язык интерфейса

Внимание! Документ утратил силу.

Смотрите подробности в начале документа.


Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Судебные акты/ Постановления Пленума Высшего хозяйственного суда / Утратившие силу документы, документы прошлых лет/ Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 24.05.2013 г. N 248 "О некоторых вопросах применения законодательных актов при рассмотрении хозяйственными судами дел о признании и приведении в исполнение решения суда иностранного государства или арбитража, а также об исполнении поручения суда иностранного государства"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО

ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

24.05.2013 г.

N 248



О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ ПРИ РАССМОТРЕНИИ

ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ СУДАМИ  ДЕЛ О ПРИЗНАНИИ

И ПРИВЕДЕНИИ  В ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ СУДА

ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА ИЛИ АРБИТРАЖА,

А ТАКЖЕ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ПОРУЧЕНИЯ СУДА

ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА


В целях обеспечения правильного и единообразного применения хозяйственными судами законодательных актов при рассмотрении дел о признании и приведении в исполнение решения суда иностранного государства или арбитража, а также об исполнении поручения суда иностранного государства, руководствуясь статьей 47 Закона Республики Узбекистан "О судах", Пленум Высшего хозяйственного суда ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. При рассмотрении дел о признании и приведении в исполнение решения суда иностранного государства или арбитража, а также об исполнении поручения суда иностранного государства хозяйственным судам следует применять Конвенцию "О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений", подписанную 10 июня 1958 года в городе Нью-Йорке (далее - Нью-Йоркская Конвенция), Соглашение "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности", подписанное 20 марта 1992 года в городе Киеве (далее - Киевское Соглашение), Конвенцию "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам", подписанную 22 января 1993 года в городе Минске (далее - Минская Конвенция), Конвенцию "По вопросам Гражданского процесса", подписанную 1 марта 1954 года в Гааге (далее - Гаагская Конвенция), международные договоры Республики Узбекистан об оказании правовой помощи, Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Узбекистан (далее - ХПК) и другие акты законодательства.


2. Разъяснить судам, что под судом иностранного государства понимается государственный орган, осуществляющий судебную власть, а под арбитражем - арбитраж, назначенный по каждому отдельному делу, и постоянный арбитражный орган.

3. Решения суда иностранного государства или арбитража, принятые им по спорам и иным делам, возникающим в экономической сфере, могут быть признаны и приведены в исполнение в Республике Узбекистан, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено международным договором и законодательными актами Республики Узбекистан.


4. Признанию и приведению в исполнение подлежит только вступивший в законную силу судебный акт, принятый по результатам рассмотрения дела.

Иные процессуальные действия (исследование вещественных доказательств, заслушивание сторон и другие) по просьбе суда иностранного государства могут совершаться в процедуре исполнения судебного поручения.


5. Под компетентным судом, предусмотренным в статье 4 Киевского Соглашения, решение которого подлежит исполнению на территории другой договаривающейся стороны, признается суд договаривающейся стороны, который вправе рассматривать споры в соответствии с положениями статьи 4 указанного Соглашения. В Республике Узбекистан такими судами считаются хозяйственные суды.


6. Судам следует иметь в виду, что дела, связанные с рассмотрением ходатайства о признании и приведении в исполнение решения суда иностранного государства или арбитража, а также исполнением поручения суда иностранного государства рассматриваются по правилам ХПК, если иной порядок не предусмотрен международными договорами Республики Узбекистан.


6.1. При рассмотрении ходатайства о признании и приведении в исполнение решения суда иностранного государства или арбитража, лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного разбирательства в порядке, предусмотренном статьей 124 ХПК.


6.2. Ходатайство о признании и приведении в исполнение решения суда иностранного государства или арбитража подается в письменной форме и должно быть подписано взыскателем или его представителем.

