язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Основы государственно-правового устройства/ Олий Мажлис Республики Узбекистан (Парламент)/ Законодательная палата Олий Мажлиса. Депутаты/ Конституционный закон Республики Узбекистан от 12.12.2002 г. N 434-II "О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

12.12.2002 г.,

N 434-II



О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ПАЛАТЕ

ОЛИЙ МАЖЛИСА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является определение статуса Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан (далее - Законодательная палата), регулирование отношений по организации деятельности Законодательной палаты и ее взаимодействию с Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан (далее - Сенат) и другими государственными органами.



Статья 2. Законодательная палата

Законодательная палата (нижняя палата) состоит из ста пятидесяти депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на многопартийной основе.

Работа Законодательной палаты основана на профессиональной, постоянной деятельности всех депутатов палаты.



Статья 3. Правовые основы деятельности Законодательной палаты

Порядок деятельности Законодательной палаты определяется Конституцией Республики Узбекистан, настоящим Законом и другими законодательными актами.


Статья 4. Выборы в Законодательную палату

Порядок проведения выборов в Законодательную палату определяется Избирательным кодексом Республики Узбекистан.


Статья 5. Срок полномочий Законодательной палаты

Срок полномочий Законодательной палаты - пять лет.

По истечении срока своих полномочий Законодательная палата продолжает свою деятельность вплоть до начала работы Законодательной палаты нового созыва.


Статья 6. Депутат Законодательной палаты

Депутатом Законодательной палаты может быть гражданин Республики Узбекистан, достигший ко дню выборов двадцати пяти лет и постоянно проживающий на территории Республики Узбекистан не менее пяти лет.

Одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Законодательной палаты и членом Сената.

Депутат Законодательной палаты не может быть одновременно депутатом Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, представительных органов государственной власти областей, районов, городов.

На период своих полномочий депутаты Законодательной палаты не могут заниматься другими видами оплачиваемой деятельности, кроме научной, творческой и педагогической.

Депутат Законодательной палаты пользуется правом неприкосновенности. Он не может быть привлечен к уголовной ответственности, задержан, заключен под стражу или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемого в судебном порядке, без согласия Законодательной палаты.

Депутату Законодательной палаты в установленном порядке возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью.

Полномочия депутата Законодательной палаты могут быть прекращены досрочно в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Статус депутата Законодательной палаты определяется законом.


Статья 7. Акты Законодательной палаты

Законодательная палата по вопросам, отнесенным к ее ведению, а также по вопросам организации внутренней деятельности палаты принимает постановления.

По общеполитическим, социально-экономическим и другим вопросам Законодательная палата может выступать с заявлениями и обращениями, которые оформляются постановлением палаты.

Постановления Законодательной палаты, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, принимаются большинством голосов от общего числа депутатов.


II. ПОЛНОМОЧИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ПАЛАТЫ

И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 8. Полномочия Законодательной палаты,

относящиеся к совместному ведению с Сенатом

Полномочиями Законодательной палаты, относящимися к совместному ведению с Сенатом, являются:

1) принятие Конституции Республики Узбекистан, внесение в нее изменений и дополнений;

2) принятие конституционных законов, законов Республики Узбекистан, внесение в них изменений и дополнений;

3) ратификация и денонсация международных договоров;

4) принятие решения о проведении референдума Республики Узбекистан и назначении даты его проведения;

5) определение основных направлений внутренней и внешней политики Республики Узбекистан и принятие стратегических государственных программ;

6) определение системы и полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей Республики Узбекистан;

7) принятие в состав Республики Узбекистан новых государственных образований и утверждение решений о выходе их из состава Республики Узбекистан;

8) законодательное регулирование таможенного, валютного и кредитного дела;

9) принятие Государственного бюджета Республики Узбекистан по представлению Кабинета Министров Республики Узбекистан, внесение в него изменений и дополнений;

10) определение предельного размера государственного долга Республики Узбекистан;

11) установление налогов и других обязательных платежей;

12) законодательное регулирование вопросов административно-территориального устройства, изменение границ Республики Узбекистан;

