язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Образование. Наука. Культура/ Образование/ Повышение квалификации/ Положение о повышении квалификации и переподготовке руководящих и педагогических кадров системы среднего специального, профессионального образования (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 10.08.2012 г. N 242)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 10.08.2012 г. N 242



ПОЛОЖЕНИЕ

о повышении квалификации и переподготовке

руководящих и педагогических кадров системы

среднего специального, профессионального

образования


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение разработано в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 28 мая 2012 года N ПП-1761 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки и укомплектования квалифицированными педагогическими кадрами средних специальных, профессиональных образовательных учреждений" и определяет основные цели, задачи, формы, методы и порядок организации повышения квалификации и переподготовки руководящих (директоров, заместителей директоров) и педагогических (преподаватели общеобразовательных и специальных дисциплин, мастера производственного обучения и др.) кадров учреждений среднего специального, профессионального образования (далее - учреждения ССПО).


2. Номенклатура должностей и специальностей, по которым осуществляются повышение квалификации и педагогическая переподготовка в системе среднего специального, профессионального образования (далее - ССПО), утверждается Центром среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования (далее - Центр ССПО), а перечень специальностей, по которым допускается профессиональная переподготовка, определяется Министерством высшего и среднего специального образования (далее - МВССО).


3. Руководящие и педагогические кадры учреждений ССПО, окончившие образовательные учреждения в других государствах, допускаются к обучению в системе повышения квалификации и переподготовки после прохождения процедуры нострификации документа о базовом высшем или среднем специальном, профессиональном образовании.



II. СТРУКТУРА И УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

УЧРЕЖДЕНИЙ ССПО


4. Структура и управление системой повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических кадров учреждений ССПО строятся на следующих принципах:

постоянный мониторинг качества повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических кадров учреждений ССПО, степени внедрения в учебный процесс новых технологий (педагогических, специальных, информационно-коммуникационных и др.);

расширение возможностей повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических кадров учреждений ССПО для повышения их профессионализма и компетентности путем использования кадрового потенциала и материально-технической базы высших образовательных учреждений (далее - ВОУ), специализированных на повышении квалификации и переподготовке руководящих и педагогических кадров ССПО и других заинтересованных организаций.


5. МВССО осуществляет общее руководство, принимает меры по укреплению материально-технической базы ВОУ, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку руководящих и педагогических кадров учреждений ССПО, определяет механизмы и методы совершенствования системы повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических кадров учреждений ССПО.


6. Заказчиком обучения руководящих и педагогических кадров учреждений ССПО в системе повышения квалификации и переподготовки являются Центр ССПО, территориальные управления среднего специального, профессионального образования (далее - территориальное управление ССПО), министерства, ведомства и организации, имеющие в ведении учреждения ССПО, негосударственные образовательные учреждения и физические лица.


7. Территориальное управление ССПО на основе заявок профессиональных колледжей и академических лицеев ежегодно в первой декаде ноября определяет прогнозируемую потребность и формирует контингент руководящих и педагогических кадров учреждений ССПО, направляемых на повышение квалификации и переподготовку на предстоящий год, и представляет в Центр ССПО.

Основными критериями при отборе слушателей территориальным управлением ССПО для направления на курсы повышения квалификации в ВОУ и Институт повышения квалификации и переподготовки кадров системы среднего специального, профессионального образования (далее - Институт) являются результаты проводимого территориальным управлением ССПО мониторинга их профессионального уровня, а также дата последнего прохождения кандидатами курсов повышения квалификации.

Территориальное управление ССПО ответственно за полноту охвата и своевременное (с учетом установленной периодичности) прохождение повышения квалификации и переподготовки руководящими и педагогическими кадрами учреждений ССПО соответствующего региона.

Руководящие и педагогические кадры негосударственных образовательных учреждений и физические лица проходят курсы повышения квалификации и переподготовки по договору, заключенному непосредственно с ВОУ и Институтом.


8. На основе сведений, полученных от территориального управления ССПО, а также результатов проводимого мониторинга профессионального уровня работников учреждений ССПО Центр ССПО ежегодно в первой декаде декабря составляет прогнозную план-программу повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических кадров учреждений ССПО на предстоящий год.

В соответствии с составленной прогнозной план-программой Центр ССПО в третьей декаде декабря разрабатывает и утверждает ежегодный график прохождения курсов повышения квалификации и переподготовки руководящими и педагогическими кадрами учреждений ССПО (далее - график) с указанием распределения контингента слушателей по категориям, месту и времени прохождения курсов, видов и форм повышения квалификации и переподготовки в разрезе областей, ВОУ и Института.

