ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Постановления Пленума Верховного суда / По административным делам /

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 11.12.2013 г. N 20 "О некоторых вопросах судебной практики по делам, связанным с предпринимательской деятельностью"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

11.12.2013 г.

N 20



О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ

СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ, СВЯЗАННЫМ

С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ


В связи с вопросами, возникшими в судебной практике при рассмотрении дел, связанных с предпринимательской деятельностью, руководствуясь статьей 17 Закона "О судах", Пленум Верховного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Разъяснить судам, что согласно части первой статьи 53 Конституции Республики Узбекистан государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетности прав потребителя, равноправия и правовую защиту всех форм собственности.

Исходя из смысла данной конституционной нормы, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.


2. В соответствии со статьей 3 Закона Республики Узбекистан "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" предпринимательской деятельностью (предпринимательством) является инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством, направленная на получение дохода (прибыли) на свой риск и под свою имущественную ответственность.

К субъектам предпринимательской деятельности относятся юридические и физические лица (индивидуальный предприниматель), прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность (статья 4 Закона Республики Узбекистан "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности").

Под индивидуальным предпринимательством по закону понимается осуществление физическим лицом предпринимательской деятельности самостоятельно, без образования юридического лица.


3. Судам следует иметь в виду, что для признания какой-либо деятельности лица предпринимательской обязательно наличие двух обстоятельств - системность совершаемых действий, направленных на получение прибыли, и осуществление такой деятельности в качестве основной, т.е. профессиональной.

В силу этого нельзя признавать предпринимателями и требовать государственной регистрации в таком качестве лиц, заключающих разовые сделки гражданско-правового характера, даже если установлено несколько фактов совершения таких сделок (например, сдача жилого помещения или недвижимости в аренду (наем), продажа личных вещей, производство от случая к случаю различных мелких работ по договору подряда или поручения за плату и т.п.). Не является предпринимательской деятельностью выполнение обязанностей по трудовому договору (контракту).

В соответствии с законодательством не рассматриваются как предпринимательство также некоторые виды профессиональной деятельности (частной практики). Так, не признаются предпринимателями адвокаты.

Перечень видов деятельности, которыми могут заниматься индивидуальные предприниматели, определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


4. В соответствии со статьей 8 Закона Республики Узбекистан "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" субъекты предпринимательской деятельности вправе:

осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством;

владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, принадлежащим им на праве собственности;

самостоятельно выбирать направления своей деятельности, поставщиков и потребителей своих товаров (работ, услуг);

получать доход (прибыль) от предпринимательства в неограниченном размере, за исключением субъектов предпринимательской деятельности, занимающих доминирующее положение на рынке товаров (работ, услуг);

реализовывать свои товары (работы, услуги), отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно, исходя из конъюнктуры рынка или на договорной основе, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

свободно распоряжаться доходом (прибылью), остающимся после покрытия всех производственных издержек, уплаты налогов и сборов, за исключением случаев принудительного взыскания в судебном порядке;

получать кредиты, привлекать на договорных условиях денежные средства и иное имущество других юридических и физических лиц, в том числе приобретать и (или) получать безвозмездно, в аренду (лизинг) здания, сооружения, оборудование и иное имущество, и направлять их на осуществление предпринимательской деятельности;

быть учредителями (участниками) других субъектов предпринимательства, являющихся юридическим лицом;

осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Субъекты предпринимательской деятельности могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.


5. Обратить внимание судов, что лица, виновные в нарушении гарантий, предусмотренных главой 3 Закона Республики Узбекистан "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности", несут административную или уголовную ответственность в зависимости от характера этих действий и наступивших последствий.

В частности, Главой XVI-1 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности (далее по тексту - КоАО) за воспрепятствование, незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность установлена административная ответственность. При этом под воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности следует понимать:

незаконное ограничение и (или) лишение права собственности, посягательство на частную собственность, навязывание собственнику заведомо неприемлемых условий (статья 241-1 КоАО);

принудительное привлечение субъектов предпринимательства к благотворительности и иным мероприятиям, связанным с отвлечением денежных средств и других материальных ценностей (статья 241-4 КоАО);

нарушение установленного порядка и сроков выдачи лицензии и других документов разрешительного характера (статья 241-5 КоАО);

неправомерный отказ, неприменение или воспрепятствование в применении льгот и преференций (статья 241-6 КоАО);

необоснованная задержка выдачи денежных средств на выплату заработной платы, пособий, стипендий и других приравненных к ним платежей (статья 241-7 КоАО);

А бзац десятый считать абзацем восьмым в соответствии с

истребование статистической отчетности и других документов, не предусмотренных законодательством, либо истребование предусмотренной отчетности вопреки установленным срокам и порядку предоставления (статья 241-10 КоАО).