13) образование, упразднение, переименование районов, городов, областей и изменение их границ;

14) учреждение государственных наград и званий;

15) образование Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан;

16) избрание Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека и его заместителя;

17) утверждение указа Президента Республики Узбекистан об объявлении состояния войны в случае нападения на Республику Узбекистан или в случае необходимости выполнения договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии;

18) утверждение указов Президента Республики Узбекистан об объявлении общей или частичной мобилизации, о введении, продлении или прекращении действия чрезвычайного положения;

19) заслушивание ежегодного Национального доклада о противодействии коррупции в Республике Узбекистан;

20) проведение парламентского расследования;

21) осуществление иных полномочий, предусмотренных Конституцией и законами Республики Узбекистан.

Вопросы, относящиеся к совместному ведению палат, рассматриваются, как правило, вначале в Законодательной палате, а затем в Сенате.


Статья 9. Исключительные полномочия Законодательной палаты

К исключительным полномочиям Законодательной палаты относятся:

1) осуществление контроля за исполнением Государственного бюджета Республики Узбекистан;

2) рассмотрение отчета Счетной палаты Республики Узбекистан;

3) рассмотрение и одобрение по представлению Президента Республики Узбекистан кандидатуры Премьер-министра Республики Узбекистан;

4) заслушивание отчетов Премьер-министра Республики Узбекистан по актуальным вопросам социально-экономического развития страны, а также членов Кабинета Министров по вопросам их деятельности;

5) рассмотрение и одобрение по представлению Президента Республики Узбекистан кандидатур в члены Кабинета Министров Республики Узбекистан;

6) заслушивание ежегодного доклада Кабинета Министров Республики Узбекистан по важнейшим вопросам социально-экономической жизни страны;

7) направление парламентского запроса должностным лицам государственных органов и осуществление иных форм парламентского контроля;

8) избрание Спикера Законодательной палаты и его заместителей, председателей комитетов и их заместителей;

9) решение вопросов о лишении депутата Законодательной палаты неприкосновенности по представлению Генерального прокурора Республики Узбекистан;

10) принятие регламента и иных решений по вопросам, связанным с организацией своей деятельности и внутренним распорядком палаты;

11) принятие постановлений Законодательной палаты по тем или иным вопросам в области политической, социально-экономической жизни, а также вопросам внутренней и внешней политики государства;

12) осуществление иных полномочий, предусмотренных Конституцией и законами Республики Узбекистан.

Статья 10. Заседание Законодательной палаты

Организационной формой деятельности Законодательной палаты являются ее заседания, проводимые в период сессии Законодательной палаты.

Очередные сессии проводятся, как правило, начиная с первого рабочего дня сентября по последний рабочий день июня следующего года.

Первое после выборов заседание Законодательной палаты созывается Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан не позднее чем через два месяца после выборов.

Первое заседание Законодательной палаты открывает Председатель Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан и председательствует на нем до избрания Спикера Законодательной палаты.

На заседании Законодательной палаты и ее органов могут участвовать Президент Республики Узбекистан, Председатель Сената, Премьер-министр, члены Кабинета Министров, председатели Конституционного суда, Верховного суда, Высшего судейского совета, Генеральный прокурор Республики Узбекистан.

На заседание Законодательной палаты могут приглашаться представители государственных органов и негосударственных некоммерческих организаций, научных учреждений, специалисты и ученые, представители органов печати, телевидения, радио и других средств массовой информации.

Заседания Законодательной палаты проводятся открыто и гласно.

В случае необходимости Законодательная палата может принять решение о проведении закрытого заседания.

Порядок организации и проведения заседаний Законодательной палаты определяется Регламентом Законодательной палаты.


Статья 11. Совместные заседания Законодательной

палаты и Сената

Совместные заседания Законодательной палаты и Сената проводятся при принесении присяги Президентом Республики Узбекистан, при выступлениях Президента Республики Узбекистан по важнейшим вопросам социально-экономической жизни, внутренней и внешней политики страны, выступлениях руководителей иностранных государств. По согласованию палат совместные заседания палат могут проводиться и по иным вопросам.