Не допускается включение в график одного и того же руководителя или преподавателя учреждения ССПО чаще, чем это предусмотрено установленной периодичностью прохождения курсов повышения квалификации.

Повышение квалификации руководящих и педагогических кадров учреждений ССПО, не включенных в график на текущий год, осуществляется в свободное от работы время на платной основе.


9. Головным учреждением по разработке единой нормативно-методической базы и организации учебного процесса по повышению квалификации и переподготовке руководящих и педагогических кадров учреждений ССПО является Институт.


10. Основными задачами Института в системе повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических кадров учреждений ССПО являются:

повышение квалификации и педагогическая переподготовка руководящих и педагогических кадров системы ССПО;

разработка научно-методических основ образовательного процесса повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических кадров учреждений ССПО;

реализация механизма своевременного внедрения в образовательный процесс, осуществляемый ВОУ, результатов научных достижений в области передовых педагогических технологий;

разработка и внедрение образовательных программ повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических кадров учреждений ССПО с применением инновационных научных достижений, техники, технологий, комбинированных методов и использованием самостоятельного образования, методов дистанционного обучения, современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий;

внедрение современных педагогических и информационных технологий с использованием глобальной сети Интернет, направленных на стимулирование аналитического и творческого мышления слушателей курсов;

обеспечение эффективного взаимодействия образования с производством, внедрение в процесс повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических кадров учреждений ССПО выездных занятий и посещения организаций, оснащенных современной техникой и технологиями;

внедрение интерактивных методов практического обучения с использованием производственной базы организаций, направленных на профессиональный рост преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных колледжей;

разработка и системное совершенствование оценки, организационно-методических основ внедрения эффективных форм повышения квалификации и переподготовки (комбинированная, дистанционная, индивидуальная формы, метод "наставник-ученик" и др.);

разработка типовых учебных планов и программ по повышению квалификации и переподготовке руководящих и педагогических кадров учреждений ССПО с учетом непрерывности и преемственности образовательных программ, с широким использованием интерактивных методов обучения на базе современных педагогических и информационных технологий;

обеспечение ВОУ учебно-методической документацией и литературой по повышению квалификации и переподготовки кадров ССПО на платной основе, организация разработки и тиражирование раздаточного материала;

методическое сопровождение и координация деятельности ВОУ по вопросам повышения квалификации и переподготовки кадров ССПО;

подготовка научных и научно-педагогических кадров для системы ССПО.


11. Институт по согласованию с соответствующими заинтересованными министерствами, ведомствами и ВОУ разрабатывает типовые учебные планы и типовые программы по всем направлениям и формам повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических кадров учреждений ССПО. Типовые учебные планы и типовые программы утверждаются Центром ССПО.


12. В целях организации эффективного процесса повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических кадров учреждений ССПО ВОУ:

совместно с Институтом разрабатывают на основе типовых учебных планов и типовых программ дифференцированные рабочие учебные планы и рабочие программы по всем формам повышения квалификации и переподготовки, а также раздаточный материал по профильным специальностям с использованием прогрессивных методов обучения и информационных технологий, способствующих развитию аналитического и творческого мышления и стимулированию самообразования;

обобщают и внедряют зарубежный опыт в области применения современных подходов и технологий в процесс обучения;

обеспечивают связь науки с практикой, реализуют механизм своевременного внедрения в образовательный процесс системы повышения квалификации и переподготовки результатов научных исследований в области передовых педагогических технологий;

несут ответственность за внедрение интерактивных методов обучения, современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий с использованием глобальной сети Интернет;

несут ответственность за организацию и проведение на должном уровне образовательного процесса по повышению квалификации и переподготовке руководящих и педагогических кадров учреждений ССПО.


13. Рабочие учебные планы и программы повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических кадров учреждений ССПО согласовываются с Институтом и утверждаются Центром ССПО.


14. Контроль за качеством образовательного процесса по повышению квалификации и переподготовки руководящих и педагогических кадров учреждений ССПО, осуществляемый ВОУ и Институтом, включает в себя:

внутренний контроль, осуществляемый ВОУ и Институтом на основе положения, утвержденного МВССО;

итоговый контроль, включающий в себя аттестацию по очной форме, состоящий из итоговых тестовых вопросов и защиты выпускной квалификационной работы перед Государственной аттестационной комиссией ВОУ и Института в соответствии с Государственными требованиями к переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров (далее - ГТ ПКП);

внешний контроль, осуществляемый в установленном порядке Государственной инспекцией по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан;

государственно-общественный контроль, осуществляемый уполномоченным государственным органом по управлению высшим образованием, общественными организациями и заказчиками кадров.



III. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

УЧРЕЖДЕНИЙ ССПО


15. Целью повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических кадров учреждений ССПО является обеспечение высокого потенциала педагогических кадров, эффективно осуществляющих деятельность в образовательных учреждениях ССПО.


16. Основными задачами повышения квалификации и переподготовки, исходя из ГТ ПКП, являются:

повышение профессиональной компетентности и мастерства, эрудиции в обучении (преподавании);

психолого-педагогическая подготовка и знание основ риторики и ораторского искусства;

привитие навыков и развитие способности самостоятельно мыслить и приобретать новые знания;

овладение новыми педагогическими и информационными технологиями, практическими навыками работы с глобальной сетью Интернет;

привитие знаний по методологии научно-педагогического творчества и основным направлениям развития педагогической науки и отрасли;

проведение учебно-воспитательной и духовно-нравственной работы, закрепление навыков контроля и объективной оценки знания слушателей;

обеспечение высокой эффективности образовательного процесса, стимулирование инициативности слушателей, творческих умений и стремления слушателей к научным исследованиям;

привитие навыков и умений ведения научно-исследовательских и учебно-методических работ по совершенствованию содержания повышения квалификации и переподготовки кадров учреждений ССПО;

овладение знаниями о положениях и нормах Конвенции о правах ребенка, законов "Об образовании" и "О Национальной программе по подготовке кадров", освоение применяемых основных терминов и определений в системе непрерывного образования, а также ГТ ПКП.



IV. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ


17. Специалисты, окончившие высшие образовательные учреждения непедагогического направления и работающие в должностях преподавателей в учреждениях ССПО, подлежат педагогической переподготовке с целью приведения их базового профессионального образования в соответствие с требованиями к педагогической подготовке, обеспечения овладения ими необходимыми и достаточными навыками и знаниями для ведения педагогической деятельности на уровне, определяемом ГТ ПКП.


18. Основными требованиями к содержанию образовательных программ по педагогической переподготовке являются:

соответствие содержания образовательных программ профессиональным квалификационным требованиям к профессиям и должностям;

преемственность и взаимоувязанность учебных планов и программ педагогической переподготовки с Государственными образовательными стандартами высшего и среднего специального, профессионального образования;

применение современных педагогических технологий и средств обучения;

соответствие установленным видам и формам переподготовки.


19. Общий объем учебной нагрузки распределяется по блокам дисциплин, исходя из ГТ ПКП.


20. Педагогическая переподготовка преподавателей учреждений ССПО в ВОУ и Институте осуществляются в следующих формах обучения:

с отрывом от основной работы;

с частичным отрывом от основной работы (комбинированный способ);

без отрыва от основной работы посредством дистанционной формы обучения.


21. Педагогические кадры учреждений ССПО, включенные в график, проходят переподготовку по следующим формам: с отрывом от основной работы и с частичным отрывом от основной работы (комбинированный способ).


22. Педагогическая переподготовка преподавателей учреждений ССПО с отрывом от основной работы и с частичным отрывом от основной работы (комбинированный способ) проводится на базе ВОУ и Института.


23. Педагогическая переподготовка с отрывом от основной работы предусматривает проведение полного курса (аудиторные, практические занятия, самостоятельная подготовка) обучения на базе ВОУ и Института.


24. При педагогической переподготовке кадров с частичным отрывом от основной работы (комбинированный способ) не менее 50% от общей продолжительности курса отводится аудиторным занятиям. Остальная часть курса предусматривает проведение практических занятий с выполнением индивидуальных заданий на базе учреждений ССПО. Допускается проведение практических занятий по месту основной работы. По каждому освоенному модулю практических занятий предусматривается промежуточный контроль в форме тестовых испытаний, сдачи реферата, отчета по практике и т.д.


25. Продолжительность педагогической переподготовки с отрывом от основной работы и с частичным отрывом от основной работы (комбинированный способ) устанавливается не менее 16 недель (576 часов). Максимальный объем учебной нагрузки составляет 36 (54 академических) часов в неделю, максимальный объем аудиторных занятий - 24 (36 академических) часа в неделю.


26. Слушатели курсов педагогической переподготовки с отрывом от основной работы и частично с отрывом от основной работы (комбинированный способ), пропустившие занятия более 30 академических часов без уважительных причин, а также не выполнившие установленные нагрузки и не освоившие программу курса педагогической переподготовки, отчисляются из числа слушателей в установленном порядке. Освоение программы курса определяется инструкцией по контролю качества освоения слушателями программы курса на основе рейтинговой системы.


27. Учебные группы при педагогической переподготовке с отрывом от основной работы и с частичным отрывом от основной работы (комбинированный способ) формируются, как правило, в количестве 25 человек.


28. Педагогическая переподготовка без отрыва от основной работы посредством дистанционной формы обучения (далее - дистанционная форма педагогической переподготовки) предусматривает усвоение знаний, умений и навыков по психологии и педагогике с применением Интернет-технологий - методом обратной связи.

Курсы по дистанционной форме педагогической переподготовки организуются по согласованию с Центром ССПО в ВОУ и Институте, где функционируют специальные виртуальные курсы, оснащенные необходимой базой для передачи и приема информации с помощью информационно-коммуникационных средств и имеющие соответствующую материально-техническую, учебно-методическую базу и кадровый потенциал.


29. Образовательные программы по дистанционной форме педагогической переподготовки разрабатываются ВОУ на основе ГТ ПКП, согласовываются с Институтом и утверждаются Центром ССПО.

Образовательные программы по дистанционной форме педагогической переподготовки, проводимой Институтом, разрабатываются самим Институтом и утверждаются Центром ССПО.


30. На курсы по дистанционной форме педагогической переподготовки принимаются педагогические кадры учреждений ССПО, имеющие, как правило, ученые степени или ученые звания, а также навыки применения на достаточном уровне информационно-коммуникационных технологий.

Курсы по дистанционной форме педагогической переподготовки проводятся вне утвержденного графика, на платной основе.


31. В процессе обучения по дистанционной форме педагогической переподготовки деятельность слушателей, координация и управление образовательным процессом осуществляются тьютором (преподавателем-консультантом), прикрепляемым из числа профессорско-преподавательского состава приказом руководителя ВОУ и Института.

В обязанности тьютора входят поддержание постоянной связи со слушателями, оказание слушателям необходимой методической помощи, осуществление контроля за выполнением индивидуального задания и оценка знаний слушателей. Тьютор несет полную ответственность за объективность оценки выполнения индивидуального задания слушателем.

Связь с тьютором осуществляется по электронной почте, по телефону, по чату и другим электронным форумам. Также связь может быть осуществлена по очной форме в ВОУ и Институтом не менее одного раза в неделю.

За каждым тьютором закрепляется не более 25 слушателей.


32. Программы дистанционной формы педагогической переподготовки разрабатываются с учетом следующих условий:

продолжительность курса переподготовки не должна составлять менее 16 недель (576 часов);

отведение основной учебной нагрузки на самостоятельную работу (практическое индивидуальное задание, выданное ВОУ и Институтом для выполнения по месту работы слушателя) педагогическими кадрами учреждений ССПО;

отведение не более 25% от общего объема учебной нагрузки на проведение установочных лекций и аудиторных занятий, индивидуальных консультаций и защиты выпускной работы слушателей.


33. Для обеспечения стабильной обратной связи между тьютором и слушателем процесс контроля и оценки качества образования дополнительно включает в себя следующие механизмы:

составление на основе учебного плана и учебной программы индивидуального плана прохождения курса для каждого слушателя, который утверждается Ученым советом ВОУ и Института;

проведение специальной комиссией ВОУ и Института, создаваемой приказом руководителя, периодической аттестации в ходе выполнения индивидуального плана не менее одного раза в месяц по очной форме;

одобрение Ученым советом ВОУ и Института оценки выполнения индивидуального задания слушателем, выставленной тьютором, что является одним из компонентов итоговой рейтинговой оценки слушателя.


34. Обучающие программы внедряются в индивидуальной форме по специальному графику, утвержденному ВОУ и Институтом. Получение индивидуального задания и доступа к базе данных слушателем осуществляется путем электронной регистрации на веб-сайте ВОУ и Института.


35. Курсы по дистанционной форме педагогической переподготовки включают в себя "кейс-технологии" дистанционного обучения с использованием сетевых технологий.


36. Слушателю, зачисленному на курсы обучения по дистанционной форме педагогической переподготовки, ВОУ и Институтом выдается кейс курса с учебно-методическими принадлежностями (инструкция по курсу, учебные пособия, папка с индивидуальными заданиями, рекомендации по выполнению квалификационной работы, электронные мультимедийные учебники и пособия, а также другие необходимые учебно-методические материалы).


37. Слушатели курса по дистанционной форме педагогической переподготовки самостоятельно усваивают учебно-методические материалы модулей с веб-страниц ВОУ и Института согласно учебным планам. После сдачи индивидуальных заданий по графику (тест, реферат, разработка, письменная работа, курсовая работа, отчеты по практике и т.д.) результаты усвоения модулей сдаются тъютору, а промежуточный тест-контроль - специальной комиссии ВОУ и Института.


38. После полного усвоения курса педагогической переподготовки слушатели, успешно сдавшие промежуточный контроль, допускаются к итоговой аттестации.

Приказом руководителя ВОУ и Института создается Государственная аттестационная комиссия по проведению итоговой аттестации. Итоговая аттестация проводится по очной форме и состоит из итоговых тестовых вопросов и защиты выпускной квалификационной работы.


39. Слушатели, не сдавшие задания промежуточного контроля, не допускаются к итоговой аттестации ВОУ и Института, соответственно, им не выдается документ об окончании курсов педагогической переподготовки установленного образца.



V. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ


40. Профессиональная переподготовка проводится в рамках ежегодно утверждаемых графиков для педагогических кадров учреждений ССПО, имеющих базовое высшее педагогическое образование.

Прохождение профессиональной переподготовки предоставляет право преподавания по учебным дисциплинам (специальностям) или курсам, помимо указанных в дипломе о высшем образовании преподавателя.


41. Организация профессиональной переподготовки осуществляется для преподавателей учреждений ССПО в случае необходимости получения ими права преподавания по учебным дисциплинам или курсам, помимо указанных в дипломе о высшем образовании, по ходатайству администрации учреждений ССПО и территориальных управлений ССПО.


42. Организация курсов и проведение профессиональной переподготовки педагогических кадров учреждений ССПО осуществляется только с отрывом от основного места работы непосредственно в ВОУ и Институте, где имеются соответствующие современная материально-техническая база и научно-педагогические кадры.


43. Срок усвоения программы курса профессиональной переподготовки составляет не менее 16 недель (576 часов). При этом максимальная недельная учебная нагрузка составляет 54 академических часа, из них аудиторные занятия, в том числе на базе организаций, не должны превышать 36 академических часов.


44. Основными требованиями к содержанию образовательных программ по профессиональной переподготовке являются:

соответствие профессиональным квалификационным требованиям к профессиям и должностям;

преемственность учебных планов и программ профессиональной переподготовки с Государственным образовательным стандартом высшего и среднего специального, профессионального образования;

применение современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий.


45. Слушатели курсов профессиональной переподготовки, пропустившие занятия более 30 академических часов без уважительных причин, а также не выполнившие установленные нагрузки и не освоившие программу курса педагогической переподготовки, отчисляются из числа слушателей в установленном порядке.


46. Учебные группы при профессиональной переподготовке формируются, как правило, в количестве 25 человек.


47. Перечень профильных ВОУ и родственных специальностей, по которым может быть проведена профессиональная переподготовка, определяются МВССО.


48. Прохождение профессиональной переподготовки не является получением второго высшего образования.


49. После полного усвоения курса профессиональной переподготовки слушатели, успешно сдавшие промежуточный тест-контроль, допускаются к итоговой аттестации.

Приказом руководителя ВОУ и Института создается Государственная аттестационная комиссия по проведению итоговой аттестации. Итоговая аттестация проводится по очной форме и состоит из итоговых тестовых вопросов и защиты выпускной квалификационной работы.


50. Слушатели, не сдавшие задания промежуточного тест-контроля, не допускаются к итоговой аттестации ВОУ и Института, соответственно, им не выдается документ об окончании курсов профессиональной переподготовки установленного образца.



VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЯМЫХ ФОРМ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ

И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

УЧРЕЖДЕНИЙ ССПО


51. Применяются следующие прямые формы повышения квалификации руководящих и педагогических кадров учреждений ССПО:

повышение квалификации в ВОУ и Институте с отрывом от основной работы;

повышение квалификации в ВОУ и Институте с частичным отрывом от основной работы по схеме 2 + 2 (2 недели непосредственно на базовом учреждение, 2 недели путем самостоятельной подготовки по месту работы) или 3 + 1 (3 недели непосредственно на базовом учреждении, 1 неделя путем самостоятельной подготовки по месту работы);

повышение квалификации в ВОУ без отрыва от основной работы по методу "Наставник-ученик";

повышение квалификации с отрывом от основной работы в форме прохождения производственной стажировки в ВОУ и в организации;

повышение квалификации путем самообразования в форме обучения по индивидуальному плану.


52. Суммарная продолжительность прямых форм повышения квалификации руководящих и педагогических кадров устанавливается не менее 4 недель (144 часа).

При этом максимальный объем учебной нагрузки составляет 36 часов (54 академических часа) в неделю, максимальный объем аудиторных занятий составляет 24 часа (36 академических часов) в неделю.

Для всех видов аудиторных занятий устанавливается академическая пара продолжительностью 80 минут.


53. Повышение квалификации руководящих и педагогических кадров учреждений ССПО, включенных в график, осуществляется по формам с отрывом от основной работы, с частичным отрывом от основной работы по схеме 2 + 2 или 3 + 1, с отрывом от основной работы в форме прохождения производственной стажировки в ВОУ, в Институте и организации.


54. Обучение в ВОУ и Институте осуществляется на основе целевых рабочих учебных планов и рабочих программ, разработанных на основе типовых планов и программ, в соответствии с ГТ ПКП.


55. При формировании содержания образовательных программ повышения квалификации учитывается следующее:

непрерывность образовательной системы Республики Узбекистан;

передовой зарубежный опыт использования современных педагогических технологий и методов их внедрения в образовательную систему;

новые знания по предметам и специальностям;

педагогические и образовательные методики;

наука, производственные инновации и современные технологии;

использование современных информационно-коммуникационных технологий и организационно-методические аспекты внедрения их в процесс профессионального обучения;

планирование, усовершенствование и контроль за осуществлением образовательного процесса;

нормативные документы образовательной системы;

основы экономики, маркетинг и менеджмент в образовании;

соответствие содержания программ установленным видам и формам повышения квалификации.


56. Периодичность прохождения курсов повышения квалификации составляет для руководящих кадров учреждений ССПО не реже одного раза в 3 года, а для педагогических кадров учреждений ССПО не реже одного раза в 4 года.


57. На курсы повышения квалификации по указанным формам обучения могут быть приняты лица из числа педагогических работников негосударственных образовательных учреждений на платной основе.


58. Повышение квалификации с отрывом от основной работы предусматривает прохождение полного курса (аудиторные, практические занятия, самостоятельная подготовка) обучения на базе ВОУ и Института.


59. Учебные группы при обучении с отрывом от основной работы формируются, как правило, в количестве 25 человек.


60. Повышение квалификации в ВОУ и Институте с частичным отрывом от основной работы по схеме 2 + 2 или 3 + 1 предусматривает распределение учебной нагрузки в объеме соответственно 50 или 75% - на самообразование по месту основной работы, 50 или 25% - на обучение непосредственно в ВОУ и Институте. Такие формы обучения применяются при наличии современных информационно-коммуникационных средств передачи информации и специальных виртуальных курсов по повышению квалификации руководящих и педагогических кадров учреждений ССПО.


61. Повышение квалификации в ВОУ без отрыва от основной работы по методу "Наставник-ученик" организуется по дисциплинам в ВОУ, как правило, для молодых педагогических кадров.

На эту форму повышения квалификации молодые преподаватели отбираются на конкурсной основе педагогами-наставниками из числа высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава ВОУ.


62. Содержание программы повышения квалификации по методу "Наставник-ученик" и методология обучения разрабатываются в ВОУ, согласовываются с Институтом, утверждаются Центром ССПО на основании ГТ ПКП, с учетом результатов мониторинга и внутренней аттестации профессиональной деятельности преподавателя в учреждении ССПО и пожеланий самого преподавателя.

Программы повышения квалификации по методу "Наставник-ученик" обеспечивают индивидуальный подход к обучению, а также гибкость и практическую целевую направленность образовательного процесса.


63. Перечень ВОУ, имеющих право на проведение повышения квалификации по методу "Наставник-ученик", определяется МВССО.


64. Повышение квалификации с отрывом от основной работы в форме прохождения производственной стажировки в ВОУ и организации проводится для мастеров производственного обучения профессиональных колледжей с целью их обучения практическим навыкам работы с современной техникой и технологиями в соответствующих отраслях экономики, науки, а также последовательной интеграции образования с наукой и производством.


65. Продолжительность повышения квалификации с отрывом от основной работы в форме прохождения производственной стажировки в ВОУ и организации устанавливается не менее 4 недель (144 часа). График проведения производственной стажировки разрабатывается ВОУ, согласовывается с организацией и Институтом и утверждается Центром ССПО.


66. Повышение квалификации путем самообразования в форме обучения по индивидуальному плану представляет собой самостоятельное освоение руководящими и педагогическими кадрами учреждений ССПО новых знаний, умений и навыков по преподаваемой дисциплине по индивидуальному плану в соответствии с ГТ ПКП к уровню и качеству образования. Содержание индивидуального плана слушателя при прохождении повышения квалификации в форме самообразования разрабатывается ВОУ, согласовывается с Институтом и утверждается Центром ССПО.


