Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Образование. Наука. Культура / Утратившие силу акты / Образование /

Положение об общеобразовательной школе Республики Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 21.11.1995 г. N 440)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 21.11.1995 г. N 440



ПОЛОЖЕНИЕ

об общеобразовательной школе

Республики Узбекистан


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Общеобразовательная школа Узбекистана в своей деятельности руководствуется Законом Республики Узбекистан "Об образовании", другими законодательными актами, принимаемыми в соответствии с ним, и настоящим Положением.


2. Общеобразовательная школа является основным звеном системы непрерывного образования и предоставляет всем гражданам Республики Узбекистан гарантированное право и возможность получения бесплатного общего образования в пределах государственных образовательных стандартов.


3. Деятельность общеобразовательной школы строится на принципах демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, научных и культурных традиций народа, светского характера обучения, независимости от влияния политических партий и общественно-политических движений, поощрения образованности и таланта, уважения личности учащихся и педагога.


4. Основные цели общеобразовательной школы - формирование общей культуры личности учащегося, адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание личности, сознающей свою ответственность перед обществом, семьей и государством.


5. Общеобразовательная школа осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможностей удовлетворения потребности учащихся в самообразовании и получении дополнительного образования.


6. Школа обеспечивает обучающимся овладение основами научных знаний, предпринимательства, трудовыми и начальными профессиональными навыками, а также развитие их индивидуальных способностей и нравственных качеств.


7. Школа призвана способствовать удовлетворению национально-культурных запросов граждан, утверждению национального достоинства, воспитанию уважительного отношения к народам всех национальностей, выработке у молодых людей гражданской позиции, готовности к самостоятельной жизни.


8. Государство гарантирует социально-экономическую, правовую основу деятельности и развития школы, предоставляет ей материально-технические, финансовые и другие средства, устанавливает стандарты образования, изменяющиеся в связи с научно-техническим и социальным прогрессом, определяет основные требования к уровню образования и объему учебных нагрузок, обязательных для общеобразовательных школ всех типов.


9. Общеобразовательная школа является самостоятельным юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и своим наименованием, угловой штамп, а также вывеску установленного образца.


10. Школа несет ответственность перед органами власти и управления, родительской и педагогической общественностью за реализацию конституционных прав личности на образование, соответствие выбранных форм организации учебно-воспитательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, требованиям охраны здоровья, качественное освоение школьниками учебного материала, соответствующего уровню обязательных требований к образованию.


11. Школа по согласованию с соответствующими органами определяет языки обучения (изучения) в соответствии с запросами учащихся и их родителей (лиц, их заменяющих), исходя из имеющихся возможностей.

Кроме родного языка, на котором ведется преподавание в школе, учащиеся обязаны изучать государственный (узбекский, в Каракалпакстане - также каракалпакский) и иностранные языки.


12. В целях обеспечения доступности общего образования, создания максимально благоприятных условий для развития интересов и способностей учащихся, поддержки наиболее одаренных из них, могут создаваться различные виды общеобразовательных школ (школа-комплекс, лицей, гимназия, школа для одаренных детей, школа-центр образования взрослых и др.), которые руководствуются в своей деятельности настоящим Положением и собственными положениями, уставами.

Выбор вида школы осуществляется ее Советом (педсоветом) по согласованию с местными органами власти и управления образованием


13. Создание, реорганизация школы (изменение типа), а также ее ликвидация производится хокимиятами областей и г. Ташкента в соответствии с Положением о порядке создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 августа 1993 года N 406.


14. На основе настоящего Положения каждая школа разрабатывает свой устав, в котором определяются нормы и правила жизни коллектива с учетом его особенностей и перспектив развития, права и обязанности членов школьного коллектива.


15. Школа периодически аттестуется с целью подтверждения аккредитованного образовательного учреждения в соответствии с Положением об аттестации и аккредитации общеобразовательных учреждений, утвержденным Постановлением Кабинета Министров от 12 августа 1993 года N 406.


16. Работа по рассмотрению писем, заявлений, обращений и жалоб, а также организация приема граждан ведутся в порядке, определенном Министерством народного образования Республики Узбекистан.



II. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


1. Общеобразовательная школа осуществляет процесс обучения в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней развития учащихся:


I ступень - начальное образование (4 года);

II ступень - базовое образование (5 лет);

III ступень - среднее образование (2-3 года).


2. Школы различных ступеней, а также вечерние школы в зависимости от местных условий могут создаваться и размещаться отдельно или в едином комплексе.

При недостаточном контингенте учащихся для организации вечерних школ возможно открытие очных классов и заочных групп для молодежи на базе средней общеобразовательной школы.


3. При необходимости и наличии условий при школах для учащихся организуются интернаты (общежития) с соответствующим штатом, группы продленного дня и полного дня, комплектуемые на добровольных началах.


