ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Гражданское и семейное законодательство / Разгосударствление и приватизация / Общие положения /

Основные направления программы приватизации, поддержки предпринимательства в Республике Узбекистан на 1997 год (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 27.12.1996 г. N 460)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 27.12.1996 г. N 460



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

программы приватизации, поддержки

предпринимательства в Республике

Узбекистан на 1997 год


I. АНАЛИЗ ПРЕДЫДУЩИХ ЭТАПОВ ПРОЦЕССА

ПРИВАТИЗАЦИИ, РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ,

АКЦИОНИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


В настоящее время, исходя из интересов экономической независимости Узбекистана, подведения под это прочной материальной экономической базы, продолжается поэтапное формирование социально ориентированной рыночной экономики, создание мощной и динамично развивающейся экономической системы.

Краеугольным камнем всей системы мер проведения экономической реформы служит решение вопроса о собственности. В республике в конституционном порядке признано равноправие форм собственности, право собственника признается и охраняется законом. Созданы юридические и организационные предпосылки, разработан и апробирован на практике эффективный механизм приватизации и разгосударствления государственного имущества. Приняты законы, определяющие статус и права экономической свободы самих хозяйствующих субъектов в различных сферах экономики, механизм взаимоотношений экономически свободных предприятий и граждан с государством через систему налогов, ограничения монополистической деятельности, введения залогового права и законодательное признание банкротства предприятий. Установлены законодательные нормы, обеспечивающие регулирование процесса создания и деятельности инфраструктуры рынка, защиты прав акционеров, регламентирующие биржевую и аудиторскую деятельность.

В ходе проводимой экономической реформы произошли кардинальные изменения в экономических отношениях, прежде всего в отношении собственности. За счет реализации ранее принятых программ по приватизации и разгосударствлению в республике реально сложилась многоукладная экономика, окреп и активную роль начал играть негосударственный сектор экономики.

В процессе проведения приватизации и разгосударствления государственной собственности создано более 4500 акционерных обществ, из них зарегистрировано в Национальном депозитарии "Вакт" 3972 с общим объемом эмиссии 42,14 млрд. сумов. Функционируют Республиканская фондовая биржа "Тошкент", Биржа недвижимости, Товарно-сырьевая биржа, действует уже более 154 брокерских контор по операциям с ценными бумагами и 162 брокерские конторы по операциям с недвижимостью, около 40 инвестиционных фондов и компаний, около 1549 мелкооптовых структур, свыше 14 бизнес-центров и 30 бизнес-инкубаторов, около 100 тыс. малых и частных предприятий.

Общий объем поступлений денежных средств за все годы на специальные счета Госкомимущества от приватизации, разгосударствления и реализации акций составил к концу 1996 года около 8 млрд. сумов, из которых 50% в соответствии с решениями правительственных органов направлено через Бизнес-фонд на поддержку предпринимательских структур в виде льготных кредитов под инвестиционные проекты, 20% от всех поступающих средств направлено на социально-экономическое развитие территорий и 20% - Госкомимуществом в виде льготных кредитов на постприватизационную поддержку предприятий различных отраслей народного хозяйства, что дало возможность создать новые рабочие места в количестве около 165457 мест.

Преобразованы в государственно-акционерные общества крупные в республике структуры, такие как производственные объединения ТАПОиЧ и Ташкентский тракторный завод.

На базе 15 машиностроительных и автомобильных предприятий, производящих сельскохозяйственную технику и комплектующие изделия к ней, создана в республике холдинговая компания "Узсельхозмаш-холдинг".

Создано неправительственное Агентство по оказанию консультационно-аудиторских и информационных услуг с разветвленной сетью филиалов на всей территории республики.

Построен и введен в эксплуатацию Республиканский биржевой центр, в котором размещены вновь созданные предпринимательские структуры фондового рынка.

Для обеспечения формирования целостной системы рыночной инфраструктуры, поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства, ускоренного формирования класса собственников, а также защиты их прав и интересов создана и функционирует республиканская Палата товаропроизводителей и предпринимателей с ее территориальными подразделениями, общее количество которых достигло 232 единиц.

Велась целенаправленная политика по созданию благоприятного инвестиционного климата, где особое внимание уделено привлечению иностранного капитала под реализацию специальных инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики. В результате предпринятых мер значительно возрос интерес иностранных инвесторов к участию в процессах рыночных реформ в Узбекистане. Общее число предприятий с иностранными инвестициями на 1 октября 1996 года составило 2933, которые созданы с представителями более чем 80 стран.

В целях формирования нового экономического мышления у людей большое внимание уделялось организации системной работы с органами печати и телевидения, т.е. был разработан комплекс мероприятий для освещения хода экономических реформ в виде целевых программ пропаганды по каждому издательству, радио и телевидению. Издано методической, справочной и нормативно-технической литературы более чем на 17 млн. сумов.

В рамках государственной программы поддержки предпринимательства действует система подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере предпринимательства. За истекший период прошли переподготовку более 11430 предпринимателей. Организованы зональные центры предпринимательства и менеджмента на базе действующих техникумов и вузов, созданы при вузах бизнес-школы.