Совместное заседание палат проводится открыто и гласно.

Совместное заседание палат правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей соответственно от общего числа депутатов Законодательной палаты и членов Сената.

На совместных заседаниях палат председательствуют поочередно Спикер Законодательной палаты и Председатель Сената, если иное не установлено на совместном заседании.

По результатам обсуждения вопросов, заслушанных на совместном заседании палат, может быть принято совместное постановление палат. При этом голосование проводится, как правило, раздельно.


Статья 12. Парламентский запрос, запрос депутата

Законодательной палаты

Законодательная палата вправе направить парламентский запрос должностным лицам государственных органов с требованием дать обоснованное разъяснение или изложить свою позицию по вопросам исполнения законов, государственных программ в различных сферах и другим важнейшим вопросам, входящим в их ведение.

Депутат Законодательной палаты вправе направить должностным лицам государственных органов запрос с требованием дать обоснованное разъяснение или изложить свою позицию, как правило, по вопросам, связанным с обеспечением прав и законных интересов избирателей соответствующего избирательного округа.

Ответ соответственно на парламентский запрос, запрос депутата Законодательной палаты должностные лица государственных органов дают в порядке и сроки, установленные Регламентом Законодательной палаты. Ответ на парламентский запрос, запрос депутата Законодательной палаты подписывается должностным лицом, на имя которого был направлен запрос, или лицом, временно исполняющим его обязанности.

Полномочный представитель Кабинета Министров Республики Узбекистан в Олий Мажлисе Республики Узбекистан оказывает содействие в обеспечении своевременного направления ответа на парламентский запрос, а также запрос депутата Законодательной палаты, направленный членам Кабинета Министров Республики Узбекистан, должностным лицам республиканских органов исполнительной власти, органов исполнительной власти на местах.


III. СПИКЕР ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ПАЛАТЫ

И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛИ. КЕНГАШ, КОМИТЕТЫ

И КОМИССИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ПАЛАТЫ

Статья 13. Спикер Законодательной палаты

На первом заседании после выборов из числа депутатов Законодательной палаты избирается Спикер Законодательной палаты большинством голосов от общего числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий Законодательной палаты. Порядок выдвижения и избрания Спикера Законодательной палаты определяется Регламентом Законодательной палаты.

Одно и то же лицо не может быть Спикером Законодательной палаты более двух сроков подряд.

Спикер Законодательной палаты на период исполнения своих обязанностей приостанавливает членство в политической партии и не может входить в состав фракции политической партии (далее - фракции).

Спикер Законодательной палаты не может быть избран в состав комитетов Законодательной палаты.

Спикер Законодательной палаты может быть досрочно отозван по решению Законодательной палаты, принятому более чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты тайным голосованием.

По вопросам, входящим в его компетенцию, Спикер Законодательной палаты издает распоряжения.


Статья 14. Полномочия Спикера Законодательной палаты

Спикер Законодательной палаты:

1) созывает заседания Законодательной палаты и ее Кенгаша, председательствует на них;

2) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение Законодательной палаты;

3) направляет принятые Законодательной палатой законы для одобрения в Сенат;

4) координирует деятельность комитетов и комиссий Законодательной палаты;

5) организует контроль за исполнением законов Республики Узбекистан и актов Законодательной палаты;

6) распределяет обязанности между заместителями Спикера Законодательной палаты;

7) руководит работой по осуществлению межпарламентских связей и деятельностью групп Законодательной палаты, связанных с работой международных парламентских организаций;

8) утверждает уставы и состав редакционных коллегий печатных органов Законодательной палаты и сметы расходов на их содержание;

9) по согласованию с Кенгашем назначает и освобождает от должности главных редакторов печатных органов Законодательной палаты;

10) осуществляет руководство деятельностью печатных органов Законодательной палаты;

11) представляет Законодательную палату во взаимоотношениях с Сенатом, другими государственными органами, иностранными государствами, международными и иными организациями;

12) подписывает постановления Законодательной палаты и ее Кенгаша;

13) осуществляет руководство деятельностью аппарата Законодательной палаты;

13-1) осуществляет общее руководство и координацию работ по формированию и исполнению сметы расходов Законодательной палаты;

13-2) подписывает распоряжения об использовании бюджетных средств, выделенных Законодательной палате;

14) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Узбекистан, настоящим Законом и Регламентом Законодательной палаты.