67. Повышение квалификации путем самообразования в форме обучения по индивидуальному плану применяется только для руководителей и преподавателей, имеющих ученую степень или ученое звание, стабильно высокие рейтинговые показатели, определяемые на основе Положения об оплате труда работников средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, а также владеющих практическими навыками работы с современными информационно-коммуникационными технологиями.


68. Слушатели курсов повышения квалификации путем самообразования самостоятельно по месту основной работы осваивают материалы индивидуального плана, выполняют задания и оформляют квалификационные работы. В процессе выполнения индивидуального плана слушатели получают консультации у профессорско-преподавательского состава ВОУ и Института по очной форме, электронной почте, телефонам, чатам и форумам. Слушатели не менее одного раза в неделю должны проходить по очной форме аттестацию по выполнению индивидуального задания перед созданной по приказу руководителя ВОУ и Института специальной комиссией. По завершении курса обучения слушатели защищают квалификационную работу перед специальной комиссией.


69. После полного освоения курса повышения квалификации слушатели, успешно сдавшие промежуточный тест-контроль, допускаются к итоговой аттестации.

Приказом руководителя ВОУ и Института создается Государственная аттестационная комиссия по проведению итоговой аттестации. Итоговая аттестация проводится по очной форме и состоит из итоговых тестовых вопросов и защиты выпускной работы.


70. Слушатели, не сдавшие задания промежуточного тест-контроля, не допускаются к итоговой аттестации ВОУ и Института, соответственно, им не выдается документ об окончании курсов повышения квалификации установленного образца.



VII. ОПОСРЕДОВАННЫЕ (ОБУЧЕНИЕ

БЕЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ) ФОРМЫ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ

И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ССПО


71. Опосредованные (обучение без образовательных программ) формы повышения квалификации руководящих и педагогических кадров учреждений ССПО осуществляется путем:

предоставления творческого отпуска по решению Педагогического совета учреждения ССПО;

проведения открытых учебных занятий;

участия с докладами в научных, научно-методических и научно-практических семинарах, конференциях, августовских чтениях и др.


72. Постоянно действующие семинары по овладению преподавательскими кадрами передовыми педагогическими технологиями на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий организуются при кустовых (базовых) профессиональных колледжах.


73. Творческий отпуск предоставляется педагогическим кадрам решением Педагогического совета образовательного учреждения ССПО для создания новой учебной литературы (учебника или учебного пособия), разработки и внедрения в учебно-воспитательный процесс современных педагогических и информационных технологий, завершения научной работы (монографии, диссертации и др.), связанных с направлением профессиональной деятельности педагогов.


74. Открытые учебные занятия - занятия по заранее объявленной проблемной или инновационной тематике, проводимые по расписанию в академических группах, с применением современных информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов обучения. На открытые учебные занятия в обязательном порядке приглашаются опытные педагоги, ученые и специалисты в данной области знаний. Качество этих занятий обсуждается на Педагогическом совете образовательного учреждения ССПО.


75. Открытые учебные занятия служат экспериментальной площадкой для отработки и внедрения в учебный процесс современных педагогических и информационных технологий, интерактивных методов обучения, школой педагогического мастерства для молодых педагогов.


76. Участие в научных и научно-методических семинарах, конференциях, августовских чтениях - выступления педагогических кадров с научными или научно-методическими докладами (сообщениями) по актуальным вопросам педагогической науки и практики, методологии и технологии обучения, направленными на решение существующих проблем и обеспечение высокого качества учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.

Подготовка доклада (сообщения) по заранее известной тематике предусматривает проведение на местах соответствующих исследований и подготовку тезисов доклада для публикации в установленном порядке.


77. При прохождении опосредованных (обучение без образовательных программ) форм повышения квалификации руководящим и педагогическим кадрам учреждений ССПО выдается справка установленного образца.



VIII. ДОКУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗЦА

О ЗАВЕРШЕНИИ КУРСОВ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


78. Руководящим и педагогическим кадрам учреждений ССПО, успешно выполнившим требования образовательных программ по повышению квалификации и переподготовке, выдаются соответственно документы государственного образца:

сертификат о повышении квалификации - для лиц, прошедших образовательные программы в объеме не менее 4 недель (144 часа);

диплом о переподготовке - для лиц, прошедших образовательные программы в объеме не менее 16 недель (576 часов).


79. Слушателям, получившим в результате итоговой аттестации неудовлетворительную оценку за освоение программы обучения, выдается справка об окончании учебного курса.


80. Диплом и сертификат об освоении учебной программы переподготовки и повышения квалификации выдаются в установленном законодательством порядке.


81. Наличие диплома (сертификата) об успешном прохождении курсов повышения квалификации или переподготовки является обязательным условием для прохождения руководящими и педагогическими кадрами учреждений ССПО аттестации на соответствие занимаемой должности и аттестации на квалификационную категорию.


82. Лицам, получившим неудовлетворительную оценку за усвоение образовательных программ переподготовки и повышения квалификации, по результатам заключения Государственной аттестационной комиссии ВОУ и Института предоставляется возможность на повторную защиту итоговой квалификационной работы.



IX. ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ

СОСТАВ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ НА ПОВЫШЕНИИ

КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКЕ

РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО,

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


83. Для осуществления преподавательской деятельности по повышению квалификации и переподготовки кадров системы ССПО в ВОУ и Институте привлекаются на штатной основе, по совместительству и на условиях почасовой оплаты труда, сотрудники государственных учреждений, профессорско-преподавательский состав ВОУ и Института, ведущие специалисты научно-исследовательских учреждений и организаций, а также ученые из зарубежных государств.


84. К профессорско-преподавательскому составу ВОУ и Института предъявляются следующие требования:

проведение учебно-воспитательной работы со слушателями на основе ГТ ПКП, наличие навыков контроля и объективной оценки знаний слушателей;

наличие необходимых индивидуальных качеств (требовательность, объективность, добропорядочность, честность, вежливость);

наличие профессионального мастерства и эрудиции в обучении (преподавании);

знание научно-педагогических основ повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических кадров, основных направлений педагогической науки, межпредметных связей, основ риторики и ораторского мастерства, терминов и понятий непрерывного образования, а также ГТ ПКП;

наличие навыков обеспечения высокой эффективности образовательного процесса, развития инициативности слушателей, творческих умений, устремлений и способностей слушателей к научным исследованиям;

наличие навыков и умений ведения научно-исследовательских и учебно-методических работ по совершенствованию содержания процесса повышения квалификации и переподготовки кадров учреждений ССПО.


85. Оплата труда профессорско-преподавательского состава ВОУ и Института, привлекаемого для проведения курсов повышения квалификации и переподготовки, осуществляется в установленном порядке.



X. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДЯЩИХ

И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ССПО


86. Финансирование мероприятий по повышению квалификации и переподготовке руководящих и педагогических кадров учреждений ССПО осуществляется в установленном законодательством порядке за счет:

средств бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых ежегодно на эти цели, в соответствии с утвержденным графиком;

средств заказчиков на обучение руководящих и педагогических кадров учреждений ССПО в системе повышения квалификации и переподготовки;

доходов, полученных от вносимой за обучение платы, реализации образовательных услуг, научно-педагогической, производственной и других видов деятельности;

целевых взносов юридических и физических лиц на повышение квалификации и переподготовку кадров;

средств грантов и иностранных кредитов, привлекаемых для переподготовки и повышения квалификации работников учреждений ССПО;

благотворительных пожертвований юридических и физических лиц;

иных источников, не запрещенных законодательством.


87. Бюджетные средства для финансирования мероприятий по повышению квалификации и переподготовке педагогических кадров учреждений ССПО в рамках утвержденного графика предусматриваются в целевом порядке территориальным управлениям ССПО в параметрах бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента.

Территориальные управления ССПО на основе разработанной и утвержденной в установленном порядке калькуляции заключает договоры с ВОУ и с Институтом на проведение курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров учреждений ССПО.


88. Финансирование мероприятий по повышению квалификации и переподготовке руководящих и педагогических кадров учреждений ССПО в Институте в соответствии с требованиями настоящего Положения осуществляется в установленном порядке за счет средств республиканского бюджета Республики Узбекистан.

88-1. За слушателями, включенными в утвержденный график и направленными на курсы повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических кадров учреждений ССПО в ВОУ и Институт, сохраняется среднемесячная заработная плата по основному месту работы на весь период их обучения с отрывом от основной работы.

Иногородним слушателям, направленным в соответствии с утвержденным графиком на курсы повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических кадров учреждений ССПО с отрывом от основной работы, в установленном законодательством порядке возмещаются расходы по разовому проезду к месту обучения и обратно за счет направляющей стороны.

89. Контроль за целевым и эффективным использованием выделяемых на повышение квалификации и переподготовку средств, а также за соблюдением хозяйственной и финансовой дисциплины в образовательных учреждениях по повышению квалификации и переподготовки осуществляется в установленном порядке уполномоченным государственным органом.



XI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


90. Аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку руководящих и педагогических кадров учреждений ССПО, проводится Государственной инспекцией по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан в установленном законодательством порядке.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2012 г., N 33-34, ст. 389


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2012 г., N 8, ст. 60