В соответствии с программами ТАСИС и немецкой компании GTZ успешно осуществляются проекты по обучению навыкам управления малыми и средними предприятиями.

Проведенные институциональные преобразования позволили приблизить долю частного сектора в общем количестве предприятий к мировому показателю, ликвидирован монополизм государственной собственности. В создании валового внутреннего продукта негосударственный сектор занимает доминирующее положение. Обозначились макроэкономические признаки стабилизации: объем валового внутреннего продукта за 9 месяцев 1996 года вырос на 1,5% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, производимой промышленной продукции - на 5,7%. Осуществлены меры по дальнейшей либерализации цен и сокращению субсидий, установлены свободные договорные цены практически на все виды промышленной продукции. Создана принципиально новая система социальной защиты населения, которая унифицировала различные виды пособий, усилилась ее адресная направленность, что позволило семьям с ограниченными доходами увеличить размер семейного бюджета в несколько раз.

Осуществление процессов разгосударствления и приватизации предприятий, создание рыночной инфраструктуры фондового рынка дало начало процессу свободного перелива капитала и обеспечило экономические условия, позволяющие нацелить эти предприятия на проведение стратегии диверсификации производства, развитие малого бизнеса и частного предпринимательства.

Одним из самых важных итогов экономических реформ является начавшийся и развивающийся процесс возрождения у широких масс населения чувства хозяина, собственника, формирование среднего слоя владельцев мелких и частных предприятий, недвижимости, земельных участков, акций, других ценных бумаг, словом, собственности, приносящей доход.

Вместе с тем, на уровне микроэкономики отдельные предприятия находятся в неустойчивом финансовом состоянии, связанном с падением уровня производства, потерей хозяйственных связей, ростом неплатежей, дебиторской и кредиторской задолженности, что отражается на постприватизационных процессах. Анализ работы отдельных приватизированных предприятий и акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления, показывает наличие серьезных недостатков и упущений: на некоторых предприятиях отсутствуют бизнес-планы и планы работы по развитию и реконструкции предприятий. Допускается нецелевое использование дивидендов по государственной доле акций, выборные органы управления и контроля работают формально, новые собственники имущества предприятий - акционеры не принимают активного участия в управлении производством и не оказывают должного влияния на принятие решений. Не всеми АО публикуются результаты финансово-хозяйственной деятельности. Не в полной мере отраслевыми органами выполняются договоры по делегированию прав управления государственной долей акций.



II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ


Основными целями дальнейшего углубления экономических реформ являются:

повышение эффективности работы приватизированных предприятий путем их постприватизационной поддержки;

создание новых рабочих мест, особенно в сельской местности, за счет реструктуризации отраслей народного хозяйства;

создание конкурентной рыночной cреды с целью насыщения внутреннего рынка и повышения экспортабельности продукции;

интенсивное развитие рыночной инфраструктуры в регионах и повышение качества оказываемых ею услуг, укрепление ее связей с хозяйствующими субъектами;

создание эффективного класса собственников;

создание полноценного рынка ценных бумаг и недвижимости.

Достижение поставленных целей будет обеспечиваться путем решения следующих задач: реструктуризация предприятий, ассоциаций, концернов и других отраслевых структур управления, дальнейшее проведение разгосударствления и приватизации крупных и средних предприятий, сочетание процессов приватизации и разгосударствления средних и крупных предприятий с их демонополизацией, вовлечение в процесс приватизации и разгосударствления новых объектов и предприятий, преобразование которых осуществляется по разрешению Кабинета Министров, совершенствование системы постприватизационной поддержки предприятий, создание условий для дальнейшего развития предпринимательства и его всемерная государственная поддержка, обеспечение частным предпринимателям доступа к материальным ресурсам для производства, к денежным кредитам, современным технологиям, к услугам всех институтов рыночной инфраструктуры, активное внедрение системы доверительного управления (траст), дальнейшее развитие рынков недвижимости, ценных бумаг и депозитарной сети, ее инфраструктуры, широкое вовлечение свободных денежных ресурсов населения в процесс акционирования путем дальнейшего развертывания широкой сети инвестиционных, приватизационных фондов и фондовых магазинов, вовлечение проиндексированных сбережений населения на приобретение акций, недвижимости и других средств производства, изменение форм собственности и экономических отношений в сельском хозяйстве, создание новых рабочих мест для обеспечения занятости людей, высвобождаемых в связи с реформированием сельского хозяйства, участие в формировании инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов в целях увеличения экспортного потенциала и обеспечения ресурсосбережения, экологичности и импортозамещаемости.

Предстоит активизировать работу местных органов власти в создании дополнительных условий эффективной работы предпринимательских структур на основе реализации территориальных программ приватизации, разгосударствления и поддержки предпринимательства. Основным направлением указанных программ должна быть разработка стимулов для создания новых предпринимательских структур, новых рабочих мест в тех секторах экономики, которые нуждаются в развитии на этой территории, т.е. решение проблем, связанных с жизнеобеспечением региона и интересами данной территории.