4. Начальное образование (I ступень) призвано обеспечить овладение чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, умениями самоконтроля учебных действий, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Начальное образование является основой для получения базового образования.


5. В первый класс принимаются дети 6-7 лет, достигшие функциональной зрелости и готовности к обучению, определяемой в 5 и 6 лет медико-педагогической комиссией и школьной психологической службой. Зачисление детей проводится, как правило, до начала учебного года и оформляется приказом по школе.


6. Базовое образование (II ступень) обеспечивает условия становления и формирования личности учащегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Оно закладывает фундамент общего образования, необходимый для получения различных видов среднего образования и полноценного включения в самостоятельную жизнь.

Базовое 9-классное образование является обязательным и дает право учащимся продолжить обучение в средних образовательных учреждениях, школах III ступени, профессиональных и средних специальных учебных заведениях различного типа, равно как и право начать трудовую деятельность и сочетать ее при желании с возможностью продолжения образования в вечерних (сменных) средних общеобразовательных школах, центрах образования взрослых (ЦОВ).


7. Среднее образование (III ступень) обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе дифференциации и интеграции обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы для организации обучения по выбору самого учащегося, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности.

Прием учащихся в школу III ступени осуществляется на конкурсной основе (вступительные экзамены, тестирование или собеседование - по решению Совета (педсовета) школы).

Совет (педсовет) школы при наличии соответствующих возможностей и исходя из запросов учащихся может принять решение о введении в школе одного или нескольких профилей обучения (общий, гуманитарный, физико-математический, химико-биологический, технический, сельскохозяйственный, художественный и др.)

В этом случае трудовая подготовка организуется с учетом профиля обучения, национальных и местных особенностей. По решению Совета (педсовета) школы она может иметь форму профессионального обучения, не обязательного для всех учащихся.


8. Прием учащихся в учебные заведения нового типа (гимназии, лицеи, школы для одаренных детей и др.) осуществляется согласно их уставам.


9. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Узбекистана, принимаются в общеобразовательные школы на общих основаниях и в порядке, определяемом договорами и соглашениями.

Иностранные граждане, принятые в общеобразовательные школы на основании межправительственных соглашений и планов культурного и научного сотрудничества, пользуются правами и несут обязанности в соответствии с законодательством республики и настоящим Положением, если иное не установлено соглашением.


10. Учебно-воспитательная работа в школе осуществляется в соответствии с учебными планами и программами, утвержденными Министерством народного образования Республики Узбекистан.

Учебно-воспитательный процесс строится на педагогически обоснованном выборе учителем (воспитателем) учебных планов, программ, средств, форм, методов обучения и воспитания, обеспечивающих получение учащимися образования, соответствующего государственному стандарту, устанавливаемому Правительством Республики Узбекистан.


11. Открытость и вариативность общего среднего образования, ориентация на национальные и региональные традиции и особенности обеспечиваются формированием следующей структуры содержания образования:

государственный базовый компонент (определяется Министерством народного образования);

школьный компонент (определяется советом (педсоветом) школы по согласованию с местными органами управления народным образованием).


12. Для оказания помощи учащимся, не усваивающим программы в пределах государственного уровня обязательных требований, Советом (педсоветом) школы в классах I и II ступени может организовываться компенсирующее обучение, различные формы педагогической поддержки (коррекционные классы, классы выравнивания и т.д., с контингентом не более 15 учащихся), а для обучения, воспитания и лечения детей и подростков с отклонениями в физическом или психическом развитии - Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, городов и районов создаются и функционируют специальные классы школ I и II ступени и специальные образовательные учреждения.

Восстановление здоровья детей осуществляется в учреждениях санаторного типа.


13. Медицинское обслуживание учащихся осуществляется штатным или специально закрепленным за школой медицинским персоналом, который наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, организует ежегодное обследование узкими специалистами состояния здоровья детей и проводит лечебно-профилактические мероприятия, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания школьников, дозировку их физических и умственных нагрузок.

Психологическое обеспечение образовательного процесса в школах осуществляют психологи.


14. Обучение на II и III ступенях образования завершается экзаменами.

Переводные и выпускные экзамены в школе определяются соответствующим приказом Министерства народного образования.


15. Допуск учащихся к экзаменам, перевод в следующий класс и выпуск из школы производится в соответствии с Инструкцией Министерства народного образования.


16. Учащиеся могут быть освобождены от переводных и выпускных экзаменов по болезни на основании заключения медицинской комиссии. Перечень заболеваний, дающих право на освобождение от экзаменов, устанавливается Министерством народного образования совместно с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

17. Порядок выпуска учащихся из школы II и III ступеней и вручения им свидетельств о получении базового образования, аттестатов о среднем образовании устанавливается Министерством народного образования.


18. Учащимся, завершившим образование в объеме школы II ступени, вручается свидетельство о получении базового образования, а добившимся особых успехов - свидетельство о базовом образовании с отличием.

