ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Международные отношения / Акты компетентных органов РУз о ратификации, денонсации международных документов, об утверждении или присоединении к ним / Законы и постановления о ратификации, денонсации международных договоров, а также присоединении к ним / 2007 год /Комментарий к Закону РУз от 12.12.2007 г. N ЗРУ-122 "О ратификации Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия (Париж, 17 октября 2003 года)"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
О Законе Республики Узбекистан
"О ратификации Международной конвенции об охране
нематериального культурного наследия
(Париж, 17 октября 2003 года)"
Культурная глобализация привела к необходимости выявления и поиска новых путей решения вопросов национальной самобытности, национальной культуры, в том числе проблем сохранения нематериального культурного наследия.
Опубликованный 13 декабря 2007 года Закон Республики Узбекистан "О ратификации Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия (Париж, 17 октября 2003 года)" (вступил в силу через десять дней после официального опубликования) ратифицировал Международную конвенцию об охране нематериального культурного наследия, принятую на 32-ой сессии Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) 17 октября 2003 года. Конвенция вступила в силу 20 апреля 2006 года. В настоящее время ее участниками стали 78 государств.
Данная Конвенция была принята в развитие Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. с целью охраны нематериального культурного наследия, привлечения внимания на местном, национальном и международном уровнях к важности нематериального культурного наследия и его взаимного признания, а также укрепления международного сотрудничества в вопросах охраны нематериального культурного наследия.
В соответствии со статьей 2 Конвенции "Нематериальное культурное наследие" означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека. Для целей Конвенции принимается во внимание только то нематериальное культурное наследие, которое согласуется с существующими международно-правовыми актами по правам человека и требованиями взаимного уважения между сообществами, группами и отдельными лицами, а также устойчивого развития.
"Нематериальное культурное наследие" проявляется, в частности, в таких областях как: устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия, исполнительские искусства, обычаи, обряды, празднества, знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной, знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.
В соответствии со статьей 4 Конвенции учреждается Генеральная ассамблея государств-участников, которая является полновластным органом Конвенции.
Генеральная ассамблея собирается на очередные сессии один раз в два года. Она может собираться на внеочередные сессии, если принимает такое решение, или по просьбе Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия, или по просьбе не менее одной трети государств-участников.
Межправительственный комитет по охране нематериального культурного наследия состоит из представителей 18 государств-участников, избранных государствами-участниками, собравшимися на Генеральную ассамблею.
Функции Комитета заключаются в:
содействии достижению целей Конвенции, поощрении и обеспечении мониторинга ее выполнения;
предоставлении консультаций относительно передовой практики и подготовке рекомендаций о мерах по охране нематериального культурного наследия;
подготовке и представлении на утверждение Генеральной ассамблеи проекта плана использования средств Фонда нематериального культурного наследия, изыскании путей увеличения ресурсов Фонда и принятие с этой целью необходимых мер, подготовке и представлении на утверждение Генеральной ассамблеи оперативного руководства по выполнению Конвенции;
рассмотрении докладов государств-участников и их резюмировании для Генеральной ассамблеи;
рассмотрении заявок, представляемых государствами-участниками, и принятии решений в соответствии с разработанными Комитетом и утвержденными Генеральной ассамблеей объективными критериями, касающимися: включения в списки и отбора предложений, и предоставлении международной помощи
Средства Фонда нематериального культурного наследия состоят из:
взносов государств-участников;
средств, ассигнованных для этой цели Генеральной конференцией ЮНЕСКО;
взносов, пожертвований или завещанного имущества, которые могут быть предоставлены: другими государствами; организациями и программами системы Организации Объединенных Наций, в частности Программой развития Организации Объединенных Наций, и другими международными организациями; государственными или частными органами или частными лицами;
любых процентных начислений на средства этого Фонда;
сумм сборов и поступлений от мероприятий, организованных в пользу Фонда; любых других средств, предусмотренных Положением о Фонде, разработанным Комитетом.
Для обеспечения идентификации с целью охраны каждое государство-участник с Конвенции с учетом сложившейся ситуации составляет один или несколько перечней нематериального культурного наследия, имеющегося на его территории. Такие перечни подлежат регулярному обновлению.
В соответствии с Конвенцией для обеспечения охраны, развития и повышения роли нематериального культурного наследия, имеющегося на его территории, каждое государство-участник прилагает усилия с целью:
принятия общей политики, направленной на повышение роли нематериального культурного наследия в обществе и включения охраны этого наследия в программы планирования;
определения или создания одного или нескольких компетентных органов по охране нематериального культурного наследия, имеющегося на его территории;
содействия научным, техническим и искусствоведческим исследованиям, а также разработке научно-исследовательских методологий с целью эффективной охраны нематериального культурного наследия, в частности нематериального культурного наследия, находящегося в опасности;
принятия соответствующих юридических, технических, административных и финансовых мер, направленных на: содействие созданию или укреплению учреждений по подготовке кадров в области управления нематериальным культурным наследием, а также передаче этого наследия через форумы и пространства, предназначенные для его представления и выражения; обеспечение доступа к нематериальному культурному наследию при соблюдении принятой практики, определяющей порядок доступа к тем или иным аспектам такого наследия; создание учреждений, занимающихся документацией по нематериальному культурному наследию, и облегчение доступа к ним.
В настоящее время ЮНЕСКО составлен Лист шедевров устного и нематериального культурного наследия 60 государств-членов организации, состоящий из 90 наименований. Среди них два нематериальных объекта культурного наследия Узбекистана - культурное наследие Байсунского района (2001 г.) и Шашмаком - музыкальные традиции (2003 г.).
В соответствии со статьей 29 Конвенции государства-участники представляют Комитету в форме и с периодичностью, определяемыми Комитетом, доклады о законодательных и регламентирующих положениях или других мерах, принятых ими в целях выполнения настоящей Конвенции.
Принятие Закона несомненно способствует усилению охраны нематериального культурного наследия Узбекистана.
Б.Исмаилов,
доктор юридических наук