Местные программы должны учитывать социально-экономическую специфику региона, приоритетные направления республиканских программ и обеспечивать социальную защиту всех слоев населения, проживающих там, при осуществлении самого процесса экономических реформ.



III. СПОСОБЫ И МЕХАНИЗМЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО

УГЛУБЛЕНИЯ ПРОЦЕССОВ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ,

ПРИВАТИЗАЦИИ И АКЦИОНИРОВАНИЯ


1. Преобразование крупных государственных предприятий

и приватизация объектов социальной инфраструктуры


Процесс формирования холдинговых компаний рассматривается как инструмент разгосударствления крупных предприятий, объединений, концернов с сохранением при этом технологических и кооперационных связей между входящими в них предприятиями. Создаваемые холдинги выступают как промежуточное звено по передаче функций владения и распоряжения государственной собственностью негосударственным структурам, способствуют интеграции капитала и научно-технических ресурсов, ориентации персонала различных предприятий, отраслей народного хозяйства и регионов на решение крупных инвестиционных программ.

Финансово-промышленные группы будут иметь различные организационно-правовые формы, направления деятельности, состав участников и структуру управления, станут важнейшим средством реализации селективной структурной политики государства, обеспечивающим воспроизводство, накопление, концентрацию и обращение финансового, производительного и товарного капитала, его инвестирование в приоритетные отрасли и повышение его управляемости.

Состав финансово-промышленных групп предусматривается формировать с привлечением: производственных и научно-производственных предприятий, банков, холдинговых компаний, страховых компаний, научно- исследовательских центров и институтов, опытно-конструкторских организаций, торговых компаний и фирм, строительных и транспортных предприятий, предприятий промышленности, инвестиционных фондов, других видов предприятий.

В целях повышения эффективности формирования финансово- промышленных групп будет использоваться двухканальная система размещения акций: целенаправленный подбор участников, покупка акций и других ценных бумаг.

В первоочередном порядке намечается создание финансово- промышленных групп на базе технологически связанных предприятий, выпускающих сложную и наукоемкую продукцию, которая конкурентоспособна на внешнем и внутреннем рынках и имеет платежеспособный спрос.

Предусматривается преобразование крупных предприятий в акционерные общества открытого типа с привлечением банковских структур, иностранного капитала через продажу акций, в том числе на международном фондовом рынке.

При этом будут предусматриваться более длительные сроки выкупа имущества, безвозмездная передача членам трудовых коллективов стоимости основных фондов, имеющих износ 70% и более, а также передача им части чистой прибыли, заработанной коллективом, и передача в пользование объектов социальной инфраструктуры.

Проводимые экономические реформы привели к трансформации общества, появилась категория населения, которая хотела бы за определенную плату получать соответствующие услуги здравоохранения, школьное и профессиональное образование детей. В связи с этим в виде эксперимента будет проведена приватизация отдельных объектов здравоохранения (медсанчасти, физиотерапевтические больницы и поликлиники), народного образования (школы, профтехучилища), с сохранением их профиля деятельности, обеспеченности государственными объектами здравоохранения и народного образования на данной территории.



2. Реструктуризация хозяйственных ассоциаций,

концернов, корпораций


Для дальнейшего совершенствования ранее принятых концепций разгосударствления и приватизации отраслевые объединения будут проводить анализ действующей структуры, изучение финансово-хозяйственной деятельности отдельных предприятий в постприватизационный период и вновь образованных рыночных структур, их места и роли в отрасли и на рынке.

В первую очередь в 1997-1998 гг. реструктуризации подлежат пищевая, легкая и местная промышленности и отрасли, где размер внутреннего рынка велик, а конкурентов недостаточно, учитывая при этом спрос на продукцию, объем импорта, традиционно историческое развитие производства в регионе.

Состоится реструктуризация отраслевых органов в холдинговые компании или финансово-промышленные группы с последующей ликвидацией ранее действующих головных ассоциаций и концернов, с параллельным совершенствованием нормативно-правовой базы.

Будут использованы и другие варианты структурных изменений, ассоциаций, концернов преобразованием их в крупные лизинговые компании или в аудиторско-консалтинговые компании и фирмы, с предоставлением льготных кредитов для их развития. Предусматривается использование целевых кредитов из средств приватизации для реструктуризации и технического перевооружения.



3. Углубление процессов приватизации и разгосударствления

в агропромышленном комплексе


Ключевым звеном экономических преобразований является реформа в сельском хозяйстве. Насколько глубоко процессы радикальных преобразований затронут аграрный сектор, во многом зависит исход всех экономических преобразований.