Выпускникам, получившим образование в объеме школы III ступени, вручается аттестат о среднем образовании, а достигшим особых успехов - аттестат о среднем образовании с отличием.


19. При наличии условий для получения определенной профессии в период обучения в школе-ЦОВ выпускникам, сдавшим квалификационные экзамены или прошедшим квалификационные испытания, выдается удостоверение о присвоении профессии, которое является основанием для приема на работу по данной профессии.


20. Обучение детей в домашних условиях осуществляется по программам общеобразовательной школы в пределах государственного стандарта образования с последующей аттестацией в порядке экстерната. В этих случаях между родителями учащегося или лицами, их заменяющими, школой, соответствующим органом управления образованием заключается договор, определяющий правовые, экономические и другие обязательства сторон.


21. Школа принимает меры к полному охвату подлежащих обязательному обучению детей (I-IХ кл.), проживающих в ее микрорайоне.

Базовая школа обязана при наличии свободных мест принимать всех детей, желающих в ней учиться. Если школа переуплотнена контингентом, преимуществом зачисления в классы пользуются дети, проживающие вблизи данной школы.


23. Допускается деление класса на две группы в общеобразовательных школах всех типов, имеющих квалифицированных преподавателей и необходимые помещения для проведения занятий по следующим предметам:


в V-IX классах - на занятиях по труду в городских школах с числом учащихся 25 и более человек, в сельских школах - 20 и более человек, а в Х-XI (XII) классах городских школ с числом учащихся 20 и более человек; также проводится деление на уроках профильного обучения (в VIII-IX кл. 1 часа, в Х-XI (XII) кл. 2 часов только на практических занятиях по труду; в Х-XI кл.  на уроках физической культуры с числом учащихся 25 и более человек (при наличии в каждой группе не менее 8 юношей и девушек); в I-IX классах - на уроках русского языка и литературы в школах с нерусским языком обучения с числом учащихся 25 и более человек, и в Х-XI (XII) классах с числом учащихся 20 и более человек, точно так же проводится деление при изучении узбекского языка и литературы в школах с неузбекским языком обучения, иностранного языка, информатики и вычислительной техники, а специальных предметов в школах и классах с углубленным и профильным обучением согласно их уставам.


24. Учебный год в общеобразовательных школах начинается со 2 сентября. Учебный год делится на четыре четверти (семестра), начало и конец которых определяется учебным планом. Продолжительность учебного года 33 недели, не считая практики, а в I классах - 30 недель.

Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней: осенние - с 4 по 11 ноября (8 дней), зимние - с 31 декабря по 10 января (11 дней), весенние - с 22 по 31 марта (10 дней). Продолжительность летних каникул - со дня окончания учебного года (экзаменов) по 31 августа, не менее 8 недель.

Для учащихся I классов Советом (педсоветом) школы устанавливаются дополнительные недельные каникулы в середине февраля.

Работа и занятия в течение учебного года не проводятся в следующие праздничные дни: 1 января - Новый год; 8 марта - День женщин; 21 марта - праздник Навруз; 9 мая - День Победы; 1 сентября - День независимости, первый день религиозного праздника "Руза хайит" (Ийд-ал-фитр), первый день религиозного праздника "Курбан хайит" (Ийд-ал-адха), 8 декабря - День Конституции.


25. Отвлечение учащихся от занятий за счет учебного времени на сельскохозяйственные и другие виды работ, мероприятия, не связанные с учебным процессом, запрещается, кроме случаев, предусмотренных решением Правительства Республики Узбекистан. Руководители учреждений и органов управления народным образованием, виновные в отвлечении учащихся от уроков, несут соответствующую ответственность.


26. Ежедневное количество и последовательность учебных занятий определяются школьным расписанием, утвержденным директором школы. Продолжительность урока до 35-40 минут в школе I ступени и до 40-45 минут в школах II и III ступеней, учебной недели - 5-6 дней, а также начало занятий I и II смены устанавливаются Советом (педсоветом) школы по согласованию с родителями (лицами, их заменяющими), учащимися и с учетом санитарно-гигиенических требований. Продолжительность перерыва между уроками устанавливается с учетом организации активного отдыха и горячего питания учащихся.


27. Домашние задания не обязательны. Они могут даваться учащимся с учетом педагогических требований и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка.


28. Оценки учащихся I класса выставляются за I учебное полугодие, а затем по четвертям. Оценки выставляются в баллах:

5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). Промежуточные итоговые отметки в баллах (II-XI (XII) кл.) по решению Совета (педсовета) школы выставляются за четверть или полугодие (в основном, если на изучение предмета выделяется учебным планом 1 час в неделю). В конце года выставляются итоговые отметки.


29. Вся внеурочная воспитательная работа в школе ведется с учетом пожеланий родителей, интересов, склонностей и способностей учащихся на принципах добровольности, самостоятельности выбора деятельности, взаимоуважения и сотрудничества.