В ходатайстве должны быть указаны:

1) наименование хозяйственного суда, в который подается ходатайство;

2) наименование и место нахождения суда иностранного государства либо наименование и состав арбитража, место его нахождения;

3) наименование взыскателя, его место нахождения или место жительства;

4) наименование должника, его место нахождения или место жительства;

5) сведения о решении суда иностранного государства или арбитража, о признании и приведении в исполнение которого ходатайствует взыскатель;

6) требование взыскателя;

7) перечень прилагаемых документов.

В ходатайстве о признании и приведении в исполнение решения суда иностранного государства или арбитража могут быть указаны номера телефонов, факсов, электронный адрес взыскателя или его представителя.

Ходатайство и прилагаемые к нему документы должны быть исполнены на языке, указанном в международных договорах.


6.3. Ходатайство о признании и приведении в исполнение решения суда иностранного государства или арбитража, а также поручение суда иностранного государства принимается судом к производству в порядке, предусмотренном главой 16 ХПК.


7. Судам следует иметь в виду, что хозяйственный суд не вправе пересматривать по существу, изменять либо отменять решение суда иностранного государства или арбитража.


8. Если решение иностранного суда или арбитража было частично исполнено, то суд в данном случае выдает исполнительный лист на неисполненную часть решения суда иностранного государства или арбитража.


9. Разъяснить судам, что за рассмотрение ходатайства о признании и приведении в исполнение решения суда иностранного государства или арбитража, государственная пошлина не взимается, однако другие, предусмотренные в ХПК судебные расходы, подлежат уплате (взысканию).


10. Дела о признании и приведении в исполнение решение суда иностранного государства или арбитража рассматриваются хозяйственным судом по месту нахождения либо по месту жительства должника, а в случае, если место нахождения или проживания должника неизвестны, - по месту нахождения его имущества.


11. Судам следует учитывать, что ходатайство о признании и приведении в исполнение решения суда иностранного государства или арбитража не может быть оставлено без рассмотрения по основанию, предусмотренному пунктом 6 статьи 88 ХПК.


12. По результатам рассмотрения дела о признании и приведении в исполнение решения суда иностранного государства или арбитража выносится определение по правилам главы 18 ХПК, установленным для принятия решения, на основании которого исполнительный лист выдается немедленно.


12.1. Согласно части второй статьи 6 Закона Республики Узбекистан "Об исполнении судебных актов и актов иных государственных органов" исполнительный лист на основании решения суда иностранного государства или арбитража, может быть предъявлен к принудительному исполнению в течение трех лет с момента вступления решения в законную силу, если иное не предусмотрено международным договором Республики Узбекистан.

Исходя из этого, судам следует в исполнительном листе, выданном на основании определения о признании и приведении в исполнение решения суда иностранного государства или арбитража, указывать дату вступления в законную силу решения суда иностранного государства или арбитража.


13. Определение, вынесенное по результатам рассмотрения дела о признании и приведении в исполнение решения суда иностранного государства или арбитража, может быть обжаловано (опротестовано) в сроки и порядке, установленном ХПК.

Определение, вынесенное по результатам рассмотрения дела об исполнении судебного поручения, обжалованию (опротестованию) не подлежит.


14. Дела о признании и приведении в исполнение решения иностранного арбитража (далее - арбитражное решение), рассматриваются хозяйственными судами на основании Нью-Йоркской Конвенции.


14.1. Согласно статье 4 Нью-Йоркской Конвенции сторона, испрашивающая признание и приведение в исполнение решения арбитража при подаче ходатайства представляет должным образом заверенное подлинное арбитражное решение или должным образом заверенную копию такового. Если арбитражное решение или соглашение изложены не на официальном (узбекском) языке, сторона, которая ходатайствует о признании и приведении в исполнение этого решения, представляет перевод этих документов на официальный язык. Перевод заверяется официальным или присяжным переводчиком, дипломатическим либо консульским учреждением.

Разъяснить судам, что ходатайство, поданное с нарушением данных требований, возвращается применительно к статье 118 ХПК.


14.2. Судам следует иметь в виду, что в признании и приведении в исполнение арбитражного решения может быть отказано только при наличии оснований, указанных в статье 5 Нью-Йоркской Конвенции.

При этом следует иметь в виду, что отказ в признании и приведении в исполнение арбитражного решения на основании пункта 1 статьи 5 Нью-Йоркской Конвенции допустимо только при наличии доказательств, обосновывающих обстоятельства, указанные в данном пункте. Отказ в признании и приведении в исполнение арбитражного решения на основании пункта 2 статьи 5 Нью-Йоркской Конвенции допустимо независимо от представления суду каких-либо доказательств.


15. Дела о признании и приведении в исполнение решения суда иностранного государства рассматриваются хозяйственными судами на основании Киевского Соглашения, Минской Конвенции и международных договоров об оказании правовой помощи, заключенными между Республикой Узбекистан и иностранными государствами. При этом следует принимать во внимание, что Киевское Соглашение, Минская Конвенция и международные договоры Республики Узбекистан об оказании правовой помощи применяются к судебным актам государств, являющихся их участниками.

Если ходатайство подано о признании и приведении в исполнение решения суда иностранного государства, не являющегося участником Киевского Соглашения или Минской Конвенции либо с которым Республика Узбекистан не заключила международный договор об оказании правовой помощи, то в принятии ходатайства отказывается применительно к пункту 1 статьи 117 ХПК. Если указанное обстоятельство будет установлено после принятия ходатайства к производству, то производство по делу прекращается применительно к пункту 1 статьи 86 ХПК.


15.1. Если Республика Узбекистан и государство, с которым она заключила двусторонний договор о взаимной правовой помощи, являются также и участниками многостороннего договора о взаимной правовой помощи, то суд при рассмотрении дела о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда применяет положения двустороннего договора, а в части правоотношений, не урегулированных им - положения многостороннего договора о взаимной правовой помощи.


15.2. Ходатайство о признании и приведении в исполнение решения суда иностранного государства может быть подано в компетентный суд только взыскателем (заинтересованным лицом). Ходатайство, поданное иным лицом, возвращается применительно к пункту 2 части первой статьи 118 ХПК.

15.3. Судам следует иметь в виду, что к ходатайству о признании и приведении в исполнение решения суда иностранного государства должны быть приложены документы, предусмотренные частью второй статьи 8 Киевского Соглашения, частью второй статьи 53 Минской Конвенции и двусторонними договорами Республики Узбекистан об оказании правовой помощи.

В частности, к ходатайству о признании и приведении в исполнение решения суда иностранного государства прилагаются:

должным образом заверенная копия решения суда иностранного государства;

официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, если это не следует из самого решения;

документ, из которого следует, что сторона, против которой было вынесено решение, не принявшая участия в процессе, была надлежащим образом и своевременно вызвана в суд;

документ, подтверждающий право подписи лица, внесшего ходатайство;

документ, подтверждающий направление должнику копий ходатайства и приложенных к нему документов;

документ, подтверждающий соглашение сторон, по делам договорной подсудности.

Если признание и приведение в исполнение решения суда иностранного государства испрашивается на основании Киевского Соглашения или Минской Конвенции, то приложенные к ходатайству документы представляются вместе с заверенным переводом на язык запрашиваемого государства или на русский язык.

Если ходатайство о признании и приведении в исполнение решения суда иностранного государства вносится на основании международного договора Республики Узбекистан об оказании двухсторонней правовой помощи, документы, приложенные к ходатайству, должны быть изложены на языке, указанном в договоре.

Ходатайство, поданное с несоблюдением данного требования, подлежит возврату применительно к статье 118 ХПК.


15.4. Обратить внимание судов на то, что отказ в удовлетворении ходатайства о признании и приведении в исполнение решения суда иностранного государства возможно лишь при наличии оснований, предусмотренных в статье 9 Киевского Соглашения, статье 55 Минской Конвенции и двухсторонних договорах Республики Узбекистан. При этом следует учитывать, что перечень оснований отказа в удовлетворении ходатайства о признании и приведении в исполнение решения суда иностранного государства, предусмотренных в указанных международных договорах, является исчерпывающим.


15.5. Разъяснить судам, что согласно Киевскому Соглашению и Минской Конвенции в удовлетворении ходатайства о признании и приведении в исполнение решения суда иностранного государства может быть отказано в случаях, если:

имеется решение хозяйственного суда Республики Узбекистан по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям;

имеется признанное решение компетентного суда третьего государства - участника СНГ либо государства, не являющегося членом СНГ, по спору между теми же Сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;

спор разрешен некомпетентным судом;

другая сторона не была извещена о судебном процессе;

истек трехгодичный срок давности предъявления решения к принудительному исполнению.

Если признание и приведение в исполнение решения суда иностранного государства испрашивается на основании заключенного с Республикой Узбекистан двустороннего договора о взаимной правовой помощи, то в признании и приведении в исполнении решения отказывается по основаниям, предусмотренным в указанном договоре.


15.6. Ходатайство о признании и приведении в исполнение определения суда иностранного государства рассматривается в порядке, предусмотренном для рассмотрения ходатайства о признании и приведении в исполнение решения.


16. Хозяйственные суды рассматривают дела об исполнении поручений судов иностранных государств на основании Киевского Соглашения, Минской и Гаагской Конвенции и договоров о взаимной правовой помощи, заключенных между Республикой Узбекистан и иностранными государствами.


16.1. Разъяснить судам, что согласно статье 5 Киевского Соглашения при исполнении поручения об оказании правовой помощи компетентные суды и иные органы, у которых испрашивается помощь, применяют законодательство своего государства. В связи с этим, в случае обращения с ходатайством об оказании правовой помощи в хозяйственный суд Республики Узбекистан применяются акты законодательства Республики Узбекистан.

Исходя из этого, согласно статье 123 ХПК при подготовке дела к судебному разбирательству выносится определение, в котором указывается о действиях по подготовке дела, назначении дела к судебному разбирательству, времени и месте его проведения. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного разбирательства в порядке, предусмотренном статьей 124 ХПК.


16.2. Хозяйственный суд исполняет поручения о совершении отдельных процессуальных действий в порядке, установленном в ХПК, если иной порядок не установлен международными договорами Республики Узбекистан.

В соответствии со статьей 226 ХПК хозяйственный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном законами или международными договорами Республики Узбекистан, поручения судов иностранных государств о совершении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр на месте и другие).


16.3. Судам следует иметь в виду, что поручение не подлежит исполнению в следующих случаях:

если исполнение поручения противоречит суверенитету Республики Узбекистан или угрожает ее безопасности;

если исполнение поручения не входит в компетенцию хозяйственного суда.


16.4. По результатам рассмотрения дела, связанного с поручением суда иностранного государства, выносится определение, которое направляется запрашивающей стороне в порядке, предусмотренном международным договором.


16.5. В случае исполнения поручения суда иностранного государства, к определению прилагаются документы, подтверждающие исполнение.


16.6. В случае неисполнения поручения суда иностранного государства в определении указываются причины его неисполнения.


16.7. Судам необходимо иметь в виду, что если судебное поручение поступило из государства, с которым Республика Узбекистан не заключала договор об оказании взаимной правовой помощи, но оно является участником Гаагской Конвенции, поручение суда иностранного государства подлежит принятию к рассмотрению, поскольку Гаагская Конвенция ратифицирована Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 22 декабря 1995 года.


16.8. Обратить внимание судов на то, что арбитражи не вправе обращаться в хозяйственные суды с судебными поручениями (проведение экспертизы, заслушивание сторон, допрос свидетелей, экспертов и других участников арбитражного разбирательства).

Если такое поручение представлено, оно подлежит отказу в принятии к производству применительно к пункту 1 статьи 117 ХПК. Если указанное обстоятельство будет установлено после принятия поручения к производству, то производство по делу прекращается применительно к пункту 1 статьи 86 ХПК.



Председатель

Высшего хозяйственного суда                          Д. Мирзакаримов



Секретарь Пленума, судья

Высшего хозяйственного суда                          М. Израилбекова