ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Международные отношения / Международные документы регионального характера / СНГ / Экономическое сотрудничество / Общие вопросы /Концепция экономического интеграционного развития Содружества Независимых Государств (Одобрена Решением Совета глав государств Содружества от 28 марта 1997 г.)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ОДОБРЕНА
Решением Совета глав государств
Содружества от 28 марта 1997 г.
КОНЦЕПЦИЯ
экономического интеграционного развития
Содружества Независимых Государств
Раздел I. Организационно-экономические условия
и предпосылки интеграционного сотрудничества
1.1. Изменение положения государств - участников
1.2. Основные тенденции социально-экономического
развития и интеграционных процессов в Содружестве
Независимых Государств в 1991-1995 гг.
1.3. Цели и задачи экономической интеграции
1.4. Принципы формирования Общего экономического
1.5. Структура Общего экономического пространства
1.6. Органы координации процессами экономической интеграции
Раздел II. Формирование механизмов интеграции
2.4. Общее научно-технологическое пространство
2.6. Общее инвестиционное пространство
2.7. Поддержка малого предпринимательства
2.8. Основные направления формирования и развития
Раздел III. Координация структурной политики
и сотрудничество в производственной сфере
3.1. Осуществление согласованной структурной политики
3.2. Взаимодействие в производственной кооперации
3.3. Создание энергетического сообщества
и современного рынка энергоресурсов
3.4. Сотрудничество в отраслях машиностроения
3.5. Сотрудничество в отраслях металлургического
3.6. Создание объединенных систем транспорта и связи
3.7. Сотрудничество в легкой промышленности
3.8. Создание Общего аграрного рынка
3.9. Сотрудничество в строительной деятельности
3.10. Согласование основных принципов в социальной политике
3.11. Взаимодействие в области предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и охраны окружающей природной
Приложение N 1. Экономические интересы государств
участников СНГ на постсоветском пространстве и приоритетные
Приложение N 2. Основные макроэкономические показатели
Концепция экономического интеграционного развития Содружества Независимых Государств (далее - Концепция) представляет собой систему взаимосогласованных государствами-участниками Содружества взглядов на общие для них цели и приоритеты социально-экономического развития в условиях углубления межгосударственных экономических отношений, пути, мероприятия, механизмы и этапы их практического осуществления.
Стержнем Концепции является добровольность и самостоятельность государств в определении направлений и глубины участия в интеграционных процессах, постепенность и этапность реализации мероприятий по развитию межгосударственного сотрудничества. Это предполагает переход от начальных форм межгосударственного сотрудничества к более высоким по мере создания объективных экономических предпосылок с учетом реальной ситуации в каждом из государств - участников Содружества и мирового опыта формирования региональных экономических сообществ.
Необходимость разработки Концепции объективно обусловлена сложившейся в последние годы новой политико-экономической ситуацией на обширном евроазиатском пространстве.
Государства, создавшие в декабре 1991 г. Содружество Независимых Государств (СНГ), а в сентябре 1993 г. - Экономический союз, ориентируясь на вхождение в мировое сообщество, должны стремиться использовать преимущества, обеспечиваемые международным разделением труда, специализацией и кооперированием производства при достижении своих общих и текущих интересов.
Развитие новых независимых государств Содружества характеризуется высоким уровнем хозяйственно-технологической, культурной и духовной общности, наличием многих сходных задач, составляющих часть единого в прошлом хозяйственного комплекса, взаимосвязанных по своей структуре, размещению производительных сил, используемым технологиям, принципам организации производства. В результате разрыва взаимных хозяйственных связей нанесен большой экономический ущерб всем государствам сообщества, обусловивший долговременный спад производства.
Налаживание экономического сотрудничества со странами, не входящими в Содружество, пока еще не сказалось существенным образом на продвижении товаров национального производства на мировой рынок и на приток иностранных инвестиций.
Внутренние рынки государств Содружества перенасыщены товарами из государств, не входящих в сообщество, свои же производственные мощности едва используются на одну четверть. Приостановка негативных тенденций неотделима от налаживания тесного экономического взаимодействия между государствами - участниками СНГ.
Направления этого взаимодействия предопределяются национальными экономическими стратегиями, имеющимися для их реализации ресурсами, политической волей руководителей государств-участников СНГ к формированию новой системы межгосударственного сотрудничества на основе равного партнерства, уважения суверенитета и учета национальных интересов.
Практическое осуществление курса на развитие интеграционных процессов требует от каждого его участника тщательного учета реально складывающихся внутренних и внешних условий.
В обстановке экономического спада, бюджетного дефицита, напряженности материальных и финансовых ресурсов особенно актуальной для участников Экономического союза является проблема их рационального использования на наиболее приоритетных направлениях.
Лицо современной интеграции - это производство, коммуникации, наука и техника. Поэтому приоритеты интеграционного развития находятся в сфере расширения экономического сотрудничества в области улучшения использования имеющегося научно-технического потенциала, топливно-энергетического комплекса, отраслей современного машиностроения, агропромышленного комплекса. В этих комплексах целесообразно в первую очередь создать финансово-промышленные группы, которые могут стать центрами взаимовыгодного сотрудничества.
Степень заинтересованности государств-участников СНГ в экономической интеграции обосновывается балансом их стратегических интересов, достижение которых с наименьшими затратами одинаково важно для всех государств.
Чтобы в одиночку поднять экономический потенциал каждого государства, для этого нужны огромные материальные и финансовые затраты и потребуется немало лет. На территории государств-участников СНГ могут быть реализованы масштабные экономические проекты, которые позволят эффективно развивать хозяйство каждого государства в отдельности и всех вместе.
Концепция базируется на принятых основных положениях и документах Содружества Независимых Государств. В ней также использованы результаты научных исследований и практических разработок проблем интеграции, выполненных в разных государствах-участниках Содружества. Структура Концепции экономического интеграционного развития СНГ приведена на схеме 1.
Настоящую Концепцию следует рассматривать как заданный ориентир на выработку согласованной экономической стратегии и возможных, наиболее приоритетных и конструктивных направлений экономического сотрудничества государств-участников СНГ, а также практических шагов по разработке и осуществлению совместных межгосударственных проектов в различных сферах хозяйственной деятельности и секторах экономики.
СТРУКТУРА
Концепции экономического интеграционного
развития СНГ
|
|
|
|||||||||||||||||
Анализ экономической ситуации в государствах Содружества |
Анализ хода экономических реформ |
Анализ влияния мировых интеграционных процессов на государства Содружества |
|||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||
Цели и задачи экономической интеграции |
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||
Организационно-экономические условия и предпосылки межгосударственного экономического сотрудничества |
Формирование механизмов интеграционных процессов |
Координация структурной политики и сотрудничество в производственной сфере |
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||