Задачи воспитания детей и подростков реализуются в совместной коллективно-творческой деятельности педагогического и ученического коллективов, детских общественных организаций, родителей (лиц, их заменяющих) и общественности. Для этого в школе могут создаваться одновозрастные и разновозрастные объединения учащихся по интересам, учительские и ученические кооперативы.



III. УЧАЩИЕСЯ


1. Учащиеся общеобразовательных школ имеют право:


а) на получение бесплатного общего образования (начального, базового, среднего) в соответствии с государственными образовательными стандартами;

б) на выбор формы образования. Учащиеся могут осваивать общеобразовательные программы или отдельные разделы общеобразовательных программ, как в общеобразовательной школе, так и в форме семейного образования, самообразования или экстерната;

в) на обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальному учебному плану, на ускоренный курс обучения. Условия обучения по индивидуальным учебным планам регламентируются уставом школы;

г) на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

д) на участие в управлении общеобразовательной школы в форме, определенной уставом школы;

е) на уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений.


2. Перевод учащегося в последующий класс осуществляется при положительных итоговых отметках. В исключительных случаях по решению Совета (педсовета) школы учащиеся I-IX классов могут быть переведены с неудовлетворительными отметками.


3. Учащиеся I класса, не усвоившие программу по одному-двум (кроме родного языка и математики) предметам, по представлению методического совета и решению Совета (педсовета) школы могут переводиться во II класс.

Решение об оставлении ученика на второй год обучения в I классе может быть принято только педсоветом школы по представлению методического совета (объединения).

Учащиеся I ступени (I-IV кл.), не справившиеся с учебной программой, по представлению методического совета (объединения) и решению педсовета школы могут быть оставлены на повторный год обучения с использованием при необходимости индивидуального учебного плана.

В отношении учащихся, дважды оставленных на повторный курс обучения, педсовет школы с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии дает рекомендации об определении их в компенсирующие классы и школы, вспомогательные учебно-воспитательные заведения.


4. Учащиеся II ступени, не освоившие учебную программу в пределах уровня обязательных требований, по решению педсовета школы переводятся в классы компенсирующего обучения. По мере достижения необходимого уровня знаний они могут переводиться в обычные классы. Кроме того, может быть организовано их обучение по индивидуальным планам.


5. Учащимся, закончившим школу III ступени и не сдавшим экзамены по отдельным предметам, предоставляется право пересдать их в течение 2-х месяцев после выпускных экзаменов.

При получении неудовлетворительных отметок учащимся выдается справка об обучении в школе с предоставлением права сдачи экзаменов в порядке экстерната.


6. В случае несогласия учащегося, его родителей (лиц, их заменяющих) с годовой оценкой, ему предоставляется возможность сдать экзамен по соответствующему предмету комиссии, создаваемой Советом (педсоветом) школы (в присутствии родителей или лиц, их заменяющих, если они пожелают этого). Пересдача разрешается во всех переводных классах, кроме выпускных, и только по предметам, изучаемым в текущем учебном году.


7. Учащиеся обязаны выполнять устав общеобразовательного учреждения, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу школы, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников, выполнять требования работников учреждения в части, отнесенной уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.

Дисциплина в общеобразовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического, психического насилия по отношению к учащимся не допускается.


8. Для решения конфликтных ситуаций между учителями и учащимися создается конфликтная комиссия в составе членов совета школы, которая рассматривает вопросы при поступлении письменного, устного обращения учащегося или его родителей (лиц, их заменяющих).


9. В случае нарушения норм и правил коллективной жизни, порчи имущества и оборудования школы к учащимся могут быть применены меры воздействия, предусмотренные уставом школы, вплоть до исключения.

По решению органа управления общеобразовательной школы за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава допускается как крайняя мера педагогического воздействия исключение из общеобразовательной школы учащихся, достигших четырнадцатилетнего возраста Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия органов опеки и попечительства.

Решение об исключении учащегося из школы принимается Советом (педсоветом) школы по согласованию с районным (городским) отделом методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования.

Об исключении обучающегося общеобразовательное учреждение в трехдневный срок информирует органы местного самоуправления, которые решают вопрос дальнейшего его устройства в течение месяца.



IV. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ


1. Прием на педагогическую работу осуществляется директором школы на контрактной основе из числа лиц, имеющих соответствующее специальное образование.


2. Заключение, расторжение и срок действия контракта, права и обязанности принимаемого на работу, условия оплаты и организация труда, социально-бытовые и другие условия определяются в соответствии с Положением о контрактной форме заключения трудового договора с педагогическими работниками.


3. Права и обязанности, социальная защита педагогических работников регламентируются Законом "Об образовании".



V. УПРАВЛЕНИЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛОЙ


1. Государственно-общественное управление школой осуществляется на основе принципов демократии, гласности, открытости, региональности и самоуправления. Школьный коллектив, объединяющий учащихся и работников школы, осуществляет свои задачи в тесном взаимодействии с родителями (лицами, их заменяющими), махаллинскими комитетами и широкой общественностью. Управление школой осуществляется в соответствии с ее уставом, утвержденным Советом (педсоветом) школы на основе принципов самоуправления коллектива и единоначалия и зарегистрированным в местных органах власти и управления.


2. Непосредственное руководство учебно-воспитательным процессом и текущей деятельностью школы осуществляет директор, назначаемый вышестоящим органом народного образования, в ведении которого находится школа, из числа наиболее опытных и способных специалистов с учетом мнения коллектива.



Обязанности директора школы


Директор школы выполняет следующие обязанности:


представляет интересы школы в государственных и общественных организациях;

планирует и организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, выполнением государственных программ, отвечает за качество и эффективность работы школы, за соблюдение требований охраны детства и труда, питания школьников, создает необходимые условия для организации внеклассной и внешкольной работы;

проводит подбор заместителей, определяет их функциональные обязанности, осуществляет расстановку педагогических кадров школы, назначение заведующих кабинетами и мастерскими, классных руководителей с учетом мнения учащихся и родителей (лиц, их заменяющих), принимает на работу и увольняет педагогический и административный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал (на контрактно-договорной основе);

совместно с Советом школы определяет школьный компонент и его содержание по согласованию с соответствующими органами управления народным образованием, выбирает профили обучения и трудовой подготовки, устанавливает режим работы школы, продолжительность учебной недели и учебных занятий без изменения общего размера протарифицированной работы педагога, возраст набора детей в I класс (6-7 лет), необходимость и вид ученической формы;

руководит аттестационной комиссией педагогических работников школы, которая утверждает очередные квалификационные категории;

создает условия для творческого роста педагогических работников школы, применения ими передовых форм и методов обучения и воспитания, поддерживает инициативы, творческий поиск и опытно-экспериментальную работу педагогов, определяет пути взаимодействия школы с научно-исследовательскими, производственными, кооперативными организациями, махаллинскими комитетами, отделениями творческих союзов, другими государственными и общественными институтами с целью создания необходимых условий для разностороннего развития учащихся и творческой деятельности педагогов;

распоряжается финансовыми ассигнованиями на школу, обеспечивает рациональное распределение бюджетных средств, а также средств школьного фонда для решения перспективных вопросов и развития школы;

обеспечивает правильное ведение делопроизводства и школьной документации, своевременную отчетность;

несет ответственность за свою деятельность перед советом школы, местным хокимиятом и периодически отчитывается перед ними.



Права директора школы


Директор школы имеет следующие права:


представлять на Совет (педсовет) школы для утверждения план работы школы и учебный план, вносить изменения в учебный план, программы в соответствии с профилем обучения, определять формы проверки знаний учащихся в течение учебного года и переводных экзаменов, средства и методы обучения и воспитания учащихся (при условии обеспечения выполнения установленных государственных стандартов);

проводить тестирование учащихся в целях отбора наиболее способных и одаренных школьников, на конкурсной основе осуществлять набор учащихся в Х-XI классы, в классы с углубленным изучением ряда предметов;

приобретать, арендовать, заказывать необходимое школе оборудование и другие материальные ресурсы у любых предприятий, организаций, кооперативов и лиц по безналичному расчету в розничной сети и в комиссионных магазинах без зачета в лимит мелкого опта;

организовывать платные дополнительные сверх учебного плана курсы по углубленному изучению отдельных предметов, превышающих уровень обязательных требований к образованию, с приглашением высококвалифицированных специалистов-педагогов;

заключать договоры с организациями, учреждениями и лицами, а также учащимися школы на выполнение различных видов строительных работ, работ по текущему ремонту школы, оформлению и хозяйственному содержанию ее помещений, сооружений и пр.;

формировать собственный фонд школы, используя различные источники финансирования;

производить расчетные операции по платежным поручениям и по чековым книжкам, самостоятельно вести бухгалтерский и статистический учет в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан, реализовывать имеющееся лишнее оборудование и инвентарь;

по согласованию с Советом (педсоветом) школы устанавливать надбавки к заработной плате творчески работающим учителям за счет экономии средств из школьного фонда;

представлять по итогам аттестации предложения о присвоении учителям высшей категории и рекомендовать педагогических работников на областные и республиканские курсы повышения квалификации, стажировку (в том числе и за рубеж), в аспирантуру;

представлять совместно с общественными организациями школы учителей и других работников школы, учащихся, особо отличившихся в работе (учебе), к поощрениям (включая материальные) и наградам, в случае необходимости налагать на них взыскания;

заключать договоры о создании объединений с другими школами, учебно-воспитательными, научными и внешкольными учреждениями, сосредоточивая необходимые средства для создания учебно-производственных объединений, проведения отдельных мероприятий и т.п.;