Лица, допустившие незаконное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов подлежат ответственности по соответствующим статьям Главы XVI-1 КоАО (умышленное инициирование и (или) проведение проверок, приостановление деятельности хозяйствующих субъектов и (или) операций по банковским счетам; истребование информации о наличии денежных средств на счетах хозяйствующих субъектов в случаях, не предусмотренных законодательством и т.д.).

Должностные лица, совершившие аналогичные действия, направленные на воспрепятствование, незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность после применения административного взыскания, подлежат привлечению к уголовной ответственности (статьи 192-1 - 192-8 УК).


6. Судам следует отличать предпринимательскую деятельность, осуществляемую на законных основаниях от ведения незаконной предпринимательской деятельности, которая направлена на получение дохода (прибыли) без соблюдения порядка и основ осуществления предпринимательской деятельности, установленных Законом Республики Узбекистан "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" и другими актами законодательства, и влечет административную или уголовную ответственность.


7. Незаконная предпринимательская деятельность может быть выражена, как правило, в форме осуществления предпринимательской деятельности:

без регистрации;

без лицензии, документа разрешительного характера, без уведомления уполномоченного органа;

получения документа разрешительного характера с использованием подложных документов;

предоставления в уполномоченный орган ложной или недостоверной информации о выполнении требований и условий, установленных для осуществления деятельности (действий) в уведомительном порядке;

с нарушением условий лицензирования.

Под незаконной предпринимательской деятельностью без регистрации понимается осуществление предпринимательской деятельности в случаях, когда в государственном реестре юридических лиц и государственном реестре индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Под незаконной предпринимательской деятельностью с нарушением условий лицензирования понимается, в частности, несоблюдение условий, предъявляемых к выпускаемой и реализуемой продукции (например, условия об обязательном указании срока годности продукта и даты его выпуска), несоблюдение технических требований к осуществлению лицензируемого вида деятельности (например, отсутствие необходимых санитарно-гигиенических условий для выпуска продуктов питания), осуществление деятельности за пределами территории, указанной в лицензии.

Судам при определении понятий "лицензия", "документ разрешительного характера", "уведомление уполномоченного органа" необходимо руководствоваться Законом Республики Узбекистан от 14 июля 2021 года "О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах".

8. Закон связывает вид ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности с размером получаемого в результате такой деятельности неконтролируемого дохода (прибыли). Под доходом (прибылью) при этом следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности, с учетом вычета затрат, связанных с осуществлением данной деятельности.

9. Разъяснить, что право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения разрешения лицензии или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия, если лицензией не предусмотрено иное, а также в случаях приостановления, досрочного прекращения или аннулирования разрешения (лицензии).

Согласно статье 6 Закона "О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах" государственное регулирование в области лицензирования осуществляют Кабинет Министров Республики Узбекистан и лицензирующие органы (министерства, ведомства, местные органы государственной власти).

11. По смыслу закона субъектом правонарушений, предусмотренных статьями 165, 176, 176-3 КоАО, статьями 188, 190 УК, может быть как лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, так и лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

При осуществлении организацией (независимо от формы собственности) незаконной предпринимательской деятельности ответственности подлежит лицо, на которое в силу его служебного положения постоянно, временно или по специальному полномочию были непосредственно возложены обязанности по руководству организацией (например, руководитель исполнительного органа юридического лица либо иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица), а также лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя организации.


12. Если лицо (за исключением руководителя организации или лица, на которое постоянно, временно или по специальному полномочию непосредственно возложены обязанности по руководству организацией) находится в трудовых отношениях с организацией, которая осуществляет свою деятельность без регистрации либо занимается деятельностью, подлежащей лицензированию, без лицензии, то выполнение этим лицом обязанностей, вытекающих из трудового договора, не содержит состава правонарушений, предусмотренных статьями 165, 176, 176-3 КоАО, статьями 188, 190 УК.

13. Лицо, занимающееся деятельностью, подлежащей лицензированию, без лицензии, при этом уклонялось и от регистрации, его действия следует квалифицировать по статье 188 УК и дополнительно квалификация по статье 190 УК не требуется.

Действия лица, признанного виновным в занятии незаконной предпринимательской деятельностью и не уплачивающего налоги или другие обязательные платежи с доходов, полученных в результате такой деятельности, полностью охватываются составом преступления, предусмотренного статьей 188 или 190 УК и дополнительной квалификации по статье 184 УК не требует.

В тех случаях, когда лицо, имея целью извлечение дохода, занимается незаконной деятельностью, ответственность за которую предусмотрена иными статьями УК (например, незаконный сбыт огнестрельного оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, наркотических средств, их аналогов или психотропных веществ), содеянное им дополнительной квалификации по статье 188 УК не требует.

13-1. Разъяснить, что при добровольном возмещении лицами; совершившими преступления, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, ущерба, причиненного преступлением, признании ими вины и раскаяния в содеянном, органы предварительного следствия и суды обязаны обсуждать вопрос соответственно об освобождении их от уголовной ответственности или наказания на основании статей 65, 66, 70, 71 УК.


13-2. Обратить внимание судов, что в соответствии с частью второй статьи 79 УК с лиц, осужденных по статьям 189, 190 УК, допускается досрочное снятие судимости по истечении не менее одной четверти общих сроков погашения судимости, предусмотренных статьей 78 УК.


13-3. Органам дознания, предварительного следствия и судам следует неукоснительно соблюдать требования статьи 13 Уголовного кодекса, предусматривающего обратную силу закона, улучшающего положение лица, совершившего общественно-опасное деяние.

Разъяснить, что действие статьи 5 Закона Республики Узбекистан от 20 августа 2015 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития" (далее по тексту - Закон) распространяется в отношении лиц:

уголовные дела в отношении которых находятся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда (первой, апелляционной, кассационной инстанций);

имеющих неснятую и непогашенную судимость.

13-4. Уголовные дела в отношении лиц, совершивших преступления, предусмотренные частью первой статей 188, 189 Уголовного кодекса до вступления Закона в силу, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда (первой, апелляционной инстанций), подлежат прекращению на основании пункта 2 статьи 83 Уголовно-процессуального кодекса, а указанные лица - привлечению к административной ответственности с соблюдением сроков, предусмотренных статьей 36 Кодекса об административной ответственности.

Уголовные дела в отношении лиц, отбывающих наказание за совершение преступления, предусмотренного частью первой статей 188, 189 Уголовного кодекса ко дню вступления Закона в силу, подлежат прекращению на основании пункта 2 статьи 83 Уголовно-процессуального кодекса, а указанные лица освобождению от ответственности вообще.

Вопрос о приведении судебных решений в соответствие с Законом в отношении лиц, осужденных до вступления его в силу, но не отбывших наказание, а также в отношении лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость, рассматривается вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом.

13-5. При приведении в соответствие с Законом судебных решений в отношении лиц, осужденных по совокупности преступлений или нескольким приговорам, судам следует иметь ввиду, что при освобождении от ответственности лиц, осужденных по части первой статей 188, 189 Уголовного кодекса, необходимо пересмотреть вид и размер окончательного наказания, назначенного по совокупности преступлений или нескольким приговорам.

14. При рассмотрении всех дел, связанных с предпринимательской деятельностью, суды должны выявлять причины и условия, способствовавшие совершению таких правонарушений, и реагировать на них путем вынесения частных определений.


15. Суду Республики Каракалпакстан, областным, Ташкентскому городскому судам и Военному суду Республики Узбекистан необходимо периодически обобщать судебную практику по делам о незаконной предпринимательской деятельности и принимать меры к своевременному устранению допущенных нарушений закона.

16. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу:

постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 25 октября 2002 года N 26 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, связанным с предпринимательской деятельностью"

постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 2 ноября 2001 года N 25 "О применении в судебной практике Закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с либерализацией уголовных наказаний".



Председатель

Верховного суда                                                              Б. Мустафаев



И.о.секретаря Пленума,

судья Верховного суда                                                   Г.Хидоятов





























Время: 0.1534
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск