язык интерфейса

Внимание! Документ утратил силу.

Смотрите подробности в начале документа.


Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Образование. Наука. Культура/ Утратившие силу акты/ Образование/ Закон Республики Узбекистан от 02.07.1992 г. N 636-XII "Об образовании"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

02.07.1992 г.

N 636-XII



ОБ ОБРАЗОВАНИИ


Право на образование является одним из основных прав личности.

Образование в Республике Узбекистан является приоритетной сферой социально-экономического, духовного и культурного развития общества.

Республика Узбекистан проводит государственную политику в области образования с учетом общечеловеческих ценностей, исторического опыта, многовековых научных и культурных традиций народа, перспектив развития общества.

Образование включает обучение и воспитание и имеет целью развитие интеллектуального и научного потенциала республики, формирование всесторонне развитой свободной личности, сознающей свою ответственность перед обществом, семьей и государством.



РАЗДЕЛ I.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство Республики Узбекистан

об образовании

Образование реализуется в соответствии с Конституцией, Законом "Об основах государственной независимости Республики Узбекистан", настоящим законом и издаваемыми в соответствии с ними законодательными актами.

Вопросы образования в Республике Каракалпакстан регулируются ее Конституцией и законодательством.



Статья 2. Задачи законодательства об образовании

Законодательство об образовании обеспечивает защиту конституционных прав граждан на образование, определяет принципы взаимоотношений, компетенцию и ответственность физических и юридических лиц в области образования, правовые гарантии свободного развития образования в Республике Узбекистан.



Статья 3. Основные принципы

государственной политики в области образования

Основными принципами государственной политики в области образования являются:

гуманистический, демократический характер обучения и воспитания;

непрерывность, преемственность системы образования;

научность, светский характер государственной системы образования;

приоритет общечеловеческих ценностей и национально-культурная основа образования;

общедоступность образования в пределах государственного образовательного стандарта;

обязательность базового (девятиклассного) образования;

единство и дифференцированный подход к выбору программ обучения, духовного и физического воспитания;

поощрение образованности и таланта;

создание в образовательных учреждениях условий для овладения иностранными языками, знаниями в области историй религий и мировой культуры;

независимость образовательных учреждений от влияния политических партий и общественно-политических движений;

уважение личности воспитанников и обучающихся;

уважение личности педагога, его социальной роли;

равенство в правах учреждений образования всех форм собственности, их самостоятельность в пределах действующего законодательства.



Статья 4. Право на получение образования

Республика Узбекистан гарантирует равные права на получение образования, независимо от происхождения, пола, языка, возраста, расовой, национальной принадлежности, убеждений, отношения к религии, социального положения, рода занятий, места жительства, продолжительности проживания на территории республики.

Условия приема в образовательные учреждения определяются правилами, утверждаемыми органами государственного управления.

Право на получение образования обеспечивается:

созданием социально-экономических условий для получения образования;

развитием сети государственных и негосударственных образовательных учреждений;

бесплатностью образования в государственных и, в пределах установленных нормативов на обучение, в негосударственных образовательных учреждениях;

использованием различных форм обучения - очного, вечернего, заочного, семейного образования и экстерната, допущением платного обучения в государственных образовательных учреждениях на договорных началах;

равными правами выпускников всех видов образовательных учреждений при поступлении в учебные заведения следующего уровня обучения.

Граждане других государств получают образование в образовательных учреждениях республики на условиях и в порядке, определяемых договорами и соглашениями.



Статья 5. Языки обучения

Порядок использования языков обучения в образовательных учреждениях регулируется Законом Республики Узбекистан "О государственном языке Республики Узбекистан".



Статья 6. Государственные стандарты образования

В Республике Узбекистан устанавливаются соответствующие критериям мировой практики государственные стандарты образования, определяющие основные требования к уровню образования и объемам учебных нагрузок, обязательные для учебных заведений всех форм собственности.