заключать соглашения с зарубежными образовательными заведениями об обмене преподавателями и учащимися, о создании совместных (ассоциированных) учреждений, о проведении совместных мероприятий (конференции, лагеря школьников и т. п.) в соответствии с существующим законодательством Республики Узбекистан;

созывать по мере необходимости для решения текущих вопросов учебно-воспитательной деятельности школы совещание всех школьных работников или отдельных их категорий;

заслушивать отчеты о работе педагогов, своих заместителей, выносить на рассмотрение педагогического совета школы предложения о продлении или прекращении их полномочий, а также предложения по совершенствованию их работы;

отменять решения конференции, Совета (педсовета) школы, если они противоречат законодательству Республики Узбекистан, положению и уставу школы.


3. Высшим органом самоуправления школы является конференция (общее собрание) школьного коллектива.

Делегаты с правом решающего голоса избираются на конференцию собраниями коллективов учащихся II и III ступеней школы, учителей и других работников школы, родителей (лиц, их заменяющих) и представителей общественности - в равном количестве от каждой из трех перечисленных категорий.

Конференция проводится не реже одного раза в год.



Конференция:


избирает прямым тайным голосованием Совет школы, его председателя и определяет срок их полномочий;

принимает устав школы и вносит в него необходимые изменения; утверждает основные направления развития школы, повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса;

определяет язык (языки) обучения, привлекает дополнительные финансовые средства для укрепления и развития материально-технической базы школы;

при необходимости создает временные или постоянные комиссии, штабы, советы по различным направлениям работы школы и устанавливает их полномочия.

В период между конференциями в роли высшего органа самоуправления выступает Совет школы.



Совет школы:


организует выполнение решений конференции школьного коллектива, осуществляет контроль за реализацией предложений и критических замечаний членов коллективе;

утверждает план развития школы;

совместно с директором представляет интересы школы в государственных и общественных органах, а также, наряду с родителями (лицами, их заменяющими), обеспечивает социальную защиту учащихся при рассмотрении в государственных и общественных органах вопросов, затрагивающих их интересы;

по представлению методического и педагогического советов устанавливает компонент содержания образования школы, выбирает профили обучения и трудовой подготовки;

устанавливает режим работы школы, продолжительность учебной недели и учебных занятий (без изменения общего размера протарифицированной работы педагога), возраст приема в I класс, необходимость и вид ученической формы, по согласованию с соответствующими органами управления народным образованием определяет количество первых, а также последующих классов;

рассматривает отчеты расходования бюджетных ассигнований, формирует собственный фонд, используя различные источники финансирования, определяет основные направления использования бюджетных и внебюджетных средств школы;

заслушивает отчеты о работе отдельных педагогов, директора школы и его заместителей, вносит на рассмотрение конференции предложения о продлении или прекращении их полномочий в связи с несоответствием занимаемой должности, а также предложения по совершенствованию их работы;

в рамках действующего законодательства принимает необходимые меры, ограждающие педагогических работников и администрацию школы от необоснованного вмешательства в их профессиональную и должностную деятельность, пресекает любые попытки командно-административного диктата по отношению к коллективу школы, ограничение его самостоятельности, входит по этим вопросам в соответствующие органы.


Совет школы работает в тесном контакте с администрацией, общественными учительскими и ученическими организациями школы.

Все его решения своевременно доводятся до сведения школьного коллектива, родителей (лиц, их заменяющих) и общественности.

В состав Совета школы входят представители педагогических работников, учащихся II и III ступеней, родителей (лиц, их заменяющих) и общественности. Норма представительства в Совете и общая численность состава Совета определяются конференцией. При очередных выборах состав Совета, как правило, обновляется не менее чем на треть.

Председателем Совета по должности является директор учебного заведения. Для решения текущих вопросов Совет школы может избрать из своего состава бюро, конфликтную и ревизионную комиссии.

Совет школы собирается не реже чем 4 раза в год. Члены Совета школы выполняют свои обязанности на общественных началах. Конференция школьного коллектива может досрочно вывести члена Совета из его состава.

Решение Совета школы является правомочным, если на его заседании присутствовало не менее двух третей состава Совета и проголосовало не менее двух третей присутствовавших.

Решения Совета школы, принятые в пределах его полномочий и в соответствии с законодательством, обязательны для администрации и всех членов школьного коллектива.

Член Совета школы может потребовать обсуждения любого вопроса, если его предложение поддержит треть членов Совета.

Спорные вопросы, возникающие между Советом школы и администрацией, разрешаются на конференции школьного коллектива (общего собрания) или районном (городском) совете по народному образованию районным (городским) отделом методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования.

4. В целях развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста учителей и воспитателей создается педагогический совет школы - коллегиальный орган, объединяющий педагогических работников.

Председателем педагогического совета является директор школы.