Спикер Законодательной палаты вправе вносить вопросы, отнесенные к его компетенции, на рассмотрение Кенгаша.



Статья 15. Заместители Спикера Законодательной палаты

Заместители Спикера Законодательной палаты избираются из числа депутатов Законодательной палаты тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов на срок полномочий Законодательной палаты. Порядок выдвижения и избрания заместителей Спикера Законодательной палаты определяется законом и Регламентом Законодательной палаты.

Заместители Спикера Законодательной палаты на период исполнения своих обязанностей приостанавливают членство в политической партии и не могут входить в состав фракции.

Заместители Спикера Законодательной палаты не могут быть избраны в состав комитетов Законодательной палаты.

Заместители Спикера Законодательной палаты выполняют по поручению Спикера Законодательной палаты отдельные его функции.

В случае отсутствия Спикера Законодательной палаты или невозможности осуществления им своих обязанностей его замещает первый заместитель Спикера Законодательной палаты, а при отсутствии первого заместителя Спикера Законодательной палаты - заместитель Спикера Законодательной палаты.

Заместители Спикера Законодательной палаты могут быть досрочно отозваны по решению Законодательной палаты, принятому более чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты тайным голосованием.



Статья 16. Кенгаш Законодательной палаты

В целях эффективной организации деятельности Законодательной палаты образуется Кенгаш Законодательной палаты.

Кенгаш Законодательной палаты собирается между заседаниями палаты по мере необходимости.

В состав Кенгаша Законодательной палаты входят Спикер Законодательной палаты, его заместители, руководители фракций, председатели комитетов Законодательной палаты.

Кенгаш Законодательной палаты по вопросам, входящим в его компетенцию, принимает постановления большинством голосов от общего числа его членов.


Статья 17. Избрание комитетов Законодательной палаты

Для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, вносимых в Законодательную палату, контроля за исполнением законов Республики Узбекистан и решений, принимаемых палатой, из числа депутатов Законодательной палаты на срок полномочий Законодательной палаты избираются комитеты в составе председателя, его заместителя и членов.

Должности председателя комитета, его заместителя и членов определяются пакетным (общим) решением с учетом партийной или групповой принадлежности депутатов и количества голосов избирателей, полученных на выборах.

Все члены комитетов Законодательной палаты пользуются равными правами.

Депутат, не избранный в состав комитета, вправе участвовать в его работе с совещательным голосом.

Комитеты Законодательной палаты ответственны перед Законодательной палатой и подотчетны ей.


Статья 18. Полномочия комитетов Законодательной палаты

Комитеты Законодательной палаты:

1) разрабатывают по собственной инициативе или по поручению Законодательной палаты проекты законов Республики Узбекистан и иных решений Законодательной палаты по вопросам, относящимся к их ведению;

2) осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов, законодательных предложений, внесенных в порядке законодательной инициативы (далее - законодательные предложения) и их подготовку к рассмотрению Законодательной палатой;

3) дают заключения по проектам законодательных актов, вносят предложения в Кенгаш о включении законопроекта в повестку дня заседания Законодательной палаты, о продолжении работы над ним или его отклонении с мотивированным обоснованием;

3-1) дают заключения по законодательным предложениям, вносят предложения в Кенгаш о включении законодательного предложения в повестку дня заседания Законодательной палаты;

4) дают заключения и предложения по проекту Государственного бюджета Республики Узбекистан;

5) по предложению фракций изучают на местах вопросы целевого расходования и эффективного использования бюджетных средств;

6) по поручению Законодательной палаты или по рекомендации ее Кенгаша выступают ответственными по конкретному законопроекту или другому вопросу, отнесенному к ведению палаты;

7) создают рабочие группы по рассмотрению внесенных законопроектов, законодательных предложений, привлекают в их состав представителей государственных органов и негосударственных некоммерческих организаций, научных учреждений, специалистов и ученых, руководителей хозяйствующих субъектов;

8) заслушивают представителей субъектов права законодательной инициативы по вопросам, касающимся внесенного ими проекта закона;

8-1) заслушивают представителей инициаторов законодательного предложения по вопросам, касающимся внесенного ими законодательного предложения;

9) готовят предложения по изменению или дополнению текста внесенных проектов законов Республики Узбекистан, а также постановлений, принимаемых Законодательной палатой;

10) запрашивают от государственных органов и других организаций, должностных лиц документы, экспертные заключения, статистические и иные данные;

11) заслушивают сообщения руководителей государственных органов о соблюдении ими законов, выполнении постановлений Законодательной палаты и ее Кенгаша, решений комитетов Законодательной палаты;

12) периодически с выездом на места изучают состояние исполнения государственными органами законов, постановлений Законодательной палаты, правоприменительную практику;

13) осуществляют мониторинг за своевременным принятием подзаконных актов во исполнение вновь принятых законов.

Комитеты Законодательной палаты могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Статья 19. Организация работы комитетов Законодательной палаты

Комитеты Законодательной палаты организуют работу в соответствии со своими планами, а также поручениями и рекомендациями Законодательной палаты, ее Спикера и Кенгаша.

Порядок деятельности комитетов Законодательной палаты определяется Регламентом Законодательной палаты.


Статья 20. Заседания комитетов Законодательной палаты

Заседания комитетов Законодательной палаты проводятся по мере необходимости между заседаниями палаты.

Заседания комитетов Законодательной палаты правомочны, если на них присутствует не менее половины состава комитета.

Заседания комитетов Законодательной палаты проводятся открыто. В случае необходимости комитеты Законодательной палаты могут принять решение о проведении закрытого заседания.

На заседания комитетов могут приглашаться представители государственных органов и негосударственных некоммерческих организаций, научных учреждений, специалисты и ученые, представители органов печати, телевидения, радио и других средств массовой информации.

На заседаниях комитетов может участвовать Полномочный представитель Кабинета Министров Республики Узбекистан в Олий Мажлисе Республики Узбекистан.


Статья 21. Решения комитетов Законодательной палаты

Комитеты Законодательной палаты принимают решения по рассматриваемым вопросам большинством голосов от общего состава членов комитета.

Решения комитетов Законодательной палаты, направляемые в государственные органы, подлежат обязательному рассмотрению ими с сообщением о результатах или принятых мерах не позднее чем в месячный срок, если иное не установлено в решении.



Статья 22. Комиссии Законодательной палаты

Законодательная палата для исполнения конкретных задач может создавать комиссии.

Комиссии создаются из числа депутатов Законодательной палаты на заседании Законодательной палаты. При этом определяется цель создания комиссии и ее полномочия.

Комиссии прекращают свою деятельность после выполнения возложенных на них задач или досрочно по решению Законодательной палаты.

Порядок организации и деятельности комиссий определяется Регламентом Законодательной палаты.


IV. ФРАКЦИИ

Статья 24-1. Руководитель фракции

Статья 23. О фракциях

Фракция - депутатское объединение, создаваемое депутатами, выдвигаемыми от политической партии в целях выражения ее интересов в Законодательной палате, и зарегистрированное в установленном порядке.

Решение о вступлении депутата Законодательной палаты во фракцию принимается на их заседаниях.

Депутат Законодательной палаты может быть членом только одной фракции.

Депутат, выдвинутый от политической партии и избранный в Законодательную палату, может быть членом фракции только этой партии.

Порядок организации и деятельности фракций определяется Регламентом Законодательной палаты.



Статья 24. Порядок образования фракций

Правом на образование фракции обладают не менее пяти депутатов Законодательной палаты.

Фракции подлежат учетной регистрации. На заседании Законодательной палаты руководитель или иной представитель фракции информирует палату о создании фракции, что фиксируется в протоколе заседания Законодательной палаты.

О создании фракции Законодательная палата принимает постановление.



Статья 24-1. Руководитель фракции

Фракция из своего состава избирает руководителя фракции.

Руководитель фракции:

осуществляет общее руководство деятельностью фракции;

излагает согласованную позицию фракции по рассматриваемым на заседаниях Законодательной палаты вопросам, выступает с официальными заявлениями по ним (по решению фракции данное полномочие может быть возложено также на других членов фракции);

ведет от имени фракции переговоры с Законодательной палатой, ее органами и должностными лицами;

обеспечивает сотрудничество фракции с руководящими органами партии;

представляет фракцию во взаимоотношениях с государственными органами, иностранными государствами, международными и иными организациями;

подписывает решения и другие документы фракции;

дает рекомендации по формированию повестки дня заседаний фракции и осуществляет общее руководство над подготовкой внесенных на обсуждение вопросов;

созывает заседания фракции, председательствует на них;

приглашает для участия в работе фракции членов Кабинета Министров Республики Узбекистан и руководителей других государственных органов, экспертов, представителей институтов гражданского общества;

оказывает всестороннее содействие в организации деятельности членов фракции в своих избирательных округах, исходя из стоящих перед фракцией задач;

осуществляет иные полномочия, необходимые для эффективной деятельности фракции.

Руководитель фракции по оплате труда, условиям медицинского и транспортного обеспечения приравнивается к заместителю Спикера.

Руководитель фракции имеет заместителя (заместителей), избираемого на заседании фракции.

В случае отсутствия руководителя фракции его полномочия осуществляет один из заместителей руководителя фракции.

Решение о досрочном прекращении полномочий руководителя фракции принимается заседанием фракции.



Статья 25. Полномочия фракции

Фракция:

1) вносит предложения и замечания по повестке дня заседания Законодательной палаты, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;

2) пользуется правом на гарантированное предоставление слова представителю фракции в прениях по каждому вопросу, обсуждаемому на заседании Законодательной палаты;

3) ставит вопрос о создании согласительных и иных комиссий;

4) обращается на заседании Законодательной палаты к должностным лицам органов государственной власти и республиканских органов исполнительной власти с требованием дать обоснованное разъяснение или изложить свою позицию по вопросам, входящим в их ведение;

5) распространяет мнение фракции по обсуждаемому на заседании Законодательной палаты вопросу среди депутатов Законодательной палаты;

6) участвует в работе Кенгаша, комитетов и комиссий палаты;

7) вносит свои предложения по законопроектам, законодательным предложениям и проектам иных решений, обсуждаемым Законодательной палатой;

8) ставит вопрос о заслушивании на заседании Законодательной палаты членов правительства по вопросам их деятельности;

9) запрашивает у государственных органов и их должностных лиц материалы и документы, необходимые для деятельности фракции;

10) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.


Статья 25-1. Парламентское большинство и парламентская

оппозиция. Объединение фракций в блок

Фракция, получившая большинство мест в Законодательной палате, составляет парламентское большинство.

Парламентское большинство могут составить также несколько фракций, создающих блок исходя из близости или совпадения своих программных целевых задач.

Фракции, не разделяющие курс и программу вновь сформированного правительства или отдельные ее направления, могут объявить себя оппозиционными.

Объединение фракций в блок не ограничивает их самостоятельности в осуществлении прав, предусмотренных законом.

Фракция, объявившая себя парламентской оппозицией, наряду с предусмотренными законом для фракций полномочиями имеет право:

на внесение альтернативной редакции проекта закона до рассмотрения в первом чтении законопроекта по тому же вопросу, а также проекта постановления Законодательной палаты;

на занесение в протокол пленарного заседания Законодательной палаты своего особого мнения по обсуждаемым вопросам;

на гарантированное участие ее представителей в согласительной комиссии по отклоненному Сенатом закону.

Гарантированные законом права парламентской оппозиции не могут быть ущемлены парламентским большинством.


Статья 26. Прекращение деятельности фракции

Деятельность фракции прекращается в случаях:

1) собственной инициативы фракции;

2) истечения срока полномочий Законодательной палаты;

3) уменьшения числа депутатов, входящих во фракцию, ниже предела, необходимого для ее образования.

Кроме случаев, указанных в части первой настоящей статьи, фракция распускается также в случае прекращения деятельности соответствующей политической партии.


V. РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТОВ.

СОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ.

РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ

ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Статья 27. Законодательная инициатива

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Узбекистан, Республике Каракалпакстан в лице ее высшего органа государственной власти, депутатам Законодательной палаты, Кабинету Министров Республики Узбекистан. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду, Верховному суду и Генеральному прокурору Республики Узбекистан по вопросам, отнесенным к их ведению.

Право законодательной инициативы реализуется посредством внесения законопроекта субъектами права законодательной инициативы в Законодательную палату.

Проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, а также изменения по статьям бюджета, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Статья 28. Предварительное рассмотрение законопроекта

комитетом Законодательной палаты

После внесения законопроекта в Законодательную палату ее Кенгаш в порядке, установленном Регламентом Законодательной палаты, определяет ответственный комитет, который будет осуществлять предварительное рассмотрение законопроекта.

В предварительном рассмотрении проекта закона вправе участвовать фракции.

По результатам предварительного рассмотрения законопроекта ответственный комитет ставит вопрос перед Кенгашем Законодательной палаты о его включении в повестку дня заседания Законодательной палаты либо о возвращении законопроекта органу (лицу), его внесшему.

В случае если внесенный законопроект не соответствует Закону Республики Узбекистан "О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан", Закону Республики Узбекистан "О нормативно-правовых актах" и Регламенту Законодательной палаты, Кенгаш Законодательной палаты может принять решение о возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы.


Статья 29. Принятие закона Законодательной палатой

Законодательная палата рассматривает законопроект, как правило, в нескольких чтениях.

Закон принимается Законодательной палатой большинством голосов от общего числа депутатов палаты.

Для принятия Конституции Республики Узбекистан, внесения в нее изменений и дополнений, принятия конституционного закона и внесения в него изменений и дополнений требуется большинство в две трети голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты.

Голосование может быть открытым или тайным.

Решение о форме и способе голосования принимается Законодательной палатой открытым голосованием большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании Законодательной палаты.

Закон, принятый Законодательной палатой, не позднее десяти дней со дня принятия направляется в Сенат.

Сенат принимает решение об одобрении закона либо о его отклонении.

Закон, отклоненный Сенатом, возвращается в Законодательную палату.

Если Законодательная палата большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит закон, он считается принятым Олий Мажлисом Республики Узбекистан и направляется Законодательной палатой Президенту Республики Узбекистан для подписания и обнародования.


Статья 30. Согласительная комиссия

По отклоненному Сенатом закону Законодательная палата и Сенат на паритетных началах могут образовывать из числа депутатов Законодательной палаты и членов Сената согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.

Члены согласительной комиссии от каждой из палат большинством голосов избирают из своего состава сопредседателя комиссии.

Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Сената в отдельности с целью выработки единого текста закона. Согласительная комиссия вправе принимать решение об изменении редакции отдельных статей закона, в отношении которых не имелось возражений Сената, в случае, если такое изменение обусловлено редакцией статей закона, выработанных на основе предложений Сената.

По результатам своей работы согласительная комиссия принимает заключение, содержащее предложения по преодолению разногласий.

Порядок образования, состав и работа согласительной комиссии определяются Регламентом.


Статья 31. Рассмотрение предложений согласительной комиссии

Законодательная палата в течение десяти дней со дня представления заключения согласительной комиссии должна рассмотреть ее предложения и принять решение.

Законодательная палата принимает решение по предложениям согласительной комиссии большинством голосов от общего числа депутатов.

При принятии предложений согласительной комиссии закон подлежит повторному рассмотрению Законодательной палатой. В этом случае закон принимается в обычном порядке и направляется в Сенат для одобрения.

Если при повторном рассмотрении закона, отклоненного Сенатом, Законодательная палата не приняла его в редакции согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Сената об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции.

Если Законодательная палата большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит закон, он считается принятым Олий Мажлисом Республики Узбекистан и направляется Законодательной палатой Президенту Республики Узбекистан для подписания и обнародования.


Статья 32. Подписание закона и его обнародование

Закон рассматривается Сенатом в течение шестидесяти дней и в случае одобрения не позднее десяти дней направляется Президенту Республики Узбекистан для подписания и обнародования.

В случае если Сенат в течение шестидесяти дней со дня поступления в Сенат закона не принял решения об его одобрении или отклонении, он направляется Законодательной палатой Президенту Республики Узбекистан для подписания и обнародования.

Президент Республики Узбекистан в течение шестидесяти дней подписывает закон и обнародует его.

Президент Республики Узбекистан вправе возвратить закон со своими возражениями в Олий Мажлис Республики Узбекистан.



Статья 33. Повторное рассмотрение Законодательной палатой

закона, возвращенного Президентом Республики Узбекистан

Закон, возвращенный Президентом Республики Узбекистан, повторно рассматривается Законодательной палатой, которая принимает одно из следующих решений:

1) принять закон с учетом замечаний и предложений Президента Республики Узбекистан;

2) снять закон с дальнейшего рассмотрения;

3) одобрить закон в ранее принятой редакции.

В случае одобрения закона в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты закон направляется в Сенат для одобрения.


Статья 33-1. Законодательное предложение

и его рассмотрение

Граждане Республики Узбекистан, обладающие избирательным правом, в количестве не менее ста тысяч человек, Сенат, Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман), Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан вправе в порядке законодательной инициативы вносить в Законодательную палату законодательные предложения.

После внесения законодательного предложения в Законодательную палату оно рассматривается в порядке, установленном Законом Республики Узбекистан "О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан".



VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 34. Роспуск Законодательной палаты

Законодательная палата может быть распущена решением Президента Республики Узбекистан, принятым по согласованию с Конституционным судом Республики Узбекистан, в случаях:

возникновения в составе Законодательной палаты непреодолимых разногласий, ставящих под угрозу ее нормальное функционирование, или неоднократного принятия ею решений, противоречащих Конституции Республики Узбекистан;

возникновения непреодолимых разногласий между Законодательной палатой и Сенатом, ставящих под угрозу нормальное функционирование Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В случае роспуска Законодательной палаты новые выборы проводятся в течение трех месяцев.

Законодательная палата может принять решение о самороспуске большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов.

При самороспуске Законодательной палаты новые выборы проводятся в течение двух месяцев.

Законодательная палата не может быть распущена в период действия чрезвычайного положения.

В период роспуска Законодательной палаты полномочия Олий Мажлиса Республики Узбекистан по принятию законов, за исключением Конституции и конституционных законов Республики Узбекистан, выполняет Сенат.



Статья 35. Регламент Законодательной палаты

Порядок деятельности Законодательной палаты, ее органов и должностных лиц, а также фракций определяется Регламентом Законодательной палаты.


Статья 36. Аппарат Законодательной палаты

Организационное, информационное, материально-техническое обеспечение деятельности Законодательной палаты, ее органов и депутатов осуществляет аппарат Законодательной палаты.

Структура, штаты, размер оплаты труда и материально-техническое обеспечение работников аппарата Законодательной палаты, а также расходы на их содержание утверждаются Спикером Законодательной палаты.

Трудовые отношения работников аппарата Законодательной палаты не зависят от срока полномочий Законодательной палаты.

Аппарат Законодательной палаты является юридическим лицом.

Порядок организации и деятельности аппарата Законодательной палаты определяется Положением, утверждаемым Спикером Законодательной палаты.


Статья 37. Финансирование деятельности Законодательной палаты

Финансирование деятельности Законодательной палаты осуществляется из средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и предусматривается в нем отдельной строкой.


Статья 38. Печатные органы Законодательной палаты

Законодательная палата имеет свои печатные органы.


Президент

Республики Узбекистан                                                        И. Каримов



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2002 г., N 24, ст. 192


"Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан",

2002 г., N 12, ст. 215