Порядок установления и введения государственных стандартов образования определяется правительством Республики Узбекистан.



РАЗДЕЛ II.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 7. Система образования в Республике Узбекистан

В Республике Узбекистан действует единая система образования, включающая:

дошкольное образование;

общее образование;

внешкольное образование;

профессионально - техническое образование;

среднее специальное образование;

высшее образование;

подготовку научных и научно-педагогических кадров;

повышение профессиональной квалификации и переподготовку кадров;

семейное образование;

самообразование.

Система образования обеспечивается согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм обучения, соответствием образования государственному стандарту.



Статья 8. Дошкольное образование

Задачей дошкольного образования является формирование основ личности ребенка, развитие его познавательных интересов, культурно-этических потребностей, первоначальных трудовых навыков, привитие любви к знанию, укрепление его здоровья.

Дошкольное образование осуществляется в семье и дошкольных учреждениях.



Статья 9. Общее образование

Общее образование является определяющим звеном в государственной системе непрерывного образования, обеспечивает обучающимся овладение основами научных знаний, предпринимательства, трудовыми и начальными профессиональными навыками, а также развитие их индивидуальных творческих способностей и нравственных качеств.

Общее образование включает три ступени: начальное (I - IV классы), базовое (V-IX классы), среднее (X-XI (XII) классы) и осуществляется в начальных, базовых, средних школах, иных средних учебных заведениях (гимназиях, лицеях и других).

Базовое образование является обязательным и дает право обучающимся продолжить обучение в, средних образовательных учреждениях, профессиональных и средних специальных учебных заведениях различного типа.

Возраст и продолжительность обучения на каждой ступени определяются уставом соответствующего образовательного учреждения.

Прием учащихся в образовательные учреждения III ступени осуществляется на конкурсной основе.

В средних общеобразовательных учреждениях могут осуществляться профилирование обучения, введение курсов по выбору учащихся и углубленное изучение предметов. Программы таких курсов утверждаются общеобразовательным учреждением.



Статья 10. Внешкольное образование

В целях более полного удовлетворения индивидуальных потребностей, детей и подростков, организации их свободного времени и отдыха государственные органы, предприятия различных форм собственности, общественные объединения и граждане могут создавать внешкольные учреждения культурно-эстетического, естественнонаучного, технического, спортивного и других направлений.

Деятельность различных типов внешкольных учреждений пользуется государственной поддержкой, координируется органами образования, регламентируется положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке.



Статья 11. Профессионально-техническое образование

Профессионально-техническое образование имеет целью приобретение молодежью трудовых и профессиональных умений и навыков, подготовку рабочих кадров, переподготовку и повышение их квалификации.

Профессиональное обучение осуществляется в профессиональных училищах, учебно-производственных, учебно-курсовых комбинатах, центрах, в других учебных заведениях либо непосредственно на производстве.

Профессионально-техническое образование осуществляется на основе базового образования с одновременным получением общего среднего образования или только профессии, или на основе иного образования с получением только профессии.

Лица, получающие в государственных образовательных учреждениях профессионально-технического образования первую профессию, а также проходящие переподготовку по направлению государственной службы занятости, обучаются бесплатно.



Статья 12. Среднее, специальное образование

Среднее специальное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена.

Среднее специальное образование осуществляется в техникумах, училищах, колледжах и других средних специальных учебных заведениях, в том числе интегрированных с учебными заведениями иных типов (профессионально-техническими или высшими) на основе базового, общего среднего и профессионально-технического образования.

Граждане, получающие в государственных образовательных учреждениях среднего специального образования первую профессию, а также проходящие переподготовку по направлению государственной службы занятости, обучаются бесплатно.



Статья 13. Высшее образование

Высшее образование имеет целью подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими общенаучными познаниями в сочетании с необходимыми профессиональными навыками в избранной области деятельности, а также - научных и научно-педагогических кадров.

Подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется на базе общего среднего, среднего профессионально-технического, среднего специального образования. Порядок отбора и приема в высшие учебные заведения регламентируется законодательством.

Обучение в высших учебных заведениях осуществляется на двухступенчатой основе с присвоением последовательно степеней бакалавра и магистра в соответствии с Положением, утвержденным правительством Республики Узбекистан.

Перечень профессий и специальностей, получение которых не допускается в форме заочного или самостоятельного образования, устанавливается правительством Республики Узбекистан. Граждане вправе получать второе высшее образование на договорной (платной) основе.

Деятельность высших учебных заведений регламентируется их уставами. В порядке, установленном законодательством, периодически проводятся аттестация и аккредитация высших учебных заведений.



Статья 14. Подготовка научных

и научно-педагогических кадров

Подготовка научных и научно-педагогических кадров является высшей ступенью в системе непрерывного образования и обеспечивает удовлетворение потребностей личности, а также потребностей общества в таких кадрах.

Порядок подготовки научных и научно-педагогических кадров, присуждения ученых степеней и званий определяется законодательством.

Научная деятельность в системе высшего образования осуществляется научными коллективами, отдельными учреждениями по договорам, контрактам, государственным заказам, программам, проектам, а также в соответствии с собственными научными интересами. С этой целью создаются научные, научно-производственные подразделения, объединения, ассоциации, центры научно-технического творчества студенческой молодежи и другие формирования.



Статья 15. Повышение профессиональной

квалификации и переподготовка кадров

Повышение профессиональной квалификации и переподготовка кадров осуществляются с целью углубления и обновления профессиональных знаний и навыков, а также приобретения новой специальности в соответствии с требованиями общественного развития, научно-технического прогресса, изменениями в производстве, на рынке труда, а также с учетом индивидуальных потребностей людей.

Повышение профессиональной квалификации и переподготовка кадров осуществляются на базе государственных и иных учебных заведений за счет средств государства, а также на договорных началах с предприятиями, учреждениями, организациями, отдельными лицами. Формы, сроки и содержание обучения определяются учебными заведениями по согласованию с заказчиками.



Статья 16. Семейное образование

Родители и другие члены семьи призваны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности.

Родители или лица, их заменяющие, вправе предоставить ребенку возможность получить образование в семье. В этих случаях между родителями учащегося или лицами, их заменяющими, образовательным учреждением, соответствующим органом управления образованием заключается договор, определяющий правовые, экономические и другие обязательства сторон с учетом интересов ребенка, семьи, общества.

Обучение детей в домашних условиях осуществляется по программам учебных заведений с последующей аттестацией в порядке экстерната. Лица, получающие образование в семье, вправе продолжить его в образовательном учреждении на любом этапе обучения после соответствующей аттестации.

Государство оказывает содействие семейному образованию. Соответствующими государственными учреждениями в порядке, установленном законодательством, предоставляется методическая, диагностическая, консультативная помощь. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, могут производиться компенсационные выплаты семье.



Статья 17. Самообразование

Государство поддерживает стремление людей к самостоятельному повышению образовательного, культурного и профессионального уровня и создает для этого необходимые условия.

Лицам, повысившим уровень своего образования или квалификацию путем самообразования, предоставляется возможность сдачи экзаменов в порядке экстерната.



Статья 18. Документы об образовании

Выпускникам образовательных учреждений, прошедших аккредитацию, за исключением дошкольных, выдается документ об образовании установленного образца.

Документ об образовании установленного образца выдается также лицам, получившим образование или повысившим его уровень или квалификацию путем самообразования, семейного образования и успешно сдавшим экзамены в порядке экстерната.

По завершении аспирантуры, докторантуры и защиты диссертации присуждается ученая степень кандидата или доктора наук и выдается диплом.

Государство обеспечивает соответствие документов об образовании действующим международным правилам.



РАЗДЕЛ III.

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 19. Государственно-общественный характер

управления системой образования

Управление системой образования в Республике Узбекистан носит государственно-общественный характер.



Статья 20. Компетенция Республики Узбекистан

в области образования

Ведению Республики Узбекистан в лице ее высших органов власти и управления в области образования подлежат:

определение и осуществление единой государственной политики в области образования;

осуществление правового регулирования в сфере образования;

разработка и реализация программ развития образования, его материально-технического оснащения;

формирование центральных органов государственного управления образованием и руководство ими;

установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений, утверждение положений о них;

утверждение образцов документов об образовании и порядка их выдачи;

установление порядка аттестации, аккредитации и лицензирования образовательных учреждений, порядка аттестации педагогических и научных кадров;

определение государственных стандартов образования, соответствующих мировому уровню;

установление доли республиканского бюджета, направляемой на финансирование образования;

установление государственных нормативов финансирования образования, в том числе норм материального обеспечения обучающихся и педагогических работников, порядка налогообложения образовательных учреждений, льгот, предоставляемых обучающимся и педагогическим работникам;

формирование республиканского фонда развития образования и науки;

организация подготовки педагогических кадров.



Статья 21. Компетенция местных органов власти

и управления в области образования

Местные органы власти и управления:

обеспечивают соответствие сети учреждений образования потребностям социально-экономического развития регионов;

создают, реорганизуют и ликвидируют учебные заведения и другие образовательные учреждения, за исключением находящихся в ведении республиканских органов, регистрируют их уставы;

выдают лицензии на открытие образовательных учреждений местного значения, основанных на различных формах собственности;

в пределах своих полномочий устанавливают размеры финансирования, условия оплаты труда и налоговые льготы для образовательных учреждений на своей территории, формируют фонды развития образования за счет добровольных взносов предприятии, организаций, кооперативных, акционерных учреждений и организаций, других взносов и пожертвований;

обеспечивают совместно с советами по образованию, руководством образовательных учреждений удовлетворение социальных нужд обучающихся и работников образования;

определяют потребность регионов в рабочих кадрах и специалистах, создают по месту жительства надлежащие условия для воспитания детей, молодежи, развития их способностей и удовлетворения запросов;

решают в установленном законодательством порядке вопросы опеки и попечительства;

в пределах своей компетенций осуществляют контроль за соблюдением государственных требований к уровню образования, профессиональной подготовки педагогических работников.



Статья 22. Органы государственного управления

образованием в Республике Узбекистан

Государственное управление образованием в Республике Узбекистан осуществляют государственные органы, специально уполномоченные высшими и местными органами власти и управления.

Органы государственного управления образованием обеспечивают выполнение установленных государством требований и нормативов в образовательных учреждениях, осуществляют методическое руководство образовательными учреждениями, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.


Статья 23. Управление образовательными учреждениями

Управление государственными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и их уставами.

Общее руководство государственным образовательным учреждением осуществляет его совет, образуемый и действующий в установленном порядке.

Непосредственное руководство государственным образовательным учреждением осуществляют заведующий, директор, ректор или другой руководитель.

Руководители государственных средних общеобразовательных, профессионально технических и средних специальных учреждений образования назначаются на должность соответствующими органами государственного управления в установленном порядке.

Ректоры государственных высших учебных заведений назначаются правительством Республики Узбекистан по представлению соответствующих министерств и ведомств и несут всю полноту ответственности за состояние учебно-воспитательного процесса.

Руководители негосударственных образовательных учсреждений республиканского значения назначаются их учредителями по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 24. Участие общественности в управлении

образовательными учреждениями

Управление государственными образовательными учреждениями осуществляется при участии учащихся, студентов, педагогических работников, сотрудников, родителей, других представителей общественности.

В системе образования могут функционировать следующие органы общественного самоуправления:

общее собрание (конференция) коллектива;

совет образовательного учреждения как форма сотрудничества общественности и государства в проведении единой общеобразовательной политики;

районная, городская, областная конференции, республиканский съезд работников образования;

территориальные советы по вопросам образования, советы ректоров высших и директоров средних специальных учебных заведений.

Деятельность общественных объединений в области образования осуществляется в соответствии с законодательством.



Статья 25. Взаимоотношения органов государственного

управления образованием с негосударственными

образовательными учреждениями

Право на образовательную деятельность негосударственные образовательные учреждения приобретают после получения разрешения (лицензии) на занятие такой деятельностью в соответствии с Положением, утвержденным Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

В случае нарушения негосударственными образовательными учреждениями законодательства Республики Узбекистан об образовании, органы государственного управления образованием вправе приостанавливать деятельность этих учреждений до разрешения  спора в судебном  порядке и вносить предложения об освобождении их руководителей от занимаемой должности в соответствии с действующим законадательством Республики Узбекистан.

Прием в негосударственные образовательные учреждения  производится  в порядке и сроки, установленные для государственных учебных заведений.



Статья 26. Взаимоотношения органов государственного

управления образованием с ведомственными

образовательными учреждениями

Органы государственного управления образованием контролируют соблюдение законодательства Республики Узбекистан об образовании в образовательных учреждениях, находящихся в ведении отраслевых и других государственных органов, организаций, учреждений и предприятий.



РАЗДЕЛ IV.

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Статья 27. Права и обязанности обучающихся

Обучающиеся имеют право на:

уважение их человеческого достоинства, свободу совести, свободу информации, выражение собственных взглядов и убеждений;

получение образования в соответствии с государственными стандартами;

выбор учебного заведения, а также профилей, форм и сроков обучения, индивидуальных программ в соответствии с уставом образовательного учреждения;

участие в управлении образовательным учреждением;

участие в различных видах научной деятельности, конференциях, олимпиадах, выставках, конкурсах;

продолжение образования по профессии, специальности в соответствии с полученной квалификацией, получение дополнительного обра


систематически и глубоко овладевать знаниями, практическими навыками, профессиональным мастерством, повышать свой общекультурный уровень.

Иные права и обязанности обучающихся определяются законодательством Республики Узбекистан, положениями об образовательных учреждениях и их уставами.



Статья 28. Социальная защита обучающихся

Обучающиеся обеспечиваются в установленном порядке стипендиями, пособиями, общежитиями, интернатами, льготным или бесплатным питанием и иными льготами.

Обучающимся гарантируется пользование в установленном порядке бесплатно или на льготных условиях библиотечным фондом, учебно-производственной, научной, спортивной, бытовой, оздоровительной базой, транспортными услугами, театрами, и другими зрелищными учреждениями.

Государство проявляет постоянную заботу об одаренной молодежи, оказывая ей материальную поддержку, предоставляя возможность учебы и стажировки в ведущих образовательных учреждениях Республики Узбекистан и других государств.



Статья 29. Охрана здоровья обучающихся

Образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Учебно-трудовая нагрузка, режим занятий, питания обучающихся, порядок оказания им медицинской помощи определяются образовательным учреждением на основе рекомендации органов государственного управления образованием, согласованных с органами здравоохранения.

Ответственность за соблюдение установленных законодательством условий учебы, труда и отдыха обучающихся несет учредитель образовательного учреждения.



Статья 30. Права, обязанности и ответственность

родителей или лиц, их заменяющих

Родители или лица, их заменяющие, имеют право: выбирать для своих несовершеннолетних детей формы обучения, типы общеобразовательных учреждений и язык обучения;

требовать от администрации образовательных учреждений создания необходимых условий, соответствующих уставам учебных заведений;

требовать уважительного отношения к личности ребенка;

участвовать в управлении образовательными учреждениями.

Родители или лица, их заменяющие, обязаны:

заботиться о физическом и психическом здоровье детей;

относиться с уважением к достоинству ребенка, воспитывать у него трудолюбие, чувство доброты, милосердия, уважительное отношение к Отечеству, к старшим по возрасту, к государственному и родному языкам, к семье, национальным, историческим и культурным ценностям;

воспитывать уважение к законам, правам, свободам человека;

создавать необходимые условия для учебы детей в образовательных учреждениях или для полноценного домашнего образования в объеме установленных требований.

На родителей возлагается равная ответственность за воспитание и развитие ребенка.

Родители или лица, их заменяющие, препятствующие получению образования детьми, несут ответственность, установленную законодательством.



Статья 31. Занятие педагогической деятельностью

К работе в государственных образовательных учреждениях в качестве педагогов и воспитателей допускаются лица, обладающие высокими нравственными качествами, имеющие соответствующие образование, и профессиональную подготовку.

Прием на работу педагогических работников осуществляется на контрактной основе в соответствии с Положением, утвержденным правительством.

В случае обнаружения несоответствия занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации либо состояния здоровья, препятствующих выполнению профессиональных функций, а также в случае совершения аморального поступка, несовместимого с продолжением педагогической деятельности, педагогические работники освобождаются от педагогической работы в порядке, установленном законодательством.

Перечень медицинских показаний, препятствующих занятиям педагогической деятельностью, и порядок решения вопросов о профессиональной непригодности устанавливаются правительством Республики Узбекистан.



Статья 32. Права педагогических работников

Педагогические работники имеют право на:

защиту профессиональной чести и достоинства;

участие в управлении образовательным учреждением;

обеспечение условий для профессиональной деятельности, повышение квалификации, переподготовку, проявление инициативы при выборе форм, методов и средств обучения;

индивидуальную педагогическую деятельность.

Запрещается отвлечение педагогических работников от исполнения профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.



Статья 33. Обязанности педагогических работников

Педагогические работники обязаны:

проводить обучение на высоком профессиональном уровне, обеспечивать усвоение обучающимися учебных программ на уровне обязательных государственных требований;

соблюдать педагогическую этику, уважать достоинство ребенка, учащегося, студента, воспитывать их в духе уважения к труду, закону, к родителям, женщине, духовным, историческим, культурно-национальным и общечеловеческим ценностям, бережного отношения к окружающей среде;

всей своей деятельностью и личным примером утверждать уважение к принципам общечеловеческой морали: правде, справедливости, патриотизму, гуманизму, доброте, другим добродетелям;

воспитывать подрастающее поколение в духе взаимопонимания, мира, согласия между народами, а также между всеми этническими, национальными, религиозными группами;

защищать детей, молодежь от проявлений насилия;

постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки и педагогическое мастерство.

Другие обязанности педагогических работников определяются уставами образовательных учреждений.



Статья 34. Социальная защита работников

государственных образовательных учреждений

Педагогические работники государственных образовательных учреждений имеют право на:

гарантированный уровень оплаты труда с регулярной корректировкой в соответствии с изменениями индекса цен;

дифференцированную оплату в зависимости от квалификации и результатов педагогической деятельности, соответственно сокращенную продолжительность рабочего времени, удлиненный оплачиваемый отпуск;

бесплатное пользование жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности и поселках городского типа;

первоочередное выделение земельных участков и приобретение строительных материалов для индивидуального строительства;

безвозмездную передачу в личную собственность государственных и ведомственных домов и квартир, в которых они проживают, льготы по оплате за жилье и коммунальные услуги;

выплату пенсий в полном размере в случае продолжения педагогической деятельности после выхода на пенсию.

Образовательные учреждения в пределах имеющихся средств на оплату труда вправе самостоятельно устанавливать дифференцированные надбавки к ставкам, должностным окладам и применять различные формы организации оплаты и стимулирования труда.

На педагогических работников государственных образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, распространяются льготы, установленные специалистам сельского хозяйства.

На работников учебно-производственных, производственных мастерских (цехов) и учебных хозяйств государственных образовательных учреждений распространяются льготы и преимущества, установленные для работников аналогичного профиля соответствующих государственных и иных предприятий.

Местные органы государственной власти и управления, предприятия, организации, кооперативы и другие учреждения вправе предоставлять работникам государственных образовательных учреждений дополнительные социальные льготы.

Порядок пенсионного обеспечения педагогических работников устанавливается Законом о пенсионном обеспечении в Республике Узбекистан.



РАЗДЕЛ V.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ

И ПОДРОСТКОВ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ОСОБЫХ

УСЛОВИЯХ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Статья 35. Обучение и содержание детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих

Обучение и содержание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, в государственных и прошедших лицензирование негосударственных образовательных учреждениях осуществляются на основе полного государственного обеспечения. Необоснованные перемещения воспитанников в образовательные учреждения других типов запрещаются.

В порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан, сироты пользуются поддержкой государства в бытовом и трудовом устройстве и при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня.



Статья 36. Воспитание и обучение детей и подростков

с физическими, психическими недостатками, а также

нуждающихся в длительном лечении

Для обучения, воспитания и лечения детей и подростков с отклонениями в физическом или психическом развитии, а также нуждающихся в длительном лечении, создаются и функционируют специальные образовательные учреждения. Направление детей и подростков в эти образовательные учреждения и отчисление из них могут иметь место только по заключению психолого-медико-педагогической комиссии с учетом мнения родителей или лиц, их заменяющих. Воспитанники специальных образовательных учреждений содержатся частично или полностью на государственном обеспечении, им предоставляются бесплатно лечение, питание, протезно-ортопедические средства, инвалидные коляски.



Статья 37. Учебно-воспитательные учреждения для лиц,

нуждающихся в социальной помощи и реабилитации

Для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, с особым режимом воспитания, обеспечивающие их образование, профессиональную подготовку и социальную реабилитацию.

Помещение несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения может иметь место в соответствии с законодательством Республики Узбекистан исключительно по приговору или решению суда.

Лицам, содержащимся в исправительно-трудовых учреждениях, создаются условия для получения образования и для самообразования.



РАЗДЕЛ VI.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ. МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА

И ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 38. Учредители образовательных учреждений

Учредителями образовательных учреждений могут быть:

республиканские и местные органы государственного управления;

учреждения, организации, предприятия всех форм собственности;

общественные объединения;

религиозные организации;

организации зарубежных стран и международные организации.



Статья 39. Правовой статус образовательных учреждений

Образовательное учреждение является самостоятельным юридическим лицом и создается в порядке, установленном законодательством.

Негосударственное образовательное учреждение приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Образовательные учреждения действуют на основе положений, утверждаемых правительством Республики Узбекистан, и разработанных в соответствии с ними уставов.

Предоставление образовательным учреждениям определенного статуса (гимназия, лицей, университет, академия и т. д.) производится соответствующими органами управления образованием на основе аттестации.

Образовательные учреждения вправе заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации), входить в территориальные учебно-производственные объединения и ассоциации. Функции, права и обязанности учреждений, входящих в эти комплексы и объединения, определяются их уставами.



Статья 40. Право собственности в системе образования

Имущество образовательных учреждений и организаций системы образования находится в собственности их учредителей, по решению которых оно может быть передано в собственность или хозяйственное ведение непосредственно образовательных учреждений и организаций.

Земельные участки, используемые учреждениями и организациями системы образования, передаются им соответствующими местными органами власти и управления в безвозмездное и бессрочное пользование. Право пользования этими участками регулируется Законом Республики Узбекистан "О земле".



Статья 41. Материально-техническая база

образовательных учреждений

Материально-техническая база образовательных учреждений включает землю, строения, лаборатории, библиотеки, спортивные сооружения, коммуникации, машины и оборудование, транспортные средства и другое имущество, которое используется для обучения, воспитания, ведения научно-методической и научно-исследовательской работы и решения других задач в сфере образования.

Материально-техническая база образовательных учреждений развивается за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также за счет дополнительных источников финансирования.

Развитие материально-технической базы, в том числе проектирование и строительство образовательных учреждений, осуществляется в приоритетном порядке на нормативной основе с учетом достижений мировой практики.

Государственное имущество, переданное образовательным учреждениям, не подлежит изъятию или использованию в целях, противоречащих их основным задачам.



Статья 42. Финансирование образования

Финансирование государственных образовательных учреждений осуществляется на основе государственных нормативов за счет республиканского и местных бюджетов, средств предприятий, объединений, организаций, отдельных лиц и дополнительных источников.

Государство гарантирует ежегодное выделение средств на нужды образования в размере, обеспечивающем его приоритетность, а также постепенное увеличение расходных нормативов на одного воспитанника или обучаемого и доведение их до уровня мировых стандартов.

Образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям и организациям платные образовательные услуги, а также заниматься иными видами коммерческой деятельности, не запрещенной действующим законодательством.

Порядок взимания платы с учащихся и студентов за обучение регулируется законодательством Республики Узбекистан.

Дополнительными источниками финансирования являются средства, полученные:

за подготовку, повышение профессиональной квалификации и переподготовку кадров в соответствии с заключенными договорами, в том числе с иностранными государствами;

за предоставление дополнительных образовательных услуг;

за научно-исследовательские и другие работы, выполненные образовательным учреждением по заказам предприятий, учреждений, организаций, отдельных лиц;

в качестве доходов от реализации продукции учебно-производственных мастерских, предприятий, цехов и хозяйств образовательных учреждений, от предоставления ими в аренду помещений, сооружений, оборудования;

в виде дотаций местных органов власти и управления, кредитов и ссуд банков;

от предприятий, учреждений, организаций, отдельных лиц в виде добровольных денежных взносов, материальных ценностей.

Негосударственные образовательные учреждения находятся на содержании учредителей. Тем из них, которые обеспечивают получение образования на уровне государственного стандарта, могут выделяться ассигнования в порядке, устанавливаемом законодательством.



Статья 43. Государственное стимулирование образования

Порядок налогообложения образовательных учреждений, а также организаций, предприятий, объединений всех форм собственности, в части средств, направляемых на развитие образования, регулируется законодательством.

Предприятиям и организациям, издающим учебники, производящим учебные пособия, осуществляющим поставку материальных ресурсов для нужд образовательных учреждений, предоставляются налоговые льготы в соответствии с законодательством.

Средства, передаваемые местными органами власти и управления, предприятиями, организациями, общественными объединениями и частными лицами для финансирования образовательных учреждений безвозмездно или в порядке оплаты за выполняемые, работы и предоставляемые услуги, не подлежат налогообложению и могут объединяться в местные фонды образования и фонды образовательных учреждений.

Бюджетные ассигнования на образование и внебюджетные средства образовательных учреждений изъятию не подлежат.

Остатки денежных средств, образующиеся к концу года, независимо от источников их получения, не изымаются и расходуются по усмотрению образовательных учреждений.



РАЗДЕЛ VII.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 44. Международное сотрудничество

В порядке, установленном законодательством, образовательные учреждения и предприятия системы образования участвуют в международном сотрудничестве по проблемам образования, имеют право устанавливать прямые связи с учебными заведениями и научными учреждениями зарубежных стран, создавать совместные с ними учебные заведения.

В пределах, предусмотренных законодательством, учреждения и организации системы образования участвуют во внешнеэкономической деятельности, вправе иметь валютные счета.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем законе, применяются правила международного договора.



Президент

Республики Узбекистан                                                  И. Каримов



"Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан",

1992 г., N 9, ст. 342