Педагогический совет:


обсуждает и производит выбор различных вариантов содержания образования (учебных планов, программ, учебников и т. п.), форм, методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации; организует работу по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив, распространению их педагогического опыта, заслушивает ход и итоги опытно-экспериментальной работы, определяет направления взаимодействия учебного заведения с научно-исследовательскими институтами, добровольными обществами, отделениями творческих союзов, другими государственными и общественными организациями;

проводит аттестацию педагогических работников школы с учетом мнения учащихся, родителей (лиц, их заменяющих), вносит предложения в квалификационные (аттестационные) комиссии при районных (городских) отделах методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования о присвоении учителям квалификационных категорий;

рекомендует педагогических работников школы на городские, областные и республиканские педчтения, курсы повышения квалификации, стажировку (в том числе за рубеж), в аспирантуру, а также к различным видам поощрения.

При педагогическом совете могут создаваться предметные и другие секции, объединения и т. п.


5. Детские, подростковые и юношеские общественные организации функционируют в школе на основании своих уставов и положений в соответствии с действующим законодательством.

Все общественные организации призваны заботиться о совершенствовании учебно-воспитательного процесса, развитии демократии и гласности в школе, добиваться выполнения обязанностей и защищать права учащихся, предусмотренные уставом школы.

Представители общественных организаций полномочны участвовать в обсуждении и принятии решений на заседаниях Совета (педсовета) школы, совещаниях при директоре, получать от администрации школы необходимую информацию об учебно-воспитательном процессе, высказывать пожелания в ходе аттестации педагогов по поводу их взаимоотношений с учащимися. Отношения педагогического коллектива, руководства школы и детских, подростковых и юношеских организаций строятся на основе взаимного уважения, доверия, ответственности и сотрудничества.


6. Порядок ведения документации в школе осуществляется в соответствии с Инструкцией о ведении школьной документации, утвержденной Министерством народного образования.

Отчетность школы представляется в соответствии с требованием органов государственной статистики. Требование иной отчетности государственными и общественными органами запрещается.


7. Все проверки деятельности школы осуществляются только по согласованию с районными (городскими) отделами методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования, облУНО, ТашГУНО и при обязательном уведомлении директора и Совета школы.

8. Школа действует на основании устава.

В уставе школы определяются права и обязанности, вытекающие из настоящего Положения, полномочия, дополнительно переданные соответствующими районными (городскими) отделами методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования, а также иные вопросы, не противоречащие действующему законодательству и необходимые для осуществления деятельности школы.


VI. ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ


1. Финансовые средства школы складываются из бюджетных ассигнований, выделяемых на нормативной основе, обеспечивающей достижение государственного уровня, и собственных средств школы, формируемых из других источников.


2. Основным источником финансирования учебно-воспитательного процесса в школе, социального развития трудового коллектива и оплаты труда его работников служат средства государственного бюджета, выделяемые по стабильным нормативам, которые определяются ежегодно с учетом либерализации цен и обеспечивают достижение уровня обязательных требований к образованию.

Исчисление нормативов бюджетного финансирования производится Минобразованием Республики Каракалпакстан, облУНО, ТашГУНО в соответствии с решениями Министерства народного образования и Министерства финансов Республики Узбекистан.

Хокимияты, махаллинские комитеты могут устанавливать повышенные нормативы, исходя из региональных потребностей и условий, и обеспечивать их соответствующими ассигнованиями.


3. Детям из малообеспеченных семей школа оказывает материальную помощь за счет фонда всеобуча, фонда школы в приобретении учебников, учебно-письменных принадлежностей, одежды, обуви и т.д., в организации бесплатного или льготного питания.


4. Финансовые средства школы находятся в полном ее распоряжении и изъятию не подлежат. Право распределения этих средств принадлежит Совету школы.

Собственные средства школы формируются из следующих основных источников:

доходов от хозяйственной деятельности школы, оказания школой платных услуг, сдачи в аренду школьных помещений и инвентаря;

добровольных взносов государственных, общественных, кооперативных и иных организаций, ученических кооперативов, цехов, производственных бригад, родителей и других граждан;

целевых вложений министерств, ведомств, базовых и других предприятий и государственных учреждений, общественных и кооперативных организаций;

банковского кредита и других поступлений;

за счет выполнения заказов предприятий, учреждений и организаций, отдельных лиц;

доходов от реализации продукции школьных мастерских, со школьного участка, теплиц и т.д.


5. При введении в школах дополнительных учебных предметов и курсов сверх учебного плана, проведении опытно-экспериментальных работ, создании экспериментальных педагогических площадок, открытии школ нового типа, а также в иных случаях хокимияты могут осуществлять дополнительное финансирование и необходимое материально-техническое оснащение школы.

Целевые эксперименты по развитию образования, деятельность экспериментальных и других школ, выдвинувших перспективные педагогические программы, могут финансироваться за счет централизованного фонда Министерства народного образования, а также фондов Минобразования Республики Каракалпакстан, облУНО, ТашГУНО и других привлеченных средств.


6. Школа может пользоваться банковским кредитом. Краткосрочный кредит школе выделяется банками на осуществление ее текущей деятельности. Долгосрочный кредит предоставляется на развитие материальной базы и социальное развитие с последующим погашением кредита за счет средств школы из фонда производственного и социального развития.


7. Оплата труда работников школы и их материальное стимулирование осуществляются в соответствии с действующими условиями оплаты труда.

Должностные оклады и тарифные ставки должны рассматриваться как гарантируемый минимум заработной платы для соответствующих квалификационных категорий педагогических и других работников (недельная нагрузка учителя во всех типах общеобразовательных школ I ступени 14 часов, в школах II и III ступени - 16 часов).

Квалификационные категории устанавливаются в ходе аттестации всех работников школы согласно Положению об аттестации.


8. В школе могут применяться дифференцированные доплаты и надбавки к должностным окладам и ставкам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, выполнение особо важных работ и за совмещение профессий за счет экономии средств и фонда школы.

Условия и порядок введения надбавок и премирования педагогического персонала и других работников школы определяются Советом (педсоветом) школы.

Определение заработной платы педагогам малокомплектной школы I ступени, групп продленного дня, а также ведущим курсы по выбору или факультативные (оплачиваемые государством) занятия осуществляется исходя исключительно из количества учебных часов с отдельными классами или группами учащихся, независимо от числа учеников.


9. Главной формой планирования и организации хозяйственной деятельности школы является план экономического и социального развития, разрабатываемый и утверждаемый школой самостоятельно Исходные данные планирования контрольные цифры, государственные заказы, долговременные экономические нормативы и лимиты - устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан

Контрольные цифры не носят директивного характера и включают численность учащихся школы, показатели технической оснащенности, развития материальной базы, социального развития коллектива школы, объем реализации платных услуг населению.


10. Под оказанием школой платных услуг понимается:

организация различного рода платных факультативных курсов и курсов по углубленному изучению отдельных предметов, превышающих уровень обязательных требований к образованию, кружков, специальных лекций и консультаций с приглашением высококвалифицированных специалистов из других организаций (вузов, учреждений культуры и искусства, творческих союзов и т.д.), дополнительных занятий искусством, физической культурой, спортом и др.;

организация различных курсов для обучения взрослых;

реализация услуг и изделий, полученных в процессе трудовой деятельности учащихся и учителей, а также при выполнении ими заказов предприятий и организаций;

сдача в аренду школьных помещений, спортивных залов, инвентаря и др.;

показ спектаклей и концертов силами участников школьных театров, учителей и учащихся населению.

Платные услуги населению оказываются по ценам и тарифам, утвержденным в установленном порядке, а при отсутствии таких цен и тарифов - по договорным ценам.

Хокимияты могут включать в отчеты о выполнении государственных заказов по реализации платных услуг объемы услуг, оказываемых школами.

Установление вышестоящими органами плановых заданий школам по развитию платных услуг в какой бы то ни было форме не допускается. Оказание платных услуг не должно осуществляться взамен деятельности, финансируемой из бюджета, и за счет снижения уровня бесплатного обслуживания. Контроль уровня бесплатного обслуживания осуществляется районным (городским) отделом методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования.

11. Хокимияты предоставляют школе необходимые сооружения и помещения, инженерные коммуникации, земельный участок, учебное оборудование, инвентарь, обеспечивают своевременный капитальный и текущий ремонт школьных зданий, сооружений, выделяют лимиты на оснащение школы.


12. Материально-техническая база школы включает землю, строения (основное здание и подсобные), спортивные сооружения, коммуникации, технические средства и оборудование, транспортные средства, фонд библиотеки, лабораторные препараты, учебно-наглядные пособия, мебель и другое имущество, которое используется для обучения и воспитания школьников.

Помещения школы оборудуются и эксплуатируются в соответствии с правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами. Укрепление и развитие материально-технической базы школы осуществляется за счет республиканского и местных бюджетов, а также за счет дополнительных источников финансирования, фонда школы.


13 Порядок ведения бухгалтерского и статистического учета и отчетности в школе регулируется действующим законодательством. Учет может проводиться школой самостоятельно или через централизованные районные (городские) бухгалтерии. Расчетные операции могут производиться по платежным поручениям и по чековым книжкам.



VII. УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ

СОТРУДНИЧЕСТВЕ


Общеобразовательная школа имеет право на осуществление международной деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Школа устанавливает прямые деловые контакты с зарубежными учебными заведениями, предусматривающие возможность обмена на безвалютной основе через соответствующие районные (городские) отделы методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования группами школьников на учебу и отдых, проведение совместных олимпиад, смотров конкурсов и т.д.



































































Время: 0.0051
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск