействия электромагнитных полей и других факторов, оказывающих вредное физическое воздействие.



Статья 44. Охрана природы от неконтролируемого

и вредного биологического воздействия

Предприятия, учреждения, организации, оказывающие или могущие оказать вредное биологическое воздействие на природу, обязаны осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий такого воздействия.

Получение и использование новых микроорганизмов, вирусов и форм, а также их ввоз в Республику Узбекистан разрешаются только при наличии положительного заключения органов государственного санитарного надзора.


Статья 45. Охрана природы от загрязнения отходами

Запрещается хранение и захоронение отходов на землях населенных пунктов, природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения, землях, занятых объектами материального культурного наследия, в других местах, где может возникнуть угроза жизни и здоровью граждан, а также нанесения вреда объектам охраны природы и охраняемым природным территориям.

Захоронение отходов в недрах допускается в исключительных случаях по результатам специальных исследований с соблюдением требований по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, окружающей среды, сохранности природных ресурсов.

Переработка отходов, захоронение и хранение отходов на полигонах производятся при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.


Статья 46. Экологическая сертификация

Запрещается использование сырья и материалов, внедрение технологических процессов и выпуск готовой продукции (в том числе продуктов питания) без экологического или гигиенического сертификатов, а также с отклонениями от определенных в них параметров. Экологическая сертификация производится также в случаях, предусмотренных законодательством.

Порядок экологической сертификации утверждает Кабинет Министров Республики Узбекистан.


XI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,

РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ

ПРИРОДЫ

Статья 47. Ответственность за нарушение

природоохранного законодательства

Лица, виновные в:

нарушении стандартов, норм, правил и иных нормативно-технических требований, предъявляемых к охране природы, в том числе в нарушениях установленной экологической емкости территории, экологических норм, правил при планировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации или ликвидации предприятий, сооружений, транспортных средств и иных объектов, экспорте, импорте экологически опасной продукции;

самовольном использовании природных ресурсов, невыполнении требований государственной экологической экспертизы;

отказе от внесения установленной платы за пользование природными ресурсами, а также компенсационных выплат за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия на нее;

невыполнении планов строительства природоохранных объектов, других мероприятий по охране природы;

непринятии мер по восстановлению окружающей природной среды, ликвидации последствий вредного на нее воздействия и воспроизводству природных ресурсов;

невыполнении предписаний органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за охраной природы;

нарушении правового режима объектов охраны природы и охраняемых природных территорий;

нарушении правил учета вредного воздействия на окружающую природную среду;

нарушении природоохранных требований при хранении, транспортировке, использовании, обезвреживании и захоронении отходов, средств химизации, а также радиоактивных и вредных химических веществ;

воспрепятствовании посещению объектов должностными лицами, осуществляющими государственный контроль и надзор в области охраны окружающей природной среды, а отдельным лицам и общественным природоохранным организациям - в реализации их прав и обязанностей;

отказе от предоставления своевременной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и использовании ее ресурсов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.


Статья 48. Ограничение, приостановление, прекращение

и перепрофилирование деятельности объектов, оказывающих

вредное воздействие на окружающую природную среду

В случаях оказания вредного воздействия на здоровье или условия проживания людей, на природные ресурсы, охраняемые природные территории или возникновения угрозы такого воздействия деятельность предприятий, организаций, сооружений и иных объектов может быть ограничена, приостановлена, а при невозможности устранения причин вредного воздействия - прекращена или перепрофилирована.

Решения об ограничении, приостановлении, прекращении, перепрофилировании деятельности таких объектов с одновременным прекращением их финансирования принимаются органами государственной власти и управления, органами по экологии и охране окружающей среды в соответствии с их полномочиями. Указанные меры к субъектам предпринимательства применяются в судебном порядке, за исключением случаев приостановления деятельности на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения.

Статья 49. Обязанность возмещения вреда, причиненного

нарушением природоохранного законодательства

Предприятия, учреждения, организации и отдельные лица, причинившие вред окружающей природной среде, обязаны его возместить, включая упущенную выгоду, в соответствии с законодательством.

Привлечение виновных в нарушении экологических требований к административной или уголовной ответственности не освобождает их от обязанности возмещения причиненного вреда окружающей природной среде.



Статья 50. Ответственность за нарушение

природоохранного законодательства

За нерациональное специальное природопользование, сверхнормативные и сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов предприятия, учреждения, организации и отдельные лица подлежат повышенному налогообложению в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

В соответствующих случаях по решению органов государственной власти на местах, органов по экологии и охране окружающей среды может приостанавливаться финансирование хозяйственной деятельности юридических и физических лиц впредь до устранения причин указанных нарушений. Указанная мера к субъектам предпринимательства применяется в судебном порядке, за исключением случаев приостановления финансирования хозяйственной деятельности на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения.

Статья 51. Ответственность должностных лиц

и иных работников, виновных в причинении вреда вследствие

нарушения природоохранного законодательства

Должностные лица и другие работники, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли ущерб, связанный с возмещением вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу людей и народному хозяйству, несут материальную ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.


Статья 52. Исковые требования о прекращении

экологически вредной деятельности

Юридические и физические лица вправе обращаться в суд с исками о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде, здоровью, имуществу людей и народному хозяйству.

Решение суда о прекращении экологически вредной деятельности является основанием для прекращения финансирования указанной деятельности.



Статья 53. Международные договоры в области

охраны природы

В случаях, когда международным договором, заключенным Республикой Узбекистан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе или ином законодательном акте Республики Узбекистан об охране природы, применяются правила международного договора, за исключением случаев, когда законодательством Республики Узбекистан установлены более строгие требования.



Президент

Республики Узбекистан                                                И. Каримов



"Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан",

1993 г., N 1, ст. 38