Главными задачами в области реформирования сельского хозяйства являются:

обеспечение занятости высвобождаемых излишних трудовых ресурсов из сельскохозяйственного производства в несельскохозяйственные отрасли путем создания небольших предприятий на селе с современной технологией по переработке сельскохозяйственного сырья, местных материальных ресурсов и создания мелких предприятий в сфере бытовых, сервисных услуг и выпуска ТНП;

широкое развитие на селе новых форм хозяйствования, создание малых компактных промышленных предприятий и цехов, развитие надомных форм труда, сети фирм по сервисному обслуживанию сельскохозяйственного производства, формирование новых экономических отношений, позволяющих дехканам реально ощутить себя полноправными хозяевами обрабатываемой земли, производимой продукции;

последовательная передача высвобождаемых из-под посева хлопчатника и других сельскохозяйственных культур земельных угодий под организацию фермерских (дехканских) хозяйств, расширение личных приусадебных участков, предоставление земельных наделов сельским труженикам в пожизненное пользование с правом наследования.

Решение указанных задач будет достигнуто через:

восстановление в колхозах изначальной природы кооперации на основе имущественных паев, акций, т.е. доли имущества каждого члена трудового коллектива;

преобразование наиболее крупных хозяйств в акционерные общества и в другие организационно-правовые формы с выкупом имущества или на безвозмездной основе;

дальнейшее развитие дехканских (фермерских) хозяйств в интеграции с крупными хозяйствами и создание на их основе многоукладных хозяйств в виде ассоциаций дехканских, арендных, кооперативных и других форм хозяйствования;

реорганизацию системы управления и учета производства продукции личных подсобных хозяйств;

продолжение преобразования государственных перерабатывающих предприятий, работающих на сельскохозяйственном сырье, в акционерные общества открытого типа;

дальнейшее реформирование структуры управления агропромышленным комплексом республики;

совершенствование экономических взаимоотношений между производителями сельскохозяйственных продуктов, промышленных и обслуживающих предприятий, обеспечение экономической поддержки сельскохозяйственных производственных предприятий;

систематическое обучение акционеров и предпринимателей агропромышленного комплекса с целью овладения ими основ рыночной экономики;

продолжение реализации малых садов и виноградников в частную собственность, при этом мелкоконтурные сады и виноградники будут продаваться только через аукционы или конкурсы среди членов данного сельскохозяйственного предприятия.

Для создания благоприятных условий по наращиванию производства сельхозпродукции и содействия экспорту будет развиваться система фьючерсных сделок.

Предстоит продумать вопросы создания на селе новой производственной и социальной инфраструктуры через территориальные программы социально-экономического развития села, это сеть коммуникаций, современное бытовое и сервисное обслуживание. Еще одним не менее важным направлением решения проблем занятости на селе является развитие самозанятости населения и экономической активности сельского населения через передачу земельных участков в личные подсобные хозяйства и под дехканские хозяйства.



4. Постприватизационная поддержка предприятий


Особое внимание будет уделено созданию необходимых условий для производительной работы приватизированных предприятий в постприватизационный период по следующим направлениям.

Первое направление правовое:

оказание содействия в правовой и экономической защите через сеть консалтинговых фирм и компаний;

совершенствование законодательной базы с целью устранения противоречий и обеспечения правовой защиты этих предприятий;

разработка нормативно-правовых документов, обеспечивающих дальнейшее ускоренное развитие постприватизационных процессов;

делегирование прав управления трастовым компаниям, разработка в этой части типовых положений и механизмов передачи управления от существующих государственных органов управления, поощрение и привлечение иностранных специалистов для участия в работе трастовых компаний, передача предприятий в трастовое управление на конкурсной основе иностранным компаниям - победителям конкурсов.

Второе направление - финансовое:

поэтапное освобождение предприятий от содержания непроизводственной и социальной инфраструктуры: объекты жилья, дошкольные, медико-санитарные учреждения и другие коммунальные объекты;

вливание новых инвестиций путем увеличения уставного капитала акционерных обществ и продажи части акций на приращенный уставный капитал юридическим и физическим лицам, включая иностранных инвесторов;

предоставление льготных кредитов за счет средств, поступающих от приватизации, под конкретные бизнес-планы развития предприятий, продукция которых имеет народнохозяйственное значение, а также под финансовые планы оздоровления и повышения платежеспособности предприятий, имеющих тяжелое финансовое положение;

пополнение оборотных средств за счет средств, поступающих от приватизации путем увеличения уставного капитала в акционерных обществах, с последующей продажей этих акций на биржевом и внебиржевом рынке;

передача дивидендов по государственной доле акций в акционерных обществах, созданных в результате преобразования государственных предприятий, на реконструкцию, перевооружение с последующим увеличением уставного капитала акционерного общества, которое в дальнейшем будет реализовано на фондовом рынке республики;

привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов за счет активизации вторичной эмиссии ценных бумаг в акционерных обществах;

предоставление кредитных ресурсов под инвестиционные проекты.

Третье направление - социальная поддержка и гарантии:

разрабатываются комплексные программы создания рабочих мест и подготовки кадров;

создаются негосударственные формы пенсионного обеспечения и страхования;

используются на льготных условиях проиндексированные вклады населения.

Четвертое направление - оказание методической помощи:

в разработке финансовых планов оздоровления и мероприятий по повышению платежеспособности предприятий;

в создании отраслевых и региональных программ социально- экономического развития;

в разработке крупных инвестиционных проектов;

в реструктуризации предприятий, ассоциаций, концернов и других отраслевых структур управления.

Пятое направление - повышение эффективности работы управленческого персонала на предприятиях путем:

выделения пакета акций управленческому персоналу в личное владение в акционерных обществах, созданных на базе государственного имущества;

переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала;

оказания технического содействия во внедрении передовых форм и методов управления.



5. Дальнейшее развитие рынка ценных бумаг


Рынок ценных бумаг является специфическим рынком, который требует четкой организации процесса проведения операций с ценными бумагами и надлежащего порядка поведения всех участников рынка, не терпит дилетантства и анархии. Высокая сложность и резкое изменение состояния рынка ценных бумаг, наличие в нем большого количества профессиональных и непрофессиональных участников, огромные объемы заключаемых разнообразных сделок, конфиденциальный характер значительной части информации, в то же время необходимость широкой гласности проводимых операций и целый ряд других факторов предопределяют потенциальную возможность значительных злоупотреблений, ущемляющих интересы широкого круга инвесторов, снижающих доверие к рынку, приводящих в итоге к падению его эффективности. И поэтому здесь должны быть установлены предельно жесткие стандарты и правила, обеспечены гарантии защиты прав инвесторов и эмитентов со стороны Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг.

В 1997-1998 годах возрастет биржевой оборот ценных бумаг до 4 млрд. сумов в год. Продолжится дальнейшее развитие рынка ценных бумаг и его инфраструктуры. Наряду с формированием первичного рынка ценных бумаг, основной упор будет перенесен на создание и развитие вторичного рынка ценных бумаг. Именно вторичный рынок будет способствовать свободному переливу капитала на основе сигналов фондового рынка, созданию соответствующих экономических условий, позволяющих нацелить предприятия на проведение стратегии диверсификации производства.

В целом развитие рынка ценных бумаг будет осуществляться путем:

расширения биржевой и внебиржевой торговли ценными бумагами;

создания множества форм и структур коллективного инвестирования в ценные бумаги (инвестиционных фондов, приватизационных инвестиционных фондов и др.);

активизации работы с иностранными инвесторами и подготовки и продажи акций узбекских эмитентов на международном рынке ценных бумаг;

получения Узбекистаном рейтинга, как страны - кредитора и эмитента международной государственной ценной бумаги;

развития инфраструктуры рынка ценных бумаг, формирования структур для обслуживания вторичного рынка;

совершенствования государственного регулирования и механизмов саморегулирования рынка в целях снижения рисков в системе обращения и обслуживания ценных бумаг;

повышения информационной прозрачности рынка ценных бумаг.

Продолжится работа по реализации соглашения с Центрально- Азиатским инвестиционным фондом о продаже акций 76 акционерных обществ иностранным инвесторам на общую сумму около 100 млн. долларов США.

Повысится роль Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг в регулировании и контроле за первичным размещением акций в соответствии с проспектами эмиссий, представлении эмитентами информации о результатах финансово- хозяйственной деятельности, проведении итоговых собраний акционеров, своевременной выплате дивидендов, функционировании наблюдательных советов, ревизионных комиссий и исполнительных органов управления, правильности ведения реестра акционеров, опубликовании проспектов эмиссий и выдаче сертификатов.

Дальнейшее развитие получит сеть инвестиционных институтов: инвестиционных посредников, инвестиционных консультантов, инвестиционных компаний и инвестиционных фондов.

Для активизации вторичного рынка ценных бумаг, учитывая специфическую природу банковских ценных бумаг, предусматривается и получит развитие организация "торговых площадок" при крупных коммерческих банках с участием брокерских контор, зарегистрированных на фондовой бирже, на которых будут осуществляться сделки по купле-продаже депозитных и сберегательных сертификатов.

При инвестиционных институтах во всех регионах республики будет создаваться сеть фондовых магазинов.

В целях вовлечения широких слоев населения Узбекистана в процесс разгосударствления государственной собственности, развития рынка ценных бумаг и снижения рисков для вкладов населения в ценные бумаги будет создана широкая сеть приватизационных инвестиционных фондов (ПИФов).

К размещению акций ПИФов будут широко привлекаться отделения Народного банка Республики Узбекистан и коммерческие банки.

Расширится деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг, в том числе в качестве посредников по первичному размещению акций государственных приватизированных предприятий.

Формирование инфраструктуры рынка ценных бумаг будет осуществляться путем развития депозитарной, клиринговой и агентской сети, включая рекламные и информационные агентства, сети профессиональных регистраторов, осуществляющих услуги по ведению реестров, консалтинговых и аудиторских фирм.

Будут создаваться условия по расширению конкуренции на рынке консультационных и аудиторских услуг с целью снижения их стоимости.

Будет обеспечена государственная поддержка институтов инфраструктуры рынка в виде помощи в решении организационных вопросов, а также предоставления приватизационным инвестиционным фондам на начальной стадии становления целевых кредитов и реализации им до 30% наиболее ликвидных акций приватизированных предприятий по номинальной стоимости.

Одной из ключевых задач в сфере развития рынка ценных бумаг является реализация принципа его информационной прозрачности, которая будет достигнута за счет раскрытия информации о ценах и объемах операций с ценными бумагами в торговых системах, о хозяйственной деятельности и финансовом состоянии эмитента; четкого разграничения информации на информацию, являющуюся коммерческой тайной и не являющуюся таковой, а также обязательную к предоставлению по любому требованию. Будут приняты меры по созданию независимых рейтинговых агентств и введения рейтинговой оценки компаний эмитентов и ценных бумаг.

Для обеспечения эффективной системы контроля за исполнением законодательства и соблюдения интересов инвесторов и профессиональных участников фондового рынка будут создаваться общественные организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (ассоциация инвестиционных институтов и др.).

Будут усилены меры по защите вложенных денежных ресурсов населения на рынке ценных бумаг на основе действующего законодательства через государственные органы управления, такие как Центр по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг и т.д.

В целях широкого привлечения иностранных партнеров на республиканский фондовый рынок на фондовой бирже будут также выставляться ценные бумаги иностранных эмитентов. При котировке иностранных ценных бумаг на фондовом рынке республики РФБ будет использовать систему допуска (листинга) этих бумаг, аналогичную международным стандартам, с учетом действующего законодательства в Республике Узбекистан и национальной конъюнктуры.



6. Развитие рынка недвижимости


Наряду с продолжением формирования первичного рынка недвижимости основной упор на этом этапе будет направлен на развитие вторичного рынка, который будет способствовать увеличению объемов продаж и развитию его инфраструктуры.

Основное внимание будет уделено увеличению объемов реализации недвижимости и обеспечению прав на нее. Возрастет количество выставляемых на биржевые торги, аукционы и конкурсы объектов недвижимости негосударственной формы собственности.

В связи с этим возрастет объем продаж земельных участков, средств производства, незавершенного строительства, транспортных средств. Продолжится формирование инфраструктуры рынка недвижимости, расширится сеть риэлтерских и аудиторских, оценочных фирм. Будет совершенствоваться система подготовки специалистов по оценке недвижимости. Будет увеличено число агентов и посредников. Активизируется работа по созданию кадастра недвижимости, ведению учета всех имеющихся объектов недвижимости и смены их собственников.

В целях выработки единых подходов к оценке имущества и объектов недвижимости, контроля, координации и регулирования деятельности участников рынка недвижимости наряду с государством в лице Госкомимущества будут создаваться общественные организации (ассоциации оценщиков, риэлтеров и др.) и будет разработана система стандартов.



7. Формирование благоприятной конкурентной среды


Основными задачами по формированию конкурентной среды являются:

осуществление первоочередных мероприятий по демонополизации хозяйственных комплексов: торгового, строительного, крупных предприятий промышленности и транспорта;

учет структуры рынка при приватизации предприятий в целях повышения конкурентоспособности и эффективности их деятельности;

формирование необходимых организационно-экономических предпосылок для эффективной конкуренции на рынках Республики Узбекистан;

развитие предпринимательства;

устранение экономических и административных барьеров для свободного перемещения товаров, услуг и капиталов на рынках Республики Узбекистан;

снижение финансово-экономических, организационных и правовых барьеров для входа на рынок новых конкурирующих структур.

Процесс формирования конкурентной среды предусматривает учет следующих требований:

ориентация на создание конкурентного рынка, защиту прав и интересов потребителей;

комплексность решения задач демонополизации, приватизации, структурной перестройки и перестройки экономики;

дифференцированный подход к объектам демонополизации с учетом отраслевых и региональных особенностей;

взаимосвязанность решения проблем демонополизации и развития конкуренции на отраслевом и региональных уровнях;

учет факторов интеграции узбекской экономики в мировую систему хозяйства, открытости товарных рынков для международной конкуренции в сочетании с мерами по защите отечественных товаропроизводителей;

мониторинг изменения структуры рынка и принятие соответствующих корректировок;

обеспечение гласности проводимых мероприятий.

Разукрупнение крупных хозяйственных структур и крупных предприятий, выпускающих монопольную продукцию, позволит ликвидировать существующий монополизм отдельных предприятий и целых сфер деятельности, даст возможность для становления свободной экономики и конкурентной среды. Появится экономическая состязательность за результативность производства, за рынки сырья и материалов, капитала, за рынки сбыта своей продукции, повысится конкурентная борьба, которая побудит к совершенствованию системы внутренней организации управления производством, техническому переоснащению, вынудит быть восприимчивым к новым достижениям науки и техники, производить продукцию более высокого качества при меньших затратах и более низкой цене. Использование рычагов антимонопольного законодательства послужит мощным стимулом экономического и научно-технического прогресса.

Будут использованы возможности выделения из состава крупных предприятий отдельных объектов, которые не нарушат единую технологическую цепочку, с целью разделения их на параллельные независимые друг от друга конкурирующие производства. В ходе приватизации крупных объектов разрешается передача имущества в лизинг, с последующим правом выкупа или без него, отдельным цехам, участкам.

При приватизации и разгосударствлении предприятия, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, антимонопольный орган будет вносить предложения по сохранению контрольного пакета акций за государством с правом управления им органами Госкомимущества.



8. Меры по финансовому оздоровлению предприятий


Для реализации этого процесса предусматривается создать при Госкомимуществе специализированное управление по банкротству и санации, Фонд по санации предприятий, Агентство по банкротству и санации, которые могли бы эффективно осуществлять санацию убыточных предприятий и ликвидацию их по решению хозяйственного суда следующими способами:

передача его управляющей компании, назначенной кредиторами предприятия, либо управляющей компании, выигравшей конкурс, объявленный кредиторами, с передачей предприятия в трастовое управление;

ликвидация предприятия путем продажи его новому собственнику на аукционе, конкурсе, либо путем прямых переговоров;

распродажа активов предприятия.

Чтобы исключить возможность извлечения прибыли за счет искусственного приведения предприятия к состоянию банкротства, будут разработаны система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса предприятия, законодательные меры ответственности за умышленное банкротство.

Будут разработаны еще ряд нормативных документов, включающих: порядок рассмотрения дел по приватизации неплатежеспособных предприятий, методические рекомендации по оказанию государственной поддержки и санации предприятий за счет средств, поступающих от приватизации, типовой финансовый план оздоровления и восстановления платежеспособности этих предприятий, положение по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса, примерный регламент и протокол собрания кредиторов с целью решения вопросов, связанных с добровольной ликвидацией предприятия-должника, положение о порядке продажи предприятий-должников по решению хозяйственного суда.



9. Внешнеэкономические связи

и привлечение иностранных инвестиций


Для достижения намеченных целей использовать нижеследующие методы привлечения иностранного капитала:

проведение международных конференций и семинаров "Как делать бизнес в Узбекистане?";

совершенствование законодательства по защите прав, предоставления гарантий и льгот для иностранных инвесторов;

размещение капитала с привлечением частных фирм путем переговоров, нацеленных на привлечение лучшего из возможных потенциальных иностранных инвесторов;

создание акционерных обществ на базе государственных предприятий с участием иностранного инвестора, который может провести техническую реорганизацию и перевооружение данного предприятия, а также передать свой опыт в области управления;

открытое размещение акций, доступное для иностранных инвесторов;

проведение тендеров на открытой основе и через специальные инвестиционные торги, а также посредством других институтов и механизмов;

создание совместных предприятий в рамках разработанных инвестиционных программ развития отраслей, открытие представительств за рубежом;

осуществление пилотных проектов в рамках программ технической помощи с привлечением иностранных инвесторов.

Для расширения объемов иностранных инвестиций на фондовом рынке предусматривается создание базы данных по приватизированным предприятиям, имеющим уставный капитал более 100 тыс. долларов США, включая оценку и качественную характеристику активов, активность торгов акциями этих предприятий на фондовом рынке, технико-экономические показатели за последние годы и т.д.;

создание необходимых условий для организации финансово-промышленных групп и холдинговых компаний с участием иностранных инвесторов.



IV. МЕРЫ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ

ИНФРАСТРУКТУРЫ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЧАСТНОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ


В целях организации и управления процессами ускоренного создания рыночной инфраструктуры и адаптирования ее к требованиям мировой экономики в регионах республики вновь созданные региональные палаты товаропроизводителей будут осуществлять государственную поддержку рыночных преобразований, формирование эффективной системы развития рыночной инфраструктуры, координацию и развитие внутриреспубликанских и внешнеэкономических хозяйственных связей.


Продолжится активная деятельность территориальной сети Фонда поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства (Бизнес-фонд) через финансирование инвестиционных проектов на основе предоставления кредитов, в том числе льготных, частным предпринимателям и малому бизнесу, оказание технического содействия в форме предоставления консультационных и информационных услуг.


Будут и дальше создаваться территориальные агентства по страхованию частного предпринимательства и малого бизнеса, ассоциации мелких производителей по видам деятельности, призванные осуществлять защиту интересов своих членов.


Продолжится развитие кредитных учреждений особенно структур Тадбиркорбанка, расширение сети коммерческих специализированных банков, в том числе с участием иностранного капитала для осуществления инвестиционной деятельности в сфере малого и частного предпринимательства, расширяется деятельность торговых домов, инвестиционных компаний, инвестиционных посредников, фондовых магазинов, клиринговой и агентской сети. Оказывается содействие информационному обеспечению малых и частных предприятий, работе частных фирм, изучающих конъюнктуру рынка, предлагающих информационное обслуживание рыночных возможностей. Для реализации сельскохозяйственного сырья и переработанной продукции, своевременного обеспечения дехканских (фермерских) хозяйств высокосортными семенами сельхозкультур, посадочным материалом и технологическим оборудованием создается территориальная сеть биржевой торговли и оптовых ярмарок. Создаются агросервисные предприятия для оказания ремонтно-восстановительных, агрохимических, зооветеринарных и других видов услуг предпринимателям на селе.


Для успешного проведения экономических реформ, создания надежной информационной основы, оценки эффективности функционирования предпринимательского сектора, дальнейшего развития рынков капитала, увеличения притока внутренних и внешних инвестиций в республике продолжится формирование информационной, консультационной и аудиторской инфраструктуры во всех ее регионах.


Предстоит усилить роль местных органов власти по оказанию содействия в развитии предпринимательских структур путем разработки каждой территорией индивидуальных программ развития малого и частного предпринимательства с учетом местной специфики. Указанные программы должны отражать в себе те сектора экономики, где приоритетно создание таких структур, с предоставлением определенных льгот в виде освобождения от местных налогов и т.д.


Местным органам власти совместно с территориальными управлениями Госкомимущества, Бизнес-фонда, Палаты товаропроизводителей в региональных программах необходимо предусмотреть скоординированное содействие в обеспечении субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков в лизинговых предприятиях, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров, осуществлять меры по размещению производства и поставки специализированного оборудования и иных видов продукции для субъектов малого и частного предпринимательства, содействовать в создании и организации их деятельности, специализированных оптовых рынков, ярмарок по продаже продукции субъектов малого и частного предпринимательства, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, земельных участков и иного имущества, находящегося в муниципальной собственности, балансов производства и потребления материально-технических ресурсов по регионам.


На территории областей будет продолжено развитие сети магазинов по мелкооптовой продаже материально-технических ресурсов и послепродажного обслуживания клиентов на основе маркетинга, сбора заявок по внутрирайонным и межрайонным регионам, активизируется участие субъектов малого и частного предпринимательства в экспортно-импортных операциях, в реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности, международных выставках и ярмарках, создается Национальная ассоциация товарно-сырьевых бирж с предоставлением большой самостоятельности и ответственности областным структурам.



V. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ПРИВАТИЗАЦИИ


Продолжится работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, которое должно осуществляться с учетом следующих требований:

всемерное соблюдение норм и основ международного законодательства стран с развитой рыночной экономикой, что обеспечит иностранным инвесторам благоприятный климат;

учет поэтапного перехода к рынку, особенностей периода формирования рыночной экономики. Необходимо, чтобы разрабатываемое законодательство учитывало уровень сознания населения республики и его подготовленность к предстоящим преобразованиям;

по защите прав новых собственников, начиная с момента выдачи документа, удостоверяющего его право на имущество, усилится система социальных льгот и гарантий государственных служащих.


Намечено разработать совместно с Минюстом Закон "О недобросовестной конкуренции", который определит взаимоотношения участников хозяйственной деятельности, как внутри республики, так и за рубежом, в вопросах коммерческой тайны, защиты и свободы информации, предотвращения недобросовестной конкуренции.


Должен быть четко проработан законодательный механизм, запрещающий без разрешения собственника вторжение в сферу его собственности, и механизм судебной защиты прав собственника. Наряду с этим должны быть созданы нормы ответственности собственников за ущерб, причиненный другим членам общества в результате неправильного использования им собственности.



VI. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА


С целью создания современной компьютеризованной сети, предполагающей выход на европейские и мировые рынки недвижимости и ценных бумаг, а также в целях привлечения иностранных инвесторов будет продолжаться последовательное внедрение телекоммуникационной системы. Для реализации этих целей формируется в Узбекском республиканском биржевом центре информационно-телекоммуникационная система, обеспечивающая электронной и спутниковой связью все области республики, крупные города, районы. Система в настоящее время обеспечивает информацией рынок ценных бумаг.


На базе этой системы совместно с коммерческими банками, инвестиционными фондами и другими инвестиционными институтами будет продолжена работа по организации: электронных торгов акциями, передачи через спутниковую связь результатов их в Национальный депозитарий для учета движения акций, выхода на международные биржи.



VII. РЕКЛАМНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

И ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Исходя из поставленных целей и приоритетов приватизации в 1997-1998 годах задачами в сфере рекламно-информационной и издательской деятельности будут:

освещение хода экономических реформ в республике на основе Целевой программы по освещению и пропаганде реформ средствами массовой информации в Республике Узбекистан, которая предусматривает проведение мероприятий совместно с республиканской прессой ("Халк Сузи", "Народное слово", "Правда Востока", "БВВ", "Частная собственность") и Телерадиокомпанией;

сбор информации о хозяйствующих субъектах. Данная система даст проводить анализ предпринимательской деятельности и формирования новых предприятий, а также выдавать необходимые сведения о кредитных контрагентах, включая и иностранные фирмы;

подготовка и выдача информации о банковско-кредитной сфере, финансовых институтах, состоянии рынка ценных бумаг и недвижимости, котировках акций, курсе иностранной валюты и т.д.;

выпуск специальных справочников, учебников, книг, брошюр по вопросам бизнеса в Узбекистане;

подготовка рекламно-информационных материалов (брошюры, буклеты, плакаты, календари), освещающих ход экономических преобразований в республике;

внедрение и эффективное использование системы "Паблик рилейшнз" для создания положительного имиджа хозяйствующего субъекта;

организация публикаций познавательно-развлекательных материалов: викторины, деловые игры, кроссворды с целью повышения уровня знаний, расширения кругозора населения в вопросах рыночной экономики.










Время: 0.2317
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск